Символизм и поэты символисты конспект урока в 11 классе с презентацией

Обновлено: 06.07.2024

План урока

IV. Подведение итогов урока.
V.Объяснение домашнего задания.

Запишите эту схему у себя в тетрадях. Какие различия существовали между старшими и младшими символистами?

Вы правы. А уже в 1910 году произошёл кризис символизма.
Символизм был тесно связан с декадентством. Знакомо ли вам значение данного термина?

Да, мнение немецкого философа действительно оказало воздействие на символистов. Ещё в большей степени повлияли на символистов взгляды Владимира Соловьёва.

СИМВОЛИЗМ Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через СИМВОЛЫ .

Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искажённый Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете?

Жизнь Смерть Бог Основные темы символистов

СИМВОЛИСТЫ СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ МЛАДО- СИМВОЛИСТЫ Петербургское крыло Д.Мережковский Андрей Белый А.Блок Московское крыло В.Брюсов

Старшие символисты Понимали символизм как литературную школу Старшие символисты петербургского крыла считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека и иррациональных предчувствий. НАДПИСЬ НА КНИГЕ Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю… Я все уединенное, Неявное люблю. Я — раб моих таинственных, Необычайных снов… Но для речей единственных Не знаю здешних слов… З.Гиппиус 1896

Младосимволисты Целостное мировоззрение, форма жизненного поведения, способ творческой перестройки жизни Значение имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. Реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей. Творчество и жизнь понимали как элемент грандиозного художественного произведения, космического процесса.

Роль символизма в литературе Обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями.

Пример ассонанса УТРО (и-е-а-о-у) Над долиной мглистой в выси синей Чистый-чистый серебристый иней. Над долиной, - как изливы лилий Как изливы лебединых крылий. Зеленеют земли перелеском. Снежный месяц бледным, летним блеском. В нежном небе нехотя юнеет. Хрусталея, небо зеленеет. Вставших глав блистающая стая Остывает, в дали улетая… Синева ночная, - там, над нами, Синева ночная давит снами! Молньями, как золотом в болото Бросит очи огненные кто-то. Золотом хохочущие очи! Молотом грохочущие ночи! Заликует, - всё из перламутра Бурное, лазуревое утро: Потекут в излучине летучей Пурпуром предутренние тучи. Андрей Белый Ноябрь 1917г. Сергиев Посад

Пример ассонанса УТРО (и-е-а-о-у) Над дол И ной мгл И стой в выси с И ней Ч И стый-ч И стый серебр И стый И ней. Над дол И ной, - как изл И вы л И лий Как изл И вы лебед И ных крылий. Зелен Е ют з Е мли перел Е ском. Сн Е жный м Е сяц бл Е дным, л Е тним бл Е ском. В н Е жном н Е бе н Е хотя юн Е ет. Хрустал Е я, н Е бо зелен Е ет. Вст А вших гл А в блист А ющАя ст А я Остыв А ет, в д А ли улет А я… Синев А ночн А я, - т А м, н А д н А ми, Синев А ночн А я д А вит сн А ми! М О лньями, как з О лотом в бол О то Бр О сит О чи О гненные кт О -то. З О лотом хох О чущие О чи! М О лотом грох О чущие н О чи! Залик У ет, - всё из перлам У тра Б У рное, лаз У ревое У тро: Потек У т в изл У чине лет У чей П У рпуром пред У тренние т У чи. Андрей Белый Ноябрь 1917г. Сергиев Посад

Символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв.


Искусство Символизма

О искусстве символизма кратко, доступно для учащихся.


Презентация к уроку "Аромат солнца в искусстве символизма"

Пояснительная записка Современное школьное образование предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и.


История Русского символизма

История Русского символизма.


Урок литературы в 11-м классе "Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Урок литературы в 11-м классе "Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт" .


Презентация "Тайны созданных созданий (определение признаков символизма)

(определение признаков символизма на примере анализа стихотворений В. Я. Брюсова.

1 Русский символизм и его истоки Урок-лекция по литературе в 11 классе Автор Голдова Ирина Георгиевна, учитель русского языка и литературы МОУ Рымникской СОШ Брединского района

2 Символизм – это литературно- художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

5 СИМВОЛИСТЫ Старшие Младшие 1890-х гг х гг. Д.Мережковский, В.Брюсов, А.Блок, А.Белый, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, И.Анненский, К.Бальмонт В.Иванов Не принимали действительности Принимали реальность и обращались к запредельному через преодоление миру в мистических переживаниях. разрыва между ней и запредельным

6 1910 г – кризис символизма Символизм тесно связан с декадентством (Декадентство – это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.)

10 В.Соловьёв Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами - Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий - Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете - Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? 1892

11 Вывод: Первый мир, реальный, можно познать с помощью зрения, слуха и т.д. Второй мир, идеальный, нечто высшее и таинственное, можно познать только чувством

12 Зинаида Гиппиус Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю. Я все уединенное, Неявное люблю. Я - раб моих таинственных, Необычайных снов. Но для речей единственных Не знаю здешних слов

13 Стихотворения написаны от первого лица. Они принадлежат перу личности незаурядной, скорее всего, это человек искусства, художник, творец, приобщённый к высшей реальности Вывод: символисты относились к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, ценили миг, мимолётность. Это ещё одна характерная черта символизма

14 Символ – многозначный образ, выражающий суть какого-либо явления

16 Ф.Сологуб Лила, лила, лила, качала Два тёмно-алые стекла, Белей лилей, алее лала Бела была ты и ала.

17 Символизм в живописи выразился в картинах таких художников, как В.Э. Борисов- Мусатов,В.Э. Борисов- Мусатов И.Крамской, М.Врубель.

18 Аметисты Когда, сжигая синеву, Багряный день растет неистов, Как часто сумрак я зову, Холодный сумрак аметистов. И чтоб не знойные лучи Сжигали грани аметиста, А лишь мерцание свечи Лилось там жидко и огнисто. И, лиловея и дробясь, Чтоб уверяло там сиянье, Что где-то есть не наша связь, А лучезарное слиянье… И.Анненский

19 Основные черты символизма: -поэтика намёка и иносказания; -отношение к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов; -апология (восхваление) мига, в котором отражается Вечность; -стремление создать картину идеального мира, существующего по законам Вечной Красоты; -глубокий историзм, с позиций которого видятся и современные события; -изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ

Серебряный век Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Серебряный век Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречи.

Серебряный век Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и поисков эпохи. Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов.

Серебряный век Огромный интерес к поэзии – особенно к модернистским течениям.

Серебряный век Огромный интерес к поэзии – особенно к модернистским течениям: символизм акмеизм футуризм

Символизм ( франц.Symbolisme) -- одно из крупнейших направлений в искусстве (.

Символизм ( франц.Symbolisme) -- одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.

СИМВОЛИЗМ -литературно-художественное направление, считавшее целью искусства.

СИМВОЛ - - выражение сверхчувствительной интуиции, которая является уделом из.

СИМВОЛ - - выражение сверхчувствительной интуиции, которая является уделом избранных и с помощью которой поэт может проникнуть в сущность потустороннего мира, не познаваемого разумом. - многозначное иносказание; - некий условный знак, соединяющий мир реальный и ирреальный

Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами - Только отблеск, тольк.

Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами - Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий - Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете - Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? 1892 год Владимир Соловьев

И. Анненский: «Мне вовсе не надо обязательности одного общего понимания. Напр.



Первостепенное значение в поэзии символистов имела форма, а не содержание. Ка.

Первостепенное значение в поэзии символистов имела форма, а не содержание. Категория музыки, музыкальности - вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике символизма. Поэты-символисты считали именно музыку высшей формой творчества, потому что она дает максимальную свободу самовыражения творцу и максимальную раскрепощенность восприятия слушателю.

ТВОРЧЕСТВО Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латан.

ТВОРЧЕСТВО Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне. Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. 1 марта1895 Валерий Брюсов

Свою новую эстетику символисты утверждали, отрицая реализм. «Преобладающий вк.

За внешним миром для символистов скрывается нечто глубокое, понять которое мо.

Если внимание символистов и привлекала реальность, то она изображалась в край.

Если внимание символистов и привлекала реальность, то она изображалась в крайне неприглядном виде. Зинаида Гиппиус ВСЁ КРУГОМ Страшное, грубое, липкое, грязное, Жестко-тупое, всегда безобразное, Медленно рвущее, мелко-нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно довольное, тайно-блудливое, Плоско-смешное и тошно-трусливое, Вязко, болотно и тинно застойное, Жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское, гнойное, черное, Изредка серое, в сером упорное, Вечно лежачее, дьявольски косное, Глупое, сохлое, сонное, злостное, Трупно-холодное, жалко-ничтожное, Непереносное, ложное, ложное! Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе. 1904

По-новому строились отношения между поэтом и читателем. Поэт не стремился быт.

Значение символизма Символисты обновили художественную прозу (особенно — Ф. С.

Значение символизма Символисты обновили художественную прозу (особенно — Ф. Сологуб и А. Белый); подняли на новый уровень искусство художественного перевода; выступили с оригинальными драматургическими произведениями; активно выступали как литературные критики, теоретики искусства и литературоведы; пытались создать новую философскую культуру; по-новому поставили вопрос о роли поэта и читателя.

Но самый большой вклад был внесен в ПОЭЗИЮ: символисты придали поэтическому с.

Но самый большой вклад был внесен в ПОЭЗИЮ: символисты придали поэтическому слову подвижность и многозначность; научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла; расширили возможности ритма стиха; широко использовали фонетические эффекты и приемы: аллитерацию, ассонанс и т.п.

Первая русская революция содействовала размежеванию символистов. Активируются.

Первая русская революция содействовала размежеванию символистов. Активируются интересы к проблемам современности у В.Брюсова и А.Блока, что приводит их к переосмыслению прежних увлечений и убеждений. К. Бальмонт и З.Гиппиус на стержне революционной борьбы отдали дань мятежным настроениям, прославив идеи борьбы. Другие символисты по-разному продолжали свой путь, многие эмигрировали.


Литература серебряного века. Черты. Символизм. Черты. Основные предствавители.

Содержимое разработки

Серебряный век

Серебряный век русской поэзии Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века , характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Хронологические рамки: 1890-1917 год (до революции). Важным духовным явлением

Серебряный век русской поэзии

  • Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века , характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику.

Хронологические рамки: 1890-1917 год (до революции).

Поэтические течения

Литературные течения Символизм (греч.- символ, знак)- направление в искусстве 1840-1910 годов, универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни того времени. Для символизма характерна поэтика намека и иносказания, создание картины идеального мира, музыкальность и легкость слога. Акмеизм (греч.- высшая степень чего-либо, цветущая сила)- модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятия мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. Футуризм (от лат. будущее) – модернистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства.

Литературные течения

Символизм (греч.- символ, знак)- направление в искусстве 1840-1910 годов, универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни того времени. Для символизма характерна поэтика намека и иносказания, создание картины идеального мира, музыкальность и легкость слога.

Акмеизм (греч.- высшая степень чего-либо, цветущая сила)- модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятия мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.

Футуризм (от лат. будущее) – модернистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства.

Периодизация Серебряного века 1890-е годы. Начало поэтического символизма. 1900-е годы (до 1907-8 года). На смену декаденскому символизму приходит младосимволизм. конец 1900-х – 1917 г. Кризис символизма. Манифесты двух постсимволистских течений. Начало акмеизма и футуризма. начало 20-х годов. Эмиграция писателей.

Периодизация Серебряного века

  • 1890-е годы. Начало поэтического символизма.
  • 1900-е годы (до 1907-8 года). На смену декаденскому символизму приходит младосимволизм.
  • конец 1900-х – 1917 г. Кризис символизма. Манифесты двух постсимволистских течений. Начало акмеизма и футуризма.
  • начало 20-х годов. Эмиграция писателей.

Истоки русского символизма Модернизм европейского искусства, импрессионизм. П. Верлен, С. Маларме, Ш. Бодлер Философия А.Щопенгауэра, Ф. Ницше Русские корни символизма: Баратынский, Тютчев, Фет, Вл. Соловьев

Истоки русского символизма

Модернизм европейского искусства, импрессионизм.

А.Щопенгауэра, Ф. Ницше

Русские корни символизма: Баратынский, Тютчев, Фет, Вл. Соловьев

Символизм как миропонимание

Основные принципы нового искусства:

Символизм как миропонимание

СИМВОЛ – иногозначное иносказание. Символ – это образ, который в отличие от аллегории допускает несколько толкований, причем они определяются не только культурным контекстом, но и индивидуальным замыслом автора. В общем плане символ бесконечен и бездонен.

Признаки символизма

Два основных этапа символизма

Старшие символисты

Младшие символисты

  • Петербургские символисты: Д.С. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб.
  • А. Блок, А. Белый, В. Иванов, Ин. Анненский.

Принимали реальность через преодоление разрыва между ней и запредельным.

В творчестве старших символистов преобладает мотив разочарования, поэтому их часто называют декадентами.

Не принимали действительность и обращались к запредельному миру в мистических переживаниях.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)

Вл. Соловьев *** Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете Только то, что сердце сердцу Говорит в немом привете? 1895

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866 -1941) С-П - Париж

Дети ночи Устремляя наши очи На бледнеющий восток, Дети скорби, дети ночи, Ждем, придет ли наш пророк. Мы неведомое чуем, И, с надеждою в сердцах, Умирая, мы тоскуем О несозданных мирах. Дерзновенны наши речи, Но на смерть осуждены Слишком ранние предтечи Слишком медленной весны. Погребенных воскресенье И среди глубокой тьмы Петуха ночное пенье, Холод утра - это мы. Мы - над бездною ступени, Дети мрака, солнце ждем: Свет увидим - и, как тени, Мы в лучах его умрем.


Зинаида Гиппиус (1869-1945)

Зинаида Гиппиус (1869-1945)

 Поэтические сборники: Сборник стихов Сборник стихов кн. 2 Стихи. Дневники Сияние (Париж 1938 г) 6 сборников рассказов, драмы, дневники, литературная критика (Антон Крайний), две книги воспоминаний.

  • Сборник стихов
  • Сборник стихов кн. 2
  • Стихи. Дневники
  • Сияние (Париж 1938 г)

6 сборников рассказов, драмы, дневники, литературная критика (Антон Крайний), две книги воспоминаний.

Особенности лирики З. Гиппиус Двоемирие. Реальный мир безобразен. Андрогинизм. Единичное сознание. Черты символизма: заглавие и тавтология ( возвращение лирики к её молитвенным, заклинательным истокам, молитвенным ритмам.

Особенности лирики З. Гиппиус


-75%

Читайте также: