Конспект пустыня подготовительная группа

Обновлено: 06.07.2024

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная.

Обогащение словаря: пустыня, оазис, барханы, караван верблюдов, верблюжья колючка.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, музыкальный центр, диски с музыкой, презентация к занятию, картинки животных, растений, модель пустыни, модели животных и растений пустыни, мнемотаблицы, заготовки силуэта верблюда, шерстяные нитки, клей, кисточки, салфетки.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются)

Собирайтесь дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Наши руки соединились, передали друг другу тепло, доброту. Они нас подружили.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы с вами снова отправляемся в путешествие. А куда мы попадем – вы узнаете, отгадав загадку:

Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется и льется на желтый песок.
В воздухе желтом
и плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.

- Куда мы с вами попадём?

Воспитатель: А отправляемся мы в пустыню на ковре-самолете.

Воспитатель: Ковер у нас есть, а чтобы он стал волшебным нужно произнести заклинание:

Ты наш коврик добрый будь
Отвези нас в дальний путь
И обратно привези.
Заклинаю: 1,2,3!

(Звучит волшебная музыка)

Воспитатель: Потихонечку садитесь, осторожно шевелитесь:

Чтоб ковер-самолет поскорей летел вперед! (Звучит музыка полета)
Вот летим мы над полями,
Вот и море перед нами,
Вижу лодку, рыбака, море шире иль река? (Ответы детей)

Один, два, три, четыре – ну, конечно, море шире.
Вот под нами темный лес
Ветки тянет до небес.
В нем дровишек целый груз.
Выше дерево иль куст? (Ответы детей)

Справа горы высоки
Слева реки глубоки
Прилетели мы, садимся.
Осторожно приземлимся.

Воспитатель: Интересно, куда мы попали? (Ответы детей)

Воспитатель: Везде так пусто. Это пустыня. Пустыня-это бескрайний песок, где почти нет растительности.

Воспитатель: Ребята, а почему пустыню так назвали – пустыней?

Джин: Я сейчас вам покажу просторы пустыни.

Воспитатель: Горячее солнце, горячий песок, и жарко здесь очень…воды бы глоток. Воды в пустыне мало она находится глубоко под песками и поэтому так ценится, а песка очень много. Большие холмы песка называются – барханы. Это слово для вас новое, повторите – барханы. Барханы есть только в пустыне.

Воспитатель: Ребята, давайте договоримся, если вы услышите новое слово, то мы его называем и картинку с изображением этого слова ставим на доску. Так, какие новые слова мы с вами только что узнали? (Ответы детей: пустыня, барханы)

Воспитатель: Дождей в пустыне очень мало. А палящее солнце так печет, что можно испечь яйцо в раскаленном песке, представляете.

Воспитатель: Ребята, а какие вы видите растения в пустыне?

Воспитатель: Это не высокие зелёные деревья, а кустарники. Да и тех очень мало.

Воспитатель: А это растение вы узнаете?

Дети: Да, это кактус! …..

Воспитатель: У кактуса вместо листьев колючки. А корень уходит глубоко в пески, где есть вода.

В пустыне встречается необычное для нас растение с листочками в виде колючек. Кто знает, как называется это растение? Ответы детей

- Это верблюжья колючка. Как вы думаете, почему это растение так назвали? (Ответы детей). Это растение с удовольствием едят верблюды.

- У верблюжьей колючки длинный корень, почти 20 метров, с его помощью растение питает себя водой.

- Посмотрите на экран. Какое необычное дерево растет в пустыне. Кто знает, как оно называется? (Ответы детей)

- Как вы думаете, почему это дерево без листьев? (Ответы детей)

Дело в том, что саксаул – это дерево пустыни. Оно приспособилось к условиям пустыни, не боится соленых грунтовых вод, хорошо переносит засуху, т.к. лишено листьев и поэтому испаряет мало влаги.

Воспитатель: Но кроме растений в пустыне встречаются и животные и птицы, насекомые и пресмыкающиеся.

Воспитатель: Назовите тех, которых знаете. (На экране: змея, ящерица, жуки, черепаха, скорпион, верблюд, ежи, пауки)

Воспитатель: Посмотрите, среди песков островок зелени и маленькое озеро, родниковой воды. Это – оазис. Оазис-это райский уголок пустыни, где все могут напиться водой, утолить свою жажду.

Каждая капля воды может спасти жизнь. Поэтому нужно бережно относиться к воде.

Воспитатель: Когда несколько верблюдов идут по бескрайней пустыне – это караван верблюдов. Ребята повторите: караван верблюдов. Он направляется к оазису, чтобы запастись водой и продолжить свое путешествие.

Воспитатель: Ребята, мы узнали еще два новых слова, давайте отнесем картинки с их изображением на доску. Назовите эти слова (караван верблюдов, оазис).

Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку.

Колючка вкуснее чем множество блюд
Её обожает горбатый… (Верблюд)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что верблюд может жить без воды 2–3 недели. Но потом выпивает 13 ведер воды за 10 минут.

Воспитатель: Давайте его хорошо рассмотрим: У него длинная шерсть-это хорошая защита от холодных ночей в пустыне. Длинные и густые ресницы защищают его глаза от песка и пыли. А вода и пища хранится в его двух горбах, представляете? А питается он растениями с колючками. Только верблюд может свободно передвигаться в пустыне, как корабль в море. Это животное имеет мозолистые подошвы, как тапочки, что помогает ему передвигаться по горячему песку, не обжигая ног и не проваливаясь. Верблюд очень сильное животное, может переносить тяжести до 500 кг. Может подолгу обходиться без пищи и воды. Именно поэтому верблюдов использовали для перевозки грузов по пустыне люди.

Вы, наверное, устали?
Да!
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи,
И, как змеи зашипели.
Пошипели, помолчали,
Как тушканчик поскакали.
Поскакали, поскакали,
За барханом мы пропали.

- Отдохнули, ребята. Возвращаемся в группу.

Ты наш коврик добрый будь
Покажи обратный путь
Ты лети, лети, лети.
Заклинаю: 1, 2, 3!

Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись в детский сад.

- Обратите внимание на модель пустыни, которую мы с вами подготовили ранее… Чего здесь не хватает? Дети: животных, растений, насекомых.

Сейчас мы с вами поделимся на 3 команды:

первая команда будет собирать картинки с изображением растений пустыни,

вторая – картинки животных, среди них есть неподходящие, а третья – определит и укажет стрелками местообитание различных живых существ и выберет среди них обитателей пустыни.

Дети работают за столами.

- Молодцы! Все справились с заданием… Подойдите к макету и дополните пустыню животными, растениями и насекомыми, которых вы узнали.

Обратите внимание, что остались ещё животные…

Воспитатель: Дети, животные очень хотели бы, чтобы вы рассказали о них. Послушайте, как вы будете составлять рассказы.

Сначала, назовете животное, о котором будете рассказывать.

Опишите характерные части тела животного (уши, конечности, хвост). Опишите чем покрыто тело животного? (Шерсть, чешуя, иголки)

Какого цвета его окрас?

Назовите его детёныша.

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Нет ушей, не видно ножек
Шар в колючках – это … (Ёжик)

Камень на ножках
Ползёт по дорожке,
Панцирь-рубаха
В ней вся … (Черепаха)

Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (Ящерица)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. Подойдите к нашему макету, посмотрите, как ожила наша пустыня.

Как вы думаете, какое из этих живых существ, приносит больше пользы человеку?

Воспитатель: Какую пользу приносит верблюд людям? Как они помогают людям?
Дети: Люди получают от верблюда молоко и шерсть. Верблюд перевозит грузы.

Воспитатель: Как вы думаете верблюд дикое или домашнее животное?

Воспитатель: Я предлагаю вам дополнить наш макет караваном верблюдов, который мы сделаем своими руками.

Дети подходят к столу и начинают работу способом ниткографии по созданию каравана верблюдов, затем выставляют свои поделки на макете пустыни.

Воспитатель: Итак, ребята, наше путешествие и исследование пустыни подошло к концу.

Вам понравилось путешествие? Что понравилось больше всего?

- Что нового, интересного вы узнали сегодня о животных и растениях пустыни? Каждый из детей высказывается

Какие новые слова вы узнали?

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, всем спасибо. А наш макет, который мы вместе с вами создали, останется в группе и будет нам напоминать о сегодняшнем путешествии в пустыню.

• Познакомить детей с особенностями пустыни, ее растительным и животным миром. Показать детям взаимосвязь между внешним видом растений и животных и условиями жизни в пустыне.

• Учить детей строить модель пустыни, отражающую взаимосвязь растений, животных и условий их жизни с помощью нового способа моделирования объектов природы – контурное изображение. Развивать умение узнавать природные объекты по контурному изображению.

• Формировать экологические представления детей, интерес к различным природным зонам.

• рассматривание иллюстраций о природных зонах,

• рассказывание о растениях пустыни,

• моделирование различных природных зон (лесостепь, Антарктида, савана,

• рассматривание иллюстраций растений и животных различных природных зон.

• Помочь Кате, Игорю, Насте при составлении модели, отражающей взаимосвязь растений и животных с условиями жизни в пустыне;

• Учить Ксюшу, Максима отвечать развернутым предложением.

• Модели взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в пустыне;

• Карточки разных цветов;

• Контурные зображения растений и животных пустыни;

Ребята, на занятиях по экологии мы путешествуем по нашей планете. Давайте вспомним, где мы с вами побывали. Ответы детей.

Сегодня мы с вами снова отправляемся в путешествие. А куда мы попадем – вы узнаете, отгадав загадку: Солнечный, жаркий

Льется и льется на желтый песок.

В воздухе желтом

и плотном как мед,

Желтая птица неслышно плывет.

- Куда мы с вами попали? В пустыню.

- Абсолютно верно. Пустыня – это большое пространство, покрытое песком.

Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.

- В пустыне выпадает очень мало осадков, там редко появляются облака. Но если тучи сгустились, то это очень опасно. Поднимается ветер, который передвигает песок, в воздухе вьются столбы пыли, понижается температура воздуха. Буря в пустыне представляет большую опасность для животных, растений. Но сейчас на небе солнышко, и не предвидится никаких неприятностей.

Лето в пустыне длится 5-6 месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура воздуха летом +30 градусов. Местами жара достигает 40-50 градусов. В результате, песок в пустыне днем накаляется до 70-80 градусов, при желании в песке можно испечь яйцо. А вот ночи в пустыне, наоборот, прохладные. За все лето, бывает, не выпадает ни капли дождя. Он испаряется, не долетев до земли.

- Ребята, выберите условные обозначения, которые соответствуют природным условиям пустыни. Дети выбирают соответствующие модели.

- Какие модели вы выбрали?

- Расскажите, что обозначает каждая из выбранных моделей?

Педагог проверяет выполнение задания детьми, помогает затрудняющимся детям, выслушивает объяснения детей.

- Зарисуйте условные обозначения на ваших моделях.

- А как вы думаете, какой цвет соответствует пустыне? Почему? Ответы детей.

Закончите модель пустыни, закрасив квадрат в желтый цвет.

Воспитатель оценивает модели, сделанные детьми.

- А сейчас представьте, что мы попали в пустыню. Выходите на ковер – как будто это пески пустыни. Как вы думаете, легко ли нам идти по пустыне? Ответы детей. Путешествовать по пустыне очень непросто. Ноги утопают в песке и, пройдя несколько метров, мы понимаем, что далеко не уйдем. Дует горячий ветер, мы закрываем лицо руками. А за плечами у нас тяжёлые рюкзаки. Идти дальше невозможно, и мы без сил опускаемся на песок. Слова педагога сопровождаются движениями, которые выполняют дети: идут тяжело передвигая ноги и наклоняясь вперёд, закрывают лицо руками, опускают плечи под тяжестью, садятся на ковёр.

- В этой трудной ситуации нам сможет помочь одно животное, какое вы узнаете, отгадав загадку: Сколько важности в походке!

По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком?

- Конечно, это верблюд. Давайте, посмотрим, чем отличается верблюд от других животных? Показ слайдов.

- Что есть у верблюда на спине? Горбы

- А как вы думаете, зачем верблюду горбы? Ответы детей

В своих горбах верблюд содержит запасы жира, что позволяет ему обходиться без пищи и воды. Существуют верблюды одногорбые и двугорбые. В высоту верблюд достигает двух метров, а жить в пустыне ему помогает строение тела и ног.

- Верблюда называют кораблем пустыни. Как вы думаете, почему? Ответы детей

Только верблюд может свободно передвигаться в пустыне, как корабль в море. Это животное имеет мозолистые подошвы, как тапочки, что помогает ему передвигаться по горячему песку, не обжигая ног и не проваливаясь. Верблюд очень сильное животное, может переносить тяжести до 500 кг. Может подолгу обходиться без пищи и воды. Именно поэтому верблюдов использовали для перевозки грузов по пустыне.

Подумайте и скажите, как еще приспособился верблюд к жизни в песчаной пустыне? Ответы детей

Правильно, окрас у этого животного под цвет песка.

А сейчас вставайте с песка, пока мы беседовали, закончилась песчаная буря и мы можем продолжить свое путешествие по пустыне.

- Ребята, у вас на столах я приготовила листы бумаги разных цветов. Выберите, пожалуйста, лист такого цвета, который характерен для пустыни. Дети выбирают листы бумаги, окрашенные в оттенки жёлтого цвета.

Мы попытаемся создать пейзажную картину пустыни. Для этого нужно познакомиться с животными и растениями, которые там обитают.

- С каким животным мы уже познакомились? С верблюдом

Найдите изображение верблюда и разместите его на картине.

- Посмотрите на экран и узнаете, что встретится нам на пути. Мы видим необычное для нас растение с листочками в виде колючек. Кто знает, как называется это растение? Ответы детей

- Это верблюжья колючка. Как вы думаете, почему это растение так назвали? Ответы детей Это растение с удовольствием едят верблюды.

- У верблюжьей колючки длинный корень, почти 20 метров, с его помощью растение питает себя водой.

Давайте вспомним наши эксперименты, которые помогут ответить на вопрос: почему у растений в пустыне длинные корни.

Эксперимент 1: вода через песок уходит быстрее, практически не задерживаясь на поверхности. Следовательно, в пустыне вода находится далеко от поверхности.

- Кто сможет рассказать, что мы делали и что узнали? Объяснения детей.

Эксперимент 2: если вода далеко, то нужно за ней тянуться. Так и растение тянется за водой.

- Расскажите про этот эксперимент. Рассказ детей

- У верблюжьей колючки такой длинный корень потому, что вода очень глубоко и корню приходится тянуться за ней.

- Посмотрите, какие листья у верблюжьей колючки? Как вы думаете, почему? Ответы детей Это позволяет воде меньше испаряться.

- Верблюжья колючка - растение невысокое. А почему, как вы думаете? Ответы детей Оно бережет влагу, если бы растение было высоким, воды нужно было бы больше.

Найдите контурное изображение верблюжьей колючки и расположите его на нашей картине.

- Посмотрите на экран, по пустыне пробежал какой-то зверек. Он похож на маленького кенгуру. Кто это? Ответы детей.

Это тушканчик. Какого цвета тушканчик? Почему? Ответы детей Правильно, это маскировка под цвет песка. Тушканчика очень трудно заметить на жёлтом песке. Обратите внимание на размер этого животного. Это животное некрупное. Как вы думаете, почему? Ответы детей Ему негде спрятаться в пустыне.

Выньте из конвертов контурное изображение тушканчика и положите на свои картины.

Устали? Но вот на нашем пути показался самый настоящий рай в пустыне. Что это? Богатая растительность, богатый животный мир. Даже слышно журчание воды. Ответы детей.

- Это оазис. Участок в пустыне, расположенный вблизи водоема. Здесь мы и отдохнем.

- Вы, наверное, устали?

- И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи,

И, как змеи зашипели.

Как тушканчик поскакали.

За барханом мы пропали.

Отдохнули, ребята. Продолжаем наше путешествие.

- Посмотрите на экран. Какое необычное дерево растет в пустыне. Кто знает, как оно называется? Ответы детей

- Правильно, это - саксаул.

- Как вы думаете, почему это дерево без листьев? Ответы детей

Дело в том, что саксаул – это дерево пустыни. Оно приспособилось к условиям пустыни, не боится соленых грунтовых вод, хорошо переносит засуху, т. к. лишено листьев и поэтому испаряет мало влаги. Его древесина плотная и прочная. Весной это дерево покрывается своеобразным покровом. Его зеленые ветви тонкие, длинные, как вязальные спицы. Крона у саксаула прозрачная, но массивная. В марте, в период цветения, деревца стоят, обсыпанные желтыми мелкими цветками. А осенью у него созревают плоды, которые ветер разносит по пустыне. Попав в почву, они за два-три дня прорастают. С наступлением холодов зеленые веточки опадают, и дерево обнажается.

Найдите контурное изображение саксаула и выложите на ваши картины.

- Посмотрите, что это за животное, которое при нашем появлении мгновенно зарылось в песок? Ответы детей

- Правильно, это ящерица-круглоголовка. Она умеет мгновенно зарываться в песок в случае опасности. А вот - песчаный удавчик. Они очень быстро передвигаются по пустыне. Эти животные при отсутствии пищи и воды впадают в спячку.

Расположите на картинах изображения ящерицы и песчаного удавчика.

А вот промчалось стадо куланов. Обратите внимание, что куланы – довольно крупные животные. Посмотрите, какого цвета куланы? Ответы детей

Они тоже песочного цвета, потому что так удобнее маскироваться. Эти животные живут стадами. Поместите изображение кулана на своих картинах.

Вот и готовы наши картины. Все справились с заданиями.

- Посмотрите на модели пустыни, чем она отличается от других природных зон? Ответы детей

- В пустыне очень жарко, мало воды, много песка. Животные и растения пустыни смогли приспособиться к таким трудным условиям.

- Что нового, интересного вы узнали сегодня о животных и растениях пустыни? Каждый из детей высказывается

Ваши модели пустыни вы можете забрать домой, рассказать маме и папе об особенностях этой природной зоны. Занятие окончено.

image

- картинки с изображением растений различных климатических зон.

Дети с воспитателем входят в группу.

Ребята посмотрите сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте с ними поздороваемся (гостей приглашают поздороваться вместе).

Станем рядышком по кругу

Скажем здравствуй друг другу,

Нам здороваться не лень:

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется!

Ребята сегодня мне на электронную почту пришло письмо, и вот, что в нем было. Посмотрите на экран (проектор).

Здравствуйте мои друзья! Я слышал, что на вашей планете есть место, где всегда пусто и нет жизни. Чтобы определить, какое это место, я вам загадаю загадку

Вот песчаный океан,

Раз бархан и два бархан .

Тут без дождика тоска.

Всюду горы из песка. (пустыня)

Воспитатель : Ребята, что это за место?

Лунтик: Правильно ребята, это пустыня. Ребята, расскажите мне об этом месте!

Воспитатель : Ребята Лунтик сказал, что в пустыне – пусто. Так ли это?

Дети: Нет, в пустыне есть жизнь.

Воспитатель: Ребята, где находится самая большая пустыня? (Слайд 1)

Дети: Пустыня находится в Африке.

Воспитатель: Как называется эта пустыня?

Дети: Пустыня называется Сахара.

Воспитатель : Ребята посмотрите на экран, вот она пустыня Сахара. Ребята, а как мы можем рассказать и доказать Лунтику, что в пустыне есть жизнь.

Дети : показать картинки, показать презентации, прочитать.

Воспитатель: Ребята, а почему вокруг Африки голубой цвет? Что это?

Дети: Да отправляемся!

Воспитатель: Ребята посмотрите, вот и попали мы в пустыню Сахару

Дети: Куда не глянь, везде песок, безоблачное небо и жаркое палящее солнце. Дожди идут редко, поэтому песок сухой и сыпучий.

Воспитатель: Ребята рассмотрите модели, и выберите из них только модели песка, и поместите их в наш дневничек.

- какого цвета песок?

- песок сухой или мокрый?

- из чего состоит песок? (из песчинок)

- песчинки твердые или мягкие?

Воспитатель: Ребята вы уже сказали, что в пустыне редко бывают дожди, и песок легко переносится ветром, и образуются песчаные холмы. Как их называют?

Дети: Эти холмы называют – барханы.

Воспитатель: Давайте мы попробуем сделать барханы сами (обговорить технику безопасности).

Дыхательная гимнастика с помощью трубочек.

Воспитатель : Ребята, что же такое барханы?

Дети: горы песка, нанесенные ветром.

Дети: Мы можем его нарисовать (или другие предложения).

Воспитатель: Ребята мы уже знаем, что в пустыне очень суров, но возможна ли в таком климате жизнь?

Дети: Да, возможна!

Воспитатель: Ребята, как приспособились животные к жизни в пустыне?

Дети: Животные прячутся от жары глубоко в песке, и появляются с наступлением ночи, когда прячется солнце.

Воспитатель: Давайте мы проверим, так ли это?

(дети подходят к столам, на которых находятся контейнеры с песком).

Воспитатель : Давайте ребята поищем, кто же спрятался в песке? (Дети нашли). Посмотрите на свое животное, и найдите такое же животное у ребят, объединитесь в пары. А теперь, нарисуйте схемы – модели обитания передвижения животных в пустыне, и поместите их в дневничек, чтобы потом мы могли рассказать Лунтику о животном мире пустыни.

Воспитатель: Ребята путешествовать по пустыне нелегко. Ноги утопают в песке (дети повторяют движения вместе с воспитателем). И пройдя несколько метров, мы понимаем, что далеко не уйдем. Дует горячий ветер, мы закрываем лицо руками. А за плечами у нас тяжелые рюкзаки. Идти дальше не возможно и мы без сил опускаемся на песок. Хоть бы деревце встретить, посидеть под его тенью, отдохнуть (присаживаемся на палас).

Воспитатель: Ребята вы устали, пить хочется? (ответ детей)

Дети: Это Оазис, участок в пустыне, расположенный вблизи водоема. Здесь мы и отдохнем.

Вы наверное устали?

И поэтому все встали.

Дружно вытянули шей,

И, как змеи зашипели.

Как тушканчик поскакали,

За барханом мы пропали.

Воспитатель : Ребята, а есть ли в пустыне растительность?

Воспитатель : Ребята, как растения приспособились к жизни в пустыне?

Дети: Растения имеют длинные, толстые корни, при помощи которых они добывают воду из песка. На ветках колючки вместо листьев, которые помогают беречь воду.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, действительно ли вода, проникает так быстро сквозь песок, что растениям нужно добывать воду глубоко из песка.

Ребята подойдите к столу, возьмите стаканчик, наберите песок из контейнера. Из второго стаканчика с водой, вылейте воду в стаканчик с песком. Что мы видим?

Дети: Вода быстро просочилась сквозь песок, и осела на дне стаканчика.

Воспитатель: Отдохнули? Молодцы! А теперь нам пора в обратный путь. Но до самолета далеко, а идти так тяжело. Ребята как вы думаете, кто нам может помочь?

Воспитатель: А кто это Верблюд?

Дети каждый берет модель, рассказывает и прикрепляет в дневничек.

Воспитатель : Ну вот мы и прибыли к самолету. Построились в колонну, приготовили крылья, полетели (включается шум мотора самолета).

Приземлились на палас, на экране Лунтик (слайд 4).

Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали? Что мы можем рассказать Лунтику о пустыне?

Лунтик: Ребята спасибо вам большое! Я так много сегодня узнал о пустыни, вы такие молодцы! Ребята, но мне пора возвращаться домой, до свидание!

Дети: До свидание!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что понравилось больше всего? Наше занятие подошло к концу, спасибо вам!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Конспект занятия

высшей квалификационной категории

Цель . Продолжать развивать познавательно – исследовательский интерес через экспериментальную деятельность, художественно-творческую деятельность в ходе проектной деятельности.

Образовательные

- углублять и систематизировать представление детей о животном и

растительном мире пустыни;

- формировать умение закрашивать шаблон верблюда цветным карандашом, оформлять композицию дополнительными деталями (шерстью);

- развивать познавательный интерес о жизни обитателей пустыни;

- развивать любознательность, творческое воображение;

- развивать интерес к экспериментальной деятельности

Воспитательные

- воспитывать познавательный интерес к природе.

Предварительная работа :

- Рассматривание репродукций с изображением животного мира и природы

климатической зоны пустыня;

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут новые путешествия, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Станем рядышком по кругу,

Нам здороваться не лень:

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

А поможет нам туда добраться вот этот воздушный шар! Чтобы воздушный шар отправился в путь нужно произнести волшебное заклинание:

Ты наш шарик добрым будь

Отвези нас в дальний путь

И обратно привези

Заклинаю: раз, два, три!

( звучит волшебная музыка )

Воспитатель:

Вот летим мы над полями,

Вот и море перед нами,

Справа горы высоки,

Слева реки глубоки.

Прилетели мы, садимся,

Осторожно приземлимся

Воспитатель: - Вот мы и прилетели. Посмотрите, ребята, здесь вокруг один песок, целое море песка.

- Как вы думаете, куда мы с вами попали? (ответы детей)

– Да это же книга историй ! ….Дети, сейчас мы с вами из этой книги узнаем одну очень интересную историю. Давайте присядем только куда?

- А вот и песчаные горки, откуда они взялись (ответы детей). Давайте на них присядем.

(Усаживаются на песчаные горки, педагог открывает книгу и читает …. )

Воспитатель: - Ребята как вы думаете, что необходимо взять с собой для путешествия в пустыне? ……..

- Чтобы узнать, что необходимо взять с собой в путешествие, я предлагаю поиграть в игру

Дальнейшее чтение

Воспитатель: - Ребята, почему они взяли с собой так много воды и еды?

«……Батагоз сидела на верблюде между двумя горбами. Перед ее глазами

открылся огромный мир из желтого песка до самого горизонта. Изредка она видела кусты верблюжьей колючки. Солнце палило так нещадно! Дедушка и Батагоз очень уставали за день, но лишь на ночь они останавливались, чтобы поспать и набраться сил. На одной из таких остановок Батагоз сказала :

Воспитатель: - Как вы думаете, а легко ли верблюду шагать по пустыне?

(ответы детей) - Проверим? (Дети подходят к столу с песком)

- Возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит? (ответы детей)

- А теперь возьмите палочку с широкой основой и походите по песку.

- Палочка проваливается в песок. Почему нет. Какой можно сделать вывод?

Вывод: у верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в

песок и помогает ему шагать по пустыне.

Дети садятся на песчаные кочки

-Дедушка то же самое сказал внучке:

Воспитатель : - Ребята, почему верблюд не обжигает ноги? (ответы детей)

«. Али сказал: - А потому, моя девочка, что у верблюда на ноге очень толстая и твердая кожа. Она напоминает мозоль, который иногда появляется у человека. Поэтому всех верблюдов называют мозоленогими.

-А почему у него на шее и груди так много шерсти? У других животных много шерсти на спине.

Воспитатель: - Ребята, Как вы думаете, почему у верблюда больше шерсти на передней части туловища? (ответы детей)

«……Дедушка вот что сказал Батагоз: - Он ест жесткие ветки верблюжьей колючки и, чтобы не уколоться, впереди у него растет густая и длинная шерсть.

Воспитатель: - Ребята, почему в центре пустыни колючек меньше , чем по ее краям? (ответы детей)

Вот и дедушка также объяснил, по краям пустыни воды больше , чем в центре, поэтому здесь даже верблюжья колючка не растет.

Батагоз подошла к верблюду и ласково погладила его, а потом опять задала дедушке вопрос:

Воспитатель: - Ребята, как вы ответите на этот вопрос? (ответы детей)

«…..И дедушка сказал тоже, самое, что густая и длинная шерсть спасает кожу верблюда от ожогов.

Они ехали еще очень долго, у Батагоз совсем уже не было сил. Она хотела пить, а вода уже кончилась. И вдруг впереди показались зеленые деревья. Когда они к ним приблизились, то увидели между ними ручей, который вытекал из - под земли. Дедушка сказал, что это оазис.

Там они напились воды и отдохнули в тени деревьев…..

Воспитатель: - Ребята, почему горбы у верблюда стали мягкими? (ответы детей)

«….А дедушка показал внучке мешок, в котором лежала их еда, и спросил ее, почему мешок вначале был полным, а теперь стал маленький?

-Мы же все съели!- ответила девочка.

-Вот видишь, мы маленькие, а сколько съели. А верблюд такой большой, да еще столько работал, вез наши вещи и нас. Ему и еды надо гораздо больше. А почти ничего не ел и не пил, колючек ведь было мало.

-Так он, что, возит еду в горбах,- догадалась девочка.

Дедушка Али и Батагоз благополучно добрались до города. Батагоз опустилась на землю и нежно погладила своего верблюда, приговаривая:

- Ребята, понравилась вам история о Батагоз и ее дедушке?

Физкультминутка “ Жёлтая страница ”

Вот жёлтая страница - ( стоят лицом в круг, руки опущены в низ.)

Песок по ней кружится - ( вращение вокруг себя с поднятыми руками)

Несётся, как волна - ( стоя на месте, руки вытянуты перед собой )

Неведомо откуда - (волнообразные движения руками)

Бредут по ней верблюды - (медленная ходьба по кругу друг за другом)

Степные поезда – (взявшись за руки)

Идут они в кочевье

Под музыку звонков.

Лежачие деревья - (стоя на коленях, покачивая вверху руками )

Растут среди песков

Безлиственные сучья - (лежа на полу, руки прижаты к полу)

К сухой земле пригнул

Живучий и колючий

А ветер носит тучи - (легкий бег врассыпную )

Идёт песок летучий

На приступ, как войска.

Стук в дверь подарок от родителей с письмом

« Дорогие наши дети!

Вот и подошел наш проект к концу. Мы рады за ваши успехи, и гордимся достижениями полученные в детском саду. Совместная работа была сделана большая и очень интересная. Мы получили большую возможность не только узнать о том, чем вы занимаетесь в детском саду, но и мы вместе с вами принимали активное участие в жизни группы. Ведь проектная деятельность позволила наш коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый из нас почувствовал себя нужным в решении важной задачи. В завершении нашего проекта, мы дарим вам незаконченную картину, которую вы должны доработать в связи с полученными знаниями.

III Практическая часть.

Воспитатель: - Ребята, какая природная зона изображена на картине? (ответ детей)

- Как вы думаете, что не хватает на картине? (ответ детей)

- Ребята, по просьбе родителей мы должны доработать незаконченную картину?

Объяснение и показ воспитателя

- У вас на столах лежат шаблоны верблюда.

- Сегодня мы с вами будем закрашивать туловище верблюда цветными карандашами, затем наклеим ниточки шерсти на те, части тела, где они необходимы (самостоятельное выполнение работы)

- Молодцы. Ребята, теперь нам осталось закончить нашу работу. Как вы думаете, что нам нужно еще сделать? Правильно теперь нужно приклеить наших верблюдов на картину. Как их разместим на картине .

(из готовых моделей дети выстраивают караван)

Воспитатель: - Путешествие наше подошло к концу, пора возвращаться домой. Давайте произнесем волшебные слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширение знаний детей о природно-климатической зоне Земли – пустыне.

  1. Познакомить детей с природно-климатической зоной – пустыня.
  2. Формировать представления детей о пустыне, ее особенностях, животном и растительном мире.
  3. Развивать познавательный интерес к обитателям пустыни.
  4. Воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать её.
  5. Словарная работа: пустыня, барханы, песчаные бури, оазис, бедуины, бурнус, куфью.
  1. Рассказ воспитателя
  2. Объяснение
  3. Вопросы к детям
  4. Дидактическая игра

Цель дидактической игры: закрепление знаний, полученных в ходе занятия.

Задачи дидактической игры:

  1. Закрепить знания детей о пустыне.
  2. Развивать логическое мышление, внимание.

Правила: на интерактивной доске выведены слайды, на которых дети должны найти и убрать тех животных и растения, которые не живут в пустыне, а нужные оставить.

Оборудование и материалы: интерактивная доска.

Обстановка: кабинет информатики.

Связь с другими областями:

  1. Познавательное развитие
  2. Речевое развитие

Ход: Безгранична и многообразна природа нашей страны. Много удивительного можно узнать о животном и растительном мире родного края. У нас есть горы, реки, болота и озера, леса и пустыни, богатейший растительный и животный мир. Мы знаем, что существуют природно-климатические зоны. Но откуда появились эти зоны? (слайд 2) А дело в том, что планета Земля имеет форму шара, (слайд 2) поэтому солнечные лучи нагревают ее поверхность неодинаково. И это самая главная причина образования природно-климатических зон.

(слайд 3) Ну а куда мы сегодня отправимся с вами в путешествие, вы узнаете из загадки:

На север ли, восток,

На запад или юг

Идешь, и все – песок,

Один песок вокруг.

Там не видать зверей

И не цветут цветы,

Лишь ящериц и змей

Увидеть можешь ты.

Правильно, мы с вами сегодня побываем в пустыне, а отправимся мы туда на самолете.

(слайд 4)Но нужно посмотреть на карту, куда же нам лететь? каким цветом обозначены на карте пустыни? а почему оранжевым, что этот цвет означает? (песок)

(слайд 5) Ну, теперь присаживайтесь по удобнее, наше путешествие начинается!

(слайд 6) Ребята, посмотрите, как тут жарко и солнечно, где же мы находимся?

Правильно, мы с вами прилетели в пустыню, одну из самых жарких и сухих мест на Земле. Пустыней называется любое место, где очень-очень сухо и нет земли. (слайд 6) Слово "пустыня" говорит само за себя: пустыня - значит, пусто. В пустыне нет ни морей, ни рек, ни озер, поэтому и дожди здесь идут крайне редко.

Но не все пустыни – песчаные. (слайд 6) Бывают ещё каменистые пустыни, где под ногами не песок – а камни.

(слайд 7) Поверхность пустыни холмистая. Холмы эти состоят из мелкого песка. Встречаются довольно часто и большие холмы, (слайд 7) которые называются барханы. Барханы (слайд 7) могут перемещаться с помощью ветра.

В пустыне так же часто возникают песчаные бури (слайд 8), возникают они, когда над пустыней дуют сильные ветра, которые поднимают тучи песка, из-за чего становится трудно дышать. (слайд 8) Если как следует не подготовиться к буре, песок может попасть в рот, глаза, уши.

(слайд 9) Может показаться, что в пустыне совсем никто не живет. Но, оказывается, некоторые растения и животные могут выжить в таких условиях. Они приспособились к высокой температуре и отсутствию воды.

(слайд 10) Растительность пустыни, безусловно, бедная. Растения не образуют сплошного покрова. (слайд 10) Они растут пучками, редкими кустиками. Растут в основном низкие растения, с маленькими листочками. (слайд 10) А у некоторых вместо листьев – колючки. Например, кактусы выживают в такой жаре, благодаря тому, что запасают воду в стеблях, похожих на губку. (слайд 10) Ствол наполняется водой после дождя и толстеет. (слайд 10) У растений пустыни очень длинные корни, которые нужны для того, чтобы доставать воду, которая находится глубоко-глубоко под землёй.

Давайте еще раз посмотрим самые распространенные растения, которые могут жить в таких суровых условиях. (слайд 11) Это кактусы, мастиковое дерево, саксаул, верблюжья колючка, а так же цветущие растения – (слайд 11) белые лилии, красные маки.

(слайд 12) А встречаются отдельные участки, на которых нет никакой растительности.

Одна проблема животных пустыни – нет воды. (слайд 15) Например, ящерицы не пьют воду. Им хватает той жидкости, которую они получают с пищей. Обратите на специальные зубчики на пальцах, которые не дают провалиться в песок, и они очень быстро скользят по песку.

Давайте посмотрим еще некоторых животных пустыни. (слайд 16) вот ящерицы, антилопы - джейран, ящерица варан – которому называют пустынным крокодилом, скорпионы, филин, страус,

(слайд 16) змеи, суслики, жук-скарабей,

(слайд 18) Жарко в пустыне! Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. Вот мы с вами и добрались до этого места.

Но и тут озеро бывает,

Где и путник, и верблюд

Жажду утоляют. (Оазис)

(слайд 19) Места в пустыне, где есть водоём, называют оазисом. (слайд 19) В оазисах растут пальмы, появляются заросли кустарников и трав. (слайд 19) В оазисе живут люди. Они разводят коз и овец. В оазисе много полей, садов и виноградников, на которых люди выращивают овощи, фрукты, ягоды.

(слайд 20) Но не только в оазисах живут люди, оказывается, и в пустыне можно встретить людей, которые тысячелетиями обитают в этой засушливой местности. (слайд 20) Таких людей называют – бедуинами. Они очень выносливы и хорошо приспособились ко всем тяготам пустынной жизни. (слайд 20) Живут бедуины в шатрах, которые объединяются в деревни. (слайд 20) Для защиты от летящего песка и горячего солнца бедуины в пустынях носят длинную свободную одежду, она называется бурнус, а на голову надевают платок – куфью.

Ну вот, ребята, мы с вами долго путешествовали, пора отправляться в сад.

(слайд 21) Присаживайтесь по удобнее, наше путешествие заканчивается.

Давайте с вами немного поиграем, вспомнив животных и растений, которые живут в пустыне. Готовы? (слайд 22)

(слайд 23) - куда мы сегодня летали на самолете?

- какие явления, происходящие в пустыне, вы запомнили?

- какие животные обитают в пустыне?

- какие растения растут в пустыне?

- почему у растений длинные корни?

- что такое оазис?

- как называют людей, которые живут в пустыне?

Молодцы, ребята, сегодня мы с вами побывали в пустыне – одном из самых засушливых мест на земле. Вам понравилось? Мы полетим туда еще? Хорошо, а на следующем занятии мы побываем с вами в другой природно-климатической зоне.

Читайте также: