Природа в творчестве человека 1 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Цель: показать влияние природы на творчество человека.

Предметные результаты:

узнавать образы природы в произведениях культуры;

понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях;

изготавливать игрушку из природных материалов по схеме.

Метапредметные результаты:

читать схему изготовления игрушки;

систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры;

узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своего края.

Личностные результаты:

понимать красоту произведений народного творчества;

осознавать красоту природы, воплощённую в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов их обработки.

​Презентация к уроку "Природа в творчестве человека" подготовлена по учебнику УМК "Перспектива", 1 класс.

ВложениеРазмер
priroda_v_tvorchestve_cheloveka.zip 1.97 МБ

Подписи к слайдам:

Природа в творчестве человека

Природные материалы для творчества человека дерево лоза

Природные материалы для творчества человека шерсть глина

Образы природы в творчестве человека Кадомское кружево

Белокаменная резьба Успенского собора Рязанского Кремля

Проверь себя. Что из чего? Природные материалы: глина лён лоза солома камень дерево

Презентация к уроку Окружающего мира в 1классе по учебнику А. А. Плешакова и М. Ю. Новицкой подготовлена учителем начальных классов Дерябиной Е. Ю.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Устное народное творчество"
Презентация о жизни и творчестве С.А.Есенина

В презентации рассказывается о жизни и творчестве С.А.Есенина.

Презентация о жизни и творчестве Н.А.Некрасова

В данной презентации рассказывается о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.

Презентация по литературному чтению "Творчество В Бианки" 1-4 класс

Презентация знакомит с творчеством писателя Виталия Бианки. Может использоваться на уроках чтения по любой программе начальной школы.


Презентация по устному народному творчеству

Презентация для изучения фольклора на уроках литературного чтения в 1-4 классах.


Презентация к уроку окружающего мира по теме "Природа в творчестве человека"

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Природа в творчестве человека".

Окружающий мир "Природа в творчестве человека."

Презентация к уроку "Природа в творчестве человека." подготовлена по учебнику УМК "Перспектива" 1 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство с традициями русского народа, создание игрушек по заданной схеме.

Показать детям красоту произведений народного творчества.

Познакомить с образами природы, воплощёнными в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов их обработки.

Освоить умение выполнять изделие, используя схему.

Планируемые достижения учащихся:

Научиться узнавать образы природы в произведениях культуры.

Понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях.

Читать схему и мастерить по ней игрушку из природных материалов.

Планируя занятие, я организовала экскурсию в краеведческий музей, где ребята познакомились с экспозициями традиционного быта, народным промыслом.

Предмет: окружающий мир.

Форма проведения: творческая мастерская.

Тема: Природа в творчестве человека.

Цель: знакомство с традициями русского народа, создание игрушек по заданной схеме.

Показать детям красоту произведений народного творчества.

Познакомить с образами природы, воплощёнными в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов их обработки.

Освоить умение выполнять изделие, используя схему.

Планируемые достижения учащихся:

Научиться узнавать образы природы в произведениях культуры.

Понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях.

Читать схему и мастерить по ней игрушку из природных материалов.

Планируя занятие, я организовала экскурсию в краеведческий музей, где ребята познакомились с экспозициями традиционного быта, народным промыслом.

Ребята! Сегодня мы с вами будем работать в группах. Каждая группа – это творческая мастерская, которая в результате работы получит свой продукт и презентует его. Вместе с нами в мастерской(это наш класс) наши знакомые Аня и Ваня. Наш учебник сегодня – справочная литература. С чего начнём?

-Надо договориться, кто будет старшим в группе.

-Узнать, что будем делать.

- Приготовить материал, принадлежности, необходимые для работы.

Регулятивные:

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию)

-Аня предлагает приготовиться к работе.

Вспомните нашу экскурсию в музей и расскажите, какие образы природы вы увидели в изделиях из ткани, прялках, старинной посуде, традиционных игрушках.

Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

III.Подготовка к работе.

- Откройте учебник на с.14-15 и рассмотрите изображения изделий народного творчества.

Попробуйте описать, как выглядят образы природы на них.

Вывод: материалом и примером для творчества человека служит природ. Её образы он передаёт в своих произведениях.

Описывают изделия: орнамент, цвет, материал.

Познавательные:

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

IY. Постановка цели.

- Сегодня мы тоже мастера и будем изготавливать куклу-оберег. Считалось, что обереги охраняют своего хозяина от несчастий, болезней. Такие куклы на Руси никогда не покупались, а изготавливались своими руками.

– Ваня предлагает открыть рабочие тетради на с.13 и рассмотреть схему изготовления кукол.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целевые установки данного урока (планируемые достижения учащихся). Предметные результаты:

узнавать образы живой и неживой природы в произведениях культуры;

понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях;

научить изготавливать игрушку из природных материалов по схеме.

Научить читать схему изготовления игрушки;

систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры;

узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своей Челябинской области.

понимать красоту произведений народного творчества;

осознавать красоту природы, воплощённую в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов их обработки.

Ученик, ты готов начать урок?

Проверь, все ль на месте?

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Беритесь, ребята, скорей за работу.

– Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе каждого ученика.

На слайде появляются по очереди изображения животного(белки), пейзажа(осень), водопада, дятла. Последний слайд: все картинки вместе.

Как назвать одним словом? (Природа). А что такое природа? (Все, что не создано руками человека).

А теперь посмотрите ещё (на слайде игрушка, красивое здание, музейный экспонат, народный костюм, на последнем слайде все вместе).

-А что сейчас увидели?. А как назвать увиденное одним словом?. (Культура, предметы культуры)

А что такое культура? (То, что создано руками человека) А где вы можете увидеть предметы культуры? (В музее, дома).

Как вы думаете о чем сегодня будем говорить на уроке? О природе и культуре

Слушают учителя, отвечают на вопрос Откройте учебник на страницах 14-15.

Рассмотрите внимательно все, что здесь изображено. Рассматривают картинку, описывают ее.


Урок поможет показать учащимся, что человек создал много произведений искусства, которые делают нашу жизнь интереснее.

Описание разработки

Задачи:

- показать учащимся, что человек создал много произведений искусства, которые делают нашу жизнь интереснее;

- развивать умение видеть прекрасное, восхищаться произведениями художников, композиторов, поэтов;

- прививать желание заниматься творческой деятельностью;

- формировать эстетический вкус.

Ход урока.

1. Орг. момент.

- Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения С. Я. Маршака:

Всё то, чего коснётся человек,

Приобретает нечто человечье.

Вот этот дом, нам прослуживший век,

Почти умеет пользоваться речью.

Мосты и переулки говорят.

Беседуют между собой балконы,

И у платформы, выстроившись в ряд,

Так много сердцу говорят вагоны.

- На самом ли деле могут говорить дома, балконы, вагоны?

- Как вы думаете, а что же хотел сказать нам автор этими строками?

- Давайте представим, что окружающие нас предметы ожили и заговорили.

- О чём нам могут рассказать, например, дома?

- Оказывается, не только люди, но и всё в окружающем нас мире умеет говорить, но на своём, особенном языке. И чтобы услышать этот язык, нужно быть немножко волшебником, внимательно прислушаться и мир откроет свои тайны.

Конспект урока по окружающему миру Художественное творчество человека. Природа в произведениях искусства

2. Актуализация.

- Я знаю, что вы уже побывали в некоторых музеях (на страницах учебника), познакомились с их экспонатами.

- Посмотрите, какому музею могут принадлежать эти предметы? (слайды 2 - 4)

- Краеведческий (традиционный женский костюм Орловской губернии)

- Наряду с крупными, всемирно известными музеями, такими как (слайды 5 – 8)

- Русский музей в Санкт – Петербурге

- Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве,

в нашей стране много областных и краевых художественных музеев, выставок. А есть ли такие музеи в нашем городе?

- В каких их них вы побывали?

3. Формирование новых знаний и умений.

- Всё живёт и изменяется, рождается, взрослеет, стареет и умирает. Неповторимы и мимолётны картины окружающего нас мира. Вот, например, бабочки: среди них есть такие, которые живут один день. Утром их красивые крылышки радуют глаз, мелькают в воздухе, а к вечеру они опадут.

Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное мгновение, всё то, что удивляло его, радовало, останавливало взгляд.

- А что же красивого мог увидеть человек в природе?

(Человеку всегда хотелось, чтобы та красота, которую он видит в природ, оставалась с ним. Чтобы не только ему она была доступна, но и другим людям)

- Красота – это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку речных просторов, багровый закат перед ветреным днем.

- Но как сделать так, чтобы сохранить и передать эту красоту, эти замечательные явления природы и чувства, вызванные ими?

- Да, люди создавали разные произведения искусства. Давайте прочитаем, что об этом говорят авторы нашего учебника (стр. 46)

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Болоболова Л. А., лицей № 1, Орёл

Муниципальное общеобразовательное учреждение – лицей № 1 имени М. В. Ломоносова города Орла

ТЕМА: «Художественное

творчество человека.

Природа в произведениях

Учитель высшей квалификационной категории

Болоболова Людмила Алексеевна

показать учащимся, что человек создал много произведений искусства, которые делают нашу жизнь интереснее;

развивать умение видеть прекрасное, восхищаться произведениями художников, композиторов, поэтов;

прививать желание заниматься творческой деятельностью;

формировать эстетический вкус.

мультимедийный проектор, компьютер, презентация, подготовленная в MS Power Point, интерактивная доска;

Репродукции, кроссворд;

Карточки с заданиями для самостоятельной работы;

Цветные карандаши;

- Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения С. Я. Маршака:

Всё то, чего коснётся человек,

Приобретает нечто человечье.

Вот этот дом, нам прослуживший век,

Почти умеет пользоваться речью.

Мосты и переулки говорят.

Беседуют между собой балконы,

И у платформы, выстроившись в ряд,

Так много сердцу говорят вагоны.

- На самом ли деле могут говорить дома, балконы, вагоны?

- Как вы думаете, а что же хотел сказать нам автор этими строками?

- Давайте представим, что окружающие нас предметы ожили и заговорили.

- О чём нам могут рассказать, например, дома?

- Оказывается, не только люди, но и всё в окружающем нас мире умеет говорить, но на своём, особенном языке. И чтобы услышать этот язык, нужно быть немножко волшебником, внимательно прислушаться и мир откроет свои тайны.

2. Актуализация.

- Я знаю, что вы уже побывали в некоторых музеях (на страницах учебника), познакомились с их экспонатами.

- Посмотрите, какому музею могут принадлежать эти предметы? (слайды 2 - 4)

Краеведческий (традиционный женский костюм Орловской губернии)

- Наряду с крупными, всемирно известными музеями, такими как (слайды 5 – 8)

Русский музей в Санкт – Петербурге

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве,

в нашей стране много областных и краевых художественных музеев, выставок. А есть ли такие музеи в нашем городе?

- В каких их них вы побывали?

3. Формирование новых знаний и умений.

- Всё живёт и изменяется, рождается, взрослеет, стареет и умирает. Неповторимы и мимолётны картины окружающего нас мира. Вот, например, бабочки: среди них есть такие, которые живут один день. Утром их красивые крылышки радуют глаз, мелькают в воздухе, а к вечеру они опадут.

Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное мгновение, всё то, что удивляло его, радовало, останавливало взгляд.

- А что же красивого мог увидеть человек в природе?

(Человеку всегда хотелось, чтобы та красота, которую он видит в природ, оставалась с ним. Чтобы не только ему она была доступна, но и другим людям)

- Красота – это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку речных просторов, багровый закат перед ветреным днем.

- Но как сделать так, чтобы сохранить и передать эту красоту, эти замечательные явления природы и чувства, вызванные ими?

- Да, люди создавали разные произведения искусства. Давайте прочитаем, что об этом говорят авторы нашего учебника (стр. 46)

- С какой же целью люди создают бесценные произведения литературы и искусства?

- Итак, я предлагаю вам сегодня пройтись по картинной галерее, заглянуть в волшебный мир искусства, присмотреться и прислушаться к нему.

- Вы замечали, что люди, глядя на одно и то же, видят как будто по-разному? Например, глядя на одну и ту же картину природы, каждому из вас захочется рассказать о чем-то своем.

- О чем вам сейчас хочется сказать?

- А ведь мы все видим одно и тоже. Почему же тогда говорим о разном?

(Каждый из нас ко всему относится по-своему)

- И художник показывает нам окружающий мир таким, каким он его видит.

- Что на картине И. Левитана больше всего говорит нам о весне?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-А теперь тихонько встаньте, выйдите из-за парт. Представьте, что вы стоите на крыльце дома, изображенного на картине.

- Вдохните чистый весенний воздух.

- Поприветствуйте солнышко, потянитесь к нему, возьмите себе немного тепла, которое оно вам дарит.

- Смотрите, а там, вдалеке, летит клин журавлей, летит домой.

- Весна пришла. Улыбнитесь весне и друг другу.

- Помогла ли вам музыка почувствовать атмосферу мартовского весеннего дня?

- Композитор (А. Вивальди) тоже хотел показать красоту весенней природы, оживающей после зимнего сна, но по-своему, средствами музыки.

- Красота природы, смена времен года, а каждое из них – осень, зима, весна, лето, неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их пейзажистами. Это Шишкин, Саврасов, Левитан и др.

1. Общий вид какой-нибудь местности;

2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

- Густая чаща леса. Над ней занимается раннее утро. Не шелохнутся деревья. Безветрие. Спокойствие и тишина.

Проглянули первые лучи солнца, и сосны своими верхушками потянулись к ним. Будто хотели пожаловаться, что не всегда так тихо в лесу. Бывают и шумные дни. Налетают ураганы, и деревья гнутся под их порывами. Только тогда берегись! Треск и грохот стоят в лесу. Не каждая сосна выходит победителем из битвы со стихией. Вот одна лежит – сломанная грозовым ударом. Другие ее сестры с корнем вырваны.

Пронеслись буйные ветры, поспорили с бором, и опять лес тихий, напоенный ароматом…

А над заросшим оврагом стелется утренний туман. И, кажется, стоит войти в него, сразу почувствуешь запах душистой земляники, услышишь щебет птиц и наверняка глуховатый голос притаившегося где-то на дне оврага ручейка. Вот оно – царство медведей.

Медвежата выбрали местом своей игры расщепленную сосну, а рядом сидит их мать. По-видимому, ей нравится этот глухой лесной уголок, и тихое утро, и шалость ее детей, не ведающих пока о законах борьбы в природе.

- Проверьте себя. (Слайд 10)

- Поднимите руку, чьи предположения оказались верными.

- Помогла ли музыка увидеть, представить картину утра в лесу?

И. Шишкин очень любил лес. Он считал недопустимым изображать деревья приблизительно. Изумительно знал каждое дерево, каждую морщинку коры, изгиб ветвей. Знал, потому что был беззаветно предан природе. Особенно любил осень.

- Какие краски использовал художник, чтобы так правдиво и выразительно передать свое восхищение природой?

- Приходилось ли вам видеть другие картины, изображающие золотую осень?

- Художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем видеть это и удивляться, что не замечали этого раньше.

- Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, еще раз удивит нас зимушка февральскими узорами, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом.

- Красота зимней природы вдохновляла поэтов на создание замечательных произведений. Какие стихотворения о зиме вы знаете?

- Присмотритесь к ней повнимательнее. Постарайтесь увидеть глазами художника.

Художник остановился. Его привлекла одна береза – широкая и могучая, сиявшая на солнце белейшим светом белейшего ствола, со множеством тонких ветвей.

Заглядевшись на березу, художник выронил из руки палку, с которой пробирался по снегу. Нагнулся за палкой и еще раз – снизу – посмотрел на дерево. И вдруг увидел все по-новому: небо ярчайшей синевы, пылающую белизну березы; и услышал хруст и треск льдинок на застывших ветках. Да этот пейзаж надо писать, и непременно снизу!

- Так создавалась картина.

4. Самостоятельная работа.

- Картин, на создание которых художников вдохновила природа, очень много. Назовите, репродукции каких картин перед вами.

- А как прекрасно, с каким волнением изображают природу в разные времена года поэты! Подберите к каждой репродукции наиболее подходящее стихотворение. (Выберите из предложенных в конвертах. Работа в парах)

- Почему выбрали именно это стихотворение?

5. Работа с учебником и тетрадью.

- Находясь рядом с картинами в выставочном зале, мы с вами услышали и поэтические строки, и услышали музыку, которая, как и любое искусство передает мысли и чувства того, кто ее создал.

- Рожденная композитором музыка записана на нотной бумаге. Как сделать, чтобы ее услышали другие?

- И вот человек создает музыкальные инструменты. Музыка разная и инструменты разные. (Работа с учебником на стр. 47)

- Прочитаем задание № 1 и первый вопрос. (Обведите изображение этих инструментов) Как назовете эту группу?

- Разные инструменты и разные звуки. Почему?

- Как вы думаете, какой любимый инструмент у русского народа?

- На какие группы можно разделить все музыкальные инструменты?

(Дети обводят группы разными цветными карандашами:

Струнные – гитара, балалайка, скрипка, виолончель, мандолина;

Духовые: фагот, флейта, труба, кларнет, туба;

Ударно-клавишные: рояль;

Клавишно-духовые: баян;

Ударные: барабан, тарелки)

- Давайте впишем названия инструментов в клеточки кроссворда и прочитаем ключевое слово (Оркестр)

- А теперь закройте глаза и послушайте… (Ребенок играет на скрипке)

- Что вы представляли себе, когда слушали?

- Каждый слышал и представлял что-то свое, хотя слушали мы с вами одно и то же произведение.

- И художники, и композиторы, и поэты учат нас видеть красоту природы, мира, нужно быть только чуть внимательнее и научиться наслаждаться этой красотой.

Человек – он ведь тоже природа,

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нем времени года,

И особый в нем музыки ход.

- Вы пробовали когда-нибудь сочинять музыку?

- В ваших конвертах лежат волшебные нотки. Посмотрите на них – это нотки настроения. Они помогут нам сочинить нашу мелодию настроения. Прислушайтесь к себе и покажите свою нотку.

Читайте также: