Природа в творчестве человека 1 класс перспектива конспект урока
Обновлено: 04.07.2024
Цель: показать влияние природы на творчество человека.
Предметные результаты:
узнавать образы природы в произведениях культуры;
понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях;
изготавливать игрушку из природных материалов по схеме.
Метапредметные результаты:
читать схему изготовления игрушки;
систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры;
узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своего края.
Личностные результаты:
понимать красоту произведений народного творчества;
осознавать красоту природы, воплощённую в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов их обработки.
Презентация к уроку "Природа в творчестве человека" подготовлена по учебнику УМК "Перспектива", 1 класс.
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_v_tvorchestve_cheloveka.zip | 1.97 МБ |
Подписи к слайдам:
Природа в творчестве человека
Природные материалы для творчества человека дерево лоза
Природные материалы для творчества человека шерсть глина
Образы природы в творчестве человека Кадомское кружево
Белокаменная резьба Успенского собора Рязанского Кремля
Проверь себя. Что из чего? Природные материалы: глина лён лоза солома камень дерево
Презентация к уроку Окружающего мира в 1классе по учебнику А. А. Плешакова и М. Ю. Новицкой подготовлена учителем начальных классов Дерябиной Е. Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Устное народное творчество"
Презентация о жизни и творчестве С.А.Есенина
В презентации рассказывается о жизни и творчестве С.А.Есенина.
Презентация о жизни и творчестве Н.А.Некрасова
В данной презентации рассказывается о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.
Презентация по литературному чтению "Творчество В Бианки" 1-4 класс
Презентация знакомит с творчеством писателя Виталия Бианки. Может использоваться на уроках чтения по любой программе начальной школы.
Презентация по устному народному творчеству
Презентация для изучения фольклора на уроках литературного чтения в 1-4 классах.
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Природа в творчестве человека"
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Природа в творчестве человека".
Окружающий мир "Природа в творчестве человека."
Презентация к уроку "Природа в творчестве человека." подготовлена по учебнику УМК "Перспектива" 1 класс.
Цель: знакомство с традициями русского народа, создание игрушек по заданной схеме.
Показать детям красоту произведений народного творчества.
Познакомить с образами природы, воплощёнными в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов их обработки.
Освоить умение выполнять изделие, используя схему.
Планируемые достижения учащихся:
Научиться узнавать образы природы в произведениях культуры.
Понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях.
Читать схему и мастерить по ней игрушку из природных материалов.
Планируя занятие, я организовала экскурсию в краеведческий музей, где ребята познакомились с экспозициями традиционного быта, народным промыслом.
Предмет: окружающий мир.
Форма проведения: творческая мастерская.
Тема: Природа в творчестве человека.
Цель: знакомство с традициями русского народа, создание игрушек по заданной схеме.
Показать детям красоту произведений народного творчества.
Познакомить с образами природы, воплощёнными в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов их обработки.
Освоить умение выполнять изделие, используя схему.
Планируемые достижения учащихся:
Научиться узнавать образы природы в произведениях культуры.
Понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях.
Читать схему и мастерить по ней игрушку из природных материалов.
Планируя занятие, я организовала экскурсию в краеведческий музей, где ребята познакомились с экспозициями традиционного быта, народным промыслом.
Ребята! Сегодня мы с вами будем работать в группах. Каждая группа – это творческая мастерская, которая в результате работы получит свой продукт и презентует его. Вместе с нами в мастерской(это наш класс) наши знакомые Аня и Ваня. Наш учебник сегодня – справочная литература. С чего начнём?
-Надо договориться, кто будет старшим в группе.
-Узнать, что будем делать.
- Приготовить материал, принадлежности, необходимые для работы.
Регулятивные:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию)
-Аня предлагает приготовиться к работе.
Вспомните нашу экскурсию в музей и расскажите, какие образы природы вы увидели в изделиях из ткани, прялках, старинной посуде, традиционных игрушках.
Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
III.Подготовка к работе.
- Откройте учебник на с.14-15 и рассмотрите изображения изделий народного творчества.
Попробуйте описать, как выглядят образы природы на них.
Вывод: материалом и примером для творчества человека служит природ. Её образы он передаёт в своих произведениях.
Описывают изделия: орнамент, цвет, материал.
Познавательные:
Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
IY. Постановка цели.
- Сегодня мы тоже мастера и будем изготавливать куклу-оберег. Считалось, что обереги охраняют своего хозяина от несчастий, болезней. Такие куклы на Руси никогда не покупались, а изготавливались своими руками.
– Ваня предлагает открыть рабочие тетради на с.13 и рассмотреть схему изготовления кукол.
Целевые установки данного урока (планируемые достижения учащихся). Предметные результаты:
узнавать образы живой и неживой природы в произведениях культуры;
понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях;
научить изготавливать игрушку из природных материалов по схеме.
Научить читать схему изготовления игрушки;
систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры;
узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своей Челябинской области.
понимать красоту произведений народного творчества;
осознавать красоту природы, воплощённую в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов их обработки.
Ученик, ты готов начать урок?
Проверь, все ль на месте?
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Беритесь, ребята, скорей за работу.
– Проверим готовность к уроку.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе каждого ученика.
На слайде появляются по очереди изображения животного(белки), пейзажа(осень), водопада, дятла. Последний слайд: все картинки вместе.
Как назвать одним словом? (Природа). А что такое природа? (Все, что не создано руками человека).
А теперь посмотрите ещё (на слайде игрушка, красивое здание, музейный экспонат, народный костюм, на последнем слайде все вместе).
-А что сейчас увидели?. А как назвать увиденное одним словом?. (Культура, предметы культуры)
А что такое культура? (То, что создано руками человека) А где вы можете увидеть предметы культуры? (В музее, дома).
Как вы думаете о чем сегодня будем говорить на уроке? О природе и культуре
Слушают учителя, отвечают на вопрос Откройте учебник на страницах 14-15.
Рассмотрите внимательно все, что здесь изображено. Рассматривают картинку, описывают ее.
Урок поможет показать учащимся, что человек создал много произведений искусства, которые делают нашу жизнь интереснее.
Описание разработки
Задачи:
- показать учащимся, что человек создал много произведений искусства, которые делают нашу жизнь интереснее;
- развивать умение видеть прекрасное, восхищаться произведениями художников, композиторов, поэтов;
- прививать желание заниматься творческой деятельностью;
- формировать эстетический вкус.
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения С. Я. Маршака:
Всё то, чего коснётся человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.
Мосты и переулки говорят.
Беседуют между собой балконы,
И у платформы, выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.
- На самом ли деле могут говорить дома, балконы, вагоны?
- Как вы думаете, а что же хотел сказать нам автор этими строками?
- Давайте представим, что окружающие нас предметы ожили и заговорили.
- О чём нам могут рассказать, например, дома?
- Оказывается, не только люди, но и всё в окружающем нас мире умеет говорить, но на своём, особенном языке. И чтобы услышать этот язык, нужно быть немножко волшебником, внимательно прислушаться и мир откроет свои тайны.
2. Актуализация.
- Я знаю, что вы уже побывали в некоторых музеях (на страницах учебника), познакомились с их экспонатами.
- Посмотрите, какому музею могут принадлежать эти предметы? (слайды 2 - 4)
- Краеведческий (традиционный женский костюм Орловской губернии)
- Наряду с крупными, всемирно известными музеями, такими как (слайды 5 – 8)
- Русский музей в Санкт – Петербурге
- Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве,
в нашей стране много областных и краевых художественных музеев, выставок. А есть ли такие музеи в нашем городе?
- В каких их них вы побывали?
3. Формирование новых знаний и умений.
- Всё живёт и изменяется, рождается, взрослеет, стареет и умирает. Неповторимы и мимолётны картины окружающего нас мира. Вот, например, бабочки: среди них есть такие, которые живут один день. Утром их красивые крылышки радуют глаз, мелькают в воздухе, а к вечеру они опадут.
Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное мгновение, всё то, что удивляло его, радовало, останавливало взгляд.
- А что же красивого мог увидеть человек в природе?
(Человеку всегда хотелось, чтобы та красота, которую он видит в природ, оставалась с ним. Чтобы не только ему она была доступна, но и другим людям)
- Красота – это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку речных просторов, багровый закат перед ветреным днем.
- Но как сделать так, чтобы сохранить и передать эту красоту, эти замечательные явления природы и чувства, вызванные ими?
- Да, люди создавали разные произведения искусства. Давайте прочитаем, что об этом говорят авторы нашего учебника (стр. 46)
Весь материал - в документе.
Содержимое разработки
Болоболова Л. А., лицей № 1, Орёл
Муниципальное общеобразовательное учреждение – лицей № 1 имени М. В. Ломоносова города Орла
ТЕМА: «Художественное
творчество человека.
Природа в произведениях
Учитель высшей квалификационной категории
Болоболова Людмила Алексеевна
показать учащимся, что человек создал много произведений искусства, которые делают нашу жизнь интереснее;
развивать умение видеть прекрасное, восхищаться произведениями художников, композиторов, поэтов;
прививать желание заниматься творческой деятельностью;
формировать эстетический вкус.
мультимедийный проектор, компьютер, презентация, подготовленная в MS Power Point, интерактивная доска;
Репродукции, кроссворд;
Карточки с заданиями для самостоятельной работы;
Цветные карандаши;
- Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения С. Я. Маршака:
Всё то, чего коснётся человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.
Мосты и переулки говорят.
Беседуют между собой балконы,
И у платформы, выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.
- На самом ли деле могут говорить дома, балконы, вагоны?
- Как вы думаете, а что же хотел сказать нам автор этими строками?
- Давайте представим, что окружающие нас предметы ожили и заговорили.
- О чём нам могут рассказать, например, дома?
- Оказывается, не только люди, но и всё в окружающем нас мире умеет говорить, но на своём, особенном языке. И чтобы услышать этот язык, нужно быть немножко волшебником, внимательно прислушаться и мир откроет свои тайны.
2. Актуализация.
- Я знаю, что вы уже побывали в некоторых музеях (на страницах учебника), познакомились с их экспонатами.
- Посмотрите, какому музею могут принадлежать эти предметы? (слайды 2 - 4)
Краеведческий (традиционный женский костюм Орловской губернии)
- Наряду с крупными, всемирно известными музеями, такими как (слайды 5 – 8)
Русский музей в Санкт – Петербурге
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве,
в нашей стране много областных и краевых художественных музеев, выставок. А есть ли такие музеи в нашем городе?
- В каких их них вы побывали?
3. Формирование новых знаний и умений.
- Всё живёт и изменяется, рождается, взрослеет, стареет и умирает. Неповторимы и мимолётны картины окружающего нас мира. Вот, например, бабочки: среди них есть такие, которые живут один день. Утром их красивые крылышки радуют глаз, мелькают в воздухе, а к вечеру они опадут.
Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное мгновение, всё то, что удивляло его, радовало, останавливало взгляд.
- А что же красивого мог увидеть человек в природе?
(Человеку всегда хотелось, чтобы та красота, которую он видит в природ, оставалась с ним. Чтобы не только ему она была доступна, но и другим людям)
- Красота – это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку речных просторов, багровый закат перед ветреным днем.
- Но как сделать так, чтобы сохранить и передать эту красоту, эти замечательные явления природы и чувства, вызванные ими?
- Да, люди создавали разные произведения искусства. Давайте прочитаем, что об этом говорят авторы нашего учебника (стр. 46)
- С какой же целью люди создают бесценные произведения литературы и искусства?
- Итак, я предлагаю вам сегодня пройтись по картинной галерее, заглянуть в волшебный мир искусства, присмотреться и прислушаться к нему.
- Вы замечали, что люди, глядя на одно и то же, видят как будто по-разному? Например, глядя на одну и ту же картину природы, каждому из вас захочется рассказать о чем-то своем.
- О чем вам сейчас хочется сказать?
- А ведь мы все видим одно и тоже. Почему же тогда говорим о разном?
(Каждый из нас ко всему относится по-своему)
- И художник показывает нам окружающий мир таким, каким он его видит.
- Что на картине И. Левитана больше всего говорит нам о весне?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-А теперь тихонько встаньте, выйдите из-за парт. Представьте, что вы стоите на крыльце дома, изображенного на картине.
- Вдохните чистый весенний воздух.
- Поприветствуйте солнышко, потянитесь к нему, возьмите себе немного тепла, которое оно вам дарит.
- Смотрите, а там, вдалеке, летит клин журавлей, летит домой.
- Весна пришла. Улыбнитесь весне и друг другу.
- Помогла ли вам музыка почувствовать атмосферу мартовского весеннего дня?
- Композитор (А. Вивальди) тоже хотел показать красоту весенней природы, оживающей после зимнего сна, но по-своему, средствами музыки.
- Красота природы, смена времен года, а каждое из них – осень, зима, весна, лето, неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их пейзажистами. Это Шишкин, Саврасов, Левитан и др.
1. Общий вид какой-нибудь местности;
2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.
- Густая чаща леса. Над ней занимается раннее утро. Не шелохнутся деревья. Безветрие. Спокойствие и тишина.
Проглянули первые лучи солнца, и сосны своими верхушками потянулись к ним. Будто хотели пожаловаться, что не всегда так тихо в лесу. Бывают и шумные дни. Налетают ураганы, и деревья гнутся под их порывами. Только тогда берегись! Треск и грохот стоят в лесу. Не каждая сосна выходит победителем из битвы со стихией. Вот одна лежит – сломанная грозовым ударом. Другие ее сестры с корнем вырваны.
Пронеслись буйные ветры, поспорили с бором, и опять лес тихий, напоенный ароматом…
А над заросшим оврагом стелется утренний туман. И, кажется, стоит войти в него, сразу почувствуешь запах душистой земляники, услышишь щебет птиц и наверняка глуховатый голос притаившегося где-то на дне оврага ручейка. Вот оно – царство медведей.
Медвежата выбрали местом своей игры расщепленную сосну, а рядом сидит их мать. По-видимому, ей нравится этот глухой лесной уголок, и тихое утро, и шалость ее детей, не ведающих пока о законах борьбы в природе.
- Проверьте себя. (Слайд 10)
- Поднимите руку, чьи предположения оказались верными.
- Помогла ли музыка увидеть, представить картину утра в лесу?
И. Шишкин очень любил лес. Он считал недопустимым изображать деревья приблизительно. Изумительно знал каждое дерево, каждую морщинку коры, изгиб ветвей. Знал, потому что был беззаветно предан природе. Особенно любил осень.
- Какие краски использовал художник, чтобы так правдиво и выразительно передать свое восхищение природой?
- Приходилось ли вам видеть другие картины, изображающие золотую осень?
- Художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем видеть это и удивляться, что не замечали этого раньше.
- Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, еще раз удивит нас зимушка февральскими узорами, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом.
- Красота зимней природы вдохновляла поэтов на создание замечательных произведений. Какие стихотворения о зиме вы знаете?
- Присмотритесь к ней повнимательнее. Постарайтесь увидеть глазами художника.
Художник остановился. Его привлекла одна береза – широкая и могучая, сиявшая на солнце белейшим светом белейшего ствола, со множеством тонких ветвей.
Заглядевшись на березу, художник выронил из руки палку, с которой пробирался по снегу. Нагнулся за палкой и еще раз – снизу – посмотрел на дерево. И вдруг увидел все по-новому: небо ярчайшей синевы, пылающую белизну березы; и услышал хруст и треск льдинок на застывших ветках. Да этот пейзаж надо писать, и непременно снизу!
- Так создавалась картина.
4. Самостоятельная работа.
- Картин, на создание которых художников вдохновила природа, очень много. Назовите, репродукции каких картин перед вами.
- А как прекрасно, с каким волнением изображают природу в разные времена года поэты! Подберите к каждой репродукции наиболее подходящее стихотворение. (Выберите из предложенных в конвертах. Работа в парах)
- Почему выбрали именно это стихотворение?
5. Работа с учебником и тетрадью.
- Находясь рядом с картинами в выставочном зале, мы с вами услышали и поэтические строки, и услышали музыку, которая, как и любое искусство передает мысли и чувства того, кто ее создал.
- Рожденная композитором музыка записана на нотной бумаге. Как сделать, чтобы ее услышали другие?
- И вот человек создает музыкальные инструменты. Музыка разная и инструменты разные. (Работа с учебником на стр. 47)
- Прочитаем задание № 1 и первый вопрос. (Обведите изображение этих инструментов) Как назовете эту группу?
- Разные инструменты и разные звуки. Почему?
- Как вы думаете, какой любимый инструмент у русского народа?
- На какие группы можно разделить все музыкальные инструменты?
(Дети обводят группы разными цветными карандашами:
Струнные – гитара, балалайка, скрипка, виолончель, мандолина;
Духовые: фагот, флейта, труба, кларнет, туба;
Ударно-клавишные: рояль;
Клавишно-духовые: баян;
Ударные: барабан, тарелки)
- Давайте впишем названия инструментов в клеточки кроссворда и прочитаем ключевое слово (Оркестр)
- А теперь закройте глаза и послушайте… (Ребенок играет на скрипке)
- Что вы представляли себе, когда слушали?
- Каждый слышал и представлял что-то свое, хотя слушали мы с вами одно и то же произведение.
- И художники, и композиторы, и поэты учат нас видеть красоту природы, мира, нужно быть только чуть внимательнее и научиться наслаждаться этой красотой.
Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
- Вы пробовали когда-нибудь сочинять музыку?
- В ваших конвертах лежат волшебные нотки. Посмотрите на них – это нотки настроения. Они помогут нам сочинить нашу мелодию настроения. Прислушайтесь к себе и покажите свою нотку.
Читайте также:
- Конспект урока по окружающему миру 4 класс перспектива нефть и природный газ
- Конспект занятия на конкурс воспитатель года во 2 младшей группе
- Локальные войны и конфликты конспект урока
- Конспект нод во второй младшей группе по ознакомлению с предметами и развитию словаря
- Конспект внеурочного занятия 2 класс ты пешеход