Конспект урока по окружающему миру 4 класс перспектива нефть и природный газ

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Поурочный план по познанию мира №1

Тема: Нефть и природный газ.

-Сформировать понятие о свойствах горючих полезных ископаемых – нефти и газа.

-Познакомить детей со свойствами горючих полезных ископаемых, профессиями людей добывающие полезные ископаемые.

-Развитие логическое мышление и монологическую речь.

-Воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым.

Оборудование: тарелка, вата, нефть, учебник, карта, схема добычи, условные знаки нефти и природного газа, тесты.

Тип урока: Предметный.

Не услышим мы рассказ.

2.Проверка домашнего задания

а) Фронтальный опрос

-К нам в гости пришёл гном

Гном-это человек маленького роста, живущий глубоко-глубоко под землёй. Он ходит в остром колпаке с топориком и лопаткой, с большим фонариком. Он нам приготовил задание. Мы должны будем выполнить их, чтобы доказать что мы очень умные.

- Проверим домашнее задание

- 2 ученик: Пользуясь схемой, рассказывают какие озера бывают и где находятся.

- 3 ученик: Дополняет схему по нерудным полезным ископаемым.

(Пока дети готовятся к ответу у доски, остальные отвечают устно)

- Какие полезные ископаемые вы знаете?

- Где применяются полезные ископаемые?

-Где встречаются полезные ископаемые?

- Каким условным знаком изображается поваренная соль?

- Назовите месторождения соли в Каз - не.

3.Изучение новой темы

- Наш гость сегодня хочет познакомить вас с горючими полезными ископаемыми: нефтью и природным газом.

а) Географическое обозначение

-Откройте тетради и запишите тему урока, теперь посмотрите на доску. (На доске весит условный знак нефти). Зарисуйте его в тетрадь и подпишите условный знак нефти.

- Отложите тетради в сторону.

Возьмите в руки карты ,которые я вам раздала, положите их по середине парты, теперь найдите этот условный знак на карте.

- Это Западный и Южный Казахстан.

(На большой карте я показываю им, где и туда ставлю значок нефти).

(каждый показывает, где изображены эти знаки.)

б) Историческая справка

в) Исследовательская работа

- Сейчас мы с вами проведем опыты, которые нам принес Гномик, они помогут узнать о свойствах нефти.

1. В стакан с водой нальем немного нефти и хорошо размешаем.

- Что вы увидели, что заметили? (Нефть не растворяется в воде и находится на поверхности.) Вывод: нефть легче воды.

- Нарисуем кластер в тетрадь

Легче воды Маслянистая жидкость

2. Палочку с ватой макнул в нефть, и поднести к ней горящую спичку.

- Посмотрите, что происходит?

- Сделайте вывод, запишите в тетрадь, дополняя схему.

запах тепло горит

- Назовите, что узнали о нефти.

- Из переработанной нефти получают.

Керосин Бензин Спирт Пластилин

- Запишите эту схему.

-Утром бабочка проснулась

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась

Три - нагнулась и присела,

На четыре полетела.

5. Работа с учебником

- Теперь откроем свои учебники и узнаем, что же там написано о нефти и о природном газе.

- Открываем учебник на странице 59

- 1 учений начинает читать текст, остальные следят.

6.Закрепле-ние изучен-ного мате-риала

- Запишем таблицу по газу.

4. Способы добычи

5. Значение и применение

6. Месторождение на территории Казахстана

-Теперь прочитаем о природном газе.

- Читает 2-й ученик.

- Составим схему по газу .

- А где эти знания могут нам пригодиться?

- Какие меры предосторожности нужно соблюдать, используя газ?

- Какие полезные ископаемые мы сегодня проходили?

- Гному очень понравился наш урок, и все мы его задания выполнили. Он ещё придет к нам в гости.

Нельзя сушить вещи над газом, нельзя оставлять газ включенным

8 . Домашнее задание

- Пересказ страница 59-61, учить в тетради.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 255 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.05.2016 567
  • DOCX 51.5 кбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Астанаева Екатерина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тема: Горючие полезные ископаемые. Нефть и газ.

Цели и задачи: Способствовать формированию знаний о горючих полезных ископаемых, их свойствах и применении

1. Познакомить детей со свойствами горючих полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые.

2. Развивать логическое мышление, речь.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно использовать богатства нашей страны.

ТСО: карточки для проверки домашнего задания, виды угля

Ход урока:

1. Психологический настрой.

2. Актуализация знаний.

- Что такое полезные ископаемые?

- какие руды знаете?

- Назовите руды черных металлов.

- Назовите руды цветных металлов.

Рассказать о рудах цветных металлов.

Индивидуальная работа по карточкам.

1. Это металл мягкий, красного цвета, очень хорошо проводит электрический ток, хорошо сплавляется с другими металлами – это ___

2. Сплав этот прочнее самой меди, желтоватого цвета, не ржавеет, изготавливают проволоку, корпуса часов, радиаторные трубы - ___

3. Серовато-белый тяжелый металл, ковкий, изготавливают оболочки для кабеля, пластины аккумуляторов, задерживает радиоактивные лучи - ___

4. Легкий металл серебристо-белого цвета, не ржавеет, хорошо проводит электроток, сплавы этого металла используют в авиации, делают фольгу ___

5. Голубовато-серый металл, покрытое им железо не ржавеет, изготавливают ведра, тазы, ванны, крыши - ___

7. Целый период развития человечества носит название этого сплава, из него изготавливают оружие, памятники___

- Обозначим на контурной карте месторождения руд цветных металлов.

3. Постановка темы урока.

- С каким видом полезных ископаемых мы познакомились?

- Какие еще бывают полезные ископаемые?

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Горючие строительные

- Сегодня мы познакомимся с вами с нерудными горючими полезными ископаемыми.

4. Работа по теме урока.

1. Черного цвета, твердый, горюч, тонет в воде. (каменный уголь)

2. Он есть в каждом доме, помогает готовить обед. (газ)

3. Маслянистая жидкость, хорошо горит, выделяет много тепла, из нее получают бензин. (нефть)

Работа по учебнику с. 45-46 и в тетрадях.

Антрацит Обыкновенный уголь Бурый уголь

Используют для выплавки металлов. Черный, не блестит

Экибастуз Не блестит

Используют как местное топливо.

В Торгайской степи (Ленгерское месторождение)

Обозначение на контурной карте месторождений угля.

Образование угля с. 45, с. 46 рисунок.

Открытый способ Закрытый способ (шахтный)

Карагандинское месторождение – Апак Байжанов

400 месторождений угля.

- Какой уголь бывает?

- Назовите месторождения угля.

- Как его добывают?

- Как он образуется?

6. Домашнее задание.

С. 45-46 пересказ, ПГК с. 79 №1-11

1. Психологический настрой.

2. Актуализация знаний.

- Что такое полезные ископаемые?

- На какие группы делятся полезные ископаемые?

- Что относится к рудным полезным ископаемым?

- что относится к нерудным полезным ископаемым?

- как добывают уголь?

- как образуется уголь?

- назовите месторождения угля.

- Кто открыл Карагандинское месторождение?

Индивидуальная работа по карточкам.

1. Твердое, черного цвета вещество ___

2. Наиболее качественный каменный уголь ___

3. Черный уголь без металлического блеска, его много добывают в Караганде и Экибастузе___

4. Не обладает блеском, выделяет мало тепла, крошится ___

5. Если каменный уголь залегает близко к поверхности, его добывают ___

6. Каменный уголь используется не только как топливо, но и как сырье для получения ___

7. Его именем назван один из проспектов г. Караганды ___

8. Ленгерское месторождение – это месторождение___

3. Постановка темы урока.

- Продолжим изучать горючие полезные ископаемые.

- Какие еще горючие полезные ископаемые вы знаете?

4. Работа по теме урока.

- Составить по плану о нефти и газе.

1. Образование нефти, газа.

2. Условное обозначение.

4. Способы добычи.

Нефть - самостоятельно

Нефть

1. Из остатков растений и животных. Газ

2. Закрашенный треугольник Незакрашенный треугольник в виде вышки.

3. Горючая маслянистая жидкость; темно-коричневого или черного цвета; по запаху напоминает керосин; легче воды, горит

4. Буровые вышки

Нефтепровод

Нефтеперерабатывающие заводы

5. Смазочные масла

Бензин, керосин, дизельное топливо

Каучук, пластмассу, капрон, краски, лекарства В быту, в качестве топлива, каучук

Прикаспийская низменность, Мангыстау

Работа по контурной карте.

Обозначаем месторождения угля, газа, нефти.

- что узнали про нефть и газ?

- Назовите горючие полезные ископаемые.

С. 47-49 пересказ, ПГк с. с. 79-80 №12-20

1. Твердое, черного цвета вещество ___

2. Наиболее качественный каменный уголь ___

3. Черный уголь без металлического блеска, его много добывают в Караганде и Экибастузе___

4. Не обладает блеском, выделяет мало тепла, крошится ___

5. Если каменный уголь залегает близко к поверхности, его добывают ___

6. Каменный уголь используется не только как топливо, но и как сырье для получения ___

7. Его именем назван один из проспектов г. Караганды ___

8. Ленгерское месторождение – это месторождение___

1. Твердое, черного цвета вещество ___

2. Наиболее качественный каменный уголь ___

3. Черный уголь без металлического блеска, его много добывают в Караганде и Экибастузе___

4. Не обладает блеском, выделяет мало тепла, крошится ___

5. Если каменный уголь залегает близко к поверхности, его добывают ___

6. Каменный уголь используется не только как топливо, но и как сырье для получения ___

7. Его именем назван один из проспектов г. Караганды ___

8. Ленгерское месторождение – это месторождение ___

1. Твердое, черного цвета вещество ___

2. Наиболее качественный каменный уголь ___

3. Черный уголь без металлического блеска, его много добывают в Караганде и Экибастузе___

4. Не обладает блеском, выделяет мало тепла, крошится ___

5. Если каменный уголь залегает близко к поверхности, его добывают ___

6. Каменный уголь используется не только как топливо, но и как сырье для получения ___

7. Его именем назван один из проспектов г. Караганды ___

8. Ленгерское месторождение – это месторождение ___

Полезные советы педагогам и родителям 1. Обнимайте детей чаще. 2. Проявляйте к малышу любовь, уважение, сострадание и внимание. 3. Хвалите ребёнка за достижения, вдохновляя на.

Вкусные и полезные конфеты для мамы. Фотоотчет

Вкусные и полезные конфеты для мамы. Фотоотчет К празднику 8 марта, ребята старшей группы решили сделать мамам сюрприз-приготовить вкусные и полезные конфетки. Для приготовления конфеток.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Сформировать представления учащихся о подземных богатствах.

2. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

3. Развивать познавательную активность, умение работать с картой.

4. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы.

О б о р у д о в а н и е: физическая карта России, карта области (края), коллекция полезных ископаемых.

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

Хозяйка подземных богатств

В свое царство пустит нас!

Учитель. Сегодня мы поговорим о богатствах, хранящихся в недрах земли.

II. Проверка знаний и умений.

Учитель проводит фронтальный опрос:

– Перечисли водоемы нашего края.

– Расскажи о значении водоемов в природе и жизни людей.

– Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

– Почему при купании в водоемах нужно соблюдать осторожность?

– Сформулируйте правила поведения у водоема, соответствующие этим знакам.


Несколько учащихся по выбору учителя выполняют работу по индивидуальным карточкам.

№ 1. Найдите лишний объект:

а) пруд, море, река, океан;

б) море, река, озеро, ручей;

в) устье, исток, склон, приток.

№ 2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Выход подземных вод на поверхность – … (ключ). Огромное пространство соленой воды на Земле – … (океан). Часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от него островами и полуостровами, – это … (море).

Место впадения реки в другую большую реку или море называется … (устье). А место, где река берет свое начало, называется … (исток). Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой, – это … (пруд).

№ 3. Разделите водоемы на группы по происхождению (с помощью стрелок):


III. Работа над новым материалом.

Учитель. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве, – это полезные ископаемые. Они встречаются в различных районах нашей страны. Некоторые залегают на большой глубине, другие добывают прямо с поверхности земли.

Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты и разрабатываются, другие еще только разведываются.

Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве (например, песок, глина, гранит, известняк). Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Из некоторых солей изготавливают удобрения. А поваренную соль человек использует для приготовления пищи.

Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения – бассейны.

В нашей стране есть большие залежи нефти и природного газа в Западной Сибири и Волго-Уральском бассейне. (Учитель показывает на карте.) Менее богаты ими месторождения равнин Северного Кавказа и острова Сахалин. Есть у нас и многочисленные месторождения каменного и бурого угля. Наиболее важное хозяйственное значение имеют высококачественные коксующиеся угли, используемые в металлургии. Крупнейшие месторождения каменного угля в европейской части России находятся в районе Воркуты, а также в восточной части Донецкого бассейна. Бурые угли добывают в Подмосковном бассейне. В Сибири самыми знаменитыми и давно освоенными являются месторождения каменного угля (многие из которых коксующиеся), Кузнецкого бассейна (Кузбасс). Но особенно велики запасы угля Тунгусского, Ленского, Канско-Ачинского и других бассейнов, расположенных в слабозаселенных районах Сибири. В стране весьма существенны запасы торфа и горючих сланцев. Огромные месторождения железных руд находятся на территории Курской магнитной аномалии, Кольского полуострова, Аданского щита, Ангаро-Питского и Ангаро-Илимского районов, а также никелевых руд Кольского полуострова и полиметаллических руд окрестностей Норильска.

Но особенно богаты разнообразными рудными ископаемыми горные области. Здесь сосредоточены месторождения руд цветных и редких металлов: меди (Урал, Забайкалье), свинца и цинка (Алтай, Приморский край, Северный Кавказ), олова (Восточная Сибирь и Дальний Восток); сырье для получения алюминия – бокситы и нефелины (Северный Урал, Красноярский край).

Месторождения золота располагаются в Восточной Сибири, Якутии, на севере Дальнего Востока. Наиболее крупное месторождение платины находится на Урале.

Из неметаллических полезных ископаемых важное значение для хозяйства страны имеют месторождения алмазов в вулканических породах Западной Якутии, апатитов на Кольском полуострове, калийных солей в Поволжье, Кировской области, на западном склоне Урала. В недрах России имеются залежи графита (Урал, Восточная Сибирь, Дальний Восток), каменной соли (Урал), поваренной соли (Поволжье), слюды (Восточная Сибирь), а также разнообразное сырье для производства минеральных строительных материалов – граниты, доломиты, известняки, гравий, высококачественные глины и т. д. Все эти полезные ископаемые образуют минерально-сырьевую базу нашей страны.

Учитель знакомит учащихся с планом изучения полезных ископаемых:

1) название полезного ископаемого;

3) условное обозначение;

4) способы добычи;

5) значение и применение;

Учитель. Итак, начинаем изучение полезных ископаемых (работа с коллекцией):

1) показ с пояснением;

2) зачитывание статьи из учебника;

3) дополнительный материал учителя.

Описание полезных ископаемых

1. Гранит (с. 160, чтение текста).

Гранит – одна из самых твердых и прочных горных пород. Его применяют в строительных целях. Гранит очень живописный камень, поэтому его используют для украшения зданий, сооружают из него памятники и т. д. Гранит может быть различных расцветок и оттенков. Чаще всего он красный или серый, может быть также пепельного или зеленого цвета; существует и белый гранит.

Гранит является минералом, имеющим ясное кристаллическое строение, различимое невооруженным глазом. Кристаллы, составляющие гранит, различаются между собой по окраске, блеску, спайности, твердости и другим признакам. Главную массу гранита составляют кристаллы полевых шпатов. От окраски полевых шпатов зависит общий тон окраски гранитов.

2. Известняк (с. 160–161, чтение статьи).

Известняк – весьма распространенная порода белого, серого, желтоватого, темного цвета.

По строению различают известняки:

1) зернисто-кристаллические, мраморовидные;

2) плотные, в которых кристаллическое строение невооруженным глазом незаметно;

3) раковистые и коралловые – изобилующие скелетными частями организмов;

4) мел, в котором под микроскопом видны известковые скорлупки одноклеточных организмов;

5) известковые туфы – пористые ноздревато-ячеистые.

3. Песок, гравий, галька, валуны, щебень (с. 162, чтение статьи).

Щебень – это природный камень мягких пород. Применяется в дорожном строительстве для прокладки автодорог и тротуаров. Для сохранения запасов щебня необходимо бережно относиться к его использованию по назначению.

При разрушении порода постепенно распадается на крупные и мелкие угловатые обломки, скатывающиеся под влиянием собственной тяжести к подножию скал. Тонкие обломки величиной с лесной орех и крупнее называются щебнем. Щебень широко применяется в строительстве дорог и различных бетонных и железобетонных сооружений.

Поверхностными водами и ледниками обломки пород переносятся в более пониженные места, вплоть до морей и океанов. Во время переноса и перекатывания по дну обломки округляются, еще больше измельчаются и рассортировываются, образуя при осаждении рыхлые и сыпучие осадочные породы: валуны, галечники, гравий и пески. Валунами, или булыжным камнем, называются обломки горных пород диаметром более 10 см. Скатанные обломки диаметром 1–10 см называются галькой, а диаметром 2–10 мм – гравием. Песком называют обломки диаметром 0,02–2 мм.

Пески по крупности песчинок делятся на мелкозернистые (диаметр песчинок 0,25–0,5 мм), среднезернистые (0,5–1 мм) и крупнозернистые (1–2 мм).

Применение песков зависит от их качества. Чистые кварцевые пески применяются в стекольной и керамической промышленности, в производстве белого силикатного кирпича. В металлургии при отливке металлов применяются формовочные пески, обладающие однородным по величине зерном; чистота песка при этом существенного значения не имеет. Для дорожного строительства пригодны крупнозернистые пески, содержащие не более 3 % глины и 1–2 % органических примесей. При более высоком содержании этих примесей дорога в сухом состоянии будет сильно пылить, а после дождей и таяния снегов она будет грязной, вязкой.

Выветривание горных пород не ограничивается простым механическим разрушением, измельчением до мельчайших песчинок и пылинок. Под воздействием кислорода, углекислого газа и воды происходят глубокие химические превращения в составляющих породы минералах. Так, полевые шпаты под действием этих агентов превращаются в глину, то есть в землистую горную породу, состоящую из чрезвычайно мелких (менее 0,01 мм в поперечнике) пластинчатых кристалликов, чешуек и аморфных частиц.

4. Горючие ископаемые (с. 162, 163, 165, 166, 167).

Своим образованием эти породы обязаны организмам, накапливающим углерод в тканях под воздействием солнечной энергии.

Торф образуется при зарастании болот, заболоченных долин и озер болотистыми растениями. Отмершие остатки растений падают на дно зарастающих водоемов, постепенно заполняя их. Полного разложения органических остатков при этом не происходит, так как не хватает воздуха (кислорода); происходит лишь обугливание. В результате накапливаются большие толщи богатого углеродом (50–60 %) торфа различного качества.

Ископаемые угли образовались из остатков богатой растительности, росшей десятки миллионов лет назад в болотистых долинах, в устьях и дельтах больших рек, на низких берегах теплых морей. При наступлении моря леса погибали. Оказавшись под водой, без доступа кислорода, древесина при участии бактерий подвергалась особому виду разложения, которое продолжалось миллионы лет и в конце концов привело к образованию ископаемых углей. В зависимости от исходного растительного материала и разных условий его разложения образовались различные угли: каменные, антрациты, залегающие в связи с условиями образования среди глинистых сланцев и песчаников.

Бурый уголь – плотные слоистые или рыхлые землистые массы, имеющие бурую, коричневатую, темно-серую, иногда черную окраску. Они содержат до 61 % углерода, и чаще всего их потребляют на топливо, а также на получение парафина посредством сухой перегонки.

Каменный уголь – плотные пласты или неслоистые массы черного цвета. Содержание углерода в каменных углях доходит до 83,5 %. Некоторые разновидности каменных углей при сухой перегонке выделяют много газов и смолистых веществ, а остающаяся масса спекается в тусклый, очень твердый, мелкопористый и легкий кокс; такие каменные угли называются жирными, или коксующимися, и применяются для выработки кокса и многочисленных продуктов сухой перегонки. Другие разновидности при сухой перегонке кокса не дают, а лишь распадаются на мелкий порошок; такие угли называются тощими и используются на топливо.

Антрацит отличается смоляно-черным цветом, сильным стеклянным, почти металлическим блеском; загорается с большим трудом, растрескиваясь при накаливании (в пламени спиртовки не горит); при сухой перегонке кокса не дает, содержит до 91,5 % углерода и поэтому является очень хорошим топливом.

Наряду с твердым горючим ископаемым глубоко в земле залегают нефть и природный газ. Все вы видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Но не все знают, откуда он берется и какие у него свойства.

Природный газ – ценное топливо. Из газа получают многие вещества, такие как пластмассы, искусственное волокно, искусственный каучук, из которого изготавливают резину и многие другие ценные вещества. Природный газ бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла.

От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым он поступает в крупные города и небольшие поселки нашей страны.

Нефть – одно из самых ценных полезных ископаемых.

С изобретением в конце XIX века двигателя внутреннего сгорания нефть стала важнейшим сырьем для производства топлива. Появились заводы по переработке нефти в бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и смазочные масла. Нефть необходима на транспорте и для выработки электроэнергии, она служит сырьем для химической промышленности, где из нее делают клей, краски и красители, пластмассы, моющие средства, синтетические волокна.

Без нефти не смогли бы работать фабрики и заводы. Нефть называют черным золотом и кровью экономики.

Нефть выкачивают из-под земли при помощи насосов и труб. На дне морей находится практически половина всех запасов нефти. Ее достают с помощью специальных платформ.

5. Железная руда (с. 164–165, чтение статьи).

Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

Путешествуя по подземному царству,

Ищем клады мы в недрах земли.

Нам подарит земля богатства:

Уголь, нефть и много руды.

Раз – летят самолеты в небе,

Два – мы строим большие дома.

Не забудь охранять богатства,

Те, что земля нам дала.

Учитель. Мы сегодня узнали много о подземных богатствах, об их применении. Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?

Ученики. Железная руда.

Учитель. А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Заполните схему самостоятельно:


Учитель. Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как же надо охранять подземные богатства?

Учащиеся дают ответы.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель. Что же мы называем полезными ископаемыми?

Ученики. Все природные богатства, которые добывают люди.

Учитель. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Ученики. В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке дети познакомятся со свойствами нефти и природного газа: со способами добычи и их применении. Подготовлена презентация, где дети увидят слайды, как устанавливается буравая вышка, схемы добычи нефти и газа.

Познание мира

НУРДИНОВА Р.М.

учитель начальных классов

КГУ общеобразовательная школа №20

Тема урока: Нефть и природный газ.

Задачи урока: - способствовать формированию у учащихся знаний о нефти и природном газе, их свойствах, способах добычи и применении.

-развивать логическое мышление, умение задавать вопросы;

- содействовать воспитанию бережного отношения к природным ресурсам.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты: -знать о горных породах, о роли полезных ископаемых в

-уметь различать полезные ископаемые;

- уметь собирать и систематизировать информацию.

Виды работ: работа с картой, эксперимент.

Оборудование: учебник, карта полезных ископаемых Казахстана, стакан, нефть, вода, использование интерактивной доски, образцы полезных ископаемых, тетрадь. Оценочная карта с фишками.

-Есть у нас девиз такой:

Все , что нужно под рукой

Книжка, ручка и тетрадка

Все у нас лежит в порядке.

2. Проверка домашнего задания

- Что было задано на дом?

3. Актуализация знаний

- Прочитайте. Отгадайте загадки

-Это топливо, сырье - На кухне у мамы помощник отличный,

Из земли качают. Он синим цветком расцветает от спичек. (природный

Люди величают. (нефть)

4. Постановка цели и задач урока

-Правильно вы отгадали загадки!. Как вы думаете, о чем мы сегодня узнаем на уроке?(о нефти и природном газе)

-Тема урока . Нефть и природный газ-(слайд) Мы познакомимся еще с одной группой полезных ископаемых.

- К какой группе относятся нефть и природный газ? (горючие ) Почему их так называют? (обладают свойством гореть)

5. Усвоение новых знаний.

1. Работа с картой.

-Какими знаками отмечены на карте полезных ископаемых нефть и природный газ?

-В каких областях Казахстана добывают эти полезные ископаемые?

2. Проведем эксперимент.(слайд)

-Нам понадобится четверть стакана воды и немного нефти. Нальем нефть в воду.

Понаблюдайте , растворится ли нефть в воде? (нет) осядет ли нефть на дне воды или останется на поверхности? (останется на поверхности) нефть тяжелее или легче воды?

(Нефть легче воды.)

Вывод: Нефть масляничная жидкость коричневого цвета, не растворяется в воде, она легче воды, имеет специфический запах, горит.(слайд)

Рассказ учителя о добыче нефти и природного газа.(показ слайдов: установка буровой вышки, схема добычи нефти и газа, нефтяная вышка на Каспийском море, применение нефти и газа)

Свойства газа: бесцветный, легкий, горит.(слайд)

Словарь: газопровод, нефтепровод, танкер, керосин)

Работа с учебником .( Работа в паре. Дети читают текст, а затем задают друг другу вопросы)

Ответы на вопросы

-Назовите основные свойства нефти.

-Как добывают нефть?

-Что получают из нефти?

- Какие свойства природного газа тебе удалось наблюдать в жизни?

-Чем отличается газовое месторождение от нефтегазового?

- О правилах пользования природным газом в домашних условиях рассказывают учащиеся.(дополнительные сведения подготовлены учащимися, каждый ученик получает памятку))

Закрепление знаний

Работа в группах. Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает карточку с вопросами.(вопросы на закрепление темы урока) На подготовку 2- 3 минуты. Затем дети отвечают на вопросы.(ответы оцениваются фишками)

Учитель: - Теперь вы знаете, что люди используют полезные ископаемые в строительстве, производстве машин и бытовой техники, отапливают помещения, изготавливают посуду и другие предметы.

-Поэтому люди постоянно добывают полезные ископаемые, но при этом они помнят, что залежи полезных ископаемых могут закончиться. В нашей стране разработана программа по охране полезных ископаемых. Об этом мы узнаем на следующем уроке.

7.Подведение итога урока.

- Что нового мы узнали на уроке?

-Что вам было известно?

- О чем вы хотели бы еще узнать?

8. Рефлексия.

-Понравился ли вам урок?

- Доволен ли ты собой, своей работой на уроке? (покажи соответствующий смайлик: доволен – улыбается, недоволен – грустный))

Читайте также: