Сочинение по личным впечатлениям 6 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 2821 0

Гуртовая Антонина Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе

по теме «Подготовка к сочинению-описанию природы

Аннотация . Методическая разработка урока русского языка в 6 классе представляет собой материалы к уроку развития речи. Разработка включает в себя план-конспект урока, дидактический и раздаточный материал.

Во время урока учащиеся учатся писать сочинение, высказывать своё мнение, развивают навыки работы со словарями, читают, анализируют сочинения других учащихся. В результате дети чувствуют точность и емкость каждого слова в текстах-описаниях природы, стремятся к речевому совершенствованию, проявляют интерес к творческой деятельности, выстраивают логические рассуждения, обогащают словарный запас, умеют выражать и аргументировать собственную точку зрения.

Ключевые слова: сочинение-описание природы, собирание материала к сочинению, наблюдение, основная мысль, пейзаж, эпитеты, зимний день .

Конспект урока

Тема : Подготовка к сочинению-описанию природы по личным наблюдениям

развивать умения собирать материалы к сочинению; самостоятельно группировать материал; создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи; создавать замысел сочинения по личным впечатлениям, создавать сочинение по личным наблюдениям, выбирать вид и форму изложения своего замысла, осуществлять отбор языкового материала, дорабатывать написанное, исправлять допущенные ошибки;

воспитывать эстетический вкус в отношении произведений художественной литературы и изобразительного искусства, красоты родной природы.

Задачи: научиться писать сочинение ; понять, в чём особенность сочинения-описания природы ; уметь высказывать своё мнение; углубить переживания, сделать осознанными; развивать воображение, фантазию; почувствовать точность и емкость каждого слова в текстах-описаниях природы ; представить картины, изображенны е в н их .

Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию. Развитие эстетического сознания. Интерес к творческой деятельности.

Регулятивные УУД. Постановка целей и задач. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Целеполагание. Коррекция.

Познавательные УУД. Расширенный поиск информации. Построение логических рассуждений. Структурирование текста. Обогащение словарного запаса. Систематизация наблюдений. Выявление основной и второстепенной информации. Отбор материала. Синтез знаний. Построение письменного высказывания. Анализ и синтез явлений. Установление аналогий. Устное рассуждение.

Коммуникативные УУД. Коллективное обсуждение. Умение выражать свою точку зрения. Аргументация собственной точки зрения. Умение вести беседу. Совместная работа.

Приёмы работы:

собирание материала к сочинению;

анализ примеров сочинений — описаний природы;

определение роли описания природы в повествовании;

описание природы по наблюдениям.

Оборудование: учебник; рабочие тетради; справочная литература: толковый словарь, словарь синонимов, словарь эпитетов); дидактический материал; карточки с заданиями.

Тип урока Урок развития речи

I. Организационный этап (1 минута)

II. Актуализация знаний. (2 минуты)

Беседа

Какие вы знаете типы речи?

Какие вы знаете стили речи?

В чём заключаются особенности художественного стиля?

Дайте определение понятий

Один из приёмов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Оборот, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Олицетворение

Определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Приём либо просто указывает на сходство (он был похож на…), либо выражается посредством слов: как, точно, словно и т. п. Сравне́ние.

III. Мотивация к учебной деятельности (5 минут)

Слово учителя

Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами, которые помогут вам написать хорошее сочинение или рассказать о чём-либо.

Один из этих приёмов — внимательно рассмотреть предмет, о котором вы хотите написать или рассказать, выявить его важные признаки, особенности.

Конечно, и для писателя важно уметь наблюдать и записывать свои впечатления. Многие писатели ведут записные книжки, в которых фиксируют всё, что их взволновало, удивило, заставило задуматься, чем-то обогатило.

Чтение по ролям (автор, Витя, Таня) – карточка 1

— Ну, — спросил Витя, — чем она чудесная? Простая лодка, один раз даже на мель села.

— А вы, значит, так ничего и не заметили? — спросил я громко.

Витя замолчал и стал вспоминать.

— Видели следы цапли на песке, — робко сказала Таня.

— Ещё видели, как уж плывёт, только головка из воды торчит, — сказал Витя.

Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и ещё видели белый бутон кувшинки под водой. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки. А Таня поймала большую улитку, а на улитке ещё сидела маленькая улиточка.

— Разве всё это не чудесно? — спросил я.

Слово учителя

Наступила осень. Дни стали короче, ночи длиннее. Птицы улетают в тёплые страны. С деревьев падают листья. Временами небо покрывается тучами, идёт дождь.

— Интересно ли это сочинение? Почему? (Нет, читать это сочинение неинтересно, потому что в нём говорится о том, что всем и так известно.)

— Чем можно объяснить неудачи автора? (Возможны разные ответы: автор не определил для себя, ради чего он пишет сочинение, какова его основная мысль; автор не пытается выразить отношение к предмету описания и т. д.)

— Да, вы правы, но надо отметить и другое: это сочинение было бы интереснее, если бы его автор рассказал нам о том, что он сам увидел, услышал, наблюдал: как он заметил, что дни стали короче (если он действительно сам это заметил), как он увидел улетающих птиц, каких именно, как они готовились к полёту, как летели и т. д. Для этого надо было бы всмотреться в наступление осени, понаблюдать, сделать свои маленькие открытия.

Вот так, внимательно наблюдая то, о чём мы хотели бы рассказать или написать, мы бы увидели много такого, что прежде сами не замечали, а быть может, не замечали и другие. Это и есть один из приёмов собирания материала — наблюдение.

IV. Формулировка темы и цели урока. Постановка учебной задачи (1 минута)

V. Включение в систему знаний (10 минут)

Беседа. Повторение известного учащимся о сочинениях-описаниях и о роли пейзажа в художественных произведениях. Анализ текстов

Сегодня мы будем анализировать описания природы в произведениях русских писателей и учиться создавать такие описания.

Как вы думаете, для чего писатели рисуют словами явления и состояние природы? Почему они часто описывают уголки природы, в которых действуют герои их произведений?

Вопросы для анализа

1) Кто автор найденного вами описания?

2) Что именно (время года, погода, лес, река и т. п.) и как описывается в тексте?

3) Откуда автор наблюдал явления природы?

4) Как писатель относится (с восхищением, печалью, грустью, удивлением, радостью и т. д.) к предмету описания?

Работа с учебником. Чтение вслух

Текст упр. 326 — зимний лес утром (описание И.А. Бунина).

Вопросы для анализа

1) Что именно описывает И. А. Бунин? (зимний лес январским утром)

2) Где находится автор и откуда видит картину зимней природы?

3) Какие краски мы бы увидели на полотне, если бы кто-нибудь изобразил этот пейзаж? (синее небо, зелёный бор, тень синяя, зелёные вершины сосен, золотистый солнечный свет, белый снег)

Слово учителя

Ученик читает продолжение описания зимнего леса январским утром И.А. Бунина – карточка 2 :

Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку густо-зелёной стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия, — и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла. Солнце поднимается, и всё тише становится в просеке.

Работа с учебником. Самостоятельное чтение текста упр. 328.

Ученик читает описание морозной ночи А.П. Чеховым – карточка 3 :

А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с её бурыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребрённые инеем, сугробы.

Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом.

Слово учителя. Анализ описания

В сочинениях учащихся отбор фактов и речевых средств должен подчиняться раскрытию замысла, основной мысли.

Беседа.

Какие приёмы подготовки к сочинению вы можете назвать?

Как же применять эти приёмы?

Учитель читает памятку Как наблюдать и собирать материалы к сочинению – карточка 4 :

1. Присмотрись внимательно к тому, о чём собираешься писать. Если это хорошо известный тебе предмет, постарайся взглянуть на него так, как будто ты видишь его впервые.

2. Постарайся увидеть самое характерное, удивительное в том, что наблюдаешь.

3. Запиши кратко самое главное из того, что заметил.

VI. Составление рабочих материалов (15 минут)

Слово учителя

Определите, о каких предметах, объектах описания вы стали бы говорить в сочинении и в какой последовательности (о небе, о деревьях; дети мотивируют,обосновывают свои суждения).

Работа в парах, группах под руководством учителя

Словарная работа

Какие ассоциации вызывает у вас слово зима?

К каждому из записанных слов подбираем и записываем средство выразительности. Для этого учащиеся используют подготовленный дома материал. Слова записываются на доске.

Беседа – карточка 5 .

Слово учителя

VII. Итоги урока (5 минут)

Беседа

Что является объектом описаний в этих сочинениях? (явления и состояние природы (листопад, буря, гроза и т. п.; морозный день, пасмурное утро и т. п.); уголки природы (лес, степь, поле, река, озеро, море и т. п.); местность.

С какой позиции можно описывать зимний день?

Каков может быть замысел сочинения?

Составление таблицы

а) из окна дома (школы).

б) по дороге в школу.

в) в солнечную (пасмурную) погоду.

г) когда идёт снег.

д) великолепное (чудесное).

е) обыкновенное (каких много зимой).

Слово учителя

VIII.Домашнее задание (1 минута)

IХ. Рефлексия деятельности (5 минут) .

Список литературы

Бондаренко М.А. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.А. Бондаренко. — М.: Просвещение, 2016. — 240 с.

Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. — М: Просвещение, 2014. — 159 с.

Рыбченкова Л.М. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 159 с.

Художественный текст на уроках русского языка: чтение, анализ, оценка, речевое творчество. Дидактические материалы. 5—11 классы: пособие для студента-практикан та / Г.М. Кулаева; Мин-во образования и науки РФ, Оренбург. гос. пед. ун-т. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. — 140 с.

карточка 1 Чтение по ролям (автор, Витя, Таня)

— Ну, — спросил Витя, — чем она чудесная? Простая лодка, один раз даже на мель села.

— А вы, значит, так ничего и не заметили? — спросил я громко.

Витя замолчал и стал вспоминать.

— Видели следы цапли на песке, — робко сказала Таня.

— Ещё видели, как уж плывёт, только головка из воды торчит, — сказал Витя.

Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и ещё видели белый бутон кувшинки под водой. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки. А Таня поймала большую улитку, а на улитке ещё сидела маленькая улиточка.

— Разве всё это не чудесно? — спросил я.

карточка 2 Ученик читает продолжение описания зимнего леса январским утром И.А. Бунина:

Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку густо-зелёной стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия, — и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла. Солнце поднимается, и всё тише становится в просеке.

карточка 3 Ученик читает описание морозной ночи А.П. Чеховым:

А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с её бурыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребрённые инеем, сугробы.

Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом.

карточка 4 Памятка Как наблюдать и собирать материалы к сочинению

1. Присмотрись внимательно к тому, о чём собираешься писать. Если это хорошо известный тебе предмет, постарайся взглянуть на него так, как будто ты видишь его впервые.

2. Постарайся увидеть самое характерное, удивительное в том, что наблюдаешь.

3. Запиши кратко самое главное из того, что заметил.

карточка 5 Варианты возможного начала сочинения

3. Из окна моего дома в этот серый зимний день я вижу серые дома и серое небо. Правда, это кажется так. На самом деле и дома не совсем серые, и небо.

4. Я иду по улице. Темнеет. Видно, ветер стал сильнее. Качаются молодые берёзки, кружась, падают лёгкие пушистые снежинки.

5. Ещё несколько дней назад я любовался картиной, которая открывалась из окна нашего класса. Шли дни. Погода менялась. И вот сегодня, глядя в окно, я вижу совсем другую картину.

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 6 классе и направлена на развитие речи учащихся. Предусматривается написание сочинения дома, а на втором уроке проводится анализ сочинений.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.docx 33.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ

ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ

учитель русского языка

1 квалификационная категория

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 6 классе и направлена на развитие речи учащихся. Предусматривается написание сочинения дома, а на втором уроке проводится анализ сочинений. Этот вид работы довольно сложный для учащихся 6 класса. Они уже знакомы с типами речи и их особенностями, но им сложно увидеть в обычном необычное и суметь об этом интересно рассказать. Поэтому в целях приобщения к искусству мастеров слова обучаем работе с художественными текстами. Для эффективной деятельности школьников использую на уроке словесный, наглядный, частично поисковый методы, которые способствуют формированию умения находить слова, которые помогут выразить красоту окружающего мира.

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по личным впечатлениям;

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-воспитывать любовь к родной природе,

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение составлять план текста описания.

-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

-учить постановке цели работы,

Тип урока: урок развития речи

Форма урока: интегрированный (русский язык, литература, искусство)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, раздаточный материал (карточки).

Мотивация учебной деятельности учащихся.

2. Учебная задача

Подготовка к сочинению-описанию

1.Составление плана сочинения

1. Вступительное слово учителя

Ребята, я не случайно начала наш урок волшебной музыкой. Знаете ли вы, кто её автор? (Балет "Щелкунчик". Действие 2. Картина 3. Вальс снежных хлопьев)

-Какое настроение, какие чувства пробудила в вас она?

-Какую картину вы представили?

Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу. Музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок.

А теперь догадайтесь, что нам сегодня предстоит описывать?

Действительно, сегодня мы окунёмся в красоту, сказочность, неповторимость зимней природы. И тема нашего урока – Подготовка к сочинению по личным впечатлениям.

-Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Зима! Прекрасное время года, которое привлекает своей таинственностью. О ней слагают песни, пишут стихи и музыку.

Я предлагаю вам создать своё произведение, в котором будут записаны мысли, чувства, ощущения, возникающие у вас.

-Как же нам это сделать? (написать сочинения).

- Какова цель нашего урока?

Цель урока : подготовиться к написанию сочинения-описания зимней природы.

- Каковы задачи нашего урока? (чтобы описание зимней природы было точным и выразительным, мы должны собрать необходимый материал. Суметь найти слова, которые помогут выразить неповторимость зимней природы).

- Как вы понимаете эти слова?

- Кто будет являться писателем в нашем случае?
Но, прежде чем написать хорошее сочинение, нам необходимо составить его план.

Составление плана сочинения, подготовка рабочих материалов.

- С чего начинается любое сочинение? (вступление).

Итак, первый пункт нашего плана – вступление. Его нужно озаглавить. Для этого давайте подумаем, с чего нужно начать.

-Будем мы в этой части отражать свои наблюдения, впечатления? (нет).

- Нужно сказать о зиме как о времени года.

-Что происходит с приходом зимы? (снег, свежий воздух, хорошее настроение, бодрость, зимние забавы).

1. Зима – любимое время года (снег, свежий воздух, хорошее настроение, бодрость, зимние забавы).

Каждый воспринимает зиму по-своему (можно спросить у детей об их восприятии зимы)

Люди стремятся передать красоту этого времени года с помощью звуков, красок, слов. Чудесную музыку Чайковского мы уже слышали. Давайте теперь обратимся к другому виду искусства – живописи. Рассмотрите репродукции картин.

- Нравятся они вам?

-Чем они притягивают нас?

-С помощью чего художник сумел передать своё настроение?

-Какие краски преобладают?

Глядя на такую красоту, невозможно сдержать свои чувства. Вот поэтому настроение природы передают в своих стихотворениях поэты.

-Ребята, какие стихотворения о зиме вы знаете?

-Вспомним стихотворение А.С.Пушкина

Слуховое восприятие музыки

Отвечают на вопросы

Тема урока: Сочинение- описание зимы.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

В тетрадях учащиеся заполняют таблицу: левая колонка- пункт плана, правая – рабочие материалы

Рассматривают репродукции картин, отвечают на вопросы.

2. Работа с текстом

4. Словарная работа

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

-Какое настроение вызывает у поэта зима?

-Какие иллюстрации вы могли бы нарисовать к этому стихотворению?

-Как называет А.С.Пушкин зиму?

Нарек русский человек зиму заветным словом – “матушка”. Не весну-красну, не лето ясное, не осень сытную, а именно зиму с ее снегами, холодами и метелями. Потому что, словно родная мать, зима заботливо укрывает теплым пуховым одеялом все, что нуждается в укрытии от лютых морозов.

-Какие слова помогают описать так ярко, образно зимний пейзаж?

-Ребята, а какую зиму вы любите? Какие зимние забавы, игры вы любите?

-Представьте, что вы оказались в зимнем лесу. Опишите его.

-Какие чувства вызывает у вас зима?

Итак, второй пункт плана: Я в зимнем лесу.

2. Я в зимнем лесу.

В написании этой части сочинения вам помогут репродукции картин, которые мы рассматривали, музыка, которую слушали; а строки стихотворений вы можете использовать как цитаты. Запишите этот пункт плана в тетради. Правую колонку таблицы мы заполним позже.

-Конечно, у нашего сочинения должна быть заключительная часть.

-О чём нужно написать?

-Заключение всегда созвучно вступлению, значит, мы должны сделать вывод.

Итак, третий пункт плана: Зима – прекрасное время года!

3.Зима – прекрасное время года!

Действительно, прекрасное, ведь сколько всего хорошего мы сказали о ней.

- Запишите эти слова как опорные для заключительной части.

Чтобы помочь вам написать сочинение, я предлагаю работу с прозаическим текстом. Возьмите карточки. Прочтём текст вслух. (Читает учащийся)

Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек. С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов (И.С.Соколов-Микитов).

-Ребята, определите тип этого текста (описание).

-Наша задача – найти опорные слова, которые помогут и вам описать зимний лес.

-На слова каких частей речи нам нужно обращать внимание? (существительные + прилагательные, ведь это описание).

-Прочитаем первое предложение.

-Какие слова вам могут пригодиться? Подчеркните их.

-А теперь найдите такие слова во всех остальных предложениях.

Карточки останутся у вас и помогут в написании сочинений.

-А теперь внимательно посмотрите на наши прилагательные и назовите орфограммы в словах, над которыми нужно подумать при написании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям.

Учитель: В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки:

«Под голубыми небесами

«Снег да снег. Всю избу занесло.

Снег белеет кругом по колено.

Давайте же отправимся в путешествие по этому белоснежному, беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника. Пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.

«…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурочка, снежень, снеговик… снега во всю Россию…

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представляются вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островками…

Цель урока: Вот и мы с вами постараемся сегодня на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.

По моей просьбе вы наблюдали за снегом. То, что вы увидели в заснеженном городе, парке, лесу, запечатлели на своих рисунках, которые помещены на нашей выставке. Поделитесь своими наблюдениями.

- Всегда ли он одинаков?

- От чего зависит состояние, вид снега?

(Ребята делятся своими впечатлениями от увиденного в окружающем мире. Говорят о том, что состояние и вид снега зависят от времени года, времени суток, погоды).

Учитель: Перевернем странички зимы назад и вспомним самое начало её.

(На фоне музыки П.И. Чайковского и слайдов звучит монтаж о первом снеге, заранее подготовленный учащимися).

Еще заря не встала над селом

Еще лежат в саду десятки теней

Еще блистает лунным серебром

Замерзший мир деревьев и растений.

Какая ранняя и звонкая зима!

Еще вчера был день прозрачно-синий,

Но за ночь вдруг сошел с ума,

И выпал снег, и лег на листья иней.

1 ученик: Утром кот принес на лапках

Первый снег! Первый снег!

Он имеет вкус и запах

Первый снег! Первый снег!

2 ученик: Он кружится, легкий, новый

У ребят над головой

Он успел платок пуховый

Расстелить над мостовой. (Я. Аким)

4 ученик: Первый снег. Он лежит словно просто для красоты чтобы лишь подчеркнуть, как черна напитавшаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке… (С. Иванов)

5 ученик: Спит первый снег

Открыт букварь зимы.

Его еще не прочитали мы.

Но вот уже на первую страницу

Вспорхнула пестрой буковкой синица

Она звенит как маленький звонок.

Как будто первый начался урок (А. Горбунова)

Класс отвечает на вопросы:

Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?

Почему он робок и тих?

Какие еще слова и показались вам интересными, необходимыми?

Учитель: Так было в начале зимы. Мы с вами живем в её середине. Что же вы увидели, проводя наблюдения за снегом? Каков январский снег? (Учащиеся делятся своими наблюдениями).

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Но потом выйдешь и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых руковиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

- Каким же увидел автор январский снег?

- Что показалось вам интересным в данной зарисовке?

Учитель: А теперь посмотрим на снег глазами художника. На уроках изобразительного искусства вы знакомились с цветовой гаммой красок. Уже знаете о теплых и холодных тонах, оттенках цвета. В своем сочинении вы можете использовать подбор цветовой лексики, которую вы видите на доске. (Таблица)

Прочитайте и ответьте на вопрос:

- Какой частью речи являются эти слова?

Опаловый – бледный – стекловидный

Сапфировый – синий или голубой

Лиловый – фиолетовый (цвет фиалки, сирени)

Давайте попробуем, используя эти прилагательные, описать снег на предложенных вам картинках известных художников: К. Коровина, Н. Ромадина, Л.Бродской.

- Вспомните, как пишутся сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Сочинение. Описание природы по личным впечатлениям.

Тип урока: урок развития речи

Технологии: здоровье сбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития творческих способностей, развития навыков обобщения и систематизации знаний.

развивающие: развивать монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

воспитывающие: учить видеть красоту окружающего мира, любить родную природу.

Оборудование урока:

- фотографии зимней природы, репродукции картин;

- стихи о снеге на карточках;

- дополнительные задания на карточках;

-толковые словари на столах.

Предварительная подготовка к уроку:

- понаблюдать за снегом;

- наизусть или выразительное чтение стихов о снеге.

1. Вступительное слово учителя (эмоциональный настрой)

- В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки:

Мороз и солнце; день чудесный!

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит (А.С.Пушкин)

Снег да снег. Всю избу занесло.

Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, свежо и бело! ( А.Блок)

- Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника, пусть будет вместе с нами яркое , образное слово поэтов и писателей.

«Вдруг земля становится белой на долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовным. Снег. Снега. Белые снега. Снегурочка. Снежень. Снеговик. Снега во всю Россию.

- По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

( дети приводят примеры прилагательных к слову снег)

( чистый. Рыхлый, сверкающий, пушистый и т. д )

- Всегда ли он одинаков?

-От чего зависит состояние, вид снега?

( от времени года, времени суток, погоды)

- Перевернем страничку зимы назад и вспомним самое ее начало.

Стихи о первом снеге читают подготовленные учащиеся

1.Утром кот принес на лапах

Первый снег, первый снег!

Он имеет вкус и запах

Первый снег, первый снег.

Он кружится , легкий, новый,

У ребят над головой,

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой ( Я.Аким)

Первый снег. Он лежит словно просто для красоты, чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает.

3. Спит первый снег.

Открыт букварь зимы.

Его еще не прочитали мы.

Но вот уже на первую страницу

Вспорхнула пестрой буковкой синица.

Она звенит как маленький звонок,

Как будто первый начался урок ( А. Горбунова)

- Как охарактеризован первый снег в прослушанных отрывках?

(дети записывают на доске и в тетрадях)

(1. легкий, новый, платок пуховый;

2. робок и тих, для красоты;

3. первый снег- букварь зимы;

4. пахло свежим снегом и хвоей)

- Почему снег робок и тих?

-Какие слова и выражения вам показались интересными и необычными?

( синица –пестрая буковка, маленький звонок, букварь зимы, гул сосен- говорил, снежок- на акварельном рисунке)

-Это метафора – слова , употребленные в переносном значении, так как между предметами есть сходство.

5. Анализ текста ( у каждого ученика на карточке)

- Так было в начале зимы. Мы с вами живем в ее середине. Что же вы увидели, проведя наблюдения за снегом?

- Что вы увидели на заснеженных улицах?

( звучат ответы детей)

- А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов, чьи наблюдения о снеге вы уже слышали:

« Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья.

Солнце выглянет утром, загорится высоко, поднимется в небо. А небо синее, бездонное. Глянешь из окна – что за день чудесный! Прямо Весна!

Но потом выйдешь, и дух захватывает. И сейчас же пожалеешь. Что не взял вторых рукавиц.

Мороз, ну и морозище! Много снегу, много холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

- Каким увидел автор январский снег?

(силен, спокоен, тяжелое холодное одеяло, синяя тропинка, сыпучее снежное болото)

-Что еще показалось вам интересным в этой зарисовке?

-А теперь посмотрите на снег глазами художника.

Рассмотрите репродукции картин с зимним пейзажем, подберите цветную лексику.

( Дети подбирают прилагательные к слову снег)

Молочный, жемчужный, опаловый - белый;

Небесный, лазурный, бирюзовый - голубой;

Пепельный, серебристый - серый;

Зеленый, синий – сапфировый;

Фиолетовый, лиловый, розовый, сиреневый и. т. д

- Справьтесь в толковых словарях о значениях непонятных слов.

- Переходим к самой трудной части работы

6. Опережающее задание. Сейчас вы прослушаете замечательное музыкальное произведение, попытайтесь представить зимний пейзаж. Что вы видите, когда слушаете музыку?

- Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы слушали музыку?

Учитель: Музыка передает, как зима хозяйкой ходит по лесам, по полям, укрывает деревья и землю белым ковром снега, который блестит на солнце разноцветными огнями. Снежная метель поземкой вьется по земле.

Музыка очень плавная, спокойная, задушевная . Она наводит на грустные воспоминания или радужные мечты. В пьесе мы слышим тихую радость. Стоит тихий зимний вечер, небо усыпано звездами, ярко светит луна. Можно представить маленькую заснеженную деревеньку, в которой весело встречают Рождество.

8. Составление плана

- Что делает нашу речь выразительной

- Какие сравнения, олицетворения, эпитеты вам встретились в стихах и рассказах о снег?

- Подберите синонимы к слову блестеть

( блистать, сверкать, искриться, переливаться всеми цветами радуги, светиться, сиять)

Читайте также: