Звуки речи и буквы 2 класс школа 21 века конспект урока и презентация

Обновлено: 04.07.2024

Создать условия для повторения и уточнения представлений учащихся о звуках и буквах, ознакомления с правописанием словарного слова октябрь; способствовать формированию умения различать звуки и буквы, обозначать звуки буквами на письме, использовать условные звуковые обозначения слов

Решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные результаты:

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные : овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу., взаимовыручке

Познавательные : общеучебные – извлекают необходимую информацию схем; знакомятся с базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – осуществляют сравнение, анализ.

Коммуникативные : проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Основное содержание темы, понятия и термины

Звуки и буквы. Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот. Слово с непроверяемым написанием октябрь

Образовательные ресурсы

Оборудование:

Мультипроектор, интерактивная доска.

1. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2015.

2. Ситникова Т.Н., Яценко И..Ф., Васильева Н.Ю.

Поурочные разработки по русскому языку.2 класс.-М.: ВАКО, 2015.-368с.- ( В помощь школьному учителю)

1 Орг. момент

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по Стране Русского Языка. Чтобы путешествие было полезным и интересным, а знания и умения вы могли бы применить в жизни, вам необходимо быть внимательными и активными.

Ну, а теперь мы все вместе отправляемся в путь.

2.. Минутка чистописания (Ь,Ъ)

Посмотрите, что это? ( Верно) Перед нами ворота в страну русского языка. Чтобы попасть в волшебную страну, надо всем писать красиво и аккуратно в своих тетрадках. Давайте приготовим пальчики к работе. Посмотрите на экран и повторяйте упражнения.

Ребята, открываем тетради и старательно пишем. Откройте тетради и запишите:

Классная работа .

- Какие буквы записаны?

- Что мы о них знаем? ( Они не обозначают звуков. Мягкий знак - показатель мягкости)

А теперь пропишите буквы, чередуя, до конца строчки.

… Молодцы. Постарались и как видите ворота в страну РУССКОГО ЯЗЫКА для нас открылись..

3. Постановка учебной задачи

Но дорогу нам преграждает стена, да необычная, а СТЕНА РАЗМЫШЛЕНИЙ. Мы вместе сможем преодолеть её , если, прослушав сказку, вы догадаетесь, о чём пойдёт речь на уроке. Сказку нам сегодня расскажет Катя.

Ребята, я надеюсь, что вы догадались, о чём мы будем говорить на уроке? ( О звуках и буквах)

Как вы думаете, чему мы должны научиться?

В учебнике на стр.78 мы найдём главный вопрос, на который должны ответить на уроке.Откройте учебники. Прочитаем его хором

( Как различить звуки и буквы?)

Мы справились с этим заданием и можем двигаться дальше.

А что это перед нами? ( Город звуков и букв. ) Жители города готовились к встрече с вами и заранее приготовили для вас интересные, но непростые задания. Чтобы попасть в город, мы должны рассказать, что мы уже знаем о звуках и буквах.

4 .Работа по теме

1. Беседа о звуках и буквах

- А что вы знаете о буквах? ( Буквы мы видим и пишем).- Хорошо.

- А о звуках? (Звуки мы произносим и слышим.). Правильно

Сейчас я предлагаю вам следующее задание. Я начну, а вы должны продолжить предложения:

Звуки бывают….( гласные и согласные)

Гласные звуки бывают …..( ударные и безударные)

Согласные звуки бывают……( звонкие и глухие, твёрдые и мягкие,).

Молодцы, мы смогли войти в ГОРОД ЗВУКОВ и БУКВ

Физкультминутка для глаз

Давайте посмотрим , что там происходит

Слушайте и следите глазами за движущимися предметами. Дети, что вы увидели? ( В этой стране тоже осень ) А что услышали? ( Шум ветра)

Вижу, что вы готовы и смотреть, и слушать, значит ваши знания о звуках и буквах помогут вам узнать новое словарное слово

2.Словарная работа . Звуко-буквенный разбор

Слушайте внимательно и тогда обязательно справитесь

-Какое слово у вас получилось?(октябрь)

Какое опасное место в слове надо запомнить?(О) Попробуйте придумать , как эту букву можно запомнить.

Если трудно можете воспользоваться подсказкой на слайде.( В октябре холодно, мокро, октябрь -это уже осень. Во всех словах, связанных по смыслу с этим словом под ударением о. Так можно запомнить, что и в этом слове надо писать букву о)

Напишем слово октябрь с большой буквы, с красной строки также красиво и правильно.

У доски работает Карина. Комментируй.

- Разделите слово на слоги, поставьте ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить.

Назови все буквы в слове правильно по порядку.

Продолжаем работу над словом. Звукобуквенный разбор на доске выполнит Володя , все остальные работают в тетрадях.

Почему звуков меньше? ( Мягкий знак звука не обозначает)

Дайте характеристику второму звуку, если надо, пользуйтесь памяткой ( Звук [к] – согласный, он глухой парный, твёрдый парный). Отвечает Люба.

Развитие речи ( по электронному приложению)

Мы с вами поработали над написанием названия ещё одного осеннего месяца. Давайте используем его в своей речи и придумаем с ним предложение.

( В октябре много холодных дождливых дней) Молодцы.

Осень вдохновляла многих поэтов, писателей и художников.

А вот какое замечательное стихотворение написала башкирская поэтесса Гульфия Юнусова . Послушайте
“Падают листья”

Первым вестником зимы
Снег кружится мелкий.
Листья падают с дубов
Рыжие, как белки.
Плотно, будто бы ковром,
Корни укрывают.
Так по-своему они
Землю утепляют.

Посмотрите на экран, перед вами отрывок из стихотворения знаменитого русского поэта А.С. Пушкина.

Вставьте подходящее по смыслу слово:

( Декабрь, май , октябрь ) уж наступил- уж осень отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

- Все ли слова понятны? (Нет. Что означает нагие? Нагие ветви – это значит голые, без листьев)

- А с каким чувством я читала? ( С грустью)

- Какое чувство вызвали у вас эти строки? ( Чувство грусти) Передайте это чувство интонацией.

Выполните такое же задание во втором предложении.

В октябре, в октябре частый ( снег, град , дождик ) на дворе.

- Кто был внимателен и заметил словарное слово в этих отрывках, поднимите руку. Назови слово так , как мы его произносим. .А теперь , проговаривая по слогам так, как надо писать.( Октябрь)

Запишем второе предложение с комментированием. Комментирует Станислава.

- Читая строки вы озвучивали письменную речь . Из чего состоят слова письменной речи?( Из букв)

А слова устной речи? ( Из звуков)

Музыкальная физминутка

Продолжим работу по учебнику, будем тренироваться различать звуки

Найдите в учебнике упр.116 стр.78

Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

( шар, ложка, шарф, лодка)

Назовите слова, в которых встретились одинаковые звуки. Произнесите эти звуки (Шар и шарф

[ ш ], [ а ], [ р ] или лодка и ложка [ л ], [ о ], [ к ], [ а ])

Назовите слова, которые различаются одним звуком. Произнесите звуки, которыми различаются эти слова.

(лодка и ложка [ ш ], [ т ])

Теперь вы сможете помочь гномам починить дом.

Перетащите эти звуки к словам.

[ д ], [ т ], [ ж ], [ ш ]

Орфографическая минутка

Перед нами РАВНИНА ГРАМОТНОСТИ .

Звуки мы обозначаем буквами каждый раз, когда пишем под диктовку. Давайте потренируемся. Узнайте слова по транскрипции и напишите их. У доски будет работать Вика.

Помните, что в русском языке произношение и написание часто не совпадают.

Запись на карточках : [ лужы ], [ дажд'и ], [ гр'ас' ]

Напишите с красной строки с большой буквы первое слово( Лужи,)

Проверьте. Подчеркните опасное место.

На какое правило слово? Приведите свои примеры слов с таким сочетанием.

Поставьте запятую, напишите второе слово.(дожди)

На какое оно правило? ( На проверяемую безударную гласную). Докажи. (Ударение падает на гласную и, безударная гласная О, потому что проверочное слово дождь)

Река листва, земля, грибы .

Поднимите руку те, кто ни разу не ошибся.( Молодцы)

Ребята, тем, кто остался сидеть надо постараться быть внимательнее

Поставьте запятую и напишите последнее слово (грязь) На какое оно правило ? ( На проверяемую парную согласную.) Объясни написание опасного места.

( Парная согласная З, потому что , проверяю нет грязи)

Возьмите веры с согласными Ж и Ш , приготовьтесь правильно обозначать буквой последний звук и доказывать своё мнение.

Малыш, гараж, карандаш, ёж.

Сами звуки очень её любят. Я скажу слово, а вы хором вполголоса , как-будто вы эхо, назовите конец его так, чтобы у вас получилось новое слово

Молодцы, но пока мы играли со звуками..

Не давали буквам дело.

Им безделье надоело,

Надоело им скучать

И пошли озорничать.

И посмотрите, что из этого получилось.

Вы знаете, как важно, чтобы каждая буква стояла на своём месте. Давайте постараемся найти и вернуть на место заблудившуюся букву.

1) Утром бабушка к рубашке

При б ивала мне кармашки.( пришивала)

Д вери гонятся за мной. ( звери)

3) Сели в ло ж ку и –айда!

По реке туда-сюда. ( лодку)

4) Мама с б очками пошла

По дороге вдоль села. ( дочками)

5) Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную г орку.( корку)

Молодцы, вы были внимательны и сумели помочь буквам вернуться на свои места. Продолжаем путь. Смотрите, что у нас впереди.

Дети, скажите, как называют людей, которые покоряют горы? ( Альпинисты) Правильно.

А какие люди могут быть альпинистами? ( Смелые, отважные, которые всегда придут друг другу на помощь).

Друг за друга держаться, ничего не бояться .

Обсудите и обведите правильные ответы. Кто выполнит работу, сядьте правильно.

Тест по теме "Звуки и буквы"

1. Обведите слово, в котором количество букв и звуков совпадает: 1) уголь; 2 ) угол ; 3) пеньки.

2 Обведите слово, в котором звуков больше, чем букв: 1) яма ; 2) семья; 3) люк.

3 Обведите слово, в котором все согласные звуки твердые : 1) час; 2) щука; 3) жила .

4 Обведите слово, в котором все согласные звуки мягкие: 1) сияние ; 2) цепи; 3) широко.

5. Обведите слово, в котором все согласные звуки глухие: 1) мышь; 2) степь; 3) затем.

6. Обведите слово, в котором все согласные звуки звонкие: 1) дома; 2) плащ; 3) гараж.

Проверяем. Если задание выполнено правильно, то перед цифрой ставьте плюс, если нет, то минус.

1 задание, правильный ответ угол…

Зажгите огоньки дружбы, если все задания выполнены без ошибок.

У кого была только одна ошибка?

Какое задание, которое показалось вам самым трудным? А какое было вас самым лёгким?

Те, кто сумел покорить вершину знаний молодцы. А те, у кого пока не всё получилось, не огорчайтесь на следующих уроках мы продолжим этому учиться.

А чтобы все задания получались, вы потренируетесь в домашнем упражнении. Откройте дневники, запишите : упр.119 стр.80 ( уч.), по желанию можно выполнить

звукобуквенный разбор выделенного слова.

Итог. Рефлексия

Сегодня наше путешествие по стране Русского Языка подошло к концу. Давайте подведем итог нашего урока.

На какой вопрос мы должны были ответить ?

Как же различить звуки и буквы?

Начинайте со слов, написанных на экране.

Ребята, изучение этой темы не завершается на этом уроке, мы продолжим говорить о звуках и буквах и на следующих уроках

Давайте оценим свою работу на уроке. Если вы считаете, что со всеми заданиями на уроке вы легко справились, то для вас зажёгся зелёный свет, если не всё, то жёлтый. Если было очень трудно, то красный. Встаньте те, для кого зажёгся зелёный свет? .…жёлтый? …красный?

А я хочу отметить тех, кто на нашем уроке был особенно внимателен, активен, давал правильные ответы и помогал нам пройти все испытания. Это ……. Встаньте, пожалуйста.

Молодцы. Благодарю вас за работу. Садитесь

Ребята, вы были замечательными учениками. Спасибо за урок.


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Звуки и буквы"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация с анимацией к урокам № 1, 2. Тема: "Звуки речи и буквы".



СЛОВАРНАЯ РАБОТА о и а о о й д_ св_дания, сп_сиб_, п_жалу_ста, ф_мили_, адр_с, М_сква, Р_с_ия, с_бака, р_бята, м_дведь, кла_ , д_ревня, гор__, уч_ник, учит_ль, к_ртина, к_рова, р_сун_к о с о я а е е сс о е е од е е о а о и

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

д_ св_дания, сп_сиб_, п_жалу_ста, ф_мили_, адр_с, М_сква, Р_с_ия, с_бака, р_бята, м_дведь, кла_ , д_ревня, гор__, уч_ник, учит_ль, к_ртина, к_рова, р_сун_к

Автор презентации: Субаева Е.В.,

учитель начальных классов

КАКИЕ ЗВУКИ РЕЧИ ТЫ ЗНАЕШЬ? ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ? ЗВУКИ РЕЧИ ГЛАСНЫЕ ? ? При произношении гласных воздух проходит легко и свободно, не встречая на пути никаких преград –ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху выходить изо рта. безударные

КАКИЕ ЗВУКИ РЕЧИ ТЫ ЗНАЕШЬ?

ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?

При произношении гласных воздух проходит легко и свободно, не встречая на пути никаких преград –ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху выходить изо рта.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ГЛУХИЕ ? МЯГКИЕ ? ? ПАРНЫЕ ПАРНЫЕ НЕПАРНЫЕ ? ? ПАРНЫЕ ? При произнесении выдыхаемый воздух на своём пути встречает преграду, которую могут создавать губы, зубы или язык.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

При произнесении выдыхаемый воздух на своём пути встречает преграду, которую могут создавать губы, зубы или язык.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ 1 ГРУППА [б], [б

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Как называются знаки, которыми на письме обозначают звуки речи? БУКВЫ Назовите буквы алфавита.

Как называются знаки, которыми на письме обозначают звуки речи?

Назовите буквы алфавита.

  • наука, изучающая звуки речи, слоги и ударение

УПРАЖНЕНИЕ 1, 2 (устно) УПРАЖНЕНИЕ 3 (письменно) жар – шар, лапу – лампу, УПРАЖНЕНИЕ 4 (письменно) кепки – щепки, сушки – ушки, чарки – чайки, чаше - чаще

УПРАЖНЕНИЕ 1, 2

УПРАЖНЕНИЕ 3

лапу – лампу,

УПРАЖНЕНИЕ 4

кепки – щепки,

сушки – ушки,

чарки – чайки,

ЗАПОМНИ! Одно и то же слово можно записать буквами, а можно с помощью транскрипции – так, как слово произносится. Значок транскрипции [ ] ПРИМЕР: парад - [п а р а т]

Одно и то же слово можно записать буквами, а можно с помощью транскрипции – так, как слово произносится. Значок транскрипции

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка Кокоскерия Светлана Владимировна

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка Кокоскерия Светлана Владимировна

Урок русского языка Кокоскерия Светлана Владимировна

Разгадайте ребусы У К з бук

Разгадайте ребусы У К з бук

Цели урока: 1. Обобщить знания о звуках и буквах. 2. Развить умение различать.

Цели урока: 1. Обобщить знания о звуках и буквах. 2. Развить умение различать гласные и согласные.

Работа в паре (с.4)

Работа в паре (с.4)

Буква- это знак для обозначения звука.

Буква- это знак для обозначения звука.

Исполин - великан Упражнение 1 Океаны бороздит Исполин могучий… . кит.

Исполин - великан Упражнение 1 Океаны бороздит Исполин могучий… . кит.

Слова, которые мы произносим, состоят из звуков. Слова мы можем не только про.

Слова, которые мы произносим, состоят из звуков. Слова мы можем не только произносить, но и писать. Когда мы пишем, то звуки речи обозначаем буквами. Тайны языка

 Упражнение 2 жук лук - [жук] - [лук]

Упражнение 2 жук лук - [жук] - [лук]

Упражнение 3 Лампу – лапу, жар-шар

Упражнение 3 Лампу – лапу, жар-шар

Упражнение 4 Кепки – щепки, сушки - ушки, чарки - чайки, чаша – чаща.

Упражнение 4 Кепки – щепки, сушки - ушки, чарки - чайки, чаша – чаща.


 Пиши грамотно Словарные слова

Пиши грамотно Словарные слова

 каты сасна масты рука кав’ор гр’ибы

каты сасна масты рука кав’ор гр’ибы

 [э] [а] [т] [к] [э] [у] [у] [э] [р] [з] [п] [б]

[э] [а] [т] [к] [э] [у] [у] [э] [р] [з] [п] [б]

Подбери выражение, которое характеризует, как ты работал на уроке хлопал уша.

Подбери выражение, которое характеризует, как ты работал на уроке хлопал ушами шевелил мозгами слышал краем уха не покладая рук засучив рукава в поте лица считал ворон тяп- ляп

Сегодня на уроке Я узнал запомнил научился удивился

Сегодня на уроке Я узнал запомнил научился удивился


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 457 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.01.2019 8214
  • PPTX 11.5 мбайт
  • 1789 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кокоскерия Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Основной целью урока является обобщение знаний о буквах и звуках; развитие умения различать звуки и буквы. В уроке просматривается четкая постановка учебной и воспитательной целей урока. Этапы урока плавно переходят один в другой и связаны единой целью. На этапе актуализации знаний учащиеся вспоминают изученные ранее знания, расширяют словарный запас. На этапе изучения новой темы предложено много заданий, позволяющих учащимся неоднократно обращаться к изучаемому материалу, развивать логическое мышление и воображение.



Предмет: Русский язык

Целевая аудитория: для 2 класса

Ресурс соответствует аннотации. Интересные задания, соответствующие возрасту детей. Учитель на уроке не только дает знания, но и не забывает об осанке детей, о физкультминутке, что очень важно. Спасибо.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: