Зоология как наука классификация животных конспект

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Поурочный план

Класс ____ 7 -ые

Урок биологии_

Тема урока № 1: Введение. Зоология - наука о Царстве Животные.

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.

Цели : дать представление о зоологии, многообразии животных на Земле.

Образовательные: познакомить учащихся с дикими и домашними животными; раскрыть роль животных в природных сообществах; взаимосвязь животных в природе; зависимость жизни хордовых от человека; негативное и заботливое отношение к животным; об о хране животного мира;

Развивающие: познакомиться с принципами классификации живых организмов; продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, строить схемы современной классификации, останавливаться на вопросах ЕНТ;

Воспитательные: сформированные чувства бережного и ответственного отношения к животным.

Оборудование: компьютер, презентация.

Содержание учебного материала

Организационный.

Психолого-педагогический настрой на урок.

Здравствуйте! Садитесь. Создание положительного микроклимата урока через минутку настроения, программирование учеников на успех.

Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Управление и лидерство в обучении

Использование ИКТ в преподавании

II . Знакомство с

Правила поведения в кабинете, знакомство с техникой безопасности, требования к урокам биологии.

Рассмотреть учебник, познакомиться с его структурой, с тетрадью.

III . Изучение н/м

1.Зоология – наука о животных (слайд 2)

Все живые организмы на Земле объединены в царства (слайд 4).

Перечислите царства, существующие на Земле.

(Царства: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения, Животные).

Скажите, с какими царствами мы познакомились в 6 классе?

Правильно, в 6 классе на уроках биологии вы познакомились с представителями четырех царств: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения.

Как вы думаете, какое царство мы будем изучать в этом году?

Правильно, мы приступаем к изучению нового царства живых организмов – Животные (слайды 3- 6).

А как называется раздел биологии, посвященный изучению животных?

Раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека, называется зоологией (от греч. зоон – "животное", логос – "учение") (запись в тетрадь).

2. Современная зоология – система наук о животных.

? Какие науки нам уже знакомы из 6 класса?

Среди них морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов,

цитология – их клеточное строение (слайды 3- 6).

Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов.

Эмбриология рассматривает индивидуальное развитие организмов.

Систематика – классификацию животных

Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, а также с другими организмами и со средой обитания.

Палеонтология исследует ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития.

В школьный курс зоологии включены основы и других наук (слайд 7):

генетики, объясняющей закономерности наследственности,

зоогеографии – распространение животных,

этологии – их поведение

особый мир животных представляют простейшие,

млекопитающих и др.

Работа в парах:

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

Пользуясь учебником “Биология. 7 класс” под редакцией К.Кайым на странице 5, заполните таблицу “Биологические дисциплины в пределах зоологии” (время на выполнение – 10 минут).

Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.

Биологическая наука

Что изучает

3. Сходство и различия животных и растений (слайды 11- 12):

Для животных, как и для большинства других живых организмов, характерны следующие особенности:

1) клеточное строение,

2) способность к питанию,

4)обмен веществ между организмом и окружающей средой,

5)размножение, рост, развитие.

6) Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них.

7) Они могут активно передвигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу.

8) Животные освоили все среды жизни: водную, наземную, подземную и воздушную.

4. Отличие животных от растений (слайд 13):

Чем отличаются животные от растений?

Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки.

В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.

В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества.

Воспринимают раздражения и реагируют на них.

Большинство активно передвигаются.

Освоили все среды жизни.

Работа в группах по заданию:

5 ). Многообразие животных (слайды 14- 19):

В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всему земному шару. Живут в морях, океанах, реках, озерах, прудах; населяют леса, луга, поля; освоили воздушную и почвенную среды жизни. Известны животные, которые обитают в растениях, паразитируют в организмах других животных и человека.

Больше всего на Земле насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) – более 1 млн. видов.

Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров.

Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы.

Современных птиц насчитывают по сравнению с другими группами немного – 8600 видов, млекопитающих– около 4000 видов.

Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни.

Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие – благодаря плавникам. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья.

Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м и имеют массу около 5 т. Самое большое животное из когда-либо живших и живущих на Земле – синий кит длиной до 33 м и массой до 150 т.

6. Значение животных. Дикие и домашние животные (слайды 20- 22):

Работа в группах по заданию:

1 группа - Значение животных. Дикие и домашние животные.

2 группа - Отрицательная роль животных в природных сообществах.

3 группа - Промысловые животные;

4 группа- Обобщение по теме: Роль животных.

Животные разнообразны не только по внешнему облику, строению, образу жизни, но и по той роли, которую они играют в природных сообществах. Велика роль в природе животных – опылителей растений. Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим.

Многие животные распространяют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхожести, и распространяются на большие расстояния

Хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв, среди которых много вредителей культурных растений.

Исключительно важное значение для людей имеют домашние животные. Мы получаем от них продукты питания (молоко, яйца, мед), шерсть, пух, кожу, шелк. Домашние животные выполняют различную работу

Одной из первых (более 10 тыс. лет назад) была одомашнена собака. Предком ее был волк. Сейчас выведено более 400 пород охотничьих, служебных и декоративных собак. В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники собаке.

Породы собак (слайды 26- 28):

Самый знаменитый памятник собаке, находящийся в Париже, посвящен сенбернару, спасшему 40 человек из-под снежных лавин в Альпах.

На Аляске поставлен памятник вожаку ездовых собак, который вывез потерявшего дорогу ездока к людям.

Есть памятники собаке-поводырю, собакам-пограничникам и тем, кто остался верен

своим хозяевам после их смерти.

В Санкт-Петербурге известен памятник собаке, страдавшей во имя науки. Он был

сооружен по инициативе великого русского физиолога академика Ивана Петровича Павлова. На постаменте написаны его слова: "Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы происходило это непременно и всегда без ненужного мучительства".

Наибольшее значение имело одомашнивание крупного рогатого скота и лошадей. От них люди получают мясо, молоко, шкуры. Во многих районах этих животных используют в качестве тягловой силы при обработке земли и как транспортное средство. Большинство одомашненных животных – это млекопитающие и птицы.

Отрицательная роль животных в природных сообществах (слайды 30 - 32):

Многие из них приносят вред растениям, которыми питаются. Так, массовое появление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги.

Стаи азиатской перелетной саранчи полностью уничтожают растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Такие нашествия саранчи лишают человека урожая. Паразитические животные вызывают болезни диких, домашних животных и человек.

Промысловые животные (слайд 33):

Значительную часть белковой пищи человек получает за счет вылова рыбы в морях и океанах, промысла морского зверя, охоты на кабанов, оленей, водоплавающих и лесных птиц.

4 группа (слайд 34-35):

А ). Важное значение для научных исследований, обучения биологов и врачей имеет

разведение лабораторных животных – мышей, крыс, морских свинок. Давно разводят

декоративных аквариумных рыбок, канареек, попугайчиков, ткачиков.

Б). Одомашнивание животных продолжается до сих пор. В последние десятилетия успешно одомашнены серебристо-черные лисицы, песцы, норки, нутрии. Их разводят на зверофермах. Продолжаются работы по одомашниванию лося, глухаря, страусов.

Урок биологии в 7 классе. Изучение нового материала с первичным закреплением.

ВложениеРазмер
zoologiya.docx 219.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.

Цели : дать представление о зоологии, многообразии животных на Земле.

Образовательные: познакомить учащихся с дикими и домашними животными; раскрыть роль животных в природных сообществах; взаимосвязь животных в природе; зависимость жизни хордовых от человека; негативное и заботливое отношение к животным; об охране животного мира;

Развивающие: познакомиться с принципами классификации живых организмов; продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, строить схемы современной классификаци.

Воспитательные: воспитывать гуманное отношения к животным.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся должны уметь характеризовать зоологию как науку о животных, знать основные этапы ее развития.

Метапредметные: учащиеся должны уметь работать с учебником.

Личностные: у учащихся формируется интерес к познанию природы

I. Актуализация опорных знаний

В этом году вы продолжаете изучать биологию.

В: Что изучает биология?

- Биология изучает живые организмы. Их многообразие, строение, жизнедеятельность, историческое развитие.

Все живые организмы на нашей планете выделены в четыре царства.

В: кто скажет, какие?

- бактерии (дробянки), грибы, растения, животные.

С представителями царств бактерии, грибы и растения вы познакомились, изучая биологию в 6 классе. Вы узнали, что бактерий изучает биологическая дисциплина бактериология, грибы – микология, растения – ботаника.

Представителей царства животные изучает наука зоология.

II. Изучение новой темы

1. Зоология – система наук о животных

Современная зоология – это система наук о животных. Одни из них изучают внешнее и внутреннее строение животных, процессы их жизнедеятельности, поведение, развитие, взаимосвязь с окружающей средой, распространение на Земле, историю развития и многое другое. Это такие науки, как

Морфология- наука о строении организмов

Анатомия- наука о строении организмов

Физиология- наука о жизнедеятельности организмов

Этология- наука, изучающая поведение животных

Эмбриология- наука о зародышевом развитии организма

Экология- наука о взаимосвязи живых организмов между собой и с окружающей средой

Зоогеография- наука, изучающая распространение животных на Земле

Эволюция - наука о происхождении живых организмов

Другие науки изучают отдельные группы животных.

Энтомология изучает насекомых,

2. Развитие науки зоологии

Как же развивалась наука зоология?

С древних времён человек изучал живую природу. Даже пещерные люди знали о животных, населяющие окружающий их мир.

В: Что может свидетельствовать об этом?

- наскальные рисунки оленей, быков, мамонтов, сохранившиеся до наших дней. Знание фактов о том, какие животные полезны, какие опасны были необходимы первобытному человеку. От этого зависела их жизнь.

3. Признаки животных

Несмотря на большое разнообразие, все животные имеют сходные признаки. Это клеточное строение, способность к питанию, дыханию, росту, развитию, размножению.

Но эти признаки характерны и для растений.

В: Почему же животных выделили в отдельное царство?

- животные имеют ряд отличительных признаков:

  • способны к активному передвижению;
  • питаются готовой пищей;
  • клетки животных отличаются по строению от клеток растений.

Давайте вспомним строение растительной клетки .

Сверху клетка растений покрыта плазматической мембраной , поверх которой расположена плотная целлюлозная оболочка . Под оболочкой находится цитоплазма . В цитоплазме расположены ядро, вакуоли , заполненные клеточным соком и хлоропласты .

В: Какова роль хлоропластов?

- принимают участие в процессе фотосинтеза.

Познакомимся со строением клеток животных .

Сверху клетка животных также покрыта плазматической мембраной , но в отличие от растительной клетки, поверх плазматической мембраны нет твердой целлюлозной оболочки. Под оболочкой находится цитоплазма с ядром . А вот вакуолей в клетках животных нет. Нет и хлоропластов.

В: Как вы думаете, почему?

- животные потребляют готовые органические вещества.

Клетки растений и животных отличаются составом запасающих веществ. В клетках растений запасается крахмал, в клетках животных – гликоген.

В: О чём говорит сходство в строении клеток растений и животных?

- у растений и животных был общий предок.

4. Среды жизни животных. Местообитание

За длительный исторический период развития живые организмы освоили четыре среды жизни – водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную (обитание одних организмов на теле или в теле других организмов).

В водной среде живут рыбы, киты, раки. Наземно-воздушную среду заселили птицы, бабочки, жуки, звери. Почвенную среду освоили кроты, дождевые черви медведки. Для клещей, блох, паразитических червей средой обитания служит другой организм.

Некоторые животные живут не в одной, а в нескольких средах. Например, лягушки освоили наземно-воздушную и водную, а полевые мыши – наземно-воздушную и почвенную.

В любой среде жизни животные занимают те участки, которые наиболее благоприятны для их жизни. Например раки, акулы, камбалы – обитатели водной среды. Но раки живут в реках и озёрах с чистой водой, илистым дном, обрывистыми глинистыми берегами; акулы – в толще морской воды; камбалы на дне.

Конкретный участок среды жизни, населённый теми или иными животными, называют местообитанием этих животных.

Крупные животные занимают большие участки среды жизни, маленькие – меньшие участки. У разных животных местообитанием могут служить одни и те же участки. Например, лес служит местообитанием зайца, волка, лисы, медведя.

5. Приспособленность животных к среде обитания

К каждой среде обитания у живых организмов выработались многочисленные приспособления. У рыб, обитающих в воде, вытянутая форма тела, плавники, жабры. У птиц, для обитания в воздушной среде – крылья. Кроты и медведки имеют мощные роющие конечности.

Приспособления к среде обитания способствуют сохранению животных в природе. Кузнечики, живущие в зелёной траве, имеют зелёную окраску. Птицы, живущие на открытых пространствах, откладывают яйца, которые имеют окраску под цвет окружающего фона. Белые медведи, живущие на Крайнем Севере, имеют белую окраску.

Приспособленность к условиям жизни может наблюдаться в строении тела. У лягушки, как у хорошего пловца, обтекаемая форма тела, между пальцами задних ног – перепонки, глаза и ноздри расположены на возвышениях головы. Поэтому лягушка, не выходя из воды, может дышать атмосферным воздухом, подстерегать добычу, замечать опасность. Такие же приспособления имеют бегемот и крокодил.

Орёл – хищная птица. У него крючковидный клюв и острые крючковидные когти. Цапля – жительница неглубоких водоёмов, имеет длинные ноги и шею. Поэтому она может ходить по водоёму, ловить рыб и лягушек и при этом не мочить своё тело.

Строение животных чаще всего настолько соответствует их поведению и местообитанию, что по внешнему облику можно сказать, где животное обитает, чем питается, как передвигается.

6. Взаимосвязи животных в природе

Любая среда жизни населена животными разных видов, которые связаны между собой.

Рак-отшельник не имеет твердого панциря, поэтому находит себе убежище в пустых раковинах моллюсков. А на раковину он сажает одну, а то и двух актиний. Актиния защищает рака-отшельника своими жгучими щупальцами от врагов, а рак-отшельник перемещает малоподвижную актинию по дну, расширяя её охотничьи угодья. Эти взаимовыгодные отношения животных называются симбиозом .

В природе существуют взаимоотношения, когда особи одного вида животных питаются особями другого вида животных. Животных, которые питаются другими животными, называют хищниками, а взаимоотношения – хищничеством .

- Приведите примеры хищничества.

Многие животные, населяющие одно и то же пространство, питаются сходной пищей, занимают одинаковые участки для постройки нор и гнёзд. Поэтому между ними часто возникает борьба – конкуренция .

На теле, а также внутри тела животных, могут поселяться другие животные. Их называют паразитами. Взаимоотношения, при которых одни животные живут за счёт других животных, называют паразитизмом .

- Приведите примеры животных – паразитов.

  1. О чем мы говорили сегодня на уроке?
  2. Как называется наука, изучающая животных?
  3. Кто впервые предпринял попытку классификации животных?
  4. Чем животные отличаются от растений?
  5. О чём говорит сходство в строении клеток растений и животных?
  6. Какие среды жизни заселили животные?
  7. Что такое местообитание?
  8. Как животные приспособлены к жизни в определённой среде?
  9. Какие типы взаимоотношений среди животных вы знаете?

IV. Домашнее задание


Видеоурок расскажет об одном из разделов биологии, который посвящён изучению животных. Учащиеся познакомятся с науками, которые входят в состав зоологии, рассмотрят классификацию животного мира, познакомятся с основными группами животных. Множество иллюстраций помогут учащимся лучше усвоить знания о различных группах животных и сделают урок красочным и интересным.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Зоология-наука о животных. Классификация животного мира"

Знания человечества о животных накапливались одновременно с его развитием. Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках тех животных, на которых охотились.

Известны рисунки, прекрасно передающие внешний облик и характер движения мамонта, оленя, носорога, лося, медведя и других животных. Знания наших предков накапливались и передавались из поколения в поколение.


Разнообразие животных всегда привлекало исследователей природы. Учёные описывали животных в течение многих столетий, давали им названия. Знания о животных разных стран накапливались, поэтому возникла необходимость упорядочить эти сведения, систематизировать их. Так возникла наука систематика. Систематика не только описывает животных, но и даёт представление о родственных связях различных групп, что позволило расположить всех животных в определённой системе – классифицировать их. Наиболее научно обоснованную классификацию живых организмов предложил шведский натуралист Карл Линней в 1735г.


Карл Линней описал более 4 тыс. видов животных. Вы уже знаете, что основной единицей классификации Карл Линней выбрал вид. Каждому виду живых организмов он предложил давать двойное название, включающее название рода (первое слово) и видовой эпитет (второе слово). Например, карась золотой, слон азиатский. Для обозначения научных названий животных используется латинский язык. Например, золотой карась по-латыни Carassius carassius, а слон азиатский – Elephas maximus. Такой принцип названия видов живых организмов получил название бинарной, или двойной, номенклатуры.


Рассмотрим схему классификации животных. Сходные виды объединились в роды, роды – в семейства, семейства – в отряды. Более высокими систематическими группами были определены классы и типы. Наивысшей единицей классификации является царство.


Таким образом, каждое животное принадлежит к ряду последовательно подчинённых групп.



Морфология и анатомия изучают внешнее и внутреннее строение организмов. Физиология исследует жизненные процессы, протекающие в них. Экология изучает взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеозоология рассматривает ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития. Этология изучает поведение животных. Систематика животных занимается классификацией организмов. Зоогеография исследует закономерности распространения животных по земному шару. Энтомология – наука о насекомых. Ихтиология – о рыбах. Орнитология – о птицах.

Всех животных делят на две большие группы — беспозвоночные и позвоночные. У беспозвоночных животных (моллюсков, червей, насекомых) позвоночника нет. Поэтому их и называют беспозвоночными. К позвоночным животным относят млекопитающих, птиц, рептилий, земноводных и рыб. Внутри их тела имеется костный или хрящевой скелет, который образует прочную основу тела. Один из отделов скелета называется позвоночником. Отсюда название этой группы животных — позвоночные.

Животные делятся также на холоднокровных и теплокровных. Холоднокровные животные не имеют постоянной температуры тела (все беспозвоночные, а также рыбы, земноводные и пресмыкающиеся). Температура их тела зависит от температуры окружающей среды. Для теплокровных животных характерна постоянная температура тела. Она не зависит от температуры окружающей среды. Теплокровными животными являются птицы и млекопитающие.

Все животные делятся на одноклеточных, тело которых состоит из одной клетки, и многоклеточных, тело которых состоит из множества клеток. К одноклеточным, или простейшим, относятся инфузории, споровики, жгутиковые, саркодовые. Многоклеточными являются кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и хордовые животные (такие как рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие). Сейчас кратко рассмотрим некоторые из данных групп.

Кишечнополостные — это беспозвоночные животные, имеющие мягкое тело с кишечной полостью внутри и щупальца вокруг рта. К ним относятся медузы, актинии, коралловые полипы. Кишечнополостные — жители водоёмов. Особенно много их в теплых морях и океанах.


Кольчатые черви имеют мягкое тело, разделенное на множество колец, или сегментов. Черви передвигаются, сокращая и расслабляя мышцы тела. Представителем кольчатых червей, с которым вы хорошо знакомы, является дождевой червь. Обитают на суше, в почве и в воде (например, пиявки).


Моллюски — это беспозвоночные животные с мягким телом, заключённым в раковину. Тело подразделяется на голову, туловище и ногу. Обитают преимущественно в воде (беззубки, мидии, устрицы). Некоторые живут на суше (виноградные улитки, слизни).


Членистоногие имеют твёрдый хитиновый покров, который выполняет функцию внешнего скелета. Их тело обычно разделено на 3 отдела: голову, грудь и брюшко. Они имеют членистые конечности (отсюда и их название). Членистоногие включают 3 группы животных: ракообразных, паукообразных и насекомых.

К ракообразным относятся речные раки, морские крабы, креветки, омары, лангусты.


Паукообразные — это пауки, скорпионы и клещи. Некоторые из паукообразных выделяют паутину и изготавливают ловчую сеть.


Насекомые — наиболее многочисленная группа членистоногих. К этой группе относится около 70 % всех известных к настоящему времени животных. Это жуки, клопы, бабочки, стрекозы, кузнечики, мухи, пчёлы, осы, муравьи. Большинство из них имеют крылья и способны летать.


Рыбы — это холоднокровные позвоночные животные. Обитатели пресных водоёмов, морей и океанов. Рыбы имеют плавники, которые позволяют им быстро передвигаться. Тело рыб покрыто чешуей.


Земноводные, или амфибии, могут жить как в воде, так и на суше. Это — холоднокровные позвоночные животные. К ним относятся лягушки, жабы и тритоны. Взрослые животные живут в основном на суше, а их личинки (головастики) развиваются в воде.


Пресмыкающиеся, или рептилии, в отличие от рыб и земноводных, живут и развиваются на суше. Исключение составляют крокодилы и черепахи. Они живут в воде, но размножаются на суше, откладывая яйца в почву. К пресмыкающимся относятся змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы. Конечности у них короткие или вообще отсутствуют. Поэтому при передвижении их тело соприкасается с землёй (отсюда и название — пресмыкающиеся). Пресмыкающиеся — холоднокровные животные, поэтому живут в основном в тёплых регионах.


Птицы — позвоночные животные, тело которых покрыто перьями. Это — теплокровные животные. Передние конечности у птиц превратились в крылья, с помощью которых они летают.


Млекопитающие, или звери, как и птицы, теплокровные позвоночные животные. Их тело покрыто волосами, или шерстью. Они рождают детёнышей и вскармливают их молоком (отсюда название). Млекопитающие очень широко распространены на Земле. Некоторые из них хорошо летают (летучие мыши), живут в воде и на суше (бобры, ондатры) или только в воде (киты, дельфины).


систематика сравнение: растения и животные

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ

Животные — это эукариотические гетеротрофные организмы. Их описано более 2,0 млн видов. Животные заселили все среды обитания: водную (рыбы, киты, раки, медузы), наземно-воздушную (жуки, бабочки, птицы, звери), почвенную (дождевые черви, кроты). Для многих из них местом жизнедеятельности служат другие животные, растения и человек.

Современная зоология — целая система наук о животных. Одни науки изучают строение, развитие животных, их образ жизни, распространение на Земле, другие — отдельные группы животных.

Животные разнообразны по величине, форме тела, покровам, органам передвижения, внутреннему строению, поведению и другим признакам. Царству Животные присущ ряд отличительных признаков:

  1. Гетеротрофный тип питания. У большинства голозойное, у некоторых осмотрофное, фаго- и пиноцитоз. Некоторые миксотрофы (эвглена зелёная).
  2. Специфические черты в организации животной клетки: не имеет клеточной стенки (поэтому может принимать различную форму), система вакуолей не развита, имеются центриоли, многие клетки снабжены ресничками или жгутиками, основное запасное вещество — гликоген.
  3. Четыре типа тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.
  4. Ведут в основном подвижный образ жизни, что связано с разви­тием опорно-двигательной и нервной систем.
  5. Имеются экскреторные органы и выделяются азотсодержащие продукты жизнедеятельности (аммиак, мочевина, мочевая кислота и др.).
  6. Для высших характерны сложные поведенческие реакции. Высо­коорганизованные формы способны осуществлять процессы высшей нервной деятельности.
  7. У большинства имеются нервная и гуморальная системы регуля­ции (у растений только гуморальная).
  8. Имеется защитная (иммунная) система.
  9. Рост диффузный (то есть рост всей поверхности, а не за счёт определённых ростовых точек) и ограниченный.
  10. Жизненные циклы проще, чем у растений. Гаплоидная стадия представлена только гаметами (за исключением споровиков и фораминифер). Редукционное деление осуществляется непосредственно в процессе гаметогенеза.

Систематика животных

Систематика животных — наука, занимающаяся распределением животных по группам: тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Царство Животные делят на два подцарства: Одно­клеточные (простейшие) и Многоклеточные.

царство животные

— Саркомастигофора (классы Саркодовые и Жгутиконосцы),
— Инфузории (класс Реснич­ные инфузории),
— Апикомплекса (класс Споровики).

Подцарство Многоклеточные включает типы:

— Кишечнополостные (классы Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы),
— Плоские черви (классы Сосальщики, Ленточные черви, Ресничные черви),
— Круглые черви (класс Собственно круглые черви, или Нематоды),
— Кольчатые черви (классы Малощетинковые, Многощетинковые и Пиявки),
— Моллюски (классы Брюхоногие, Двустворчатые, Голово­ногие),
— Членистоногие (классы Ракообразные, Паукообразные и На­секомые),
— Хордовые. Тип Хордовые делят на три подтипа: Оболочни­ки (класс Асцидии), Бесчерепные (класс Ланцетники), Позвоночные (классы Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земноводные (Амфибии),
— Пресмыкающиеся (Рептилии),
— Птицы,
— Млекопитающие.

систематика сравнение

Классификация животных

Представители царства Животные очень разнообразны. Они отличаются друг от друга особенностями экологии, индивидуального развития, морфологии и физиологии. В зависимости от того или иного признака животных делят на разные группы.

Среда обитания. Водные — живут на поверхности, в толще воды или на дне пресных и морских водоемов (одноклеточные, кишечнополостные, ракообразные, рыбы, китообразные). Сухопутные — обитают на поверхности суши, на деревьях, в траве, под камнями и т.д. (паукообразные, насекомые, некоторые моллюски, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Почвенные — живут в толще почвы, в лесной подстилке, в норах и т.д. (одноклеточные, клещи, насекомые, черви, кроты, грызуны). Летающие — приспособлены к полету, имеют крылья (насекомые, птицы, рукокрылые).

Тип питания. Гетеротрофный — используют готовые органические вещества, получаемые с пищей (большинство животных). Миксотрофный — в зависимости от условий среды синтезируют на свету органические вещества из неорганических или питаются готовыми органическими веществами (эвглена зеленая, росинка).

Образ жизни. Свободноживущие — обитают во внешней среде (амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, пресноводная гидра, белая планария, паук-крестовик, майский жук, дождевой червь и тд). Паразитические — живут на теле или внутри организма другого животного или растения, используя его как источник пищи (малярийный плазмодий, печеночный сосальщик, аскарида человеческая, таежный клещ, вошь и др.).

Способность перемещаться в пространстве. Прикрепленные — прикреплены к субстрату (коралловые и гидроидные поливы). Свободно-передвигающиеся — передвигаются самостоятельно: активно или пассивно, благодаря течению воды, ветру.

Уровень организации. Одноклеточные — тело состоит из одной клетки, функционально соответствующей целостному организму (саркодовые, жгутиковые, инфузории, споровики). Многоклеточные — тело образовано множеством клеток, которые в большинстве случаев специализированы на выполняемой функции и образуют ткани (кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, хордовые).

Количество зародышевых листков. Двухслойные развиваются из двух слоев клеток: наружного — эктодермы, и внутреннего — энтодермы (кишечнополостные). Трехслойные — развиваются из трех зародышевых листков: наружного — эктодермы, среднего — мезодермы, и внутреннего — энтодермы (большинство многоклеточных).

Симметрия тела. Радиально симметричные (лучистые) — через тело можно провести несколько плоскостей симметрии (кишечнополостные, иглокожие). Билатерально симметричные (двусторонне симметричные) через тело можно провести только одну плоскость симметрии, которая делит тело на правую и левую половину (большинство животных). Ассиметричные — через тело невозможно провести ни одной плоскости симметрии (брюхоногие моллюски).

Тип полости тела. Бесполостные — полость тела отсутствует, промежутки между органами заполнены паренхимой (плоские черви). Первичнополостные — полость тела (псевдоцель) не имеет собственной эпителиальной выстилки, ограничена кожно-мускульным мешком и стенками внутренних органов (круглые черви). Вторичнополостные — полость тела (целом) ограничена однослойным эпителием, выстилающим покровы тела изнутри и покрывающим полые внутренние органы снаружи (кольчатые черви, моллюски и хордовые). Имеющие смешанную полость — полость тела (миксоцель) образована в результате слияния участков первичной и вторичной полости (членистоногие).

Наличие позвоночника. Беспозвоночные — внутренний осевой скелет отсутствует (кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие). Позвоночные — внутренний осевой скелет представлен позвоночником (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Развитие ротового отверстия. Первичноротые — рот формируется на месте бластопора (кольчатые черви, моллюски и членистоногие). Вторичноротые — бластопор преобразуется в анальное отверстие, рот формируется на противоположном конце зародыша (иглокожие, хордовые).

Интенсивность обменных процессов. Холоднокровные — температура тела непостоянна и зависит от температуры окружающей среды, интенсивность обменных процессов низкая (беспозвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся). Теплокровные — внутренняя температура тела постоянная и относительно не зависит от температуры окружающей среды, интенсивность обменных процессов высокая (птицы, млекопитающие).

Роль животных в природе и жизни человека:

  • животные участвуют в круговороте веществ; консументы 1-3 порядков;
  • геологическая (почво-, породообразующие) деятельность животных;
  • использование ископаемых животных для определения относительного возраста слоев горных пород;
  • участвуют в опылении растений (в Европе 80% покрытосеменных растений опыляется насекомыми);
  • создают условия жизни для внешних и внутренних паразитов;
  • участвуют в распространении растений, грибов, бактерий и вирусов;
  • источник пищи, сырья, медикаментов;
  • некоторые являются возбудителями заболеваний;
  • используются как биологические враги уничтожают вредителей;
  • имеют научное значение как объекты исследований;
  • используются для транспортных, сторожевых, спортивно-оздоровительных и многих других целей;
  • имеют эстетическое и эмоциональное значение.

klasifikatsiya-zhivotnh-vid-rod-semeystvo-otryad-klass-tip-tsarsto

Животные населяют все среды обитания нашей планеты: вода, почва, воздух. Паразитические организмы встречаются в теле животных и человека.

В настоящее время насчитывается около 2 млн видов животных. Большое количество видов животных уже исчезло, многие остаются на грани исчезновения.

Наибольшее количество видов относится к беспозвоночным — 1,5 млн.

Видовое разнообразие животных превосходит по численности растения. Для того чтобы разобраться в таком многообразии человеку необходимо было распределить их на группы, классифицировать и привести к одной общей системе.

Систематика — это наука, занимающаяся описанием ныне существующих и вымерших живых организмов, с последующей их классификацией.

Классификация — это распределение живых организмов по группам (таксонам/категориям), на основе их строе­ния, местообитания, жизнедеятельности и других признаков.

Классификация объединяет в царство животных как ныне существующих, так и вымерших.

Царство животных подразделяется на два подцарства: простейшие (одноклеточные) и многоклеточные. У одноклеточных представителей животного мира тело состоит всего из одной клетки, которая выполняет функции целого организма, поэтому их назвали простейшими.

Основы систематики. Систематика растений.

Одноклеточные животные

Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные

Тело многоклеточных животных состоит из большого количества клеток, они образуют ткани, органы и системы органов, которые в совокупности формируют целый организм.

Одни из клеток способны воспринимать раздражения внешней и внутренней среды, выполняют защитные функции и т. д. Несмотря на это клетки многоклеточного организма не смогут существовать отдельно от организма.

По особенностям строения животных разделяют на две группы: беспозвоночные и позвоночные (рис.1).

Классификация животных и их видовое многообразие

Рис.1 Классификация животных и их видовое многообразие

Группа беспозвоночных животных включает в себя как одноклеточных, так и многоклеточных. Внутренний скелет и позвоночник у них отсутствует.


У представителей группы позвоночных в ходе зародышевого развития между головой и хвостом формируется хорда, упругий эластичный тяж, напоминающий натянутую струну. Все животные, имеющие внутренний скелет относятся к типу хордовые.

Хорда сохраняется на протяжении всей жизни только у низших хордовых животных (напр. ланцетник). У рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих — высшие хордовые, хорда превращается в позвоночник.

Классификация животных. Приведение в систему.

Наименьшей (элементарной) систематической единицей в системе Карла Линнея является — вид. Именно К.Линней впервые ввел в науку данный термин.

Согласно современной системе животного мира: виды объединяются в роды, роды в семейства, семейства в класс, классы в тип, а типы в царство (рис.2,3):

Систематические группы животных

Рис.2 Систематические группы животных

Пример классификации животного

Рис.3 Пример классификации животного

Кроме основных систематических групп применяются: подтипы, подцарства, надцарства, подотряды, и др. Животные объединяются в группы согласно особенностей строения, жизнедеятельности и истории развития.

На нашей планете насчитывается около 2 млн видов животных. По сходству строения их разделяют на две группы: беспозвоночные и позвоночные. Беспозвоночные животные могут быть одноклеточными и многоклеточными. У них нет внутреннего скелета и позвоночника.
У позвоночных животных в период зародышевого развития внутри тела появляется хорда, похожая на натянутую струну. Таких животных объединяют в тип хордовых. У высших хордовых животных хорда имеется только у зародышей, в процессе развития она сменяется позвоночником. У низших хордовых животных (ланцетник) сохраняется в течение всей жизни.
Основоположником систематизации животных считают шведского ученого Карла Линнея. При систематизации животных он взял за основу вид.
Самой крупной систематической группой животных является царство, а вид — самая элементарная единица:
вид —> род —> семейство —> отряд —> класс —> тип —> царство.

Читайте также: