Исторические события общественная мысль литература конспект

Обновлено: 02.07.2024

Правительство, напуганное событиями в Европе, особенно остро начинает реагировать на внутрироссийские обстоятельства. Жестоко подавляются крестьянские волнения, вспыхивающие в различных концах страны. Предпринимаются различного рода усмирительные меры в отношении оппозиционных 1 настроений у передовой части русского общества.

Люди 1840-х годов, цвет русского дворянства, для которых сама идея революции была неприемлема, тем не менее очень болезненно восприняли победу реакции в Европе и разрастающуюся ситуацию политического террора в России.

Для наведения порядка в общественной жизни официальные власти не гнушались ничем в выборе охранительных средств, к примеру, как и в декабрьскую пору 1825 года, в обществе существовала система осведомительства.

В апреле 1849 года в Петербурге был разгромлен кружок революционно настроенной молодежи, которым руководил М. В. Буташевич-Петрашевский. Под следствием находилось 123 человека, из них 21, в том числе Ф. М. Достоевский, был приговорен к смертной казни, замененной в последний момент, уже после совершения всего предсмертного ритуала, разными сроками каторги.

В 1852—1853 годах заметно обострились русско-турецкие отношения; их результатом явилась Крымская война.

В 1855 году умирает Николай I. И хотя еще не закончилась война, но вся Россия чувствовала, что со смертью Николая завершилась большая и страшная эпоха, что больше так жить невозможно.

Это чувство возникало еще ранее, в 1853—1854 годах, но переломным оказался именно 1855-й. Этот год характеризуется и самым бурным за все время войны размахом крестьянских волнений.

30 августа 1855 года пал Севастополь — трагическое событие, ставшее кульминацией войны и приблизившее ее развязку. Позорное поражение России в Крымской войне обнаружило несостоятельность крепостнической системы, нуждающейся в незамедлительном реформировании. Правительству стало совершенно ясно, что дальнейшее сохранение крепостного права грозит революцией.


На этом уроке мы узнаем, какие события определили ход развития истории и литературы в России. Разберёмся в многообразии общественно-политических идей конца XIX века. Увидим, как менялась русская литература в период 80–90-х годов XIX века.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Россия в 1880–1890-е гг. Исторические события. Общественная мысль. Литература"

Сегодня на уроке мы:

– Узнаем, какие события определили ход развития истории и литературы в России.

– Разберёмся в многообразии общественно-политических идей конца XIX века.

– Увидим, как менялась русская литература в период 80-х–90-х годов XIX века.


Какие же события повлияли на развитие общественной мысли и литературы конца XIX века? Какие настроения царили в обществе?

Как мы помним, всю первую половину XIX века писатели, философы, общественные деятели искали ответы на главный вопрос – по какому пути должна пойти Россия? Люди жаждали перемен. Но долгожданная крестьянская реформа и отмена крепостного права принесли огромное количество проблем всем слоям общества. А это вылилось во всеобщее разочарование.

Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику.

Экономические и социальные противоречия в русском обществе обострились. И разумеется, общественная жизнь кипела.

В середине XIX века полемика западников и славянофилов постепенно себя изживала. К тому же стан западников раздирали внутренние противоречия либералов и революционеров-демократов. На арену вышли почвенники и народники. И если народники в целом продолжали линию славянофилов, то почвенники видели спасение России в союзе интеллигенции и народа. Разумеется, эти споры отразились и на развитии литературы.

Например, в литературной критике к восьмидесятым годам XIX века наметилось сразу три направления. Это реальная критика, эстетическая критика и органическая критика.

Принципы реальной критики разработали революционно настроенные Николай Добролюбов и Николай Чернышевский. Они видели в литературе инструмент общественного влияния. По их убеждениям, литература может и должна преобразовывать мир, реагировать на злободневные социальные проблемы и показывать обществу пути их решения.

Бурная полемика представителей разных философских и литературных течений продолжалась до 80-х годов XIX века.

Одним из самых важных событий русской культуры XIX века стала речь Фёдора Михайловича Достоевского на торжествах в честь открытия памятника Пушкину 6 июня 1880 года.


Куда же исчез этот небывалый духовный порыв, почему он сошёл на нет? Ответ мы найдём в развитии политических событий.

В 1881 году народовольцами был убит император Александр II, которого за отмену крепостного права называли царём-освободителем.


В чём теперь видели путь спасения для России?

Мысли о революции сменяются идеей постепенных позитивных перемен. Так появилась теория малых дел, которая основывалась на поддержке небольших рабочих артелей, крестьянских общин и кустарного производства.

В то же время в Россию проникают идеи немецкого философа Фридриха Ницше о сверхчеловеке – сильной личности, свободной от морально-нравственных и общественных ограничений.

Зарождается философия декаданса. В её основе лежит эстетизация смерти, увядания, пороков и зла; состояние уныния, неприятия жизни, мистицизм, культ утончённости и красоты как высшей ценности.

В философии декаданса вопросы о судьбе страны и народа не поднимаются вообще, потому что во главу угла ставится эгоцентризм в качестве основы современной цивилизации.

Разумеется, всё это богатство общественных и религиозно-философских идей отразилось в литературе.

Например, в творчестве Надсона мы видим утверждение ценности поэтического порыва, который ставится превыше всего:

О, мне не истина в речах твоих нужна,

Огонь мне нужен в них, горячка исступленья,

Призыв фанатика, безумная волна

Больного, дерзкого, слепого вдохновенья!

Начало Серебряного века в русской литературе часто называют Ренессансом русской поэзии. Но всё-таки во второй половине и в конце XIX века ведущая роль в литературном процессе принадлежит прозе. Мир зачитывался романами Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Но вместе с тем в 80-е–90-е годы XIX века начинается расцвет жанра короткого рассказа. Самыми выдающимися авторами здесь можно назвать Антона Павловича Чехова и Николая Семёновича Лескова.

В прозе конца XIX века отчётливо проявляются мистические мотивы, внимание к внутреннему миру человека, движениям его подсознания, попытки проникнуть в тайны бытия. Возрастает интерес к болезненным состояниям психики – галлюцинациям, странным снам.

Социальный конфликт, противостояние человека и среды, отходит на второй план, уступая место конфликту морально-нравственному. Выбор между служением обществу и служению Богу, суровой правдой и спасительной ложью, сила любви и неотвратимость смерти – вот те проблемы, с которыми писатели сталкивают своих героев.

Интересно, что сюжеты всё больше тяготеют к универсальному смыслу, смыслу притчи. Писатели часто обращаются к фольклорно-сказочным мотивам. Мы видим это, например, в творчестве Лескова и Салтыкова-Щедрина.

В этот период появляются новые герои – герои-индивидуумы, запутавшиеся в собственных моральных установках и часто толком не понимающие не то, что жизни, даже самих себя. Новые герои склонны к самоанализу, но лишены какого-либо пафоса или величия. Ярче всего этот тип персонажей раскрыт в рассказах Всеволода Гаршина.

Настроение безвременья, тоски и общей неустроенности мы видим и в драматических произведениях. Например, в пьесах Антона Павловича Чехова, в которых нет напряжённых коллизий, грандиозных трагедий, головокружительных сюжетных поворотов и героических персонажей. Каждый чеховский герой проживает свой драматический конфликт, находясь в трагическом разладе с собой и окружающим миром.

Почему так важно знать, как менялась литература в контексте времени? Потому что это знание помогает нам лучше понимать историю, причины возникновения тех или иных событий. Конечно, изучать историю по художественным произведениям нельзя. Но получить представление об эпохе и тех идеях, которые волновали человека больше всего, можно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русская литература и общественная мысль в ХХ веке

в контексте отечественной истории.

План лекции:

1. Время великих открытий и трагических потерь.

2. Серебряный век русской литературы.

3. Первые десятилетия советской литературы.

4. Литература в годы Великой Отечественной войны.

5. Литература середины века.

6. Литература русского зарубежья.

7. Литературная ситуация на рубеже 80-90-х годов.

Небывало сложными путями шла русская литература XX века сквозь столетие, ставшее для нее временем великих открытий и трагических потерь, высших духовных озарений и погружения в слепящую мглу миражей и утопий. Время это, встревоженное пророчествами и предчувствиями Александра Блока, началось манящим Серебряным веком русской культуры. Обнадеживший с самого начала великолепным цветение, век этот был почти сразу же надломлен: с первых лет его сотрясали одна за другой революции, войны. Чем все эти потрясения и повороты отозвались в жизни литературы, в ее судьбе на протяжении двадцатого столетия?

С большим опозданием, заплатив за позднее прозрение неслыханно дорогую цену – погубленными писательскими жизнями и сломанными судьбами, – мы начали в конце века с трудом связывать разорванной и рассеченной историей.

На протяжении веков русская литература была – при всех спорах и страстных духовных исканиях – единой и неделимой. От Ломоносова и Радищева, Пушкина и Гоголя до Блока и Бунина у нее был общий язык национальной культуры. Она имела возможность достаточно полно выражать взгляды писателя на мир и человека, обладая необходимой для литературы свободой – свободой творчества.

Так было и в начале ХХ века. Продолжали свой титанический труд последний классики XIX века – Лев Толстой и Чехов. Рядом с ними были их талантливые современники, творившие в традициях реализма XIX века (вспомните произведения В. Короленко, А. Куприна и др.). В глубинах русской жизни совершались перемены, которые ждали своих выразителей, и они появились. Главным событием на пороге ХХ века стал приход новых творческих сил. Это время – Серебряный век – выдвинуло писателей, поразительных по разнообразию, смелости, остроте видения жизни и одухотворенности чувства: от Бунина, Блока до Маяковского, Есенина… Они во многом проделали работу, которая была необходима Росси для ее самопознания в наступивший переломный момент истории. А момент этот был очень непростым.

Наиболее значительные произведения 20-30-х годов (М. Булгаков, М. Шолохова, А.Н. Толстого, Б. Пильняка…) были органично связаны с довольно разветвленным корнем, который уходил в традиционный культурный слой – в большую русскую литературу, пережившую опыт Серебряного века.

Но уже с конца 20-х годов в СССР преобладала литература, которая носила название советской, а в своем главном, господствующем направлении называлась литературой социалистического реализма.

Принципы социалистического реализма были провозглашены на Первом всесоюзном съезде советских писателей в 1934 г. На первый взгляд могло показаться, что этот съезд был проникнут энтузиазмом объединения все творческих литературных сил страны. Но в числе его участников не было ни А. Ахматовой, ни М. Булгакова, ни О. Мандельштама, ни А. Платонова, ни Н. Клюева, то есть ни одного художника, который – даже с оговорками – не вписывался в представление властей о том, каким должен быть советский писатель. На съезде были и такие писатели, которые прекрасно понимали истинные цели создания Союза советских писателей.

А из глубин литературы встают имена таких художников, как М. Булгаков, А. Платонов, А. Ахматова, О. Мандельштам. Жестоко гонимые режимом, нередко всеми условиями жизни обрекаемые на молчание и творческую гибель, они, однако, писали свои нестареющие произведения вопреки страшному давлению обстоятельств, созданных тоталитарным государством.

Ненормальность литературного процесса выражалась и в том, что книги именно этих писателей десятилетиями оказывались недоступными читателю, а суть их творчества замалчивалась или извращалась.

Но всенародная победа, стоившая неизмеримых страданий и крови, не принесла в послевоенные году духовного раскрепощения. Вновь наступили мрачные времена строгих директивных указаний и жестоких разносов.

А ведь была, как мы уже упоминали, и другая русская литература, ушедшая в изгнание, отделенная вскоре после революции и политической, и государственными границами, – богатая талантами и опытом литература русского зарубежья. Существуя почти семьдесят лет в трагической оторванности от родной земли, она сохранила память о ней. Эта литература тоже имеет свой непростой облик, свою историю, которую мы долгие годы не только не могли изучать, но даже признавать ее существующей и достойной внимания.

Представить судьбы русского слова вне опыта литературы русского Зарубежья, вне достижений ее мастеров, разумеется, невозможно. Но об этих достижениях широкий круг читателей в нашей стране узнал лишь на рубеже 80-90-х годов. Тогда-то начали мы по-настоящему – без купюр, умолчаний, недомолвок – знакомиться с произведениями русских писателей-эмигрантов. И не только с ними. На нас, без преувеличения, обрушился могучий литературный поток.

Привычная картина литературной жизни изменилась неузнаваемо. Но об этой, изменившейся картине в литературе последних лет нашего столетия мы поговорим позже, на других лекциях.

Контрольные вопросы

1. Какие потрясения и повороты истории ХХ столетия отразились на ходе развития русской литературы?

2. Какова была жизнь России накануне Серебряного века? Каковы главные художественные устремления литературы этого периода?

3. Что стало причиной раскола литературы в первые десятилетия советской власти?

4. С чем было связано появление литературы русского Зарубежья?

1. Долгополов Л.К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX –начала ХХ века. Л., 1984.

2. Скороспелова Е.Б. Русская советская проза 20-30-х годов: судьбы романа. М., 1985

Наука

Главным центром научной деятельности была Академия наук. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М. В. Ломоносов, ученый, поэт, историк и естествоиспытатель. Его деятельности присуща многогранность научного знания, которая в целом отличает науку XVIII в.


Неизвестный художник. М. В. Ломоносов

Особое развитие получили естественные науки. Академия наук организовала ряд экспедиций для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана и северо-запада Америки. В 1760–1780 гг. было выполнено комплексное исследование севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С. И. Челюскиным, С. Г. Малыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А. И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

Дата экспедиции Руководители Цель и итоги
1724 г. − первая Камчатская экспедиция В. Беринг, А. И. Чириков Проложен путь вдоль восточных берегов Камчатки и Чукотки
1733–1743 гг. − вторая Камчатская экспедиция В. Беринг, А. И. Чириков, С. П. Крашенинников Исследование берегов Северной Америки, подтверждение гипотезы о существовании пролива
1768–1769 гг. П. К. Креницын, М. Д. Левашов Исследование Аляски

Во второй половине XVIII в. в области точных наук и техники русские ученые достигли больших успехов. И. И. Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И. П. Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.


Литература и общественная мысль



Д. Г. Левицкий. Портрет Новикова Неизвестный художник. Портрет А. Н. Радищева




Архитектура

В архитектуре в середине XVIII в. сложился стиль русского барокко, расцвет которого связан с именем Б. Ф. Растрелли (сына). Им было построено несколько зданий, ставших шедеврами отечественной архитектуры: Большой Петергофский дворец (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец в Петербурге (1762 г.), ансамбль Смольного монастыря (1764 г.). Барочные дворцы и храмы отличались особой пышностью и прихотливостью форм, богатством причудливого растительного орнамента, сложностью построения архитектурных объемов, обилием мягких изгибов в элементах декора. В этом стиле работали архитекторы Д. В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры), С. И. Чевакинский (Никольский Морской собор в Петербурге)

Во второй половине XVIII ст. в русской архитектуре получил развитие классицизм. Он проявился в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию. Характерными чертами этого стиля являлись строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер), сдержанный колорит. К эпохе раннего классицизма относится здание Академии художеств в Петербурге (А. Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот). Подлинным шедевром архитектуры раннего классицизма считается знаменитый дом Пашкова, построенный в 1784–1786 г. в Москве В. И. Баженовым. Мастером зрелого (строгого) классицизма М. Ф. Казаковым возведено много общественных зданий и усадеб. Среди работ архитектора выделяются здания Сената в Кремле, Благородного собрания и Голицынская больница.

В Петербурге классицизм был представлен работами И. Е. Старова (Таврический дворец), А. Ринальди (Мраморный дворец) и Д. Кваренги, построившего целый ряд строгих и лаконичных зданий, определивших облик классической архитектуры столицы конца XVIII в.: здание Академии наук, Эрмитажного театра и Смольного института.

Скульптура

Вторая половина XVIII в. − время расцвета русской скульптуры, на которую оказали влияние просветительская мысль и русский классицизм. Наивысшие достижения в этой области связаны с творчеством Ф. И. Шубина, земляка М. В. Ломоносова. Обучившись на родине косторезному делу, Шубин прибыл в Петербург, где поступил в Академию художеств. Окончив курс профессора Н. Жилле с золотой медалью, он посетил Францию, Италию, откуда вернулся зрелым мастером. Шубин работал в жанре портрета. В своем первом произведении − бюсте князя А. В. Голицына − он создал образ умного, слегка надменного, благодушно насмешливого русского аристократа. Живой ум, вдохновенная сила и душевная мягкость видны в скульптурном портрете Ломоносова. Незаурядным произведением является портрет Павла I, в котором скульптор смог соединить мрачное величие черт императора с выражением мечтательности и затаенной тоски.

Эстетика классицизма нашла выражение в творчестве М. И. Козловского. Его памятник А. В. Суворову − фигура воина в античных доспехах − был призван аллегорически воплотить мощь русского оружия. Аллегорична композиция Самсона, раздирающего пасть льву (лев − герб Швеции), посвященная победе России над Швецией в Северной войне.

Живопись

В середине XVIII ст. развитие русской живописи ознаменовалось появлением ряда крупных мастеров портрета: И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. Мастером детского портрета И. Я. Вишняковым созданы в деликатной манере портреты застенчивых детей − Сары и Вильгельма Фермер, а также мальчика Ф. М. Голицына. Среди камерных и парадных портретов А. П. Антропова выделяются живой портрет императрицы Елизаветы Петровны, парадное изображение Петра III, портрет атамана Ф. Н. Краснощекова. Крепостной художник И. П. Аргунов значительную часть своих работ посвятил членам семейства его хозяев Шереметевых и их предкам.

В живописи второй половины XVIII в. наступило время расцвета русского портрета. Плеяда его блестящих представителей: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский. Ф. С. Рокотову с его филигранной техникой удалось передать внутренний мир изображаемых: портреты поэта В. И. Майкова, мужа и жены Суровцевых, Струйской. Д. Г. Левицкий выразил многогранность человеческой натуры в портретах Н. И. Новикова, П. Демидова, воспитанниц Смольного института, Д. Дидро. В образах, написанных В. Л. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник испытал влияние сентиментализма (портреты М. И. Лопухиной, А. Б. Куракина). В жанре исторической живописи работал А. П. Лосенко. В развитии русской живописи и скульптуры важную роль сыграла Академия художеств, возникшая в 1757 г.

Художник Картины Иллюстрации
А. П. Антропов Портреты Петра III, А. М. Измайловой Портрет Петра III
И. П. Аргунов Портреты П. Б. Шереметева, В. А. Шереметевой, Хрипуновых Портрет Н. П. Шереметева
Ф. С. Рокотов Портреты Струйской, В. И. Майкова Портрет Струйской
Д. Г. Левицкий Портреты Екатерины Законодательницы, П. А. Демидова, Нелидовой, Хрущовой Портрет Екатерины Законодательницы
В. Л. БоровиковскийПортреты Лопухиной, Екатерины II Портрет Лопухиной

Театр, балет, музыка

Первый русский профессиональный театр возник в г. Ярославле в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова. В 1752 г. театр переехал в Санкт-Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр.



В XVIII в. существовали крепостные театры в домах крупнейших русских вельмож. В постановках принимали участие их крепостные крестьяне. Наибольшую известность получил московский театр Шереметевых в Останкине, на сцене которого блистали драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова. Создавались и крепостные оркестры.

Развитие музыкального искусства связано с творчеством композитора Д. С. Бортнянского, выдающегося мастера хорового письма. Он вошел в историю русской музыки как автор хоровых духовных композиций, создал новый тип русского хорового концерта. Ему принадлежат многочисленные хоровые концерты, церковные песнопения, светские хоры. Камерно-инструментальные произведения Бортнянского, среди которых выделяются квинтет, концертная симфония, являются первыми образцами крупной циклической формы в русской музыке.


М. И. Бельский. Портрет Д. С. Бортнянского

Русская культура середины-второй половины XVIII в.

Образование

Наука

Главным центром научной деятельности была Академия наук. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М. В. Ломоносов, ученый, поэт, историк и естествоиспытатель. Его деятельности присуща многогранность научного знания, которая в целом отличает науку XVIII в.


Неизвестный художник. М. В. Ломоносов

Особое развитие получили естественные науки. Академия наук организовала ряд экспедиций для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана и северо-запада Америки. В 1760–1780 гг. было выполнено комплексное исследование севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С. И. Челюскиным, С. Г. Малыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А. И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

Дата экспедиции Руководители Цель и итоги
1724 г. − первая Камчатская экспедиция В. Беринг, А. И. Чириков Проложен путь вдоль восточных берегов Камчатки и Чукотки
1733–1743 гг. − вторая Камчатская экспедиция В. Беринг, А. И. Чириков, С. П. Крашенинников Исследование берегов Северной Америки, подтверждение гипотезы о существовании пролива
1768–1769 гг. П. К. Креницын, М. Д. Левашов Исследование Аляски

Во второй половине XVIII в. в области точных наук и техники русские ученые достигли больших успехов. И. И. Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И. П. Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.


Литература и общественная мысль



Д. Г. Левицкий. Портрет Новикова Неизвестный художник. Портрет А. Н. Радищева

Архитектура

В архитектуре в середине XVIII в. сложился стиль русского барокко, расцвет которого связан с именем Б. Ф. Растрелли (сына). Им было построено несколько зданий, ставших шедеврами отечественной архитектуры: Большой Петергофский дворец (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец в Петербурге (1762 г.), ансамбль Смольного монастыря (1764 г.). Барочные дворцы и храмы отличались особой пышностью и прихотливостью форм, богатством причудливого растительного орнамента, сложностью построения архитектурных объемов, обилием мягких изгибов в элементах декора. В этом стиле работали архитекторы Д. В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры), С. И. Чевакинский (Никольский Морской собор в Петербурге)

Во второй половине XVIII ст. в русской архитектуре получил развитие классицизм. Он проявился в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию. Характерными чертами этого стиля являлись строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер), сдержанный колорит. К эпохе раннего классицизма относится здание Академии художеств в Петербурге (А. Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот). Подлинным шедевром архитектуры раннего классицизма считается знаменитый дом Пашкова, построенный в 1784–1786 г. в Москве В. И. Баженовым. Мастером зрелого (строгого) классицизма М. Ф. Казаковым возведено много общественных зданий и усадеб. Среди работ архитектора выделяются здания Сената в Кремле, Благородного собрания и Голицынская больница.

В Петербурге классицизм был представлен работами И. Е. Старова (Таврический дворец), А. Ринальди (Мраморный дворец) и Д. Кваренги, построившего целый ряд строгих и лаконичных зданий, определивших облик классической архитектуры столицы конца XVIII в.: здание Академии наук, Эрмитажного театра и Смольного института.

Скульптура

Вторая половина XVIII в. − время расцвета русской скульптуры, на которую оказали влияние просветительская мысль и русский классицизм. Наивысшие достижения в этой области связаны с творчеством Ф. И. Шубина, земляка М. В. Ломоносова. Обучившись на родине косторезному делу, Шубин прибыл в Петербург, где поступил в Академию художеств. Окончив курс профессора Н. Жилле с золотой медалью, он посетил Францию, Италию, откуда вернулся зрелым мастером. Шубин работал в жанре портрета. В своем первом произведении − бюсте князя А. В. Голицына − он создал образ умного, слегка надменного, благодушно насмешливого русского аристократа. Живой ум, вдохновенная сила и душевная мягкость видны в скульптурном портрете Ломоносова. Незаурядным произведением является портрет Павла I, в котором скульптор смог соединить мрачное величие черт императора с выражением мечтательности и затаенной тоски.

Эстетика классицизма нашла выражение в творчестве М. И. Козловского. Его памятник А. В. Суворову − фигура воина в античных доспехах − был призван аллегорически воплотить мощь русского оружия. Аллегорична композиция Самсона, раздирающего пасть льву (лев − герб Швеции), посвященная победе России над Швецией в Северной войне.

Живопись

В середине XVIII ст. развитие русской живописи ознаменовалось появлением ряда крупных мастеров портрета: И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. Мастером детского портрета И. Я. Вишняковым созданы в деликатной манере портреты застенчивых детей − Сары и Вильгельма Фермер, а также мальчика Ф. М. Голицына. Среди камерных и парадных портретов А. П. Антропова выделяются живой портрет императрицы Елизаветы Петровны, парадное изображение Петра III, портрет атамана Ф. Н. Краснощекова. Крепостной художник И. П. Аргунов значительную часть своих работ посвятил членам семейства его хозяев Шереметевых и их предкам.

В живописи второй половины XVIII в. наступило время расцвета русского портрета. Плеяда его блестящих представителей: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский. Ф. С. Рокотову с его филигранной техникой удалось передать внутренний мир изображаемых: портреты поэта В. И. Майкова, мужа и жены Суровцевых, Струйской. Д. Г. Левицкий выразил многогранность человеческой натуры в портретах Н. И. Новикова, П. Демидова, воспитанниц Смольного института, Д. Дидро. В образах, написанных В. Л. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник испытал влияние сентиментализма (портреты М. И. Лопухиной, А. Б. Куракина). В жанре исторической живописи работал А. П. Лосенко. В развитии русской живописи и скульптуры важную роль сыграла Академия художеств, возникшая в 1757 г.

Художник Картины Иллюстрации
А. П. Антропов Портреты Петра III, А. М. Измайловой Портрет Петра III
И. П. Аргунов Портреты П. Б. Шереметева, В. А. Шереметевой, Хрипуновых Портрет Н. П. Шереметева
Ф. С. Рокотов Портреты Струйской, В. И. Майкова Портрет Струйской
Д. Г. Левицкий Портреты Екатерины Законодательницы, П. А. Демидова, Нелидовой, Хрущовой Портрет Екатерины Законодательницы
В. Л. БоровиковскийПортреты Лопухиной, Екатерины II Портрет Лопухиной

Театр, балет, музыка

Первый русский профессиональный театр возник в г. Ярославле в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова. В 1752 г. театр переехал в Санкт-Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр.



В XVIII в. существовали крепостные театры в домах крупнейших русских вельмож. В постановках принимали участие их крепостные крестьяне. Наибольшую известность получил московский театр Шереметевых в Останкине, на сцене которого блистали драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова. Создавались и крепостные оркестры.

Развитие музыкального искусства связано с творчеством композитора Д. С. Бортнянского, выдающегося мастера хорового письма. Он вошел в историю русской музыки как автор хоровых духовных композиций, создал новый тип русского хорового концерта. Ему принадлежат многочисленные хоровые концерты, церковные песнопения, светские хоры. Камерно-инструментальные произведения Бортнянского, среди которых выделяются квинтет, концертная симфония, являются первыми образцами крупной циклической формы в русской музыке.

Читайте также: