Буква д конспект урока 1 класс школа россии
Обновлено: 05.07.2024
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
образовательные:
- познакомить обучающихся с буквой Д, д и её звуками, овладевать умением давать характеристику звукам;
- формировать навыки чтения слогов,слов, предложений с изученными буквами;
развивающие:
- развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), фонематический слух, мышление;
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
- умение работать с ЭОР;
воспитательные:
- воспитывать прилежание, любознательность в процессе учения, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других.
Планируемые результаты обучения и формирование УУД:
Личностные УУД:
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование;
- волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Методы обучения:
- деятельностный метод обучения
- создание проблемной ситуации;
- частично-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный;
- словесный
- наглядный
Формы организации деятельности:
- парная
- индивидуальная
- фронтальная
- групповая
Средства обучения:
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
У. – Дети, вам тепло?
Д. - Да!
У. – В классе светло?
Д. – Да!
У. – Прозвенел уже звонок?
Д. – ДА!
У. – Уже закончился урок?
Д. – Нет!
У. - Только начался урок?
Д. – Да!
У. – Хотите учиться?
Д. – Да!
У. – Значит можно всем садиться!
У. – Настроенье каково?
Д. – Во!
У. – Все такого мнения?
Д. – Все без исключения!
У. – Чтение - наука!
Д. – Ему хотим мы научиться. И сегодня на уроке обещаем не лениться!
У. - Начнём урок с добрых пожеланий друг другу.
Д. В парах, стоя лицом друг к другу: - Я желаю тебе сегодня добра! (рука на своей груди)
- Ты желаешь мне сегодня добра! (рука на груди соседа)
- Мы желаем друг другу добра! (обнимаемся)
- Если тебе будет трудно, (рука на груди соседа)
- Я тебе помогу! (рука на своей груди)
Золото добывают из земли, а знания из книги.
- С чем сравнивают знания?
- От чего становится человек богатым?
- Откуда берутся знания?
- Значит чему мы должны научиться чтобы получать знания?
- Что мы изучаем на уроках чтения?
- Хотите продолжить знакомство с буквами?
- Тогда в путь! А с чего мы должны начать?
2. Актуализация знаний
- На какие две группы делятся все звуки?
- Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?
- Что вы можете сказать про согласные звуки, какие они бывают?
- Как называется значок, которым на письме обозначается звук?
- Что обозначают гласные буквы?
- Заселите буквы в их домики.
- Назовите каждую букву, определите лишнюю и объясните свой выбор.
Й Я Ю - (Й)
Р З Й - (З,Й)
Л Г С - (С)
А О Е – (Е)
Емеля Незнайка Карлсон
Гена Маугли Мойдодыр
- Из каких сказок эти герои?
К доске вызываются 3 ученика: задание первому обозначить в словах гласные звуки, второму – мягкие согласные звуки, третьему – твёрдые согласные звуки (остальные работают в парах).
- В каких словах все согласные твёрдые?
- В каких словах все согласные мягкие?
- Определите к какому слову составлена звуковая модель слова?
3. Постановка учебной задачи
- В каком слове встречается незнакомая буква?
- С какой буквой мы сегодня познакомимся?
- Тема нашего урока.
Составление плана урока.
- Звуко-буквенный анализ слов.
- Знакомство с новыми звуками и буквами.
- Чтение слогов.
- Чтение слов.
- Чтение предложений и текстов.
Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый.
На полу не видно луж,
Все ребята любят… (душ).Все деревья я лечу
По деревьям я стучу.
Их спасаю от врагов
Вредных, маленьких жуков. (Дятел)
Рассмотрите схемы слов под рисунками. (работа по учебнику и фишками)
- Назовите согласные звуки в слове душ.
- Назовите звонкий согласный в этом слове, глухой.
- Назовите ударный слог в слове дятел.
- Назовите звонкие согласные в этом слове, глухие, мягкие, твёрдые.
- Какой звук обозначает буква я, е?
– Назовите звуки, указанные в схемах стрелочкой. (на доске выстраивается модель…)
– Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д’]. (буква ДЭ)
– Что же это за звуки? (Согласные, твёрдый парный, мягкий парный, звонкие парные.)
– Заменим первые фишки в моделях слов буквами.
- В русском языке звонкие согласные звуки [д], [д’] обозначают буквой Д.
– На что похожа буква Д?
Этот домик — буква Д.
В домике — окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке — кошка.
5. Первичное закрепление
1. Чтение слогов. (с.98)
2. Чтение слов. (с.98)
– Прочитайте строчку слов. (дом, дома, дома)
– Прочитайте предложения вставляя эти слова по смыслу.
У Хозяйки леса большой… .
У жителей леса уютные…. .
Зимой они часто проводят время… .
- Что нам помогло определить значение этих слов?
- Что такое ударение?
– Прочитайте слова по столбцам, по строкам.
– Прочитайте только имена.
– Прочитайте только слова, в которых один слог.
– Прочитайте только те слова, в которых два слога.
– Прочитайте слова, в которых буква Д, д обозначает мягкий согласный звук.
– Прочитайте слова, в которых буква Д, д обозначает твердый согласный звук.
3. Чтение предложений (с.99)
У Лиды и Нади корзинки с ягодами. У Лиды – земляника, а у Нади – малина.
– Объясните, как узнать, на каком рисунке Надя, а на каком – Лида.
– Прочитайте ту часть предложения, в которой говорится что у Лиды.
– Найдите на рисунке Лиду и расскажите, во что она одета.
– Прочитайте ту часть предложения, в которой говорится что у Нади.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
– Прочитайте только те слова, в которых три слога.
– Прочитайте слова, в которых буква Д, д обозначает мягкий согласный звук.
– Прочитайте слова, в которых буква Д, д обозначает твердый согласный звук.
- Определите к какому слову составлена звуковая модель слова?
- Разместите зверей по вольерам:
- В первый поместите зверей, названия которых состоят из одного слога, во втором оставьте зверей, названия которых состоят из двух слогов, а в третий – названия которых состоят из трёх слогов.
Конспект урока был представлен на школьном семинаре по преемственности "детский сад - школа". Может быть полезен другим учителям.
Тема: Звуки [д], [д’]. Буква Д, д.
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению со звуками [д], [д’] и буквами, их обозначающими.
1) обучающая – выделять звуки в словах, давать характеристику звукам.
2) развивающая – создать условия для развития речи, памяти, мышления, внимания, развивать фонематический слух.
3) воспитывающая – создать условия для воспитания любознательности.
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые результаты:
Предметные: научатся звуки [д], [д’] озвучивать, выявлять их характерные особенности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; логические – выделять новые звуки в словах, по алгоритму давать характеристику звукам [д], [д’]; предметные – знакомиться со звуками [д], [д’] и буквами, их обозначающими.
Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать в парах.
Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, проявлять самостоятельность и ответственность за выбор.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, наглядности, слайд-презентация, карточки синего и зеленого цветов, карточки со словами, смайлики.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная, фронтальная.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты
Оценка результатов деятельности ученика
Примечания
Мотивирование к учебной деятельности.
- Прозвенел звонок, начинается урок. Поздоровались с гостями, улыбнулись друг другу и с хорошим настроением приготовились к разгадыванию новых тайн урока литературного чтения.
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению со звуками [д], [д’] и буквами, их обозначающими.
Задачи:
1) обучающая – выделять звуки в словах, давать характеристику звукам.
2) развивающая – создать условия для развития речи, памяти, мышления, внимания, развивать фонематический слух.
3) воспитывающая – создать условия для воспитания любознательности.
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые результаты:
Предметные: научатся звуки [д], [д’] озвучивать, выявлять их характерные особенности.
Метапредметные :
Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; логические – выделять новые звуки в словах, по алгоритму давать характеристику звукам [д], [д’]; предметные – знакомиться со звуками [д], [д’] и буквами, их обозначающими.
Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать в парах.
Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, проявлять самостоятельность и ответственность за выбор.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, наглядности, слайд-презентация, карточки зеленого, желтого и красного цветов, карточки со словами
Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная, фронтальная.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Согласные звуки [д], [д` ], буква Д .
познакомить детей с согласными звуками [д], [д` ], буквами Д,д.
учить слышать эти звуки и давать им характеристику;
вырабатывать навыки осознанного чтения;
способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений;
развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, мышление, память;
развивать произвольное внимание.
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
Личностные : действие самоопределения.
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Общеучебные : умение структурировать знания ; оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные : целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Тип урока : открытие новых знаний
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
1.Введение. Организационный момент (эмоциональный настрой)
- Прозвенел звонок, начинается урок.
- Поздоровались с гостями, улыбнулись друг ругу и с хорошим настроением приготовились к разгадыванию новых тайн урока литературного чтения.
-Наш урок предлагаю начать такими словами: Слайд 2
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
2. Постановка дыхания, речевая гимнастика
- Поработаем язычком и губами
3. Актуализация и систематизация знаний.
- Урок начнем со звукоподражания:
- Ребята, изобразите шум леса (Ш-Ш-Ш)
полет жука (Ж-Ж-Ж)
самотелы взлетают (У-У-У)
сдутие мяча (С-С-С)
- Что мы произносили? (ЗВУКИ)
- На какие 2 группы можно разделить все звуки?
гласные/согласные
- Чем отличаются гласные от согласных?
гласные звуки произносятся долго с голосом, воздух не встречает преград
согласные звуки произносятся, встречая преграду: губы, зубы и язык
На доске буквы разбросаны: У С Т Е Ы (белые квадраты, 2 домика)
- Какое задание можете предложить?
- Что на доске: буквы или звуки?
- На какие группы вы можете их разделить? (заселение в домики)
- Какие здесь гласные указывают на твердость согласных? (У,Ы)
- Какая гласная буква показывает мягкость? (е)
- Что объединяет буквы С,Т как звуки? (согласные глухие)
- Мы готовы к новым открытиям, к новым знаниям.
4. Постановка проблемной ситуации. Определение темы урока
- Я читаю начало предложения, а вы хором договариваете.
- Постарайтесь эти слова еще запомнить.
Тут наш… (дом). Слайд 5
Из трубы идет … (дым).
У дома растет… (дерево).
На дереве… (дупло).
У дупла сидит… (дятел).
К дому ведет… (дорожка).
У дома сидит… (дед).
-Это отдельный предложения или текст? Почему?
- Повторите слова, которые вы добавили.
- Какие звуки чаще всего повторяются в этих словах?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Что узнаем нового? Чему научимся? ( познакомиться с новой буквой, узнать какие звуки обозначает эта буква, научиться читать слоги и слова с новой буквой)
1.Выделение звуков [д], [д , ]
- Проведем небольшую исследовательскую работу.
– Посмотрите на доску: д ом, а рбуз, ш ар, а стра (картинки)
- Составьте новое слово по первым звукам слов. Узнали? Слайд 6
- Назовите это слово. Даша
- Произнесите слово еще раз.
- Сколько гласных слышим? Сколько слогов?
- Какой звук слышим в начале? ([ д ]).
- Какой он: гласный или согласный? (Согласный) (белый квадрат)
- Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду).
- Какой это согласный? Проверим. ( Дети ладошками закрывают ушки, руку к горлу произносят звук [д]).
- Согласный звонкий (схема-звонок)
- Значит [д] - согласный звонкий, а ещё?
- В слове ДАША звук [ д ] твердый, т. к. за [ д ] слышим [а]- показатель твердости, [д], звучит твердо.
- Итак, звук [д] – согласный звонкий твердый (синий квадрат)
- Составим схему слова (на доске, дети у себя на партах)
- Произносим слово ещё раз. Что слышим в начале слова, отдельный звук или слияние звуков? (слияние)
- Каким цветом обозначим на схеме? Почему? ( На интерактивной доске) Слайд 7
- Что слышим дальше, слияние звуков и отдельный звук?
- Каким цветом обозначим на схеме? Почему?
- Какой слог ударный?
- Итак, звук [д], какой? Охарактеризуйте его (согл, зв., тверд.)
- А с какой буквы мы будем писать слово ДАША? Почему?
- Как будут называть Дашу, когда она станет взрослой? (Дарья)
- Как назвать Дашу ласково?
- Следующее слово вы должны будете отгадать, используя мои подсказки:
- Как в детстве могли называть мальчика с именем Дмитрий?
Дима, Димуля, Димочка, Димка
- Какое из перечисленных самое короткое имя?
- Произнесите слово еще раз.
- Сколько гласных слышим? Сколько слогов?
- Какой звук слышим в начале? ([ д’ ]).
- Какой он: гласный или согласный? (Согласный).
- Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду).
- Какой это согласный? Проверим. ( Дети ладошками закрывают ушки, произносят звук [д ’ ]).
- Согласный звонкий (белый квадрат)
- Значит [д ’ ] - согласный звонкий, а ещё? (схема-звонок)
- В слове ДИМА звук [ д’ ] мягкий, т. к. за [ д’ ] слышим [и]- показатель мягкости, [д ’ ], звучит мягко. (зеленый квадрат)
- Итак, звук [д ’ ] – согласный звонкий мягкий.
-Выберите подходящую схему слова. (на доске несколько схем, но нет правильной схемы)
- Исправим ошибку. Составьте схему слова у себя на партах. Работайте парами. (Один ученик работает у доски)
Проверка: сверяют с доской + Слайд 8
- Итак, звук [д ’ ], какой? Охарактеризуйте его (согл, зв., мягк.)
- А с какой буквы мы будем писать слово ДИМА? Почему?
-Что объединяет все эти слова? (начинаются на одну букву, это люди, одушевленные предметы)
- Итак, какие звуки мы выделили? ( [д], [д’])
ВЫВОД: - Представьте нового жильца Слайд 9
- Я буква Д , обозначаю согласные звуки [д], [д’];
[д] – согласный звонкий твердый
[д’] – согласный звонкий мягкий
- От чего зависит мягкость или твердость согласных звуков?
[д] – встают девочки, [д’] – встают мальчики: дельфин, дочка, тарелка, дежурный, дача, дыня, кубики, динозавр, дети, радость.
- Сядьте все, кроме Дианы и Даниэля.
- Почему именно этих учащихся я оставила?
- Назовите свое имя и расскажите, с какого звука начинается ваше имя?
6. Знакомство с буквами Б, б
-А можем ли мы звук увидеть? (Звуки мы слышим, но не видим)
-У каждой буквы есть два образа, два лица: печатный и письменный. Слайд 10
- Согласные звонкие звуки [д], [д’] обозначим согласной буквой.
- Кто знает, как она называется? Д (дэ).
- Для чего две буквы? Для чего нужна заглавная буква?
- На что похожа буква Д?
Слайд 11
Этот домик буква Д.
В домике окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка.
Слайд 12
Д-это домик аккуратный.
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит дымок пуская,
Буква Д труба печная.
- А теперь мы сможем на схемах с именами обозначить нашу букву Д? Слайд 13
7.Закрепление изученного.
1.Чтение слогов по интерактивной доске.
мальчики читают слоги в первом столбике, постепенно понижая голос до шепота
девочки читают слоги 2-го столбика с интонацией вопроса.
- Если здесь слог, который является еще и словом? ДА
придумайте такие слова, чтобы их началом был слог из первого столбика.
- На столе у вас слоги.
- Какое задание предложите?
- Попробуйте из них составить слова (два человека у доски)
(ду.га, ду.бы, де.ре.во)
- Как нужно работать в парах? ( слушать друг друга, не перебивать, работать вместе)
- На какие группы можно разделить данные слова?
Физминутка (для глаз) Слайд 14
8. Работа по учебнику. (Азбука с. 104-105)
работа над словами
-чтение про себя
-хоровое чтение вслух
- Какие слова вам непонятны?
Водопад - поток воды, стремительно падающий с отвесного уступа Слайд 15
Водолаз: - специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме и со специальным снаряжением Слайд 16
- сильная, хорошо плавающая собака , используемая для спасения
- Что интересного заметили в словах 1 столбика? ( родственные слова) Слайд 17
- Почему? ( общая часть и связаны с водой )
- А во 2 столбике есть общая одинаковая часть в словах?
- С чем связаны эти слова?
Вывод: в этих словах есть одинаковые части, поэтому они и обозначают нечто общее: в первом столбике слова связаны с водой, во втором – с трудом.
- Такие слова называются родственными или однокоренными
- Найдите и прочитайте односложные слова, двусложные
работа с иллюстрацией
- Кто знает, как называют людей, которые работают на морском дне? Водолазы, аквалангисты.
- Есть такой вид спорта, когда аквалангисты опускаются на морское дно.
- Кто знает, как называется этот вид спорта? Дайвинг
-Какое оборудование необходимо аквалангисту, чтобы не погибнуть под водой? (маска, трубка, ласты, баллон с кислородом, гидрокостюм)
- Что увидели водолазы в море? Сокровища, клад
- Каких морских обитателей они встретили? Осьминог, рыбы
- Давайте проверим предположение, прочитав текст.
- Представим, что мы с вами оказались в подводном царстве. Закройте глаза и послушайте, о чем или о ком я буду говорить.
чтение текста (с.105)
- О ком я вам прочитала? Кто главные герои?
чтение по цепочке ( вторичное чтение)
- Что мы сейчас с вами прочитали? (Это Текст). Докажите, что это текст.
- Где ведут работы водолазы?
- Какая у них работа?
- Чьи папы работают водолазами?
- Чем занимаются водолазы на дне реки?
- Где теперь идут поезда?
- Какое название можно придумать к этому тексту?
задание к тексту по подгруппам
1 ряд: еще раз прочитают текст и посчитают, сколько здесь предложений.
2 ряд: возьмите в руки карандаш и подчеркните букву Д в словах.
3 ряд: прочитайте рассказ еще раз и найдите предложение, в котором рассказывается о том, чем занимались папы Нади и Димы.
- Кто готов, поднимаем руку.
- Итак, давайте прочитаем предложение о работе пап Нади и Димы. Спасибо.
- Сколько предложений оказалось в нашем рассказе? 5.
- Сколько букв Д вы смогли найти? (14)
Вывод: Почему работа водолазов трудна?
работа в темноте и на ощупь
тяжелое снаряжении весом до 80—110 кг
приходится не только спасать купальщиков летом, снимать людей со льдин и вытаскивать рыбаков из прорубей зимой
9. Развитие познавательного способа деятельности и её регуляция.
работа в группах
1 группа – ребус
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый…
4 группа-антонимы - Кто помнит, как называются такие слова?
Враг - Короткий-
Ночь – Злой -
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный…
Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
8 группа - найди слова
АДОМКИДЕРЕВОСЛДЯТЕЛ
IX . Рефлексия урока.
- Ну вот, наш урок подошел к концу.
- А теперь я хочу у вас взять интервью:
с какими звуками мы познакомились? Слайд 18
какой буквой обозначаются эти звуки на письме?
на уроке мне понравилось…
Слайд 19
- Если вам всё удалось и вы довольны собой, со всеми заданиями справились
Читайте также: