Выражение народных стремлений в грозе по добролюбову конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2. Развивать навык анализа характеристики драматических персонажей на примере жителей города Калинова: прежде всего тех, от кого зависит духовная атмосфера в городе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку по теме, видеорепортаж о городах, расположенных на реке Волге.

Проверка домашнего задания. Опрос:

-Каким представлял Замоскворечье сам Островский?

-С каким театром сотрудничал Островский и как назвал этот театр Гончаров в письме к Островскому?

-В чём заслуга Островского перед театром?

2. Работа с теоретическим материалом.

Беседа с классом:

- Назовите жанровые особенности драмы.

Драма: 1) жанр; 2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе.

Особенность драмы:

2) членение сюжета на сценические эпизоды,

3) сплошная цепь высказываний персонажей,

4) отсутствие повествовательного начала.

- Обозначьте конфликт пьесы.

А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций

человеком, живущим по законам совести.

Рассмотрим систему художественных образов:

Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная.

Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.

Марфа – от арамейского: госпожа

Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского:

борьба, от славянского: слова.

Совел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный

Тихон – от греческого: удачный, спокойный.

- беседа с классом по вопросам:

Расскажите о жителях Калинова.

Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом).

Н. Добролюбов отозвался о жителях города Калинов так:

«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном

мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное,

- согласны ли вы с мнением критика?

Беседа с классом:

Каково ваше представление о Диком?

Что является причиной необузданного произвола Дикого?

Как он относится к окружающим?

Уверен ли он в безграничности власти?

Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.

1. Каково ваше представление об этом персонаже?

3. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?

4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.

Молодые герои пьесы. Дайте им характеристику.

Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.

Борис - мягкий, добрый, действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен бороться за свое счастье, выбирает путь смирения.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми путями борется за свое счастье.

Борьба Катерины за счастье.

2. Расскажите историю ее жизни. Приведите примеры из текста.

3. В чем трагизм ее положения?

4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?

Прокомментируйте иллюстрацию к произведению .

-Почему Катерина остается одна со своим горем? Почему Борис не взял ее с собой?

-Почему она не вернулась к мужу?

-Достойны ли Борис и Тихон ее любви?

-Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти?

Работа с текстом .

1. Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?

2. Какую роль играет сцена грозы в пьесе?

3. Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какую роль он играет в раскрытии идейного содержании произведения?

Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.

Гроза – это грозовое состояние общества, гроза в душах людей .

Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это христианское поверье: гнев божий, карающий за грехи.

Гроза – это зреющие новые силы в борьбе со старыми пережитками прошлого.

Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу?

Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели?

Н.А.Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве.

А какого вы мнения придерживаетесь и почему?

1)Почему Добролюбов считает что "Гроза" является "выражением народной жизни, народных стремлений",что это за "стремление"?
2)Почему эта статья имеет такое название?

. видимо, Островский достаточно достоверно, по мнению Добролюбова, описал в "Грозе" нравы того времени. герои его произведения стали своего рода именами нарицательными и одни из них характеризуются скупостью, жадностью, самодурством и цинизмом, а другие стремятся от них зависеть и не пытаются из под их гнета вырваться!
. все окружение Катерины и есть "темное царство", а сама она противопоставляется ему своими взглядами и поступками!

Этот сравнение с каноном Добролюбов проводит для того, чтобы показать, что подход к произведению с готовым представлением о том, что должно в нём быть показано, не даёт истинного понимания.

"Характер состоит в способности действовать по принципам."

А.Н. Островский написал много пьес о купечестве. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов называл их "пьесами жизни". В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового молчания. А если и появляется глухой, бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н.А. Добролюбов назвал "Темное царство". Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно.

"Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?" — спрашивал Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга "Гроза".

Написанная в 1860 году, она и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение. Гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу. И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни.

В произведении много действующих лиц. Главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее "лучом света в темном царстве". Чем же так отличается Катерина от других жителей этого царства. В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы такими не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.

Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она "жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле". Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства.

В доме родителей Катерины всегда было много странниц и богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грех. Катерина в религии — "поэт" (по выражению одного горьковского героя), наделена ярким воображением и мечтательностью. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда входила в церковь, видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминает народные сказания и песни.

Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной натуры способствовали пробуждению в Катерине нездоровой чувствительности. Поэтому, когда во время грозы она услышала проклятия полоумной барыни, то стала молиться. Когда же увидела на стене рисунок "геенны огненной", нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.

Ее религиозность даже как-то оттеняет такие черты, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая и жующая родных Кабаниха никогда не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, неспособным оценить истинную любовь, характер Катерины становится особенно привлекательным. Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет: "Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу". Любовь к Борису -это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с "темным царством". Она не воспринимает свой протест как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устроено "темное царство", что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертный грех, как восстание против основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса кончается смертью героини: ведь она не только одна, но и раздвоена внутренним сознанием своего "греха".

Гибель смелой женщины — это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над "темным царством", сковывающим ее и других свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непростительный грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я. суда". А последними ее словами были: "Друг мой! Радость моя! Прощай!"

Можно оправдывать или обвинять Катерину за ее трагическое решение, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решимостью. Смерть ее потрясла даже таких забитых людей, как Тихон, который в глаза обвиняет мать в гибели жены.

Значит, поступок Катерины был действительно ”страшным вызовом самодурной силе'. Значит, в "темном царстве" способны рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить всё вокруг.

Пьесы Островского критик называет пьесами жизни. Широта художественных обобщений определяет народность творчества Островского. Отмечается новаторство драматурга.

Персонажи, прямо не участвующие в интриге, определяют композиционную манеру писателя. Они необходимы так же, как и главные. Художественная форма соответствует идейному содержанию.

Самодуры утратили прежнее спокойствие и уверенность, но они не хотят считаться с требованиями жизни, не хотят уступать. Они ощущают обреченность, следствием чего является недовольство и раздражительность. Идиллия Калинова отразила их внешнее могущество и внутреннюю гнилость.

Противоположностью самодурным началам является Катерина. Островский сумел уловить, какая сила рвется из тайников русской жизни. Сила и решительность проявляются у Катерины с детства. Повзрослев, она стала женщиной с сильным характером и страстной натурой. Она забита средой, но способна на протест. Возникновение и развитие такого характера соответствует сложившимся обстоятельствам. В образе Катерины проявляется новое движение народной жизни: в характере – типические черты характера трудового народа, в протесте – возможность революционного протеста. Добролюбов называет ее лучом света в темном царстве.

Читайте также: