Конспект урока гоголь мертвые души специфика жанра 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

  1. Развивать умения анализировать текст, находить выразительные средства лирики в прозаическом произведении; умение доказывать свою точку зрения, аргументируя её.
  2. Воспитывать любовь к литературе, интерес к классике и творчеству Н.В. Гоголю.
  1. Организационный момент.
  2. Объяснение темы.
  3. Закрепление темы. (Работа в группах.)
  4. Обобщение темы. (Выступление групп.)
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

1. Организационный момент. (Цели, задачи, тема, эпиграфы к уроку.)

2. Объяснение темы.

Изображение действительности в этом произведении проходят через призму авторского восприятия.

Внутренний мир личности передаётся при помощи лирических отступлений. В каждой главе лирические отступления:

Введение в произведение образа автора даёт возможность связать воедино свой собственный жизненный путь с путём России. Это и является важнейшей задачей поэмы: показать путь России в прошлом, настоящем и будущем, а также нерасторжимость судеб писателя и его родины.

Образ автора в поэме расширил сюжетные границы, позволил поставить перед читателями ряд философских проблем: жизненного пути человека, роли художника в обществе, особенности русского характера, ложного и истинного патриотизма, предназначения России в судьбе Европы и многое другое.

Именно в лирических отступлениях сформулирована авторская позиция. Гоголь обратился к лиро-эпическому жанру, чтобы показать противостояние живого и мёртвого в самой сущности России. Мёртвое показано писателем на уровне сюжета: все герои поэмы заражены этой омертвлённостью, все без исключения: помещики, чиновники, главный герой и даже крестьяне. Но их возрождение возможно, Гоголь задумал показать во 2-3 томах поэмы возрождение души.

Но в первом томе возможность показать живое, способное возродиться писатель мог только на уровне лирических отступлений.

3. Закрепление темы.

- Так давайте попробуем проанализировать несколько лирических произведений поэмы, найти выразительные средства, которые использует автор в них. Попробуем увидеть ту особенность языка, его музыкальность, которая присутствует в основном в лирике. В лирических отступлениях писатель использует приёмы, характерные для поэтического текста. Найдите такие приёмы.

Группам выдаются таблицы с заданиями.

4. Обобщение темы.

Выступление групп по таблицам (см. Приложение).

5. Подведение итогов урока.

Мы постарались доказать, что перед нами, действительно, поэма, так как автор в лирических отступлениях применяет много выразительных средств.

Образ Руси как мчавшейся лошади не просто символичен, но и укоренён в русской классической литературе (у А.С. Пушкина, у А.А. Блока).

Подведя итоги сегодняшнего урока, я хотела бы выслушать вас, что вы узнали нового, чему научились на уроке?

6. Домашнее задание.




НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)

Уроки литературы в 9 классе[1]

Основное содержание урока
Развитие понятия о видах комического: юморе, иронии, сатире, сарказме. Жанровое своеобразие поэмы. Соединение комического и лирического начал. Поэма в оценке В. Г. Белинского. Ответ Н. В. Гоголя на критику В. Г. Белинского.

Основные виды деятельности.
Характеристика художественного мира поэмы. Выводы об особенностях художественного мира, сюжета, проблематики и тематики поэмы. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия сатира, юмор, ирония, сарказм.

Развитие понятия о видах комического: юморе, иронии, сатире, сарказме

— Вспомните, чем сходны и чем различаются виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм. Проверьте себя по словарю литературоведческих терминов:

Ю́мор — (от англ. humour — комизм, причуда, нрав; лат. humor – влага; восходит к с древним представлениям о том, что четыре телесные жидкости определяют темперамент человека) — вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в добродушной насмешке; смех, имеющий своей задачей не обличение, а указание или намек на недостатки, которые не носят характера пороков.

Иро́ния — (от греч. eironeia — притворство, насмешка)
1) Вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; тонкая, скрытая насмешка. Комический эффект достигается посредством того, что говорится прямо противоположное подразумеваемому.
2) Вид тропа: оборот, в основе которого лежит контраст видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки: "Уселся он (Онегин) с похвальной целью // Себе присвоить ум чужой; // Отрядом книг уставил полку. " (А.С. Пушкин); вопрос "Откуда, умная, бредешь ты, голова?" (И.А. Крылов) обращен к ослу.

Сати́ра — (от лат. satura — смесь, мешанина, всякая всячина)
1) Вид комического (см. комическое): способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. С. — наиболее острая форма обличения действительности. Если юмор — осмеяние "частного", то С., как правило, — осмеяние "общего", обличение социально-нравственных пороков и недостатков (например, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта). Сатирическое начало может присутствовать в произведениях любых жанров: комедиях, фарсах, литературной и народной песенной лирике, рассказах, повестях, романах, анекдотах, пословицах и т. д. 2) Лиро-эпический жанр: поэтическое произведение, в котором резко, язвительно обличаются явления действительности (например, сатиры А.Д. Кантемира "На хулящих учение", "К уму своему", сатирические гимны В.В. Маяковского).

Сарка́зм — (от греч. sarkasmos (буквально "рву мясо") — издевательство) — вид комического: злая, язвительная насмешка, издевка, содержащая уничтожающую оценку лица, предмета или явления, высшая степень проявления иронии. Сущность иронии заключается в иносказании, тонком намеке, для С. же характерна крайняя степень эмоциональной открытости, пафос (см.) отрицания, переходящий в негодование: "Ты умрешь, окружен попечением // Дорогой и любимой семьи // (Ждущей смерти твоей с нетерпением). " (Н.А. Некрасов). С., как правило, диктуется гневом, который вызван определенным негативным явлением, и позволяет обнажить контраст между подтекстом (см.) и внешним смыслом (например, в названии сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь"). С. - одно из важнейших художественных средств сатиры. (Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.)

— Установите соответствия между определениями видов комического и примерами:

— Вспомните определение лирического отступления.
(Внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение.)

— Почему прозаическое произведение, проникнутое сатирическим пафосом, Н. В. Гоголь называет поэмой?

II. Жанровое своеобразие поэмы.
Соединение комического и лирического начал

Практическая работа.
Отчёты групп о подготовке к семинарскому занятию.

Группа 1. Фольклоризм поэмы.

Как в поэме отразились традиции фольклора? Какие пословицы, поговорки и народные приметы упоминает автор? Какова их роль?

Группа 2. Роль комического.

Какова роль портрета, пейзажа, художественной детали, интерьера, иронии, сатиры и сарказма в раскрытии авторского замысла?

Группа 3. Лирические отступления.

Какова композиционная роль лирических отступлений?

На какие темы рассуждает в них автор?

*Сопоставьте языковые особенности этого лирического отступления и язык автора в описании города (гл. I).

III. Поэма в оценке В. Г. Белинского.
Ответ Н. В. Гоголя на критику В. Г. Белинского

Почему Белинский считал главным в поэме её сатирический пафос?

*Каков был ответ Гоголя на критику Белинского?
(См. переписку Гоголя и Белинского в 1847 году).

IV. Обобщающая беседа:

Какой эффект создаёт в поэме единство фольклорного, комического и лирического начал?

Что даёт Н. В. Гоголю основания верить в будущее России, в её духовное возрождение?

V. Выразительное чтение наизусть и обсуждение финального лирического отступления первого тома:

— В чём выразились патриотические чувства Гоголя в финале поэмы?

Каковы особенности языка и художественной формы финального лирического отступления?

Домашнее задание

Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Индивидуальные задания.

*Написать отзыв (рецензию) на театральные или кинематографические версии поэмы.

Основное содержание урока
Контрольная работа: письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности.
Составление плана ответа на проблемный вопрос. Создание письменного высказывания на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Поиск ошибок и редактирование черновых вариантов своих письменных работ.

Контрольная работа
Полный развёрнутый письменный ответ в объёме не менее 200 слов на один из проблемных вопросов:

1. Какие нравственные пороки русских помещиков, по мысли Н. В. Гоголя, нуждаются в обличении?

2. Чем смешон и страшен чиновничий город в изображении Н. В. Гоголя?

Домашнее задание

Индивидуальные задания.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
1808 – 1852)

Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль, и тщетно хотели бы вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли.
В. Белинский

Николай Васильевич Гоголь родился на Украине, в Полтавской губернии, в семье помещиков. В 1818 году родители отдали его в Полтавское уездное училище, в 1821 году — в Нежинскую гимназию высших наук для продолжения образования. С юношеских лет Гоголь полон стремления принести пользу государству на гражданской службе, внушать молодому поколению высокие истины в качестве учителя или с театральных подмостков. Юриспруденцию он считал решающим фактором в государстве. Юный Гоголь полагал, что только в столице империи Петербурге он сможет полно и успешно проявить себя на государственной ниве. Однако Петербург встретил его неласково, карьера не сложилась, но Гоголь не пал духом. Ему открылось писательское поприще, которое зависело только от него самого, от его таланта и упорства. Гоголь издал начатую еще в гимназии романтическую поэму, но она успеха не имела, и он, удрученный автор, скупил и уничтожил тираж.

Общий замысел был возвышенным и грандиозным но масштабу. Гоголь намеревался поведать миру о величии души русского человека, о духовном содержании русской жизни в ее идеале, рассказать о том, какую громадную роль призвана сыграть Россия для других народов и стран. Поэма мыслилась автором как воспевание богатейшей национальной души. В первом же томе действовали не живые, а мертвые души, которые достойны сатирического смеха. Для этого были использованы приемы романа-путешествия (Чичиков объезжает Россию), романа-воспитания (биографии Чичикова и Плюшкина), плутовского романа (сюжет первого тома основан на афере Чичикова).

Вскоре, буквально через несколько дней, он умер, изнуренный страданиями и не найдя примирения с собой.

Вся Москва хоронила своего гениального сына, чье влияние на дух России, на ее культуру, на ее искусство слова неоценимо.
В. Коровин

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
БЛАЖЕН НЕЗЛОБЛИВЫЙ ПОЭТ. [3]
Н. А. Некрасов

* * *
Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе —
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, —

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. В уроках по творчеству Н. В. Гоголя частично использованы учебные материалы заслуженного учителя РФ В. А. Фаткулловой. (вернуться)


Дома вы должны были выполнить следующие задания:

Выяснить отношение писателя к своему труду.

Проверка домашнего задания.

Слово учителя.

Сегодня мы продолжим разговор о великом творении Гоголя с точки зрения его жанровых особенностей и их связи со сложным, оригинальным и до конца неосуществившимся замыслом писателя.

Жанровое своеобразие этого произведения во многом определилось его идейно-художественным содержанием.

Сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос:

Какой же смысл вкладывал автор в такое обозначение жанра своего романа?

Почему свое прозаическое сатирическое произведение Гоголь назвал поэмой, а не романом?

Чтобы ответить на этот непростой вопрос, совершим небольшой экскурс в теорию литературы.

- Давайте вспомним, что такое поэма как жанр (вид) лиро-эпических произведений?

(В большинстве случаев поэма представляет собою лиро-эпическое произведение, написанное, как правило, стихами и воспевающее какие-либо знаменательные события, возвышенные характеры, прекрасные человеческие деяния.)

Казалось бы, все в этой формулировке противоречит, на первый взгляд, содержанию прозаического сатирического произведения Гоголя.

Но не будем торопиться с выводами, а попробуем разобраться в этом кажущимся противоречии.

- Вспомните и назовите ранее прочитанные вами произведения, относящиеся к жанру поэмы.

- сатирические поэмы, осмеивающие низкое, пошлое, безобразное в жизни:

- реалистические поэмы, получившие свое развитие в литературе II половины 19 века.

Слово учителя.

Таким образом, можно сделать вывод, что в поэме как жанре (виде) лиро-эпических произведений соединяются сюжетность, событийность (что характерно для эпоса) и открытое выражение автором или лирическим героем своих чувств (что характерно для лирики).

Таким образом, помимо обличающего начала, по замыслу автора, в его произведении должно было присутствовать начало утверждающее.

В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад. Они проходят через все его круги, перед их взором предстает целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины - Италии, ее судьбы.

Чем лирические отступления отличаются от авторских отступлений? Приведите примеры авторских отступлений.

- Чему они посвящены?

Обличая современное ему состояние российского государства в образах помещиков и чиновников, Гоголь воспевает Русь в ее глубоких народных основах).

Главная тема поэмы – Русь, ее прошлое, настоящее и будущее, и все лирические отступления хотя бы краешком затрагивают, развивают эту тему.

Гоголевские лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостного образа Руси – от бытовых деталей до масштабных, наполненных философским содержанием образов (птица – тройка)

(Гоголь в своей поэме выступает прежде всего как мыслитель и созерцатель, пытающийся разгадать таинственную птицу – тройку – Русь.

Лирические отступления в поэме глубокие, философские, серьезные. В них звучат мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа.

При помощи лирических отступлений автор рисует очень широкую, необъемную картину русской жизни своего времени, дополняя ее собственными суждениями и авторской индивидуальностью.

Сегодня мы размышляли над жанровым своеобразием поэмы Н. В. Гоголя, над тем, почему свое гениальное творение он назвал поэмой.

Подводя итог сказанному, хочу подчеркнуть следующее: свой великий труд Гоголь посвятил России, Родине, а отсюда тот утверждающий пафос, горячее лирическое чувство, которым проникнуто все повествование и которое дает нам право вместе с автором называть это творение поэмой.

В своей поэме Гоголь дает человечеству надежду на спасение. Еще в древнерусской литературе отмечалось, что русские святые пороки влияют на ход мировой истории и ясно видят, что ждет человечество.

Что же ему виделось оттуда?

Домашнее задание.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

· побеседуем о замысле и истории создания главного творения Николая Васильевича Гоголя.

· порассуждаем о смысле названия и композиции поэмы Гоголя.


Кроме того, Гоголь просил Жуковского присылать ему забавные истории, которые могли возникать при покупке мёртвых душ.


В результате он мог получить 200 000 рублей. Этих денег хватило бы на покупку имения и беззаботную жизнь.

1 глава поэмы – это экспозиция. Чичиков приезжает в губернский город N и встречается с чиновниками, чтобы подготовиться к своей авантюре со скупкой мёртвых душ.

Со 2 главы по шестую Чичиков путешествует по губернии от помещика к помещику. Следуя за героем, мы наблюдаем за жизнью российских помещиков и крестьян.

В 11 главе рассказана история жизни Чичикова. Чичиков уезжает из губернского города N, потому что его афера раскрылась. Композиция закольцована. В 1 главе Чичиков приезжает в город N, а в последней уезжает.



Он посещает ад, чистилище и рай. Но это мистическое путешествие рисует нам подробную картину жизни Италии эпохи Возрождения.

Второй том должен был стать Чистилищем, в котором герои пройдут по пути исправления. А в третьем томе писатель хотел показать идеальную Россию. Рай. Тот образец, к которому нужно стремиться.

Воплотить свой замысел Гоголь не смог. Черновик второго тома он сжигал дважды.


В 1845 году Гоголь жаловался в письмах к друзьям на творческий кризис. Писатель решил, что второй том слишком плох для печати. А через 7 лет история повторилась. Биографы считают, что у в последние годы жизни Гоголя проявлялись признаки душевного расстройства. К тому же писатель сильно болел, а болезни только усугубили его кризис. Часть черновиков второго тома уцелела. Но насколько эти главы совпадают с утерянными, судить трудно. Известно, что Гоголь десятки раз мог переписывать текст, чтобы добиться идеального результата.

По мнению Гоголя, повесть можно считать поэмой, если выполняется ряд условий.

Во-первых, происшествие должно быть поэтическим.

Во-вторых, автор должен рассматривать происходящее с поэтической стороны.

В-третьих, это живо обрисованная картина времени, места и нравов.

Поэма – это лиро-эпический жанр. Лирика описывает внутренний мир человека, его эмоции и мысли.


В чём проявляется субъективность Гоголя?

В отступлениях второго типа автор описывает картины русской жизни, даёт оценку разным группам людей. Например, в третьей главе перед тем как дать характеристику Манилову, автор рассуждает, какие характеры описывать легче. А в восьмой главе Гоголь говорит о читателях и писателях на Руси.



Читайте также: