Конспект русская народная музыка

Обновлено: 06.07.2024

Народные песни – это музыкальное творчество народа. Они передаются из уст в уста, то есть исполняются одним человеком, запоминаются, передаются дальше, сохраняясь в народной памяти. Они не имеют конкретного автора, поскольку, с течением времени в них постоянно вносились изменения.

Русские народные песни – выражение души, характера народа. Они появляются не случайно: помогают в радости и в горе, облегчают труд и расцвечивают минуты отдыха, выражают чувства, настроения и отношение человека к явлениям жизни.

Поэтому и появилось так много жанров народных песен: чтобы убаюкать деточек – колыбельные, чтобы их растить - потешки и пестушки, чтобы споро работалось – трудовые, чтобы ярче и веселее отдыхалось – плясовые. Солдатские песни не только помогают защищать Родину, рассказывают о подвигах и героях, выражают любовь к родной земле и близким людям, но и радуют в минуты передышек. Лирические, протяжные, хороводные помогают выразить все богатство чувств, все богатство души.

Русские народные песни пришли к нам из далекого прошлого, но и в наши дни они продолжают жить и радовать людей. И сейчас рождаются все новые народные песни. Это происходит потому, что в них отражается все самое важное, что волнует человека.

Ключевые слова

Русская народная песня: плясовая, трудовая, солдатская, хоровод, лирическая, колыбельная, заклички, потешки. Солист ансамбль, музыкант, исполнитель, хор.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, о чем рассказывают русские народные песни;

научимся ритмическим импровизациям;

сможем сочинять и исполнять короткие мелодии.

Основное содержание урока

Разбор типового тренировочного задания

Подчеркни самый задорный жанр русской народной песни.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Этот жанр русской народной песни предполагает энергичные танцевальные движения.

Народную музыку называют фольклором, а в переводе с английского фольклор - это народная мудрость. Именно через народную музыку народ выражает свое мировоззрение, традиции, обычаи, она является частью истории и жизнью народа.

Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 в.

Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды: календарные, обрядовые, свадебные, лирические песни, частушки; эпос; танцевальные жанры.

В жизни людей было много важных событий, которые отражались в народной музыке. И одним из них был свадебный обряд. Он представлял собой целое театрализованное действие, которое сопровождалось песнями, хороводами. Свадебные песни подразделялись на величальные, шуточные и плясовые. Величались не только молодые, но и все гости, и исполнялись эти песни специальным певчим ансамблем.

Длинными, зимними вечерами и старики, и молодежь собирались в чьей-нибудь просторной избе и здесь, подчас выполняя какую-нибудь мелкую хозяйственную работу, пели лирические песни. В лирических песнях рассказывалось о переживаниях любящих, о тяжелой женской доле, о солдатской службе, о батрацком труде, и о многом другом.

В трудах и недолгих праздниках проходила жизнь. И когда человек умирал, его похороны также сопровождались музыкальным обрядом. Родственники или специальная плакальщица исполняли глубоко трагические причитания и плачи, в которых выражалось чувство невозвратимой потери, любви и уважения к ушедшему.

Инструменты в фольклорной традиции используются в основном либо в быту пастухов, либо для аккомпанемента некоторых видов танцев и песен.

Наиболее распространенные инструменты – гудок, гусли, дудка, жалейка (рожок) В летописях 12-14 вв. упоминаются также военные трубы, ратные бубны. Распространение в народном быту таких инструментов западноевропейского происхождения, как балалайка, домра, гармонь, относится к самому позднему периоду (19–20 вв.).

Русская народная музыка существует, пока существует народ. Она является отражением его жизни, его дум и чаяний. Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что русская народная музыка – зеркало души русского народа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока музыки в 1 классе

Цель: Развитие творческих способностей обучающихся в различных видах музыкальной деятельности при знакомстве с русской народной музыкой.

- развивать художественный вкус и интерес к музыкальному фольклору России;

-передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

-проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении русской народной музыки.

Песнями богата родина моя.
Прославляет песня милые края.
Звонкая, веселая, грустная порой
Льется по России вольною рекой.

Песня русская-русская душа!
До чего ж ты, песня, хороша!
От рожденья до последних дней
С нами песня-друга нет верней!
- Ребята, можете вы определить тему сегодняшнего урока?

Вы правильно определили тему урока

2. - Вы вошли в класс под музыку. Прозвучало знакомое вам музыкальное произведение? Назовите его.

Предлагаю вам послушать песню со словами и одновременно рассмотреть репродукции картин художников и выбрать те произведения живописи, которые, на ваш взгляд, соответствуют содержанию песни.

- Почему выбрали первую репродукцию?

-Почему выбрали третью?

-Почему не выбрали вторую?

- Подумайте, как мы будем исполнять 1 куплет? ( Как на тоненький ледок выпал беленький снежок )

-Задорно, весело, звонко, легко

Исполнение 1 куплета.

- Оцените своё исполнение

-Как будем исполнять 2 куплет?

( Выпал беленький снежок, ехал Ванечка дружок )

- Характер меняется или сохраняется?

- Что изменится? Почему?

- Мы будем исполнять куплет в быстром темпе, значит, должны хорошо работать язычок, губки, зубки, чтобы слова были понятны, для этого согласные звуки произносим отчетливо, а гласные – протягиваем, пропеваем.

Исполнение 2 куплета.

Оцените своё исполнение.

- А как исполним 3 куплет?

( Зима снежная была, все дороги замела )

- Тяжело и в медленном темпе.

Исполнение 3 куплета.

-Получилось исполнить песню, как мы задумали?

- Молодцы, вы очень старались и справились с поставленной задачей.

4. - А чтобы наша песня прозвучала ещё ярче и звонче, я предлагаю вам исполнить её под аккомпанемент музыкальных инструментов. А на каких музыкальных инструментах будем аккомпанировать, вы узнаете, отгадав загадку:

Мы будем аккомпанировать на ложках и выделять сильную долю.

- Что такое сильная доля в песне? Как по-другому можно сказать?

/ударение в музыке, самые яркие, ударные звуки в песне/

Исполнение песни с аккомпанементом на деревянных ложках.

- Какая получилась задорная, весёлая, звонкая песня.

5. - А знаете ли вы, что в старину деревянные ложки не были музыкальным инструментом?

Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, трещотка и дудочка.

Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.

Дудочка вместе с хозяином дома ранним утром выгоняла стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывала всё стадо домой.

Трещотка охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.

(Примечание: во время рассказа учитель показывает эти инструменты и знакомит обучающихся с их тембрами (голосами).

Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.

В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них балалайка, бубен, коробочка, бубенцы и колокольцы.

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки скоморохов, потешавших народ.

Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами.

С тех самых пор путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И стала семья их называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.

Слушание музыки

- Ребята, какое настроение создала эта музыка?

- Как вы думаете, почему такое настроение?

6. Предлагаю вам поработать в парах

На рисунке изображены музыкальные инструменты.

Обсудите, посоветуйтесь друг с другом и выберите только русские народные инструменты. Карандашом проведите стрелочки от заголовка к инструментам.

-Какие инструменты вы не выбрали? Почему?

Вы совершенно правы.

7. Послушайте музыкальное произведение и вспомните его название.

- Эта песня хороводная. Что означает слово ХОРОВОД?

-Давайте посмотрим значение слова ХОРОВОД в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:

Хоровод - народная игра -движение людей по кругу с пением и пляской.

- Ребята, как мы будем водить хоровод? Вспомним правила.

- Я приглашаю вас в хоровод.

- В старину хороводы водили на лугу, на полянке, пели хором без сопровождения музыкальных инструментов, а с помощью движений изображали то, о чем поется в песне.

- Мы сегодня будем водить хоровод как в старину.

8. Мы остались на нашей поляне, где растут красивые цветы. Но цветы – необычные. На каждом цветке написано слово с заданиями, которые вы выполняли на уроке. Выберите цветок с тем заданием, которое вам больше всего понравилось и на этот цветочек посадите бабочку.

-Посмотрите, как оживилась наша полянка – какая она стала красочная, нарядная!

- Ребята, я благодарю вас за работу на уроке. Наш урок окончен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Народная песня — душа народа" Сценарий открытого урока музыки 4 класс. Цель урока: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен. Задачи: • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа; • развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха; • пробудить желание научиться играть на русских народных, шумовых музыкальных инструментах; • учить слушать музыку; • грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

Нуждина Людмила Викторовна, учитель музыки СОШ №4 г.Георгиевска Ставропольского края "Народная песня — душа народа"

Сценарий открытого урока музыки 4 класс.

познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен.

формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;

пробудить желание научиться играть на русских народных, шумовых музыкальных инструментах;

учить слушать музыку;

грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

Оборудование:

кассетный магнитофон, грамзаписи, тексты песен, иллюстрации березы, карточки (словарь эстетических эмоций, определяющий характер звучания, изображение народных инструментов), репродукция картины В.Васнецова “Гусляры”, шумовые инструменты, балалайка, фортепиано, стихотворение С.Васильева “Россия… как из песни слова”, кроссворд “Жанры песен”.

Песни: “С чего начинается Родина?” (муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского)

“Дон-Дон”, “Во поле береза стояла”, “На горе-то калина”, “Светит месяц”, частушки (русские народные песни).

“Россия… какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то”. С.Есенин.

Вступительная беседа.

Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

“Россия… какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то”
Россия… как из песни слово,
Березок юная листва…
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом “Русь”.

Все просится в музыке, в песне излиться:

Печаль и веселье и труд.

Поют и деревья, и ветры, и птицы,

И реки, и люди поют.

А сколько всего песен на свете? Когда появилась самая первая песня? Кто ее сочинил? Хотите узнать ответы на эти не такие уж простые вопросы?

У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое (показ репродукции “Гусляры”).

Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.

Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский.

Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские. Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?

Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.

О чем мы узнаем в песнях? (Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен.) Это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. Эти песни являются спутником всей человеческой жизни и сегодня на уроке мы познакомимся с плясовыми, хороводными и детскими народными песнями.

Знакомство с детскими народными песнями.

Песни – игры: “Идет коза”, “Петушок”, “Козлик”, “Во саду ли в огороде”, “Горелки”, “Катай каравай”.

Разучивание песни “Дон-Дон”

Legato (слова песни исполнять на одном звуке плавно, связно)

Non legato (слова песни исполнять, подчеркивая каждый звук)

Staccato (слова песни исполнять отрывисто каждый звук)

Знакомство с плясовыми, хороводными песнями.

- Пой песню тот, у кого голос хорош!

- Голосу нет – душа поет!

- Петь бы еще, да на животе тоще!

- Поется там, где и воля и доля.

- Весело поется, весело прядется!

- Беседа дорогу коротает, а песня – работу!

- Какова песня - таковы слова.

- Где песня поется, там счастливо живется!

- Песня - правда, сказка – ложь.

- Полпесенки спела - половина дела.

- Жить – с песней дружить.

- Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

- Без запевалы и песня не поется.

- Из песни слова не выкинешь.

- И кот песни поет, когда хорошо живет.

- Одно слово песни не делает.

- Хорошему делу – хорошая песня.

Русский народ гордится своими песнями.

Как затянет, как зальется

Песней русскою народ.

И откуда, что берется?

Прямо к сердцу так и льнет!

В народе говорят: были бы песни, будет и пляска!

Ты откуда, русская зародилась музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты, скажи, откуда, грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

Пролетели утки, уронили дудки.

Пролетели гуси, уронили гусли.

Их порою вешней нашли, удивились.

Ну, а песня? С песней на Руси родились!

Сейчас я вам, ребята, загадаю загадку. Разгадав ее, вы сразу вспомните, с какой русской народной песней вы познакомились в первом классе на уроках музыки.

Наряд ее мягкий, чудесен,
Нет деревца сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней. (Береза)
Что же это за песня? (“Во поле береза стояла”)

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы (показ иллюстраций)

Какие загадки, стихи, песни о березе вы знаете?

Загадки: На полях девчонки

В белых рубашонках,
В зеленых полушалках.
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.

Стихи: “Береза” С.Есенин, “Люблю березу русскую” А.Прокофьев.

Песни: “Шум берез слышу…” муз. К. Орбеляна, сл. В. Лазарева, “Скажи, скажи, березонька” муз. Н. Кирильченко, сл. В. Бокова.)

Представление песни “Во поле береза стояла”

(Вспомнить мелодию, слова песни, ритм, темп.)

О какой березе здесь поется? (Кудрявой, белой, нежной, простой.)

Какой в песне ритм, темп? (Ритм размеренный, темп оживленный, встречаются распевы.)

Исполнение песни (Прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.)

Знакомство с русской народной песней “На горе-то калина” (Раздается текст песни)

Исполнение песни учителем.

Какое настроение в этой песни? (Веселое, бодрое)

Что же еще хочется делать в песни, кроме как петь? (Танцевать)

На какие именно слова (Калина, малина)

Что вы еще заметили в мелодии? (Распевы)

Это характерно для русских народных песен. Песням распевы придают плавность и неразрывность.

Разучивание песни с движениями.(Ка-ли-на, ма-ли-на)

Ребята, просмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни? (Повторение слов)

Разучивание песни по фразам (Четыре фразы)

Что вы заметили в мелодии песни? (Повторение)

Исполнение песни с плясовыми элементами.

Можно, ребята, и по другому исполнить эту песню. В русской народной песни есть запев и припев. Запевает один (солист), и потом подхватывают все поющие, весь хор с сопровождением инструмента или без него.

Давайте исполним песню так: солист запевает первую строчку, и дальше поет весь класс вместе.

Песня бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки.

А кто знает, что такое частушка? (От слово “частый” это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инструмента балалайки или гармошки. Издавна пользуется популярностью.)

Кто хочет исполнить частушки? (По желанию ребят)

Русские народные инструменты.

На Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и еще любили играть на русских народных инструментах. Представление русских народных инструментов и знакомство с их названиями с помощью загадок.

Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)

Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)

Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)

В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
На полу топ-топ! (Балалайка)

Морщинистый Тит
Всю деревню веселит. (Гармонь)

Охотников сзываю я в дорогу,
Служу оружьем грозным. (Рожок)

Приложил к губам я трубку
Полилась по лесу трель
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется … (Свирель)

Слушание русской народной плясовой песни “Светит месяц”.

Исполнение песни “Светит месяц” (Всему классу раздаются народные шумовые инструменты).

Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали? (Что есть народные и композиторские песни, чем они отличаются друг от друга, как они создавались: что русские народные песни разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими песнями; познакомились с русскими народными и шумовыми инструментами.)

Заключительное слово учителя.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.

Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород.
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.

Домашнее задание кроссворд “Жанры песен” (Переставьте слоги в горизонтальных рядах так, чтобы получились названия пяти жанров русских народных песен.)

Спасибо! До свидания!

Уход учащихся (звучит песня “С чего начинается Родина?”)

Тема урока «Тема: "Русская народная песня — душа народа" У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Тема урока очень важна с точки зрения обогащения представлений детей о богатстве и разнообразии русских народных песен, об их значении в жизни народа, в музыкальной культуре, в их собственной жизни.

Тип урока: урок-концерт,комбинированный.

Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен, рассмотреть жанр песни в историческом развитии.

формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа;

воспитывать положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к родному краю, природе;

развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к старшим.

развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;

учить слушать музыку;

грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

а также задачи развития творческих способностей в процессе певческой и танцевальной импровизации.

Цели и задачи, поставленные на уроке, были достигнуты. Учащиеся расширили свои знания о русской народной песне, познакомились с традициями исполнения некоторых жанров народных песен, познакомились с русскими народными инструментами и народным творчеством в целом. Этот опыт пригодится учащимся на последующих уроках, когда будет вестись разговор о фольклоре, об истоках русского классического романса, а также об обработках народных песен. На этом уроке был заложен фундамент для понимания этого материала.

Урок был выстроен с учётом уровня подготовки и развития учащихся. Некоторые трудности возникали у мальчиков в процессе исполнения песен.

Читайте также: