Правда и ложь реальность и фантастика в повести невский проспект 10 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технология: проблемное обучение

Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию; формировать речевую культуру

Воспитательные: содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся

Предварительное домашнее задание:

По вариантам подготовить характеристику художника Пискарева и поручика Пирогова

Всё обман, всё мечта. Всё не то, чем кажется.

Н.В.Гоголь

1 Слово учителя.

Учитель: Как изображена главная улица Петербурга? (блеск, красота, многолюдие)

Учитель: В какое время суток показан Невский проспект? (рано утром, в полдень и после обеда)

Учитель: Обратите внимание, что наиболее подробное описание Невского проспекта автором показано в период с 2-х до 3-х часов. Почему? (В это время по проспекту прогуливаются сильные мира сего, представители аристократии – те, кто представляет собой парадную витрину Российской империи)

Учитель.: Как о них сказано в повести? (подчеркнуты внешние атрибуты: бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки и т.д.) А где же сами люди?

Учитель: Это уже языковой прием – метонимия. С какой целью автор использует этот прием? (это сатира, позволяющая обнажить человеческое самодовольство, чванство, беспечную праздность, заботу о внешней красоте и пренебрежение красотой внутренней. Эти люди здесь не за делом, а от безделья).

Учитель: Но существует ведь и другая сторона улицы. Когда мы с ней знакомимся? ( Ее мы видим рано утром. Это мальчишки на посылках, мужики-рабочие, лакеи, нищие)

Вывод 1: Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует все социальные слои Петербурга. Поэтому Невский проспект – олицетворение Петербурга, города контрастов.

3. Формулирование темы урока.

Причудливое, необычное сочетание или игра света и тени, красок и т.п., причудливое нагромождение, соединение чего-л.

Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.

Причудливые, удивительные изменения, превращения или необыкновенные стечения обстоятельств, событий.

Учитель: Как в повести нарисован образ призрачного, обманчивого города, кроме начального описания? (Историями художника Пискарева и поручика Пирогова). Истории, случившиеся с молодыми людьми, - это два главных сюжетных эпизода, две части общей картины Невского проспекта в Петербурге.

Работа по подготовленному домашнему заданию.

Учитель: Рассмотрим историю Пискарева.

- Что является идеалом для Пискарева? (красота в окружающем мире, ведь он художник)

- Что поразило его в облике незнакомки, встретившейся на проспекте? (грация, осанка, волосы, взгляд)

- Кем на самом деле оказалась эта девушка? (обитательница дешевого притона)

- Почему это так болезненно для Пискарева, почему он отказывается в это верить? (это разрушение идеала красоты, для художника это невыносимо тяжело).

- Какова роль снов Пискарева в повести? (во сне он видит свою избранницу такой, какой ему хотелось бы ее видеть: лучше всех одетой, невинной красавицей из привилегированного общества. Лишь просыпаясь, художник понимает, что реальность ужасна, и вновь забывается сном. Он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь).

- Почему Пискарев совершает самоубийство? (рухнула мечта, идеал, а без идеала его жизнь невозможна, бессмысленна).

- Как вы относитесь к Пискареву? (его искренне жаль, он романтик, идеалист, мечтатель, такому человеку крайне сложно противостоять страшному и грозному миру реальности).

Учитель: А теперь обратимся к другому герою - поручику Пирогову.

- К какому обществу принадлежит Пирогов? Где его можно часто встретить? (он не аристократ, имеет низший офицерский чин, но вращается среди тех, кто составляет верхушку общества).

- Как и почему это ему удается? (Он обладает многими талантами: умеет поддержать беседу, умеет ухаживать за дамами, остроумен, заядлый театрал, решительный человек, не привыкший к отказу).

- Кто такие Шиллер и Гофман? Случайны ли эти фамилии у героев? (Это тоже сатирический прием. Фамилии известных немецких литераторов носят простые мастеровые люди)

- Как Пирогов повел себя, узнав, что блондинка замужем? (Его это нисколько не смутило. Он нашел повод бывать в этом доме, на глазах у мужа оказывал знаки внимания молодой женщине и чуть было не соблазнил ее, за что был избит пьяным Шиллером и его дружками и с позором выброшен на улицу)

- Как отреагировал Пирогов на оскорбление? (сначала он хотел жаловаться, писать чуть ли не государю, но, проходя мимо кондитерской, соблазнился вкусными пирожками и успокоился, благополучно забыв о случившемся)

- Каково отношение к Пирогову? (он смешон, вызывает больше презрение, чем сочувствие)

Учитель: Что общего у Пискарева и Пирогова? (сходство лишь внешнее – оба оказались на Невском, оба увлеклись хорошенькими женщинами, оба обманулись, но отнеслись к этому по-разному)

Вывод 2: Образы Пирогова и Пискарева связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарева.

Учитель: В конце повести Гоголь вновь возвращается к разговору о Невском проспекте. Для чего это сделано автором? (чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать свое презрение к городу с его продажностью, грубостью, равнодушием к прекрасному и человеку).

Учитель: Гоголь подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.

Учитель: Какие слова в финале повести выражают идею произведения? (это эпиграф урока)

Вывод 3: Реальность Петербурга – обман, иллюзорность, призрачность.

В нем соседствуют …

В городе царит … атмосфера

Петербург лишил их … , каждый человек - …

Учитель: Что же ценно для нас в повести Гоголя, написанной в 30-е годы 19 века? Какой урок мы извлекаем из произведения великого писателя? (повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью, ибо в жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни – это обман, видимость, призрачность).

Урок литературы в 10 классе. Гоголь "Невский проспект". Образ Петербурга, реальность и фантастика в повести.

ВложениеРазмер
n.v._gogol._nevskiy_prospekt._obraz_peterburga._realnost_i_fantastika_v_povesti.docx 26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 20. Н.В. Гоголь. "Невский проспект". Образ Петербурга. Реальность и фантастика в повести.


Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к повестям, открытки с изображением современного Петербурга; слайды с изображением Невского проспекта.

1. Слово учителя:

Работа с текстом . Чтение описания Невского проспекта вслух (с начала повести до слов ". всегда в немецких сюртуках гуляющими целою толпою и обыкновенно под руку"), а затем проанализировать этот эпизод.

1. Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?

2. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.

3. Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.

4. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?

5. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.

6. Какова функция этого эпизода во всей повести?

Анализ эпизода дает возможность подчеркнуть, что Петербург -- город без целостных лиц, которые заменяются их частями или частями тела и одежды. Действительность не такая, какой мы ее видим, и в любой момент может повернуться к нам своей оборотной стороной. Жизнь призрачна, поэтому ничему нельзя верить.

Беседа по содержанию повести.

  1. В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?
  2. Расскажите историю поручика Пирогова.
  3. Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чем здесь проявляется авторская ирония и гротеск?
  4. Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте свое мнение.

Учитель:
- Случайно ли Гоголь дал героям такие фамилии?
Беседа с учащимися

Учитель : Существует мнение, что обе эти истории можно воспринимать как два самостоятельных рассказа. Может быть, Гоголь решил сплести в одну две отдельные повести? Какая связь между этими историями?

4. Художник, занимающийся религиозной живописью, служащий Богу, получивший прощение и благословение небес.
5. Творчество – дело, прежде всего духовное, его нельзя загрязнить тщеславием.

Задачи:

Ход урока

I. Лекция учителя с элементами беседы

1. Тема Петербурга в повести.

(Обратить внимание, что повесть не только о Пискареве и Пирогове, что она начинается и заканчивается описанием Невского проспекта, олицетворяющего в повести Петербург, т. е. Невский проспект – это еще один герой повести и герой самый главный.)

Петербург Гоголя противоречив. В нем соседствуют роскошь и беднота, нищета. Люди, жители Петербурга, разъединены. Гоголь объединяет их лишь по признакам социальной принадлежности.

- Как называется этот прием и зачем автор его использует? (Метонимия помогает показать бездуховность обитателей проспекта).
Такая отделенность деталей от их носителей создает ощущение фантастичности, фантасмагоричности Петербурга. Невский проспект – парадная часть города – представляет весь Петербург.

Справка. Фантасмагория – нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии.

- Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта?

(Невский проспект выступает как своеобразный герой повести, соединяющий все ее части. Он незримо присутствует на протяжении всего повествования как начало всех похождений и злоключений героев).

(Учащиеся делают вывод, что одна из основных тем Петербургских повестей - тема Петербурга. Петербург не просто место действия, а самостоятельный организм, подчиняющий себе жизнь людей. Петербург Гоголя обманчив, лжив, враждебен людям Реальность Петербурга – иллюзорность, призрачность.)

Эта тема, как и тема Петербурга, развивает пушкинскую традицию.

Бедный художник Пискарев унижен и бесправен. Они существуют в несправедливом мире, осуществить свои желания и мечты в котором невозможно. Отсюда – комплекс социальной и психологической неполноценности. Избавиться от этого комплекса можно лишь в иллюзиях. Пискарев приближается к своей мечте под воздействием опиума. Человек старается быть не тем, что он есть, потому что не хочет, не может, не должен быть ни чем. В иллюзиях же личность отрицает свое реальное отрицание.

- Как Гоголь относится к своим героям и как вы об этом догадались?

3. Тема искусства.

- Почему Гоголь выбрал для своих героев такие профессии?

(Пискарёвхудожник, мечтатель. Реальную жизнь он не видит, не желает видеть, что душа женщины, которая кажется ему прекрасной, опошлилась. А офицерский чин Пирогова олицетворяет власть социального статуса, подавляющего личность.)
- Почему Пискарев страдает?

Вопрос о месте, роли и судьбе искусства в продажном мире решается Гоголем разными средствами, в том числе сатирическими (вспомним, например, однофамильцев писателей Шиллера и Гофмана)

4.Тема соотношения идеала и действительности и разлада между ними.

- Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему реальную жизнь?

Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности. Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица.

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная. она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.

Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”. Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

- Как погиб Пискарёв, почему он неправ в своём безумном поступке?

- Как решается тема столкновения мечты и реальности в повести? Всё же почему гибнет Пискарёв, а Пирогов легко отделался?

Характеризуя Пирогова, автор раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость. Любовь для Пирогова — лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.
Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. Человек с высокими идеалами, такой как не знающий жизни Пискарев, гибнет. Выживают Пироговы — люди без иллюзий, без идеалов, без души, без чести, смотрящие на мир без розовых очков.

Осуществить мечту в реальной жизни человек не может. Но действительность слишком пошла, чтобы с ней мириться. Мечта достигается гоголевскими героями во сне, или под действием наркотика, или в бреду сумасшедшего, или за гробом, после смерти.

II. Заключительная часть

Основная тема повести — жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви.

Справка. Меркантильный — излишне расчётливый, торгашеский (книжн., неодобр.).

Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственным. Писатель подчеркивает противоречие между его видимостью и сущностью. С одной стороны, мы увидели бездуховность обитателей проспекта, с другой – трагизм положения человека одухотворённого.

III. Рефлексия

  1. Петербург Гоголя ….
  2. В нем соседствуют …
  3. В городе царит … атмосфера
  4. Жители города …
  5. Петербург лишил их …, каждый человек - …

VI. Домашнее задание

- Напишите сравнительную характеристику Пискарёва и Пирогова.

Список литературы

1. Гоголь Н.В. Повести. Драматические произведения. – Ленинград: Художественная литература, 1983.

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

IV. Работа над темой урока

Примерные комментарии



Д. Н. Кардовский. Художник Пискарёв и поручик Пирогов на Невском проспекте

В центре его внимания не только жизненные перипетии героев повести — художника-мечтателя Пискарёва и самоуверенного поручика Пирогова — но и обстоятельное изображение проспекта, в гоголевском описании которого и знание петербургской жизни, и дух времени. Невский в изображении художника — это парадная вывеска Петербурга, здесь всё напоказ, всё на публику: и позы, и жесты, и наряды. Несмотря на огромное количество людей, проходящих и проезжающих по проспекту, не создаётся ощущения общности, целостности, их объединяет только место встречи — Невский проспект. Человек, теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он.



Д. Н. Кардовский. Мечты художника Пискарёва



Д. Н. Кардовский. Конец художника Пискарёва

2. Аналитическая беседа

• Расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарёва.
• Какое значение в его истории имеют черты романтической иронии, фантастики, гротеска?
• Какова смысловая роль сна Пискарёва?
• В чём трагический смысл истории Пискарёва? Почему автор приводит его к самоубийству?
• Расскажите историю поручика Пирогова.
• Какова её композиционная роль в повести?
• Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чём здесь проявляется авторская ирония и гротеск?
• Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте своё мнение.
• Почему такие разные истории художника Пискарёва и поручика Пирогова автор ставит рядом?

3. Сравнительная характеристика
художника Пискарёва и поручика Пирогова
по предложенной учителем схеме (самостоятельная работа в парах)

Образец сравнительной характеристики

Род занятий героев.
Пискарёв — художник, что подчёркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности.
Пирогов — офицер, поручик, его чин олицетворяет власть. Он относится к тому классу людей, которые подавляют личность.

Язык и стиль повествования о героях.
Пискарёв — язык повествования лирический, передающий душевное состояние героя, стиль возвышенный.
Пирогов — язык насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ, стиль разговорный.

Вывод.
Пискарёв — человек чистой души, искренних чувств и поступков.
Пирогов же лишён высоких идеалов, пошлый, бездуховный человек.

• Докажите, что повесть Н. В. Гоголя носит автобиографический характер и отражает его религиозные представления о морали и нравственности? Какая общая мысль объединяет все петербургские повести Н. В. Гоголя? Аргументируйте своё мнение.

5. Обобщение учителя

— Маленьким огоньком, пляшущим пред глазами, манящим за собой и заманивающим в опасные сети, представляет Н. В. Гоголь нам Невский проспект.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

• Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта?

• В повести перед нами проходит парад частей тела и деталей одежды вместо людей. Как называется этот приём и зачем автор его использует?

• Какова основная мысль повести?

2. Заключительное слово учителя

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию; формировать речевую культуру

Воспитательные: содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся

Предварительное домашнее задание:

По вариантам подготовить характеристику художника Пискарева и поручика Пирогова

Всё обман, всё мечта. Всё не то, чем кажется.

Н.В.Гоголь

1 Слово учителя.

Учитель: Как изображена главная улица Петербурга? (блеск, красота, многолюдие)

Учитель: В какое время суток показан Невский проспект? (рано утром, в полдень и после обеда)

Учитель: Обратите внимание, что наиболее подробное описание Невского проспекта автором показано в период с 2-х до 3-х часов. Почему? (В это время по проспекту прогуливаются сильные мира сего, представители аристократии – те, кто представляет собой парадную витрину Российской империи)

Учитель.: Как о них сказано в повести? (подчеркнуты внешние атрибуты: бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки и т.д.) А где же сами люди?

Учитель: Это уже языковой прием – метонимия. С какой целью автор использует этот прием? (это сатира, позволяющая обнажить человеческое самодовольство, чванство, беспечную праздность, заботу о внешней красоте и пренебрежение красотой внутренней. Эти люди здесь не за делом, а от безделья).

Учитель: Но существует ведь и другая сторона улицы. Когда мы с ней знакомимся? ( Ее мы видим рано утром. Это мальчишки на посылках, мужики-рабочие, лакеи, нищие)

Вывод 1: Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует все социальные слои Петербурга. Поэтому Невский проспект – олицетворение Петербурга, города контрастов.

3. Формулировка темы урока.

Причудливое, необычное сочетание или игра света и тени, красок и т.п., причудливое нагромождение, соединение чего-л.

Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.

Причудливые, удивительные изменения, превращения или необыкновенные стечения обстоятельств, событий.

Учитель: Как в повести нарисован образ призрачного, обманчивого города, кроме начального описания? (Историями художника Пискарева и поручика Пирогова). Истории, случившиеся с молодыми людьми, - это два главных сюжетных эпизода, две части общей картины Невского проспекта в Петербурге.

Работа по домашнему заданию. История Пискарева.

- Что является идеалом для Пискарева? (красота в окружающем мире, ведь он художник)

- Что поразило его в облике незнакомки, встретившейся на проспекте? (грация, осанка, волосы, взгляд)

- Кем на самом деле оказалась эта девушка? (обитательница дешевого притона)

- Почему это так болезненно для Пискарева, почему он отказывается в это верить? (это разрушение идеала красоты, для художника это невыносимо тяжело).

- Какова роль снов Пискарева в повести? (во сне он видит свою избранницу такой, какой ему хотелось бы ее видеть: лучше всех одетой, невинной красавицей из привилегированного общества. Лишь просыпаясь, художник понимает, что реальность ужасна, и вновь забывается сном. Он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь).

- Почему Пискарев совершает самоубийство? (рухнула мечта, идеал, а без идеала его жизнь невозможна, бессмысленна).

- Как вы относитесь к Пискареву? (его искренне жаль, он романтик, идеалист, мечтатель, такому человеку крайне сложно противостоять страшному и грозному миру реальности).

Учитель: А теперь обратимся к другому герою - поручику Пирогову.

- К какому обществу принадлежит Пирогов? Где его можно часто встретить? (он не аристократ, имеет низший офицерский чин, но вращается среди тех, кто составляет верхушку общества).

- Как и почему это ему удается? (Он обладает многими талантами: умеет поддержать беседу, умеет ухаживать за дамами, остроумен, заядлый театрал, решительный человек, не привыкший к отказу).

- Кто такие Шиллер и Гофман? Случайны ли эти фамилии у героев? (Это тоже сатирический прием. Фамилии известных немецких литераторов носят простые мастеровые люди)

- Как Пирогов повел себя, узнав, что блондинка замужем? (Его это нисколько не смутило. Он нашел повод бывать в этом доме, на глазах у мужа оказывал знаки внимания молодой женщине и чуть было не соблазнил ее, за что был избит пьяным Шиллером и его дружками и с позором выброшен на улицу)

- Как отреагировал Пирогов на оскорбление? (сначала он хотел жаловаться, писать чуть ли не государю, но, проходя мимо кондитерской, соблазнился вкусными пирожками и успокоился, благополучно забыв о случившемся)

- Каково отношение к Пирогову? (он смешон, вызывает больше презрение, чем сочувствие) Что общего у Пискарева и Пирогова? (сходство лишь внешнее – оба оказались на Невском, оба увлеклись хорошенькими женщинами, оба обманулись, но отнеслись к этому по-разному)

Вывод 2: Образы Пирогова и Пискарева связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарева.

В конце повести Гоголь вновь возвращается к разговору о Невском проспекте. Для чего это сделано автором? (чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать свое презрение к городу с его продажностью, грубостью, равнодушием к прекрасному и человеку).

Гоголь подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.

Какие слова в финале повести выражают идею произведения? (это эпиграф урока)

Вывод 3: Реальность Петербурга – обман, иллюзорность, призрачность.

6 Рефлексия. Продолжите предложения:

Петербург Гоголя …. В нем соседствуют …

В городе царит … атмосфера Жители города …

Петербург лишил их … , каждый человек - …

Учитель: Что же ценно для нас в повести Гоголя, написанной в 30-е годы 19 века? Какой урок мы извлекаем из произведения великого писателя?

(Повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью, ибо в жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни – это обман, видимость, призрачность).

Читайте также: