Библейские темы в изобразительном искусстве 7 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, привитие интереса к мировым религиям, уважительное отношение к религиозным представлениям народов Мира; развитие художественного вкуса учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в живописи, посредством религиозного жанра; формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные термины, понятия

Религия, религиозные культуры народов Мира, Библия и Православие, Икона, символика

Планируемый результат

уважительное отношение к религии и искусству народов Мира

коммуникативную компетентность в общении со сверстниками

потребность в самостоятельной практической творческой деятельности

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке , работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь анализировать и систематизировать, а так же вычленять основную характеристику изображения в религиозном жанре; распознавать ведущих мастеров и отличительные особенности изображения иконы и картины;

осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на религиозные представления;

уметь формировать представление в рисунке, посредством композиции и символики.

Организация пространства

Формы работы

Работа в группах

Копии икон, репродукции картин по мотивам библейской тематики, компьютерная презентация, художественные материалы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

Организация на урок

Мотивация учебной деятельности.

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.

- Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

- Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Выявление места и причины затруднения

Построение проекта выхода из затруднения.

Создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения.

Открытие новых знаний

- организовать усвоение учащимися нового

способа действия с проговариванием во внешней речи.

Вкючение в систему знаний и повторений.

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по учебнику для поиска информации по теме урока.

Самостоятельная работа.

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.

-Здравствуйте класс! Проверьте, как организовано ваше рабочее место, на данном уроке нам понадобиться: альбом, акварель, кисти, воск, баночки с водой, учебник и настрой на урок.

Присмотреитесь к слайду, здесь представлены самые разные картинки.

Как одним словом можно охарактеризовать данный слайд? (религия)

Не случайно выставлены в классе произведения религиозного значения (иконы, крестик, свечи, библия).

Что такое Религия?

Какие Религии Вы знаете? (православие, буддизм, ислам, индуизм и т.д.)

На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о религиях и обобщим наши представления о живописи на религиозную тематику.

Какую Религию в основном, принимают в России? (Православие)

Религиозная православная книга имеет название, какое? (Библия)

Определите тему урока, исходя из того, что урок связан с культурой и искусством.

Давайте вспомним, посредством учебника или опорных предшествующих знаний, следующее задание:

Какими видами искусства можно представить православную религию? (Архитектура, скульптура, ДПИ, живопись, дизайн)

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

Как Вы думаете, кто на иконе представлен? (Отец, Сын и Святой дух)

Следующие иконы, посвящены Богоматери:

Богоматерь Одигитрия Дионисий 1502 г.

Богоматерь Владимирская 12 век., а вот на следующем слайде представлены живописные картины, но выглядят они как иконы, не путайте, ребята, у иконы собственная технология изготовления и написания сюжета!

Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю. На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему.

- Как определить что картина с библейским сюжетом? ( Наличие религиозных символов: нимб, крест, одежда, лик, ангелы, крылья, свет )

- Какие цвета будут преобладать на предметах культуры?( Красный (кровь, жертва) Белый (чистота и святость)

Голубой (небо и вечность) Зелёный (молодость, плодородие) Чёрный (тайна)

Молодцы, сейчас приступим к собственным впечатлениям, которые Вы передадите в рисунке!

- Воском контур крыльев, святые места

- Акварелью фон и части тела

Рефлексия: о чем повествовал Вам урок?, кого запомнили? И как Вы охарактеризуете Библейский жанр в искусстве?

Настройка на урок.

Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Дать понятия смысла изображения библейских сюжетов, как особого языка в христианском изобразительном искусстве средних веков. Раскрытие сущности современных и вечных человеческих отношений и ценностей, создание условий для художников. выполненных в религиозно-мифологическом жанре.

Тип урока: изучение нового мтериала

1. Организационный момент . Здравствуйте, ребята. На урок потребуются карандаш и альбом, в котором вы будете делать необходимые записи и, по возможности, зарисовки. Ребята, сегодня мы с вами подготовили удивительный материал для обсуждения и познания истинных человеческих ценностей.

Разглядывая полотна художников, вслушиваясь в стихи и музыку, вы не всегда догадываетесь, что с вами говорит Библия, что именно её рассказы, её слово вдохновило кисть живописца и перо поэта. И когда старшие втолковывают вам, как подобает, а как не гоже поступать честному человеку, то самим подчас невдомёк, что их поучение заимствованы у Библии.

. Солнце, небо, облака, лес, полянка и река.
Как прекрасно все вокруг! Отвечай-ка, милый друг.
Кто создать все это смог? Ну, конечно, только (Бог)

Библия – важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности. Библия

Сама жизнь подсказывала художникам, ваятелям, архитекторам наиболее важные, насущные для них образы, оптимальные художественные решения. Библейские темы пронизывали творчество величайших мастеров мировой культуры: Рафаэля ,Леонардо да Винчи, Рембрандта,, Рублёва, Иванова.

Библия Для европейского искусства, для картин, мозаик фресок Библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру. В станковом искусстве Западной Европы и России здесь есть богатейший ряд гениальных произведений.

3. Изложение нового материала, показ репродукций.

Люди почитали Библию с древнейших времен. Она не только одухотворяла труд крестьянина, но и вдохновляла писателей, композиторов, скульпторов, художников. Не зная Библии, не всегда и не всё поймешь в искусстве прошлых веков.

Задачи путешествия помогут нам осуществить “искусствоведы”, а “знатоками” Библии может выступить каждый из вас, применив свои знания.

Начнем наше знакомство ,в течение двух тысячелетий весь мир воспитывается на сказках и преданиях, песнях, притчах.

Библия дошла до нас сквозь толщу веков. Её запрещали, но она уцелела. Понадобилось 18 столетий, чтобы составить Библию. Над ней работали свыше 30 авторов. Было написано 66 книг Библии на разных языках людьми, жившими в разное время.

- Из каких частей состоит Библия?

Искусствовед: Для европейского искусства, для картин, мозаик, фресок, библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру.

Библейские темы господствовали в искусстве в период Возрождения в 17 – 18 веках. Они не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Через библейские сюжеты в изобразительном искусстве можно выразить разные сложные человеческие чувства. Великие художники мира отражали в своих картинах библейские сюжеты, тем самым воспитывая своих современников по законам жизни взятых из заповедей Всевышнего.

Учитель: Беседа.10 заповедей

Десять заповедей

В центре полотна изображена как бы сходящая с неба Дева Мария, несущая младенца Христа. Ей указывает путь святой папа Сикст, а святая Варвара благоговейно преклоняет перед ней колени.

Внизу два ангелочка, забыв о своих играх, задумчиво глядят вверх. Не сразу обращаешь внимание, что фон картины на самом деле состоит из множества ликов – это сонм небожителей взирает на происходящее. А происходит вот что: Дева Мария сходит на землю, чтобы отдать своего Сына в жертву за людей. В её душе происходит борьба: она понимает, что без этой жертвы мир не может быть спасён, и в то же время не может расстаться со своим любимым сыном. Художник выразил это в движении её рук: правой рукой она прижимает к себе Младенца, не желая с ним расставаться, а левой словно отдаёт миру. В чуть приподнятых бровях Мадонны, в широко раскрытых глазах есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. У младенца выражение лица не по- детски серьёзное. Он тоже знает свою судьбу, знает, кто он и зачем явился в этот мир. Дева Мария на картине Рафаэля является воплощением материнской любви и христианской жертвенности и милосердия. Рафаэль невероятным образом достигает зыбкого равновесия между телесным и духовным. Фигура Девы Марии одновременно и легка и весома: она обладает статичностью иконы и в то же время движется вперёд, к людям.

Совершенство картины – в сочетании её духовных и художественных достоинств. Это сделало её одним из наиболее прославленных шедевров мировой живописи. Хранится она в Дрезденской картинной галерее в Германии.

Леонардо выбрал момент, когда Христос говорит своим ученикам:

Искусствоведы: «У Леонарда да Винчи все фигуры композиции расположены на одной линии – лицом к зрителю. Христос изображён без ореола, нимба, апостолы без своих атрибутов, которые были характерны для них на старинных картинах. Игрой лиц и движением выражают они своё душевное беспокойство.

От центра ИИСУСА Христа движение растекается по фигурам апостолов вширь. Одиннадцать апостолов были написаны с обычных людей, которых Леонардо встречал в Милане и его окрестностях. Прообраз Христа неизвестен. Иуду мастер искал среди преступников, когда же служитель церкви, выразил недовольство по поводу проволочки, уязвлённый Леонардо предложил священнику стать моделью для написании Иуды.

Учитель: Можно ли понять картины, не зная сюжета Библии?

Учащиеся высказывают свои мнения, обосновывают их. Не менее правдоподобным дан сюжет большой человеческой трагедии. После долгих скитаний во враждебном, неуютном мире с мольбой о прощении приходит к покинутому отцу блудный сын.

Ученик: (притча о блудном сыне).

Притча о блудном сыне

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, что суровые испытания судьбы сближают людей. Выше заблуждений, обид, тщеславия оказываются любовь, доверие, взаимопонимание. Но все же в этой встрече больше горя, чем радости: трагическая ошибка сына оставила слишком глубокий след в жизни того и другого. Сломлен не только сын, но и отец. Достаточно обратить внимание на выражение лица, горестно наклонённ6ую голову, сгорбленную фигуру, поникшие старческие плечи, чтобы это почувствовать.

Уч. Изо : Многие художники 17 века изображали блудного сына во время кутежа или за карточным столом, намекая на тщетность мирских удовольствий. Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл этой притчи в художественном образе, как Рембрандт в своей картине. Для того, чтобы создать этот шедевр, ему пришлось пройти долгий путь потерь любимых, славы, богатства и признания – и оканчивать свою жизнь в нищете и забвении. Его последняя картина как бы итог мудрых раздумий о мире и о людях.

Учитель: К одной и той же теме художники обращались не раз, делая то более иллюстрированные, то более проблемно-духовные работы. Были мастера, посвятившие всю жизнь выполнению картины библейского содержания. Например, Александр ИваноВ

- Вспомните, о скольких явлениях Христа рассказывает Библия? (9).

- Кому было первое явление и почему? (Марии Магдалине).

- А о каком явлении рассказывает в своей картине А.Иванов? (о восьмом, на горе.)

- Что об этом рассказывает Библия?

Возможные ответы учащихся:

Иисус велел ученикам своим собраться на горе. Кроме 11 апостолов (Иуда покончил собой после предательства), там собралось более 500 веровавших, что Иисус есть Христос, сын Божий.

Увидев его, многие бросились на землю и поклонились ему в ноги, а другие подумали: “В самом ли деле это Иисус?” Тогда он велел апостолам идти учить всех людей, чтобы они веровали в Бога и придерживались его заповедей. Верующих крестили и обещали, что Господь никогда не оставит их. Так рассказывает Библия.

Учитель: Художник полностью следует Библии? (Да. И это он старается передать в своей картине.)

Искусствовед: На протяжении веков иконы были единственными предметами живописи на Руси и являются отдельным жанром в изобразительном искусстве. Иконопись появилась в 10 веке, когда Русь приняла от Византии новую религию – Христианство.

Вопрос детям: - В каком году произошло Крещение Руси? А каким богам поклонялись до принятия христианства?

К этому времени в самой Византии иконопись окончательно превратилась в строго узаконенную, признанную канонической системой изображения.

Несмотря на то, что библейские истории повествуют о давно прошедших днях, художники обращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразить современную им действительность.

Уч. Пк: Мы обязаны, должны знать все заповеди Божьи, чтобы жить праведно, быть добрее, с чистыми помыслами в душе и поступали с людьми так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами так же.

Учитель: Ребята! Художников, с чьими полотнами мы сегодня познакомились, вдохновляла Библия.

Учитель: (рефлексия). Обратимся к эпиграфу и к мыслям великих людей (тексты распечатаны на карточках (приложение 4). Прочитайте и запишите высказывание, созвучное с темой нашего урока. Объясните свой выбор.

1. Назовите авторов картин, рассматриваемых на уроке.

2. С какими произведениями ознакомились?

3. Какие библейские сюжеты лежат в основе данных работ?

4. Какая из увиденных сегодня картин вам показалась интересной (запомнилась)?

5. Сюжет какой знакомой вам картины стал понятен после сопоставления его с Библией?

Закрепление изученного материала по вопросам:

Что вы можете сказать о Заповедях Ветхого завета?

Почему были расположены на двух скрижалях?

3.Назовите первые четыре заповеди.
4.Расскажите остальные шесть.
5.Где и кем были изложены Заповеди Блаженства?
6.Что означает блажены, нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за веру.

Итог урока. Духовные шедевры живописи и слова делают нас добрее, нравственно богаче. Подумайте: Христос воскрес после крестного пути и распятия. Пусть же воскресение начнется уже сегодня в каждой семье, в каждой душе. Пусть приходят вам на память образы Библии и величайших полотен в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ц е л и: создать условия для формирования у учащихся умений анализировать произведения великих художников выполненных в религиозно-мифологическом жанре.

Задачи: познакомить учащихся с библейской темой в изобразительном искусстве; рассказать о творчестве конкретных авторов; развивать интерес к творческому наследию величайших художников; развивать творческие способности детей, умение на­ходить красоту, гармонию, прекрасное в окружающей жизни; активизировать познавательный интерес к окру­жающему миру и интерес к процессу обучения.

I . Организационный этап

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

II . Этап актуализация субъективного опыта учащихся

Говорят: талант от Бога

Этим дан, а этим нет .

Всем зато дана дорога ­

Кто какой оставит след?

В этой четверти мы с вами знакомимся с тематической картиной.

Вопросы к уч-ся.

О каком жанре мы говорили на прошлом уроке?

Какие ещё жанры тематической картины вы знаете?

(Бытовой, сказочно-былинный, религиозно-мифологический)

III . Этап изучения нового материала

Вступительная беседа.

Библия – важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности.

Сама жизнь подсказывала художникам, ваятелям, архитекторам наиболее важные, насущные для них образы, оптимальные художественные решения. Библейские темы пронизывали творчество величайших мастеров мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенса, Рембрандта, Джотто, Рублёва, Крамского, Сурикова, Иванова.

Библия Для европейского искусства, для картин, мозаик фресок Библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру. В станковом искусстве Западной Европы и России здесь есть богатейший ряд гениальных произведений.

Объяснение темы урока.

На сегодняшнем и последующих уроках мы будем говорить о библейских темах в живописи и сами выполним рисунки на сюжеты из библии. Для этого вам было дано задание повторить материал, изученный на уроках православной культуры, выбрать для себя наиболее интересный сюжет для дальнейшего иллюстрирования. Но вначале мы познакомимся с творчеством знаменитых живописцев.

Демонстрация презентации.

2-й слайд. Библейские темы и иконопись.

Библейские темы в живописи: сцены жизни Христа, его учеников-апостолов, Святых, Пророков, Мучеников.

Иконы – это портреты, лики святых, ангелов, апостолов, Христа и Богоматери…

3-й слайд. Примеры живописных произведений и иконописи.

4-й слайд. Для европейского искусства, для картин, мозаик фресок Библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру. В станковом искусстве Западной Европы и России здесь есть богатейший ряд гениальных произведений.

Библейские темы господствовали в искусстве в период Возрождения в XVII - XVIII веках. В этих темах современные художники находят аналогии нашей жизни. Через изображения библейских сюжетов можно выразить самые разные человеческие чувства.

На полотне зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка. А он говорит о том, что нужно встретить некоего гостя, который еще вдали, но скоро будет здесь, хотя еще не все обстоит так, как должно быть. Обращаясь к толпе, среди которой были уже и учителя этого народа (фарисеи, саддукеи и др.), он восклицает: "Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плоды, достойные покаяния!" Все вмиг подчиняются его словам и устремляют свои взгляды в ту сторону, откуда тихим, но твердым шагом идет по земле Он. Особое значение придавал А. Иванов достоверности и выразительности пейзажа. Он "просиживал по нескольку месяцев в нездоровых понтийских болотах и пустынных местах Италии, перенес в свои этюды все дикие захолустья, находящиеся вокруг Рима, изучил всякий камешек и древесный листок". В первую очередь поражает

композиционное мастерство, с которым Иванов обращает множество четко индивидуализированных персонажей к единой возвышенной цели.
На весьма выгодном для картины отдалении идет по жесткому каменистому пути Тот, путь Которого должен был быть усеян цветами. Тихим и твердым шагом идет Он взять на Себя грехи всего мира и умереть на кресте. Как мог художник в фигуре Спасителя (и на таком расстоянии) выразить его божественную мудрость, величие, кротость духа и решимость на подвиг?

IV . Этап закрепление новых знаний.

Итак мы познакомились с творчеством великих живописцев. Каждый по своему отразил в картине библейский сюжет, глубоко пережив его, пропустив через свою душу. А теперь вам предстоит по своему представить один из библейских сюжетов на следующем уроке вы начнёте работу. Вы выполните рисунки в альбомах, а сейчас мы с вами выполним устные зарисовки. Ваша задача описать композицию, которую вы выбрали дома, используя может быть те находки, которые вы увидели в картинах известных живописцев.

Выполнение учениками устных зарисовок на тему.

V . Этап обобщения и систематизации знаний

Подведение итогов урока. Подпиши картину.

Наш урок был посвящён произведениям живописи на сюжеты из библии. Давайте проверим ваши знания, полученные на сегодня на уроке. Вы должны определить: о каких картинах идёт речь. Дети получают таблички с высказываниями и прикрепляют их к картинам.

Основная тема произведения –трагедия человека, растратившего попусту жизнь

В результате своих трудов художник создал обширную галерею – портреты людей, различных по своему возрасту и характеру.

Художник исполнил этот образ в 1519 году для алтаря церкви Святого Сикста в Итальянском городе Пьяченца по заказу Папы Юлия II .

VI . Этап рефлексии.

Сделав свои выводы по поводу сегодняшнего урока, прочитайте высказывания великих литераторов, философов и художников и скажите, с каким из высказываний об искусстве вы согласны.

Искусства смягчают нравы. (Овидий)

Задача искусства – волновать сердца. (Гельвеций)

Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам. (Гегель)

Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа: оно даёт жизнь, оно совершенствует человека (Н. Н. Ге)

Христианское искусство – всегда действие, основанное на великой идее искупления. (О. Мандельштам)

VII . Домашнее задание.

Подобрать иллюстрации к Библии. Сделать композиционные зарисовки.

VIII . Организованное окончание урока.

БИБЛЕЙСКИЕ ТЕМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИКОНЫ- это портреты, лики святых, ангелов, апостолов, Христа и Богоматери.

ИКОНЫ- это портреты, лики святых, ангелов, апостолов, Христа и Богоматери.

Конспект урока содержит смысловые понятия концептуальных идей, заложенных в библейских сюжетах и отражённых в произведениях изобразительного искусства художников: Андрея Рублёва, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рубенса, Джотто, Боттичели и других хужников.

Содержимое разработки

Урок изобразительного искусства в 7 классе

(рабочая программа на основе программы Б.М. Неменского).

Авторы – составители:

Фролова Л.Г., учитель ИЗО, МБУО СОШ № 20 п. Сулук.

воспитание эмоционально-отзывчивой личности на основе ознакомления великих произведений искусств.

Тема урока: Библейские темы в изобразительном искусстве.

Стержневая основа урока:

осознание содержательной сути библейских сюжетов в изобразительном искусстве как основы формирования духовных ценностей.

Тип урока: комбинированный.

Оформление доски:

Словарные слова:

Библия - важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности.

Нимб – символ святости.

Евангелие – откровение.

Религиозная живопись – мозаика, фреска, икона – пришла на Русь из Византии вместе с принятием христианства.

Фреска – изображение на стене.

Общечеловеческие - нравственные ценности, такие как: Добро, Зло, Любовь, сострадание, Жертвенность.

Воздушная перспектива - изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя, в следствии увеличения световоздушной прослойки между наблюдателем и предметом. Волхвы - маги, волшебники, чародеи и провидцы, постигшие самые сокровенные тайны мироздания, владеющие тайной Сотворения вселенной и тайной Времени, тайной Философского камня, Панацеей, тайной долголетия и бессмертия, обладающие могуществом.











Показательные рисунки





Обратные стороны доски

Задание на самостоятельную работу:

на тетрадном листке выполнить эскиз;

перенести эскиз на лист;

уточнить композицию.

Домашнее задание:

подготовить и принести краски и кисти для выполнения рисунка в цвете;

на выбор – подготовить реферат об иконе или картине на библейскую тему

Цель урока: познание содержательной сути библейских сюжетов в изобразительном искусстве как стержневой основы формирования духовных ценностей.

Задачи урока:

Метапредметные

формирование способностей анализировать библейские сюжеты сквозь призму восприятия современной истории.

воспитание способностей ориентироваться в своей жизнедеятельности на высшие ценности, заложенные в библейских сюжетах.

Задачи по содержанию

Результаты по содержанию

Познание смысловых понятий, концептуальных идей заложенных в библейских сюжетах и отраженных в произведениях изобразительного искусства художников: Андрея Рублёва, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рубенса, Джотто, Боттичели и т.д.

Знать смыслы, концептуальные идеи, заложенные в библейских сюжетах

Задачи по способу действия

- умениями читать заложенную идею

в художественном произведении сообразную замыслу художника;

- умениями создавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами;

- навыками анализа и самоанализа эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)

Результат по способу действия

- читать заложенную идею в художественном произведении сообразную замыслу художника;

- создавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами;

- анализировать и проводить самоанализ выполненного эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)

Методы работы на уроке:

метод целостности - (направленный на вычленение обобщающих уроков, задача которых не просто повторение, а создание целостности, единства изучавшейся в четверти).

метод единства восприятия и созидания - (просмотр, прослушивания, практическая деятельность).

Зрительный ряд:

ДРАМОТУРГИЯ

/Структурообразующие элементы урока/

Завязка (актуализация знаний, выход на проблему урока) - 8 мин.

Кульминация (выход на тему урока) - 10 мин.

Развязка (выполнение самостоятельной работы) - 20 мин.

Эпилог (подведение итогов урока) - 5 мин.

Последствие (объяснения домашнего задания) - 2 мин.

Критерии оценки деятельности учащихся на уроке:

Готовность ученика к сотрудничеству с учителем.

Отношение к учебно-творческой деятельности.

Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.

Индивидуально-общественная значимость результатов и продукта изобразительной деятельности (умение анализировать работы и давать им оценки).

ЗАВЯЗКА

Затем в форме диалога проводится беседа, направленная на активизацию познавательной деятельности детей, делается акцент на имеющийся субъективный опыт обучающихся.

Учитель: Ребята! Многие века библия привлекает внимание человечества. Великие художники мира, поэты, писатели, режиссеры и сегодня продолжают черпать из неё сюжеты для своих творений.

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о библейских темах в живописи, и вам надо будет изобразить наиболее интересный сюжет из библии.

Но вначале мы познакомимся с творчеством знаменитых живописцев и мы как бы отправимся в виртуальную (как говорят сейчас) экскурсию по картинным галереям мира, чтобы ещё раз убедиться в нетленности этой удивительной книги, а заодно повторить некоторые её сюжеты.

Вы уже знаете, что люди почитали Библию с древнейших времен. Она не только одухотворяла труд крестьянина, но и вдохновляла писателей, композиторов, скульпторов, художников. Не зная Библии, не всегда и не всё поймешь в искусстве прошлых веков.

Задачи путешествия помогут нам осуществить “искусствоведы”, а “знатоками” Библии может выступить каждый из вас.

Начнем наше знакомство с миром живописи с иконописи.

Перед вами древнейшая русская икона, самая почитаемая на Руси.

Не на троне — на Её руке,

Левой ручкой, обнимая шею, —

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Неотступно требует… Немею —

Нет ни сил, ни слов на языке…

А Она в тревоге и в печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Чем пленил поэта образ Богоматери? Что он подчеркивает в её облике? Что вы чувствуете? В чём суть её образа?

Ответ на заданные вопросы:

Дева Мария с младенцем – одна из самых интересных тем в творчестве многих художников мира. В многочисленных своих Мадоннах они воплощали свое представление о земной женской красоте. Но в то же время они показывали на своих полотнах Богоматерь с младенцем Иисусом.

Она идёт хвалам внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя…

В.А.Жуковский.

Слайд: 13 Учитель: В каждом веке есть художники, которые не только по-настоящему понимали искусство, но и сумели спроецировать это понимание на время и общество: Джотто, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рембрандт и многие другие великие художники - вот главное, что их объединяет.

В экспозиции Государственного Эрмитажа хранится небольшая по размеру картина Рембрандта на традиционный библейский сюжет — «Поклонение волхвов.

Рефлексия (сравнение)

Учитель: Сейчас продемонстрирую вам картины великих художников, а вы подумайте и скажите, объединяет эти картины по смыслу?

Ответ на заданный вопрос:

Все эти художника обращались к евангельским сюжетам в своём творчестве. Как пример "Поклонение волхвов" - один из важных и часто изображаемых в христианском искусстве сюжетов.

Чем отличается икона от картины?

Ответ на заданный вопрос:

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Икона - откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца - мировоззрение Церкви. Икона - вне времени, она - символ инобытия в нашем мире. Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона - творение соборное; иконописание - не самовыражение, а служение и личные эмоции не должны иметь места.

Картина - средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. Икона - средство для общения с Богом и святыми Его.
- Итак, отличие первое. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда "деформированные", как правило, удлиненные пропорции фигур.

- Второе отличие стилистики иконы от реалистической картины - это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы.


Обратная и прямая перспектива

КУЛЬМИНАЦИЯ

Выход на тему урока, используются методы: связи искусства с жизнью, общения с живым искусством, мотивации познавательной деятельности.

Учитель: А теперь приступайте к работе, но имейте ввиду, что вам предстоит выполнить свои работы по таким критериям:

(Подведение итогов урока и анализ деятельности детей на уроке по

следующим критериям).

Критерии оценки детского рисунка:

Отношение ребёнка к уроку.

Композиционное расположение изображаемого проекта на листе. Возникновение замысла. Поиск решения (эскизы, наброски).

Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.

Качество детской продукции непосредственность, идея.

РАЗВЯЗКА

Самостоятельная работа учащихся - 20 мин.

Создайте эскиз композиции на темы Библейские сюжеты:

Образ божьей Богоматери

Используются методы: активизации имеющихся знаний по декоративно-прикладному искусству, мотивации познавательной деятельности, связи искусства с жизнью, перевода изученной темы на новый уровень.

Задание на самостоятельную работу

на тетрадном листке выполнить эскиз;

перенести эскиз на лист;

уточнить композицию.

Примерные эскизы композиций на библейскую тему





ЭПИЛОГ

Выход на оценку и самооценку выполненного этапа работы

За 5 минут до конца урока детям предложено по представленным критериям оценки выполняемых учебно-творческих работ, провести минивыставку всех получившихся работ и провести анализ и оценку этих работ по выполнению этапов и их последовательности.

Проводим мини выставку на промежуточном этапе т.к на следующем уроке мы завершим работу на библейский сюжет в цвете.

Используются методы стимулирования адекватной самооценки.

(До конца урока осталось 2 мин.).

ПОСЛЕСЛОВИЕ – выдача и анализ домашнего задания.

Домашнее задание:

подготовить и принести краски и кисти для выполнения рисунка в цвете;

на выбор – подготовить реферат об иконе или картине на библейскую тему;

на следующем уроке мы завершим работу на библейский сюжет в цвете.

Примерно так, на следующем уроке, должны быть завершены творческие работы учащихся.

Читайте также: