Конспект урока по окружающему миру помощь при травме 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Каждый человек должен знать, как оказать первую помощь . Своевременно и правильно оказанная помощь может спасти жизнь другого человека.

Ошибка или промедление при несчастном случае может привести к трагедии. В сложной ситуации самое важное — сохранять спокойствие и не паниковать.

Если кровь из раны долго не останавливается, подними руку вверх. Кровотечение быстрее остановится. Покажи рану родителям. Если родителей нет дома, обратись за помощью к кому-нибудь из взрослых. Они определят, нужно ли обращаться к врачу.

Перелом — это частичное или полное нарушение целостности кости. В месте перелома острые края осколков кости давят на мягкие ткани, поэтому при малейшем движении появляется сильная боль.

Пострадавшего нужно уложить и успокоить. Травмированную руку или ногу надо осторожно зафиксировать, то есть привязать конечность чем-нибудь мягким к доске. И обязательно обратиться к врачу. С переломом ноги передвигаться нельзя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать представление о строении рук и ног и первой помощи при ушибах и переломах.

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, патриотические чувства.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)

ЦЕЛИ УРОКА: создать условия для формирования знаний, практических умений оказания первой помощи при травмах.

Обучающиеся знакомятся с различными видами травм и мерами их предупреждения, с приемами оказания первой медицинской помощи при травмах;

Автор: Татаринова Тамара Вячеславовна

Если случилась беда. Первая помощь при травмах. / 4 класс/

ЦЕЛИ УРОКА: создать условия для формирования знаний, практических умений оказания первой помощи при травмах.

Знакомятся с различными видами травм и мерами их предупреждения, с приемами оказания первой медицинской помощи при тр авмах;

Познавательные : осуществляют наблюдения, анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение, выделение глав ной мысли текста , составляют рассказ-рассуждение, участвуют в практической работе;

Регулятивные: осуществляют оценку жизненных ситуаций, ищут способы их решения;

Коммуникативные: владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

Воспи тывать бережное отношение к свое му здоровью, здоровью окружающих людей;

Тип урока : получение новых знаний.

Дидактический материал и оборудование:

Компьютер, проектор, экран;

Задания для работы в группах;

1.Мотивирование к учебной деятельности

В путь дорогу собираемся,

За здоровьем отправляемся!

2. Актуализация знаний. Стадия ВЫЗОВА

-Как вы думаете, что является самой дорогой ценностью, которой обладает человек?

-Верно. И г лавная задача человека – сохранить жизнь, потому что она бесценна. Ведь порой очень важно вовремя прийти на помощь и суметь правильно оказать первую помощь пострадавшему.

-Прочитайте вопросы и в 1-ом столбике (там, где I вариант ответа) поставите знак (верю +; не верю - ).

I вариант ответа

II вариант ответа

1) Верите ли Вы, что сохранение жизни зависит от знания правил оказания первой медицинской помощи?

3) Верите ли Вы, что приёмы оказания 1 помощи надо знать только врачам ?

4) Верите ли Вы, что ошибка или пром едление при несчастном случае может привести к трагедии?

5) Верите ли Вы, что ваша своевременная и правильно оказанная помощь может спасти жизнь?

6 ) Верите ли Вы, что в сложной ситу ации вы сможете оказать 1 медицинскую п омощь?

-В конце урока мы ещё вернёмся к нашим вопросам и проверим, совпадут ли ваши предположения.

3. Постановка учебной задачи

- Сегодня к нам на урок пришел один ученик ( плакат на доске ). Разгадав ребус, мы узна ем, как его называют окружающие:

100 ''победа' (СТОБЕД)

- Как вы думаете, почему он получил такое имя ?

- Вы правы, с ним всегда приключаются разные беды и неприятности. И до того часто с мальчиком это происходит, что все уже и позабыли его настоящее имя. Сам Стобед забыл его. И теперь у него вся надежда на нашу с вами помощь. Выполняя все задания, мы узнаем, как же зовут нашего гостя.

- Давайте же узнаем, что приключилось со Стобедом .

1) Работа в группах

- У вас на партах лежат конверты с “рассыпанными” словами. Вам необходимо собрать их.

ПИ, РА, ЦА, НА (ЦАРАПИНА),

РЕ, ЛОМ, ПЕ (ПЕРЕЛОМ)

( по ходу того, как ученики справляются с заданием, прикреплять на доске, указанные травмы )

2) Работа с ребусом

- Вот какие беды случили сь с нашим героем. А как назвать все перечисленные беды одним словом? Разгадаем ещё один ребус и узнаем. (СЛАЙД)

- Итак, очень хорошо, что Стобед пришел к нам именно сегодня, поскольку тема нашего урока - это оказание первой помощи при травмах.

- И сегодня мы узнаем, как оказывать первую помощь при ушибах, царап инах, ожогах и переломах. А еще мы узнаем, что про травмы говорит народная мудрость , и какие народные рецепты могут заменить лекарства.

- Травмой называют внезапное, острое нарушение здоровья с повреждением тканей и органов. Нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения. (СЛАЙД)

(СЛАЙД С ВОПРОСАМИ)

-Где и как чаще всего можно получить травму?

(в квартире, в школе, во дворе, на улице, на реке, озере и т. д.)

- А из вас кто-нибудь получал травмы ? Какие?

(СЛАЙД – 4 травмы)

- Трудно перечислить всё многообразие травм и причины их вызывающие. Главной причиной травмы является неосторожность. Внимательный человек, привыкший обдумывать свои поступки, редко получает травмы.

- Царапины заживают, проходят синяки, шишки, вылечиваются переломы. Но сколько ребят, получивших тяжёлые увечья по своей неосмотрительности, расстались с мыслью заняться любимыми делами. (СЛАЙД)

5 . Построение проекта выхода из затруднения. (Задания по группам)

– Иногда можно слышать о том, что кто-то из ребят по неосторожности попал в опасную для здоровья и жизни ситуацию. Сегодня мы будем вести разговор о том, ч то делать, если случилась беда. Так как же вести себя в таких ситуациях? Как помочь себе или человеку, получившему травму?

- Известный путешественник Яцен Палкевич вывел из личного опыта формулу безопасности. (СЛАЙД-фото)

- Но п ри необходимости – действовать решительно и четко. Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать. От того, насколько правильно оказана первая помощь, напрямую зависит не только длительность выздоровления, но часто и жизнь человека.

- Перед вами текст с описанием одной из травм. Текст необходимо прочитать, опре делить вид травмы и последовательность оказания первой медицинской помощи. (СЛАЙ Д- алгоритм действий)

1) Прочитать текст.

2) Определить вид травмы, в пропуски в тексте вписать название травмы.

3) Определить последовательность оказания 1 помощи.

Травма №1 Ушиб (1 группа)


______________ - это закрытое повреждение, которое возникает в результате удара тупым предметом или при падении. На месте _________ может образоваться синяк или шишка. Чтобы ослабить боль, снять припухлость надо приложить к месту __________холодный компресс. Если боль не утихает, необходимо обязательно обратиться к врачу, т.к. при сильном ___________ можно получить перелом.

Травма №2 Порез или царапина (2 группа)

Любым острым предметом можно повредить кожу. Это - _____________________ .

______________ - это более глубокое повреждение кожи острым предметом: ножницами, лезвием, ножом и т.д. В результате полученной травмы появляется кровь. Н еобходимо остановить кровотечение и промыть рану перекисью водорода. О бработать края раны йодом или зелёнкой. Затем наложи повязку или заклей рану бактерицидным пластырем. Если__________________ глуб окий и кровь не останавливается, подними руку вверх, это поможет остановить кровотечение. Обратись за помощью к врачу.

Травма №3 Ожог (3 группа)

________________ - травматическое поражение кожи и более глубоких тканей организма, которое вызывается воздействием лучей, химических веществ, высоких температур, кипящих жидкостей и открытого огня. Как пр авило, первая помощь при термических _________________ оказывается не медицинскими работниками, а людьми, которые первыми оказались возле пострадавшего. Именно поэтому каждому человеку важно знать основные правила оказания доврачебной помощи . Удалите больного от ис точника поражения. Глубина __________ будет тем меньше, чем быстрее это сделано. Далее необходимо охладить пораженные участки кожи под струей холодной воды. Это поможет уменьшить боль. Затем наложите стерильную повязку и обратитесь к врачу.

Травма №4 Перелом (4 группа)

_________________ – это повреждение кости с нарушен ием её целостности. При __________________ любые движения вызывают сильную боль. При этой травме поврежденной конечности нужно создать покой. Для этого необходимо наложить шину. Шинами могут служить палки, узкие доски, картон. Приложить шину с двух сторон к конечности, чтобы суставы были неподвижными, и закрепить бинтами, платками, полотенцем. Если шину сделать не из чего, то пострадавшую руку привязать к здоровой ноге в нескольких местах.

- Любая травма, какой бы безобидной она не была, должна бать правильно и своевременно обработана. Даже обычная царапина, вовремя не обработанная может вызвать заражение крови.

- Каждый человек должен знать основные правила, сделать всё возможное , чтобы облегчить боль, помешать развитию более опасных травм.

- На столе перед вами лежат предметы, которые необходимы для оказания первой медицинской помощи. Подумайте и обсудите, как ие предметы нужны вам именно для вашей травмы.

-Д оговоритесь о распределении ролей , кто будет пострадавшим , а кто врачом . (Д ать время на оказание помощи . П редставители от групп демонстрируют и объясняют ).

- А теперь в ернемся к нашему герою Стобеду . Вы выполнили все задания. И я думаю, что он будет в дальнейшем осмотрительнее и внимательнее. И неприятности и беды будут обходить его стороной.

- Так к ак же зовут его?

- Теперь давайте уберем всё лишнее из нашего ребуса. Что осталось? ПОБЕДА .

- Мы с вами получили победу над травмами, а наш герой вспомнил своё имя.

Информация сектора “Здоровье”

- А как мож но помочь человеку, если нет медицинских препаратов ? Нет ни перекиси , ни зелёнки, ни бинта?

- Н аши предки ока зывали помощь вот такими необычными способами. (СЛАЙД)

1) При ушибе нужно положить на это место медный пятак, тогда не будет синяка.

2) Свежие листья подорожника применяют при порезах, как кровоостанавливающее и противовоспалительное средство .

3) В лесу , в походе одно из прекрасных сре дств пр и ранах и порезах это смола хвойных деревьев: кедр, пихта, сосна, ель.

4) Можно размять листья крапивы до сока и прикладывать к ране.

8. Подведение итогов урока. Стадия Рефлексии.

- Дайте второй вариант ответа на утверждения .

- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось?

Объясните, почему вы так решили? Дайте свои комментарии к любому вопросу.

- Р ебята , а теперь вы сможете оказать первую помощь?

- Чему вы научились?

- Оцените свою работу. (Смайлики)

- Я очень рада , что наш урок прошёл не зря , и вы получили знания и практическ ие умения оказания первой медицинской п омощи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Студент : Золотухина Валерия Николаевна

Класс: 4 класс

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: формирование представлений об оказании первой помощи при переломе.

Дидактические: познакомить обучающихся с видами травм; научить оказывать первую помощь при получении перелома; научить сообщать информацию диспетчеру Скорой помощи.
Развивающие: развивать
операции логического мышления: анализ, синтез, обобщение, развивать связную речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные Воспитывать у детей ответственное и внимательное отношение к своему здоровью ; воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к результатам учебного труда; умение совместно решать поставленную задачу.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Деятельность

Деятельность

обучающихся

НИЧЕГО НЕ ПИШИТЕ

Добрый день, ребята меня зовут Валерия Николаевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Проверьте все ли у вас готово к уроку. На ваших партах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал.

1 вариант мотивации: Послушайте мое высказывание и определите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке: Внимательный и осторожный человек ЭТОГО не имеет. ОНИ бывают открытыми и закрытыми.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Ответ на этот вопрос вы узнаете в ходе нашего урока.

2 вариант мотивации:

Посмотрите на слайд. Предположите, что объединяет все эти фото.


Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Ответ на этот вопрос вы узнаете в ходе нашего урока.

3 вариант мотивации:

Лена и Витя собрались в поход с родителями. Они собрали теплую одежду, еду, спички. Предположите, что необходимо собрать ребятам, чтобы уберечь себя от неожиданных ситуаций. (предполагают, что аптечку). Обсудите в парах, какие предметы вы положите туда. У всех получились разные варианты содержимого аптечки. Сегодня на уроке мы узнаем, какие самые необходимые предметы должны взять с собой Лена и Витя.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Предполагают тему урока.

Предполагают тему урока.

Предполагают.

Высказывают свое мнение.

Работают в парах.

Выделяют неизученное.

НИЧЕГО НЕ ПИШИТЕ

Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;2) сформировать цель и тему урока, задачи учебной деятельности;3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания.

Подведение к формулированию темы и задач урока.

1. Определение темы и задач урока.

-Рассмотрите слайд ,что случилось, что произошло?

https://u.9111s.ru/uploads/202005/11/55f17d3025629a19cf33f764f908c278.jpg

-Представьте вы стали случайным очевидцем происшествия, какие ваши действия?

2. Предположение темы урока.

Ребята, вы знаете, что такое травма?

Предположите, о чем мы сегодня узнаем.

3. Предположение задач урока.

Предположите, какие будут задачи нашего урока.

Посмотрите, какие задачи сформулировала я (слайд).

1)узнать, что такое травма, и какие они бывают.

2) научиться оказывать первую помощь при переломе.

3) научиться сообщать информацию диспетчеру Скорой помощи.

4.. Работа по теме

Так что же такое травма? Давайте прочитаем определение:

Травма - это внезапное острое повреждение организма, вызванное внешним воздействием: удар, ранение, ожог и т.д.

Какие травмы вы знаете?

Где люди получают такие травмы?

Из-за чего люди получают травмы?

Посмотрите на слайд. Какие бывают травмы?

Возникает кровотечение (порезы)

Кожа не нарушена (вывихи, растяжения)

Назовите признак открытой травмы.

Назовите признак закрытой травмы.

Случалось ли вам получать травмы? Какие? Из-за чего вы ее получили?

Что вы узнали при решении первой задачи?

На ваших столах лежат листы – это рефлексивная карта. В ней перечислены задачи, которые мы с вами должны решить в ходе урока. Напротив каждой задачи есть три варианта ответа:

1. Справился(ась) успешно и без проблем.

-По мере преодоления наших с вами задач, вы должны отмечать галочкой тот ответ, который наиболее совпадает с вашим мнением.

-Тогда возьмите в руки ваши рефлексивные карты и напротив первой задачи отметьте тот вариант ответа, который отражает ваше мнение.

Приступим к решению второй задачи.

Вернемся к ситуации, представленной на слайде (мальчик упал с велосипеда).

Представьте, что вы увидели эту ситуацию. Как правильно поступить?

Мальчик сообщил вам, что катается тут один, и родителей рядом нет. Как вы поможете ребенку в этой ситуации?

Вы заметили, что место ушиба начало синеть и опухать. Как вы думаете, какую травму получил ребенок?

Что такое перелом? В случае затруднения, воспользуйтесь материалом учебника на странице 76.

Какие действия необходимо принять при переломе?

Научимся с вами правильно фиксировать сломанную конечность.

Рассмотрите рисунки на странице 76. Что вы видите на 1 рисунке?

Учитель показывает, как выполнятся. Комментирует свои действия. ( на кукле). Вызывает несколько учеников, чтобы повторить действия учителя.

https://konspekta.net/poisk-ruru/baza9/1512904367651.files/image003.jpg

Что вы видите на 2 рисунке?

Для чего используется доска?

Какие предметы вы можете использовать вместо бинта для фиксации доски к ноге?

Учитель показывает, как выполнятся. Комментирует свои действия. ( на кукле). Вызывает несколько учеников, чтобы повторить действия учителя.

Что вы узнали при решении второй задачи?

Тогда возьмите в руки ваши рефлексивные карты и напротив второй задачи отметьте тот вариант ответа, который отражает ваше мнение.

Что еще необходимо сделать, чтобы помочь человеку, который получил травму? Куда необходимо обратиться?

Какие сведения необходимо сообщить диспетчеру скорой помощи?

Поиграем с вами в игру. На ваших столах лежат карточки с ситуациями. Ваша задача внимательно прочитать их и определить, что вы скажете диспетчеру скорой помощи. Затем я вызову по одному представителю от группы, он возьмет телефон (игрушечный), наберет номер скорой помощи и расскажет, что же произошло.

1 группа: Рита каталась на роликовых коньках во дворе своего дома по адресу ул. Володарского дом 12. Внезапно девочка потеряла управление и упала. У Риты очень болела рука, она не могла ей пошевелить и все время плакала. Вы проходили мимо и увидели Риту. Что вы сообщите в службу Скорой помощи?

2 группа: Андрей пошел вместе с вами в библиотеку, которая находится по адресу ул. Дмитриенко д. 43. Для того, чтобы достать книгу с верхней полки, он решил стать на стул. Ножка стула надломилась, и Андрей упал. У мальчика очень болела нога, она начала опухать и синеть, а вы немедленно решили вызвать Скорую помощь. Какую информацию вы сообщите по телефону?

Составим алгоритм действий. На ваших столах лежат карточки. Ваша задача самостоятельно определить правильный порядок действий.

1. Уложить пострадавшего и успокоить.

2. Осмотреть ногу на наличие ушибов, синяков, кровотечения.

3. Попросить осторожно пошевелить больной ногой.

4. Если место начало синеть и опухать, постараться зафиксировать травмированную ногу.

5. Вызвать врача.

Какие знания вы получили при решении третьей задачи?

Тогда возьмите в руки ваши рефлексивные карты и напротив третьей задачи отметьте тот вариант ответа, который отражает ваше мнение.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

I . Исходное положение (и. п.) узкая стойка, руки на пояс.

1 – руки в стороны;

2 – руки вверх, хлопок над головой;

3 – руки в стороны;

4 – исходное положение.

II . И.п. - стоя или сидя, руки на поясе.

1 - правую руку вперед, левую вверх.

2 - переменить положения рук.

Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

Читайте также: