Конспект занятия игра с матрешкой 1 младшая группа

Обновлено: 02.07.2024

Обращать внимание на красоту цветовой гаммы, развивать сенсорные способности: восприятие цвета (красный, желтый, зеленый), размера (больше, меньше) через тактильные ощущения.

Поддерживать стремление детей высказываться, вступать в общение, повторять слова и фразы.

Воспитывать положительные чувства от взаимодействия друг с другом.

Организационная среда: матрешка, скамейка, воспитатель в костюме Матрешки, корзина, полочка, кассета, половички, домик, сушки.

Предшествующая работа: игры с матрешками, чтение потешек, рассматривание красивых платочков, народные пляски, песенки.

Активизация словаря: деревянная матрешка.

Ход занятия

Звучит мелодия русской народной песни “Я на горку шла”. Под мелодию входит воспитатель в костюме Матрешки с корзинкой в руке.

Воспитатель: Здравствуйте дети, я к вам в гости пришла. А зовут меня Матрешка. А вас как зовут?

Игра “Знакомство”

Дети по кругу передают волшебную палочку друг другу, называя свои имена.

Воспитатель: Посмотрите, в каком я красивом наряде к вам пришла? Какого цвета у меня сарафан? А платок? (в красном сарафане, в желтом платке).

Дать возможность детям рассмотреть наряд: рисунок на ткани (белый цветок) называя цвет и т.д., рассматривают бусы, кофту. Обращаю внимание на корзину.

-Ребята, а что у вас или у соседа в одежде есть красного (жёлтого) цвета? (ответы детей).

– Дети, а что это у меня? (корзина).

– А вам интересно, что лежит в корзине? (Да)

– Тогда я вас приглашаю к себе в гости.

Воспитатель приглашает детей в дом. Под тихую мелодию дети входят в дом, оформленный в соответствии с русскими традициями.

Воспитатель: Садитесь рядком, слушайте ладком, да смотрите глазками (дети рассаживаются на лавочки).

Звучит мелодия. Дети прислушиваются.

Воспитатель: Дети, слышите, к нам в гости еще кто-то идет. Так это же мои подружки, веселые матрешки.

Воспитатель достаёт из корзины матрешку.

Воспитатель: Это деревянная кукла, похожая на девочку.

– Потрогайте пальчиками (дети по очереди ощупывают матрёшку), Какая она? (деревянная).

– Какая Лиза матрешка? (ответы детей)

– Деревянная, лицо круглое, веселое, доброе и зовут ее добрым именем – Матрешка. Нравится она вам? (диалог с детьми)

– Чем она вам нравится?

Юля – веселая, Полина – доброе лицо. Какое дети лицо у матрёшки? (доброе) (ответы детей).

– На головке у нее желтый платочек. На голове что? Какого цвета платочек? (ответы детей)

Матрешка в красном сарафане. В сарафане, какого цвета Матрешка? – красного.

– В белом фартуке, а фартук украшен цветочками, листиками (диалог с детьми при рассматривании и ощупывании игрушки).

– А вы знаете, ребята, наша Матрешка с секретом.

Физминутка:

Разобралась пополам
Интересно. Что же там?
Там еще, еще, еще, еще
Матрешки
Улыбаются, смеются.
Дружные подружки.

Воспитатель разбирает Матрешку.

Воспитатель: Видите, в ней есть еще такая же, только поменьше, и еще одна – меньше и т.д. и вот самая маленькая. Это какая матрёшка? (большая). А это? (маленькая) (ответы детей) .

– И все Матрешки в красных сарафанах, в желтых платочках (диалог с детьми о цвете и размере).

– Ребята, Матрешка с вами хочет поиграть.

Дидактическая игра “Какая спряталась Матрешка?”

Дети закрывают глаза, а воспитатель прячет то большую, то маленькую матрёшку, а затем дети отгадывают какую матрешку, спрятал воспитатель .

Воспитатель: Дети, а сейчас мы соберем Матрешку, и поставим ее на полочку.

– Андрей, поставь Матрешку на полочку.

– Посмотрите, как красиво Андрей поставил Матрешку. Да и вы детки у меня красивые: девочки, как матрешки, а мальчики наши молодцы. И сейчас наши детки: молодцы и матрешки спляшут вместе со мной Матрешкой.

Пляска с платочками “Матрешечки”

– Молодцы, как вы все красиво танцуете, и я принесла вам угощения (пирог). Приглашаю вас всех к чаю.

Материал: игрушка Матрешка из 4-х предметов, Магнитофон, USB флеш-накопитель.

Ход занятия.

Воспитатель: Посмотрите, ребятки, какая красивая игрушка сегодня пришла к нам в гости? (показать детям).

Воспитатель: Кто знает, как ее зовут? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Это – матрёшка, русская народная игрушка.

Ах, матрешечка-матрешка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Воспитатель: Внимательно посмотрите, во что одета матрёшка? У неё нарядный яркий сарафан, красивый платочек.

Какого цвета сарафан? А платочек какого цвета? (Ответы детей)

Воспитатель: А вы знаете что у нашей матрешки – есть большой секрет? Вместе с ней к нам пришли ее подружки. Только где же они? (потрясти матрешку) Может быть они внутри? Давайте попробуем ее открыть…. Не получается…А, я вспомнила чтобы открыть матрёшку, нужно произнести волшебные слова:

Матрёшка, матрёшка,

Не хочет матрёшка открываться, давайте скажем все вместе

(дети произносят волшебные слова, воспитатель открывает матрёшку).

Ах, вот она первая подружка, она такая же красавица, но только немного меньше ростом…

Давайте посмотрим может, и эта матрешка привела с собой подружку? (повтор до самой маленькой)

А вот и самая маленькая, самая хорошенькая матрешечка! Она даже помещается в руке. Хотите потрогать ее? (дать детям подержать и рассмотреть самую маленькую матрешку, затем расставить всех матрешек в ряд).

Воспитатель: Посмотрите сколько подружек привела с собой наша красавица матрешка. Эта матрёшка большая. (показать на большую)

А эта? (самая маленькая).

Алена, покажи нам самую большую матрешку.

Гоша пока самую маленькую.

Давайте поиграем с матрешками в прятки и снова спрячем их?

Сейчас Алена и Гоша будут прятать матрешек, а я им буду помогать.

(1 ребенок открывает матрешку, второй прячет меньшую – воспитатель помогает, обращать внимание детей на размер матрёшек).


Воспитатель: Наши матрёшки очень веселые они любят петь и танцевать. Давайте потанцуем под их любимую песенку.


Молодцы, ребятки! Как весело потанцевали!

Воспитатель: Ну что ребята, вам понравились наши гости?

Как их зовут? (ответы детей).

А вы хотите еще поиграть с нашими матрешками в прятки?

(дети по очереди разбирают и собирают матрешку)


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

457020, Челябинская область, г. Пласт, ул. Титова, 5А

Цель: продолжать знакомить детей с матрёшкой, её весёлым и задорным нравом, создать условия для праздничного настроения, развивать эстетическое восприятие, умение выполнять движения под русскую народную музыку, воспитывать дружеские качества во время игр и танца.

Упражнять в счете и сравнении количества предметов.

Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и цветах (желтый, зеленый, синий, красный).

3. Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине и обозначать результаты сравнения словами

4. Учить различать разные техники росписи матрёшек.

5. Развивать логическое мышление.

6. Воспитывать интерес к народной игрушке.

Оборудование:

Игрушки – матрёшки, иллюстрации с изображением матрёшек.

Предшествующая работа:

Чтение стихотворений, отгадывание загадок про матрёшек. Рассматривание разных видов матрёшек (загорской, полхов – майданской, семёновской).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Воспитатель заводит в группу детей и вдруг обращает внимание на то, что вместе с ним зашли только мальчики.

Воспитатель: а где же наши девочки? Давайте вместе поищем и позовем их. (мальчики вместе с воспитателем ищут девочек, потом садятся на стульчики, пробуют позвать потихоньку, погромче и очень громко).

Звучит русская народная музыка. Девочки, одетые в русские народные костюмы, входят в группу стайкой.

Воспитатель: вот они, наши девочки, какие красивые да нарядные. Посмотрите на их сарафаны. Кого-то они мне напоминают. Хотите узнать кого, отгадайте мои загадки.

Кто это такая, кукла расписная.

Удивительная крошка, а зовут ее …(Матрешка)

Правильно. Вы очень догадливы. Давайте вспомним, из чего сделана матрешка? (воспитатель достает игрушку – матрешку). Матрешка сделана из дерева, значит она какая? (деревянная), а еще какая матрешка? (нарядная, расписная)

А внутри сидит подружка.

Кто это? (Матрешка)

Назовите ее ласковыми словами. ( Дети называют ).

Матрешенька, Матрешенька! Ты такая хорошенькая!

Скорее подрасти и ребят повесели.

Воспитатель сажает игрушку в домик.

А мы с вами посмотрим, как делают матрешку . (показ компьютерной презентации)

Голос из домика : Ой! Расту, расту, расту! Веселить ребят иду.

Под русскую народную мелодию (любую) входит МАТРЁШКА (воспитатель в русском сарафане). Матрешка пляшет – дети хлопают .

Я, нарядная матрешка, все скучала у окошка.
Но куда это годится? Я хочу повеселиться
К вам пришла на праздник я. Знаю вы мои друзья.
Можно с вами мне остаться, веселиться и смеяться?
Дети – можно!

Матрешка. Ребята, а вы знаете потешки про матрешку?

Дети рассказывают потешки.

потешки .
• Как у нашей, у хохлатки, нынче вывелись цыплятки, А из одной скорлупочки матрешка вышла в юбочке.

• Ходят куры в стороне, позабыли обо мне.
Вынесла горошку, вспомнили матрешку.

• Мышку встретили подружки и попрятались друг в дружке. А которая осталась больше всех перепугалась.

• Весь народ глядит в окошки: танцевать пошли матрешки. Восемь водят хоровод, а девятая поет.

• Шли подружки по дорожке, было их немножечко.
Две Матрены, три матрешки и одна матрешечка.

• Пыль клубится по дорожке - едут с ярмарки матрешки На баранах, на быках, все с баранками в руках.


• Мы до полночи гостили, нас домой не отпустили, Оставляют ночевать, завтра снова танцевать.
В. Берестов.

Матрешка . А я матрешка - веселушка-хохотушка. Сама люблю посмеяться и вас повеселить хочу. Послушайте мою смешную шутку-прибаутку.

По поднебесью, братцы, медведь летит,

Медведь летит, хвостом вертит.

Свинья на ели гнездо свила.

Гнездо свила, деток вывела,

Милых деточек, поросяточек.

Поросяточки по сучкам висят.

По сучкам висят, полететь хотят.

Физкультминутка "Нарядные Матрешки":

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. ( Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. ( Наклоны головой влево-вправо)

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Матрёшка . А сейчас мы вместе поиграем.

Воспитатель медленно идет лицом к детям, в руках держит матрешку, которая смотрит в противоположную сторону.

Ой, что за народ За матрешкой идет? (Дети двигаются за воспитателем стайкой.)

А-а! Вот какой народ!

Быстро-быстро убежали, (Дети убегают.) Только ножки замелькали.

Ой, что за народ В барабаны громко бьет?

А-а! Вот какой народ! Быстро-быстро убежали, (Дети убегают.) Только ножки замелькали,

Ой, что за народ

Тихо-тихо так идет! (Дети идут крадучись.)

А-а! Вот какой народ! Быстро-быстро убежали,

Только ножки замелькали. Дети разбегаются. Можно продолжить игру, предлагать детям выполнять различные действия.

Матрешка. Хорошо мы поиграли пора немного отдохнуть. А вместо стульчиков я предлагаю вам посидеть на платочках. Мальчики возьмут синие платочки, а девочки – красные.

(на веревочке висят платочки синего и красного цвета). Дети выбирают нужные платочки, расстилают их на полу и садятся.

Матрешка. Посмотрите-ка, а здесь у нас ещё красивые матрешки стоят. Их нужно расставить по порядку.

Как это нужно сделать? (Сначала поставить самую большую матрёшку, поменьше и последней поставить самую маленькую).

Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь давайте посмотрим, все ли матрёшки одинаковые и чем они отличаются? (Разные наряды) Посмотрите есть ли одинаковые матрёшки? (Есть. Они одеты в одинаковые наряды. Чем отличаются? Одна маленькая, средняя и большая.)

Матрёшки – куклы весёлые, жизнерадостные. Глянешь на их лица и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь, танцевать и играть! Хочется вам поиграть с матрешкой?

Матрешка. Посмотрите-ка, ребята, кто это у нас прячется под цветочком? Да это же моя сестричка- матрешка. Она тоже хочет дать вам задание. Готовы его выполнить ? (дети берут коробочки, рассматривают этикетки, уточняют что должно лежать в них, открывают проверяют правильность заполнения, исправляют ошибки).

Матрешка. Молодцы, ребятки. А кто это у нас под елочкой? Опять матрешка, но необычная. Что это у неё на сарафане? (фото дворца культуры). А в руках флаг нашего города- красивая жар-птица. А что делают во дворце культуры? (ответы детей) . Мы с вами тоже любим петь и танцевать. Матрешка принесла нам деревянные ложки, мальчики будут играть на ложках, а девочки споют и спляшут.

Ах, Матрешечка - Матрешка,
Хороша — не рассказать,
И с тобою наши дети
Очень любят танцевать!

Мы – матрешки, вот какие крошки! Как у нас, как у нас чистые ладошки! ( показывают матрешке ладошку, вращая ею) Мы – матрешки, вот какие крошки! Как у нас, как у нас новые сапожки! (выставляют ногу на пятку) Мы – матрешки, вот какие крошки! Поплясать, поплясать мы хотим немножко! (кружатся)

Матрешка: Молодцы, ребята! Вы сегодня, как настоящие артисты и пели, и плясали, и весело играли. Понравилось мне у вас. Веселые вы и дружные ребятки.

Хорошие дети, умелые дети.
Вы – самые лучшие дети на свете!
Матрёшка для вас кое-что припасла……
Я бубликов сдобных для вас принесла!

А еще я вам оставлю эту маленькую матрешку. Когда вам захочется меня в гости пригласить, вы ее приласкайте. Я и приду к вам. А теперь, до свидания, до новых встреч. ( Уходит в домик, снимает сарафан, выносит угощение для детей).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством народной игрушки.

Образовательные задачи:

Познакомить детей с русской народной игрушкой – Матрешкой.

Формировать способность к диалогической речи.

Учить называть основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий.

Развивающие задачи:

Заинтересовать самостоятельным решением задач познавательного и творческого цикла.

Развивать умения включаться в совместную деятельность.

Воспитательные задачи:

Приобщать к русскому народному искусству.

Вызывать эмоциональную отзывчивость на знакомые сказки, положительную установку на участие в занятии, ответственное отношение к выполнению заданий.

Работа над словарем: матрешка, платочек, сарафан.

Матрёшка спрятана под платком. Медленно снимается платок:

- Здравствуйте, малыши! Я Матрёшка! Я пришла к вам в гости. Посмотрите, какой красивый у меня сарафан! Разноцветный, цветочный! (Показываем детям игрушку: дать возможность внимательно рассмотреть её. Рассказываем, что это русская игрушка, что она деревянная. Привлекаем внимание к лицу матрёшки):

- Посмотри, какие у матрёшки глазки, щечки, красные губки! А какой красивый платочек!

- Давайте погладим матрёшку: какая она? Гладкая, ровная, красивая, нарядная.

– Послушайте песенку про матрёшку, подпевайте:

Чудная матрёшка,
Попляши немножко!
Танцевать с тобой мы рады!
Покажи свои наряды!
Сарафанчик-раздуванчик,
Колокольчик расписной!
Синенький платочек –
Всё красиво очень!

(Несколько раз поет воспитатель, дети подпевают и играют матрешкой).

Побуждаем ребёнка отвечать на вопросы:

Какой наряд у матрешки? – Сарафан (и фартук, если он есть на кукле). А что у неё на голове? – Правильно, платочек, по-другому можно назвать “косынка”.

- Иди, Леня, подержи матрешку. Чувствуешь, что-то игрушка тяжелая. Интересно, почему? Может потому что куколка деревянная?

- Нет, ребята, тяжелая, потому что пришла не одна, а привела к вам своих подружек. (Открываем, достаем вторую. Поставить вторую матрёшку рядом с первой и сравнить их).

- Видите, матрёшки разные. А чем они отличаются? (Первая матрёшка большая, а вторая поменьше).

- Найдите, чем еще отличаются куколки.

- Давайте откроем матрешку поменьше и узнаем, а может и во второй матрёшке кто-то есть?

- Ой, она такая маленькая!

Куколки стоят в ряд по росту:

- Большая матрёшка, следующая поменьше, следующая ещё меньше, чем предыдущая и т.д.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

- Заскучали наши матрешки. Давайте споем им песенку.

- Пора нашей матрешке собираться домой. Давайте поможем ей.

Покажите, как открывается матрёшка и удивитесь, когда увидите другую матрёшку.

Предлагаем детям снова собрать всех матрёшек в одну. Обязательно обращаем внимание на размеры кукол, проговариваем их:

Когда перед малышом окажется одна матрёшка, спрашиваем у него:

- Давайте наших девочек превратим в матрешек и поиграем.

Музыкальная игра “Мы матрешки”

Вы можете послушать с малышом песенку про матрёшек и совместить прослушивание с движениями под музыку. Динамическая пауза в игре не помешает!

Вот такие крошки! Присесть – показать руками малый рост.

Как у нас, как у нас Показать ладошки.

Вот такие крошки! Присесть – показать руками малый рост.

Как у нас, как у нас Выставить поочередно ноги на пятку.

Вот такие крошки! Присесть – показать руками малый рост.

Мы хотим, мы хотим Покружиться.

Вот такие крошки! Присесть – показать руками малый рост

Ох, устали, ох устали, Погладить ножки.

Ох, устали ножки!

– Вставайте на ножки! Встать, исполнить окончание песни.

Для игры понадобится большая матрёшка. Взрослый медленно идёт с матрешкой в руках, а дети идут следом. (Держите ее лицом от себя, чтобы она смотрела на малыша, когда вы повернетесь к нему).

Читайте также: