Конспект урока литературы горе от ума мозговой штурм

Обновлено: 03.07.2024

индивидуальной исследовательской деятельности уча щихся на у роке - сочинения - эссе.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной

информации, применения их в знакомой и новой уче бной сит уа циях , проверки ус воения

 Образовательная: создать условия для проблемного анализа художественного

текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно -

 Развивающая: способствовать формированию аналитического мышления и

эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления,

обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.

 Воспитательная: способствовать процессу духовного развития через

внимательное и вдумчивое чтение ху дожествен ной литерату ры. Воспитан ие

самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, комму н икативности.

"Горе от ума" - одно из самых загадочных произведений русской литературы,

Парадоксы его судьбы начались до его официального "рождения": коме дия разошлась в

списках и была выучена наизус ть читающей Россией до ее публикации. Успех

потрясающий: "Грому, шу м у , восхи щению, любопытству нет конца" (И з письма

Грибоедова Бегичеву). В последующие годы страна пережила чу ть ли не эпи демию пьес

"Горе от ума - 2", в которых "вычислялась" дальнейшая судьба ее героев.

Парадокс заключался и в жанровом с воеобрази и: комедия, помимо воли автора, стала

восприниматься как трагикомедия, герои которой получают " миллион терз аний".

Парадоксально и то, что "Горе от ума" - эпизод из жизни самого Грибоедова (его

возвращение в Москву, когда на одном из балов за смелые речи он был объявлен

сумасшедшим), и сам автор в какой - то мере прототип Чацкого.

Наконец, парадокс заключен в сам ом названии "Горе от у ма". Гельвеций, франц у зский

философ - материалист 18 века, писал: "Ум подготавливает счас тье:". Но в комедии

Грибоедова то, что должно подготавливать счастье, приносит только горе . Возникает

вопрос: почему ? На это т и другие вопросы мы постараемс я ответить в ходе сегодняшнего

урока. (Значение слова "пара докс" выписано на доске. Парадокс - это суждение,

Подчеркните ключевые слова темы ("ум", "безу м ие"). С чем ассоциируются у вас эти

слова? ("ум" - мудрость, образование, человек, у спех и т.д.; "безумие" - х аос, глупость,

Какие проблемные вопросы, связа нные с данной темой, воз никли у вас, когда вы читали

комедию? Сформу лир уйте на основе этих вопросов (вопроса) цель у рока (цель

Целеполагание. Создать условия на уроке, чтобы каждый у чащийся смог ответить на

Выбор эпиграфа из предложенных учителем вариантов (на у роке) или самостоятельный

подбор эпиграфа дома и обоснование собственного выбора. (Как данный эпиграф связан с

темой и идеей урока?). Учитель может предложить свой вариант с его обоснованием.

Высказывания выдающихся людей.(Возможные варианты эпиграфа)

Мудрый не покоряется безрассудной воле толпы, а сам дае т ей направлени й. (И.

В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило

Вера в то, что глупцы не думают, - самая опасная форма оптимизма. (Данил Рудый)

От ума до рассудка гораздо дальше, чем полагают. (Наполеон)

Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 мину т в день; м у дрость з аключается в

Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно

Представление групповых исследовательских работ учащихся - компьютерных

презентаций с комментариями. (Учащиеся самостоятельно составляют опору по каждой

Групповые презентации готовилась уча щимися дома по предложенн ому учителем

Задание: докажите, что комедия строится на противопоставлении различных типов у ма.

 найдите в тексте комедии высказывания героев, соде ржащие слова " ум" , " у мный" и

 сопоставьте эти высказывания и сделайте вывод, как определяют это понятие

Чацкий, Фамусов, Молчалин, Скалозуб, второстепенные персонажи, эпизодические

 подберите ключевые слова - синонимы или синонимичные выражения,

определяющие представления об "ум ном" человеке этих героев; найдите общее и

 нарису йте в тетради к ластер, отражающий емкость понятия "у м" в комедии

 составьте групповой ответ - доказательство предложенного тезиса или

Сделайте общий вывод: "Произведение А.С. Грибоедова оборачивается своего рода

философским трактатом, пытливо исследующим, что есть "ум":(закончите данну ю

мысль). (Значение слов "философия" и "трактат" найти в Толковом словаре )

Задание: докажите, что признание фамусовским обществом Чацкого су м асшедшим -

 найдите в тексте комедии высказывания героев, соде ржащие слова

 сопоставьте эти высказывания и сделайте вывод, как определяют эти понятия

 подберите ключевые слова - синонимы или синонимичные выражения,

определяющие представления о "безум ии" этих героев; найдите общее и различия;

 нарису йте в тетради к ластер, отражающий понятия "безумие", "су масшест вие" в

 проследите, как рождается и развивается идея о су масшествии Чацкого, составьте

 составьте групповой ответ - доказательство предложенного тезиса или

Сделайте общий вывод: "Рождение идеи о сумасшес твии Чацкого з акономерно в

фамусовском обществе, потому что:(закончите данну ю мысль).

Тема: проблема оценки "ума" Чацкого в критичес кой литерат у ре.

Задание: сравните различные точки зрения на вопрос: умен ли Чацкий?

Прочитайте выдержки из предложенных учителем критических статей, подчеркните или

выпишите ключевые словосочетания и фразы, сформу лир у йте основные идеи, связанные

 сопоставьте точки зрения Гончарова, Пушкина, Грибоедова, Белинского и др. и

 сформулиру йт е свою точку зрения, аргументируйте ее;

 составьте кластер, отражающий мнение различных критиков и состоящий из

 составьте групповой ответ или компьютерную презентацию.

Сделайте общий вывод: " Точка зрения : кажется нам наиболее обос нованной, потому

что:" (закончите предложение) или "В ходе обсу ждения у нас возникли различные точки

зрения:" (Значение фразеологизма "метать бисер пере д свиньями" найдите во

Тема: смысл названия и особенности композиции комедии.

Задание: ответьте на вопрос, почему Грибоедов назвал свою комедию "Горе от ум а" и

какие композиционные приемы использовал для раскрытия авторского замысла .

Сопоставьте первоначальное название комедии "Горе уму" с окончательным "Горе от

ума". Почему, по вашему мнению , Грибоедов изменил название? Как ой дополнительный

Вспомните, что такое композиция произведения, обратите внимание на композиционные

приемы, которые использует автор, подберите соответству ющие примеры из текста:

Докажите, что композиционный прием "открытый финал" является логически

обоснованной частью авторского замысла и "фин ал в отсутствии финала"

Предположите, какова может быть дальнейшая су дьба Чацкого и др угих героев. Поче м у ?

Сделайте общий вывод: " По авторскому замыслу Чацкий, испытав ший горе от ума,

покидает Москву, но грибоедовская Москва, изгоняющая Чацкого, обрекает себя на

Возможные комментарии учителя к презентациям по ходу урока.

Идея о сумасшествии Чацкого рождается на балу в доме Фамусова. Этот бал имеет

мифологические истоки и очень похож на пир чу довищ в балладе Ж уковского "Све тлана",

в романе Пушкина "Евгений Онегин". Здесь ложь, фальшь, лица - маски, зловеще -

гротескные портреты. (Ну бал! Ну Фамусов! Умел гос тей назва ть! Какие - то уроды с того

света!" - говорит графиня - внучка) Герой на таком балу ощущает себя словно во сне,

чувствует, что сходит с ума. ("Не впрямь ли я сошел с ума ?")

Важным мотивом бала является мотив сплетни, молвы. Рождение сплетни о су масшествии

Чацкого является закономерным потому что в фаму совском обществе важен не человек, а

степень его нужности, прогрессивные идеи Чацкого чужды фаму совым, молчалиным,

скалозубам. Для них признать ум Ча цкого озн ача ет признать безнравственность

собственной жизни, а су масшедшего можно не воспринимать и даже пожалеть. И поэтому

объявление Чацкого безумным - хороший выход из сложившейся ситу ации . Все точки над

Зачем Чацкому "метать бисер перед свиньями"? Заче м? Но разве речь Сократа перед

судом присяжных не была тем же бисером? А речь Гу са перед Собором? А разве Галилей

не повторил той же ошибки? Конечно, Чацкий не так велик, чтобы заслужить крест или

костер, но и не настолько ничтожен, чтобы не поставить свою голову под камень и свой

В мировой литературе есть герои - чудаки, безу мц ы: Гамлет, Дон Кихот, князь Мышкин -

это "высокое безумие", к их числу относится и Чацки й.

Новаторство драматурга проявилось в смелом отказе от "свадебного венца" или гибели

героя - финал в отсутствии финала. Ку да уезжает Чацкий? В деревню, как Онегин? На

Кавказ, как Печорин? А, может, как уверял Салтыков - Щедрин, пойдет - таки к венц у с

Софьей, "дабы затем встать во главе Департамента УМОПОМРАЧЕНИЙ, за менившего

Диагностика. Творческая работа, включающ ая личный оп ыт учащ ихся.

Проблема ума и безумия - одна из ключевых проблем комедии Грибоедова "Горе от ума".

Непримиримость взглядов Чацкого с фамусовским обществом став ит его в трагическую

ситуацию, но предлог "от" в названии внес еще и дополнительный оттенок иронии,

"Если ты такой умный, почему ты такой бедный?" - спрашивали в Одессе.

"Если ты такой умный, покажи свои деньги", - предлагают в Америке.

"Если ты такой умный, почему несчастлив? " - возникает вопрос после прочтения комедии.

Поразмышляйте над последним вопросом и напишите эссе на тему: "Ум подготавливает

Философская мысль комедии концентрируется в ее загла вии "Горе от ума" - в ней

отражено противоречие, обнаруженное эпохой кризиса просветительских идей. Для

"просветительской" философии понятия "ум" и "счастье" синони мичны, так как

"овладение истиной и предопределяет счас тье к ак отдельного человека, так и общества в

целом". "Ум подготавливает счастье, которое добродетель заверша ет", - писал Гельвеций.

Во времена Грибоедова наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что

силам разума предстоят тяжелые испытания. Этот парадокс положен Грибоедовым в

основу комедии. То, что должно приносить счас тье, приносит горе, "мильон терзаний".

Сочинение "Письмо Чацкому из 21 века". Задача: в эпистолярн ом жанре вы разить свое

отношение к главному герою комедии. Включить выражения: мне импониру ет в Вас:, я

восхищаюсь:, удивительно то, что:; хочу поделиться:, хочу п оспорить с Вами:, мне не

Динамика развития отечественной образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения. Практика показывает, что коррекция содержания образовательных программ происходит быстрее, чем меняются формы организации учебной работы. Новое содержание, по законам гармонии, влечёт за собой изменение и в формах преподавания. Интерактивное обучение, основанное на диалоговых формах процесса познания, на мой взгляд, способно оптимизировать учебный процесс.

Технология ролевой игры “Дебаты”.

Условия игры: принимают участие 2 команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды состоят из 2-3 игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей в том, что ваши аргументы лучше, убедительнее, чем аргументы вашего оппонента.

Каждая команда (в составе 3 спикеров) имеет возможность брать тайм – ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.

Форма дебатов.

У1 – первый спикер команды утверждения;
О1 – первый спикер команды отрицания и т.д.

Каждый спикер во время игры выполняет строго определённые технологией игры роли и функции, причём роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают.
За временем на протяжении всей игры следит тайм-кипер, который предупреждает судей 2,1 – 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки).

Роли спикеров.

  • представление команды;
  • формулировка темы, актуальность;
  • определение ключевых понятий, вход в тему;
  • выдвижение критерия (ценность или цель команды);
  • представление кейса утверждающей стороны;
  • заключение (таким образом, готов ответить на вопросы…)
  • представление команды;
  • формулировка тезиса отрицания;
  • принятие определений ключевых понятий;
  • атака на принятие критерия оппонентов;
  • опровержение позиции утверждения;
  • представление кейса отрицающей стороны.
  • Выполнены ли в ходе дебатов намеченные задачи?
  • В чём не был достигнут успех?
  • Отклонялись ли спикеры от темы?
  • Принимал ли каждый участие в обсуждении?
  • Были ли случаи монополизации в ходе обсуждения?
  • Оцените атмосферу, царившую в ходе обсуждения?

Дебаты по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.

Тема: “Умён ли Чацкий?”

  • стимулирование исследовательской деятельности учащихся;
  • развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
  • формирование ценностно-ориентационного единства группы;
  • принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Оформление: высказывания критиков, портреты А.С. Пушкина и И.А. Гончарова, правила ведения дебатов.

Словарная работа: дебаты, проблема, гипотеза, спикер, кейс, оппонент, тайм-кипер, рефлексия.

В процессе обсуждения мы будем учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, не обижая, доказывать правильность позиции, мнения.

I. Выдвижение проблемы.

В 1825 г. А.С. Пушкин прочитал комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”, он отказал её главному герою Чацкому в уме.
“В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо? – писал Пушкин А.А. Бестужеву. – Ответ: Грибоедов. А знаешь ли что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с умным человеком (а именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”.
А между тем из названия “Горе от ума” следует, что причиной его бедствий является ум и только ум. Пушкин, таким образом, ставит под сомнение сам смысл названия комедии.
Попробуем разобраться в проблеме: умён ли Чацкий?

  • представление дебатирующих сторон;
  • выдвижение гипотез.

Спикер У1. Мы выдвигаем гипотезу: Чацкий умён.
Уже при первом упоминании имени Чацкого тут же возникает тема ума. Лиза о нём говорит “остёр”. “Остёр, умён”,- соглашается Софья. В его образе воплотились черты передового человека того времени. Чацкий резко обличает действительность. Он обрушивается на тех “негодяев знатных”, которые людей своих, слуг меняют на собак, для своих затей – домашнего театра – отрывают от родителей детей, а затем распродают и их по одиночке. Чацкий отказался служить: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, он бичует дворянское общество за низкопоклонство перед иноземным, за презрение к родному языку и обычаям. Его речи умны и убедительны.
Фамусовское общество, страшась этих обличений, называет его безумным. Тема безумия подхватывается и быстро распространяется. Так возникает тема “умного безумца”. Ум оборачивается безумием. Таким и кажется Чацкий московскому фамусовскому кругу. Чацкому, человеку незаурядного ума, каким его замыслил Грибоедов, фамусовский мир тоже кажется безумным. Наше мнение: здесь звучит тема мнимого безумия от недюжинного ума, который отвергнут миром.
Наконец, хочу сослаться на мнение И.А. Гончарова: “Ум Чацкого силён и остёр…”.
Готова ответить на вопросы.

Вопрос О3. При первом появлении героя на сцене возникает в уме комическая рифма: “Чацкий-дурацкий”. Почему, несмотря на свой ум, он постоянно оказывается в дураках?

Ответ У1. Умный человек в глупом положении – таков парадокс комедии. На это есть свои причины. Первая причина в том, что ум Чацкого – особенный. Это ум, присущий человеку декабристского поколения. Ум декабристов и Чацкого – риторический, резкий, прямой. Герой Грибоедова судит быт с идеологической точки зрения, как и декабристы, например, у Рылеева, “каждое высказывание - программа”. “Ум, алчущий познания”, отделяет декабриста от обычного дворянина.
Вторая причина в том, что ум Чацкого “с сердцем не в ладу”. Герой Грибоедова не наивен, прекрасно понимает пружины московского общества, но в одном человеке всё же ошибается. Человек этот-Софья. Потому и ошибается, что любит.

Спикер О1. Мы утверждаем, что Чацкий – патологический глупец. Вспомним первое появление героя в доме Фамусова.

Чуть свет уж на ногах! и
я у ваших ног.

Чацкий оставил Софью, когда ей было 14 лет. 3 года он не подавал о себе знать. (“Три года не писал двух слов! // И грянул вдруг как с облаков”), за это время Софья превратилась в очаровательную девушку, могла быть обручена или просто влюблена в кого-то. Любой умный человек не стал бы после столь долгой отлучки и произнесённого им первого комплимента домогаться поцелуя, не оставил бы без внимания реплики Лизы, уловил бы нынешнее отношение к нему Софьи.
Чацкий же, не добившись поцелуя от Софьи и не придумав ничего лучшего, начинает ругать всех и вся, начиная с Москвы, самой Софьи, её отца, дяди и кончая тётушкой.

А тётушка? Всё девушкой, Минервой?
Всё фрейлиной Екатерины Первой?
Воспитанниц и мосек полон дом.

В подтверждение высказанной гипотезы хочу привести слова А.С. Пушкина: “Чацкий вовсе не умный человек… Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, а не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными”.

Вопрос У3. Пушкин в своём письме к А.А. Бестужеву сетует: “Софья начертана неясно: не то (…), не то московская кузина”. По ходу действия характер её проясняется, она становится на позиции московской кузины. Как могла она стать гонительницей Чацкого, стать его главным врагом?

Ответ О1. Чацкий раздражает Софью неспособностью к диалогу, поскольку не слышит собеседника, об этом лучше всего свидетельствует его последний монолог: “Слепец! Я в ком искал награду всех трудов?” “Зачем меня надеждой завлекали? // Зачем мне прямо не сказали?”. Это не так. Если бы он умел слушать других, он бы давно всё понял. Чем заканчивается разговор Чацкого с Софьей при первой их встрече? Последние слова Чацкого:

Велите мне в огонь: пойду, как на обед.

Да хорошо – сгорите, если же нет?

В этом вопросе заключён исчерпывающий ответ на все вопросы и сомнения Чацкого. В последнем разговоре Софья говорит прямо Чацкому не только кого она любит, но и за что. Молчалина. И кто виноват, если Чацкий упрямо считает, что Софья обречена любить его и никого другого.

III. Подтверждение и опровержение гипотез.

Спикер У2. Обвиняя Чацкого, вы ссылаетесь на слова А.С. Пушкина, отвечу вам словами критиков П. Вайле и А.Гениса: “Великий русский поэт вряд ли прав в оценке грибоедовского героя: метание бисера перед свиньями не есть признак человека неумного и пустого. Это просто иной стиль, другая манера, противоположное мировоззрение И характерно, что самым ярким представителем такого несерьёзного стиля в России был сам Пушкин”.
Чацкий произносит монолог на вечере у Фамусова, но не замечает, что его никто не слушает. Конечно, Грибоедов вовсе не хотел, чтобы Чацкий выглядел смешным. Мысль Чацкого взлетела высоко, он находился во власти негодования и не смог остановить поток переполняющих его слов правды. Ему важно высказаться в полный голос. Вот почему ему безразлично, слушает ли его Софья и гости Фамусова. Он мыслится Грибоедовым трагическим лицом, произносящим суровые истины ничтожному обществу.

Вопрос О1. В итогом монологе Чацкий восклицает: “Слепец! Я в ком искал награду всех трудов. ” О каких трудах он ведёт речь? То, что Чацкий пылил словами в доме Фамусова? Так тут больше трудились те, кто вынужден был выслушивать его монологи. Или он перетрудился за три года странствий?

Ответ У2. Чацкий относится к молодым людям, протестующим против устаревших обычаев и ратующих за службу делу, а не лицам. Они хотят служить не ради чинов и наград, а для блага и пользы Отечества. А чтобы служить с толком, они черпают знания из книг, удаляются от света и погружаются в размышление, в учение, отправляются в путешествие.

Спикер О2. Чацкий – глупец. Проведя три года в странствиях, по словам Ключевского, он утратил способность понимать действительность, а потому выглядит глупцом, комедийным героем. Не случайно автор комедии приводит на бал к Фамусову глухого князя Тугоуховского. Князь глух клинически, Чацкий глух душевно. Прежде чем произнести знаменитую фразу:

Чацкий разразился длиннющим монологом, в котором заклеймил всех. Однако его единомышленница – внучка Хрюмина кратко, а если верить, что краткость – сестра таланта, то значит и более талантливо сформулировала все мысли и чувства Чацкого: “Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать // Какие-то уроды с того света // И не с кем говорить, и не с кем танцовать”.

Вопрос У2. Чацкий высказывает умные мысли. (“Всё, что он говорит, очень умно”,- замечает Пушкин). Откуда же он взял умные мысли, если сам “не умён”?

Ответ О2. Умные мысли Чацкий взял от автора, от Грибоедова. Пушкин сразу же отделил Чацкого от Грибоедова: “Чацкий – добрый, благородный, пылкий, но, судя по его поведению (а не по речам!) не очень умный малый, тогда как Грибоедов, судя по речам Чацкого, очень умён”. С точки зрения Пушкина, получается так, что в комедии появляется ещё одно действующее лицо – Грибоедов. Это произошло потому, что Грибоедов не преодолел до конца правил драматургии классицизма.

IV. Публичное отстаивание и корректировка гипотез.

Спикер У3. Чацкий – трагедийный герой. П. Вяземский первый назвал “Горе от ума” трагедией. Сатира в комедии достигает трагического масштаба, и герой её, поставленный в комическое положение, является героем трагедийным.
В начале комедии Чацкий – пылкий энтузиаст, уверенный, что нынешних успехов разума и просвещения достаточно для обновления общества. Он решил, что “век нынешний” пересилил “век минувший”. “Нынче смех страшит и держит всех в узде”, недаром нынешних “охотников поподличать” “жалуют скупо государи”. Однако Чацкий жестоко ошибается. Финал комедии представляет нам другого Чацкого, возмужавшего, повзрослевшего, поумневшего. Он понимает, что в этом обществе ему нет места, оно выталкивает его.
И.А. Гончаров сказал о Чацком: “Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: “один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик – и всегда жертва!”

Спикер О3. Чацкий – комедийный герой, он выглядит смешно. Сначала Грибоедов дал комедии название “Горе уму”, но затем его уточнил “Горе от ума”. Действительно, уму нельзя причинить горя, но от ума горе может произойти. Демонстрируя свой “книжный” ум к месту и не к месту, Чацкий попадает в комические ситуации, которые он субъективно воспринимает как трагические.

V. Общий вывод.

Учитель. Вы прослушали аргументы дебатирующих сторон. Как вы считаете, кто прав, чья аргументация убедительнее?

– Мне показались более убедительными аргументы, подтверждающие ум Чацкого. Его ум и сила в независимости мысли, мне близки нетерпеливость и пылкость, с которыми он отстаивает свои убеждения.

– Я считаю правой группу, утверждающую, что Чацкий умён. Он терпит поражение, потому что пылкий и нетерпимый. Это мешает ему трезво взглянуть на окружающее.

– Чацкий, я думаю, умён. Он просто изображён не совсем ясно, ведь такие люди стали только появляться в то время.

– Чацкий глуп. Если бы он был умным, он умел бы слушать и понимать других людей. Он не может строить диалог, ведь важно умение не только умение говорить, но и слушать.

Учитель. Комедия “Горе от ума” - вечная загадка, такая же загадка как и её автор, сумевший одной пьесой поставить себя в один ряд с теми, кого мы называем классиками великой русской литературы.
Прошло полторы сотни лет, а о пьесе до сих пор отчаянно спорят. О комедии высказался весь цвет русской литературы и критики всех направлений… О Чацком сказано очень много. Мне лично представляется, что главным действующим лицом пьесы является не Александр Чацкий. Главное действующее лицо – Москва конца 10-х начала 20-х годов 19 века. В этом, наверное, и заключается главная тайна произведения, разгадать которую полностью просто невозможно, хотя приблизиться к ней мы всё же попытались.

VI. Подведение итогов урока: выставление оценок, домашнее задание.

VII. Рефлексия.

Учитель. Мы учились строить диалог, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Давайте обсудим, удалось ли нам это, соблюдены ли правила ведения дебатов?

Тайм-кипер. Мы думаем, что правила ведения дебатов были соблюдены, участников дебатов интересно было слушать. Оппоненты вели себя корректно, говорили по теме, рассуждали логично.

– Я считаю, что так заниматься интересно. Этот урок только похож на игру в дебаты, а на самом деле учит получать информацию самостоятельно.

– Такая ролевая игра интересна. Мы учимся выражать мысли, подбирать аргументы, отстаивать своё мнение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: начать работу по раскрытию идейного содержания комедии;

Образовательная: показать сущность нравственного столкновения Чацкого с Молчалиным;

Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, активную и самостоятельную свободно мыслящую личность;

Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, устного словесного рисования;

Тип урока: комбинированный урок;

Вид урока: практическая работа;

Оборудование и материалы: раздаточный материал для работы в группах;

1. Организационный момент (2-3 минуты).

2. Проверка домашнего задания (6 минут).

( По ходу слушания учащиеся составляют тезисы. )

3. Работа с историческим подтекстом пьесы (10 минут).

1 группа . Как относился Грибоедов к декабристам? Почему они считали его своим единомышленником? Какие факты биографии Грибоедова роднят его судьбу с судьбой декабристов?

И молодые офицеры,

Давая обществу примеры,

Являлись скромно в блеске зал.

Их не манил летучий бал

Бессмысленным кружевным шумом:

У них чело яснелось думой,

Из-за которой ум сиял…

Влюбившись от души в науки

И сбросив шпагу, спав в ножнах,

Они в их дружеских семьях

Перо и книгу брали в руки,

Сбираясь, по служебном дне,

На поле мысли, в тишине.

4. Анализ произведения (15 минут).

2 группа . В 5 явлении II действия Скалозуб и Фамусов произносят несколько слов о двоюродном брате Скалозуба. Как относятся они к нему? Чем близок этот человек Чацкому?

Индивидуальные задания по литературно-критическому материалу:

Вот как писал выдающийся русский писатель И. Гончаров о Молчалине:

Обоснуйте эту оценку Молчалина. Могли бы вы добавить что-либо к характеристике, которую дает Гончаров?

дополните своими. Со всеми ли выводами Гончарова вы согласны?

А. Пушкин о Чацком

Все, что говорил он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляда узнать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подоб.

( Из письма А. Бестужеву, январь 1825 года )

И. Гончаров о Чацком

В чем упрекает Чацкого А. Пушкин?

Что отвечает на этот упрек И. Гончаров? С чьим мнением вы со-

гласны? И как вы сами считаете?

Против чего выступает Чацкий, а главное — что утверждает он?

5. Подведение итогов урока (8 минут).

Разговор о конфликте в произведении.

6. Домашнее задание (2-3 минуты).

Урок №1. Знакомство с героями и фамусовским обществом.

Цель урока: знакомство с действующими лицами комедии и выявление основных конфликтных линий пьесы.

Образовательные технологии: технология критического мышления

Личностные: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Регулятивные: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Предметные: учащиеся научатся выразительному чтению и навыкам анализа драматического произведения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Стадия вызова. Актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учащимися собственных целей обучения.

Какие ассоциации вызывает название произведения?

Горе уму Горе от ума

( то, что вне человека; гонят, клянут, ( происходит не только с тобой, но и вокруг тебя)

- Как вы считаете, главный герой умный или глупый?

- Это история неудачной любви?

- Если это комедия, то что высмеивает автор: горе или ум?

3. Осмысление содержания. Получение новой информации.

Работа с текстом.

Записать в тетрадь!

Чтение 1 действия.

Быт московской дворянской семьи. Дом Фамусова.

- Какое впечатление произвели на вас герои?

- Кто показался смешным и нелепым , а кто заслуживает особого внимания, интересен?

Это все он и это всё о нем- о …….!

С какой целью Чацкий приезжает в дом Фамусова? Можно ли установить , откуда он приехал ?

Как Софья относится к Чацкому в начале пьесы? Как меняется её отношение к нему по ходу развития действия ? Какую роль в этом играют её отношения с Молчалиным?

Каково положение Молчалина в доме Фамусова? Как Молчалин относится к Софье ?

У Чацкого ум с сердцем не в ладу. И все-таки он без памяти влюблен в Софью.

Почему Фамусов настороженно относится к приезду Чацкого ? Какие темы поднимаются в их разговорах ? Как реагирует Фамусов на высказывания Чацкого ?

Цель урока : раскрыть суть конфликта комедии.

Обморок Софьи из-за падения Молчалина с лошади ставят Чацкого перед загадкой!?

Работа над проблемным вопросом . 2 действие. Чтение д.2, явление 1. Монолог Фамусова.

- Чем обеспокоен Фамусов?

Д.2, явление 2. Диалог Чацкого и Фамусова.

- Кто является инициатором спора?

- Это люди одной эпохи или разных?

- А что важно для Чацкого? Зачитать. Кто прав?

. ( Почему оба героя оказываются в комической ситуации?)

Проблемный вопрос: почему Чацкий не принимает фамусовское

( московское, дворянское ) общество?

Служить бы рад , прислуживаться тошно

Нигде не служит .

Дома новы, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары

Поют всё песнь одну и ту же , не замечая о себе: что старее, то хуже

3 . Где? Укажите нам , отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?

Презрение к мундирам, чинам. Предпочитает служить делу , а не лицам

В чем разочарован? Вывод.

Чацкий разочарован в закоснелом фамусовском обществе. Его раздражает чинопочитание, раболепие Фамусова.

Чацкий – сторонник новых взглядов на жизнь, томим желанием перемен к лучшему. Ему скучно с Фамусовым . Пламенный мечтатель.

Возвращаемся от социального конфликта к любовному .

- Нашел ли ответ на свой вопрос Чацкий? ( Нет)

1. Скалозуб ( хрипун, удавленник, фагот..) !?

2. Молчали н ( жалчайшее созданье..) !?

3. Чацкий !? Друг детства

А кем из них я дорожу ?

Хочу – люблю, хочу- скажу.

Молчалин! Будто я себя не принуждала?

- Почему Софья не верит в любовь Чацкого?( Чацкий три года не давал о себе знать…)

Уступчив, скромен , молчалив, тих….

- Чацкий о Молчалине. Жалок и заслуживает презрения. Не воспринимает его всерьез. ( В этом его ошибка. Молчалин проворный делец, удобно устроившийся в жизни)

- Чацкий о любви Софьи к Молчалину.

Чацкий / Молчалин.

Принципы жизни. Кто есть кто? Распределить

Иметь своё мнение

Умеренность и аккуратность

Балы не для знакомств, а для веселий

4… получать чины , награды

6. «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь

3. Любит, мечтает, обманывается

4. Мечтает о любви, семье

Молчалин признается в любви…Целует ей руку.

Итак, Чацкий никак не может разгадать Софью.

Но зато социальный конфликт принимает обороты не в пользу Чацкого.

- Что такое фамусовское ( московское , дворянское ) общество ? Каковы порядки, обычаи , нравы?

Отношение к образованию

« Всю ночь читает небылицы,

Отношение к службе

« Когда же надо подслужиться,

Вывод : Фамусов блюститель старых порядков, нравов!

Представители этого общества:

Фамусов Павел Афанасьевич –

Князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, считающий , что его единственный недостаток – глухота.

Супруги Горичи – Платон Михайлович – спокоен и ленив

Наталья Дмитриевна – властная.

Загорецкий – плут, мошенник, мастер услужить…

Действие №3. Светский раут Бал в доме Фамусова . ( Действие 3, явления 14-21)

Светский раут: гости развлекаются, танцуют, но это маска. Под этой маской скрывается корысть, найти выгодную партию, завязать знакомство, найти покровительство…

Здесь все ищут личную выгоду, лицемерят, а искренность считается дурным тоном.

Именно во время бала Чацкий будет объявлен сумасшедшим !

Что же Чацкий? Он не замечает, что его объявили сумасшедшим. Его не слышат. Зачем слушать умалишенного.

Да мочи нет: мильон терзаний

Груди от дружеских тисков

Ногам от шарканья, ушам от восклицаний

А пуще голове от всяких пустяков ..

Нет! Не доволен я Москвой ( Монолог Чацкого «Французик из Бордо….)

Критика русского общества, которое подражает иностранцам.

Но Чацкого никто не слышит и не желает слышать. Он безумец.

t1637432571ae.jpg

Цель : уметь анализировать художественный текст, выразительно читать по ролям и сформировать личностное восприятие к произведению ,

Я считаю, что сумасшедшим Чацкого объявила Софья.

Причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в ученье.

Чацкого игнорируют из-за шуток и насмешек.

Софья отвечает Чацкому взаимностью и готова с ним хоть на край света.

Лиза принимает ухаживания Молчалина и выходит за него замуж.

Я считаю, в финале комедии Чацкий побеждён лицемерным светским обществом. ?

Осмысливаем содержание 4 действия.

- Развязка любовного конфликта. Явления 10-13.

- Может ли Софья простить Молчалина и выйти за него замуж?

- Монолог Чацкого. Кого и что он обличает ?

- Есть ли победившие в споре между веком минувшим и веком нынешним?

- Как сложится судьба Чацкого, покинувшего Москву ?

Побежденный ? Победитель? ( Распределить высказывания по критериям).

Обличитель лжи, лицемерия.

Не такой, как все.

Вынужден покинуть дом Фамусова.

Изгнан из Москвы.

Итак, Чацкий – идеолог нового поколения, прогрессивного , образованного, тип декабриста. Непонятый, освистанный.

Чацкий положительно умен.

Чацкий породил раскол

Клеймит позором низкопоклонство

Московское общество и Чацкий

Мильон терзаний и горе

Слух о его сумасшествии

Роль Чацкого – роль страдательная.

Александр Чацкий – победитель или побежденный?

1.Герой комедии Грибоедова ….(дать краткую характеристику)

2. Цель его возвращения в дом Фамусова? Какую загадку он пытался разгадать?

3. Почему его Фамусов считает опасным, не признающим властей?

4. Объявлен сумасшедшим. Кем?

Кто такой Молчалин?

В чем видит смысл жизни?

Какие черты Молчалина раскрываются в отношениях с Фамусовым, с Чацким, С Софьей, С Лизой?

Читайте также: