Конспект урока наследование групп крови

Обновлено: 05.07.2024

Содержимое публикации

План занятия

Цель занятия: определить механизм наследования групп крови у человека.

познакомить обучающихся с понятием множественного аллелизма на примере групп наследования крови и принципом решения задач на множественный аллелизм; расширить знания обучающихся о группах крови человека о Rh-факторе.

пропагандирование донорства как гуманной акции спасения жизни людей.

развитие интереса к предмету через получение новых знаний, умения решения генетических задач, через работу с научно-популярной литературой.

Организационный момент.

Изучение новой темы

В 1832 году 20 апреля в больницу привозят истекающую кровью роженицу. Молодой акушер Андрей Мартынович Вольф решается на неслыханное. Он делает то, чему научился за границей и что до него никто в стране не делал. Вольф уговаривает стать донором мужа женщины, который одновременно и не доверяет доктору, и надеется. Берет у мужчины кровь и переливает роженице. И получилось! Женщина спасена.

Однако последующие четыре попытки окончились смертью больных. В 1873 г. подсчитали, что всего на земном шаре было произведено 247 переливаний, из них 176 окончились смертью.

С давних времен люди пытались применить переливание крови. Считалось, что переливание крови отважных и добрых людей делает других великодушными и храбрыми. Папа Римский Иннокентий 8, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей. Результат был печален. Умерли и юноши и папа.

Таким образом, переливание крови пытались применить издавна, но иногда оно сопровождалось успехом, а иногда приводило к гибели тех, кому переливали кровь. Как это объяснить?

Хочу узнать…

Представители микрогрупп озвучивают вопросы 2-й колонки

В ходе сегодняшнего занятия мы ответим на поставленные вами вопросы.

Цель занятия: определить механизм наследования групп крови у человека.

Задание для микрогрупп

Группы заполняют кластеры и представляют их. Кластеры сравниваются с кластером преподавателя.

Изучение теоретического материала

Микрогруппам предлагается изучить теоретический материал (на полях можно проставить значки:

Открытие группы крови

В 1901 г. немецкий ученый Карл Ландштейнер открыл три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще четвёртую группу крови. Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови.

На чем основаны групповые различия?

Оказывается, на эритроцитах находятся вещества белковой природы - антигены, которые называются агглютиногены (склеиваемые факторы). В крови людей были найдены 2 вида агглютиногенов и обозначены буквами латинского алфавита А и В. Эти вещества и отвечают за группы крови.

У обладателей II группы на эритроцитах присутствует антиген А, III группы - антиген В, IV группы - оба антигена, а у тех, кто относится к I группе, нет ни А, ни В.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: биология

Продолжительность: 45 минут

Учитель: Матвеева Ираида Вячеславовна, учитель биологии

Цель урока: дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий, о наследовании групп крови у человека и принципах решения задач на наследование групп крови.

Образовательная:

познакомить учащихся с понятием множественного аллелизма на примере групп наследования крови и принципом решения задач на множественный аллелизм;

расширить знания учащихся о группах крови человека

формирование навыков и умений по решению генетических задач наследование группы крови.

Воспитательная:

Создание условий для отработки стиля публичного выступления.

Развитие коммуникативных способностей через посредство работы в малых группах.

Пропаганда донорства как гуманной акции спасения жизни людей.

Развивающая:

Активизация мыслительной деятельности,

развитие творческого мышления, речи,

развитие умений учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать знания.

развитие интереса к предмету через получение новых знаний, умения решения генетических задач.

Методы и приемы: технология критического мышления, организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ/

Оборудование:

индивидуальные листы, раздаточные карточки с задачами на наследование групп крови.

Оформление классной доски:

1901 г- К.Ландштейнер открыл 3 группы крови

1904г- Я.Янский определил IV группу крови

1930 г –К.Ландштейнер получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине за открытие групп крови

1937г – К.Ландштейнер и Л.Винер открыли резус-фактор

Организационный момент (1 мин).

Вызов – это активное включение учащихся, актуализация имеющихся знаний, возбуждение интереса к обсуждаемому вопросу. Это заставляет обучаемого анализировать собственные знания и начать думать о теме урока .

Слово учителя:

Кровь- это…(после некоторого раздумья, дети вслух зачитывают свои ассоциации).

Сравните, ваша группа крови совпадает с группой крови родителей?

Как думаете, почему не совпадает?

Анализ соцопроса (подводится тут же, можно записать на доске)

Всего- 19 человек, из них:

Знают свою группу крови

Не знают свою группу крови

Знают группу крови своих родителей

Хочу узнать…

1. бывают 4 группы крови

1. чем различаются группы крови

2. как определяют группу крови

3. как открыли группы крови

4. Что такое резус- фактор?

В ходе сегодняшнего урока мы ответим на поставленные вами вопросы.

Ребята, ответьте на вопрос: для чего надо знать свою группу крови? Приведите, как можно больше предположений. Учитель на доске записывает все предположения учащихся.

Ответы учащихся:

часто переливание крови является единственным способом спасти человеческие жизни.

Знание групп крови необходимо для переливания крови.

Знание групп крови имеет общеизвестное судебно-медицинское значение:

а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах

б) определение отцовства.

Изучение новой темы.

1) История открытия групп крови

Выступление учителя.

С давних времен люди пытались применить переливание крови. Считалось, что переливание крови отважных и добрых людей делает других великодушными и храбрыми. Древние римляне и греки по предписанию врачей пили свежую кровь животных. Считали, что кровь гладиаторов — сильных людей, улучшит состояние здор овья больных и ослабленных.

1628 г. — Английский врач Уильям Гарвей сделал открытие о кровообращении в человеческом организме. Почти сразу после этого была предпринята первая попытка переливания крови. Папа Римский Иннокентий 8, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей. Результат был печален. Умерли и юноши и папа.

Первое удачное переливание крови от человека к человеку произвели в 1819 г. в Лондоне. английский акушер Д. Блендел применил переливание крови 10 роженицам, 5 из которых удалось спасти от смерти .

Спустя 13 лет успешное переливание крови проводят и в России. В 1832 году 20 апреля в больницу привозят истекающую кровью роженицу. Молодой акушер Андрей Мартынович Вольф решается на неслыханное. Он делает то, чему научился за границей и что до него никто в стране не делал. Вольф уговаривает стать донором мужа женщины, который одновременно и не доверяет доктору, и надеется. Берет у мужчины кровь и переливает роженице. И получилось! Женщина спасена.

Однако последующие четыре попытки окончились смертью больных. В 1873 г. подсчитали, что всего на земном шаре было произведено 247 переливаний, из них 176 окончились смертью.

Таким образом, переливание крови пытались применить издавна, но иногда оно сопровождалось успехом, а иногда приводило к гибели тех, кому переливали кровь.

2. Открытие группы крови

В 1901 г. немецкий ученый Карл Ландштейнер открыл три группы крови,

а затем в 1904 г. чешский ученый Я. Янский открыл еще четвёртую группу крови.

Великое открытие Ландштейнера было в 1930 году отмечено присуждением Нобелевской премии.

Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови.

3. Схема переливания групп крови у человека.

Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет.

После того как учащиеся записали все, что знаете по данной теме необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на доске. Ответы не обсуждаются и не оцениваются.

Задание учащимся:

1. На ваших индивидуальных листах учащихся стрелками покажите верные, по вашему мнению варианты схеме переливания крови у человека. Затем к доске приглашаются желающие, кто хотел бы показать свои варианты переливания крови.

2. Допишите фразу: (учащиеся самостоятельно дописывают определения, как они их понимают)

3. Наследование групп крови.

С одинаковой вероятностью у таких родителей может родиться ребенок и с 1 и со 2, и с 3 и даже с 4 группой крови.

Наследование группы крови происходит по закону Менделя.
У человека известно 4 основные группы крови. Наследование групп крови несёт характер множественного аллелизма.

Множественный аллелизм (генетический полиморфизм) - это явление, когда за развитие одного признака отвечают несколько аллельных генов.

Наследование групп крови определяется действием трех аллельных генов, обозначаемых А. В. О. Три гена могут давать 6 разных генотипов (ОО,АО,АА,ВО,ВВ,АВ).

Комбинируясь по два, эти гены дают шесть генотипов: АА,ОО,АВ,АО,ВВ,ВО.

Ген О – рецессивный. Гены А и В доминируют над геном О, но друг друга не подавляют.

Записи в тетрадь:

Группа крови зависит от действия (3-х аллельных генов)

доминантные гены (А, В)

Рецессивный ген (0)

Гены А и В друг друга не подавляют

Три аллели формируют сколько генотипов 6 - 00; АА; АО; ВВ; ВО; АВ

гомозиготные генотипы (00; АА; ВВ)

гетерозиготные генотипы (АО; ВО; АВ)

Знание этой таблицы вам пригодится для решения задач на наследование групп крови. Тем более, что в этом году в КИМы по биологии в часть С обязательно будут включены задачи подобного типа.

4. Решение задач.

Сегодня мы научимся решать задачи на наследование групп крови. По мере их решения мы будем заполнять таблицу. На таблице, которая приведена ниже вы сможете узнать, какая группа крови будет у вашего будущего ребенка в зависимости от группы крови родителей.

Вехи истории:

1901 г- К.Ландштейнер открыл 3 группы крови

1904г- Я.Янский определил IV группу крови

1930 г –К.Ландштейнер получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине за открытие групп крови

1937г – К.Ландштейнер и Л.Винер открыли резус-фактор

АГЛЮТИНАЦИЯ, АГЛЮТИНОГЕНЫ, АГЛЮТИНИНЫ, ГЕМОЛИЗ, РЕЗУС-ФАКТОР, РЕЗУС-КОНФЛИКТ, МНОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЛЕЛИЗМ, ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОЛИМОРФИЗМ, ДОНОР, РЕЦИПИЕНТ, ГЕМОГЛОБИН, ГЕМОТРАНСФУЗИЯ, СЕРПОВИДНОКЛЕТОЧНАЯ АНЕМИЯ (СКА)

Актуализация целей и задач урока (вступительное слово учителя)

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Из истории переливания крови животным и человеку

Вопросы переливания крови имеют долгую историю, с давних времен люди пытались применить переливание крови. Уже в Древнем Египте и Греции есть упоминание об этом. Кровь входила в состав некоторых лечебных напитков, считалось, что переливание крови отважных и добрых людей делает других великодушными и храбрыми. Папа Римский Иннокентий 8, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей. Результат был печален. Умерли и юноши и папа. Французская королева Мария Медичи (нач. 15 в.) отважилась пить человеческую кровь от недомогания и старости. Исцеление королева-кровопийца не нашла.

Впервые доказал возможность оживить животное переливанием крови, лондонский анатом Лоуэр в 1666г. Он поставил такой опыт: после смерти обезкровленной собаки, в ее сосуды была влита кровь от другой собаки. Собака ожила.

Первая удачное переливание крови от человека к человеку произвели в 1819 г. в Лондоне.

Спустя 13 лет врач Вольф провел первый в России успешную операцию переливания крови. Однако, последующие четыре попытки окончились смертью больных. В 1873 г. подсчитали, что всего на земном шаре было произведено 247 переливаний, из них 176 окончились смертью.

Долгое время, ученые и врачи не знали причины смертных исходов переливания. Только в начале 20 в. была раскрыта тайна.

2. Совместимость с несовместимость групп крови

К решению вопроса о переливании крови ученые шли очень длинным путем. В 1900 г. венский ученый К. Ландштейнер пришел к выводу о существовании 3 групп крови, а в 1907 г.чешский ученый Ян Янский определил 4 группу крови.

В процессе исследований, было установлено, что в крови 1 группы склеиваются эритроциты всех остальных групп, но ее эритроциты не склеиваются в крови других групп. Сыворотка 4 группы не склеивает эритроциты других групп. В то же время эритроциты этой группы склеиваются сывороткой 1, 2, 3 групп крови. 4 группа имеет свойства, противоположные свойствам 1 группы.

Промежуточное положение занимает кровь 2, 3 групп. В результате установлено, что кровь 1 группы можно переливать всем людям и поэтому, людей с этой группой крови называют универсальными донорами. Люди с 4 группой – универсальные реципиенты: им можно переливать кровь всех 4 групп, но их кровь можно переливать только людям с этой же группой крови.

3. Происхождение групп крови. Генетический полиморфизм

Происхождение групп крови объясняют по-разному. Одна из теорий связывает образование той или иной группы крови с экологическими условиями, в которых длительно находилась большая географически изолированная популяция людей, не восприимчивых к определенному виду заразных заболеваний. Поскольку некоторые антитела переносятся эритроцитами, то в них стали возникать аглютиногены различного вида, и тем самым обусловливать группу крови. Так оказалось, что для различных территорий характерно преобладание у людей той или иной группы крови.

Множественный аллелизм (генетический полиморфизм) - это когда за развитие одного признака отвечают несколоько аллельных генов. В генотипе диплоидного организма при этом могут находиться только 2 гена из серии аллелей, полученных от родительских организмов. Так наследуется окраска глаз у дрозофилы; цвет шерсти у кроликов.

Множественный аллелизм характеризует разнообразие генофонда, является видовым признаком, но наличие в генофонде многих аллелей одних тех же генов определяет и подчеркивает наследственную уникальность каждого индивида.

4. Наследование групп крови у человека

а) объяснение учителя ( запись в тетради)

Наследование групп крови определяется действием трех аллельных генов трех аллельных генов , обозначаемых А. В. О.

Комбинируясь по два, эти гены дают шесть генотипов:АА,ОО,АВ,АО,ВВ,ВО.

Ген О – рецессивный. Гены А и В доминируют над геном О, но друг друга не подавляют.

Генотип ОО - I группа
Генотип АА,АО - II группа
Генотип ВВ ,ВО - III группа
Генотип АВ - IV группа

б) примеры множественного аллелизма (работа с учебником стр.266-268)

в) решение задач на множественный аллелизм:

г) учитель объясняет типологию решения задач на множественный аллелизм на примере скрещивания I группы крови с другими группами крови, записывая данные в таблицу.

ЖЕНЩИНА МУЖЧИНА I (ОО) II(АА, АО) III(ВВ, ВО) IV (АВ)
I I
I II
I III
I IV
II II
II III
II IV
III III
III IV
IV IV

Д) решение задач с последующим заполнением таблицы (работа в группах)

Е) обсуждение проблемной задачи.

5. Ваша диета по гроппе крови (выступление детей)

6. Rh-фактор, Rh-конфликт

а) Задача - проблема

“Отец ребенка гетерозиготен по Rh-фактору. Мать Rh-отрицательна. Каковы возможные генотипы детей по резус-фактору? Какие генетические прогнозы вы бы дали этой паре?

б) Объяснение учителя ( запись в тетради)

Резус-фактор – доминантный антиген, контролирующий синтез резусного белка крови. У Rh (+) человека такой белок есть. В эритроцитах Rh(-) человека резус–белка нет. Он был обнаружен в крови у обезьян M.rhezus. У людей европеоидной расы ген Rh (+) встречается в 85% случаев, а ген rh(-) в 15% случаев. В тех случаях, когда плод резус-положителен, а мать резус-отрицательна, в ее крови накапливаются антитела, разрушающие эритроциты плода, что приводит к гемолитической желтухе. При повторной беременности опасность заболевания возрастает и усугубляется его тяжесть.

Rh(+) – доминантный ген, rh(-) – рецесивный.

в) Решение задачи с последующими выводами

7. Наследственные болезни крови человека ( на примере СКА)

а) Задача-проблема:

«У людей, больных СКА, первичная структура гемоглобина отличается от нормального гемоглобина лишь в 1 точке: седьмое место занимает не глутаминовая кислота, а валин. В остальном первичная структура нормального и измененного гемоглобина одинаковы.

При СКА эритроциты приобретают неправильную серповидную форму, крошатся на части и не могут выполнять свою функцию; кислородный голод приводит к смерти; причиной деформации и нарушения биологической функции эритроцита является изменение физико-химических свойств гемоглобина вследствие изменения первичной структуры - цепи его молекулы.

8. Донорство в Хаксии (выступление детей, посетивших Республиканский центр переливания крови)

9. Заключение. Основные выводы по уроку (делают дети вместе с учителем)

Группы крови человека – наследственный фактор ( признак), который передается по наследству по определенным законам. Группа крови не меняется в течение всей жизни, принадлежность к той или иной группы не зависит ни от расы, ни от национальности.

Возникновение 4 группы крови – результат эволюции, влияния внешних факторов.

Кровь можно переливать от человека к человеку. Донорство – почетно, необходимо.

Знания своей группы крови можно использовать при соблюдении диеты

Девушкам имеющим резус-отрицательную кровь , необходимо помнить о резус-конфликте, обращаясь при этом в Центр планирования семьи (учитель дает справку о работе Центра планирования семьи г.Абакана).

Сейчас известно около 50 наследственных заболеваний крови человека. Основная причина их возникновения – мутация генов. Для их исследования, лечения необходимо развитие науки и медицины.

10. Домашнее задание


Лекция предназначена для изучения студентами медицинского колледжа учения о группах крови и резус -факторе. Цель лекции дать знания студентам о группах крови человека,о наследовании групп крови, о методах определения групп крови, о правилах переливания крови и о резус -факторе и резус-конфликте. Студенты узнают о системе АВО, о четырех группах крови человека и об их отличиях, научатся решать задачи на наследование ребенком групп крови и резус-фактора.

Группы крови— это передающиеся по наследсГруппы крови— это передающиеся по наследству признаки крови, определяемые индивидуальным для каждого человека набором специфических веществ, получивших название групповых антигенов, или изоантигенов. тву признаки крови, определяемые индивидуальным для каждого человека набором специфических веществ, получивших название групповых антигенов, или изоантигенов. Учение о группах крови возникло в связи с проблемой переливания крови. В 1901 г. К. Ландштейнер обнаружил в зритроцитах людей агглютиногены А и В. В плазме крови аходятся агглютинины a и b (гамма-глобулины). Согласно классификации К.Ландштейнера и Я.Янского в зависимости от наличия или отсутствия в крови конкретного человека агглютиногенов и агглютининов различают 4 группы крови. Эта система получила название АВО, Группы крови в ней обозначаются цифрами и теми агглютиногенами, которые содержатся в эритроцитах данной группы. I группа (О) – в эритроцитах агглютиногенов нет, в плазме содержатся агглютинины a и b ; II группа (А) – в эритроцитах содержится агглютиноген А, в плазме – агглютинин b III группа (В) – в эритроцитах находится агглютиноген В, в плазме– агглютинин а ; IV группа (АВ) – в эритроцитах обнаруживаются агглютиногены А и В, в плазме агглютининов нет.

Любое переливание крови – это сложнейшая операция по своей иммунологии. Поэтому переливать цельную кровь надо только по жизненным показаниям, когда кровопотеря превышает 25% от общего объема. Идеально совместимой кровью при переливании является кровь такой же группы. При переливании несовместимой крови в результате агглютинации и последующего их гемолиза развивается гемотрансфузионный шок, который может привести к смерти. Человеку, имеющему I группу крови, можно переливать кровь только первой группы. В то же время, благодаря тому, что она не содержит агглютиногенов, ее можно переливать человеку, имеющему кровь любой группы. Людям с IV группой крови можно перелить кровь любой группы. В то же время кровь этой группы можно перелить только людям, имеющим ту же группу. В связи в этим людей, имеющих первую группу крови, называют универсальными донорами, а четвертую - универсальными реципиентами. В крови II и III групп не возникает при переливании агглютинации только в том случае, если вливаемая кровь будет либо той же группы, либо I. Перелить кровь этих групп можно людям с той же группой крови и с IV.

Содержимое разработки

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Ставрополь 2018 г.

Дисциплина: Генетика человека с основами медицинской генетики.

Тип занятия: теоретический урок

Место проведения: СБМК

Продолжительность: 90 минут

Цели занятия:

Студент должен знать:

Наследование групп крови ребенка по закону Менделя.

Правила переливания крови.

Методы определения группы крови.

Резус –фактор и резус-конфликт.

2.Воспитательная:

Воспитать у студентов чувство ответственности при выполнении профессионального долга.

Воспитать самостоятельность, уверенность в себе.

3. Развивающая:

Развивать наблюдательность, умение выделять главное.

Развивать умение быстро ориентироваться в конкретной ситуации, принимать необходимые меры.

Техническое обеспечение:

Кровь – жидкая ткань, осуществляющая в организме транспорт химических веществ и кислорода, благодаря которому происходит интеграция биохимических процессов, протекающих в различных клетках и межклеточных пространствах, в единую систему. Это реализуется благодаря сокращениям сердца, поддержанию тонуса сосудов и большой суммарной поверхности стенок капилляров, обладающих избирательной проницаемостью. Кроме того, кровь выполняет защитную, регуляторную, терморегуляторную и другие функции.

В организме взрослого человека содержится около 5 крови. Часть крови (около 40 %) не циркулирует по кровеносным сосудам, а находится в так называемом депо крови (в капиллярах и венах печени, селезенки, легких и кожи). Этот резерв поступает в кровяное русло в случае кровопотери, мышечной нагрузки или недостатка кислорода. Увеличение объема крови называется общей гиперволемией, уменьшение – гиповолемией. Кровь состоит из жидкой части – плазмы и взвешенных в ней клеточных (форменных) элементов. Не растворимые жировые частицы клеточного происхождения, присутствующие в плазме, называются гемокониями (кровяная пыль). — передающиеся по наследству признаки крови, определяемые индивидуальным для каждого человека набором специфических веществ, получивших название групповых антигенов, или изоантигенов. Антигены, которые не поступают извне, а присущи самому организму, называют изоантигенами. На основании этих признаков кровь всех людей подразделяют на группы вне зависимости от расовой принадлежности, возраста и пола.

Группы крови— это передающиеся по наследству признаки крови, определяемые индивидуальным для каждого человека набором специфических веществ, получивших название групповых антигенов, или изоантигенов. Антигены, которые не поступают извне, а присущи самому организму, называют изоантигенами. На основании этих признаков кровь всех людей подразделяют на группы вне зависимости от расовой принадлежности, возраста и пола.

Учение о группах крови возникло в связи с проблемой переливания крови. В 1901 г. К. Ландштейнер обнаружил в зритроцитах людей агглютиногены А и В. В плазме крови аходятся агглютинины a и b (гамма-глобулины). При встрече одноименных агглютиногенов и агглютининов, например А и альфа или В и бета, происходит склеивание эритроцитов - агглютинация.

Согласно классификации К.Ландштейнера и Я.Янского в зависимости от наличия или отсутствия в крови конкретного человека агглютиногенов и агглютининов различают 4 группы крови. Эта система получила название АВО, Группы крови в ней обозначаются цифрами и теми агглютиногенами, которые содержатся в эритроцитах данной группы. Групповые антигены – это наследственные врожденные свойства крови, не меняющиеся в течение всей Жизни человека. Агглютининов в плазме крови новорожденных нет. Они образуются в течение первого года жизни ребенка под влиянием веществ, поступающих с пищей, а также вырабатываемых кишечной микрофлорой, к тем антигенам, которых нет в его собственных эритроцитах. I группа (О) – в эритроцитах агглютиногенов нет, в плазме содержатся агглютинины a и b ; II группа (А) – в эритроцитах содержится агглютиноген А, в плазме – агглютинин b III группа (В) – в эритроцитах находится агглютиноген В, в плазме– агглютинин а ; IV группа (АВ) – в эритроцитах обнаруживаются агглютиногены А и В, в плазме агглютининов нет. У жителей Центральной Европы I группа крови встречается в 33,5%, II группа – 37,5%, III группа – 21%, IV группа – 8%. У 90% коренных жителей Америки встречается I группа крови. Более 20% населения Центральной Азии имеют III группу крови.

3.Наследование групп крови ребенка по закону Менделя.

При переливании крови от одного человека к другому учитывают, чтобы в переливаемой крови не было изоантител против изоантигенов крови человека, которому вводят кровь. Идеально совместимой кровью при переливании является кровь такой же группы. Агглютинация происходит в том случае, если в крови человека встречаются агглютиноген с одноименным агглютинином: агглютиноген А с агглютинином а или агглютиноген В с агглютинином b . При переливании несовместимой крови в результате агглютинации и последующего их гемолиза развивается гемотрансфузионный шок, который может привести к смерти, Поэтому было разработано правило переливания небольших количеств крови (200 мл), по которому учитывали наличие агглютиногенов в эритроцитах донора и агглютининов в плазме реципиента.

Для предупреждения агглютинации необходимо устранить возможность встречи агглютининов реципиента, т.е. человека, которому переливают кровь, с соответствующими агглютиногенами донора - человека, дающего кровь для переливания. Встреча агглютининов донора с соответствующими агглютиногенами реципиента не имеет существенного значения в силу большого разведения агглютининов в плазме реципиента. Человеку, имеющему I группу крови, можно переливать кровь только первой группы. В то же время, благодаря тому, что она не содержит агглютиногенов, ее можно переливать человеку, имеющему кровь любой группы. Людям с IV группой крови можно перелить кровь любой группы. В то же время кровь этой группы можно перелить только людям, имеющим ту же группу. В связи в этим людей, имеющих первую группу крови, называют универсальными донорами, а четвертую - универсальными реципиентами. В крови II и III групп не возникает при переливании агглютинации только в том случае, если вливаемая кровь будет либо той же группы, либо I. Перелить кровь этих групп можно людям с той же группой крови и с IV. В дальнейшем было установлено, что агглютиногены А и В существуют в разных вариантах, отличающихся по антигенной активности: А123 и т.д., В1, В2 и т.д. Активность убывает в порядке их нумерации. Наличие в крови людей агглютиногенов с низкой активностью может привести к ошибкам при определении группы крови, а значит, и переливанию несовместимой крови. Также было обнаружено, что у людей с I группой крови на мембране эритроцитов имеется антиген Н. Этот антиген встречается и у людей с II, III и IV группами крови, однако у них он проявляется в качестве скрытой детерминанты. У людей с II и IV группами крови часто встречаются анти-Н-антитела. Поэтому при переливании крови I группы людям с другими группами крови также могут развиться гемотрансфузионные осложнения. В связи с этим в настоящее время пользуются правилом, по которому переливается только одногруппная кровь.

5.Методы определения группы крови В настоящее время существует два метода определения группы крови. Простой — определение антигенов крови по стандартным изогемагглютинирующим сывороткам и цоликлонам анти — А и анти — В. Второй метод — перекрестный, заключающийся в определении агтлютиногенов одним из указанных способов с дополнительным определением агглютининов с помощью стандартных эритроцитов. Одну каплю крови смешивают с сывороткой анти-В, вторую – с анти-А, третью – с анти-А-анти-В. По реакциям агглютинации (скопления эритроцитов, показанные ярко-красным цветом) судят о групповой принадлежности крови.

6.Резус- фактор и резус-конфликт. Особо высокими антигенными свойствами обладает резус-фактор (Rh). Он был открыт в 1941 году Ландштейнером и А.Винером в эритроцитах обезьян Macacus Rhesus, откуда и получил свое название. В эритроцитах 85% людей белой расы содержится резус-фактор. Эти люди являются резус-положительными, а 15% людей - резус-отрицательными. У некоторых народов, например, эвенов резус-фактор встречается в 100%. В настоящее время известно, что система резус включает много антигенов. Наиболее активными в антигенном отношении являются антиген D, затем следуют С, Е, d, с, е. Они и чаще встречаются. У аборигенов Австралии в эритроцитах не выявлен ни один антиген системы резус. Система резус, в отличие от системы АБО, не имеет в норме соответствующих агглютининов в плазме. Поэтому резус-отрицательным реципиентам можно переливать только резус-отрицательую кровь. Переливание резус-отрицательным людям крови с наличием резус-фактора вызывает образование соответствующих антител. При повторном переливании такой же крови образовавшиеся антитела взаимодействуют с резус-фактором, в результате чего происходит гемолиз эритроцитов введенной крови и возникает резус-конфликт, протекающий по типу гемотрасфузионного шока. Резус-фактор передается по наследству. Если у матери Rh-отрицательный, а у отца Rh-положительный, то у плода этот фактор может оказаться положительным. Во время беременности резус-фактор проходит через плаценту из крови плода в материнскую кровь, вызывая у матери появление соответствующих антител. В дальнейшем эти антитела проникают в кровь плода и вызывают гемолиз эритроцитов, что может привести к гибели плода или рождению ребенка с тяжелыми гемолитическими явлениями. Однако значительное поступление эритроцитов плода в организм матери наблюдается только в период родовой деятельности. Поэтому первая беременность может закончиться благополучно. При последующих беременностях резус-положительным плодом антитела проникают через плацентарный барьер, повреждают ткани и эритроциты плода, вызывая выкидыш или тяжелую гемолитическую анемию у новорожденных. С целью иммунопрофилактики резус-отрицательной женщине сразу после родов или аборта вводят концентрированные анти-D-антитела. Для матери после образования Rh- антител серьезную опасность представляет переливание крови Rh+. 7.Список используемой литературы:

1. Медицинская генетика / Под ред. Бочкова Н.П. - М.: Мастерство, 2018.

2. Ярыгин В.Н., Волков И.Н. и др. Биология. - М.: Владос, 2016.

З. Биология / Под ред. Чебышева. Н.В. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2017.

4. Орехова. В.А., Лажковская Т.А., Шейбак М.П. Медицинская генетика. - Минск: Высшая школа, 2017.

Читайте также: