Знакомство техника безопасности вводное занятие меняя мир конспект урока 8 класс

Обновлено: 29.04.2024

1 этап – организационный.
Встреча детей, рассаживание за парты. Всем ли удобно, может поменять местами (слабое зрение). Раздаточный материал.

2 этап – подготовительный
(подготовка к восприятию нового содержания).
Здравствуйте, я рада приветствовать новых учащихся в нашем центре творчества. Здесь у нас занимается много ребят, сейчас у них тоже идут занятия, поэтому, чтобы не мешать остальным, давайте вести себя тихо, а чтобы ответить на вопрос или задать его – поднимайте руку. Договорились?
Сегодня мы с вами пройдём небольшой квест.
Когда мы выполним все этапы квеста, то получим свою первую картинку, которые мы с вами будем собирать в коллекцию целый учебный год. Любите коллекционировать что-нибудь? Расскажите, кто что собирает?
Итак, первый этап нашего квеста: знакомство.
Меня зовут Ирина Валерьевна. Я буду проводить с вами занятия по рисованию.
Скажите, а у вас есть знакомые Ирины? Поднимите руку, у кого есть знакомые Ирины? (Спрашивать по поднятой руке, кто именно знакомый у ребёнка с этим именем)

Хорошо, значит вы легко запомните, как меня зовут.
Давайте мы сделаем наши первые шаги к созданию картинки, ведь первый этап квеста позади.Сегодня вы можете рисовать чёрной гелевой ручкой, простым или чёрным карандашом, чёрным фломастером, а на следующих занятиях мы уже будем рисовать линерами или капиллярными ручкми. (Рисуем рамку)
А вот вас в группе много и я не сразу запомню ваши имена, поэтому помогите мне немножко – давайте сделаем карточки, которые вы будете ставить на стол на занятиях. Это и есть наше квестовое задание №2.
Для этого нам нужны цветные ручки или фломастеры. Давайте их достанем и положим перед собой на стол. (Динамическая пауза)

Делаем карточки на заготовках, красиво пишем своё имя и украшаем его так, как вам хочется. Можно сначала простым карандашом, потом фломастерами.
Не спешите, карточка должна быть красивой, выполняйте работу аккуратно. Ведь у нас не соревнования – кто быстрее закончит. На фломастеры сильно не давим. Работаем аккуратно, не мешаем работать своим соседям.
Кто уже нарисовал – убираем фломастеры, откладываем их на середину стола, ставим карточку на стол перед собой, чтобы мне и ребятам было видно ваше красивое имя. (Похвалить детей).
*******
Что ж, второе задание квеста мы тоже выполнили, значит пришло время дополнить картинку новым элементом (рисуем из уголка треугольник)
Итак, все готовы приступить к следующему этапу квеста?
(правила поведения в здании и техника безопасности)
Всё понятно, нет вопросов? Значит и этот этап квеста мы успешно прошли, молодцы, мы уже почти добрались до середины заданий. Давайте нарисуем новые элементы на наших листочках.
А сейчас четвёртое, самое лёгкое задание. Чтобы не уставать во время занятий мы будем иногда делать небольшие разминки. Предлагаю сейчас всем встать, никуда не отходим, просто отодвиньте стулья, чтобы они вам не мешали. Стоя на месте, не поворачиваясь всем телом, только поворачивая голову и плечи, ищем предметы в кабинете (перечисляю предметы, находящиеся в разных углах кабинета). Разминка 2-3 минуты.
Садимся на свои места. Мы добросовестно выполнили 4 этап квеста и пришло время нарисовать ещё пару новых элементов.

3 этап – основной.
(усвоение новых знаний, умений и навыков).
Ну а сейчас самый интересный, на мой взгляд, пятый пункт нашего квеста.
Я познакомлю вас с тем, чем мы будем заниматься в этом учебном году. Интересно вам?
Скажите, кто знает, что значит слово Тангл? Дудлинг? А зентангл?
Сложные слова? На самом деле всё не так сложно. Более подробно с этими словами и с самим видом творчества Зенарт я познакомлю вас на следующем занятии, а пока нам нужно только 1 слово – Тангл. Сейчас Тангл есть в нашем кабинете и вы все его сегодня уже видели. Как вы думаете, что же это такое? (варианты детей)

Тангл – это карточка, плитка с рамками, внутри которой размещается рисунок. Этот рисунок можно рассматриватть с любой стороны, у него нет низа или верха. Посмотрите, танглы у всех вас лежат на столе. У тангла есть определённый размер – 8,9 см х 8,9 см. Именно танглы мы с вами будем коллекционировать. Всего за время учёбы у вас должна получиться коллекция примерно из 100 карточек. Если не будете пропускать занятия. Не будете? Посмотрите,какая большая коллекция картинок уже набралась у меня (демонстрация карточек и альбомов)
Отлично, мы с вами немного познакомились с программой нашей студии, выполнили 5 этап квеста и значит можем дорисовать ещё пару элементов на нашем Тангле.
И вот так незаметно мы подошли к последнему, шестому заданию квеста.
(Материалы, необходимые для занятий) Ознакомились, записали.
Мы выполнили последний пункт квеста, можно закончить наш Тангл.
Как думаете, что мы с вами нарисовали сегодня? Что же это получилось на нашей карточке? (Карандаши). Давайте сделаем их цветными и красивыми?

4 этап – итоговый.
(анализ и оценка успешности достижения цели, перспектива последующей работы).
Сегодня мы с вами отлично поработали, я думала, что мы успеем только выполнить задания квеста и сделать карточки с именами, но вы большие молодцы, и успели нарисовать свою первую плитку в нашу копилку. Их будет ещё очень много, вы видели мои карточки и уже знаете, что вам предстоит пройти длинный и интересный путь, осваивая новый вид рисования – зенарт.
Скажите, вы узнали сегодня что-то новое для себя? (Новые слова, стиль рисования)
Давайте сейчас очень аккуратно, не нажимая, почти незаметно на обратной стороне нашего рисунка подпишем свою фамилию и имя, а затем разместим все карточки в центре стола.
Посмотрите, какие разные, но красивые у всех получились работы. У каждого художника есть свой почерк, свой стиль, так же и у вас. И даже если вам кажется, что сегодня у вас не всё получилось – не переживайте, ведь мы только начали учиться!

5 этап – рефлексивный
(самооценка, работоспособность, психологическое состояние, результативность работы)
Скажите, сложно вам было рисовать? Вы устали на занятиях? Понравилось вам работать со мной и со всей нашей группой?

6 этап: информационный
(определение перспективы следующих занятий, домашнее задание).
Для того, чтобы в дальнейшем вам было легче учиться рисовать, я вас попрошу об одной вещи: пожалуйста, после каждого занятия, когда у вас будет дома свободная минутка – сядьте, возьмите листочек бумаги, карандаш, ручку, фломастер и вспомните те элементы, которые мы рисовали на занятии. Просто порисуйте их, можно чёрно-белые, можно цветные, можно дополнить какими-то своими элементами. Ведь зенарт – это творчество, поэтому здесь можно всё. Включайте свою фантазию, придумывайте что-то своё. Не бойтесь ошибиться, что-то испортить, нарисовать не так – ведь здесь только вы решаете, что правильно, а что нет, что красиво, а что – нет. Только вы придумываете свой рисунок и никто не может знать, как он был задуман изначально.
А сейчас попробуйте найти свою работу (не переворачивая рисунки). Все нашли? Молодцы. Эту карточку можно забрать домой и показать родителям. Так же не забудьте отдать им список нужных материалов. Всем спасибо за работу, рада была знакомству. До новой встречи.

Приложение №1.
Схема этапов квеста.



Приложение №2.
Чёрно-белый и цветной рисунок, который должен получиться после прохождения всех этапов квеста.

Модель вводного урока биологии составлена для УМК Пасечник В.В. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Урок открытия нового знания

Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами проблемно-исследовательской технологии

Цели по содержанию

образовательные: формирование представления о человеке как о биосоциальном существе, о биологических дисциплинах, изучающих организм человека

воспитывающие: развитие интереса к предмету, к изучению собственного организма

  • определять цель урока;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
  • планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • обосновывать свое мнение, принимать чужую точку зрения;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • развитие умения ориентироваться в системе знаний, работа с информационным текстом учебника;
  • находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и информацию, полученную ранее;
  • развитие мотивов и смыслов учебно-познавательной деятельности
  • осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию;

Основные понятия и термины, изучаемые на уроке

Анатомия, физиология, гигиена, психология, гигиена, систематическое положение человека

Мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку

Проблемно-исследовательская технология, ИКТ-технология

Содержание учебного материала.

Форма организации учебной деятельности

1 этап. Организационный

Приветствие учащихся, создания позитивной эмоциональной обстановки.

-Добрый день! Я рада видеть вас на первом уроке биологии в 8 классе. Нашу встречу я бы хотела начать со следующих строк:

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

-Предлагаю вам вспомнить какие разделы биологии вы изучили в 6 и 7 классе?

Мотивация и целеполагание

- Как вы думаете, как этот видеофрагмент связан с изучением биологии?

- Организм человека можно сравнить с оркестром. В нем множество органов и систем, которые работают согласованно, так же, как и в оркестре все музыкальные инструменты звучат в унисон

- Точный ответ на этот вопрос вы узнаете, изучая биологию в 8 классе, и мы не раз еще вернемся к нему.

- Человек- уникальное создание природы, знакомство с которым вам предстоит.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата ___________03.09.2018_______________________

предметные: развитие общих представлений о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики и ИКТ; проверка знаний;

метапредметные формирование целостных представлений о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

личностные: умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Решаемые учебные задачи:

1) знакомство учащихся информатикой как наукой, с е ѐ местом в системе других наук, с целями изучения курса информатики и ИКТ;

2) обобщение и систематизация знаний учащихся о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни;

3) знакомство с особенностями изложения учебного материала в учебнике;

4) повторение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе со средствами ИКТ.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

Запись домашнего задания.

Введение с. 3-4. РТ. № 3, №9, № 11

Работа с дневниками

Формулирование темы и целей урока

- с содержанием курса 8 класса.

- правила поведения и безопасности

- знания за курс 7 класса.

Личностные УУД:

- формирование логического мышления

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка

- Познакомимся с содержанием курса 8 класса

Повторим правила поведения и безопасности

- соблюдайте чистоту, приходите в класс в чистой одежде;

- читают, со слайдов

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Коммуникативные УУД:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Личностные УУД:

- формирование навыков грамотного письма.

- формирования навыков практического применения имеющихся знаний

- проверим свои знания за курс 7 класса

- Вариант 1 РТ. №4, № 5 №6(1,3,5,7)

- Вариант 2 РТ. №4 №6(2,4,6,8) №10

Окончание урока, сбор рабочих тетрадей

Цели: познакомить учащихся с планом работы на учебный год, с творческими проектами, которые необходимо будет выпол­нить; проинструктировать по охране труда; воспитывать мотива­цию к учебной деятельности.

Оборудование: лучшие творческие проекты учащихся.

Ход урока

I. Организация урока.

2. Проверка г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

II. Вступление.

Учитель. Как много значит в жизни каждого из нас дом. Дом - это нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом - это уклад жизни, традиции, привычки. Это события и происшест­вия, которые и через годы не надоедает перебирать в памяти, это встречи и расставания, которые наполняют нас впечатлениями. От чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи миром, где каждому тепло и уютно? Существует много мнений по поводу то­го, каким должно быть жилище человека. Но каждый из нас свой дом создают самостоятельно.

Семья, дом - это школа трудовых навыков. И не только для взрослых, но прежде всего, для вас - подрастающего поко­ления. Жизнь учит: если ничего не умеешь, то ничего не имеешь. Ведь жилье - это не только квадратные метры, обои, светильни­ки. Это прежде всего отношения между живущими в нем людь­ми, отношения между людьми и вещами. Чем больше труда вложено в строительство (в прямом и переносном смысле) дома, тем большую радость вы доставите себе, своим близким. Именно человек, семья превращают квадратные метры в дом.

Сплоченная семья та, где каждый в доме несет свою долю обязанностей, где все помогают друг другу. Такой семье интересно жить, потому что ее членов объединяет множество дел. Дом - это огромная сфера человеческой деятельности. Все, что вы будете изучать в этом учебном году, так или иначе будет учить вас тому, как создать свой - единственный и неповторимый - домашний очаг, такой, чтобы каждый член семьи чувствовал себя дома легко и непринужденно, отдыхал душой.

III. Ознакомление с планом работы на учебный год.

ВложениеРазмер
instruktazh_po_okhrane_truda.docx 30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Цели: познакомить учащихся с планом работы на учебный год, с творческими проектами, которые необходимо будет выполнить; проинструктировать по охране труда; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование: лучшие творческие проекты учащихся.

I. Организация урока.

  1. Приветствие.
  2. Проверка г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

Учитель. Как много значит в жизни каждого из нас дом. Дом - это нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом - это уклад жизни, традиции, привычки. Это события и происшествия, которые и через годы не надоедает перебирать в памяти, это встречи и расставания, которые наполняют нас впечатлениями. От чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи миром, где каждому тепло и уютно? Существует много мнений по поводу того, каким должно быть жилище человека. Но каждый из нас свой дом создают самостоятельно.

Семья, дом - это школа трудовых навыков. И не только для взрослых, но прежде всего, для вас - подрастающего поколения. Жизнь учит: если ничего не умеешь, то ничего не имеешь. Ведь жилье - это не только квадратные метры, обои, светильники. Это прежде всего отношения между живущими в нем людьми, отношения между людьми и вещами. Чем больше труда вложено в строительство (в прямом и переносном смысле) дома, тем большую радость вы доставите себе, своим близким. Именно человек, семья превращают квадратные метры в дом.

Сплоченная семья та, где каждый в доме несет свою долю обязанностей, где все помогают друг другу. Такой семье интересно жить, потому что ее членов объединяет множество дел. Дом - это огромная сфера человеческой деятельности. Все, что вы будете изучать в этом учебном году, так или иначе будет учить вас тому, как создать свой - единственный и неповторимый - домашний очаг, такой, чтобы каждый член семьи чувствовал себя дома легко и непринужденно, отдыхал душой.

III. Ознакомление с планом работы на учебный год.

Учитель. Целью обучения на уроках технологии в этом учебном году является передача вам знаний и навыков, необходимых в сегодняшней повседневной практике и будущей самостоятельной жизни: планирование семейного и личного бюджета, грамотное пользование электроприборами, умение правильно организовать интерьер своей квартиры, делать мелкий ремонт и т. д.; развитие ваших личных качеств, которые понадобятся для осознанного выбора будущей профессии и проектирования жизненной карьеры.

Совершенство технологий, как известно, проверяется их экономичностью. Осваивать базовые понятия экономики вы будете на примере экономики семьи.

А какие красивые изделия могут украсить ваше жилище, если вы освоите технологию художественной вышивки!

Электротехника - это традиционно удел мужчин. Но наши квартиры, дома так электрифицированы, что знание основ электротехники необходимо и женщине, чтобы пользование электроприборами было для вас лично безопасно, а для вашего кошелька не разорительно. Поэтому большое внимание мы уделили вопросам охраны труда при проведении ремонтных работ и эксплуатации электроприборов.

Учитель показывает лучшие творческие проекты учащихся, выполненные в предыдущие годы, и кратко знакомит с основными требованиями к проекту.

Первичный инструктаж учитель проводит по следующей программе:

2.Проверка знаний у ч а щ и х с я по охране труда.

Опрос учащихся может проводиться по карточкам (см. Приложение к уроку).

По окончании опроса учащиеся расписываются в журнале регистрации инструктажей учащихся по охране труда.

VI. Подведение итогов.

Заключительное слово учителя.

Многое вы сможете узнать на уроках технологии в этом учебном году: как рационально организовать домашний труд, вести домашнее хозяйство экономно, как быстро и красиво обставить свою квартиру, выполнить мелкий ремонт.

Итак, к делу! Будем учиться создавать пространство для семейных радостей, дом, в котором будет тепло вам и всем вашим родным. Ведь дом, квартира - это вселенная, которую человек строит для себя и своей семьи. Ну а в помощь к знаниям, полученным на уроке, неплохо взять воображение, фантазию, творческий порыв.

Приложение к уроку 1

2 Требования безопасности перед началом работы

  1. Надеть спецодежду и установленные для данного вида работ средства индивидуальной защиты.
  2. Рабочий инструмент, приспособления и материалы разложить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.
  3. Проверить исправность оборудования.

3 Требования безопасности во время работы

3.1 Постоянно следить за исправностью оборудования и не работать при снятых или неисправных ограждениях, обеспечивающих безопасность труда.

  1. Не прикасаться к движущимся и вращающимся частям станков, оборудования, а также токоведущим частям электрооборудования.
  2. Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения его материалами и инструментами, отходами и мусором.
  3. Быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
  4. Выполнять работу нужно согласно технологической карте или строго по указаниям учителя, соблюдая требования инструкции по охране труда.
  5. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
  • подходить к оборудованию без разрешения учителя; выносить из кабинета материалы, инструменты, работать без спецодежды и средств индивидуальной защиты.

4 Требования безопасности в аварийных ситуациях

5 Требования безопасности по окончании работы

  1. Выключить электроприборы, оборудование.
  2. Привести в порядок рабочее место.
  3. Сложить инструменты и материалы в отведенные для этого
  1. Снять спецодежду.
  2. Вымыть руки с мылом.

ИНСТРУКЦИЯ по оказанию первой помощи пострадавшему

Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи. Аптечки первой помощи находятся:

  • в кабинетах СБО;
  • в школьных мастерских;
  • в спортивном зале;
  • в учительской и приемной.
  1. В случае поражения электрическим током необходимо:
  1. Освободить пострадавшего от действия тока:
  • отключить цепь с помощью рубильника или другого выключателя;
  • перерубить или перерезать провода (каждый в отдельности) инструментом с сухой ручкой из изолирующего материала;
  • отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего;
  • при невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом располагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением.
  1. Вызвать скорую медицинскую помощь.
  2. Оказать первую медицинскую помощь:
  • уложить пострадавшего на подстилку;
  • распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать нюхать нашатырный спирт;
  • обрызгать лицо и шею холодной водой;
  • растереть грудь и конечности спиртом;
  • при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца.
  1. При отравлении угарным газом необходимо:
  • вынести пострадавшего на свежий воздух;
  • поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом;
  • при необходимости применить искусственное дыхание;
  • после восстановления дыхания дать валериановых капель.
  1. При порезах необходимо:
  • при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее;
  • промыть рану дезинфицирующим раствором (например, фураци- лином);
  • обработать рану йодом;
  • наложить повязку;
  • при сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на рану положить давящую повязку.
  1. При ушибах:
  • положить на место ушиба холодный компресс;
  • забинтовать ушибленное место.
  1. Ожог термический:
  • смочить обожженное место спиртом или раствором соды;
  • наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия;
  1. Ожог едкими щелочами:
  • обильно смочить обожженное место нейтрализующим раствором соляной или лимонной кислоты;
  • смазать борным вазелином;
  • наложить марлю или вату;
  • забинтовать.
  1. Ожог кислотами:
  • обильно смочить обожженное место раствором соды;
  • наложить повязку, смоченную известковой эмульсией;
  • покрыть ватой, забинтовать.

Содержание аптечки и назначение лекарственных препаратов:

В аптечке должно находиться:

  1. Перевязочные материалы:
  • бинты;
  • вата;
  • индивидуальные перевязочные пакеты;
  • лейкопластырь;
  • пакеты со стерильными медицинскими салфетками.
  1. Кровоостанавливающий жгут.
  2. Нашатырный спирт (в ампулах). Применяется для возбуждения дыхания, обработки кожи при ожогах кислотами, при укусах насекомыми.
  3. Настойка валерианы. (Успокаивающее средство.)
  4. 5-% спиртовой раствор йода. (Для обработки ран.)
  5. Перманганат калия или марганцовка. (Для промывания желудка, обработки ран.)
  6. Питьевая сода. (Для промывания желудка, обработки кожи при ожогах.)
  7. Борный вазелин. (Для смазывания медицинских салфеток при закрытии проникающих ранений, смазывания кожи.)
  8. Активированный уголь. (Для лечения различных острых отравлений.)
  9. Борная кислота. (Для промывания глаз, обработки кожи.)
  10. Нитроглицерин или валидол. (При болях в сердце.)
  11. Анальгин, амидопирин. (При различных болях, ранениях.)
  12. Папаверин. (При гипертоническом кризе, болях в сердце.) Перевязочный материал и лекарственные препараты следует периодически заменять и пополнять. Их количество должно соответствовать числу работающих в данном подразделении.
  1. Перед началом работы на швейной машине с электроприводом необходимо проверить:

а) электрический шнур;

г) заправку нити.

а) ставить утюг на подставку;

б) включать утюг мокрыми руками;

в) ставить утюг вертикально;

г) оставлять утюг без присмотра.

а) работать прямой иглой;

б) хранить иглу в одежде;

в) отрывать нитку руками;

г) хранить иглу в подушечке;

д) работать ржавой иглой;

е) хранить иглу с ниткой.

  1. Какую первую помощь необходимо оказать пострадавшему от ожога?

а) наложить стерильную повязку;

б) проколоть вздувшийся пузырь;

в) промыть пораженный участок кожи под струей холодной

г) обратиться к врачу.

  1. Какую первую медицинскую помощь необходимо оказать при порезе?

а) промыть рану водой;

б) смазать поврежденные места раствором йода;

в) наложить стерильную повязку.

а) приложить к ушибленному месту холодный предмет;

б) смазать ушибленное место раствором йода;

в) наложить стерильную повязку.

4. Что нужно сделать со сломанной иглой?

б) собрать сломанные части, показать учителю;

в) сообщить учителю о поломанной игле.

Безопасность на уроках трудового обучения

Формирование знаний, умений и навыков при выполнении различных видов работ, подготовка к будущей профессии происходят на уроках технологии (трудового обучения). Трудовая деятельность школьников на уроках технологии строго регламентируется правилами, положениями и инструкциями по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии. Несмотря на это, занятия по технологии отличаются повышенной потенциальной опасностью для школьников. На практических уроках учащиеся нередко получают различные травмы, большинство из которых незначительны. Некоторые травмы способны нанести серьезный урон здоровью и даже привести к летальному исходу.

Основные причины травматизма на уроках трудового обучения:

  • плохая организация урока, недостаточный контроль со стороны преподавателя;
  • несоблюдение правил техники безопасности и нарушение трудовой дисциплины;
  • недостаточный уровень теоретической и практической подготовки учащихся;
  • несоответствие технологического процесса нормам по охране труда: заранее непригодные заготовки, отсутствие приспособлений безопасности, опасные технологии;
  • отсутствие, неисправность, несоответствие условиям работы или не использование спецодежды и средств индивидуальной защиты;
  • недостаточная требовательность преподавателя в вопросах соблюдения инструкций и требований техники безопасности;
  • ошибки в организации рабочего места: нарушение норм проходов, рабочих зон, несоответствие высоты основного оборудования росту учащихся, недостаточная освещенность;
  • отсутствие на станках и машинах ограждений, защитных приспособлений;
  • необеспеченность мастерских защитными устройствами от поражения учащихся электрическим током.

Наибольшее количество травм на уроках труда школьники получают по причине своей невнимательности, баловства, нарушений инструкций и требований техники безопасности.

3 апреля 2001 года. Приморский край. На уроке труда в щколое № 74 города Владивостока произошла трагедия. Учащиеся 6-го класса убирали спортивную площадку. Школьники повисли на сетке футбольных ворот и стали раскачиваться на ней. Неожиданно металлическая конструкция ворот упала на них. 12-летний мальчик умер в больнице, его одноклассник получил перелом основания черепа.

11 мая 2001 года. Москва. От электротравмы на уроке труда погиб учащийся 6 класса. Занятие проходило в учебно-воспитательном комплексе на улице Исаковского. 13-летний школьник взялся за оголенные провода, торчавшие из слесарного станка, которые были под напряжением. Подросток скончался на месте.

5 декабря 2001 года. Краснодарский край. В средней школе № 16 поселка Первомайский скончался мальчик, получивший травму в школе на уроке труда. На некоторое время дети остались в мастерской без присмотра педагогов. Школьники начали баловаться. В суете одного из них толкнули, и он при падении пробил голову о верстак. Школьник умер в реанимации.

К числу основных профилактических мероприятий по снижению травматизма на уроках труда относится соблюдение школьниками инструкций и требований техники безопасности.

Общие требования безопасности на уроках трудового обучения

  • Соблюдать правила пожарной безопасности, электробезопасности и поведения, требования техники безопасности, инструктажей, инструкций.
  • Не заходить в учебные и производственные помещения без разрешения преподавателя.
  • Приступать к выполнению работы только после прохождения инструктажа.
  • При необходимости использовать специальную одежду: халат, фартук, берет, косынку и средства индивидуальной защиты.
  • Выполнять только ту работу, на выполнение которой получено задание.
  • Не покидать учебное, рабочее место без разрешения преподавателя.
  • Не мешать работе других школьников.
  • Не баловаться, не бегать, не нарушать дисциплину, не совершать действия и поступки, способные привести к несчастному случаю.
  • О случаях травмирования, ухудшении самочувствия, при появлении опасностей необходимо немедленно сообщить преподавателю труда или другим взрослым.
  • При возникновении ЧС не поддаваться панике, действовать организованно, оказывать помощь пострадавшим.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПЕРЕМЕНАХ

Читайте также: