Конспект занятия по гарденотерапии для детей с овз

Обновлено: 16.05.2024

Гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации, при помощи приобщения детей и взрослых к работе с растениями.

Цель: комплексная коррекция различных сторон развития детей через ознакомление с окружающим растительным миром.

Задачи:

  1. Знакомство с полевыми и садовыми цветами.
  2. Знакомство с окраской и формой цветов.
  3. Развитие интереса к природе и бережного, позитивного отношения к ней.
  4. Развитие слухового восприятия, темпа и ритма речи.
  5. Развитие двигательной активности и координации движений.
  6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Реабилитационные эффекты:

  1. Развитие тактильной и психологической чувствительности к живому.
  2. Привитие трудовых навыков.
  3. Удовлетворение познавательных потребностей.
  4. Развитие художественного вкуса.
  5. Расширение представлений об окружающем мире.
  6. Тренировка мелкой моторики рук, точности движения.
  7. Нормализация взаимоотношений с окружающими через общение с природными объектами.

Основные коррекционные задачи:

  1. Формирование адекватной самооценки детей и подростков с ограниченными возможностями.
  2. Предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, психического инфантилизма.
  3. Коррекция психоэмоциональной и волевой сферы.
  4. Развитие элементарных трудовых и профессиональных навыков.
  5. Развитие познавательной и творческой активности.
  6. Овладение систематизированными знаниями об окружающей жизни.
  7. Формирование гуманного отношения к природе.

Цветы:

  • Ромашка
  • Колокольчик
  • Василек
  • Мак
  • Подсолнух
  • Анютины глазки
  • Одуванчик
  • Бабочки

Ход урока

Влетают бабочки, поют песню.

Мы бабочки-шалуньи
Веселые летуньи,
Порхаем по полям
По рощам, по лугам.
Вступление, говорят бабочки-ведущие:
Колокольчик и левкой,
Георгин, шар золотой,
Василек, ромашка, астры,
Ландыш с запахом прекрасным.
Мак, тюльпан, табак душистый,
Одуванчик золотистый,
Роза, мальва и ирис,
Незабудка и нарцисс.
Хорошо запомни ты,
Как называются цветы.

Берем детей за руки и выводим в круг.

Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Растилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).

Выходит цветок Ромашка.

Я ромашку на лугу
Отыскать всегда смогу
В белом платьице она
И нарядна, и скромна.

Каждый "ребенок-цветок" находит на полу картинку со своим цветком и несет его в общий букет. (под веселую музыку).

Выходит цветок Колокольчик.

О чем колокольчик
Звенит на лугу?
Ответить на это
Я вам не могу.
Но думаю так:
Зазвенит он с утра,
И знаю цветы -
Просыпаться пора.

Танец цветов с лентами.

Выходит цветок Роза.

Зовут меня розой, примите меня,
Я очень душиста и цветом нежна.
По цвету и имя такое мне дали.
И даже царицей за пышность прозвали.

Чуть вздыхает волна, (Медленный вдох, плавные движения рук)
Ярко светит звезда (Поднимаем голову вверх)
Ветерок колышется (Покачивание корпусом)
Как легко мне дышится (Спокойное дыхание)
Ветерок мне гладит щечку (Поглаживание щек)
И лежу я на песочке (Голова запрокинута назад)
Всюду розы аромат (Вдыхаем воображаемый аромат)
Как я жизни этой рад! (Улыбка, руки вверх).

Выходит цветок Василек.

Василек цветет все лето
Ярким цветом, синим цветом.
Знает каждый из ребят:
Он — реки и неба брат.

Дети делятся на две команды и по очереди поливают цветок и передают лейку следующему ребенку.(под веселую музыку)

Выходит цветок Мак.

Это что там за цветок,
Словно яркий огонек?
Это ярко светит так
Наш любимый, яркий мак.

Маленький для маленьких (Показывают высоту от пола)
Мак поднялся аленький (поднимаются на носочках)
Аленький поднялся (руки подняты высоко вверх)
Таким и остался (застыть в последней позе)
Огляделся, присмотрелся, (крутят головой)
На солнышке согрелся. (гладят плечи).

Выходит цветок Подсолнух.

Тянется все выше, выше,
Чуть ли не до самой крыши,
Желтая, как солнышко,
Шапка у подсолнуха.

У подсолнуха ладонь о-го-го! (показать левую ладонь)
Сто семян в ладони щедрой у него (постучать пальцами)
В тесноте, да не в обиде все сидят, (сжать левую ладонь в плотный кулак)
С ясным солнышком о лете говорят. (Поднять обе руки наверх, растопырить пальчики).

У нас в полисаднике возле терраски
Растут голубые анютины глазки,
Анютины глазки анютины глазки
Они распускаются быстро, как в сказке.

Если весело живется, хлопай так
Если весело живется, хлопай так
Если весело живется
Мы друг другу улыбнемся
Если весело живется, хлопай так. (хлоп – хлоп)
Если весело живется, прыгай так
Если весело живется, прыгай так
Если весело живется
Мы друг другу улыбнемся
Если весело живется, прыгай так. (прыг-прыг)
Если весело живется, топай так.
Если весело живется, топай так.
Если весело живется
Мы друг другу улыбнемся
Если весело живется, топай так. (топ-топ)

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики),

Бабочки привязаны к карандашам, надо кто быстрее намотает веревочку и поймает бабочку.

Выходит цветок Одуванчик.

До чего же смелый
Одуванчик белый!
Только дунет ветерок-
К облакам взлетит цветок.

Наши нежные цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки
Тихо засыпают, головками качают.

Мы на луг ходили
Хоровод водили
Вот так на лугу
Хоровод водили (2 раза)

Василек, ромашка,
Розовая кашка
Вот так на лугу
Розовая кашка. (хлопаем в ладоши)

На лугу цветочки
Маки, василечки
Вот так на лугу
Маки , василечки.(2 раза) – топаем ногами

Цветики-цветики
Соберем букетики.
Цветики-цветики
Соберем букетики. (сходимся к центру, а затем расходимся)

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё больше. Результаты исследований и практика свидетельствует о том, что любой человек, имеющий дефект развития может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу. Одной из задач специалистов, работающих с детьми с ОВЗ пробуждать у детей интерес у детей через возможные виды деятельности.

Основной целью воспитания и обучения детей с ОВЗ является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активирования его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. Согласно взглядам Л. С. Выготского, С. Л. Рубенштейна и А. Н. Леонтьева и других выдающихся отечественных психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности.

Для этого существуют различные методы работы с детьми с ОВЗ : фитотерапия, ароматерапия, танцетерапия, хромотерапия или цветотерапия, рефлексотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике.

Фитотерапия - лечение с помощью лекарственных растений. Эффективное лечебное и профилактическое средство.

Танцетерапия – одно из самых древних способов, используемых людьми для выражения своих чувств и эмоций. Танец сочетает в себе физическую, психическую и эстетическую деятельность.

Куклотерапия - используется в качестве основного приема коррекционного воздействия, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Песочная терапия - игры с песком и водой широко используются в работе с детьми с ОВЗ для формирования и развития пространственно-количественных представлений, для развития мелкой моторики.

Рефлексотерапия - это метод лечения, в основе которого лежит воздействие на биологически активные точки организма - нервные рецепторы, отвечающие за работу различных органов и систем. Сюда относится точечный массаж.

Арт – терапия - это терапия изобразительным творчеством, с целью воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка.

Сказкотерапия создаёт безопасную среду, в которой ребенок получает возможность раскрыть и исследовать свою личность, выявить и развить её ресурсы. Атмосфера волшебства и сказочности, часто используемая в сказкотерапии позволяет выйти за те искусственные рамки, что выстраивает окружение ребенка, расширить фокус его внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем.

Все эти методы терапии пренадлежат к числу эффективных средств коррекции, которые используем все мы в работе с детьми.

Кроме перечисленных инновационных технологий, сущестуществует инновационная технология - ГАРДЕНОТЕРАПИЯ, на которой остановлюсь подробнее. Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения) : терапия – лечение, т. е. лечение садом, растениями. В Древнем Египте людям, отстающим в развитии прописывали прогулки в садах, прогулки у реки, чтобы больные могли созерцать красоту и правильность форм растений, улучшалось настроение и человек успокаивался. Доказано, что цвет, как и музыка, может влиять на настроение человека, способствовать его выздоровлению. Природные цвета оказывают на человека огромное влияние, определяют наше эстетическое чувство.

(Эмпатия в психологии — это способность к сочувствию, сопереживанию проблемам другого человека.)

Гарденотерапия развивает познавательную активность, творческий потенциал, коммуникативные навыки, способствует социальной адаптации и интеграции ребенка с особенностями в развитии в общество, повышает реабилитационную компетентность родителей с целью улучшения уровня экологической культуры, формирует начальные трудовые навыки. В гарденотерапии существует несколько направлений деятельности:

Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапевтических методов позволяет не только восстановить ряд нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность инвалидов к полноценной жизни в обществе. Новые методы гарденотерапии, созданные реальной жизнью, дают возможность эффективно проводить процесс реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, оказывают социальную помощь семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, раскрывают дополнительные возможности личности ребенка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребенка, развивают эмоционально- волевую сферу. Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии (Эмпатия в психологии — это способность к сочувствию, сопереживанию проблемам другого человека.

Занятия ручным трудом дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, что является очень важным для детей с ОВЗ. Методы гарденотерапии раскрывают дополнительные возможности личности ребёнка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребёнка, развивают эмоционально-волевую сферу, т. к. для детей с ОВЗ возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).

Использование сенсорной комнаты и методов арт-терапии в работе с детьми ОВЗ В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ. Коррекционные цели в использовании камешков Марблс в.

Театральная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Театральная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Театр – особая форма синкретического искусства. Использование драмтерапии.

Сюжетно-ролевая игра в работе с детьми с ОВЗ

Сюжетно-ролевая игра в работе с детьми с ОВЗ В ГБУ коррекционный детский дом №2 для детей с ограниченными в Республики Башкортостан прошла неделя сюжетно-ролевых игр. Игра "Магазин.



Гарденотерапия Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения): терапия – лечение, т.е. лечение садом, растениями. Гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации, при помощи приобщения детей и взрослых к работе с растениями.


Гарденотерапия -это одно из направлений в социальной, трудовой, педагогической реабилитации при помощи привлечения детей к работе с растениями



Цель гарденотерапии - улучшить физическое и психическое состояние ребенка Основные коррекционные задачи: • Формирование адекватной самооценки детей и подростков с ограниченными возможностями. • Предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, психического инфантилизма. • Коррекция психоэмоциональной и волевой сферы. • Развитие элементарных трудовых и профессиональных навыков. • Развитие познавательной и творческой активности. • Овладение систематизированными знаниями об окружающей жизни. • Формирование гуманного отношения к природе.


Реабилитационные эффекты: ЭФФЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРИВИТИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ НОРМАЛИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ ТРЕНИРОВКА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА


Коррекционные возможности гарденотерапии Развитие познавательной активности Коррекция эмоциональной сферы Развитие тактильной чувствительности Расширение функциональных возможностей кисти руки Развитие элементарных трудовых и профессиональных навыков


Элементы гарденотерапии в различных видах деятельности Работа с растениями в уголках природы и на приусадебном участке Изобразительная деятельность с использованием растительных материалов Семинары – практикумы по посадке цветов для родителей, педагогов, воспитанников Творческие задания на комплексных коррекционно- развивающих занятиях, для детей с ОВЗ Цикл игр познавательного характера


Работа с растениями в уголках природы и на приусадебном участке


Изобразительная деятельность с использованием растительных материалов


Семинары – практикумы по посадке цветов для родителей, педагогов, воспитанников


Творческие задания на комплексных коррекционно- развивающих занятиях, для детей с ОВЗ


Цикл игр познавательного характера 1.Разложить картинки в правильной последовательности: 2. Исключить лишнее:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из приоритетных и наиболее трудных задач современной системы социального обслуживания является социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей с ОВЗ к работе с растениями.

«Гарденотерапия в работе с детьми

Пояснительная записка

«Наличие природы в нашей жизни очень важно,

особенно, когда мы живем и работаем в

профессор психологии Ричард Райан

Психологические характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривались многими авторами (И. А. Коробейников, В. И. Лубовский, 1981; Н. Я. Семаго, 2001; А. Н. Корнев, 1982, 1992 и др.). Общим в своеобразии всех психических функций и процессов является замедленный темп развития и быстрая истощаемость, низкая продуктивность и произвольная регуляция. Дети с отклонениями в развитии оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций. Исследования у данной категории детей зрительного восприятия выявили низкую активность восприятия в целом.

В исследованиях состояния психомоторики указывается на большое количество отклонений в развитии двигательной сферы:

- трудности переключения, координации и автоматизации движений;

- выраженная быстрая истощаемость.

Особенности памяти детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются:

- низкой активностью и целенаправленностью;

- сниженным объемом, точностью и прочностью. Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей. Наглядная память преобладает над словесной.

Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с особенностями в развитие характеризует инертность, низкая продуктивность. Нередко мышление детей данной категории тесно связано с конкретной ситуацией, а значит, что творческое мышление находится на начальной стадии своего формирования. Отмечая неравномерность развития различных сторон интеллектуальной деятельности среди детей с особенностями в развитии, исследователи выделяют ряд общих особенностей деятельности детей данной категории. К ним относятся:

• низкий уровень мотивации познавательной деятельности;

• недостаточность организованности и целенаправленности;

• выраженная быстрая истощаемость, импульсивность;

• большое количество ошибок.

У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушено формирование саморегуляции в деятельности. Этому способствуют их личностные особенности:

- слабость познавательных интересов;

- низкий уровень притязаний и мотивации.

Самоконтроль у детей с особенностями в развитие также не сформирован. Это проявляется в отсутствии потребности и навыка самопроверки, неосознании допущенных ошибок.

Характеризуя особенности деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, нельзя не сказать о низком развитии у них процесса внимания, который отличается крайней неустойчивостью, слабостью распределения и концентрации, плохим переключением и быстрой истощаемостью.

Таким образом, в силу своих особенностей в развитии, дети с ограниченными возможностями нуждаются в особых формах педагогического воздействия. Реабилитация детей-инвалидов — это комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться детям в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. Этому способствует гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.

Эффект гарденотерапии обычно проявляется в четырех сферах - интеллектуальной (когнитивной), социальной, эмоциональной (психологической) и физической.

В интеллектуальной сфере – это развитие разных видов памяти и словарного запаса; пробуждение любопытства; улучшение внимания, наблюдательности; улучшение способности планировать и принимать решения; получение новых навыков.

В социальной сфере – это улучшение навыков общения. Ребята учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества. Это и взаимодействие за пределами группы, общение в социуме; передача навыков и эмоций другим людям.

В психо-эмоциональной сфере – это усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки. Чувство гордости за успех, так же, как и чувство ответственности, приведшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Дети понимают, что от них зависят живые существа - растения. Полив цветов, посадка растений и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение энергии. У детей наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе, в следующем году.

В физической сфере – это развитие и улучшение основных моторных навыков. Улучшение мышечной координации и тренировка всех групп мышц; пребывание на свежем воздухе при уходе за садом улучшает общее состояние организма, так как растения выделяют фитонциды; происходит стимулирование и развитие не доминантных систем восприятия (дети слушают тишину, различают пение птиц, запахи растений, многообразие цветовой палитры).

Гарденотерапия опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой. Для ребенка с нарушениями развития возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний и оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает у детей восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых ребенку с тяжелыми нарушениями здоровья.

В ней соединяются положительное воздействие работы на свежем воздухе и благотворное влияние красоты растений на психику ребенка. Ухаживая за цветами, дети преодолевают замкнутость, неуверенность в себе и просто радуются жизни. Наблюдая за разными красками растений, ландшафтом родного края, ощущая запахи цветов, ребенок формирует образ мира, в котором он живёт и развивается.

Целевая группа:

улучшение физического и психического состояния ребенка.

-развитие познавательной активности;

-коррекция эмоциональной сферы;

-расширение функциональных возможностей кистей рук;

-развитие элементов трудовых навыков;

- воспитание бережного отношения к природе

Направления деятельности:

Основные понятия: Виды комнатных растений, произрастающих в группе. Названия комнатных растений. Характерные особенности комнатных растений. Условия жизни комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Упражнения в узнавании комнатных растений по внешним признакам. Части растений. Назначение частей растения. Различия и сходство между комнатными растениями. Семена. Комнатные лекарственные растения. Комнатные ядовитые растения.

2. Растения на участке

Основные понятия: Виды деревьев, кустарников, культурных и дикорастущих травянистых растений. Растения сада, огорода. Названия овощей, фруктов. Характерные признаки деревьев, кустарников, культурных и дикорастущих травянистых растений. Особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов деревьев, кустарников, культурных и дикорастущих травянистых растений. Правила ухода и выращивания рассады. Высадка садовых растений в грунт. Особенности жизнедеятельности растений на участке в разные времена года. Семена часть растения, необходимая для размножения. Лекарственные растения в саду. Правила сбора, хранения и применения лекарственных растений. Ядовитые растения в саду.

Основные понятия: Художественный труд с природным материалом. Прогулки с целью сбора желудей, шишек, веток, семян и других частей растений. Рассматривание собранного материала. Знакомство с технологией и видами аппликаций из листьев и других частей растения. Аранжировки из цветов, листьев, веток, семян, оттиск листом, сюжетные инсталляции из природного материала и другие виды творческой рукотворной деятельности.

Читайте также: