Окончание конспект логопедического занятия 3 класс

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия по дисграфии в 3 классе.

Тема: Состав слова ( обобщающее занятие)

Образовательные: формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова.

Коррекционные:

совершенствование словаря через развитие умения подбирать родственные слова и образование новых слов с помощью приставок, суффиксов;

развитие языкового чутья путём совершенствования зрительного, слухового внимания к слову;

развитие и совершенствование общей, тонкой, артикуляционной моторики.

Воспитательные: формирование познавательной активности, интерес к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование : индивидуальные зеркала, графические карточки, предметные картинки, тетради, ручки.

1. Организационный момент

Логопед: Назовите времена года. Какое сейчас время года? Докажите.

Давайте откроем тетради и оформим запись. Какое сегодня число?

А какой месяц? Что ещё нужно написать?(Тему занятия).

2. Развитие мелкой и общей моторики

Дети выполняют движения в соответствии с текстом .

Вырос высокий цветок на поляне, Дружно дают красоту и питание

Утром весенним раскрыл лепестки. Травке любой под землёй корешки.

3. Артикуляционная гимнастика

1. Упражнения для губ:

2. Упражнения для языка:

3.Упражнения для развития воздушной струи:

Логопед: Ребята, сегодня вы будете строителями. Перед вами стоит сложная задача: построить замок для царицы Грамматики. Для этого необходимо точно и чётко отвечать на вопросы о составе слова, правильно выполнять задания. Итак, приступаем к работе.

4. Родственные слова

Логопед: Какая часть слова самая главная?( Корень ) Почему?

- Что называется корнем? ( Корень – это общая часть родственных слов).

- У чего ещё бывает корень?

-Может ли без корня жить растение? Почему? Так и слова не обходятся без корня. А теперь запишите в тетрадь предложение.

Весной солнце ласково греет .

-Выделите во всех словах корень, подберите к каждому слову родственное. Какие слова называются родственными? ( Родственные слова - это слова которые имеют один корень и близки по смыслу).

-Из каждого ряда слов уберите лишнее, которое не является родственным.

Ветрище, вихрь, безветренный.

Ручей, ручеёк, ручка.

Газон, трава, травушка.

5. Образование слов с помощью приставок

- Приступаем к возведению второго блока башни. Прочитайте слова. С помощью чего они образованы?

Наступила, уступила, поступила, выступила.

- Что называется приставкой? ( Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов).

- Замените словосочетание одним словом ( синонимом).

Становиться теплее –

Раскрылись цветы –

Выйти из состояния сна –

( потеплеть, проснуться, распустились, расцвели, ожить, пробудиться)

- Запишите получившиеся слова в тетради, выделите в них приставку. К какой части речи можно отнести эти слова? ( Глаголу )

- Подберите антонимы к словам.

Проснуться –

( похолодать, завянуть, заснуть)

- Назовите в этих словах приставки.

- Образуйте новые слова с помощью приставок:

- Запишите получившиеся слова в два столбика, выделите приставку.

6. Суффиксальный способ образования слов

- Отгадайте загадку. О какой части слова в ней говорится?

Он стоит после корня, перед окончанием. Если его заменить, получится другое слово. Его обозначают уголком.

- Вспомните правило, что называется суффиксом? ( Суффикс – это изменяемая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов).

- Прочитайте слова, образуйте новые слова с помощью суффиксов, уменьшив этот предмет или назвав его ласково. Сделайте это устно.

солнце ветер

трава поляна

-Составьте словосочетания, подобрав к словам из первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика.

молоденький

- Запишите словосочетания в тетрадь, выделив во всех словах суффикс.

( На доску вывешивается третья башня).

7. Окончание

- Выберите правильно утверждение.

Окончание служит для образования новых слов.

Окончание служит для связи слов в предложении.

- Ребята, вы правильно выполнили все задания и на славу потрудились.

( На доску вывешивается последняя башня).

- Повторили все, что знаете о части слова. Посмотрите, какой замечательный замок получился. Осталось только укрепить его, поставить ворота, и выполнить задание.

На доску вывешиваются ворота, на обратной стороне задание.

- Прочитайте текст, в нём использованы словосочетания, которые вы составляли. Есть ли в этом тексте ошибки, исправьте.

Выступила весна. Весеннее солнышко натопило тонкий ледище. Разбудилась земля. На лесной поляне подзеленела молоденькая травища.

Выцветают подснежники. Хороши эти первая цветочки!

Если дети успевают выполнить задание письменно, то исправленный вариант заносится в тетрадь.

8. Итог занятия

- Вам понравилось занятие?

-Какие части слова повторили?

-Молодцы, ребята! Оказывается , вы не только хорошие ученики, но и умелые строители. Построив на занятии волшебный замок для царицы Грамматики, мы попали в страну Морфологию. Путешествие по этой стране мы совершим на следующем занятии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект логопедического занятия на тему: Состав слова. Окончание.

Наглядные пособия и раздаточный материал: ежик, картинки с артикуляционными позами, карточки, ёж, грибы.

Гриб, ы. мяч, …. корзина с грибами, мяч, мелкие ежи с мячами, фишки, 11 палочек, 2 пуговицы.

1. Организационный момент.

- Дети, к нам пришел гость, а кто, вы узнаете, отгадав загадку:

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят.

Молока они хотят

- Правильно, к нам пришел еж и принес нам много заданий, игр и сюрпризов. А какой он?

Колючий, забавный, фыркающий, серый, красивый

!. А еще он очень трусливый. Сейчас я расскажу вам историю про него, а вы

Будете мне помогать мимикой и жестами.

Ежик бегал по лесу и искал грибы. Он такой сосредоточенный и серьезный.

И вдруг услышал какой-то шум. Ежик насторожился. Это по лесу гуляли дети. Они спокойные, расслабленные. Ежик испугался.

- давайте отнесем ежика в безопасное место, где на него никто не наступит.

Берите ежика осторожно, медленно, бережно, чтобы не уколоться.

Ежик благодарен им, он улыбается, радуется.

3. Развитие мелкой моторики

- А сейчас мы покажем ежику как мы делаем гимнастику для пальчиков. Для чего мы ее делаем?

чтобы наши пальчики были ловкие и помогали нам писать и говорить.

Этот пальчик - дедушка

Это: пальчик - бабушка

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик - я

Это вся моя семья

Дети поочередно загибают пальчики от большого сначала на правой руке, затем на левой. Затем на обеих руках.

4. Дыхательная гимнастика.

- Посмотрите, ежик тоже пришел не один. Он привел своих ‚деток. Как называются детки ежа?

- А зайца, а медведя, а лисы, а волка, а белки?

- А это не просто ежата, все они футболисты. Давайте мы с ними поиграем в

Подуем тихонечко - ежата ведут мяч перед собой

Теперь сильно, резко - забил гол

Ура! Победила команда ежат и детей 2 класса!

5. Развитие зрительно-пространственной ориентации

6. Развитие артикуляционной моторики

-А сейчас мы покажем ежику как умеем делать артикуляционную гимнастику.

Для чего мы ее делаем?

Д. Что бы правильно выговаривать звуки.

7. Развитие языкового анализа и синтеза

- Смотрите ежик пришел не с пустыми руками. Что он держит в лапках?

- Он еще принес с собой корзинку, посмотрите, что в ней?

- Какой первый звук в слове грибы?

- Какой второй, третий…

Г - согл. тверд., синий

Р - согл., мягк,Зел.

Б–согл., тверд, синий

Сколько гласных звуков в слове грибы? Назовите их.

Сколько всего звуков? Сколько букв?

Чем звук отличается от буквы?

Д. Звук мы проговариваем и слышим, буквы пишем и читаем.

8. Работа над определением окончаний в словах.

- Скажите мне еще раз, что у ежика в лапках?

- А что у ежика в корзинке?

У. Чем отличаются эти слова?

Ы – это окончание. Сегодня мы будем говорить об окончаниях. Оно может

изменяться! А как оно может изменяться мы сейчас увидим.

Я буду показывать вам карточки, а вы смотрите и читайте

Мяч мух лис рук

- Что здесь изменятся?

Д. Окончание.

- Изменяется часть слова, называется окончанием.

Окончание обозначается квадратиком.

- Что такое окончание?

- Как обозначается окончание?

! Д, Окончание - это изменяемая часть слова. Оно обозначается

Дети. Посмотрите, наш ежик без обуви. Какую обувь он сейчас должен одеть?

- А почему? Какое сейчас время года?

- Как вы определили? (ПРИЗНАКИ ЗИМЫ)

- давайте расскажем ежику стихотворение.

Ежик, одевай сапожки (имитируем одевание сапог)

А не то замерзнут ножки

И согреюсь без сапог.

Повторяем 2 раза.

10. Развитие грамматического строя речи.

- Можно ли назвать ‚ данные слова предложением?

Д. Эти слова не связаны между собой по смыслу.

- Измените слова таким образом, чтобы они были связаны между собой и

! Указать на предлоги, посчитать сколько слов в предложении.

- Запишите предложение в тетради и отметьте ту часть слова, которая изменилась, т. е. окончание.

(С большой буквы, расстояние между словами, точка в конце)

- Теперь мы тем сказать для чего служат окончания?

Д. для связи слов в предложении.

- Как обозначаются окончания?

- Скажите полностью, что вы узнали об окончании.

д. Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в

предложении, обозначается квадратиком.

(Хором каждый ребенок)

- Я вам раздам карточки, вы допишите в них окончания, обозначьте их.

- Прочитайте, что получилось, какое окончание.

- Скажите еще раз, что мы узнали об окончании.

- Дети, мы еще много будем говорить об окончаниях на наших уроках, а сейчас Ежику пора в лес. Он принес нам гостинцы!

Давайте поблагодарим и к следующему занятию поищем дома картинки, стихи и загадки о ежиках.

  • упражнять учащихся в разборе слов по составу;
  • закрепить знания детей об окончании, как изменяемой части слова, служащей для связи слов в предложении;
  • уточнить и обогатить словарный запас учащихся;
  • развивать грамматический строй речи;
  • воспитывать зрительное и слуховое внимание, память, самоконтроль на письме.

ЗАНЯТИЕ №1

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Беседа по материалам прошлого занятия.

– На прошлом занятии мы говорили о самой главной части слова, которая называется КОРЕНЬ слова. Что необходимо сделать, чтобы найти, выделить корень? … Верно, нужно подобрать родственные, близкие по значению слова.

– Итак. КОРЕНЬ СЛОВА – это общая (одинаковая) часть однокоренных, родственных слов.

– Как обозначается КОРЕНЬ слова? …

– Сейчас я назову цепочку слов. Внимательно послушайте слова и выделите в них КО-РЕНЬ. (Это задание можно выполнить в тетрадях.)

Дружба, дружок, дружина; (друж-)

лесник, лесной, перелесок; (лес-)

холода, холодный, холодильник. (холод-)

3. Беседа по новой теме.

– Ребята. На доске записаны пословицы. Прочитайте эти пословицы и подумайте, о чём они:

  1. Каков мастер, такова и работа.
  2. Душу и сердце вложи в работу.
  3. День годом кажется без работы.

– Эти пословицы про работу. (Каждая пословица читается, объясняется её значение.)

– Выделите корень в подчеркнутых словах. (работ-)

– Какие буквы стоят в конце слов? -а, -у, -ы.

– Часть слова, которая стоит после корня и изменяется – это ОКОНЧАНИЕ. Оконча-ние обозначается вот таким знаком – c.

– Сегодня мы будем разбирать слова по составу, находить окончание.

– Ещё раз скажем, что такое окончание. ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова.

4. Упражнения в морфологическом анализе слов:

а) Спишите пословицы, выделите окончания в словах с корнем РАБОТ-;

б) Запишите слова парами по образцу, выделите корень слова, окончание:

Улица – улицы, машина – … , дом – … , река – … , стол – … .

(При проверке записанных слов, выделить корень слова, назвать изменяемую часть слова – окончание. С некоторыми из слов устно придумать предложения.)

в) Прочитайте словосочетания, назовите родственные слова, выделите в них оконча-ние:

Школьный вальс, школьная форма, школьное окно, школьные задания.

Запишите в тетради родственные слова, выделите в них окончания. Что общего у родственных слов, Что они обозначают? Слова обозначают признак предмета.

г) Физкультурная пауза.

д) На доску выставляются предметные картинки, по которым нужно составить словосочетания, отвечая на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Шар (какой?) … , тарелка (какая?) … ,

блюдце (какое?) … , варежки (какие?) … .

(голубой, голубая, голубое, голубые).

Записать словосочетания в тетради, выделить в родственных словах корень и изме-няемую часть слова – окончание. С некоторыми словосочетаниями устно или письменно придумать предложения.

е) Работа с карточками.

Прочитать предложение, закончить слово, вставляя нужное окончание:

На полке стоит сумк_. Мама взяла свою сумк_.

ж) Прочитать, делая паузу в конце каждого предложения. Списать предложения. В конце предложений ставить точки. В подчёркнутых словах выделить окончания.

Мы любим сидеть у реки над рекой летают стрекозы ночью к реке прилетают соловьи.

5. Подведение итога занятия.

– Как называется изменяемая часть слова?

– Что такое ОКОНЧАНИЕ?

– Приведите примеры, выделите в слове окончание.

ЗАНЯТИЕ №2.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Беседа по материалам прошлого занятия.

– Что такое окончание?

– Что вы знаете об окончании?

– Как окончание выделяют в слове?

3. Беседа по новой теме.

– Вы, ребята, правильно сказали, что окончание – изменяемая часть слова. Если этого не будет, то предложение получится неправильное, некрасивое. А слова в предложе-нии всегда связаны друг с другом. ОКОНЧАНИЕ служит для связи слов в предложе-нии.

– Выполним такое задание. Возьмите карточки, на которых напечатан тест. Нужно его прочитать, изменяя слова, данные в скобках.

Книга – лучший друг человека. Без (книга) трудно прожить. Мы многому обя-заны (книга). Надо любить и беречь (книга). В (книга) много интересного и поучи-тельного.

– Если слова в скобках не изменять, получатся правильные предложения? Красиво они будут звучать? …

– Для того, чтобы предложение было правильно построено и красиво звучало, служит изменяемая часть слова – окончание. Если окончания употреблять неправильно, то в словах предложения будет ошибка. Будьте всегда внимательны и следите за правиль-ным произношением и правописанием окончаний слов.

4. Упражнения в морфологическом анализе и синтезе слов:

а) Работа с карточками.

Вставить пропущенные окончания:

Книг_ – лучший друг человека. Без книг_ трудно прожить. Мы многому обязаны книг_. Надо беречь и любить книг_. В книг_ много интересного и по-учительного.

б) Прочитать и сравнить слова в единственном и во множественном числе, назвать изменяемую часть слова. Списать (или записать под диктовку ), выделить окончания слов:

Городская улица – городские улицы

глубокое озеро – глубокие озёра

(При проверке выполнения задания, ученики называют окончания, устно или письменно придумывают предложения.)

в) Физкультурная пауза.

г) Прочитать предложения, записанные на карточке, расположить их в правильной последовательности, чтобы получился рассказ. Придумать заглавие, записать текст в тетради.

- На снегу они увидели птичку.

- Зимой дети гуляли в парке.

- Птичка была очень слаба.

- Ребята принесли птичку домой.

- Весной выпустили птичку на волю.

- Каждый день дети давали птичке корм.

(Выборочная проверка записанного текста у 2-3 учащихся, выделение окончаний в словах, которые встречаются чаще других.)

5. Подведение итога занятия.

– Чем вы занимались сегодня, какие задания выполняли?

– Что такое окончание?

– Для чего служат окончания?

– Подберите из слов для справок слова к схеме: (графически: корень, окончание)

Речевой диагноз: нарушения чтения и письма, обусловленные ФНР, ФФНР, ОНР.

Длительность занятия: 40 минут.

- закрепить знания детей о частях слова и основы слова;

- развивать навыки морфологического анализа и синтеза слов;

- формировать навыки словообразования при помощи суффиксов и приставок, окончаний;

-закрепить правила правописания жи, ши, чу, ча

- развивать монологическую речь обучающихся;

- воспитывать эмоционально-ценностного отношение к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;

- воспитывать положительную мотивацию к занятиям.

I. Организационный момент.

- Вокруг нас много всего хорошего, в том числе в русском языке много добрых слов.

- Вы знаете их? Назовите их! (СПАСИБО, ДО СВИДАНИЯ, ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ, ВСЕГО ДОБРОГО, УДАЧИ ВАМ, БОЛЬШЕ СПАСИБО, ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ, ВЫЗДОРАВЛИВАЙТЕ, ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ, ИЗВИНИТЕ, БУДЬТЕ ДОБРЫ! БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЫ! и т.д.)

- Вот я говорю вам: ДОБРЫЙ ДЕНЬ, РЕБЯТА! Начинаем наше занятие.

- В начале небольшая разминка для мозга. Перед вами картинки. По первым звукам слов-картин составьте слово и озвучьте! Для удобства работы используйте листочки и ручки, т.е. первый звук слова запишите на листочке.

Введение в тему

- Чтобы определить тему занятия, вы должны прочитать слова через одну букву. Первая буква выделена.

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ ОТСУНЖОКВЙА СПЛЫОНВЯА

- Кто разгадал? Озвучьте! (Предлагаю выйти к доске и выделить чертой нужные буквы для прочтения)

- Правильно! Тема нашего занятия ОКОНЧАНИЕ. ОСНОВА СЛОВА

II. Основная часть

- Запишите сегодняшнее число, месяц, тему!

- Ребята, скажите, из чего состоит наша речь? Повторите!

(Наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов).

- Из каких частей состоит слово? (приставки, корня, суффикса, окончания)

- Внимательно посмотрите на доску. Работу будем выполнять на доске, по цепочке.

1. - Из данных частей составьте слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание. (на доске)

- Таким образом, мы уже умеем выделять в слове все его части. Какие? Назовите их снова.

- Молодцы, справились с заданием.

Пап_ любит сын_. Пап_ любит сын_.

- Объясните смысл каждого предложения. (В 1 предложении Папа любит сына.

Во втором - Сын любит папу).

- Почему смысл предложений изменился? (Потому что мы вставили разные окончания).

- ПАПА и ПАПУ – это однокоренные слова?

- Нет, это одно и то же слово. Изменилась его роль в предложении. Изменилась его форма.

- Как же называется эта часть слова?

- Она называется – окончание.

- Для чего служит окончание?

- Для связи слов в предложении.

- Как вы думаете, что же такое ОКОНЧАНИЕ?

- Окончание – это изменяемая часть слова. Папа, у папы, папу, с папой.

- Ну, а теперь несложно будет понять, что же такое ОСНОВА СЛОВА,

- ОСНОВА СЛОВА – это неизменяемая часть слова без окончания.

- Что может входить в основу? (Приставка, корень, суффикс)

Пример: зима, зимушка, зимний, зимовье.

- Запишите эти слова в тетрадь, выделите окончания и основы слов. Работу выполняете самостоятельно.

II. Закрепление материала

Подготовка руки к письму

1.Составьте слова из отгадок головоломок. Ответы пишите в тетрадь, выделяете окончания, основы слов. (слова на доске)

Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,

Корень, как у слова КОВАТЬ.

Окончание в слове СОВА.

Что это такое? (подкова)

Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ

Корень такой же, как в слове ХОДОК.

Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ

А окончание, как в слове МАМА.

Это слово - (походка)

- Таким образом, мы упражнялись из частей слов составлять слова.

- Разделите полученные слова на слоги, предварительно выделите красным цветом гласные. Помним правило: сколько гласных в слове, столько и слогов.

(индивидуально к каждому подхожу и проверяю правильность хода работы).

- Молодцы! С заданием справились.

- Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно уметь определять части слов в словах?

(Правильно определять части слов в словах нам нужно для того, что бы грамотно определить опасное место в слове и проверить его)

2. Составьте словосочетания. К словам первого столбика, подберите слова из второго столбика. Сначала озвучим ответы, затем напишите их в тетрадь.

Выделите окончания и основы у слов, которые отвечают на вопросы: Кто? Что?

3. Прочитайте вопросы. Из данных в скобках слов составьте и запишите ответы на эти вопросы. Сначала работаем устно, озвучиваем ответы.

А) Где жили грачи? (в, березовый, грачи, роще, жили).

Б) Кто однажды забрался в рощу? (забрался, в, однажды, рощу, кот)

- В первом предложении какое слово является главным? (Грачи)

- Отметьте это слово крестиком и подчеркните одной линией.

- Что делали грачи в роще? (Жили). Подчеркиваем двумя линией, это будет действие.

(Аналогично разбираем и втрое предложение).

III. Итог занятия

- Назовите тему занятия.

- Что такое ОКОНЧАНИЕ? ОСНОВА СЛОВА? (определения)

- Молодцы! Вы сегодня все хорошо отвечали и работали на занятии.

- До следующей встречи!

- Поработаем с цветными окончаниями.

Цель: закреплять знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.

Задачи:

  • формировать умение выполнять морфологический анализ слов, обозначать части слова графически,
  • закреплять навыки словообразования при помощи приставок и суффиксов.
  • тренировать правильное чёткое произношение звуков;
  • расширять словарь и формировать навыки грамотного письма;
  • развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
  • формировать навык наблюдательности, самостоятельности учебной деятельности;
  • активизировать познавательную и эмоциональную деятельность.
  • воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;
  • развивать навык слаженной работы;
  • развивать самостоятельность, самоконтроль.

Формы обучения: коллективная, работа в парах и самостоятельная работа.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный, практический.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: фронтальное групповое логопедическое занятие.

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • проекционный экран;
  • индивидуальные зеркала.

Ход урока

Этапы занятия Ход урока и деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организа-ционный момент.

Упражнение для нижней челюсти:

Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

Упражнения для губ:

1. “Заборчик” - задание для непроизвольного удержания улыбки.

Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
Губы мы чуть-чуть сдвигаем
И окошко получаем.

  • Какие части слова вы знаете?
  • Какая часть слова бывает во всех словах? (Корень)
  • Что называется корнем? ( Корень – общая часть родственных слов.)
  • Что такое приставка? (Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
  • Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

Он вошел – никто не видел.
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес. (мороз)

Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно. (лед)

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)

  1. Изменяем слово, находим окончание
  2. Находим корень, подбирая однокоренные слова
  3. Выделяем приставку
  4. Выделяем суффиксы
  5. Выделяем основу слова
  • заснеженная
  • пушистый
  • подарок
  • ёлочка
  • подснежники
  • коньки

Учащиеся выполняют задание.

- Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику и массаж.

Чтобы крепкой быть ладошке
Помассируем немножко.
Десять раз понажимаем
И ладошки поменяем.
Пальцы дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять
И движенья выполнять.

  • кулак,
  • ребро,
  • ладонь,
  • игра на пианино.

Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём



И к другому перейдём.

Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки внутренней стороной на указательный и средний пальцы правой. Затем растирают его тыльную сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.

Мы с обратной стороны
Пальчик растереть должны,
Чтобы он повеселел,
Был здоров и не болел.


Наступила зима. Выпал белый пушистый . Деревья укрылись . шапками. Дома стоят . после . Вот во двор вышли дети. Они будут играть в . и лепить . Школьники приготовили для малышей . крепость. Родители помогли построить ледяную горку.

А вот во дворе появилась . машина. Она медленно убирает пушистый белый . Рядом стоит грузовик. Он вывезет лишний . за город.

Слова для справок: снег, снежный, заснеженный, снегопад, снежки, снегоуборочный, снежок, снеговик.

Список литературы.

1. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с.

2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.— М.: Просвещение, 1991.

3. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.- Издательство: АРКТИ, 2006.

Читайте также: