Конспект по теме сотрудничество развитие навыков работы в команде учимся сотрудничеству

Обновлено: 04.07.2024

Целевая аудитория: лидеры и активисты детских общественных организаций. активисты Российского движения школьников.

Возраст участников 13-15 лет.

Количество участников: 7-15 человек, при большем количестве участников их можно разбить на команды/экипажи

Регламент: 45 минут

Игра поможет выявить лидеров группы, оценить уровень взаимодействия в команде, распределение ролей в группе, динамику работы.

Ожидаемые результаты:

- эмоционально-психологическое сближение участников, способствующее дальнейшей эффективной работе группы в рамках районной школы актива "Лидер";

- выявлены активные участники группы и лидеры мнений .

Техническое задание и оборудование : кабинет, экран, проектор, ноутбук, колонки, столы, составленные для совместной работы, стулья по количеству участников, конструктор LEGO или любой другой конструктор, 2 ручки.

План проведения:

1. Вводная часть: приветствие участников, введение в тему, образовательный компонент;

2. Основная часть: деловая - игра, состоящая из 4 этапов/заданий.

3. Заключительная часть: рефлексия

Вводная часть

Приветствие участников, введение в тему, образовательный компонент

Вы совершенно правы.

Коллектив — это группа лиц, объединённых какой-либо общей деятельностью, работой, учёбой, решением определённой общественной задачи. В более широком смысле — люди, объединённые общими идеями, потребностями, интересами.

И вы, ребята, тоже коллектив! Согласны?
- ДА!
Считается, что коллективная или командная работа является более эффективной, нежели работа в одиночку . Н апример, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, реализовать проект или организовать мероприятие. Согласны?

Дети включаются в беседу , и в результате коллективного обсуждения этой темы дают ответы :

- умение понять другого,

- умение делать дело вместе,

- уметь общаться с разными людьми,

- уступать, если очевидна правота.

- умение быть вежливым.
Вы все сказали правильно, а теперь я предлагаю вам перейти от слов к делу, и применить все эти умения во второй части нашего занятия.

Основная часть

Мы с вами отправляемся в настоящее космическое путешествие к далекой планете. В пути вам предстоит преодолеть немало испытаний, с которыми справится только дружный и слаженный экипаж ! Ведь самое главное в космосе — быть в команде, поддерживать, помогать и выручать друг друга. Я уверена, что у вас все получится!

Дети отвечают – ДА!

Тогда мы начинаем!

Ребята, по легенде, ваша команда получила сигнал бедствия с далекой планеты Сульбакан. Никто кроме вас не может отреагировать на этот сигнал.
Что делать?

Дети отвечают: лететь! Собираться в путь! И т.д.

Да, нам надо помочь сульбаканцам!

Чтобы добраться до далекой планеты, необходим космический корабль!
Первое задание, которое вам предстоит выполнить сообща – это построить макет космолета.
Перед вами набор конструктора Lego , вы можете использовать любое количество деталей, но помните: нужно торопиться!
У вас есть всего 3 минуты, чтобы сконструировать корабль.

Время пошло! (ребята строят макет космического корабля)

Как здорово у вас получилось! Молодцы!

В момент работы в кабинете звучит космическая музыка, вожатый засекает время на выполнение задания, периодически оповещает, об оставшемся времени

Ни один корабль не сможет взлететь без опытного капитана и его дружного экипажа.
Ребята, согласны?

Дети отвечают – ДА!
Посмотрите на слайд презентации: здесь вы можете увидеть какие должности есть у экипажа космического корабля.
Как вы думаете:

- какую функцию выполняет капитан корабля? - штурман?
- инженер-радист?
- космонавт-исследователь?
- бортинженеры?

Отлично! Вы изучили состав экипажа.
Пришло время распределить обязанности и на нашем космолете!
Ребята, у вас есть буквально пару минут, чтобы посовещавшись определить капитана корабля, штурмана, радиста, исследователя и бортинженеров – это их может быть несколько. Приступаем к обсуждению. У вас есть 2 минуты.

Закончили обсуждение! Ребята, кого вы назначили капитаном?
Дети называют имя

Отлично, _______ (имя), представь нам остальных членов экипажа.
(капитан представляет экипаж)
Экипаж готов к полету!

Участники команды должны самостоятельно дать характеристику каждой должности – какими качествами обладает капитан, штурман и т.д. Какую работу выполняют.

Если ребята не особо активные, вожатый самостоятельно проговаривает обязанности членов экипажа. Так же их можно вывести на отдельный слайд презентации, чтобы он был перед глазами ребят в момент обсуждения ролей
(приложение 1)

Ребята, перед тем как мы взлетим, я озвучу вам еще одно условие нашего приключения!
На борт космолета команда может взять только 5! Предметов.

В этом конверте вы найдете карточки с предметами, их 20. Посовещайтесь и выберете только 5 вещей.

Время вышло! Капитан, назовите предметы, которые вы берете с собой?

Отлично! Мы начинаем стартовать с планеты Земля — третьей планеты Солнечной системы к планете Сульбакан.

Итак, начинаем отсчет (вместе с детьми): 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск!
(Звучит космическая музыка)

Карточки с предметами
(приложение 2)


Наш космолет приближается к планете Сульбакан.

Ребята, послушайте легенду:

У вас есть 2 минуты, чтобы выбрать предмет, который вы готовы подарить сульбаканцам, и придумать систему жестов и знаков, которыми опишите цель своего визита.
Представить выполненное задание может любой член экипажа. Приступайте!

Время вышло! Кто из членов экипажа представит задание?

Отлично! Сульбаканцы приняли ваш подарок и очень надеются на вашу помощь. Но что произошло на этой плане?

Вам необходимо придумать, как вы поможете сульбаканцам. Использовать можно только те предметы, что у вас остались.

Время на обсуждение 5 минут. Проявите фантазию и изобретательность!

Команда готова? Кто представит решение?

Молодцы! Сульбаканцы безмерно счастливы! Вы спасли их планету. Межгалактическая дружба установлена!
Ребята, я очень вами горжусь. Вы прошли все испытания! Пора возвращаться домой!

Космонавты, приготовиться к запуску: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск!
(Звучит космическая музыка.)

Я думаю, что во время путешествия наш коллектив сумел стать дружной и сплоченной командой.

Давайте обсудим наше занятие:

Благодарю всех за обратную связь и за ваше активное участие в игре!
До следующей встречи, друзья!

Космическая музыка
MP3 / 6.43 Мб
/data/files/x1612690029.mp3 (Космическая музыка)
/data/files/s1612690000.pdf (Презентация к занятию)
/data/files/y1612690196.docx (Состав экипажа космического корабля (описание))​​​​​​​/data/files/l1612690303.docx (Таблички "+ командной работы", "- работы в одиночку")/data/files/y1612690098.docx (Карточки к заданию "Готовимся в полет")

• обсуждение правил эффективной организации совместной работы.

Материалы: игрушка – утенок, шифровки, геометрические фигурки из цветной бумаги.

Технологии личностно-ориентированного обучения, игровые.

• умение следовать полученной инструкции

• умение проявлять инициативу

• умение вступать в обсуждение

• умение признавать свои ошибки

• умение контролировать свои эмоции

Ход занятия:

1.Приветствие.

Настрой на работу

(игра повышает энергию группы, поднимает настроение и создает настрой на единение друг с другом).

. Первый человек ряда получает листок с изображением круга. Ему необходимо в течение 3с добавить черточки, линии к кругу так, чтобы круг начал превращаться в некий предмет, рисунок, образ. Например, на что похож треугольник? (на домик, елку, зонтик и т. д.). По хлопку – переход хода к следующему игроку, который сидит рядом, он дополняет рисунок за 3с, и так продолжается пока весь ряд не поучаствует в игре (одинаковое количество детей по рядам).

(это упражнение дает возможность увидеть, какие стратегии используют ребята: ориентируются только на себя или стараются договариваться, есть ли среди ребят лидер, который управляет процессом?; игра проходит в виде соревнования, поэтому ведущему необходимо обращать внимание на возникающие конфликты и приостанавливать их).

. Давайте посмотрим, какие картинки получились. Как вам было? Трудно? Легко? В чем была трудность? (не обсуждали, не знали, не договаривались). У какого ряда рисунок получился интереснее? В чем секрет успеха (дети рассказывают о своих впечатлениях).

Введение понятия сотрудничество.

- А что бы вы изменили, если бы мы снова повторили игру? Чтобы вы делали по-другому? (мы бы договорились, первый человек сказал бы, что рисуем, например, кошку, и каждый выполнял бы это, сколько успеет). А как бы вы назвали действия команды, когда приходится договариваться? (дружба, вместе, работать и т д.) (вопросы ведущего обучают детей алгоритму совместных действий)

Ребята, вы правы, но есть еще одно название тем действиям, которые мы выполняем вместе. К нам в гости пришел утенок (знакомый для ребят герой, который всегда сопровождает их в разных темах) и он что-то хочет сказать Вам. Привет, друзья! Знаете, я сейчас слышал, о чем вы говорите, ну, что надо все делать дружно, вместе, это интереснее, чем одному. А мне в школе дали задание узнать, что обозначает слово…такое длинное, сейчас вспомню, может быть, оно и вам подходит? На доске появляется слово сотрудничество.

- Подходит нам это слово, ребята? (да)

- А что оно обозначает? (трудиться вместе, сообща, уметь договариваться друг с другом, чтобы дело получилось хорошо)

- Приведите примеры, когда вы с кем-то сотрудничали? (дежурство в классе, игра по правилам, чтение по ролям и т. д.)

- А если бы мы рисовали слово сотрудничество, то что бы вы нарисовали, на что оно похоже? (строим дом, играем в магазин, больницу, футбол)

Утенок: - А я бы нарисовал иголку с ниткой! Знаете почему? (куда иголка, туда и нитка – все делают вместе)

Снятие напряжения

Цель: активизация совместной деятельности, работа в группе, снятие напряжения.

(выполняя это упражнение, дети получают удовольствие от необычных движений и возможность быть в одной команде)

Развитие навыка сотрудничать

Цель: учить договариваться в паре и распределять роли.

Н М Е Т Р А Л О С

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Итог: победители делятся тем, как они вместе работали (дети имеют возможность проявить инициативу в выборе способа сотрудничества, а также контролировать свои эмоции ради общего дела).

Расслабление

Цель: снятие психомышечного напряжения через фазы напряжение – расслабление. Один становится насосом, другой – мячом.

Коврики вывешиваем на выставку (еще раз отрабатываем умение следовать полученной инструкции; у детей появляется возможность в демонстрации ручной умелости и творчестве; обычно, аппликация снимает излишнее возбуждение и логично подводит к рефлексии)

Рефлексия

. Чем мы сегодня занимались? Какое слово узнали? Что получалось сегодня? А чему бы хотели еще поучиться? У кого сегодня получалось сотрудничать, похлопайте! Кому было интересно – потопайте! Кому хочется еще сотрудничать, громко крикните – мне!

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наиболее полной форме идея М??гілік Ел прозвучала в Послании Президента "Нурлы жол – путь в будущее" от 17 января 2014 года: ""М??гілік Ел" – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны.

Патриотический акт "М??гілік Ел", призывает все общественные силы страны не быть равнодушными и подключиться к работе.

Цель:

- познакомить с понятием "сотрудничество".

Задачи:

- Сформировать у обучающихся представление и потребность в доброжелательном общении с окружающими.

- Развитие личностной и групповой активности;

- Повышение познавательной активности;

- Воспитание позитивного отношения в общении.

Материалы:

- карточки с буквами для слова РЕПКА;

- ватман с наклеенным или нарисованным стволом дерева;

- цветная бумага с контурами птиц, цветов, листьев;

- басня И.А. Крылова" Лебедь, Щука и Рак" и иллюстрация к ней;

Подготовка ведущего:

Продумайте, за какими рабочими местами будут находиться дети, как вы будете делить детей на мини-группы.

Хoд занятия:

1. Эмоциональный настрой и беседа по домашнему заданию

- Давайте передадим микрофон в руки друг другу и расскажем, что сегодня было хорошего.

- Расскажите, за какие добрые дела вы положили дома пуговички в баночку. Какие чувства вы испытывали при этом?

- Давайте еще раз посмотрим на дом, который мы начали вместе строить. Из каких кирпичиков состоит этот дом? Почему важно проявлять эти чувства?

- А теперь давайте возьмемся за руки и встанем, покажем, как мы за это время выросли, как росла наша дружба.

(Дети, взявшись за руки медленно поднимаются.)

- Что получилось у нас? А что не получилось? Что нужно уметь, чтобы у нас все получалось? – Уметь договариваться.

2. Основная часть (10 минут)

Тема "Сотрудничество" является, одной из самых основных в работах многих современных педагогов. Нельзя недооценивать умение сотрудничать в практической жизни человека. Эти занятия - всего лишь один из шагов к пониманию значения этой ценности для человека. Дальнейшая работа по выработке этого умения ложится на родителей и педагогов.

- Сегодня я хочу поговорить с вами о качестве, которое вы часто используете в играх, сложных делах, когда встречаетесь с друзьями и даже с теми, кого не очень хорошо знаете. Это качество -"умение сотрудничать ".

Ведущий записывает название темы занятия "Сотрудничество" на доске.

- Как вы понимаете, что такое сотрудничество?

- Когда кто-то вместе против кого-то.

- Кто-то что-то передает, вот сотрудники милиции передают, где что-то плохо, чтоб это исправили.

- С кем-то подружиться.

- Сотрудничество - это когда кто-то сотрудники, и они помогают друг другу.

- Когда все вместе выполняют одну работу.

- Когда работают дружно.

- Правильно ли я вас поняла, вы считаете, что сотрудничество это когда люди что-то делают вместе: помогают, работают?.

- Вы все правы, ведь со-труд-нuчество - это совместный труд или какое-либо общее дело.

После такого вступления ведущий предлагает детям отгадать название русской народной сказки, в которой все герои помогают друг другу (В какой сказке все домочадцы помогли дедушке сделать большое дело?) ("Репка").

Далее ведущий спрашивает у детей:

- Расскажите, о чем эта сказка?.

- Если бы мышка одна тянула репку, она смогла бы ее вытянуть? Почему?

- В сказке у всех героев была одна цель. Какая? Все ли хотели этого? Значит, у всех была общая цель. (Ведущий записывает на доске первый пункт.)

1. Общая цель

- А какая у нас с вами может быть общая цель?

- Победить в играх, конкурсах.

- Убраться в классе. Быстро сделать уборку.

- Веселить других на празднике.

- Подклеить все книги в классной библиотеке.

- Вкусно приготовить репку.

- Вот, например, если мы решили сделать уборку в классе, доcmаточно ли общей цели для сотрудничества?

Обычно дети говорят:

- Еще нужно распределить, кто что будет делать. Чтобы все не накинулись на одно. Чтобы не спорили: "Это нужно сюда", а другой говорит: "Это неправильно, надо по-другому".

- Нужно еще верить в себя, чтобы суметь сделать что-то. А то все советуют, но нужно и самому думать.

- А если мы хотим сделать праздник?

- Нужно придумать, что будем делать на празднике: фокусы, анекдоты рассказывать, загадки загадывать, конкурсы проводить. А после этого решить, кто это будет делать.

Ведущий обобщает ответы детей и записывает на доске второй пункт.

2. Договориться.

Распределить работу

Если дети затрудняются с ответом или кто-нибудь сомневается в правильности версии,то ведущий может предложить вниманию детей басню И.А. Крылова "Лебедь, Щукa и Рак".

После прочтения басни ведущий спрашивает у детей:

- Была ли у героев басни общая цель? Какая?

- Старались они ее достичь?

- Почему же они не добились успеха?

- Что же им нужно было сделать перед началом работы?

3. Практическая работа (20 минут)

- Сегодня мы с вами сделаем одну большую работу за очень короткое время. Это будет "Дерево сотрудничества". Чтобы оно всех радовало, каждому необходимо выполнить свою часть работы правильно и аккуратно.

- Для работы мы разделимся на 3 группы (можно на 4, ведущий делит детей сам, при этом можно использовать любимые детьми считалки).

Ведущий достает заранее приготовленный ватманский лист с нарисованным или наклеенным стволом дерева.

1 группа - вырезает по контуру листья.

2 группа - вырезает по контуру цветы.

3 группа - приклеивает листья, цветы на ватманский лист. Ведущий может помогать приклеивать листья, цветы, если дети будут испытывать затруднения.

На выполнение самой работы требуется не более 10-12 минут.

2. После выполнения работы и уборки мусора будет хорошо, если ведущий построит дальнейшую беседу таким образом:

- Посмотрите на дерево, которое у нас получилось! Какие мысли у вас появляются, когда вы смотрите на это дерево?

Мнения детей бывают такими:

- Я вспоминаю, как было весело все это делать.

- Дерево получилось такое красивое!

- Мне очень понравились птички.

- Когда я вырезал листики, то никак не мог представить себе, что дерево получится такое красивое.

- Так классно, что мы раз - и все сделали!

- Было ли трудно проявлять сотрудничество? В чем?

- Я терпел, потому что мне хотелось вырезать птичек, а не листочки. (Многим детям хотелось вырезать то, что в данную минуту вырезала другая группа.)

- А мне хотелось сначала поторопить всех, кто вырезал, потому что долго их было ждать. Но я понимал, что так быстро они не сделают красиво.

- А мне хотелось тоже клеить, но клея больше не было. А потом я понял, что если бы мы все там стояли, то приклеивать было бы неудобно.

- Я не мог дождаться, когда же они все приклеят.

З. Понимание и терпение

- Может ли один человек сделать такую же работу за это же время?

3. По окончании занятия ведущий может подарить каждому ребенку наклейку с мышонком, как символ сотрудничества, или сделать их самому: нарисовать мышонка на репке и приклеить его на двухсторонний скотч.

В наиболее полной форме идея Мәңгілік Ел прозвучала в Послании Президента "Нурлы жол – путь в будущее" от 17 января 2014 года: ""Мәңгілік Ел" – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны.

Патриотический акт "Мәңгілік Ел", призывает все общественные силы страны не быть равнодушными и подключиться к работе.

- познакомить с понятием "сотрудничество";

- показать на практике важность умения сотрудничать.

- Сформировать у обучающихся представление и потребность в доброжелательном общении с окружающими.

- Развитие личностной и групповой активности;

- Повышение познавательной активности;

- Воспитание позитивного отношения в общении.

- карточки с буквами для слова РЕПКА;

- ватман с наклеенным или нарисованным стволом дерева;

- цветная бумага с контурами птиц, цветов, листьев;

- басня И.А. Крылова" Лебедь, Щука и Рак" и иллюстрация к ней;

Подготовка ведущего:

Продумайте, за какими рабочими местами будут находиться дети, как вы будете делить детей на мини-группы.

Хoд занятия:

1. Эмоциональный настрой и беседа по домашнему заданию

- Давайте передадим микрофон в руки друг другу и расскажем, что сегодня было хорошего.

- Расскажите, за какие добрые дела вы положили дома пуговички в мешочек. Какие чувства вы испытывали при этом?

- Давайте еще раз посмотрим на дом, который мы начали вместе строить. Из каких кирпичиков состоит этот дом? Почему важно проявлять эти чувства?

- А теперь давайте возьмемся за руки и встанем, покажем, как мы за это время выросли, как росла наша дружба.

(Дети, взявшись за руки медленно поднимаются.)

- Что получилось у нас? А что не получилось? Что нужно уметь, чтобы у нас все получалось? – Уметь договариваться.

2. Основная часть (10 минут)

Тема "Сотрудничество" является, одной из самых основных в работах многих современных педагогов. Нельзя недооценивать умение сотрудничать в практической жизни человека. Эти занятия - всего лишь один из шагов к пониманию значения этой ценности для человека. Дальнейшая работа по выработке этого умения ложится на родителей и педагогов.

- Сегодня я хочу поговорить с вами о качестве, которое вы часто используете в играх, сложных делах, когда встречаетесь с друзьями и даже с теми, кого не очень хорошо знаете. Это качество -"умение сотрудничать ".

Ведущий записывает название темы занятия "Сотрудничество" на доске.

- Как вы понимаете, что такое сотрудничество?

- Когда кто-то вместе против кого-то.

- Кто-то что-то передает, вот сотрудники милиции передают, где что-то плохо, чтоб это исправили.

- С кем-то подружиться.

- Сотрудничество - это когда кто-то сотрудники, и они помогают друг другу.

- Когда все вместе выполняют одну работу.

- Когда работают дружно.

- Правильно ли я вас поняла, вы считаете, что сотрудничество это когда люди что-то делают вместе: помогают, работают.

- Вы все правы, ведь со-труд-нuчество - это совместный труд или какое-либо общее дело.

После такого вступления ведущий предлагает детям отгадать название русской народной сказки, в которой все герои помогают друг другу (В какой сказке все домочадцы помогли дедушке сделать большое дело?) ("Репка").

Далее ведущий спрашивает у детей:

- Расскажите, о чем эта сказка.

- Если бы мышка одна тянула репку, она смогла бы ее вытянуть? Почему?

- В сказке у всех героев была одна цель. Какая? Все ли хотели этого? Значит, у всех была общая цель. (Ведущий записывает на доске первый пункт.)

1. Общая цель

- А какая у нас с вами может быть общая цель?

- Победить в играх, конкурсах.

- Убраться в классе. Быстро сделать уборку.

- Веселить других на празднике.

- Подклеить все книги в классной библиотеке.

- Вкусно приготовить репку.

- Вот, например, если мы решили сделать уборку в классе, доcmаточно ли общей цели для сотрудничества?

Обычно дети говорят:

- Еще нужно распределить, кто что будет делать. Чтобы все не накинулись на одно. Чтобы не спорили: "Это нужно сюда", а другой говорит: "Это неправильно, надо по-другому".

- Нужно еще верить в себя, чтобы суметь сделать что-то. А то все советуют, но нужно и самому думать.

- А если мы хотим сделать праздник?

- Нужно придумать, что будем делать на празднике: фокусы, анекдоты рассказывать, загадки загадывать, конкурсы проводить. А после этого решить, кто это будет делать.

Ведущий обобщает ответы детей и записывает на доске второй пункт.

2. Договориться.

Распределить работу

Если дети затрудняются с ответом или кто-нибудь сомневается в правильности версии,то ведущий может предложить вниманию детей басню И.А. Крылова "Лебедь, Щукa и Рак".

После прочтения басни ведущий спрашивает у детей:

- Была ли у героев басни общая цель? Какая?

- Старались они ее достичь?

- Почему же они не добились успеха?

- Что же им нужно было сделать перед началом работы?

3. Практическая работа (20 минут)

- Сегодня мы с вами сделаем одну большую работу за очень короткое время. Это будет "Дерево сотрудничества". Чтобы оно всех радовало, каждому необходимо выполнить свою часть работы правильно и аккуратно.

- Для работы мы разделимся на 3 группы (можно на 4, ведущий делит детей сам, при этом можно использовать любимые детьми считалки).

Ведущий достает заранее приготовленный ватманский лист с нарисованным или наклеенным стволом дерева.

1 группа - вырезает по контуру листья.

2 группа - вырезает по контуру цветы.

3 группа - приклеивает листья, цветы на ватманский лист. Ведущий может помогать приклеивать листья, цветы, если дети будут испытывать затруднения.

На выполнение самой работы требуется не более 10-12 минут.

2. После выполнения работы и уборки мусора будет хорошо, если ведущий построит дальнейшую беседу таким образом:

- Посмотрите на дерево, которое у нас получилось! Какие мысли у вас появляются, когда вы смотрите на это дерево?

Мнения детей бывают такими:

- Я вспоминаю, как было весело все это делать.

- Дерево получилось такое красивое!

- Мне очень понравились птички.

- Когда я вырезал листики, то никак не мог представить себе, что дерево получится такое красивое.

- Так классно, что мы раз - и все сделали!

- Было ли трудно проявлять сотрудничество? В чем?

- Я терпел, потому что мне хотелось вырезать птичек, а не листочки. (Многим детям хотелось вырезать то, что в данную минуту вырезала другая группа.)

- А мне хотелось сначала поторопить всех, кто вырезал, потому что долго их было ждать. Но я понимал, что так быстро они не сделают красиво.

- А мне хотелось тоже клеить, но клея больше не было. А потом я понял, что если бы мы все там стояли, то приклеивать было бы неудобно.

- Я не мог дождаться, когда же они все приклеят.

З. Понимание и терпение

- Может ли один человек сделать такую же работу за это же время?

3. По окончании занятия ведущий может подарить каждому ребенку наклейку с мышонком, как символ сотрудничества, или сделать их самому: нарисовать мышонка на репке и приклеить его на двухсторонний скотч.

4. Домашнее задание (1 минута)

- Постарайтесь в течение недели сотрудничать друг с другом. А на следующем занятии вы об этом расскажете.

Коллективная работа "Дерево сотрудничества" остается висеть в течение всей недели.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с различными формами сотрудничества.

  • формировать умение понимать и принимать другого человека;
  • развивать умение общаться невербальными способами;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: карточки с заданиями, конверт, музыкальная фонограмма, карточка со словом “сотрудничество”, бумажные заготовки варежек, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Дети сидят в кругу.

Добрый день! Очень рада встречи с вами. Сегодня поговорим об уважении и сотрудничестве. Каждый из нас по-своему выражает свои мысли, чувства, по-своему общается с окружающими. Это выражается в манерах, разговоре, поведении.

II. Игра “Снежный ком”.

Стоя в кругу, ребенок называет свое имя; сосед слева называет предыдущее имя и свое; следующий называет имя первого ребенка, второго ребенка и свое и т. д.

Вывод: всем было приятно услышать свое имя.

III. Разговор по кругу.

Что такое уважение? Каждый ребенок высказывает свое мнение.

уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих- то достоинств.

IV. Игровые ситуации.

“Как ты поступишь?” (карточки с заданиями лежат в конверте).

  1. Пропустите в дверях взрослого.
  2. Обратитесь к незнакомому человеку с вопросом: "Как пройти на пл. Горького?"
  3. Если тебя назвали обидным прозвищем, твои действия.
  4. Почему некрасиво есть во время разговора.
  5. Обратитесь к соседу с просьбой взять карандаш.

Итог: Давайте помнить, что стиль поведения очень о многом говорит окружающим.

I. Игра “Комплимент”.

Дети встают в круг. Ладошка правой руки кладется на ладошку левой руки соседа, стоящего справа. Ладошка левой руки подставляется под правую ладошку соседа, стоящего слева. Дети по очереди говорят друг другу комплименты, глядя в глаза друг другу. После принятия комплимента необходимо сказать “СПАСИБО”.

Вывод: комплимент – это лестный отзыв, похвала, приятные слова.

II. Под музыкальную фонограмму звучит стихотворение Б. Окуджавы

Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты.
Ведь это все любви
Счастливые моменты.
Давайте понимать
Друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз,
Не ошибаться снова.
Давайте жить, во всем
Друг другу потакая,
Тем более что жизнь
Короткая такая.

Разговор по кругу.

На карточке написано слово “сотрудничество”.

Как вы понимаете слово “сотрудничество”?

Дать возможность каждому ребенку высказать свое мнение.

Вывод: сотрудничество – работать вместе, принимать участие в общем деле.

Работа творческой мастерской.

(Предложить детям сесть за столы)

На столах лежит пара варежек (заготовки).

Мы с вами – дизайнеры. Нам необходимо нанести на две варежки красивый узор, таким образом, чтобы их мог надеть один человек. Дети выполняют работу в паре. После завершения работы ребята выходят и защищают свой дизайнерский проект, рассказывают, как они работали (договаривались, рисовали).

Итог: Все ли у них получилось? Почему? Что является важным для изготовления пары варежек разными людьми?(Договариваться, уметь сотрудничать, уважать другое мнение)

Литература

1. Алямовская В.Г. “Как оспитать здорового ребенка?”
2. Фопель “Как научить детей сотрудничать?”
3. “Калейдоскоп школьных дел” выпуск № 3.

Читайте также: