Конспект урока использование звукоподражания как средства коммуникации

Обновлено: 07.07.2024

Тема: Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

Цель: формирование умения называния (употребления) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

- формировать умение называния (употребления) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

-способствовать развитию памяти, мышления;

-корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;

-способствовать развитию артикуляционного аппарата;

-развивать речевое дыхание (длительность, продолжительность выдоха);

-способствовать воспитанию доброты и положительного отношения к окружающим.

Оборудование : предметные картинки, слова на карточках, пиктограммы.

1. Мотивация к учебной деятельности Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.

2. Коррекционное обучение -Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года? -Какой месяц? -Какая погода? Пасмурная или солнечная?

-Какой день недели? Использование карточек со словами.

3. Дыхательная гимнастика.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение). Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем: Шарик лопнул — выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Стихотворный текст произносит учитель, а дети выполняют нужные действия.

5.Физминутка Раз- два- три-четыре-пять!(ходьба на месте) Вышли дети погулять Дальше я быстрей бегу (лёгкий бег на месте) Остановились на лугу (приостанавливаются) Лютики , ромашки. (полуприседания вправо, влево с отрывом руки) Собирал ….. наш класс - (подпрыгнуть, развести руки в стороны) Вот какой букет у нас (и показать величину собранного букета).

6. Закрепление Вместе с детьми рассматривается картинка звукоподражания, дети учатся употребления звукоподражания.

7. Итог урока - Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали?

- Сегодня мы с вами узнали, что … Вы сегодня хорошо позанимались. Возьмите в руки красный кружок если нечего не понятно, зелёный все понятно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование умения называния (употребления) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

Задачи:

- формировать умение называния (употребления) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

-способствовать развитию памяти, мышления;

-корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;

-способствовать развитию артикуляционного аппарата;

-развивать речевое дыхание (длительность, продолжительность выдоха);

-способствовать воспитанию доброты и положительного отношения к окружающим.

Тема: Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

Цель: формирование умения называния (употребления) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

Образовательные:

- формировать умение называния (употребления) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

Коррекционно - развивающие:

-способствовать развитию памяти, мышления;

-корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;

-способствовать развитию артикуляционного аппарата;

-развивать речевое дыхание (длительность, продолжительность выдоха);

Воспитательные:

-способствовать воспитанию доброты и положительного отношения к окружающим.

Оборудование : шарик и кольцо Су-Джок, предметные картинки, индивидуальные задания в тетради, слова на карточках, пиктограммы.

1.Вводная часть.

Прозвенел и смолк звонок.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

1.1Актуализация опорных знаний.

-Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года?

-Какая погода? Пасмурная или солнечная?

-Какой день недели?

Использование карточек со словами.

Артикуляционная гимнастика

2. Основная часть

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: формирование умения употребления отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

Задачи: Образовательные: формировать умение называния (употребления) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

Коррекционно - развивающие: способствовать развитию памяти, мышления; корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук; способствовать развитию артикуляционного аппарата; развивать речевое дыхание (длительность, продолжительность выдоха);

Воспитательные: способствовать воспитанию доброты и положительного отношения к окружающим.

Оборудование: шарик и кольцо Су-Джок, предметные картинки, индивидуальные задания в тетради, слова на карточках, пиктограммы.

I . Организационный момент . Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок.Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.

III . Актуализация опорных знаний.

- Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года?

- Какая погода? Пасмурная или солнечная?

- Какой день недели? Использование карточек со словами.

1. Артикуляционная гимнастика . Чтобы правильно произносить звуки, надо научить губы, язык делать зарядку. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь. А еще надо научиться правильно дышать.

V .Физкультминутка

2. Гимнастика для глаз

Снежинка - пушинка кружится, летает. Снежинка - пушинка не тает, не тает.

Вот вниз опустилась почти до земли, вот вверх поднялась, посмотри, посмотри!

Вот слева кружится и справа кружится, то в небо летит, то на землю ложится.

3. Пальчиковая гимнастика Су-джок

Этот пальчик - дедушка. Этот пальчик - бабушка. Этот пальчик - мамочка.

Этот пальчик - папочка. Этот пальчик - я, вот и вся моя семья!

4. Задания для развития мелкой моторики в тетрадях.

Учитель играет на музыкальных инструментах, воспроизводит резание бумаги, шуршание плёнки, стук молотком. А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию. Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.

- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал.

- Чем мы слушали? (Ушами.) Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду).

- Погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют.

- Дети, погода испортилась, пошёл дождь (стук в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя.

Где-то собаки рычали: Р-р-р! В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели: - Мммуу! – Шшш! В комнате мухи жужжали: А комары все пели: - Жжж! – Ззз!

Как мычали коровы? (Муу!) Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.

Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).

8. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

- Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – дом для звуков. В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится… (губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к зубам наш язык. В каждом домике есть потолок. Это – нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите язык за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язык стучит по бугоркам? Это альвеолы. Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живёт голосок. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы слышите голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся и запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы. Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы)/

ВложениеРазмер
albom_zvukopodrazhaniy_i_slov.docx 916.71 КБ

Предварительный просмотр:

I СТРАНИЦА - ФОТО РОДИТЕЛЕЙ.

Предлагаемые инструкции и вопросы:


Предлагаемые инструкции и вопросы:

2. - Спрячь девочку (малыша). Как она кричит? (Побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку).

3. - Положи девочке игрушку (использовать мелкую игрушку).

- Малыш позвал девочку. Как? Проводи девочку к малышу.

(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).

6. Учить ребенка включать отработанные звукоподражания в художественные тексты (стихи, рассказы): взрослый читает стихотворение несколько раз, интонационно выделяя звукоподражания и побуждая малыша к сопряженному их проговариванию. Эффективным приемом является многократное прослушивание ребенком магнитофонной записи стихотворения или короткого рассказа в исполнении взрослого.

Наш малыш кричит с утра: Уа - уа, уа - уа!

Заблудились мы в лесу, Закричали все: Ау-ау-ау!

Мы в лес пойдем, Ребят громко позовем: Ау - ау - ау!

Жила-была девочка Машенька Пошла она с подружками в лес и заблудилась.

Обрадовалась Машенька , побежала на их голоса и вышла из леса.


Предлагаемые инструкции и вопросы:

2. - Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением)

- Видишь корову (кошку)?

- Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).

  1. - Кто позвал'' (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
  2. - Подари:

а) кошке желтый цветочек (мозаику), а коровке красный цветочек (мозаику),

б) коровке одну палочку, а кошке много палочек.

  • Как кошечка (корова) скажет спасибо?(Вызов звукоподражаний).
  • У кого желтый цветочек? У кого красный цветочек? Кто просил одну палочку (много палочек)?
  • Проводи коровку в гости к кошечке (побуждать ребенка к произвольным движениям пальцев в заданном направлении (от коровки к кошечке, от кошечки к коровке, от цветочка (мозаики) к коровке, от кошечки к цветочку).
  • Кто пойдет в гости? К кому пойдет коровка? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).

6. Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:

Ой, бычок, ты бычок,

Не бодайся, не мычи:

Ты иди, не топочи,

Мяу - мяу! - кот пищит,

Сидит на окошке

У меня живот болит.


IV СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ДЕЙСТВИЙ

(кошка идет, лежит, лакает, умывается, играет).

Предлагаемые инструкции и вопросы:

Примечание: если малыш затрудняется в выборе картинки, взрослый закрывает часть картинок листом бумаги и предлагает выбор из двух-трех картинок.


Предлагаемые инструкции и вопросы:

1. - Покажи, где собачка кушает?

(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию и имитационным движениям).

5. - Проводи Лялю к собачке (проводи собачку к Ляле).

(Ребенок проводит рукой в указанном направлении от картинки к картинке).

  1. Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к отраженному звукоподражанию.


VI СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗЛИЧЕНИЕ СЪЕДОБНОГО И НЕСЪЕДОБНОГО.

Предлагаемые инструкции и вопросы к каждой паре картинок:

Картинки рассматриваются парами.

  • Где чашка?
  • Покажи арбуз.
  • Что можно скушать?


Предлагаемые инструкции и вопросы:

3. - Спрячь барабан. Как гудит машина?

  • Спрячь машину. Как звучит барабан?
  • Что спрятала?

- Куда пошла куколка 9 (Взрослый подкладывает маленькую куколку к определенной картинке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию).

  1. - Положи к барабану цветочек (мозаику), к машине - два цветочка (взрослый предлагает ребенку нажимать пальчиком на каждый цветочек, сопровождая действие звукоподражанием; количество звукоподражаний должно соответствовать количеству мозаик и может изменяться от 1 до 3).
  2. - На чем куколка поедет кататься? (Вызов звукоподражаний).

- На чем куколка поиграет ?

  1. - Проводи куколку сначала к барабану, потом к машине (и наоборот).
  2. - Сделай дорожку к барабану (машине) из палочек.
  3. - Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
  4. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитационными действиями:

попеременные движения раскрытой ладонью по столу

10. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию

С барабаном мы идем,

Би-би-би! - гудит машина,

Громко песенки поем;

Не поеду без бензина.

Бом - бом, бом - бом!


Предлагаемые инструкции и вопросы:

3. - Найди барабан? Сколько? (Один).

- Покажи барабаны? Сколько? (Много).

Если малыш испытывает затруднения, взрослый дает образец ответа, обводя пальчиком ребенка нужную картинку.

4. - Где один барабан?

- Покажи много барабанов.

5. - Спрячь барабан (барабаны).

Закрыв барабан листом бумаги, взрослый предлагает посмотреть на вторую картинку (барабаны), задает вопросы:

  • Ты видишь барабан? (Нет).
  • Ты видишь барабаны? (Да).

Затем открывает первую картинку и просит показать барабан. Аналогичная работа проводится с изображениями машин.


Предлагаемые инструкции и вопросы:

1. - Покажи, где малыш болеет (спит)? (Взрослый дает образец звукоподражаний).

- Как мальчик болеет (спит)? (Взрослый побуждает к произнесению звукоподражания).

2. - Спрячь малыша, который болеет (спит). Кого спрятал?

- Какую картинку спрятала? (Вызов звукоподражаний).

3. - Положи одну (две)мозаику около больного малыша.

(Нажимая на каждую мозаику, побуждать к произнесению соответствующего количества звукоподражаний).

4. - Построй дорожку к больному малышу (малышу, который спит) из палочек.

- Проводи куколку к больному малышу, потом к спящему (и наоборот). Куда привел? (Вызов звукоподражаний).

5. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:

движения туловища вправо-влево, ладони обеих рук прижаты к уху

6. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая малыша к произвольному, сопряженному или отраженному звукоподражанию:

Мальчик плачет и кричит:

Ручка у меня болит:

Спи скорее, засыпай


Предлагаемые инструкции и вопросы:

1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их, дает образец звукоподражания.

  • Где мышка?
  • Найди пистолет.
  • Покажи мячик. (Побуждать к произвольным и отраженным звукоподражаниям).

2. - Спрячь мышку (мячик, пистолет).

- Кого (что) спрятала?

3. - Покажи, что стреляет? Как? (Вызов звукоподражаний).

  • Найди, кто пищит. Как?
  • Покажи, что прыгает. Как?
  1. - Что (кого) услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующие картинки).
  1. - Покажи игрушки. Какие? (Вызов звукоподражаний).

- Найди животное. Как пищит?

6. - Построй дорожку от пистолета к мячику (от мячика к мышке, от мышки к пистолету).

- Проводи пальчики к мышке (к мячику, к пистолету). (Ребенок проводит рукой по направлению к заданной картинке).

7. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:

8. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая малыша к произвольному, отраженному или сопряженному звукоподражанию :


XI СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ОДИН-ДВА, ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  1. - Кто это? (Взрослый последовательно показывает картинки, пересчитывает и называет множество вместе с ребенком, используя сопряженные действия. Называя картинку, он интонационно выделяет окончания слов).
  2. - Где мячик?

- Покажи мячики. (Побуждать ребенка обводить заданную картинку пальцем или рукой).

3. - Спрячь мячик. Спрячь мячики.

  • Что я спрятала? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
  • Обведи рукой мячики. Обведи рукой мячик.
  1. - Сделай дорожку к мячику. Сделай дорожку к мячикам.


XII СТРАНИЦА - СЛОВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ДВУХ ПРЯМЫХ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их:

  • Это папа.
  • Это дочка. Ее зовут Поля.
  • Это сынок. Его зовут Паша.

2. - Поиграем в прятки: спрячь Полю (Пашу, папу).

- Кто ушел? (Одна -две картинки закрыты листом бумаги).

- Положи папе две мозаики, Поле - две мозаики, Паше - две мозаики.

(Взрослый побуждает ребенка проговаривать каждое слово по слогам, нажимая на мозаики).

4. - Проводи Пашу к папе (Полю к папе, Пашу к Поле, папу к Поле, папу к Паше).
(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).


Предлагаемые инструкции и вопросы:

  1. Взрослый последовательно показывает картинки, дает их название и звукоподражание,
  1. - Покажи дудочку (домик, дедушку).
  2. Спрячь домик (дедушку, дудочку).

- Что (кого) спрятала?

  • Покажи старенького человека.
  • Что имеет окна, крышу, двери (предварительно - в задании № 2 ребенок рассматривает домик, выделяя его части)?

5. - Позови дедушку.

  • Поиграй на дудочке.
  • Какую картинку не назвали.

6. - Положи рядом с дудочкой одну мозаику.

Взрослый предлагает произносить звукоподражание столько раз, сколько мозаик лежит рядом с картинкой.

7. - Проводи дедушку к домику (дедушку к дудочке).

(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).

П. с. 1) Закрепить правильное произношение звука (б). Учить различать на слух звуки некороых музыкальных инструментов в звукоподражательных словах : бубна, барабана, балалайки.

2) Помочь детям вспомнить знакомые сказки, отгадав загадки. Вызвать желание у детей рассказать о том, что случилось с героями сказки, используя слова и выражения из сказок, рассказанных детям ранее.

Развивать у детей память, речь, внимание. Воспитывать любовь к русским сказкам и пословицам.

Развивающая среда: картинки с изображением домашних

Ход занятия.

- Автомобиль привез для ребят музыкальные инструменты, каждый из которых звучит посвоему. Наш язычок может повторить звуки каждоко музыкального инструмента и научиться правильно произносить звук (б)

-Это барабан, (дети поворяют)

Кк звучит барабан? (бум - бум- бум)

-Это балайка. (дети повторяют)

- Как звучит балалайка? (бренъ - бренъ)

-Это бубен. (Дети повторяют)

Как звучит бубен (бам-бам-бам).

2. На предыдущем занятиии мы знакомились со сказками. Сказки волнуються и думают, что вы их забыли. Как вы думаете, сможете отгадать загадку и узнать любимую сказуку?Давайте попробуем.

- Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке.

-Кто это покатился по дорожке?

-Про кого эта сказка? Кого встретил колобок на пути? Что с ним произошло? Кого он смог прехитритъ? Кто его перехитрил? Колобок какой (румяный,круглый,вкусный).

Отварили дверь козлята,

И пропали все куда-то!

- Из какой сказки эти козлята? Кому они отварили дверь? Кого они не послушались? Что с ними произошло? Куда они пропали? Кто их спас?какие козлята? Давайте о них много слов придумаем? (веселые, пушистые, непослушные)

В этом домике живет Очень маленький народ:

Мушки, мышки, комары - Все проворны и добры.

Лисы. Ежики, лягушки —

Уместились все в избушке Только мишка им помог Развалить их (теремрк).

- О какой сказке идет речь? Кто поселился в теремке? Как звали героев сказки? Как они жили? Кто сломал теремок? Почему?

Физ минутка (речь мс движениями).

Все зверюшки разбежались по кустам.

3. воспитатель расставляет доомашних животных на столе.

- к нам в гости пришли животные -какие это животные? (домашние)

-почему они домашние? (живут с человеком).

- Это кто? (корова). Как она разговаривает? (му-му). Что делает корова? (она мычит).

-это кто? (баран). Как он разговаривает? (бе-е-е-е). он блеет.

-что делает баран? (блеет)

-Что делает свинья? (хрюкает)

-Это кто? (кошка). Ка она разговаривает? (мяу-мяу). мяукает. Что делает кошка? (она мяукает)

-Это кто? (собака). Как она разговаривает? (гав-гав). Собака -Что делает собака? (она лает)

Вот и закончилось наше с вами занятие.

Чем мы сегодня занимались?

Что привезла машинка на занятие? (муз. игрушки.)

Читайте также: