Конспект урока использование звукоподражания как средства коммуникации
Обновлено: 07.07.2024
Тема: Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Цель: формирование умения называния (употребления) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
- формировать умение называния (употребления) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
-способствовать развитию памяти, мышления;
-корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
-способствовать развитию артикуляционного аппарата;
-развивать речевое дыхание (длительность, продолжительность выдоха);
-способствовать воспитанию доброты и положительного отношения к окружающим.
Оборудование : предметные картинки, слова на карточках, пиктограммы.
1. Мотивация к учебной деятельности Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.
2. Коррекционное обучение -Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года? -Какой месяц? -Какая погода? Пасмурная или солнечная?
-Какой день недели? Использование карточек со словами.
3. Дыхательная гимнастика.
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение). Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем: Шарик лопнул — выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Стихотворный текст произносит учитель, а дети выполняют нужные действия.
5.Физминутка Раз- два- три-четыре-пять!(ходьба на месте) Вышли дети погулять Дальше я быстрей бегу (лёгкий бег на месте) Остановились на лугу (приостанавливаются) Лютики , ромашки. (полуприседания вправо, влево с отрывом руки) Собирал ….. наш класс - (подпрыгнуть, развести руки в стороны) Вот какой букет у нас (и показать величину собранного букета).
6. Закрепление Вместе с детьми рассматривается картинка звукоподражания, дети учатся употребления звукоподражания.
7. Итог урока - Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали?
- Сегодня мы с вами узнали, что … Вы сегодня хорошо позанимались. Возьмите в руки красный кружок если нечего не понятно, зелёный все понятно.
Цель: формирование умения называния (употребления) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Задачи:
- формировать умение называния (употребления) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
-способствовать развитию памяти, мышления;
-корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
-способствовать развитию артикуляционного аппарата;
-развивать речевое дыхание (длительность, продолжительность выдоха);
-способствовать воспитанию доброты и положительного отношения к окружающим.
Тема: Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Цель: формирование умения называния (употребления) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Образовательные:
- формировать умение называния (употребления) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Коррекционно - развивающие:
-способствовать развитию памяти, мышления;
-корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
-способствовать развитию артикуляционного аппарата;
-развивать речевое дыхание (длительность, продолжительность выдоха);
Воспитательные:
-способствовать воспитанию доброты и положительного отношения к окружающим.
Оборудование : шарик и кольцо Су-Джок, предметные картинки, индивидуальные задания в тетради, слова на карточках, пиктограммы.
1.Вводная часть.
Прозвенел и смолк звонок.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
1.1Актуализация опорных знаний.
-Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года?
-Какая погода? Пасмурная или солнечная?
-Какой день недели?
Использование карточек со словами.
Артикуляционная гимнастика
2. Основная часть
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель: формирование умения употребления отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Задачи: Образовательные: формировать умение называния (употребления) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Коррекционно - развивающие: способствовать развитию памяти, мышления; корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук; способствовать развитию артикуляционного аппарата; развивать речевое дыхание (длительность, продолжительность выдоха);
Воспитательные: способствовать воспитанию доброты и положительного отношения к окружающим.
Оборудование: шарик и кольцо Су-Джок, предметные картинки, индивидуальные задания в тетради, слова на карточках, пиктограммы.
I . Организационный момент . Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок.Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.
III . Актуализация опорных знаний.
- Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года?
- Какая погода? Пасмурная или солнечная?
- Какой день недели? Использование карточек со словами.
1. Артикуляционная гимнастика . Чтобы правильно произносить звуки, надо научить губы, язык делать зарядку. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь. А еще надо научиться правильно дышать.
V .Физкультминутка
2. Гимнастика для глаз
Снежинка - пушинка кружится, летает. Снежинка - пушинка не тает, не тает.
Вот вниз опустилась почти до земли, вот вверх поднялась, посмотри, посмотри!
Вот слева кружится и справа кружится, то в небо летит, то на землю ложится.
3. Пальчиковая гимнастика Су-джок
Этот пальчик - дедушка. Этот пальчик - бабушка. Этот пальчик - мамочка.
Этот пальчик - папочка. Этот пальчик - я, вот и вся моя семья!
4. Задания для развития мелкой моторики в тетрадях.
Учитель играет на музыкальных инструментах, воспроизводит резание бумаги, шуршание плёнки, стук молотком. А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию. Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.
- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал.
- Чем мы слушали? (Ушами.) Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду).
- Погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют.
- Дети, погода испортилась, пошёл дождь (стук в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя.
Где-то собаки рычали: Р-р-р! В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели: - Мммуу! – Шшш! В комнате мухи жужжали: А комары все пели: - Жжж! – Ззз!
Как мычали коровы? (Муу!) Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.
Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).
8. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
- Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – дом для звуков. В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится… (губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к зубам наш язык. В каждом домике есть потолок. Это – нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите язык за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язык стучит по бугоркам? Это альвеолы. Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живёт голосок. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы слышите голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся и запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы. Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы)/
Вложение | Размер |
---|---|
albom_zvukopodrazhaniy_i_slov.docx | 916.71 КБ |
Предварительный просмотр:
I СТРАНИЦА - ФОТО РОДИТЕЛЕЙ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
Предлагаемые инструкции и вопросы:
2. - Спрячь девочку (малыша). Как она кричит? (Побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку).
3. - Положи девочке игрушку (использовать мелкую игрушку).
- Малыш позвал девочку. Как? Проводи девочку к малышу.
(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).
6. Учить ребенка включать отработанные звукоподражания в художественные тексты (стихи, рассказы): взрослый читает стихотворение несколько раз, интонационно выделяя звукоподражания и побуждая малыша к сопряженному их проговариванию. Эффективным приемом является многократное прослушивание ребенком магнитофонной записи стихотворения или короткого рассказа в исполнении взрослого.
Наш малыш кричит с утра: Уа - уа, уа - уа!
Заблудились мы в лесу, Закричали все: Ау-ау-ау!
Мы в лес пойдем, Ребят громко позовем: Ау - ау - ау!
Жила-была девочка Машенька Пошла она с подружками в лес и заблудилась.
Обрадовалась Машенька , побежала на их голоса и вышла из леса.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
2. - Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением)
- Видишь корову (кошку)?
- Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
- - Кто позвал'' (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
- - Подари:
а) кошке желтый цветочек (мозаику), а коровке красный цветочек (мозаику),
б) коровке одну палочку, а кошке много палочек.
- Как кошечка (корова) скажет спасибо?(Вызов звукоподражаний).
- У кого желтый цветочек? У кого красный цветочек? Кто просил одну палочку (много палочек)?
- Проводи коровку в гости к кошечке (побуждать ребенка к произвольным движениям пальцев в заданном направлении (от коровки к кошечке, от кошечки к коровке, от цветочка (мозаики) к коровке, от кошечки к цветочку).
- Кто пойдет в гости? К кому пойдет коровка? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
6. Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:
Ой, бычок, ты бычок,
Не бодайся, не мычи:
Ты иди, не топочи,
Мяу - мяу! - кот пищит,
Сидит на окошке
У меня живот болит.
IV СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ДЕЙСТВИЙ
(кошка идет, лежит, лакает, умывается, играет).
Предлагаемые инструкции и вопросы:
Примечание: если малыш затрудняется в выборе картинки, взрослый закрывает часть картинок листом бумаги и предлагает выбор из двух-трех картинок.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. - Покажи, где собачка кушает?
(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию и имитационным движениям).
5. - Проводи Лялю к собачке (проводи собачку к Ляле).
(Ребенок проводит рукой в указанном направлении от картинки к картинке).
- Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к отраженному звукоподражанию.
VI СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗЛИЧЕНИЕ СЪЕДОБНОГО И НЕСЪЕДОБНОГО.
Предлагаемые инструкции и вопросы к каждой паре картинок:
Картинки рассматриваются парами.
- Где чашка?
- Покажи арбуз.
- Что можно скушать?
Предлагаемые инструкции и вопросы:
3. - Спрячь барабан. Как гудит машина?
- Спрячь машину. Как звучит барабан?
- Что спрятала?
- Куда пошла куколка 9 (Взрослый подкладывает маленькую куколку к определенной картинке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию).
- - Положи к барабану цветочек (мозаику), к машине - два цветочка (взрослый предлагает ребенку нажимать пальчиком на каждый цветочек, сопровождая действие звукоподражанием; количество звукоподражаний должно соответствовать количеству мозаик и может изменяться от 1 до 3).
- - На чем куколка поедет кататься? (Вызов звукоподражаний).
- На чем куколка поиграет ?
- - Проводи куколку сначала к барабану, потом к машине (и наоборот).
- - Сделай дорожку к барабану (машине) из палочек.
- - Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
- Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитационными действиями:
попеременные движения раскрытой ладонью по столу
10. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию
С барабаном мы идем,
Би-би-би! - гудит машина,
Громко песенки поем;
Не поеду без бензина.
Бом - бом, бом - бом!
Предлагаемые инструкции и вопросы:
3. - Найди барабан? Сколько? (Один).
- Покажи барабаны? Сколько? (Много).
Если малыш испытывает затруднения, взрослый дает образец ответа, обводя пальчиком ребенка нужную картинку.
4. - Где один барабан?
- Покажи много барабанов.
5. - Спрячь барабан (барабаны).
Закрыв барабан листом бумаги, взрослый предлагает посмотреть на вторую картинку (барабаны), задает вопросы:
- Ты видишь барабан? (Нет).
- Ты видишь барабаны? (Да).
Затем открывает первую картинку и просит показать барабан. Аналогичная работа проводится с изображениями машин.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. - Покажи, где малыш болеет (спит)? (Взрослый дает образец звукоподражаний).
- Как мальчик болеет (спит)? (Взрослый побуждает к произнесению звукоподражания).
2. - Спрячь малыша, который болеет (спит). Кого спрятал?
- Какую картинку спрятала? (Вызов звукоподражаний).
3. - Положи одну (две)мозаику около больного малыша.
(Нажимая на каждую мозаику, побуждать к произнесению соответствующего количества звукоподражаний).
4. - Построй дорожку к больному малышу (малышу, который спит) из палочек.
- Проводи куколку к больному малышу, потом к спящему (и наоборот). Куда привел? (Вызов звукоподражаний).
5. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:
движения туловища вправо-влево, ладони обеих рук прижаты к уху
6. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая малыша к произвольному, сопряженному или отраженному звукоподражанию:
Мальчик плачет и кричит:
Ручка у меня болит:
Спи скорее, засыпай
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
- Где мышка?
- Найди пистолет.
- Покажи мячик. (Побуждать к произвольным и отраженным звукоподражаниям).
2. - Спрячь мышку (мячик, пистолет).
- Кого (что) спрятала?
3. - Покажи, что стреляет? Как? (Вызов звукоподражаний).
- Найди, кто пищит. Как?
- Покажи, что прыгает. Как?
- - Что (кого) услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующие картинки).
- - Покажи игрушки. Какие? (Вызов звукоподражаний).
- Найди животное. Как пищит?
6. - Построй дорожку от пистолета к мячику (от мячика к мышке, от мышки к пистолету).
- Проводи пальчики к мышке (к мячику, к пистолету). (Ребенок проводит рукой по направлению к заданной картинке).
7. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:
8. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая малыша к произвольному, отраженному или сопряженному звукоподражанию :
XI СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ОДИН-ДВА, ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- - Кто это? (Взрослый последовательно показывает картинки, пересчитывает и называет множество вместе с ребенком, используя сопряженные действия. Называя картинку, он интонационно выделяет окончания слов).
- - Где мячик?
- Покажи мячики. (Побуждать ребенка обводить заданную картинку пальцем или рукой).
3. - Спрячь мячик. Спрячь мячики.
- Что я спрятала? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
- Обведи рукой мячики. Обведи рукой мячик.
- - Сделай дорожку к мячику. Сделай дорожку к мячикам.
XII СТРАНИЦА - СЛОВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ДВУХ ПРЯМЫХ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их:
- Это папа.
- Это дочка. Ее зовут Поля.
- Это сынок. Его зовут Паша.
2. - Поиграем в прятки: спрячь Полю (Пашу, папу).
- Кто ушел? (Одна -две картинки закрыты листом бумаги).
- Положи папе две мозаики, Поле - две мозаики, Паше - две мозаики.
(Взрослый побуждает ребенка проговаривать каждое слово по слогам, нажимая на мозаики).
4. - Проводи Пашу к папе (Полю к папе, Пашу к Поле, папу к Поле, папу к Паше).
(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Взрослый последовательно показывает картинки, дает их название и звукоподражание,
- - Покажи дудочку (домик, дедушку).
- Спрячь домик (дедушку, дудочку).
- Что (кого) спрятала?
- Покажи старенького человека.
- Что имеет окна, крышу, двери (предварительно - в задании № 2 ребенок рассматривает домик, выделяя его части)?
5. - Позови дедушку.
- Поиграй на дудочке.
- Какую картинку не назвали.
6. - Положи рядом с дудочкой одну мозаику.
Взрослый предлагает произносить звукоподражание столько раз, сколько мозаик лежит рядом с картинкой.
7. - Проводи дедушку к домику (дедушку к дудочке).
(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).
П. с. 1) Закрепить правильное произношение звука (б). Учить различать на слух звуки некороых музыкальных инструментов в звукоподражательных словах : бубна, барабана, балалайки.
2) Помочь детям вспомнить знакомые сказки, отгадав загадки. Вызвать желание у детей рассказать о том, что случилось с героями сказки, используя слова и выражения из сказок, рассказанных детям ранее.
Развивать у детей память, речь, внимание. Воспитывать любовь к русским сказкам и пословицам.
Развивающая среда: картинки с изображением домашних
Ход занятия.
- Автомобиль привез для ребят музыкальные инструменты, каждый из которых звучит посвоему. Наш язычок может повторить звуки каждоко музыкального инструмента и научиться правильно произносить звук (б)
-Это барабан, (дети поворяют)
Кк звучит барабан? (бум - бум- бум)
-Это балайка. (дети повторяют)
- Как звучит балалайка? (бренъ - бренъ)
-Это бубен. (Дети повторяют)
Как звучит бубен (бам-бам-бам).
2. На предыдущем занятиии мы знакомились со сказками. Сказки волнуються и думают, что вы их забыли. Как вы думаете, сможете отгадать загадку и узнать любимую сказуку?Давайте попробуем.
- Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке.
-Кто это покатился по дорожке?
-Про кого эта сказка? Кого встретил колобок на пути? Что с ним произошло? Кого он смог прехитритъ? Кто его перехитрил? Колобок какой (румяный,круглый,вкусный).
Отварили дверь козлята,
И пропали все куда-то!
- Из какой сказки эти козлята? Кому они отварили дверь? Кого они не послушались? Что с ними произошло? Куда они пропали? Кто их спас?какие козлята? Давайте о них много слов придумаем? (веселые, пушистые, непослушные)
В этом домике живет Очень маленький народ:
Мушки, мышки, комары - Все проворны и добры.
Лисы. Ежики, лягушки —
Уместились все в избушке Только мишка им помог Развалить их (теремрк).
- О какой сказке идет речь? Кто поселился в теремке? Как звали героев сказки? Как они жили? Кто сломал теремок? Почему?
Физ минутка (речь мс движениями).
Все зверюшки разбежались по кустам.
3. воспитатель расставляет доомашних животных на столе.
- к нам в гости пришли животные -какие это животные? (домашние)
-почему они домашние? (живут с человеком).
- Это кто? (корова). Как она разговаривает? (му-му). Что делает корова? (она мычит).
-это кто? (баран). Как он разговаривает? (бе-е-е-е). он блеет.
-что делает баран? (блеет)
-Что делает свинья? (хрюкает)
-Это кто? (кошка). Ка она разговаривает? (мяу-мяу). мяукает. Что делает кошка? (она мяукает)
-Это кто? (собака). Как она разговаривает? (гав-гав). Собака -Что делает собака? (она лает)
Вот и закончилось наше с вами занятие.
Чем мы сегодня занимались?
Что привезла машинка на занятие? (муз. игрушки.)
Читайте также:
- Конспект урока действительные причастия прошедшего времени 7 класс ладыженская
- Конспект занятия в старшей группе по физкультуре путешествие в страну здоровья
- План конспект строение атома и периодический закон 9 класс
- Комплексное занятие по физической подготовке конспект
- Конспект занятия время есть булочки