Знакомство с героями романа отцы и дети конспект урока

Обновлено: 30.06.2024

Композиция рассказа предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Контраст — резкая противоположность.

Конфликт столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Нигилист — человек, отрицающий общепринятые духовные ценности, моральные нормы, формы общественной жизни.

Роман — произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в их развитии.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

Сюжет — совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

Список литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012. — 367 с.

Дополнительная литература:

1. Маханова Е. А., Госсман. А. Ю. Произведения школьной программы. Русская литература. 10-11 классы. Краткий пересказ. Р.-на-Д.: Феникс, 2017. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Носителем революционных демократических идей в романе становится главный герой — будущий доктор Евгений Базаров. Его антипод — аристократ Павел Петрович Кирсанов.

Тургенев намеренно вводит в роман таких анекдотических персонажей, как Виктор Ситников и Евдоксия Кукшина. Они считают себя учениками Базарова, а нигилизм для них — это просто модное развлечение. Друзьями Евгения их тоже назвать нельзя: он — одинокая личность.

В конце романа молодой человек начинает сомневаться в смысле собственной деятельности и взглядов на жизнь.
Сам Тургенев — дворянин и либерал, поэтому он имеет не очень чёткое представление о демократической молодежи 60-х годов. В своём знаменитом произведении он показывает революционеров-демократов. Согласно сюжету, они уже появились в русской жизни, но их время ещё не пришло.
Почему же автор обрекает на смерть своего героя? Не принимая попытки преобразования общественного строя, которое предлагает молодое поколение, он показывает их несостоятельность. Жизнь перерождает нигилиста Базарова, обладающего высокими духовными качествами от рождения, и ставит всё на свои места.

Разбор заданий Тренировочного модуля:

1. Единичный / множественный выбор

Подсказка: в этом году Александр II издал Манифест, благодаря которому вошёл в русскую историю как Александр II Освободитель.

2. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Впишите пропущенные слова.


3) Объяснить некоторые особенности Тургенева-художника: лаконизм, тайная психология.

Вспомним, как изображена общественная и историческая обстановка в романе:

Слуга: молодой щекастый малый, с тусклыми глазами, бирюзовая сережка в ухе, напомаженные разноцветные волосы – все изобличало человека новейшего, усовершенствованного времени.

Можно представить подобные отношения , скажем, во времена Троекурова или некрасовских бар?

А барин себя как ведет?

Это уже не тот барин, который везде чувствовал себя хозяином, который не сидел, а восседал, не ходил, а шествовал, не просил, и даже не приказывал, а требовал непререкаемым тоном.

Из первых глав видно, как отличается Николай Петрович даже от своих родителей: прямых, волевых, грубоватых натур

Обратите внимание на постоялый двор: Ветхие ступеньки, запачканная кошка…. Николай Петрович ничего этого не замечает. Для него это нормальная российская действительность.

Обратите внимание на постоялый двор:

Ветхие ступеньки, запачканная кошка…. Николай Петрович ничего этого не замечает. Для него это нормальная российская действительность.

А само поместье Кирсановых как рисуется автором? До половины разметанные крыши, что означает, что корма скотине зимой не хватило и крестьяне кормили скот соломой с крыш, разоренное кладбище, лес весь продан, а деньги нужны, опустелые гумна. На мужиках тулупы нараспашку, разнузданные лошади. Такова деревня накануне реформы 1861 года. И недаром Аркадий говорит: нельзя так оставаться, преобразования необходимы, но как их исполнить, как приступить? Он поставил наболевший вопрос, на который Тургенев и ответил своим романом.

А само поместье Кирсановых как рисуется автором?

До половины разметанные крыши, что означает, что корма скотине зимой не хватило и крестьяне кормили скот соломой с крыш, разоренное кладбище, лес весь продан, а деньги нужны, опустелые гумна.

На мужиках тулупы нараспашку, разнузданные лошади.

Такова деревня накануне реформы 1861 года.

И недаром Аркадий говорит: нельзя так оставаться, преобразования необходимы, но как их исполнить, как приступить?

Он поставил наболевший вопрос, на который Тургенев и ответил своим романом.

Вы прочитали дома главы романа, повторили материал прошлой лекции, скажите, какого героя хотел изобразить автор в своем романе?

Вы прочитали дома главы романа, повторили материал прошлой лекции, скажите, какого героя хотел изобразить автор в своем романе?

Тургенев чувствовал необходимость создать образ нового героя, способного сменить пассивных дворянских интеллигентов.

Как же выглядит Базаров?

Видно, что это человек новый, явно на дворянина не похож, он ведущий в дружбе Аркадия и Базарова.

При первой встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал тому руку. Почему?

Базаров очень горд.

К тому же перед приветствием Аркадий представил Базарова очень ярко, пытаясь скрасить неприглядное впечатление от вида Базарова. Аркадий расхваливает друг, чтобы отец нормально к нему отнесся и гордость Базарова этим задета.

Он и руку подает не сразу, т.к. не собирается заискивать.

Прием, которым автор показывает действие, но не объясняет его значение, называется ТАЙНОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ .

Может быть, Базаров напрасно думал, что его гордость задета, может быть, в доме Кирсановых вовсе и не придают значения сословным различиям?

Может быть, Базаров напрасно думал, что его гордость задета, может быть, в доме Кирсановых вовсе и не придают значения сословным различиям?

Нет, вовсе не зря. Это можно увидеть на примере Фенечки: бедная девушка вовсе не чувствует себя хозяйкой, хотя Николай Петрович очень добр к ней. Она живет во флигельке, всем говорит «вы. Очень неловко себя чувствует и Николай Петрович, говоря о ней сыну. Павел Петрович обращается к Фенечке как к прислуге и т.п. Если бы Аркадий так не расписал своего приятеля, вряд ли бы отец отнесся к нему так любезно.

Нет, вовсе не зря.

Это можно увидеть на примере Фенечки: бедная девушка вовсе не чувствует себя хозяйкой, хотя Николай Петрович очень добр к ней. Она живет во флигельке, всем говорит «вы.

Очень неловко себя чувствует и Николай Петрович, говоря о ней сыну.

Павел Петрович обращается к Фенечке как к прислуге и т.п.

Если бы Аркадий так не расписал своего приятеля, вряд ли бы отец отнесся к нему так любезно.

Кто такой Павел Петрович? Как он выглядит? Каков портрет Павла Петровича? Глава 4 - описание Павла Петровича прочитать выразительно. С кем из известных вам героев у Базарова может возникнуть конфликт? Почему?

Кто такой Павел Петрович?

Как он выглядит?

Каков портрет Павла Петровича?

Глава 4 - описание Павла Петровича прочитать выразительно.

С кем из известных вам героев у Базарова может возникнуть конфликт?

С Павлом Петровичем. Павел Петрович – полная противоположность Базарову и во внешнем облике, и в манере разговаривать, и в манере держаться. Он не подает руку Базарову в первую же встречу, совершенно не зная человека, судя о нем лишь по внешнему виду. Это по меньшей мере невоспитанность. Тут же говорит взволнованному встречей с сыном Николаю Петровичу, что Аркадий стал развязнее, совершенно не задумываясь, что тем самым оскорбил брата в лучших чувствах. В результате за ужином разговаривали мало. Мы видим, что Павел Петрович настроен к Базарову не просто недоброжелательно, а враждебно, что не замедлит сказать позже. А как же Базаров реагирует на вызывающее поведение Павла Петровича?

С Павлом Петровичем.

Павел Петрович – полная противоположность Базарову и во внешнем облике, и в манере разговаривать, и в манере держаться.

Он не подает руку Базарову в первую же встречу, совершенно не зная человека, судя о нем лишь по внешнему виду. Это по меньшей мере невоспитанность. Тут же говорит взволнованному встречей с сыном Николаю Петровичу, что Аркадий стал развязнее, совершенно не задумываясь, что тем самым оскорбил брата в лучших чувствах. В результате за ужином разговаривали мало.

Мы видим, что Павел Петрович настроен к Базарову не просто недоброжелательно, а враждебно, что не замедлит сказать позже.

А как же Базаров реагирует на вызывающее поведение Павла Петровича?

У Базарова какое-то детски-обиженное состояние. Он не понимает, что человек может злиться и негодовать от оскорбленного самолюбия.

Базаров вовсе не злиться, а немного иронизирует.

А Павел Петрович? Исследуйте его поведение.

Тот не может успокоиться.

(эпизод с лягушками, когда даже Аркадий и Николай Петрович удивлены поведением Павла Петровича).

Аркадий рассказывает Базарову историю жизни Павла Петровича. Как реагирует Базаров ?

Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда разочаровался, раскис и опустился до того, что ни на что не способен, этакий человек – не мужчина. Это распущенность, пустота. Это все романтизм, гниль, чепуха, художество. Как вы думаете, за что же Павел Петрович так невзлюбил Базарова?

Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда разочаровался, раскис и опустился до того, что ни на что не способен, этакий человек – не мужчина. Это распущенность, пустота. Это все романтизм, гниль, чепуха, художество.

Как вы думаете, за что же Павел Петрович так невзлюбил Базарова?

Павел Петрович привык быть в центре внимания, светский лев, покоритель сердец, а тут равнодушный Базаров… Павел Петрович усмотрел в этом пренебрежение к своей персоне, что донельзя его оскорбило. Поэтому Павел Петрович и не пропустит ни единой фразы, ни единого поступка. Есть в романе образ трогательный и симпатичный Тургеневу?

Павел Петрович привык быть в центре внимания, светский лев, покоритель сердец, а тут равнодушный Базаров…

Павел Петрович усмотрел в этом пренебрежение к своей персоне, что донельзя его оскорбило.

Поэтому Павел Петрович и не пропустит ни единой фразы, ни единого поступка.

Есть в романе образ трогательный и симпатичный Тургеневу?

Это Фенечка. Именно отношение к Фенечке во многом характеризует героев романа. Гл. 8 – Павел Петрович и Фенечка: П.П. холодный, чопорный, нет естественного проявления чувств, какая-то снисходительность и скрытое, помимо воли , презрение. Однако он печально констатировал, что ребенок похож на Николая Петровича, что-то здесь не так… Гл 9 - Базаров и Фенечка: Б. несколько бесцеремонен. Фенечка хорошенькая, губа не дура, однако надо познакомиться. Он очень вежлив и доброжелателен, уверенность его не покидает. Он интересуется отчеством Фенечки.

Это Фенечка. Именно отношение к Фенечке во многом характеризует героев романа.

Гл. 8 – Павел Петрович и Фенечка: П.П. холодный, чопорный, нет естественного проявления чувств, какая-то снисходительность и скрытое, помимо воли , презрение. Однако он печально констатировал, что ребенок похож на Николая Петровича, что-то здесь не так…

Гл 9 - Базаров и Фенечка: Б. несколько бесцеремонен. Фенечка хорошенькая, губа не дура, однако надо познакомиться. Он очень вежлив и доброжелателен, уверенность его не покидает. Он интересуется отчеством Фенечки.

Языковая характеристика героев:

Базаров краток, лаконичен, его фразы метки и емки, к месту сказаны афоризмы.

Он не стремится говорить красиво. Однако его реплики наполнены смыслом и остроумием, тактом и знанием жизни.

Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, эти признаки языковой манеры обнаруживают подлинного демократа.:

А речь Павла Петровича?

Много специфических свойств и выражений:

витиеватые обороты, чопорность и напыщенность

Выводы урока : Один внешне аристократ, но внутренне чувства прорываются наружу. Другой – внешне неказист, а внутренне тактичен. И действительно, к началу 10 главы все ясно: к Базарову все в доме привыкли и освоились и только Павел Петрович всеми силами души ненавидел Базарова. Он считал его плебеем, нахалом, гордецом и циником. Он подозревал, что Базаров не уважает его, Павла Кирсанова! Вот и ответ на вопрос, почему Павел Петрович не взлюбил Базарова.

Выводы урока :

Один внешне аристократ, но внутренне чувства прорываются наружу.

Другой – внешне неказист, а внутренне тактичен.

И действительно, к началу 10 главы все ясно:

к Базарову все в доме привыкли и освоились и только Павел Петрович всеми силами души ненавидел Базарова.

Он считал его плебеем, нахалом, гордецом и циником. Он подозревал, что Базаров не уважает его, Павла Кирсанова!

Вот и ответ на вопрос, почему Павел Петрович не взлюбил Базарова.

Домашнее задание: Прочитать и проанализировать 10 главу романа. По каким вопросам расходились во мнении Павел Петрович и Базаров.

Домашнее задание:

Прочитать и проанализировать 10 главу романа.

По каким вопросам расходились во мнении Павел Петрович и Базаров.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" в 10 классе.

Тема урока: И.С. Тургенев – создатель русского романа.

История создания романа "Отцы и дети"

Лекция учителя

Роман написан в 1861 году. Время действия – 1855-1861 гг. – период, сложный для России. Роман посвящен памяти русского разночинца В.Г. Белинского и был создан в период отмены крепостного права. Россия переживала основательную ломку социальных, политических, духовных и нравственных отношений, это были годы бурных споров о будущем России.

Композиция в романе кольцевая: Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино – Никольское – дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же людям в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

Комментированное чтение

- Как вы думаете, почему автор посвятил свой роман В.Г. Белинскому? (Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40-х гг. Тургенев очень ценил Белинского).

I глава. Зачитайте начало главы. Уже в первых строчках романа точно указывается год, месяц, число, когда начинается действие. Почему? Назовите основные моменты 1-3 гл.

Домашнее задание

Тема: Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя (10 класс).

Цели: дать понятие о “нигилизме ”; сравнить понятие “нигилизм” и взгляды Базарова; развивать умение анализировать изучаемое.

Слово учителя

Базаров – нигилист

Николай Петрович даёт определение слову нигилист - “…который ничего не признаёт”. Для Павла Петровича нигилист — это, прежде всего, тот, кто “не склоняется” ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены “существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве”. Аркадия, невольного возмутителя спокойствия, больше занимает не смысл того, о чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов.

Сравним, определения, данные в словарях.

Учитель открывает доску:

Нигилизм - это..

(от лат, nihil - “ничто”) отрицание общеприняты: идеалов, моральных норм, культуры, форм об жизни. (Большой энциклопедический словарь)

“безобразное и безнравственное учение, отвергаю го нельзя ощупать”. (Толковый словарь В.Даля)

“голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм”. (Толковый словарь русского языка)

Запись первого определения нигилизма, сравнение определений и высказываний в тексте.

Работа над следующими вопросами:

Прав ли был автор, причисляя Базарова к нигилистам?

Идентичны ли его убеждения с нигилистическими?

Характеристика Базарова.

Отношения с окружающими

Примерное заполнение

Лицо выражает самоуверенность и ум, длинные волосы, красная рука, одет в балахон с кистями

Разночинец, отец – полковой лекарь

Домашнее, родители давали полную свободу. “Человек должен сам себя воспитывать”

Университет, естественные науки, будущий доктор

Нигилист (всё отрицает). “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, “Рафаэль гроша медного не стоит”, “Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта”

Отношения с окружающими

Общается с крестьянами как с равными. С аристократами вступает в спор

Резкость в суждениях, нет иностранной речи

- Мы встречаемся первый раз с Базаровым во второй главе.

Первая встреча с Николаем Петровичем и Павлом Петровичем.

1. Чтение эпизодов (с. 62, 64, 70).

Работа над следующими вопросами:

Что особенно автор выделил в портрете Базарова?

Что дает портрет для понимания характера этого человека?

Как представляется Базаров? Почему?

Чем занимается Базаров?

Как встретили Базарова Николай Петрович и Павел Петрович?

Идеологический конфликт

Спор об аристократии. Павел Петрович в аристократах видит основную общественную силу, когда-то она Англии дала свободу. Базаров - от аристократов нет никому никакой пользы, их основное занятие — ничегонеделание

Спор о принципах нигилистов. Базаров – “…в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем”. Строить на разрушенном листе он не считает своим делом.Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение “всего” в обществе.

Спор о русском народе. По мнению Павла Петровича, русский народ — патриархальный, ценит предания, не может жить без религии. Базаров видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Он видит необразованность, суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

Расхождение во взглядах на искусство и природу. Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: “Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его”. Его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. “Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта”. В природе видит только источник и поле человеческой деятельности. “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Противником в этом споре становится Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

Работа над следующими вопросами:

Каковы ваши первые впечатления об Одинцовой?

Как отнеслись к ней Базаров и Аркадий?

Кто же такая Одинцова?

Любовь к Одинцовой.

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего. Она - “герцогиня”, он - “лекарь”; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, — неравнодушный и страстный. В нём происходит что-то не базаровское: “что-то другое. чего он никак не допускал”. Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве. Обновленного Базарова мы встречаем в сцене с родителями.

Работа над следующими вопросами:

Как относятся к Евгению его отец и мать и как их чувства переданы автором?

Как же Евгений Базаров относится к своим родителям?

Отношение к родителям.

Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его “Енюшкой”; “…от волнения она пошатнулась…”; “…старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего…”. Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: “Люблю, Аркадий!”

Смерть Базарова

Базаров умирает от случайного пореза пальца. Перед смертью к нему приехала Одинцова, привезла доктора, но помочь больному уже было невозможно.

Работа над следующими вопросами:

Какое чувство вызывает эта сцена? Почему же умер Базаров?

Остаётся ли он нигилистом?

Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность. Смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить. Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую - базаровскую судьбу.

Домашнее задание

Подготовиться к анализу образов главных героев.

Беседа по теме урока

Базаров прав:
Надо делать дело. Надо проверять любую истину

Павел Петрович прав:
Нужна связь во времени, т. е. преемственность

Базаров не прав:
В отношении к прошлому: в принципах объяснения жизни через отрицание любви, природы, красоты, мечты (любовь — физиология, природа — мастерская, красота — польза, мечта — гниль)

Павел Петрович не прав:
В отрицании необходимости проверки жизни; в абсолютизации ряда истин; в постановке принципов во главу угла


II. Итог урока.

В раскрытии социального аспекта конфликта романа Базаров остается один, один и Павел Петрович, так как Николай Петрович в спор почти не вступает. Если говорить об общечеловеческом, семейном значении заглавия, то в системе образов обнаруживается противостояние семьи Кирсановых и семьи Базаровых. Первая продолжает жить, а вторая постепенно уходит. Дети — это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого. Для Тургенева важнее семейные отношения, построенные по законам понимания, уважения. Только в семье передаются традиции из поколения в поколение. Человек, лишенный этого, не способен понять других. Базаров и Павел Петрович одиноки, а Аркадий и Николай Петрович близки друг другу, у них семьи, их жизнь продолжается.

Домашнее задание

Выписать цитаты, объясняющие отношение главных героев к любви

Цели: рассмотреть четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.

Проверка домашнего задания

Учащиеся читают выписанные цитаты из текста романа.

Работа по теме урока

Групповая работа с карточками.

Цель : познакомить ребят с биографией Ивана Сергее вича Тургенева; заинтересовать их.

1)Когда и где родился писатель; история детства Варвары Петровны, матери писателя; по

причине чего отец писателя, Сергей Николаевич, женился на Варваре Петровне.

3)Детство писателя в Спасском - Лутовинове; отношения с крепостными.

7)Заочная экскурсия в Спасское - Лутовиново. Показ слайдов.

Цель : история создания романа; смысл названия произведения; знакомство с главным

1)История создания романа. Две линии з амысла: антидемократическая и антидворянская.

3)Приступаем к работе с произведением. начинаем с о второй главы.

- Словесное изображение портрета Евгения Базарова. Обращаем внимание на его

противоречивость во внешности. Работаем с деталями, которые позволяют заглянуть во

внутренний мир героя ( большие зеленоватые глаза, спокойная улыбка).

- Работаем с пятой главой. Занятия Базарова. Раскрываем образ лягушки, что он

Эпизод - за завтраком. Со слов "он нигилист" до слов "прежде были гегелисты, а теперь

4)В тетради ученики записывают два определения: кто такой нигилист и что такое

5)Работа с шестой главой. Спор за завтраком (чтение по ролям).

Домашнее задание: перечитать внимательно десятую главу, выде лить предметы спора

между Павлом Петровичем и Базаровым, выписать наиболее значимые выс казывания.

Цель: в ходе анализа эпизода (схватка за вечерним чаем) в ыяснить суть идейных

расхождений между "отцами" и "детьми"; рассмотреть, как Тургенев выявил сильные и

Сравниваем судьбу Павла Петровича с судьбой Ник олая Петровича.

Что общего и в чем различие? Почему в сердце Николая Петровича живет "чувство

правильно проведенной жизни", а у Павла Петровича этого чувства нет?

2)Приступаем к анализу эпизода - схватка за вечерним чаем (гл.10)

Гостиная в доме Кирсановых. Вечерний чай. Спустя две недели посл е приезда Аркадия и

Проверка домашнего задания: какие предметы спора ребята вы делили, работая дома

д)Кульминация не выделена. Видим психологические колебания герое. Своему накалу

В начале спора Павел Петрович восхвалял чувство аристократического достоинства,

умение уважать себя и других, а в решающий момент не сумел сдержаться, рааскричалс я

Базаров же не имеет положительной программы и не знает, что будет построено на

внимательно поработать с образами Ситникова и Кукшиной: охарактеризовать их как

людей и как нигилистов (упор сделать на внешние детали) - письменно.

Цел ь: чере з образы Ситни кова и Кукшиной суметь увидеть будущее нигилизма.

- Какую функцию он выполняет: созидающую или разрушающую?

б)поведение ( выскакивает из дрожек, бросается к Базарову с криком, семенит вокруг

Базарова; забегает то справа, то слева; визгливо смеётся, подобострастно ухмыляется)

- не должно признавать авторитетов (хотя сам раболепствует перед Базаровым )

- женщин следует презирать ( "Прелесть! прелесть!" - говорит он об Одинцовой)

Ситников выступает против авторитетов, а сам демонстрирует своим поведением рабское

подчинение Базарову; заявляет, что он не славянофил и тут же "хотя, конечно. ", на нем

славянофильская венгерка - сам не знает, кто он; говорит, что презирает женщин, а сам

б)детальное описание комнаты (раскрытие образа через обстановку)

- несоответствия (молодая - растрепанная, платье шелковое - не совсем опрятное)

- снижающие образ детали ( "круглые глаза, между которыми сиротливо краснел

крошечный вздернутый носик", "побуревшие от табаку пальцы")

В разговоре с Базаровым следим за тем, где Тургенев характеризует её как человека, а где

она пытается показать себя последовательницей нигилизма.

Вывод по образу Кукшиной: описание дома, комнаты, портрета, диалог с Базаровым - всё

демонстрирует ничтожность и ограниченность этой натуры.

Домашнее задание: перечитать главы с 14 по 20. Выписать слова, вы ражающие чувства и

1) Каковы взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой?

Можно ли через внешние детали заглянуть во внутренний мир героини? Какой он?

Что он говорит Аркадию об Одинцовой, после того как они вышли от нее?

Базаров пытается заглянуть во внутренний мир героини, но мысль о том, что он нигилист,

4) Предыстория Одинцовой. Докладчик должен сказать о своём отношении к жизни

Чем привлек Одинцову Базаров? ( О какой черте её характера пишет Тургенев?)

Что чувствует базаров после встречи с Одинцовой, и что чувствует Одинцова после

6) Комментирование чтение эпизода, где Базаров сообщает Одинцовой об отъезде (17 гл.)

8) Гл. 18. Чтение по ролям эпизода - признание Базарова.

Базаров, который предстает перед нами в этой сцене, отличае тся от того Базарова,

- Можно ли признание Базарова Одинц овой в любви назвать дуэлью? Поче му?

Домашнее задание: перечитать главы с 20 по 22; ответить на вопрос: почему Турге нев

знакомит читателя с родителями Базарова после встреч и главного героя с Одинцовой?

Цель: рассмотреть образы родителей; понять, что Базаров - сын глубоко чувствующих,

набожных родителей - не может быть нигилистом: отрицателем любви, природы, веры.

1) Вспоминаем взаимоотношения между Аркадием и Николаем Пе тровичем в начале

б) Как его волнение при встрече с сыном передал Тургенев? ( привести примеры)

в) Что мы узнаем о Василии Ивановиче из разговора с приехавшими?

- "Для человека мыслящего нет захолустья" ( как характеризуют Василия Ивановича эти

- перевёл мужиков на оброк, хотя самому это невыгодно; бесплатно лечит крестьян ( какая

- в речи употребляет французские слова, которые Тургенев пишет русскими буквами (

Удалось ли Тургеневу через психологический портрет передать глубокую любовь

- в хозяйстве, сушенье и варенье знала толк, но своими руками ни до чего не прикаса лась

3) Проверка домашнего задания. Ответ на вопрос: почему Тургенев знакомит читателя с

родителями Базарова после встречи главного героя с Одинцовой?

В ходе размышлений на этот вопрос должны прийти к выводу, что Базаров способен на

глубокие чувства, потому что духовные ценности заложены в него с детства. Он с мог

искренне полюбить Одинцову, она же не см огла ответить ему взаимностью.

4) Разговор Базарова и Аркадия в стоге сена. Чтение этого эпизода по ролям. Пос ле

- Почему Базарова не удовлетворяет положение, занимаемое человеком в этом мире:

человек - это песчинка, которая находится во власти стихий природы?

- Его отношение к муравью, который тащит полумертвую муху, противореч ит какому е го

афоризму? ( " Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник")

Природа сильнее человека, человек не сможет подчинить её своей воле.

Домашнее задание: выявить причину ещё двух приездов Базарова к Одинцовой; подумать

над вопросом: с какой целью вводится эпизод с дуэлью между Павлом Петровичем и

Тема: два приезда к Одинцовой; дуэль Павла Петровича и Базарова.

Цель : выявить причины приезда Базарова в Никольское; роль дуэли в романе "Отцы и

- Как и когда Аркадий и Базаров решают поехать к Одинцовой во втор ой раз?

- Как ведет себя Базаров после посещения Одинцовой? (почти не раскрыв ал рта, все глядел

- Чем стал заниматься Базаров в Марьино? Почему в нем пробудилось такое желание к

- Что послужило причиной дуэли Базарова с Павлом Пе тровичем?

- Чтение вслух ( с последующим обсуждением) преддуэльного разговора между Павлом

Как ведет себя Базаров в разговоре с Павлом Петровичем? (постоянно иронизирует)

Как настроен на дуэль Павел Петрович? ( "Я буду драться серьезно")

- Согласны ли вы с тем, что в разговоре с Фенечкой Павел Пе трович п росто хотел

В борьбе с Базаровым он терпит поражение. Чтобы хоть как - то вернуть себе хотя бы

малую долю почета, он пытается вытащить из себя что - то душевное, человеческое, желая

оставить о себе добрую память в сердцах близких ему людей. Это всего лишь фальшь.

- Как объясняет Базаров Аркадию причину своего приезда в Никольское? Что е го

- Зачем Базаров сообщает Одинцовой о том, что аркадий был в неё влюблен? ( он считает,

что Одинцова не ответила ему взаимностью по причине того, что любит Аркадия)

- Как Одинцова относится к Аркадию? ( "В этом молодом и све жем чувстве есть какая - то

Базаров думает, что Одинцова любит Аркадия. ему помогает разобраться в Одинцовой

Чтение вслух эпизода, где Одинцова сообщает Базарову о письме.

Домашнее задание: работа над образом Аркадия (по рядам).

Первый ряд рассматривает отношения Аркадия с Николаем Петровичем ( гл.3; гл.28): как

проявляется проблема отцов и детей (примеры из текста); Аркадий и Николай Петрович в

Второй ряд рассматривает образ аркадия в споре (гл.10): роль кого выполняет Аркадий на

фоне спора Базарова с Павлом Петровичем; искренен ли он в том, что говорит; как

оценивает поведение Аркадия Павел Петрович; прав ли Павел Петрович в своей оценке.

Третий ряд рассматривает отношения Аркадия с Катей (гл.25; гл.26): какова роль ясеня, у

которого беседовали Аркадий и Катя; какое влияние на Аркадия оказала встреча с Катей;

Цель: выяснить, как проявляет Базаров себя перед лицом смерти.

1)Отношения Базарова и аркадия (проверка домашнего задания)

Вывод: влияние Базарова на аркадия исчезает, как только аркадий вернулся в свою с реду.

"Погодите, мы вас переделаем", - говорит Катя. Аркадия и переделывать не надо, он -

Читайте также: