Конспект по фэмп в средней группе путешествие в сказку

Обновлено: 02.07.2024

Цель занятия: Формирование математических представлений через игровую деятельность.

Задачи: Закрепить знание цифр от 1 до 5, упражнять в счёте в пределах 5. Развивать умение сравнивать группы предметов и соотносить цифру с количеством предметов. Закреплять представление о частях суток. Закреплять знание геометрических фигур, упражнять в составлении одной фигуры из нескольких, учить выкладывать цепочку фигур по заданной схеме. Развивать внимание, память, образное мышление, познавательную активность. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материал:

Игрушки: заяц, волк, медведь, лиса; деревья; набор крупных геометрических фигур;

Раздаточный: наборы цифр от 1 до 5 на каждого ребенка; фигурки зайчат и морковок по 5 шт. на каждого ребенка; палочки для строительства дома медведю;

Методы и приемы:

Наглядно – словесный, игровой, практический, показ, демонстрация, сюрпризный момент, рефлексия.

Ход занятия:

Тогда:
1,2,3! В сказку попади,
Друг за другом повернись,
И на стульчики садись!

Дети сидят за столами перед мольбертом, на котором прикреплены изображения бабы и деда; на другом мольберте - составлена схема похищения колобка.

Воспитатель:

- Жили-были дед и баба на полянке у реки

И любили очень-очень на сметане колобки.

Бабка тесто замесила, колобка она слепила,

В печь его поставила, там его оставила.

Вышел он румян пригож и на солнышко похож.

Он остыть хотел немножко и улёгся на окошко.

Тут случилась с ним беда …

- Утащила колобка рыжехвостая лиса.

Воспитатель: - Ребята, поможем найти колобка?(Поможем). Давайте рассмотрим план путешествия, который поможет нам и приведет нас к домику лисы. Посмотрите, откуда мы начнём наше путешествие?(С цифры 1). Верно. (Далее рассматривают схему)

Воспитатель: А сейчас мы отправляемся с вами в лес.

Воспитатель: Вот какая красивая полянка. А тут написана какая-то цифра.

Какая же эта цифра?

Ребенок читает стих про цифру 1:

Стоит единичка,
Похожа на спичку.
Она просто черточка,
С маленькой челочкой.

Воспитатель: Ребята, на этой полянке живет заяц. (Рядом с цифрой 1 сидит заяц.) Он просит накормить зайчат морковкой так, чтобы всем досталось поровну.

Дети занимают места за столами, на столах плоскостные фигурки зайчат.

-Сколько перед вами зайчат? (4)

- Положите рядом с ними подходящую цифру. (Дети выполняют)

- Сколько морковок нужно зайчатам? (4)

- Дима, сколько морковок ты положил?(4)

- А сколько всего морковок? (5)

- Вика, чего больше, морковок или зайчат? (морковок)

- А что мы можем сказать про зайчат? (их меньше)

- Ой, посмотрите, еще один зайчонок прибежал, сколько всего зайчат (5).

- Положите рядом с ними подходящую цифру. (5)

- Что нужно сделать, чтобы зайчонок не обиделся?(морковкой угостить).

Сколько морковок (5), а зайчат (5), что мы можем сказать про них?

(Их поровну). Молодцы, а теперь отдохнем.

Физминутка после счета зайцев

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Мы подтянемся сейчас

На носочках столько раз

Ровно столько, сколько пальцев

На одной руке у нас.

- А сколько пальцев у нас на руке? (пять)

Воспитатель: - А сейчас вернёмся к схеме и продолжим наш путь. Куда двигаемся дальше?( К цифре 2). Вот еще одна полянка. Тут тоже цифра.

Ребенок читает стих про цифру 2:

Цифра 2 сердитый гусь,

Шейка, хвостик, ой, боюсь.

Воспитатель: На этой полянке живет волк и он тоже просит вас помочь ему: он путает части суток, он живет в лесу, в детский сад не ходит, поэтому путает. Он говорит, что светло бывает ночью, а темно днём. Это правильно?(Нет) Мы с вами поможем волку и напомним ему когда что бывает. (ответы детей)

( сюжетные картинки на мольберте)

Солнце встало только-только.

В сад ведут детишек.

Там игрушек много столько-

Зайчиков и мишек.

Все детишки в сад идут.

Это время как зовут?

- Подберите картинку для этого времени суток.

- Почему ты выбрал эту картинку?

Солнце в небе ярко светит.

Погулять выходят дети.

Погулять и вы хотите?

Время это назовите!

- Покажите картинку, которая подходит для этого времени суток.

Скоро солнышко садится,

Все закончили трудиться,

Всех детей домой ведут.

Это время как зовут?

- Найдите картинку для этого времени суток.

- Какая же картинка подходит для этого времени суток?

В небе звёздочки зажглись.

Все в кроватки улеглись.

Засыпают сын и дочь.

Что за время это?

Спим мы ночью, а делаем зарядку. ? (утром)

Завтракаем мы утром, а ужинаем. (вечером)

Луна видна ночью, а солнце. ( днём)

Ужинаем вечером, а спим. ( ночью)

Просыпаемся утром, а спать ложимся. (вечером)

Воспитатель: А сейчас вернёмся к схеме и продолжим наш путь. Куда двигаемся дальше?( К цифре 3). Продолжаем наш путь. Вот следующая полянка. А здесь, какая цифра? (Три)

Ребенок читает стих про цифру 3:

Сложим два крючка, смотри,

Получилась цифра 3.

Воспитатель: А на этой полянке послушайте, кто живет:

Ходит лесом без дорог,
Между сосен и берез,
А зимой лежит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)

Медведь просит вас построить ему домик из палочек.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем строить и играть.

(шагаем на месте)

Дом большой, высокий строим.

(на носочках тянутся вверх)

Окна строим, крышу кроем.

Вот такой красивый дом!

(руку вперёд, подняв большой палец вверх)

Будут жить Мишутка в нём!

Воспитатель: А теперь возьмите каждый по палочке и построим мишке дом.

( Дети строят домик на мольберте)

Воспитатель: Отправляемся дальше в путь, ведь нам нужно найти колобка. Куда мы пойдём? (К цифре 4).

Ребенок читает стих про цифру 4:

Вилку как-то уронили,
Один зубчик отломили.
Вилка эта в целом мире,
Называется "четыре".

Рядом с цифрой на нашем пути озеро. Чтобы его перейти надо построить дорожку из геометрических фигур. Посмотрите, у нас есть подсказка – схема дорожки.

( На доске – схема дорожки, а на полу разбросаны геометрические фигуры)

-Возьмите каждый в руки по одной фигуре.

(Воспитатель берёт фигуру и выкладывает на пол)

-Я кладу красный квадрат.

- Чья фигура будет следующая? Нужно следовать строго по стрелочке.

(Каждый выкладывает по очереди свою фигуру, называя ее форму и цвет.)

Воспитатель: Дорожка построена. Теперь по ней можно отправляться дальше. Куда двигаемся дальше? (К цифре 5).

Ребенок читает стих про цифру 5:

Цифра пять - с большим брюшком,
Носит кепку с козырьком.
В школе эту цифру пять
Дети любят получать.

Воспитатель: Вот мы и пришли на полянку, где живет лиса, это ее дом. Ребята. А что больше всего любит кушать лиса? (рыбу) Давайте выложим рыбок, это будет для лисы угощение. Тогда она отпустит колобка. (Дети выкладывают рыбок из геометрических фигур)

Лиса посмотрела наших рыбок, ей они очень понравились, поэтому отпустила колобка.

Воспитатель: А вот и колобок, не успела его лиса съесть. Давайте отнесем его к дедушке и бабушке. Пусть чай с колобком пьют и нас в гости ждут.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, где сегодня мы были? (в лесу) Расскажите, с кем мы встречались в лесу. (Дети рассказывают, с кем они встречались, какие задания выполняли, что им больше всего понравилось).

А теперь поставьте свои фишки рядом с тем героем, с каким вам больше всего понравилось играть.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

-упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

-развивать умения сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше;

-упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько- сколько;

-Закрепить знание количественного и порядкового счета до 5, умение распознавать цифры до 5.

- Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево);

- Закрепить знания детей о числовом ряде.

-Воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Дети входят в группу под музыку

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся! Но поздороваемся по – сказочному, вместе произнесё м волшебные слова:

Двери открываются, (Руки в стороны)

Сказка начинается. (Поклониться)

2. Основная часть

- Ребята, а вы сказки любите?

Воспитатель: Сказок существует большое множество. И в любой сказке всегда есть волшебство, чудо, добро обязательно побеждает зло. Сегодня мы с вами отправимся в одну волшебную сказку. Давайте встанем в круг, и произнесем волшебные, будьте внимательны и выполняйте движения вместе со мной.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг, выполняют упражнения в соответствии с текстом (в нужную сторону ведут сами).

В круг широкий, вижу я,

Встали все ребята.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Путешествие начнем.

Воспитатель: Ребята! Нам пришло волшебное письмо (достаёт красивый конверт и читает). В тридевятом царстве-государстве жили-были царь, царица и их дочь, прекрасная царевна. Случилась у них беда. Налетел на царство Змей-Горыныч и унес царевну к себе в страшное логово. Три дня и три ночи горевали царь с царицей. И издал царь указ, что большую награду даст тому, кто освободит царевну, и послал трех гонцов во все стороны известить об этом указе. Много было храбрецов-удальцов, которые хотели бы ей помочь, но никто не знал дорогу к Змею. И вот царь с царицей решили написать письмо в наш детский сад и попросить помощи у ребят. Поможем отыскать Змея?

Воспитатель: Нам надо отправляться в сказку. Но скажу я вам, ребята, по секрету, что путешествие это нелёгкое. Придется нам трудности повстречать, с задачами сложными справится, препятствия одолеть. Нам надо быть смелыми, ловкими, внимательными. Если вы не испугались, то хлопните 3 раза в ладоши.

- А какие геометрические фигуры вам напомнили заплатки (круг, квадрат, треугольник).

- Теперь садитесь на ковер и полетели (Волшебная мелодия) .

Звучит мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в королевство.

II. Основная часть.

Воспитатель: Вот и попали мы в сказку. И на нашем пути, посмотрите, болото большое, не проходимое, заколдованное. И перейти это болото можно только по кочкам.

Воспитатель: ребята, посмотрите, кочки одинаковые по размеру? (Нет) А какие? (большие и маленькие).

Возьмите маленькую кочку в правую руку, а большую в левую. Что можно с казать о величине кочки в правой руке по сравнению с величиной кочки в левой руке? (кочка в правой руке меньше кочки в левой руке).

Давайте мы справа выложим дорожку из больших, а слева из маленьких кочек и пройдем по ним.

Воспитатель: Молодцы ребята справились мы с заданием, отправляемся дальше в путь, ой а что это там впереди?

(На фланелеграфе цветы- 5 красных и 4 желтых)

Воспитатель: Посмотрите, какая необычная поляна, она наверное волшебная, какие сказочные цветы выросли на полянке.

Давайте мы для царевны соберем букет.

- Скажите, цветы одинаковые? (разные)

- Чем они отличаются? (цветом)

- В первый ряд нужно выложить желтые цветы.

- Во второй ряд красные.

Ксюша будет выкладывать желтые цветы, а Петя красные.

- Ксюша, сосчитай сколько желтых цветов? (4)

- Клим, сосчитай сколько красных цветов? (5)

- Что мы можем сказать про желтые цветы? (их меньше, чем красных)

- Что мы можем сказать про красные цветы? (их больше, чем желтых)

- Что нужно сделать, чтобы цветов стало поровну? (нужно убрать один красный).

Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и опять путешествие начнем!

Дети встают напротив экрана и повторяют движения под изображения и музыку.

Воспитатель: Ну что отдохнули? тогда идем в путь. Перед нами дремучий лес. Чтобы его пройти, нужно расставить деревья и елочки по высоте. А начнем с самого высокого дерева.


- С какой стороны мы начнем расставлять деревья? (слева направо)

(дети расставляют деревья за своим рабочим местом)

- Соня, расскажи, как ты расставила свои деревья (большое, поменьше, еще поменьше, самое маленькое)

Воспитатель: А вот и королевство Змея-Горыныча.

На экране появляется Змей – Горыныч.

Змей-Горыныч: Зачем пожаловали?

Дети вместе с воспитателем: Освободить царевну.

Змей - Горыныч: Отдам Вам Царевну, если вы найдете ключ от потайной комнаты. Для этого вам надо разложить цифры по порядку от 1 до 5. (при выполнении задания на доске можно написать детям числовой ряд, для проверки и правильности выкладывания цифр)


В: Ну что ребята, приступим? (дети выполняют задание, после его выполнения появляется слайд с ключиком)

Грыныч: Какие умные ребята, не думал я, что вы так быстро справитесь с заданием! Забирайте свою царевну пока я не передумал!

Слайд с Царевной: Спасибо вам, ребята! Я верила, что вы меня в беде не бросите, за то, что вы меня освободили, я хочу подарить вам книгу с русскими народными сказками.

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим Царевну за такой подарок. Эту книгу мы с ребятами обязательно прочитаем. До свидания, Царевна.

Царевна: До свидания, ребята!

Звучит мелодия, воспитатель приглашает детей на ковёр – самолёт.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня много помогали сказочным героям, но пора нам возвращаться в группу, занимайте места на ковре-самолете.

С вами мы опять в полете на ковре на самолете,

Вправо – влево, вверх – вниз.

В группу коврик приземлись!

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, ребята, понравилось ли оно вам? А задания? А какие задания понравилось выполнять больше всего? А может кто-то чему-то новому научился? (ответы детей).

И отправимся рассматривать подарок царевны в группу!

есть очень интересная презентация, которая не прикрепляется из-за большого размера. ссылка на яндекс диск Презентация

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Составила: Гусева Ольга Сергеевна

воспитатель

с. Дебесы, 2017 год

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

- Закрепить название геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), выделить их свойства (форма, размер).

- Закрепить знание количественного счета до 5, соотносить с количеством предметов.

- развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение, память, мышление, связную речь

- Воспитывать стремление оказывать помощь тому, кто оказался в трудной ситуации; прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.

Тип занятия: обобщающее занятия

Форма занятия: фронтальная, индивидуальная

Продолжительность занятия: 20 минут

Участники: дети средней группы ДОУ

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Материал и оборудование:

Предварительная работа: чтение сказок, знакомство с геометрическими фигурами, формой, размером предметов .

Методы и приемы работы с детьми:

Структура занятия:

Организационный момент чтобы настроить детей на непосредственно-образовательную деятельность.

Создание положительного настроя на занятие (сюрпризный момент)

Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей - создавались проблемные ситуации, направленные на решение поставленных задач.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, основанные на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к активной речевой и мыслительной деятельности. В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление, проблемные ситуации на закрепление названий геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), выделение их свойств (форма, размер), закрепление знания количественного счета до 5, соотношение с количеством предметов. Все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи, формирование элементарных математических представлений у детей.

Заключительный этап основной части

вам понравилось путешествие? Что запомнилось, что самое интересное? Какие задания мы выполняли?

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Собрались все дети в круг я твой друг и ты мой друг крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. А теперь вдохнули глубоко и выдохнули.

Воспитатель: Ой, ребята, его погрызли мыши. Поможете починить ковер (дети накладывают и определяют те заплатки которые подходят для ремонта ковра).

Воспитатель: Теперь становитесь на ковер и повторяйте волшебные слова : наш ковер по небу мчится : что же с нами приключится? Попадем на нем мы в сказку , а в какую? Где подсказка ? Стоит в поле теремок, он не низок не высок. Как вы думаете? В какую мы сказку попали ?

Дети: теремок

Воспитатель: Правильно ребятки, молодцы!

Воспитатель: Бежит мимо мышка-норушка (картинка) . Увидела теремок остановилась и спрашивает : терем-теремок! Кто в тереме живет? Волшебный голос отвечает : теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания.

Я раскрываю почки в зеленые листочки

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движение полна. Зовут меня- (весна)

Я, соткана из зноя, несу тепло с собою.

Я реки согреваю, купайтесь- приглашаю

И любите за это вы все меня. (лето)

Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает? (зима)

Несу я урожай, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но, не касаясь сосен и елочек. (осень)

Воспитатель: Сколько времен года?

Дети: четыре

Воспитатель: Правильно все сделали, поэтому двери теремка открылись для мышки. Вошла мышка и стала там жить.

Прискакала к теремку лягушка-квакушка (картинка) . Увидела теремок остановилась и спрашивает : терем-теремок! Кто в тереме живет? Волшебный голос отвечает : теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания.

Воспитатель: С какой карточкой соединили цифру 1?

(бабочка….и так до 5?

Воспитатель: Молодцы! Все сделали правильно, поэтому двери теремка открылись для лягушки-квакушки. Вошла лягушка в терем и стала там жить.

Прискакала к теремку зайчик-побегайчик (картинка) . Увидела теремок остановилась и спрашивает : терем-теремок! Кто в тереме живет? Волшебный голос отвечает : теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания.

Воспитатель: Завтракаем мы утром, а вечером мы…. Дети: (ужинаем)

Ночью спим, а утром …. (просыпаемся)

Играем днем, а ночью…. (спим)

Солнце светит днем, а луна…. (ночью)

Обедаем мы (днем)

Луна светит (ночью)

В детский сад идем мы. (утром) .

Воспитатель: вы справились и с этим заданием, молодцы, поэтому двери теремка открылись и для зайчика.

Прискакала к теремку волчок-серый бочок (картинка) . Увидела теремок остановилась и спрашивает : терем-теремок! Кто в тереме живет? Волшебный голос отвечает : теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания.

Воспитатель: Поможем нашему волчишке?

По волшебной карточке выполнить зарядку.

1- подняться, подтянуться,

2- согнуться, разогнуться,

3- в ладошки три хлопка,

Вошел волк в терем и стал там жить.

Воспитатель: Идет мимо медведь. Увидел теремок, да как заревет : терем-теремок! Кто в тереме живет? Волшебный голос отвечает : теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания. А медведь не послушался и полез на теремок, да раздавил его. Все звери выбежали и заплакали. Бежала к терему лисичка-сестричка (картинка) . Увидела, что теремок сломан и предложила построить новый.

Ну а нам пора возвращаться в группу. Садимся на наш волшебный ковер-самолет и повторяем волшебные слова. 1,2,3,4,5! Возвратились в детский сад.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Что запомнилось, что самое интересное? Какие задания мы выполняли? Вы меня сегодня порадовали. Молодцы!


Воспитатель. Ой, а здесь, ребята, загадки.
Воспитатель. Знаете ли вы части суток?
Дети. Да.
Воспитатель. Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадайте, в какое время суток это бывает?

Солнце встало только-только.
В сад ведут детишек.
Там игрушек много столько-
Зайчиков и мишек.
Все детишки в сад идут.
Это время как зовут?
(утро)
- Подберите картинку для этого времени суток.
- Почему ты выбрал эту картинку?

Солнце в небе ярко светит.
Погулять выходят дети.
Погулять и вы хотите?
Время это назовите!
(день)
Подберите картинку для этого времени суток.
Почему ты выбрал эту картинку?
Скоро солнышко садится,
Небо потемнело.
Все закончили трудиться,
Отложили дело.
Всех детей домой ведут.
Это время как зовут?
(вечер)
Какая же картинка подходит для этого времени суток?

Читайте также: