Самозванец история 7 класс конспект кратко
Обновлено: 05.07.2024
Тип урока: комбинированный
- Образовательная: сформировать целостное представление о Смуте как о всестороннем кризисе русского общества, определить причины Смуты и события начального периода.
- Развивающая: способствовать совершенствованию умений анализировать источники.
- Воспитательная: Воспитывать положительную мотивацию, воспитание чувства сострадания, представлений о долге, верности, ответственности человека и политика.
Структура и хронометраж:
- Организационный момент – 2 минута.
- Мотивация и целеполагание – 3 минуты.
- Актуализация знаний учащихся по предыдущей теме – 5 минут
- Изучение нового материала – 25 минут.
- Рефлексия – 3 минуты.
- Итоги и домашнее задание – 2 минуты.
План для учеников (на доске):
4. Правление Василия Шуйского
5. Гражданская война 1606-1607гг. – Болотников
7. Перелом в настроении народа
- 20 июня 1605 г. – вступление Лжедмитрия I в Москву
- 1605 – 1606 гг. – правление Лжедмитрия I
- 17 мая 1606 г. – восстание в Москве
- 1606 – начало правления Василия Шуйского
- 1606 – 1607 гг. – восстание И.И.Болотникова
- весна 1608 г. – поход Лжедмитрия II на Москву
Здравствуйте, ребята! Очень рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь на то, что мы сегодня плодотворно поработаем.
У нас в стране есть календарь государственных праздников. Среди относительно молодых праздничных дней есть день 4 ноября. С 2005 года Россия отмечает этот праздник.
Как называется этот государственный праздник?
Что вы знаете об этом празднике? (обсуждение)
В пояснительной записке к проекту закона о введении этого праздника отмечалось: "4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа". Освобождение Москвы – это окончание тех событий, которые мы будем изучать сегодня.
Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?
Мы будем говорить о периоде русской истории, который принято называть Смутой. Факты истории Смутного времени оцениваются неоднозначно. Споры вызывают и название периода, и причины начала Смутного времени.
Сегодня на уроке мы выясним, что такое Смута, в чем же заключались причины начала Смуты в России начала XVII в., познакомимся с основными событиями этого периода.
Задание: Работа с понятием Смута. Назовите черты этого времени (восстания, противоречия между народом и правителем, военные действия, разрушение хозяйства)
Составьте понятийное колесо "Смута" и на его основе свое определение.(слайд)
Актуализация знаний учащихся
Прежде, чем мы выясним причины смуты, давайте вспомним некоторые факты истории
1. Заповедные и урочные … (лета).
2. Боярин, ставший русским царем в 1598 году. (Борис Годунов)
3. Царство, перешедшее в 1589 году под протекторат России. (Кахетия)
4. Первый российский патриарх. (Иов)
5. В миру - Федор Никитич Романов, в монашестве … (Филарет).
6. Предводитель крестьянских повстанцев. (Хлопко)
7. Король Речи Посполитой умерший в 1586 году. (Стефан Баторий)
8. Так звали сыновей Ивана Грозного и Бориса Годунова. (Федор)
- Каковы были итоги политики Бориса Годунова?
- Почему народ невзлюбил Бориса Годунова?
2. Причины смутного времени
Нам предстоит выяснить причины этого периода. Для этого нам необходимо проанализировать исторические документы. Ознакомьтесь с ними в группах и распределите причины на 3 колонки: экономические, социальные, политические.
(Примечание: Царевич Дмитрий – младший последний сын Ивана Грозного, наследник Российского престола)
Р.Г. Скрынников, историк.
Н.И. Костомаров, историк.
Последствия опричнины и войн Ивана Грозного
Процесс закрепощения крестьян
Ломка социальной структуры
Борьба за власть среди бояр
Пресечение династии Рюриковичей
Вмешательство папской власти и поляков.
3. Лжедмитрий I– триумф и падение
- Почему Лжедмитрий сумел захватить власть; почему его встречали в Москве так торжественно; кто его поддерживал?
- Почему же через 11 месяцев его с позором низвергли?
4. Василий Шуйский
1606 г. – москвичи (без жителей других частей страны) выбрали царем Василия Иванович Шуйского. Свое вступление на престол он ознаменовал крестоцеловальной записью. Он взял на себя обязательства сохранить привилегии бояр, не отнимать у них вотчин, не судить бояр без участия Боярской думы
? каково историческое значение присяги В.Шуйского (Оно состояло не только в ограничении произвола самодержавия, а в том, что это был первый договор царя со своими подданными, робким шагом к правовому государству в России).
5. Гражданская война 1606-1607гг. – Болотников
Работа с учебником.(сл. )
Самостоятельная работа с текстом учебника стр.15-16 и заполнение в рабочей тетради таблицы:
Крестьянская война под предводительством И.Болотникова 1606-1607 гг.(слайд)
Голод, усиление крепостничества, политический кризис
Крестьяне, посадское население, дворяне - на первом этапе
1 этап: Путивль - Москва - с.Коломенское
2 этап: Калуга - Тула (октябрь 1607 г.)
Нет программы, единой организации, разнородный состав, стихийность, разрозненность
6. Лжедмитрий II – тушинский вор(слайд)
7. Перелом в настроении народа
Грабежи, насилия и убийства вызвали взрыв народного возмущения. Повсеместно стали создаваться народные ополчения. Центрами сопротивления стали монастыри. Весной - летом 1609 года шведские и русские войска под командованием М.В.Скопина- Шуйского освободили северо-восточную часть России и разгромили тушинцев под Тверью и двинулись на Москву. А как была освобождена Москва от иностранных интервентов, мы узнаем на следующем уроке.
Таким образом, ослабление центральной власти в России привело к Смуте. Боярство, чьи интересы были значительно подорваны в годы правления Ивана Грозного, вновь попыталось стать ведущей политической силой в стране. Одной из характерных черт Смутного времени стало широкое распространение самозванства. Ситуация осложнилась вторжением в Россию иностранных войск.
Вернемся к нашему понятийному колесу. Дайте более точное определение на основе изученного материала: Смута - период политического, социального, экономического и культурного кризиса в истории России, который сопровождался самозванством и вмешательством иностранных государств.(слайд)
Давайте вспомним хронологию Смуты.
Ученики: Ставят даты и комментируют некоторые события.(слайд)
Восстание под предводительством Хлопка
Воцарение Лжедмитрия I
Убийство Лжедмитрия I
Восстание под предводительством И. Болотникова
Начало военных действий Лжедмитрия II
Задание. Сопоставьте портреты и характеристики деятелей Русского государства периода Смуты (слайд)
Василий Шуйский Лжедмитрий I Борис Годунов Лжедмитрий II Болотников И.И
1. Самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия Ивановича. Настоящее имя - Юрий Богданович Отрепьев. Служил в холопах у бояр Романовых. После опалы Романовых постригся, приняв имя Григорий. В 1602 г. бежал в Литву. Был поддержан рядом польских магнатов. Осенью 1604 г. вторгся в Россию, 20 июня 1605 г. вступил в Москву, 22 июня венчался на царство. Ввел при дворе ряд польских обычаев. Женился на католичке Марине Мнишек. 17 мая 1606 г. был свергнут и убит.
2. Царь в 1598 - 1605 гг. Служил в "опричнине". Возвысился благодаря женитьбе на дочери Малюты Скуратова и браку своей сестры Ирины с царевичем Федором Ивановичем. С воцарением Федора - член регентского совета. Инициатор введения патриаршества. Сторонник сближения России с Западной Европой. Ввел урочные лета (1597 г.). Ввел в белые слободы тягло. При нем велось интенсивное крепостное и церковное строительство. В 1598 г. после смерти Федора избран Земским собором на царство. Скоропостижно умер во время вторжения Лжедмитрия I.
3. Князь, боярин и воевода, в 1606–1610 гг. – царь. В 1591 г. вел следствие по делу о гибели в Угличе царевича Дмитрия и засвидетельствовал, что тот погиб в результате несчастного случая. В 1605 г. признал Лжедмитрия и сообщил, что в 1591 г. в Угличе царевич спасся, но вскоре стал распространять слухи, что новый царь – самозванец. После свержения Лжедмитрия I был "выкликнут" царем группой своих сторонников. При воцарении дал крестоцеловальную грамоту. В 1610 г. был сведен с престола и пострижен в монахи.
4. Самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия Ивановича, якобы вторично спасшегося в Москве в мае 1605 г. Происхождение неизвестно. В мае 1608 г. разбил войска Василия Шуйского и осадил Москву, встав лагерем в Тушине (отсюда прозвище - Тушинский вор). После распада Тушинского лагеря в декабре 1609 г. бежал в Калугу. Убит своим бывшим сторонником.
5. Предводитель восстания 1606 - 1607 гг. Призывал холопов и посадских убивать своих господ и богатых купцов и переходить на его сторону. В то же время жаловал приближенным поместья. Был разбит под Москвой, после взятия войсками царя Тулы сослан в Каргополь, где ослеплен и утоплен.
V. Рефлексия (слайд)
Я хочу обратить ваше внимание на то, что у нас на доске висят высказывания великих мудрецов. Давайте прочитаем их:
- Познание начинается с удивления (Аристотель)
- Как приятно знать, что я что-то узнал (Мольер)
- Скажи мне - и я забуду, покажи мне - я запомню, вовлеки меня - и я научусь (Конфуций)
С каким из высказываний вы сравниваете свою деятельность на уроке? Давайте поднимемся, поближе встанем к высказываниям, которые вам больше подходят и поясним, почему.
VI. Итоги (2 мин.) выставление оценок
VII. Домашнее задание (слайд)
П. 2, вопросы устно,
Период русской истории на рубеже 16-17 веков, когда государство сотрясалось от внутренних неурядиц и иностранных вторжений называют “смутным временем”. Начало смуте положил человек, которого звали Григорием Отрепьевым. В историю он вошел как Лжедмитрий 1. Он появился в Польше и выдавал себя за спасшегося сына Ивана Грозного. Он рассказывал, что в детстве чудом спасся от убийц, подосланных Борисом Годуновым. Якобы он воспитывался у чужих людей, был монахом, но, боясь преследований, бежал за границу, а теперь хочет получить свои законные права на русский престол. Польша была постоянным соперником России и решила оказать поддержку самозванцу. Польский король Сигизмунд выделил Отрепьеву военный отряд, в обмен на это самозванец пообещал ввести в России католичество и передать Польше Смоленские и Северские земли.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Раздел 2. Смута в России. Урок 2. Начало Смуты. Самозванец на престоле.
История 7 класс. Учебник История России XVI-конец XVII века. 7 класс. И.Л.Андреев, И.Н.Федоров, И.В.Амосова, М.:Дрофа, 2019г.
Гудзишевская Нина Валентиновна
Цель: проследить события начального этапа Смуты
· выяснить причины Смуты; характеризовать правление первого самозванца и боярского царя Василия Шуйского;
· выяснить роль Речи Посполитой в развитии Смутного времени;
· развивать навыки анализа различных исторических источников, выводы системати-зировать в таблице и схемах, тезис-плане; оценивать государственных деятелей; участвовать в дискуссии;
Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии развития критического мышления, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация, учебник История России XVI -конец XVII века. 7 класс. И.Л.Андреев, И.Н.Федоров, И.В.Амосова, М.:Дрофа, 2019г.
1.Организационный этап. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний учащихся.
2.1. Приведите доказательства кризиса государства и общества в конце XVI в.
2.2. Дайте характеристику правления политики Бориса Годунова в период правления Федора Ивановича.
2.3. С какими проблемами столкнулся Борис Годунов в период своего правления?
Дата: _________________Работу выполнил(-а)______________________________________
1) Укажите имя царевича, о котором идёт речь.
2) Укажите название города, в котором произошли описанные события.
3) Укажите одно из последствий гибели малолетнего царевича.
Погибший - царевич Дмитрий, который проживал с матерью в г.Угличе. Гибель царевича привела к пресечению династии Рюриковичей после смерти бездетного Фёдора Ивановича; избранию на престол Бориса Годунова.
3. Мотивационно - целевой этап.
Найдите эпиграф к § 12, прокомментируйте высказывание российского историка В.О.Ключевского.
Слайд 1. Гипотеза:
· появление самозванцев на российском престоле углубило кризис государствен-ности, открыло возможность иностранного вмешательства в дела России.
4.Изучение нового материала.
Слайд 2. Запись темы урока в тетрадь.
3. Правление Лжедмитрия I .
Слайд 4. Причины Смуты.
Смутное время (1598 – 1613 гг.) – эпоха социального, политического, экономического, династического и духовного кризиса, сопровождавшаяся народными восстаниями, появлением самозванцев на престоле, польской и шведской интервенцией.
Результатом Смуты стало практически полное разорение России.
Вспомните основные события и их результаты к. XVI в., выскажите свои предположения о причинах Смуты в России (обсуждение проблемы).
Слайд 6 - 7. В событиях Смутного времени принимали непосредственное участие все слои населения. Следует выделить три сословия, которые сыграли решающую роль в развитии Смуты. Комментарии к таблице:
Позиция в период Смуты
- большая социальная прослойка в составе населения Москвы (до 10 тыс.)
- выплата жалования только во время военных действий, регулярные задержки
- жили в посадах, занимались торговлей, огородничеством
- соотносили себя с посадскими людьми (одинаковый устремления и образ жизни)
- безземельные* вооруженные дворяне на услужении у боярина (ок. 10% населения)
- значительный вес в дворянском ополчении
- рост недовольства своим положением
- проживали на окраинах от Днепра до Яика (р.Урал) – 11-14 тыс. чел.
- не входили в состав правительственных войск, фактически охраняли границу
- обнищавшие боевые холопы бежали на Дон
*Напомнить учащимся об одной из причин расширения территории на восток – необходимость обеспечения служилых людей землями.
Мог ли царь Борис разрешить возникшую кризисную ситуацию? (ответы учащихся)
Слайд 8. Первый самозванец.
До XVII в. Россия не знала такого явления, как самозванчество.
Самозванчество
- незаконное присвоение чужого имени, звания обычно в корыстных или политических целях;
Комментарии к схеме:
Задание: прочитайте п. 2, стр. 86-88. Кто такой и каким образом в России появился Лжедмитрий I ? (обсуждение задания).
· Лжедмитрий I – дворянин, впоследствии монах-растрига Григорий Отрепьев;
· поддержка самозванца польским королем Сигизмундом III :
ü цель – ослабление России, территориальные приращения;
ü распространение власти на восток;
· 1604г. вторжение Лжедмитрия I в Россию.
Слайд 10. Правление Лжедмитрия I .
Правление нового царя было недолгим – до 1606г. Против Лжедмитрия возник заговор, он был убит, его тело было выставлено на всеобщее обозрение.
· Лжедмитрий не оправдал этих надежд:
ü невозможно совместить, зачастую противоречивые, интересы разных сословий
ü аристократы использовали Лжедмитрия для борьбы с Годуновыми
ü засилье иностранцев при дворе
ü женитьба на Марине Мнишек, чье поведение возмущало русских людей
ü вызывающее поведение поляков и литовцев
Заговорщики провозгласили царем Василия Шуйского. При воцарении был подписан крестоцеловальный договор между царем и боярами:
· ограничение прав монарха по отношению к жизни и имуществу подданных:
ü гарантии сохранения имущества жен и детей осужденных представителей низших сословий - гостей, торговых или черных людей
· справедливый и законный суд:
ü обязательство законного рассмотрения дел, без учета ложных доносов, наказания клеветников, правильного расследования в случаях по- явления обвинений
Основная идея:
Слайд 13. Василий Шуйский не получил всенародной поддержки, не смотря на принадлежность к роду Рюриковичей.
· провозглашен царем без Собора, выкрикнут своими сторонниками с Лобного места;
· личные качества Василия Ивановича;
· неоднократные нарушения клятвы боярам и народу.
Однако оформление воцарения боярского царя имело большое историческое значение. Подумайте, какое? (обсуждение проблемы)
Подвести учащихся к выводу о том, что клятва Шуйского была первой попыткой правового ограничения самодержавия и юридического оформления прав бояр.
На рубеже 16-17 веков Россия переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Смутное время было вызвано рядом причин и факторов:
Первый период смуты.
Характеризуется борьбой за престол различных претендентов. Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. был убит Лжедмитрий I и на престол вступил Василий Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 — 1606 гг.)
Второй период смуты.
В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.
Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий II. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось две столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу.
Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась.
Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг.), царствование Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.).
Третий период смуты.
Характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер.
В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 22 октября польский гарнизон сдался (по новому стилю — 4 ноября). Москва была освобождена. Смутное время закончилось.
Через семь лет после событий, которые положили конец Смутному времени в России, был установлен праздник — День иконы Казанской Божьей матери. С 2005 года 4 ноября отмечается также День народного единства.
21 февраля 1613 г. Земский собор назначил царем Михаила Романова.
Итоги смуты были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.
Альтернативная хронология этапов Смутного времени.
Конспект урока по истории России в 7 классе на тему «Смутное время«.
Читайте также: