Значение растений в природе и в жизни человека план конспект

Обновлено: 04.07.2024

Конспект урока по биологии в 5 классе. В конспекте представлены все наглядные материалы, которые смогут учителю провести очень хороший и полноценный урок.

Содержимое разработки

Кернер С.В. – учитель биологии

Урок биологии в 5 классе

(программа Н.И.Сонина, ФГОС второго поколения)

Образовательные - изучить основные группы растений по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, об основных отделах растений и их отличительных признаках.

Развивающие – продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах.

Воспитательные – формирование экологического мышления и экологической культуры.

Тема урока будет выведена позже.

Сегодня вам предстоит поработать в парах.

Ребята, какое царство живой природы мы изучаем? (верно, растения).

Что будет, если вдруг все растения погибнут? ( Не будет кислорода для дыхания и пищи для животных).

Какие отделы растений мы изучили? (Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Покрытосеменные).

Давайте, вспомним их.

Перед вами на парте разложены карточки, на которых, изображены представители из разных отделов и названия отделов. Вы должны распределить каждое растение к своему отделу. Работаем в парах.

КАРТОЧКА (1 группа)






КАРТОЧКА (2 группа)







АРТОЧКА (3 группа)







Работа в парах с отделами растений

Рассмотрите слайд № ____ . Обсуждаем ответ на вопрос слайда – почему именно в виде лестницы на слайде расположены эти отделы? (Названия открываются по щелчку). Продумайте свой ответ, используйте таблицу на слайде № ___. (Расположены в порядке их усложнения строения и большей приспособленности к выживанию в любых условиях. Это отображает последовательность их появления на Земле и усложнение строения).

Слоевище или одноклеточные формы

Стебель, листья, ризоиды, коробочка со спорами

Корневище, корни, листья, споры на нижней стороне листа

Корень, стебель, лист (хвоя), шишки с семенами

Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами

Различные места на суше, в основном леса

Все области суши, даже пустыни, и вода

Мотивация учебной деятельности.

Мы с вами знаем уже многое о растениях, но о чем нам осталось поговорить (О значении растений)

Как вы думаете? (давайте предположим?) какой же будет цель нашего урока?

изучить основные группы растений по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, об основных отделах растений и их отличительных признаках.

Как вы думаете? (давайте предположим?)

Что мы сегодня узнаем с вами на уроке?

Какую роль выполняют растения в природе и в жизни человека?

На какие группы делятся растения в зависимости от хозяйственной деятельности человека? Какие растения относятся к этим группам?

Молодцы. Вы составили план нашего урока.

Изучение нового материала

Для того чтобы узнать какую роль играют растения в природе, жизни животных, в жизни человека мы будем работать в парах с помощью учебника, презентации (использовать индивидуальный ноутбук) и раздаточного материала.

Первичное закрепление изученного материала

Мы определили значение растений в природе и в жизни человека. А как вы думаете, можно ли выделить главную роль? (Образование кислорода).

Правильно главное заслуга - образуют кислород и питательные вещества, которые необходимы для жизнедеятельности всех живых существ.

Чистый воздух-это большое благо и главное в этом посадка зеленых насаждений. Вы, как ученики, что можете сделать для этого? (Учащиеся отвечают на вопрос учителя)

Не просто так, сейчас на столах у вас стоят стаканчики с землёй. Мы сегодня с вами сделаем доброе дело, посадим для нашего пришкольного участка – томаты. Ваши баночки подписаны, вы теперь будете самостоятельно ухаживать за растением.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Пригодятся ли вам полученные знания в вашей жизни?

Сколько тайн хранит природа и как приятно эти тайны открывать. Я надеюсь, что впереди вас ждет много интересных открытий.

Домашнее задание: слайд № ____

§18 учить (учебник биологии Плешакова, Сонина, 5 класс)

Ответить на вопросы в конце параграфа

Приложения к уроку

































1.1. Растения из-за своего свойств поглощать углекислый газ отдают кислород. Растения играют важную роль в атмосфере. Без кислорода все бы живые существа просто погибнут!

Роль зелёных растений в поддержании постоянного газового состава атмосферы и обеспечении кислородом и органическими веществами всех живых организмов. Для фотосинтеза необходим солнечный свет. Фотосинтез происходит в зелёных растениях. Выделяется кислород ___, углекислый газ _____ поглощается листьями растений. Зелёная субстанция растений – это хлорофилл. Вода поступает в ткани растений из почвы, через корневую систему. Образуется глюкоза, которая переходит в крахмал, запасаемый растениями.

1.2. Роль растений в жизни животных велика.

Самое главное - это:

1) растений служат животным пищей, т. к. сами животные не способны синтезировать органические вещества из неорганических, а должны потреблять ее в готовом виде

2) растения - главный источник образования кислорода на нашей планете. А кислород необходим большей части животных для дыхания

3) растения служат средообразующим компонентом (т. е. образуют для животных окружающую среду). Растения формируют леса, луга, кустарниковые заросли, где животные обитают, прячутся от хищников, поджидают или преследуют жертв, строят гнезда и прочее.

Эти три компонента в совокупности позволяют сделать вывод - животные без растений жить не могут.

1.3. В жизни человека растения играют огромную роль , ведь помимо того что они источники кислорода, необходимого для дыхания, они употребляются человеком в пищу (злаки, овощи, зерно-бобовые, плоды деревьев, эфиро-масличные культуры, сахороносные растения ), из них делают лекарства, одежду, дома, они служат сырьем для промышленного производства бумаги, краски.

На Земле сложно найти такое место, где бы полностью отсутствовали растения. Даже в жарких пустынях и заснеженном Северном полюсе можно отыскать признаки растительной жизни. Представители флоры отличаются большим разнообразием и многообразием, уникальными свойствами и неповторимым внешним видом.

Дикорастущие и культурные растения Человек начал окультуривать дикие растения много веков назад. В течение этого времени было выведено множество новых сортов с самыми разными полезными качествами: пшеница, рожь, фасоль, подсолнух, фруктовые деревья и многие другие.

В результате человеческой деятельности все растения, населяющие планету, можно разделить на две большие группы:

Дикорастущие растения – обитают в условиях дикой природы. Они никогда не испытывали на себе влияние человека и не нуждаются в специальном уходе. Дикорастущие растения выглядят так, как их создала природа сотни лет назад. К ним относятся все представители лесной, степной, луговой флоры, которые растут сами по себе.

Культурные растения – обладают качествами, имеющими большую ценность для человека: высокую урожайность, отменный вкус плодов, питательную ценность и т. д. Без бережного ухода культурные растения могут утратить свои важные свойства, и для них очень важен регулярный уход.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок биологии в 5 классе

(программа Н.И.Сонина, ФГОС второго поколения)

Цель урока- раскрыть значение растений в природе и в жизни человека

Образовательные – познакомить с многообразием и значением растений; изучить основные группы растений по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, о цепях питания.

Развивающие – продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах и группах.

Воспитательные – формирование экологического мышления и экологической культуры.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал схема фотосинтеза)

Титульный слайд ученикам не показывают, тема урока будет выведена позже

Организационный момент

(Приветствие, настрой на работу).

Актуализация знаний

Что будет, если вдруг все растения погибнут?( Не будет кислорода для дыхания и пищи для животных). Какие отделы растений мы изучили? (Водоросли, Мхи. Папоротники, Голосеменные, Покрытосеменные). Давайте, вспомним их. На интерактивной доске перед вами изображены представители из разных отделов, вы должны распределить каждое растение к своему отделу.

Мотивация учебной деятельности.

Какую роль выполняют растения в природе и в жизни человека?

На какие группы делятся растения в зависимости от хозяйственной деятельности человека?

Какие растения относятся к этим группам?

Молодцы. Вы составили план нашего урока.

Изучение нового материала

Для того, чтобы узнать какую роль играют растения в природе, жизни животных, в жизни человека мы будем работать в группах с помощью учебника и раздаточного материала.

Физкультминутка

Первичное закрепление изученного материала

Мы определили значение растений в природе и в жизни человека. А как вы думаете, можно ли выделить главную роль? (Образование кислорода).

Правильно главное заслуга образуют кислород и питательные вещества, которые необходимы для жизнедеятельности всех живых существ. Растения – первичные аккумуляторы солнечной энергии на планете. В этом и заключается их космическая роль.

Чистый воздух-это большое благо и главное в этом посадка зеленых насаждений. Вы как ученики, что можете сделать для этого?

Рефлексия.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Пригодятся ли вам полученные знания в вашей жизни?

Сколько тайн хранит природа и как приятно эти тайны открывать. Я надеюсь, что впереди вас ждет много интересных открытий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока в 5 классе по теме "Значение растений в природе и для жизни человека".

Дата проведения: 16.03.2014 г. Учитель: Искрина Г.А.

Цели урока: повторить признаки живых организмов, выявить отличительные и характерные признаки растений, повторить основные группы растений, определить значение растений в природе и жизни человека; продолжить формирование логического, системного мышления; продолжить формирование бережного отношения к природе.

Задачи урока:
Образовательные: сделать выводы о значении растений в природе и для жизни человека, расширить представления учеников о живой природе.

Развивающие: развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.

Воспитательные: формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе.

На уроке формируются компетентности учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема вызов – осмысление - размышление. Стратегией урока является основной прием - кластер. На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт – чтение с маркировкой текста.. Форма работы – в группах. Основной принцип урока – принцип взаимодоверия и взаимопомощи.

Оборудование: таблицы с изображением различных растений, презентация.

Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Стадия вызова. Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает.
Мы все читаем равно в ней,
Но кто, читая, понимает…

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке в центре нашего внимания будут различные живые организмы, относящиеся к одному из царств живой природы, а что это за царство вы должны угадать. Загадки (учащиеся по первым буквам отгадок собирают слово, являющееся ключевой темой урока; учитель показывает слайд к каждой отгадке):

Полевой цветок народный, для гадания пригодный, (ромашка)

Вкусны - оближешь пальчики- оранжевые мячики.
Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю, (апельсины)

Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, А кора тонка, красна! Та красавица –(сосна)

Вот печальная картина: затянула пруд весь .. .(тина)

Её всегда в лесу найдёшь - пойдём гулять и встретим: стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем, (ель)

Голубой лужок, голубой бережок, голубеет всё вдали - какие цветы зацвели? (незабудка)

Очень часто под водою, словно согнута бедою Вся печальна, молчалива, узколиста плачет. (ива)

А вот этот злак похож на пшеницу и на рожь.
Но в колоске один цветок - так будь внимательней, знаток, (ячмень)

Мы с вами изучили самые разные группы растений теперь давайте их вспомним и отобразим все многообразие растительного мира в виде схемы:

Водоросли Мхи Папоротники

РАСТЕНИЯ.

(учащиеся выходят к доске и записывают потом проверяют по слайду)

Растений большое количество, а для чего они нужны?

Работа в парах. Учащиеся в тексте учебника стр.88 находят значение растений, обсуждают.

обогащают воздух кислородом

поглощают углекислый газ

очищают воздух от пыли, вредных химических соединений

служат пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники

являются средой обитания для животных

служат убежищем для ценных животных и птиц

участвуют в образовании почвы

вырабатывают фитонциды - летучие бактерицидные вещества

способствуют понижению температуры воздуха

снижают действие ветра и шума

Б) в жизни человека:

сырьё для различных отраслей промышленности

В зелёной поликлинике лесной
Сестрою милосердия в халате
Наклонится берёзка надо мной.
Я буду пить дыханье майских ёлок,
Весенний лес всем сердцем обойму,
И старый дуб, как старый кардиолог,

Продлит мне жизнь. ( приготовление лекарств)

украшают жизнь и приносят радость.

Физкультминутка:

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры учитель может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

Растительный покров нашей планеты образован, прежде всего дикорастущими растениями – ни расту без участия человека. И культурными, которые выведены человеком (пищевые, кормовые, технические, декоративные, лекарственные).

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

III Подведение итого.

Вывод: без растений жизнь на нашей планете невозможна. Многие виды живых организмов уже исчезли с "лица" Земли, другим угрожает вымирание. Сохранить и воссоздать благоприятные природные условия для жизни растений - вот одна из главных задач человечества.

1. (первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

И оставшееся время предложить детям отгадать загадки:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

Каждой весной лапы еловые
Старые лампы меняют на новые. (Шишки)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

Что за дерево, ответьте:
Всю весну, когда цветет,
Самый вкусный мед на свете
Щедро пчелам раздает? (Липа)

Цель: выявить значение растений в природе и жизни человека.

  • Обучающая: расширить знания о группах растений.
  • Развивающая: научить выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, устанавливать взаимосвязи, создать условия для развития речевой деятельности, творческих способностей, самостоятельности, внимания
  • Воспитательная: развить интерес к знаниям, эстетические взгляды и вкусы, культуру общения, коммуникативные качества.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Вы любите сказки? Сегодня мы с вами побываем в сказочном мире. Я думаю, вы знаете много сказок. Сказочный мир – это чудеса, которые творятся. Помните, как говорится: сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

(Слайд 1.) Посмотрите на доску. У меня на доске зашифрованы некоторые слова, которые относятся к нашей новой теме.

Скажите, о ком здесь говорится? А какую роль здесь играют растения? Где используют их герои этих сказок?

(Слайд 2) Если съесть старику это яблоко, то он помолодеет. Посадил дед репку, выросла репка большая – пребольшая. Чтобы разрушить колдовство злой королевы-колдуньи, Элиза молча плела братьям рубашки-кольчуги из крапивы.

Знаете ли вы эти сказки? О чем мы будем с вами говорить? Какие слова здесь зашифрованы? (Дети высказывают предположения.)На доске зашифрованы слова: значение растений в природе и жизни человека.

Сегодня нам предстоит разделить растения на группы в зависимости от пользы, приносимой человеку.

Ребята, помните сказку “Двое из ларца?” Эти двое выполняли все задания вместе. Все задания вы будете выполнять в паре со своим соседом по парте. Вы можете положиться друг на друга в ответах. Перед вами лежат ларцы, где помещены задания.

- Давайте откроем первый ларец. (Задание: Чем отличаются дикорастущие растения от культурных? Определите, где растение дикорастущее, а где – культурное.В ларце гербарии двух растений – культурного и дикорастущего.) (Слайд 4, 5, 6) Дикорастущие растения образуют растительный покров Земли. Они растут и размножаются без участия человека. Никто их не холит, не лелеет. Культурные растения специально выведены человеком. Они не могут расти и нормально развиваться без помощи людей. Обратимся к словарю. Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, обрабатывание. Ради каких качеств человек выращивает культурные растения? Ради сочной вкусной мякоти плода яблока, или крупного зерна пшеницы.

- Посмотрим, что находится во втором ларце? (Слайд 7) (Задание: вспомните пословицы, поговорки, возможно, песни, где говорится, поется об использовании растений.) Помните ли вы пословицы, поговорки, песни о том, где применяются растения? (Давайте попробуем вставить пропущенные слова в пословицы: (Слайд8)

Сломить дерево — секунда, вырастить — . (года).

Дорого дерево не только плодами, но и . (листами)

Сажай лес в поле — будет . боле. (хлеба)

Лук и капуста . не пустят. (болезнь)

Морковь прибавляет . . (кровь)

- Откроем третий ларец. (Задание: назови, из каких злаковых сделаны крупы.В ларце коробочки с крупами: манная, овсяная, перловка, пшено.)(Слайд 9)Манная – из пшеницы, овсяная – из овса, перловка – из ячменя, пшено – из проса.

- Какое задание находится в четвертом ларце? (Найди лишнее.В ларце картинки: 1 томат, 2 хлопчатник, 3 груша, 4 яблоко.)(Слайд 10) Лишнее - хлопчатник.

- Давайте откроем пятый ларец.(Задание: найдите лишнее.В ларце картинки: мать-и-мачеха, зверобой, шалфей, нарцисс) (Слайд 11) Лишнее растение – нарцисс.

- Что находится в шестом ларце?(Задание: найдите лишнее.В ларце картинки: подсолнечник, клевер, пшеница, хлопчатник) (Слайд 12)Лишнее в этом ряду растение – клевер. Почему?

Ребята, вы справились с этим заданием. На партах у вас лежат листки с текстом и схемой. Переверните их. Прочитайте. (Приложение 1 и Приложение 2) В прямоугольники необходимо вписать названия растений. (Слайд 13) Попробуйте логически разделить представленные растения на группы.

Астру с прямыми ее лепестками
С древних времен называли “звездой”.
Так бы ее вы назвали и сами.
В ней лепестки разбежались лучами. (Астра)

Гордо держит стрел пучок
Храбрый маленький лучок,
Но его наступит час,
Он заставит плакать нас. (Лук)

Мой огурчик самый лучший.
Не боюсь его колючек.
Я поглажу огурец –
И колючкам всем – конец. (Огурец)

Подставляют кабачки
Солнцу белому бочки.
Подставляли две недели,
Но ничуть не загорели. (Кабачок)

Цветная капуста обычного цвета –
Цветной называют ее не за это.
Головка ее состоит из цветков,
Приносишь букетик - и ужин готов! (Цветная капуста)

У пшеницы путь особый,
Чтобы зёрна стали сдобой
Нужно солнышком налиться,
Дождевой воды напиться,
Постоять под небесами
Золотыми колосками,
Покачаться на ветру,
И однажды поутру
Соберут в снопы пшеницу,
Увезут в село, в станицу
На крылатой мельнице
зёрна перемелются
чьей-то доброю рукой
Станут зёрнышки мукой. (Пшеница)

Лен, голубой цветочек,
Сколько муки тебе суждено.
Мнут тебя, трепят и мочат,
Из травинки творя полотно.
Все в тебе обрекли умиранью,
Только часть уцелеть должна,
Чтобы стать драгоценною тканью,
Что бела, и тонка, и прочна. (Лен)

- Давайте проверим, как вы разделили растения на группы. (Слайд 14)

Астра. Лук Лен
Огурец
Кабачок
Цветная капуста
Пшеница

По какому принципу вы разделили растения на группы?

  • Декоративные
  • Пищевые
  • Технические

- Ребята, а какие группы растений мы не отобразили в схеме? (Лекарственные и кормовые) (Слайд 16, 17)

Может ли человек прожить без растений?

Какую роль играют растения в природе?

Объясните схему. (Слайд 18) Что выделяется и поглощается органами растения? (На слайде изображена схема фотосинтеза.)

  1. Участвуют в образовании органических веществ.
  2. Накапливают кислород в атмосфере.
  3. Регулируют количество углекислого газа в атмосфере.
  4. Кислород, выделяемый растениями защищает Землю от проникновения ультрафиолетовых лучей.
  5. Способствуют образованию болот, обуславливают накопление воды на Земле.
  6. Очищают воздух от пыли и газов.
  7. Служат пищей животным
  8. Леса, заросли растений – убежище для животных.
  9. Закрепляют овраги и горные склоны.
  10. В свое время образовали залежи каменного угля, торфа – полезных ископаемых.

- Ребята, мы должны знать не только изученные термины, но и как они пишутся. (Слайд 19) (Приложение 3)

Напишем маленький биологический диктант. Д. к. растущие, т. хнические, п. щевые, к. рм. вые, д. к. ративные р. стения, , зв. р. бой, р. стения. Какие буквы здесь пропущены?

Составьте предложения с этими словами.

  • Самым интересным для меня сегодня было.
  • На сегодняшнем уроке я задумался.

- Оцените умение слышать друг друга в парах по десятибалльной шкале. (Ученики оценивают работу в парах.)

Читайте также: