Профессия экскурсовод конспект занятия

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ П. ЛУГОВСКОЙ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ.

АВТОР: ЕСЕМБАЕВА АЙГУЛЬ

ДОЛЖНОСТЬ ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬГО ОБРАЗОВАНИЯ Конспект занятия

Форма проведения фронтальная

Место проведения СОШ

Цель: познакомить детей с профессией экскурсовод, дать им представления о мире профессионального труда.

Программные задачи:

• Расширить познания к краеведению

• Закрепить знания детей о профессии экскурсовод.

• Способствовать включению детей в собственный исследовательский поиск. Формировать умения анализировать, синтезировать, классифицировать информацию, используя возможности всех доступных источников; качества творческой личности ребенка.

• Ввести в активный словарь детей название профессии экскурсовод, эрудированный.

• Развивать мышление, речь ребенка, расширять кругозор.

• Развивать речь, логическое мышление, внимание.

• Воспитывать самостоятельность при ответах на вопросы, в высказываниях; уважение к труду людей; гордость за достопримечательности поселка Луговской

Интегрируемые образовательные области:

Методические приемы:

• Художественное слово;  Рассматривание;

Словарная работа: экскурсовод, теле- мост, достопримечательности, династия, эрудированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, доска, карта поселка Луговской, мяч.

Предварительная работа:

Совместная образовательная деятельность с детьми

Беседа по обогащению знания детей о профессии экскурсовод, просмотр видео записи теле- моста.

Сюжетно – ролевая игра «

Чтение история поселка

Создание фото- альбома с изображением

достопримечательностями поселка Луговской

Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры.

Презентация альбомов с достопримечательностями

План непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент

Цель: организация детей на предстоящую деятельность.

Дети подходят к столам, на которых расположены карточки – картинки по теме занятия.

Предложить детям отгадать загадки:

Основная часть

Цель: систематизация и закрепление знаний и навыков, приобретенных детьми ранее в совместной и самостоятельной деятельности.

Погружение в проблемную ситуацию:

просмотр видео обращения

Подведение итога деятельности

Цель: выход из деятельности переход к самостоятельной деятельности. Что нового сегодня узнали? Что вам запомнилось? Что у вас вызвало интерес?

Ход непосредственно образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Погружение в проблемную ситуацию

Ребята, вы знаете такое государство , как Франция. Столица Франции – город Париж.

Педагог задает наводящие вопросы

Представьте, что мы ждем гостей из города Парижа.

- Дети, что же нам делать? Наши гости уже скоро приедут. Кто нам может помочь организовать экскурсию по нашему поселку?

Хорошо. Если мы сами будем проводить экскурсию, то с начала мы должны выяснить кто такой экскурсовод? Чем он занимается?

- Да, правильно, экскурсовод сопровождает гостей города, представляет им достопримечательности.

Этот город находится в другой стране – Франции.

Мы сами можем провести экскурсию для наших гостей!

Мы можем пригласить профессионального экскурсовода.

Моя бабушка может, она много знаете о историческом прошлом нашего края.

Он знакомит с памятниками, рассказывает о их истории.

Показывает исторические памятники поселка, архитектурой и историей его строительства.

какое либо качеством экскурсовода.

Дети, а какие достопримечательности знаете вы?

- Молодцы дети!, а давайте теперь отметим на карте все достопримечательности с которыми мы хотим познакомить наших гостей. И отметим их на карте( звёздочками.)

- молодцы, а вы хотите попробовать себя в роли экскурсовода?

Мы сейчас с вами попробуем самостоятельно провести экскурсию по достопримечательностям нашего поселка.

Здравствуйте, дорогие гости нашего поселка. Мы рады вас встретить . Сегодня для вас начнется увлекательное путешествие по достопримечательностям нашей малой родины.

Во время путешествия вы познакомитесь с богатым и уникальным историческим наследием поселка Луговской .

И так мы с вами начинаем экскурсию по нашему поселку. Наш поселок был основан в 1930 году. На берег Оби, где стояли троицкие юрты народов Севера - ханты, были

В нашем поселке есть памятник Победы

В нашем поселке есть памятник жертвам политических репрессий

Есть храм, школа, больница, клуб, библиотека, пожарная часть, почта

В поселок Луговской, со всей России в 30-е годы 20 века были сосланы православные семьи, верующие в Бога, попавшие под репрессии. На новом месте жительства, после трудового дня, по праздникам и выходным, собирались православные у кого – нибудь дома и творили молитву Богу. Старшая из прихожан

Молодец, Маша, было очень интересно, спасибо.

А теперь мы с вами отправимся к другому памятнику который находится на площади около Дома культуры. Это памятник Победы.

- Молодец, ты рассказала нам про героический подвиг нашего земляка.

Евдокия Артемьевна Шивторова одна из последних, кто участвовал в домашних молебнах, совершаемых на квартирах репрессированных луговчан. Своего храма в поселке переселенцев не было. Так продолжалось до 1993 года. Православная община п. Луговской выбрала место для будущего храма и Игумен Зосим освятил поклонный крест. Активно шла работа по поиску спонсоров, меценатов для строительства храма. Откликнулся предприниматель Григорий Николаевич Змановский, который предоставил свой проект храма, средства, рабочих по строительству, мебель, бытовую технику, предметы религиозного назначения. Земельный

участок , на котором стоял освященный поклонный крест пожертвовал другой предприниматель Владимир Алексеевич Башмаков.

Строительством руководил Антон Сергеевич Демаков.

2-й ребенок: Появился он в 1971 году. Инициатором установки памятника была сельская администрация. Председатель Михеев Алексей Алексеевич Устанавливали его работники деревообрабатывающего завода. Торжественное открытие памятника было мае 1972 года. Учащиеся

Подведение итогов занятия. Мы можем теперь сами проводить экскурсии по

достопримечательностям поселка Луговской . Молодцы! Я думаю что мы с вами справились с этой задачей. Мы познакомились с такой трудной профессией как экскурсовод и можем сами смело принимать гостей и проводить для них экскурсии по н достопримечательностям нашего родного поселка!

Узнали ли вы сегодня что-то интересное?

Что нового можете рассказать другим по окончании занятия?

Оценка деятельности детей.

Дети, мы сегодня с вами познакомились с такой сложной и трудной профессией как экскурсовод.

О чём мы сегодня с вами говорили?

Что вам запомнилось?

Что у вас вызвало интерес?

школы заложили сквер, посадив ели и березы.

Мы рассмотрели и познакомились с историей родного поселка.

• Развивать умения и навыки работы в технике пластилин графия – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей.

• Развивать мелкую моторику рук;

• Развивать мышление, речь ребенка, расширять кругозор.

• Развивать речь, логическое мышление, внимание.

• воспитывать в детях интерес к истории своего города, чувство любви и гордости за свой город;

Ход занятия

Воспитатель: Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным.

Воспитатель : Ребята, послушайте стихотворение и подумайте о чём в нем говорится

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заживем.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь,

Хлеб испечет в пекарне пекарь.

Учитель выучит всему –

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, мы подрастем

И дело по душе найдем!

Воспитатель: о чем это стихотворение?

Воспитатель:-А вы уже решили, кем станете, когда вырастите (ответы детей)

Воспитатель: А знаете ли вы что есть такая профессия-экскурсовод (ответы детей)

Россия — огромная страна! В ней много больших и малых городов, поселков и деревень. Почти в каждом городе есть свой музей — историко-краеведческий, художественный, или какой-либо другой. Когда в музее собирается экскурсия, по залам ее ведет экскурсовод.

Так, в историко-краеведческом музее экскурсовод знакомит экскурсантов с историей края, наиболее яркими событиями населенного пункта, рассказывает о замечательных людях, прославивших это место.

Экскурсовод рассказывает о том, как жили люди в этих местах раньше, много лет и даже много веков назад.

В краеведческой части музея посетители знакомятся с ландшафтом, климатом, растительным и животным миром этих мест. Экскурсовод рассказывает о птицах, зверях, рыбах.

Словом, люди, пришедшие в музей, получают большое количество новой информации, узнают о тех событиях, с которыми ранее не были знакомы. А ведь информация нужна человеку, это его духовная пища! Она обогащает душу, развивает мышление, расширяет представление о Родине и в целом о мире.

Профессия экскурсовода — очень интересная!

Воспитатель: Как вы думаете какими качествами должен обладать экскурсовод (ответы детей)

Экскурсовод должен очень много знать, читать современные и старинные книги, быть в курсе всех событий, связанных с историей города и всего края. Помимо глубоких знаний, ему необходимы увлеченность, умение общаться с людьми, отвечать на их многочисленные вопросы, всегда быть приветливым и вежливым.

В музеях работают и другие специалисты, например реставраторы.

Кто такие реставраторы (ответы детей)

Многие экспонаты музея со временем портятся по разным причинам. А реставраторы их ремонтируют, придают им первозданный вид.

И сегодня мы с вами будем экскурсоводами и реставраторами.

В нашей группе тоже есть музей. Музей Тамбовской области.

Давайте подойдем к нему и посмотрим что в нём есть.

Экскурсоводами у нас будет Вика и Соня

1Ребенок: Обратите внимание не этот макет.

Монумент Вечной Славы (Вечный огонь) возведен к 25 летию Победы в память о тех, кто отдал жизни за свободу и независимость Родины. В центре композиции четыре столба, символизирующие 4 года войны. Внизу расположена бронзовая звезда, в центре которой зажжен Вечный огонь.

Воспитатель: А почему здесь есть Сувениры на которых изображен волк?

Существует много легенд о Тамбовском волке. Одна из них такая:

Спасибо нашим экскурсоводам.

Воспитатель: А что это такое?

Воспитатель показывает на сломанный герб и флаг.

Воспитатель: А кто занимается ремонтом экспонатов в музее (реставратор)

И сейчас мы с вами будем реставраторами.

- Давайте рассмотрим герб. Какая у него форма? (квадрат).

- Правильно. Квадрат немного вытянут снизу и в середине. Мы можем сказать, что он имеет форму щита. Щит свидетельствует об оборонительном значении крепости.

- Что изображено на гербе (пчелы и улей на сине-зеленом фоне)

Герб Тамбова отражает древнее занятие жителей.

- Ребята, скажите какое? (разведение пчел или пчеловодство).

- Что символизируют пчелы? (трудолюбие).

- Давайте вспомним, что означает каждый цвет на гербе?

(золотистый – справедливость, зеленый - надежду и свободу, синий – величие и красоту).

Для того,чтобы получились красивые работы давайте отдохнём и разомнём наши пальчики

Физкультминутка и пальчиковая гимнастика

Прилетела к нам вчера

(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)

(загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)

А за нею — шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)

(опять бежим по кругу)

От усталости упали.

(медленно опускаемся на ковер)

Проходите в нашу мастерскую.

Каждый из вас будет отвечать за отдельную деталь.

6 чел делают 6 пчел на шаблонах. (Скатываем шарики)

4 чел. Делают 2 улья на шаблонах (Скатываем шарики)

4 чел делают фон на оргстекле 2 шт (примазываем пластилин)

А затем собираем флаг и герб помещаем в рамку.

Учитель:
Сегодня мы продолжаем путешествие в Страну Профессий. И встречает нас сегодня.
Ребята, а кто встречает, провожает путешественников, которые приезжают в разные страны и города? Кто знакомит с историей, культурой обычаями? Помогает не растеряться в незнакомом мире и вести себя правильно, в соответствии с традициями и устоями общества?




Ученик:
Кто такой экскурсовод?
Он экскурсии ведет
По музеям, городам.
Мир волшебный дарит нам,
С ним внимание своевременно
Обращаем мы на все,
Ни чего не пропускаем,
Сразу больше понимаем.
Цель его ясна, проста -
Сделать так, чтоб красота
В нас входила, в нас жила,
За собою нас вела.
Говорит он с выраженьем,
С чувством, страстным вдохновеньем.
Нам рассказывает он
Обо всем, во что влюблен.





Итог занятия:
Учитель:
Ежегодно 21 февраля многие города мира — особенно те из них, которые являются центрами туризма, — отмечают Всемирный день экскурсовода.
С тех пор, как люди начали активно путешествовать, посещать разные города и страны, им стало сложно обойтись без помощи профессиональных гидов. В День экскурсовода многие города мира проводят разнообразные мероприятия, посвященные празднику. В России в честь праздника, как правило, проводятся форумы и семинары, на которых специалисты обсуждают проблемы и перспективы своей отрасли, делятся опытом и идеями.

Мастер-класс

Добрый день ребята! В мире существует более 50 тысяч профессий и все они по – своему интересны и разнообразны. Сегодня вы познакомитесь, на мой взгляд, с самой интеллектуальной и увлекательной профессией.

Я вам буду предлагать некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.

Назовите профессии:

Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор . )

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе . )

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель. )

Самая волосатая (парикмахер. )

Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель. )

Самая смешная (юморист, клоун, пародист. )

Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, полицейский, политик, психолог. )

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник. )

Подсказка: загадка про экскурсовода

Он весь город нам покажет,

Всё о нём к тому ж расскажет.

И от нас вопросов ждёт,

И на всё ответ найдёт.

Итак, представляю вашему вниманию профессию экскурсовод.

Когда появилась эта профессия, точно сказать нельзя, но очевидно, что она связана с развитием межгосударственных отношений. С тех пор, как люди начали активно путешествовать, посещать разные города и страны, им стало сложно обойтись без помощи профессиональных гидов. Ежегодно 21 февраля многие города мира — особенно те из них, которые являются центрами туризма, — отмечают Всемирный день экскурсовода.

Экскурсионное дело в России берет свое начало с развития школьных экскурсий. Во второй половине XVIII в. передовые педагоги разрабатывали и реализовывали первые природоведческие экскурсии. Педагоги отдельных российских школ, частных гимназий, особенно коммерческих училищ во второй половине XIX в. начинают организовывать экскурсии-прогулки на природу и посещение предприятий.

Наиболее интенсивным было развитие экскурсионно - туристического дела в 70-е и 80-е годы прошлого столетия.

Экскурсовод — это специалист, который проводит экскурсии (для туристов или местного населения). Помимо отличного знания достопримечательностей он должен быть коммуникабельным и где-то даже артистичным человеком, чтобы заинтересовать слушателей имеющейся информацией.

На современном рынке труда появились экскурсоводы, работающие на себя, – фрилансеры.

Плюсы и минусы профессии экскурсовода

Ø возможность путешествовать по миру за счет туристической компании;

Ø перспективность в ближайшие несколько лет;

Ø высокий уровень заработной платы;

Ø творческая работа;

Ø высокая нагрузка;

Ø ненормированный рабочий график;

Ø большая конкуренция.

Доля экскурсовода – копаться в книгах и архивах, записывать уличные речи и не останавливаться — говорить и говорить.

Предлагаю вам упражнение, которое помогает экскурсоводу наполнить его речь более артистичной.

Ø Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)

Ø Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).

Ø Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением).

Ø Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы).

Ø Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой).

Ø До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично).

Ø Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно).

Ø Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно).

Ø Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).

Ø Очень рад, а что экскурсия вам понравилась. (искренне, радостно, официально).

1. Запомните расположение черточек в верхней части рисунка, а затем, закрыв его, добавьте недостающие линии в нижней части рисунка.

2. Внимательно рассматривайте картинку в течение минуты. А теперь воспроизведите в алфавитном порядке названия животных, которых вы увидели на картинке.

Моршанск XVIII-XIX веков – небольшой уездный городок Тамбовской губернии. Моршанская земля – родина астронома А. А. Михайлова, директора Пулковской обсерватории, скульптора Е. А. Лансере. Удостоился Моршанск посещения двух царственных особ: будущего царя Александра II с его наставником поэтом В. Жуковским и последнего Российского Императора Николая II. Особым смыслом наполняются страницы прошлого Моршанска, когда узнаешь о его духовном облике. Моршанские купцы не жалели денег на строительство храмов. Старинный Моршанск – это город многочисленных церквей, составлявших главное украшение великолепного архитектурного ансамбля.

К концу XIX века в Моршанске было 17 храмов: собор, приходские и домовые церкви, часовни.

В 1857 году в Моршанске был освящен громадный Троицкий собор. В 1904 году в нем молился Император Николай II. По свидетельству соборной певчей Феодосии Чичевой, лицо его было в слезах. В своей речи перед городской знатью Государь сказал, что поражен великолепием собора, особенно иконостаса. Чудесным назвал собор Великий князь Михаил Александрович, посетивший его вместе с царем.

Успенская старообрядческая церковь – единственный в нашей области старообрядческий храм, заложенный в 1909 г. после царского указа о свободе вероисповедования. Церковь была построена в 1913 г. по проекту губернского инженера И.А. Вагакова на средства супруги богатейшего моршанского купца А. А. Смесова - Марии Ивановны. Старообрядцы наполнили храм самыми лучшими, ценными иконами и богослужебными книгами XVII –XVIII вв. По своему прямому назначению церковь использовалась всего 15 лет.

Никольский приход г. Моршанска является одним из наиболее древних в Тамбовской митрополии – ему уже свыше 400 лет. Главный придел храма освящен в честь святителя Николая Мирликийского, правый – в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, а левый в честь иконы Казанской Божией Матери.

Продолжая рассказ о прошлом и настоящем Моршанской Никольской церкви, нельзя обойти вниманием небольшую часовенку, стоящую через дорогу от храма. Народное предание связывает ее построение со знаменитой передвижкой Никольской церкви в 1814 г. Согласно документальным свидетельствам, церковь была передвинута на 30 м.

В 30-е гг. ХХ в. церковь была закрыта. С 1944 г. была возвращена верующим и освящена архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким). Долгое время Никольский храм был единственной действующей церковью в Моршанске.На этом наша экскурсия закончилась. Вы еще многое не увидели и не узнали. Поэтому мы Вас приглашаем на занятия, связанные с историей нашего города.

Читайте также: