Пушкин и музыка конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

выделить средства выр азитель ности. Закрепить знания о творчестве Н.

Изобразительны й ряд: порт реты Н. Римског о - Корсакова, М. И. Глинки, П.

И. Чайковского и А. С. Пушкина, иллюстрации И. Я. Билибина к

- Всем известны стр очки, а кто же авт ор этих стихов ?

- Да, хорошо известный н ам поэт Александр Серге евич Пу шкин. Но

сегодняшний у рок необычный. А знаете – почему? Сег одня у рок - знакомство.

- Сегодня мы познакомимся с Пушкиным не только как с поэтом, но и как с

человеком, вд охновляющим художника к написанию портрета, композитора

- Вошло в обыч ай называть Пушкина великим нац иональным п оэтом

преимуществен но перед всеми другими ру сскими поэтами. И это,

действительно так, был он великим и гениальн ым. Едва ли не в каждом

крупном городе Р оссии есть бу львар или городск ой парк, у крашенный

бюстом курчавого человека, а улица им. Пушкина тоже есть практически в

каждом городе. Его произведения чи та ются и переводятся на другие языки

мира. Действитель но, сила гениаль ности поэта настол ько велика, а его

личность настолько интересна, что сотни людей ис кусства обращались и

- А теперь всп омните главное отличие музыки от дру гих видов иску сства.

(Музыка – искусство временное, его нельзя потрогать, понюхать или

- Молодцы, все вер но. Музыка переда ёт настроен ие, постоянно находится в

движении, измен яется, и кажд ый воспринимает эти измен ения по - разному .

- Как в ы думаете, какие из перечисленных особенностей присущи и морской

стихии? (Постоянн о изменяется, движется, в разные дни выглядит по -

- Эти черты заметили и музыкан ты. С помощью особых средств

выразительност и о ни см огли д остаточно точно во сп роизвести звучание

морской стих ии. Причём море в их произве дениях обла дает собственны х

характером, а п орой является п олноправным участн иком событ ий.

- О каких чудесах рассказ ывали купцы царю? (Живёт в городе белка, песенки

поёт да орешки вс ё грызет. Выходят из мо ря 33 бог атыря. Появляется

- Правильн о. Тепер ь слу шаем, а ваша задача – догадатьс я по музыке, где

Первое чу до – это. (Царевна - Лебедь ) . Второе чудо – это. ? (Белка, поющая

- Почему в ы так решили, что за п одсказка прозву чала в музыке ? (Русск ая

- Что в музыке подс казало вам тако й ответ? (Плавное из менение громкост и,

Вспомните, есл и полу чится, дословно, как в сказк е описывается эт о чу до.

- Посмотрите, как точно автор сумел передать характер морской стихии, её

- Давайте мы с вами побудем в роли оркестра и попробу ем изобразить такую

волну. Садимся р овно, по моему сигналу мягко набираем воздух и шипим.

Внимательно следите за рукой, я покажу, когд а надо прибавить звук, а когда

- Какие средства в ыразительно сти мы использ овали для дос тижения эффекта

бегущей воды? (Н арастающую и ст ихающую динамику, прихотливый ритм,

- Почему он вд руг появился ряд ом с портрет ом А. С. Пушкина? (Это Н.

Римский - Корсак ов. Он написал о перы на ск азки Пушкина.)

- Молодцы. А ещё и одного, и д ругого называют велик ими сказоч никами.

А.С. Пу шкина – в литературе, а Н. Римского - Корсакова – в му зыке. Музыка,

которую мы сл ушали на нашем у роке, написан а этим прекрасным

- Пушкин тоже относится к мо рю как к живому существу, посл ушайте

- Поэт разго варивает и прощается с морем, как с полноправным

собеседником. На произведения А. С. Пушкина М. И. Г линка написал оперу

Это стихотворение А. Пушкина, которое учили наизу сть и современники, и

потомки великого п оэта, легло в основу ро манса М. Глинки «Я помню

Сохранив поэтический образ, звучность, метрику пушкинского стиха, Глинка

придал ему шир окое мелодическое дыхание, подчеркнул пер еломы в

настроении, внёс ж ивое биение пульса в фор тепианн ое сопровождение - и

сумел стать равным великому мастеру стиха. Пушкин посвятил стихи Анне

Петровне Керн, а Глинка посвятил музыку её дочери Екатерине. Сейчас м ы с

- На сколько частей можно р азделить романс? О чём эти части рассказывают

и как они звучат? (Первая часть романса говорила о зарождении любви, о

том, что это было чудное мгновение. Мелодия звучит легко, певуче, светло,

ритм ровный, с редняя часть рассказывает о разлу ке, чувствуется

напряжение, тревога, сопровождение становится более резким,

драматичным. Затем музыка постепенно успокаивается и замедляет ся, как

А в третьей ча сти говорится о счастье новой встречи. Звучит та же

- Ро манс заканчивается так же, как начинается: очень мягко и благородно.

охваченног о нежным и глубоким чувством. Музыка чётко следует за

содержанием стих отворения, она чу тко откликается на каждое настроение,

каждую фразу. Удивительн о певучу ю мелодию невозм ожно отделить от

фортепианног о сопровождения - в месте они представл яют ед иное

- Глинка напи сал оперу на сюжет сказки поэта Александра Сергеев ича

- Голос у Черномора такой маленьки й, такой крошечны й, что его вообще не

слышно. Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит н и слова. И всё

же мы полу чаем представле ние о том, что же эт о за существо.

Вот как рису ет сам Пушкин обли к страшного Че рномора.

В насмешливых ст роках Пу шкина воссоздана к артина то ржественного

В оп ере про карлика рассказывает музыка - марш под ко тору ю он

выходит на сц ену . Сначала п оявляютс я слуги Черномора, ко торые несут его

длинную - предли нную бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и бо -

рода в десять раз длиннее самого Черномора. Карлик е щё не появился, а нам

уже смешно, под марш шагает борода. И музыка смеётся над Черномором.

Прямо чувствуешь, что карлик изо всех сил старается казаться огромным,

важно надувается, хо чет подняться на цыпочки, но ничего у него не

получается. Все вокруг почти тель но ему кланяются, но тут же,

отвернувшись, хихикают. Грозно покр икивает Чер номор, но вдруг голос его

С юморо м, характерным для русского сказочного фольклора, композитор

хрустальные тем бры колокольчиков подчёркивают одновременно

чудовищность и комичность злого волшебника. Он б ессилен перед

могуществом, все побеждающей л юбовью и смелостью чел овека.

начинается: сначала грозная мелодия нарису ет нам появление Черномора, а

потом дру гая мелодия - высокая и звонкая, в и сполнен ии колокольч иков -

напомнит о том, что этот гер ой сказочный и бояться его не надо.

Появление ее в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном

Велика р оль Петра Ильича Чайковского, прикоснувшегос я к творению

Пушкина. Органично включены в превосходную ткан ь оперы отд ельные

стихотворные текст ы: ария Гремина, ариозо Ленского и др.

Какова же была основная ц ель нашего урока? Увидеть Пушкина - поэта в

других ви дах иску сства, попытаться понять, почему этот человек вызывает к

Тема:Сказки Пушкина в музыке.

Цель: На примере сказки Пушкина " Сказка о царе Салтане" и музыкальных фрагментов из одноименной оперы композитора Н. А. Римского-Корсакова,иллюстраций к сказке и опере показать взаимосвязь разных видов искусств. Познакомить детей с фрагментами из оперы на сюжеты сказки Пушкина.

Задачи:Расширять знание детей по теме "Музыка, литература,ИЗО".Формировать навыки эмоционального и осознанного восприятия музыки. Прививать детям интерес к русской культуре через синтез различных видов искусств (музыки, литературы, ИЗО).

Фонограммы:фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова " сказка о царе Салтане",

Зрительный ряд: Портреты А. С. Пушкина,Н. А. Римского-Корсакова,иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина.

Оборудование: ПК,музыкальный центр, фортепиано,детские музыкальные инструменты.

Ход занятия. Дети входят в музыкальный зал под музыку из оперы Римского-Корсакова"Сказка о царе Салтане".Садятся на стульчики.

Муз. руководитель:Сегодняшнее занятие, ребята мы посвящаем великому русскому поэту А. С. Пушкину. Я вам прочту отрывок из его произведения.

"У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый,все ходит по цепи кругом.

Идет налево-песнь заводит,направо-сказку говорит. "

Дети, скажите песнь-это какой вид искусства?

Дети отвечают: Музыка

Муз. руководитель: А сказка?

Муз. руководитель:Вот видите ребята, сам поэт подсказал нам о связи музыки и литературы. Сказки Пушкина очень поэтичны и музыкальны и поэтому многие композиторы написали музыку на стихи Пушкина.

В детстве у Пушкина была любимая няня Арина Родионовна. Она рассказывала маленькому Саше очень много сказок. Пушкин говорит о своей няне такие слова:"Да еще её помянем,сказки сказывать мы станем. Мастерица ведь была, и откуда, что брала. "Пушкин очень любил свою няню. И многие сюжеты для своих произведений взял из сказок, которые няня ему рассказывала.

Пушкин написал прекрасные сказки. Посмотрите на эту иллюстрацию (на экране иллюстрация к сказке А. С Пушкина "Сказка о царе Салтане". На сюжет этой сказки русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу. (показывает портрет композитора).Сейчас мы послушаем отрывок из оперы, который называется"Три чуда".(Дети слушают музыку)

Итак, первое чудо:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Кто в домике живет?

Муз. руководитель:А что белочка делает?

Ребенок читает отрывок о белочке. Муз руководитель показывает иллюстрацию с изображение белочки.

Муз. руководитель: Дети какая по характеру эта музыка?

Дети отвечают: Веселая, танцевальная.

Муз. руководитель: Правильно дети, эта мелодия написана в танцевальном жанре.

давайте под эту мелодию сыграем на детских музыкальных инструментах.

Дети под музыку играют на ложках, трещотках, дудочке.

Муз. руководитель: Молодцы ребята.

Давайте послушаем следующий музыкальный фрагмент.

Ребенок читает отрывок из сказки (тридцать три богатыря).На экране иллюстрация с изображением богатырей. Прослушали тему богатырей.

Муз. руководитель: А какой характер у этой музыки?В каком музыкальном жанре она написана :

Дети отвечают: Это марш.

Муз руководитель: Правильно дети, это марш.

Следующий фрагмент из оперы. Иллюстрация Царевны-Лебеди на экране.

Девочка читает отрывок, дети слушают мелодию.

Муз руководитель: Что вы, скажете об этой мелодии, Какая она по характеру?

Дети отвечаю:Характер песенный,темп медленный, плавный, нежный спокойный.

Муз. руководитель: И так дети, мы прослушали три музыкальных фрагмента. какие жанры прозвучали?

Дети: Танец, марш и песня.

Муз. руководитель: Молодцы ребята. А какие виды искусства мы сегодня с вами обсуждали?

Дети отвечают: Музыка,литература и ИЗО.

Муз. руководитель:Да ребята,через прекрасные сказки А. С. Пушкина мы с вами окунулись в мир музыки и изобразительного искусства.

Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем.

Задачи: познакомить с музыкальными произведениям, созданными на произведения А. С. Пушкина. На примере прослушанных фрагментов выделить средства выразительности. Закрепить знания о творчестве Н. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского.

Изобразительный ряд: портреты Н. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского и А. С. Пушкина, иллюстрации И. Я. Билибина к произведениям Пушкина.

Мороз и солнце – день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

- Всем известны строчки, а кто же автор этих стихов?

- Да, хорошо известный нам поэт Александр Сергеевич Пушкин. Но сегодняшний урок необычный. А знаете – почему? Сегодня урок-знакомство.

- Сегодня мы познакомимся с Пушкиным не только как с поэтом, но и как с человеком, вдохновляющим художника к написанию портрета, композитора – к написанию музыки.

- Вошло в обычай называть Пушкина великим национальным поэтом преимущественно перед всеми другими русскими поэтами. И это, действительно так, был он великим и гениальным. Едва ли не в каждом крупном городе России есть бульвар или городской парк, украшенный бюстом курчавого человека, а улица им. Пушкина тоже есть практически в каждом городе. Его произведения читаются и переводятся на другие языки мира. Действительно, сила гениальности поэта настолько велика, а его личность настолько интересна, что сотни людей искусства обращались и обращаются к творчеству и образу Пушкина.

- А теперь вспомните главное отличие музыки от других видов искусства. (Музыка – искусство временное, его нельзя потрогать, понюхать или остановить.)
- Молодцы, все верно. Музыка передаёт настроение, постоянно находится в движении, изменяется, и каждый воспринимает эти изменения по-разному.

- Как вы думаете, какие из перечисленных особенностей присущи и морской стихии? (Постоянно изменяется, движется, в разные дни выглядит по-разному.)
- Эти черты заметили и музыканты. С помощью особых средств выразительности они смогли достаточно точно воспроизвести звучание морской стихии. Причём море в их произведениях обладает собственных характером, а порой является полноправным участником событий.

- О каких чудесах рассказывали купцы царю? (Живёт в городе белка, песенки поёт да орешки всё грызет. Выходят из моря 33 богатыря. Появляется царевна-Лебедь.)
- Правильно. Теперь слушаем, а ваша задача – догадаться по музыке, где какое чудо.

(Фрагменты трёх чудес.)

- А третье чудо? (Витязи морские.)
- Что в музыке подсказало вам такой ответ? (Плавное изменение громкости, как будто набегающие волны, повторения.)
Вспомните, если получится, дословно, как в сказке описывается это чудо.

В свете ж есть иное диво.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в шумном беге.

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

- Посмотрите, как точно автор сумел передать характер морской стихии, её непредсказуемость, красоту и мощь.

- Давайте мы с вами побудем в роли оркестра и попробуем изобразить такую волну. Садимся ровно, по моему сигналу мягко набираем воздух и шипим. Внимательно следите за рукой, я покажу, когда надо прибавить звук, а когда нужно уходить.

- Какие средства выразительности мы использовали для достижения эффекта бегущей воды? (Нарастающую и стихающую динамику, прихотливый ритм, плавное ведение мелодии.)

- Обратите внимание на ещё один портрет, чей он?

- Почему он вдруг появился рядом с портретом А. С. Пушкина? (Это Н. Римский-Корсаков. Он написал оперы на сказки Пушкина.)

- Молодцы. А ещё и одного, и другого называют великими сказочниками. А.С. Пушкина – в литературе, а Н. Римского-Корсакова – в музыке. Музыка, которую мы слушали на нашем уроке, написана этим прекрасным композитором.
- Пушкин тоже относится к морю как к живому существу, послушайте
Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул и вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

(Слушание романса в записи).

- На сколько частей можно разделить романс? О чём эти части рассказывают и как они звучат? (Первая часть романса говорила о зарождении любви, о том, что это было чудное мгновение. Мелодия звучит легко, певуче, светло, ритм ровный, средняя часть рассказывает о разлуке, чувствуется напряжение, тревога, сопровождение становится более резким, драматичным. Затем музыка постепенно успокаивается и замедляется, как бы подчёркивая строчки:

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои:
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.

А в третьей части говорится о счастье новой встречи. Звучит та же вдохновенная мелодия, что и в первой части.)

- Голос у Черномора такой маленький, такой крошечный, что его вообще не слышно. Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит ни слова. И всё же мы получаем представление о том, что же это за существо.

Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора.

Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…

В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного сказочного шествия.

В опере про карлика рассказывает музыка - марш под которую он выходит на сцену. Сначала появляются слуги Черномора, которые несут его длинную-предлинную бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и борода в десять раз длиннее самого Черномора. Карлик ещё не появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И музыка смеётся над Черномором. Прямо чувствуешь, что карлик изо всех сил старается казаться огромным, важно надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но тут же, отвернувшись, хихикают. Грозно покрикивает Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк.

Велика роль Петра Ильича Чайковского, прикоснувшегося к творению Пушкина. Органично включены в превосходную ткань оперы отдельные стихотворные тексты: ария Гремина, ариозо Ленского и др.

Итог урока. Рефлексия.

Какова же была основная цель нашего урока? Увидеть Пушкина-поэта в других видах искусства, попытаться понять, почему этот человек вызывает к себе такой интерес.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пушкин и музыка.

Любовь и тяготение композиторов к творчеству А.С. Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, весь строй его произведений ярок и эмоционально насыщен. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у Пушкина родное, близкое своей индивидуальности, вдохновляться его поэтическим даром.

В развитии русской музыкальной культуры роль творчества Пушкина велика, а какое же значение имело музыкальное искусство в жизни и творчестве самого поэта. Сила воздействия музыки на Пушкина была очень велика.

Музыкальные впечатления детства Пушкина – русская народная песня. Именно о ней надо говорить, как о первом глубоком источнике музыкальных впечатлений и интересов поэта, его живых и непосредственных откликов на искусство звука.

Известно, что няня Пушкина Арина Родионовна не только хорошо знала множество сказок, поговорок, пословиц, былин, но и пела много русских песен. Вспоминая юношеские годы, поэт писал, обращаясь к няне:

Ты детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Иль звучным фортепиано,

Под беглою рукой

Иль тоны повторяешь

Лицейская жизнь Пушкина была наполнена интересными музыкальными впечатлениями, он часто посещал царскосельский домашний театр графа Толстого, в котором слушал оперы Россини, Фомина. С музыкой поэт соприкасается в концертных залах музыкальных собраний, в театрах, на вечерах у друзей - музыкантов. Постепенно формируется его музыкальный вкус, выявляются музыкальные привязанности.

Слушая сию новинку

Зависть, злобой омрачаясь,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не может в грязь.

Музыка Глинки была дорога и понятна Пушкину. Известно, что поэт часто встречался с Глинкой, слушал его у Дельвига, известной пианистки Шимановской, Жуковского. Нередко на вечерах исполнялись романсы и песни на слова Пушкина.

С 1823 по 1837 год русскими композиторами написана музыка более чем к 70 лирическим произведениям Пушкина.

Композиторы 20 века, оценивая наследие великого Пушкина, его патриотизм, яркую национальную окраску, богатство русского языка, создали более 500 романсов большое количество опер, балетов, музыки к спектаклям и кинофильмам. Среди композиторов можно назвать такие имена как Глиэр, Прокофьев, Шостакович, Свиридов.

Не только пушкинская поэзия, но и музыка, навеянная его гением, подтверждает вечность пушкинского завета.

Цель: Средствами искусства воспитывать гармонично развитую личность.

  • Продолжить изучение творчества великого русского поэта.
  • Прививать любовь к русскому искусству .
  • Воспитывать навыки внимательного слушателя (если слушатель) и артистические навыки (если активный участник действия).

Оборудование: проигрыватель СD дисков, портреты.

Ход урока

Звучит “Вальс Свиридова” из музыкальных иллюстраций к повести “Метель” Пушкина.

Студент 1: Сейчас вы услышали “Вальс” Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести “Метель” Пушкина.

Два с небольшим столетия отделяют нас от того дня, когда в России родился гениальный поэт, и прошло 175 лет со дня смерти великого человека. Эти два столетия вся русская культура, литература, живопись, музыка – озарена светом пушкинского творчества.

Его поэзия привлекает композиторов глубочайшей реалистичностью, сочностью и пластичностью художественных образов, музыкальностью стиха.

Студент 2: Искусство Пушкина явилось источником многочисленных произведений в самых различных жанрах музыки. На сюжеты Пушкина написаны до 50 опер, десятки раз претворены в музыкальном творчестве стихи Пушкина.

“Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества и попадает в бесконечную область музыки…” - писал Петр Ильич Чайковский.

Студент 3: Пушкин – основоположник нового русского литературного языка, и уже на этом преобразованном им языке создавал самые блистательные классические произведения русской поэзии.

Пушкин – волшебник родного русского слова. Он был еще отроком, но уже видные писатели того времени предсказывали ему блестящую литературную судьбу. По воспоминаниям брата Пушкина – Льва Сергеевича, “страсть к поэзии в юном Пушкине проявилась с первыми понятиями”.

Студент 1: Но более целенаправленно и осознанно его литературная жизнь началась в Царскосельском лицее. Уже в лицейские годы Пушкин написал около 120 стихотворений, и там же, в лицее, появляются первые романсы на стихи Пушкина.

Музыкальная пушкиниана – целый океан всевозможных произведений.

Студент 2: Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия. Эти слова Пушкина подтверждают, что вечная тема любви является главной в творчестве поэта. Чуткое ухо слышит в пушкинской лексике эту неудержимо разрастающуюся мелодию, эту “песнь торжествующей любви”.

Сколько чудесных строк вызваны к жизни вполне конкретными женщинами, составившими со временем “донжуанский список” Пушкина? Лишь малая их толика вынесена в заголовки стихотворений. В остальном – загадки, загадки, загадки, которые вот уже столетия с большим или меньшим успехом разгадывают самые авторитетные пушкинисты.

Студент 3: Известно, кому посвящено стихотворение “Я помню чудное мгновенье”.

Пушкин посвятил его Анне Керн. В стихотворении запечатлена история их любви.

История создания этого стихотворения известна широкому кругу людей. Но многим ли известно, что чудесную музыку одноименного романса Глинка посвятил дочери Анны Керн – Екатерине. Появился романс в 1840 г.

До этого другие русские композиторы обращались к этому стихотворению, но только романс Глинки отразил состояние души поэта, т.к. пушкинские строки отражали и его состояние души (слушание).

Студент 1: Композиторов привлекало еще одно стихотворение Пушкина, посвященное вечной теме любви. Это стихотворение “Я вас любил”. Посвящено оно Аннет Олениной.

Это стихотворение – чудо. Неудивительно, что оно лидирует по числу музыкальных воплощений – их более 70. И среди такого множества только немногие приблизились к необъяснимому очарованию этих простых и таинственных строк романса (слушание).

Студент 2: Творчество Пушкина созвучно эпохе. 19 век – век реализма, век обращения к истории России. Поэтому его произведения стали основой многих опер.

Это “Борис Годунов” Мусоргского, “Мазепа”, “Евгений Онегин”, “Пиковая дама” Чайковского. В “Борисе Годунове” композитор нашел органичное соединение пушкинского стиха (достаточно вспомнить плач Юродивого, песню Варлаама (слушание песни Варлаама, плача Юродивого).

Студент 3: В “Евгении Онегине” в 3-ю главу романа Пушкин ввел песню “Девицы-красавицы”. Собиратель народного творчества Даниил Никитич Кашин называет эти стихи “народной русской песнью”.

Первые музыкальные произведения на этот текст были созданы еще при жизни поэта. Теперь эти стихи связаны с известным хором из “Евгения Онегина” Чайковского (слушание хора из “Евгения Онегина”).

Студент 1: Пушкинские шедевры всегда оставались в центре творческого внимания Даргомыжского. Две его оперы написаны на сюжеты гениального поэта: “Русалка” и “Каменный гость”.

В “Каменном госте” композитор ни на ноту не отступает от пушкинского стиха. Музыка крайне выразительно следует за всеми оттенками поэтической речи.

Существует предположение, что “Русалка” писалась Пушкиным как текст оперы для одного из своих приятелей. “Музыкальность” сюжета подтверждает это намерение. В каждой сцене основа вполне музыкальна.

Два хора русалок, одна свадебная песня (“Сватушка”) и песня русалки (“По камушкам, по желтому песочку”) – истинно музыкальные стихи (слушание).

Студент 2: Еще один русский композитор с любовью относился к пушкинской поэзии.

Это Римский-Корсаков. Им созданы кантата “Песнь о вещем Олеге”, оперы “Моцарт и Сальери”, “Сказка о царе Салтане”, “Золотой петушок”.

Две последние оперы написаны по сказкам Пушкина. Еще одна сказка – изумительная юношеская поэма “Руслан и Людмила” стала музыкальной.

Глинка преклонялся перед поэтическим гением Пушкина. По выражению Б. Асафьева, Глинка “на былинный лад” распел пушкинскую поэму”. Для каждого образа Глинка нашел абсолютно точные индивидуальные краски, каждого наделил мелодиями изумительной выразительности.

Студент 3: Теперь мы вновь обратимся к музыкальным иллюстрациям Свиридова, написанным по повести “Метель”. Свиридов – певец России. Ее художественные образы обрели в свиридовском творчестве высоту музыкальных символов. К музыкальному звуку он относится как к элементу живой материи.

В музыке композитора нашло свое отображение наследие практически всех русских поэтов – классиков, в том числе и Пушкина. Музыка к “Метели” высокохудожественна. В ней запечатлен высокий, животворящий дух. Музыка эта подобна классической живописи. Во всех музыкальных номерах – красивейшие мелодии (слушание “Тройки”)

Студент 1: Современные композиторы продолжают обращаться к творческому наследию Пушкина. А. Петров написал балет “Станционный смотритель”, а сейчас он совместно с дочерью, Ольгой Петровой, пишет мюзикл по повести “Капитанская дочка”.

Творческое наследие Пушкина велико, он будет жить вечно, и последующие поколения будут с благодарностью вспоминать своего великого предка. А композиторы и живописцы под влиянием его творчества будут создавать новые шедевры.

Читайте также: