Смыслоразличительная роль суффиксов 3 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

3. Ф.И.О. педагога: Набойченко Светлана Александровна.

4. Программно-методическое обеспечение:

6. Цель урока: познакомить со словообразовательной ролью приставок и суффиксов.

7 . Задачи урока:

- формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;

- развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;

- развивать познавательную активность учащихся;

- развивать внимание, логическое мышление учащихся;

- воспитывать внимание, самостоятельность, прилежание.

7. Оборудование: таблицы, раздаточный материал (карточки-задания), схема пути Шуши, конверт с заданием, кроссворд на доске,

1.Организационный момент .

- Что нового вы узнали на предыдущих уроках? (Познакомились с окончанием слова, корнем, однокоренными словами).

- Какие слова мы называем родственными, однокоренными? (Слова, у которых одинаковый корень и одинаковый смысл).

- Что такое корень? (Общая значимая часть всех однокоренных слов).

- Все эти знания вам понадобятся сегодня на уроке.

2.Чистописание .

Нам необходимо прописать буквы Шш. Сегодня на уроке эти буквы нам очень помогут.

- Что вы знаете об этих буквах? ( Согласные т.к. обозначают глухой согласный звук, могут обозначать только твёрдые звуки, парные, шипящие).

(Дети выполняют задание, прописывают строчку Шш ).

- К нам сегодня в гости пришла мышка. Её зовут Шуша. Пропишите её имя на следующей строчке 2 раза, чтобы не забыть имя нашей гости. (Дети пишут Шуша ).

3.Тема урока.

- Мы знаем, что слова состоят из морфем. Какие морфемы вы знаете? ( Окончание, корень).

- Что такое корень? (Общая значимая часть однокоренных слов).

- Найдите лишнее слово и объясните свой выбор. ( Слова записаны на доске).

Веселье, весельчак, радость.

Надёжный, верить, верный,

Подводный, водитель, водяной.

- Какие признаки однокоренных слов вы знаете? (Имеют общий корень и общий смысл).

-Оказывается, да. Ш – это очень умная буква.

Отгадайте, какое слово спряталось в конверте у Шуши?

А Л Ш (дети выполняют задание и отгадывают слово шла .)

- Если мы разберём слово по составу, сделаем морфемный разбор, то определим, что а – это окончание, л – это суффикс, характерный для глаголов прошедшего времени, а ш – это корень. Корень, состоящий всего из одной буквы, которая несёт на себе огромную смысловую нагрузку. Ш - это корень движения.

- Шуша хотела вам рассказать историю о том, какой путь она проделала, чтобы прийти к вам в гости. ( Шуша что-то шепчет учителю на ухо.)

- Ребята произошла беда. Шуша забыла все слова с корнем Ш . Давайте поможем Шуше составить рассказ. Вы будете записывать слова, которые забыла Шуша. Посмотрим, что у нас получится. ( На доске маршрут Шушиного путешествия).

-Рано утром я ____________ из дома. Потом _____________по дорожке, __________ большую лужу, ____________через мостик, увидела школу и ___________к ней. Потом я ____________ в здание школы. И вот я ___________ к вам в гости.

- Какие слова вы записали? Чем они похожи, чем отличаются? Сравните их.

( Вышла, пошла, обошла, перешла, подошла, вошла, пришла. Все эти слова похожи по смыслу. У них одинаковые корень, суффикс, окончание, но разное начало, поэтому и смысл различен).

- Разное начало слов - разные приставки. Как вы думаете, какую роль играют приставки в русском языке? (При помощи приставок мы можем образовывать новые слова.)

- В какой части слова пишется приставка? ( В начале слова, перед корнем).

- Кто может сделать вывод, что такое приставка, опираясь на схему?

Приставка – это часть слова, которая стоит _____ корнем и служит для_______ ________ слов.

- Как вы думаете, приставки отдельно от слов несут какой-нибудь смысл? (Нет).

- Давайте представим, что мы сидим около телевизор. Расслабились, удобно развалились в кресле, у вас в руке пульт дистанционного управления. Я предлагаю вам в_______телевизор . Что вы сделали? (Включили телевизор). Теперь пере________ каналы. Что вы сделали? (Переключили каналы). Вы_________ телевизор . Что вы сделали? (Выключили телевизор).

- Как же вы догадались, что надо сделать? Я же вам называла только приставки и не употребляла слова – действия – глаголы. Сделайте вывод, несут ли приставки смысл? (Да, несут).

5. Физкультминутка.

6.Работа по учебнику.

Упражнение № 146, по вариантам.

Составьте нераспространенное предложение с одним из слов. Составьте распространённое предложение с одним из слов. (Дети придумывают варианты предложений. Наиболее красивое предложение разбирают по членам предложения, делают синтаксический разбор).

- В русском языке есть морфема, которая пишется после корня. Она называется - суффикс. Давайте подумаем, какую роль в русском языке играет суффикс?

8.Работа по учебнику.

Упражнение №147 устно.

- Несут ли суффиксы смысловую нагрузку? ( Нет. Не знаем.)

- Выполните задание Шуши. При помощи суффиксов подскажите, как называются дети у разных животных.

Кот – котята, лиса – лисята, слон – слонята, тигр – тигрята.

- Какие суффиксы вам помогли? ( Нам помогли суффиксы – ат, - ят).

- В русском языке есть ласковые суффиксы. Попробуйте при помощи них переделать имена людей в более ласковые. (Мальчики переделывают имена девочек, а девочки – имена мальчиков).

- Сделайте вывод, о роли суффиксов в русском языке? (Служат для образования новых слов).

- Давайте сформулируем правило, что такое суффикс.

Суффикс – это часть слова, которая стоит _____ корня и служит для_______ ________ слов.

9. Итоги урока.

- Какую роль в русском языке играют суффиксы и приставки. (Служат для образования новых слов. Дети по схеме проговаривают правило о приставке и суффиксе).

10. Домашнее задание.

Упражнение № 145. Правила.


Полный текст материала Конспект урока по русскому языку на тему "Роль приставок и суффиксов в русском языке"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

учить осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

формирование умение работать в паре, в группе; учить договариваться,

формировать, положительное отношение к процессу обучения;

формировать интерес к учебному материалу;

формирование адекватной самооценки;

воспитывать познавательный интерес к русскому языку

приходить к общему решению.

Орг. Момент . (слайд)

улыбнёмся друг другу.

Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся

И силой наполняемся, дарующей успех.

Каллиграфическая минутка . ( на доске)



Актуализация знаний, постановка

темы и цели урока

Есть ли однокоренные слова в нашем предложении?

Как вы узнали. что они однокоренные?

Что такое корень?

Что такое окончание?

С помощью чего они образованы? (приставка)

Что такое приставка?

Какая часть осталась невыделенной?

Что такое суффикс?

СЛАЙД : Тема урока

Мы на прошлом уроке узнали, что такое суффикс, как его найти. Зачем сегодня снова изучать суффикс? Какие цели и задачи перед собой поставим?

Тема урока и постановка целей.

Мы должны закрепить : (слайд)

Что такое суффикс?

Где стоит суффикс?

Что образуют суффиксы.

Мы должны узнать :

Почему суффикс - значимая часть слова.

На какие группы по значению делятся суффиксы?

Работа в группах.

Образовать с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- , - ушк- ласковые слова

Мама, Коля, соловей, звезда, тетя, ива

Уменьшительно – ласкательные суффиксы.

Образовать с помощью суффиксов -тель-, -ник-, ист-, -ир-, -арь-

Баян, охота, учёба, библиотека, банк, стройка.

Профессия или род занятий

Образовать с помощью суффиксов -онок- , - ёнок-, слова – названия детенышей животных.

Медведь, заяц, лиса, тигр, скворец, мышь,

Название детенышей животных и ласковое к ним отношение.

Образовать с помощью суффиксов –ищ-, слова, обозначающие большой предмет

Когти, лапа, дом, друг, пыль, сапог

Увеличительное значение.

Образовать с помощью суффиксов - ан-, -ян-, -анин-, -янин-.

слова, обозначающие жителя страны, населенного пункта.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в Париже, то ты _____________ , а мы ____________ ,

на Земле ты ______________ , а мы _________________,

в Хороле, ты ____________, а мы __________________ .

в городе ты ______________, а мы __________________.

Образовать с помощью суффиксов–ович-, -евич-, -ич- слова - отчества

Иван, Семен, Игорь, Петр, Илья, Павел.

Суффиксы отчеств.

Рефлексия (значения суффиксов)

Работа с доской. ( принести суффиксы к значению)

Проверка работы групп. Выяснение значений суффиксов. На доске появляются слова:

Профессии или рода занятий

Названия детенышей животных

Обозначающие жителя(страны, города, края)

Представитель каждой группы выходит к доске и прикрепляет суффиксы.


ФИЗМИНУТКАдля глаз.

Работа в парах

Разобрать слова по составу

САМОПРОВЕРКА

Что такое корень?

Как вы определяли окончание?

Как находили суффикс?

Подведение итога урока, ответы на вопросы, поставленные в начале урока . (слайд)

Разбор Д.З. стр. 92 упр. 172

Рефлексия по уроку ( слайды)

Коллективная работа

Выбери правильное утверждение. ( слайды)

Дополнительный материал

Жил-был суффикс - ёр -. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.

Когда - ёр - надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.

И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс - ёр -, дублёр понадобился — а - ёр - уже тут как тут.

Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса - ёр -?

РАЗВИВАЙКА / Начальная школа / Беларусь

1.ТЕМА: Повторение.
Текст.
1. Тема. Основная мысль, заглавие текста.
2.ТЕМА: Абзац. Красная строка.
3.ТЕМА: План текста. Обучающее изложение текста по данному плану.
4.ТЕМА: ТИПЫ ТЕКСТОВ: ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ И ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ.
Предложение.
1.ТЕМА: Предложение.
2.ТЕМА: Предложение повествовательное, вопросительное, побудительное.
3.ТЕМА: Обращение.
4.ТЕМА: Восклицательное предложение.
5.ТЕМА: ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
6.ТЕМА: Второстепенные члены предложения.
7.ТЕМА: Связь слов в предложении.
8.ТЕМА: Предложение и словосочетание.

РАЗВИВАЙКА / Начальная школа / Беларусь

Слово.
1.ТЕМА: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
2.ТЕМА: Слова с прямым и переносным значением.
3.ТЕМА: Синонимы.
4.ТЕМА: Антонимы.
5.Тема: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
Состав слова.
1.ТЕМА: Состав слова. Окончание, его признаки. Форма слова.
2.ТЕМА: ВЫДЕЛЕНИЕ ОКОНЧАНИЯ В СЛОВАХ.
3.ТЕМА: НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ.
4.ТЕМА: Окончание. Связь слов в предложении.
5.ТЕМА: Корень слова. Чередование гласных в корне слов.
6.ТЕМА: Корень слова, однокоренные слова.
7.ТЕМА: Слова с двумя корнями.

РАЗВИВАЙКА / Начальная школа / Беларусь

8. ТЕМА: Толкование значения слов с помощью однокоренных слов (элементарный словооб-разовательный анализ).
27.ТЕМА: Суффикс как часть слова. Алгоритм нахождения суффикса в словах.
28.Тема: Суффикс, его роль в слове и тексте.
29.ТЕМА: Образование слов с помощью суффиксов. Увеличительный суффикс.
30.ТЕМА: Составление устного сочинения-описания животного с использованием слов с суффиксами.
31.ТЕМА: Суффиксы -оват-, -еват-. Смыслоразличительная роль суффиксов. Объяснительный диктант.
32.ТЕМА: Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки.
33.ТЕМА: Перенос слов с приставками. Выделение приставок. Употребление слов с приставками в речи.
34. ТЕМА: Выделение в словах приставок. Порядок разбора слов по составу.
35.ТЕМА: Гласные и согласные в приставках.
36.ТЕМА: Орфограммы в приставках.

РАЗВИВАЙКА / Начальная школа / Беларусь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия нового знания.

Словарная работа, выведение темы урока учащимися

Физкультминутка на снятие мышечной усталости

Решение проблемы. Исследование роли суффикса в слове

Дифференцированная самостоятельная работа с фронтальной проверкой

Разноуровневая самостоятельная работа

Подведение итогов урока в проблемном диалоге

На данном уроке развивались ОУУН учащихся:

1. На конкретном учебном материале раскрывается применение следующих логических операций:

2. Формируется навык:

планирования предстоящих действий

обобщенного способа организации деятельности учащихся

На данном уроке использовались репродуктивные, развивающие, проблемно поисковые, словесно-индуктивные, наглядно-индуктивные, исследовательские, практические методы. Их применение целесообразно и эффективно с учетом частичной дифференциации по уровню познавательных интересов.

При подготовке и проведении урока использовались следующие педагогические технологии: ИКТ, игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проблемное обучение.

образовательные:

закрепить знания о корне, приставке, суффиксе, окончании;

углублять представления о значениях суффикса в слове;

развивать фонематический слух;

формировать навыки грамотного письма;

обогащать словарный запас учащихся;

формировать умение работать с текстом.

воспитательные:

воспитывать любовь к животным;

содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

содействовать профилактике утомляемости учащихся;

прививать интерес к русскому языку.

развивающие:

развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, логику, внимание, память;

развивать и обогащать речь учащихся;

развивать логическое мышление;

способствовать развитию эмоциональной сферы;

развивать коммуникативные умения.

актуализировать знания о составе слова и роли морфем;

организовать деятельность по определению роли суффикса в слове;

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

ценностное отношение к процессу определения роли суффикса;

осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;

осознание практической важности суффикса для образования новых слов;

ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

умение принимать и сохранять цель урока;

умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

умение разбирать слово по составу;

умение видеть роль суффикса;

умение применять знания в жизненных ситуациях;

Оборудование: мультимедийная установка, карточки для работы в группе, карточки-помощники, разноуровневые карточки для самостоятельной работы, костюм для ребёнка, исполняющего роль Суффикса.

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Сейчас у нас урок русского языка и этот урок проведу у вас я- меня зовут Эльмира Зуфаровна.

Прежде чем начать урок, я бы хотела узнать ваше настроение? Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

Слайд 3 Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока .

- Как вы понимаете?

- Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

- Мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

А с нами будет весёлый смайлик.

- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага

I шаг II шаг



2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

- Повторять будем всё подряд?

- Нет, только то, что нам необходимо.

3. Здоровьесберегающая минутка

- Вспомним правила посадки.

Дети хором читают стихотворение:

- Запишем сегодняшнюю дату. Обратите внимание на орфограммы.

4.Минутка чистописания.

С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания)

СЛАЙД 8 лЛл МмМ ЛЛлл мМмМ

- Зимний декабрьский ветер надул в вашем селе большие сугробы и, чтобы двигаться вперёд, мы должны эти сугробы преодолеть.

Напишите эти буквы, напоминающие зимний узор.

- Если вам понравилось- нарисуйте маленькое солнышко на полях.

5. Словарная работа

а) Шестой день недели (Суббота)

б) Я длинный и зеленый,

Вкусен я соленый,

Кто же я такой? (Огурец)

в) Первый месяц осени (сентябрь)

г) То я в клетку, то в линейку

Написать по мне сумей-ка! (тетрадь)

д) Дорога или дорожка (обычно в саду, в парке), по обеим сторонам обсаженная рядами деревьев или кустарников (аллея)

6. Выведение темы урока.

- А теперь по первым буквам написанных слов выведите тему сегодняшнего урока (состав)

- О чём будем говорить сегодня на уроке? (о составе слова)

7. Актуализация знаний.

- Посмотрите на первое задание

- На какие группы можно разделить эти слова?

Даны понятия: существительное, корень, прилагательное, основа, окончание, глагол, приставка, суффикс, местоимение. Дети делят их на части речи и части слова.

- Проверим наше предположение

7.2. Актуализация знаний о ранее выученных частях слова.

-У каждого из вас на парте таблица. Заполните первую колонку в таблице. Напишите всё, что вам уже известно о приставке?

СЛАЙД 13 проверка по слайду

СЛАЙД 14 ЛЕСЕНКА УСПЕХА

Возьмите лесенку успеха и отметьте, на какой ступеньке вы себя

видите, на сколько вы хорошо знаете все части слова. (ЛЕСЕНКА УСПЕХА)

- Скажите, а для чего мы изучаем части слова? (части слова надо знать, чтобы грамотно писать)

- Какие из частей слова образуют новые слова? (суффикс и приставка)

- А какая часть слова меняет форму слова? (окончание)

- С какими частями слова вы познакомились основательно? (с корнем, приставкой, окончанием)

- А о какой ещё мало знаем? (о суффиксе)

Определение задачи урока.

Напишем цель нашего урока на вторую колоночку в таблице.

СЛАЙД 18 ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Физкультминутка на снятие мышечной усталости. Дети выполняют танцевальные движения под музыку

8. Работа по теме урока. Роль суффикса в слове.

8.1 Фронтальная работа с текстом

- Соберите из рассыпавшихся слов предложения :

под, скрипит, ногами, снежок, пушистый

холодок, зимний, румянит, щёки, детям

кружатся, воздухе, снежинки, в, пушистые

прилетели, из, снегири, дальних, краёв

Самопроверка

- Это текст? Как его можно озаглавить?

- Найдите однокоренные слова. Выпишите их. Выделим корень. Какое явление происходит в корне? (чередование).

- От какого слова произошли все эти слова? С помощью чего? (суффикса).

Воспитательный момент

- Прочитаем стихотворение о снегире

- Какова его главная мысль? (помогать зимой птицам)

-Что страшнее для птиц зимой: голод или холод? (Голод)

- Как мы им можем помочь?

- А хотите услышать, как поет снегирь? ( звук воспроизводится по щелчку)

Релаксационная минутка

Первичный вывод

- Итак, нам нужно сделать первый вывод по теме урока. Вернёмся к словам снежок, снежинки, снегири

- Что происходит со словом, если меняется суффикс?

Снежок, снежинки, снегири - меняется лексическое значение слова

На слайде 24 оставляем только первый вывод по теме урока.

8.2. Дальнейшее исследование роли суффикса. Работа в группах

Задание для первой группы.

С помощью суффиксов образуйте названия профессий.

Задание для второй группы.

С помощью суффиксов образуйте ласковые слова.

Задание для третьей группы.

С помощью суффиксов образуйте детёнышей животных.

Задание для четвертой группы.

С помощью суффиксов образуйте новые слова.

После выполнения задания в группах дети делают выводы о роли суффикса

8.3 Работа в парах

- Откройте учебник на странице 156. Сделайте в парах упражнение 196.

- Какой ещё вывод можем сделать?

Встретились однокоренные слова котик-котище. Суффикс изменил размер предмета

- Дополним схему на презентации:

8.4 Обобщение

- Соберем воедино наши выводы. Расскажите о роли суффикса

8.5 Образное представление морфемы

- Вернемся к нашей образной схеме. Если бы суффикс был живой, кем он мог бы быть? (Дети высказывают разные предположения, но большинство сошлось во мнении, что суффикс – это волшебник или фокусник, который может творить чудеса)

Запишем ключевые слова в 3 столбик нашей таблицы

1Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов

2.Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

3.Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении

4.Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

меняет лексическое значение

образует слова-названия профессий

помогает назвать ласково

8.6 Самостоятельная работа с самопроверкой по вариантам

Каждому варианту предлагается по три слова. Слабым детям даются карточки-помощники (Приложение 1)

После самопроверки разбирается каждое слово и выясняется, какую роль сыграл суффикс.

9. Самостоятельная работа по карточкам (Разноуровневые карточки представлены в Приложении 2)

10. Подведение итогов урока.

- Расскажите, что вы узнали о суффиксе ?

- А теперь предлагаю поразмышлять над следующей проблемой. Представьте себе, что вдруг пропали суффиксы. Что бы случилось? (Предположения детей)

- К нам на урок пришел Суффикс.

(Заранее подготовленный ученик выступает в роли Суффикса).

-Давайте сравним свои размышления с его мыслями.

Суффикс:

Я, Суффикс, - настоящий волшебник!

Ведь мне по силам из простого дома сделать домик и даже домище. Огромного льва я легко превращаю в львёнка и львицу. Злое обращение к человеку с удовольствием меняю на доброе. Сравните: Генка – Геночка, Любка – Любушка. Могу неживой предмет превратить в живой: гора - горец.

Трудно пришлось бы людям, если бы я, суффикс, исчез! Все предметы стали бы одного размера, у животных пропали бы их детёныши, нельзя было бы ласково обратиться к собеседнику, трудно было бы оживить предметы.

11. Оценка работы учащихся

Морфологическая шарада.

Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.

Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

12. Домашнее задание. СЛАЙД 35

13. Рефлексия СЛАЙД 36

- Оцените свою работу на уроке на лесенке успеха.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

(Ученики по одному выходят к доске, берут карточку с записанным на ней словом, но с пропущенным суффиксом, читают, называют суффикс, помещают в нужный кармашек.)

Читайте также: