Носов заплатка конспект урока и презентация 2 класс
Обновлено: 03.07.2024
- сделать текст личностно значимым для ребёнка, учить детей делить текст на части, составлять план рассказа (ориентироваться в развитии сюжета рассказа).
- продолжить работу по выделению элементов сюжета как работу, связанную с внимательным отношением к развитию сюжета в тексте (деление текста на части), с отслеживанием смены выраженного в нём настроения (подобрать точное название к каждой части);
- на примере главного героя воспитывать у детей аккуратность, настойчивость, трудолюбие.
Оборудование:
- карточки для составления плана;
- карточки с чертами характера для работы в парах;
- карточки для оформления доски;
Используемая литература:
И.В.Блинова Литературное чтение. Поурочные планы по учебнику Н.А.Чураковой
Урок литературного чтения разработан применительно к учебной программе развивающего обучения Л.В.Занкова.
I. Организационный момент.
- Звонок прозвенел и пора начинать,
Ведь тайны литературы нам надо узнать.
Мы в тайны проникнем с тобой постепенно.
Читай, размышляй – ждёт успех непременно.
- Давайте начнём наш урок с улыбки. Повернитесь и подарите друг другу улыбку, которая означает, что вы готовы сотрудничать. А помощь друга вам сегодня поможет. Вместе, сообща, вы справитесь с любым заданием.
II. Проверка домашнего задания.
Такую мы все знаем.
И с Николаем Носовым
Там снова побываем.
- С произведениями какого писателя встретимся сегодня на уроке? (Н.Носова) (Открываю карточку на доске.)
- Давайте вспомним, что знаете об этом авторе.
- В стране - Литературии сегодня снегопад.
Но наши снежинки в воздухе
Не просто так летят.
Они помогут нам узнать,
что будем с вами мы читать.
- Выберите правильный ответ:
- О ком или о чём писал свои произведения Н.Носов?
о животных о детях о растениях
- Чем интересны герои Носова? (Они похожи на нас.)
- К какому литературному жанру относятся его произведения?
стихотворение сказка рассказ
- Что вы знаете об этом жанре? (Рассказ – это литературное произведение в прозе, в котором речь идёт о реальных событиях и героях, их переживаниях.)
- Чему учат вас рассказы Носова? (Задумываться над своими поступками, своим характером.)
- Проверим домашнее задание.
- Перечислите черты характера, которые вы хотели бы видеть в людях и у самих себя?
- А всегда ли в человеке присутствуют только такие качества?
- На какие две группы можно разделить черты характера, которые присутствуют в человеке? (положительные и отрицательные) (на доске карточки)
Творческая работа (работа в парах) (у каждой пары на парте лежат карточки с чертами характера)
- Подумайте и распределите по группам данные черты характера.
- Проверим. (Коллизия - самоуверенный – подходит в обе группы)
- Как же быть с отрицательными чертами характера? (Стараться избавиться от них.)
- На уроках литературы, мы уже познакомились с некоторыми героями Н.Носова.
- Расследуйте, кому из героев могут принадлежать эти слова.
- Откройте учебники на стр. и прочитайте.
Чтение учащимися вслух.
- Ваши предположения. (Первая реплика принадлежит Коле, так как он сомневается в успехе дела. Вторая реплика больше подходит Мишке, т.к. он не умеет пришивать заплатку, но берётся за эту работу, считая её пустячной).
- А что такое заплатка, как вы думаете?
-Посмотрите, как выглядит заплатка. (Показываю)
-Вы когда – нибудь пришивали заплатки?
- А как выдумаете, легко ли это делать?
- О чём же будет рассказ, предположите. – Давайте прочитаем и узнаем.
IV. Работа по новой теме.
- Откройте учебники на стр.
Чтение произведения учителем.
- Понравился ли вам рассказ?
- О чём узнали, прослушав его? (О том, как Бобка порвал штаны, потом долго ставил заплатку, и, наконец, ребята его похвалили).
V. Физкульминутка.
Поднимает руки класс –
Руки вниз, вперёд смотри –
Руки в стороны пошире
С силой их к плечам прижать –
Всем ребятам тихо сесть –
VI. Продолжение работы по теме.
- На сколько законченных по смыслу частей разделили бы этот текст? (на 3 части)
- Обоснуйте своё мнение.
- Прочитайте самостоятельно и попробуйте найти границы каждой части.
Чтение по частям по цепочке.
- Хлопок в ладоши, где считаете, что 1 часть закончилась.
-А может была ещё причина? (Ни у кого не было таких штанов, все ему завидовали.)
- А что же случилось с ними?
- Можно ли это происшествие назвать горем для мальчика?
- Какова была его реакция? (сначала чуть не заплакал, потом побежал к маме).
- Зачем (почему) мама так сказала? (Она хотела, чтобы он был самостоятельным и вырабатывал в себе солдатские качества, раз носит солдатские штаны).
- Озаглавим эту часть. Для этого выберите главное событие этой части:
б) Бобка рвёт любимые штаны.
в) Пострадавшие штаны.
- Читаем 2 часть. Не забудьте дать сигнал, где она закончится по вашему мнению.
- Что главное в этой части? (Пришивание заплатки.)
- Что заставило его взяться за работу? (Ему стало стыдно).
- Легко ли Бобке пришивать заплатку? (Нет, он пришивал её дважды.)
- А почему не получилось в первый раз? (Он спешил.)
- Прочитайте описание первой заплатки.
- Какой приём использует автор? (Сравнение.)
- С какой целью? (Чтобы было смешно.)
- Почему она такая получилась? (Шил не спеша, аккуратно.)
- А как автор показал, что сделать это было трудно? (Бобка сопел, кряхтел.)
- Рассмотрите иллюстрацию. Что видите на ней?
- Как связана иллюстрация и рассказ?
- Найдите строчки, которые можно соотнести с иллюстрацией.
- Выберите подходящий заголовок к этой части:
а) Бобка пришивает заплатку.
б) Штаны обретают новую жизнь.
в) Замечательная заплатка.
- Каким же перед нами предстаёт герой? Дайте уму характеристику. (Бобка – упорный, настойчивый, усердный, аккуратный.)
- Так как же он подошёл к делу? (Основательно, со знанием дела.)
Часть 3 (чтение текста до конца)
- Какое чувство испытал Бобка? (гордость)
- Вам понравился Бобка?
- А Бобке понравилось самому всё делать? Докажите.
- Выберите нужный заголовок, подходящий к этой части.
а) Бобка – герой двора.
б) Бобка на вершине славы.
в) Бобка восстанавливает честь солдата.
– Что составили? (План рассказа.) (на доске)
- А для чего нужно уметь составлять план? (Он может оказать помощь при пересказе)
- Глядя на план, можно сказать, что характер Бобки менялся? (Да. Из мальчика, который чуть не заплакал, разорвав штаны, он превратился в мальчика, который гордится своей работой.)
- Выберите настроение, которое подходит нашему герою.
- Составим синквейн на Бобку.
Синквейн – это стих, состоящий из пяти строк, который сочиняется по определённым правилам.
1 строка. Одно слово существительное или местоимение
2строка. Два прилагательных, характеризующих его.
3 строка. Три глагола, отражающие его действия
4 строка. Вывод несколько слов любые части речи, давайте назовём пословицы и поговорки, которые вы нашли.
- Объясните её смысл. Подходит ли пословица к нашему рассказу?
5 строка. Одно слово. Отношение к ситуации.
- Прочитайте, что получилось.
хвастается, старается, трудится
- Вы дали характеристику главному герою. – Дополните наши группы новыми чертами характера.
IX. Итог урока.
- Чему учит рассказ? (Будь терпелив и старателен, и всё получится. Когда стараешься и делаешь что-то своими руками, это всегда приносит радость.)
- Давайте дадим совет друзьям, как надо пришивать заплатку.
- Сегодня мы познакомились ещё с одним героем Н. Носова, но на этом знакомство с его героями не заканчивается.
- Посмотрите, какие ещё произведения вы можете прочитать. (Выставка книг).
Презентация по литературному чтению для 2 класса"Н.Носов "Заплатка" состоит из 9 слайдов. Содержит информацию об авторе:биография, книги для детей. Предусматривает работу по группам, восстановление плана рассказа, пересказ текста по плану.Сделает работу на уроке эффективнее, поможет учителю в подготовке к уроку.
Содержимое разработки
Прочитай отрывки из произведений. Кто автор этих строк?
- Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
- Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в кармане, и вывела его за дверь.
- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!
Работа по группам
-75%
2 Николай Николаевич Носов
6 (ЗАЛ – Л) + (ПЛАТОК – О) + А = ? ЗА + ПЛАТК + А = ? ЗАПЛАТКА
8 Словарная работа 1) штаны защитного цвета 2) досада 3)чернильный карандаш 4)переделывать наново
9 Физкультминутка Как живёшь? Вот так! А плывёшь? Вот так! Как бежишь? Вот так! Вдаль глядишь? Вот так! Ждёшь обед? Вот так! Машешь в след? Вот так! Утром спишь? Вот так! А шалишь? Вот так!
10 Хвастун, задавака, капризный, несамостоятельный, непослушный, несговорчивый, торопливый, нетерпеливый. Стыдливый, упрямый, старательный, целеустремлённый, рассудительный, основательный, настойчивый.
11 Торопливый дважды одно дело делает. Делано наспех – и сделано на смех.
12 Мне понравилось…… За что бы я похвалил себя сегодня…………………
13 Домашнее задание стр.86 – 89, выразительно читать, разбить текст части на 4
план рассказа (ориентироваться в развитии сюжета ра ссказа).
- учить сравнивать характеры героев разных произведений Н.Носова (Мишки и Коли из рас сказа
- продолжить работу по выделению элементов сюжета как работу, связанну ю с внимательным
отношением к развитию сюжета в тексте (деление текста на части), с отслеживанием смены
выраженного в нём настроения (подобрать точное название к каждой части);
- на примере главного героя воспитывать у де тей акк у ратность, настойчивость, трудолюбие.
Н.А.Чуракова Литерат у рное чтение. Учебник для 2 класса: в дву х частях. – Самара: Корпорация
И.В.Блинова Литературное чтение. Поуроч ные планы по у чебнику Н.А.Чураковой
Урок литературного ч тения разработан приме нительно к уч ебной программе развивающего
- Давайте начнём наш урок с улыбки. Повернитесь и п одарите друг другу улыбк у , которая
означает, что вы готовы сотр удничать. А помощь др у га вам сегодня поможет. Вместе, сообща, вы
- С произведениями какого писателя встретимся сегодня на уроке? (Н.Носова ) (Отк рываю
- К какому литерату рному жанр у относятся его произведения?
- Что вы зн аете об этом жанре? (Рассказ – это литературное произведение в проз е, в котором реч ь
- Чему учат вас рассказы Носова ? (Задумываться над своими поступками, своим характером.)
- Перечислите черты характера, которые вы хотели бы видеть в людях и у самих себя?
- А всегда ли в человеке присутствуют только такие качества?
- На какие две гру ппы можно разделить че рты характера, которы е прису тствуют в человеке?
Творческая работа (работа в парах) (у каждой пары на парте лежат карточки с чертами
- Подумайте и распределите по гру ппам данные черты характера.
- Проверим. (Коллизия - самоуверенный – подходит в обе группы)
- Как же быть с отрицательными чертами характера? (Стараться избавиться от них.)
- На уроках литературы, мы уже познакомились с некоторыми героями Н.Носова .
- Расследуйте, кому из героев могут принадлежать эти слова.
- Ваши предположения. (Первая реплика принадлежит Коле, так как он сомнева ется в успехе дела.
Вторая реплик а боль ше подх одит Мишке , т.к. он не у меет пришивать заплатку, но берётся з а эт у
получилось у героя произ ведения. На примере эт ого текста продолжим знакомство с
- О чём же будет рассказ, предположите. – Давайте прочитаем и узнаем.
- О чём у знали, просл ушав его? (О том, к ак Бобка порвал штаны, потом долго став ил заплатк у , и ,
Читайте также: