Знакомство с музыкальным произведением конспект
Обновлено: 06.07.2024
Главная Занятия по Музыке
Цель:
Образовательные:
- Продолжить работу над умением понимать, чувствовать настроение музыки. Передавать его в движениях;
- Подбирать соответствующий характеру музыки музыкальный инструмент;
- Продолжить формирование умения различать жанр танца в музыке.
Развивающие:
- Развивать творческую фантазию, воображение.
- Обогащать музыкальные впечатления детей.
- Развивать чувство ритма.
- Развивать умение соотносить настроение музыки с образом куклы.
- Развивать речь детей, слуховое внимание, музыкальную память детей.
Воспитательные:
Игра на детских музыкальных инструментах.
Рассматривание портрета композитора.
Ноутбук, выставка кукол, портрет Д. Д. Шостаковича, различные музыкальные инструменты, USB — накопитель с записью музыки композитора.
Ход занятия:
- Ребята, а что необычного сегодня вы увидели в зале?
(Дети обращают внимание на кукол).
Сегодня к нам в гости пришли куклы. Давайте подойдем поближе и рассмотрим их.
На фоне музыки музыкальный руководитель рассказывает:
- Чтобы порадовать детей, взрослые всегда делали игрушки, в том числе и кукол. Их делали из тряпочек, глины, дерева, соломы, бумаги. А когда мне было столько же лет, сколько и вам сейчас, я со своими подружками делала кукол из корешков травы (подорожника). Мы очень любили этих кукол и играли с ними целыми днями. О куклах написано много и стихов, и сказок, и песен, и музыки. Вот и этот замечательный композитор (показывает на портрет) посвятил целый музыкальный альбом куклам.
Назовите, пожалуйста, имя этого композитора.
А как называется этот музыкальный альбом?
(показывает, дети отвечают)
Сегодня мы будем слушать произведения из этого альбома, а куклы помогут нам лучше понять настроение, характер музыки Д. Д. Шостаковича.
Давайте сейчас сядем на стульчики и послушаем одно из произведений композитора.
(дети садятся на места).
Когда будете слушать пьесу, попробуйте определить, какой характер у музыки, какое настроение? Как называется это произведение?
Музыкальный руководитель:
- Ребята, а какая из этих кукол могла бы станцевать этот вальс?
(ребенок выбирает куклу и объясняет, почему он выбрал именно эту куклу)
(дети танцуют вальс, затем садятся).
Музыкальный руководитель:
Музыкальный руководитель:
- Молодцы! А какую куклу вы выберете для этого танца?
(дети выбирают Петрушку и объясняют свой выбор)
Конечно, музыка напоминает ярмарочное гулянье. На ярмарках народ веселился, играл, и без Петрушки ни одно гулянье не обходилось.
Давайте и мы повеселимся — поиграем, как будто бы на ярмарке очутились.
(дети импровизируют под музыку)
Музыкальный руководитель:
- А теперь мы подойдем к нашим куклам и придумаем им имена
только вы не просто имя называйте, а прохлопывайте его.
Музыкальный руководитель:
-Ребята, в детстве у меня была любимая игрушка.
Я очень любила играть с нею, слушать ее. Может быть, благодаря этой игрушке, я и стала музыкантом. А вот что это за игрушка, вам подскажет музыка. Давайте сядем и послушаем.
Музыкальный руководитель:
- Как называется эта пьеса? А что такое шарманка? Как звучит музыка
у Д. Д. Шостаковича в этой пьесе? А какой танец играет шарманщик? (польку).
Как вы определили, что это полька?
(дети отвечают на вопросы)
- Ребята, вы, наверно, обратили уже внимание на музыкальные инструменты, которые лежат на столе. Вспомните, как они называются?
Подумайте, звучание каких инструментов может украсить это произведение?
А кто руководит оркестром? (дирижер)
Сегодня нашим дирижером будет… (ребенок)
(Дети играют на музыкальных инструментах и садятся на стульчики).
Музыкальный руководитель:
- О музыке какого композитора мы сегодня говорили? (ответ)
А какие произведения слушали? (ответ)
А как называется музыкальный альбом, в который вошли все эти произведения? (ответ)
Продолжать знакомить детей с классической музыкой.
Развивать умение различать разнохарактерные произведения П. И. Чайковского по характеру их звучания.
Будить воображение детей, заданное изобразительным искусством и художественным словом.
Способствовать формированию навыка выразительной передачи танцевально-игровых образов, добиваться плавности при выполнении танцевальных движений. Развивать чувство ритма, мелкую моторику детей.
Приучать петь выразительно, согласованно, естественным голосом, используя мимику; чисто интонировать мелодию.
Продолжать знакомить с музыкальной грамотой, понятиями скрипичный ключ, нотный стан, ноты.
В музыкально-дидактической игре : закрепить знания детей о музыкальных жанрах; развивать тембровый слух, узнавая и называя музыкальный инструмент; узнавать на портретах знакомых композиторов.
Формировать доброе отношение друг к другу.
Воспитывать нормы культуры поведения.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята, я рада, что белая, снежная дорожка привела вас ко мне в музыкальный зал. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! С ними обязательно надо поздороваться. Но, т. к. мы с вами находимся в музыкальном зале, значит, здороваться мы будем песней.
Дети: Гости, гости, мы вас ждем!
Гости: Намочило нас дождем.
Дети: Ожидали мы гостей.
Гости: Мы промокли до костей.
Дети: Где ваш зонтик?
Дети: Где калоши?
Дети: Где перчатки?
Гости: Скушал пес!
Дети: Это, гости, не беда! Проходите в ворота, поднимайтесь на порог к нам на яблочный пирог!
(Звучит тревожная музыка)
Воспитатель: Слышите, звучит тревожная музыка, что-то случилось. Колдунья заколдовала домик, в котором живут нотки. Надо открыть его ключом. У меня 3 ключа, надо выбрать тот ключ, который открывает домик для нот. Какой ключ может открыть домик?
Муз. рук. : А почему?
Дети: Потому что это скрипичный ключ.
Муз. рук. : Молодцы, ребята, вы помогли нотам и открыли их дом, иначе мы никогда не смогли бы слушать музыку, а за это они дарят вам чудесное музыкальное произведение. Давайте мы развернемся к экрану, присядем на коврик и полюбуемся красивыми зимними пейзажами и послушаем музыку.
Ответы детей. (Красивая, сверкают снежинки)
Муз. рук. : А какая музыка по характеру?
Дети: Нежная, светлая.
Муз. рук. : Зимой природа так красива! Все вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые, белые, снежные одежды.
Закружила вальсом вьюга,
Все дорожки замела.
С белоснежным снегом-другом
И деревья тихо шепчут
Словно все околдовала
На три месяца она.
Муз. рук. : Посмотрите, а у нас тоже есть снежинки, давайте с ними потанцуем, чтобы у нас тоже получился настоящий снегопад.
(Танец со снежинками)
Муз. рук. : Чудесный снегопад получился. А сейчас давайте пройдем на стульчики.
(Дети под музыку проходят на стулья)
Муз. рук. : Ребята, скажите, как называется человек, который сочиняет музыку?
Муз. рук. : Портрет какого композитора вы сейчас видите?
Но для начала я вам открою секрет. Вы знаете, что поздно вечером, когда вы ложитесь спать и засыпаете, ваши игрушки оживают: куклы собираются на бал и устраивают красивые танцы, плюшевые мишки и зайцы им тихонечко подпевают, а игрушечные солдатики слушают приказ своего командира. Вот сейчас мы послушаем музыку, а вы тихонечко посидите и подумайте, о каких игрушках хочет нам рассказать эта музыка.
Муз. рук. : Как вы думаете, о каких игрушках рассказывает музыка?
Муз. рук. : А почему вы так думаете, как вы догадались?
Муз. рук. : А настоящие солдаты могли бы маршировать под такую музыку?
Муз. рук. : Скажите, как вам было удобно маршировать – пальчиками или ногами?
Муз. рук. : Я тоже думаю, пальчиками. Потому что они такие же маленькие, как солдатики, а ваши ножки побольше, чем у деревянных солдатиков. Ну и как вы теперь думаете, настоящие солдаты смогут шагать под эту музыку?
Муз. рук. : Скажите, а какой музыкальный инструмент исполнял этот марш?
Муз. рук. : А у меня есть для вас сюрприз.
Муз. рук. : Подумайте хорошо. А если много инструментов звучит, как это называется?
Муз. рук. : Правильно, оркестр. А ответьте мне, пожалуйста, еще на один вопрос. Вот сочинил композитор музыку, что он должен сделать, чтобы музыканты знали, как ее надо исполнять.
Муз. рук. : Да, он должен ее записать. А как называются знаки, которыми записывается музыка?
Муз. рук. : Правильно, музыка записывается нотами. Мы с вами сегодня уже говорили, что ноты живут в своем домике. Посмотрите, какой красивый дом (Слайд1). Но у этого дома есть название. Как называется домик для нот? (Слайд 2)
Дети: Нотный стан.
Муз. рук. : А сколько там этажей?
Ребенок: 5 линеек в нотной строчке
Мы назвали НОТНЫЙ СТАН,
И на нем все ноты-точки разместились по местам.
Муз. рук. : Действительно, 5 этажей, 5 линеек в нотном стане и все ноты-точки размещаются по местам. А скажите мне, сколько всего нот?
Муз. рук. : Правильно,7, а вы знаете все их имена?
Муз. рук. : А вот, чтобы вспомнить их, мы споем песенку про ноты, но вы должны вспомнить, как мы сидим, когда поем.
Дети: Если хочешь сидя петь,
Не сутулься, как медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри сильней.
(Песенка о нотах)
Муз. рук. : (Слайд 3) Посмотрите, ноты в своем домике располагаются не просто так, они выбрали там себе удобное место. Посмотрите, некоторые ноты сидят на линейках, а некоторые в окошечко глядят, между линейками.
(Слайд 4) Ноты До, Ми, Соль, Си – на линеечках сидят
(Слайд 5) Ноты Ре, Фа, Ля – в окошечко глядят.
Какие нотки сидят на линеечках?
А в окошечко глядят?
Да, не просто так нотки располагаются на своих местах, никогда не ссорятся, а точно знают, где они живут.
Из нот сочиняют очень много музыки, которую можно слушать, под которую можно танцевать и под которую можно петь. А вы знаете, что совсем недавно началась зима. Так давайте встретим ее веселой песней.
Муз. рук. : А сейчас я хочу с вами поиграть и узнать, что вы знаете о музыке и какими внимательными вы сегодня были. Подойдите, пожалуйста, поближе к экрану.
Муз. рук. : Молодцы, вы справились со всеми моими заданиями. Давайте попрощаемся с нашими гостями. Но прощаться мы будем песней.
(Дети встают на места)
Дети: Гости, мы вам были рады,
Но прощаться нам пора.
До свиданья, до свиданья,
Уезжаем со двора!
Первое знакомство с музыкой. Советы родителям В КАКОМ ВОЗРАСТЕ МОЖНО НАЧИНАТЬ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РЕБЕНКА? С момента рождения ребенок попадает в мир, полный звуков и из обширного.
Влияние классической музыки на детей Любовью к классической музыке могут похвастаться далеко не все взрослые. Большинству она кажется слишком скучной и сложной для ежедневного.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект музыкального занятия
для детей старшей группы
Автор: Шадрина Елена Дмитриевна, музыкальный руководитель.
Задачи: - развивать общую культуру детей дошкольного возраста, накопление опыта взаимодействия с музыкальным произведением;
- формировать у детей знания о музыке;
-совершенствовать певческие навыки детей старшего дошкольного возраста;
-воспитывать духовно – нравственные качества детей.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
-художественно – эстетическое развитие;
-социально – коммуникативное развитие;
Методы и приёмы: 1.Наглядно – слуховой – применение ИКТ, восприятие музыки;
2 .Наглядно – зрительный – зрительная наглядность применяется для пробуждения детской фантазии;
3.Метод наблюдения за музыкой – метод не навязывать музыку, а убеждать ею;
4.Метод сопереживания;
5.Метод музыкального обобщения, забегания вперёд, возвращения к пройденному, размышления о музыке;
6.Практический метод – обучение пению, через показ приёмов дикции, правильного дыхания, звукообразования;
- освоение музыкально – ритмических движений через их выразительный показ;
- музыкальные и дидактические игры.
Оборудование: - фортепиано;
- ноутбук, экран, проектор;
-стульчики по количеству детей;
-5 снежинок больших, 5 снежинок маленьких;
-одна магнитная доска
Ход музыкального занятия
1.Организационный момент
Педагог: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Педагог: Вы будете стараться
Петь и заниматься.
Дети: Добрый день,
Заниматься нам не лень!
2.Музыкально – ритмические движения
Педагог: А теперь пришла пора
Двигаться вам всем друзья!
Дети стоят парами, лицом друг к другу в свободном расположении, руки держат за спиной
1 такт – показывают ладони друг другу (руки держат ладонями вверх перед собой);
2 такт – прячут руки за спину;
3- 8 такты – повторение движений 1-2 тактов;
9-15 такт – дети берутся за руки и кружатся в беге. К концу 15 такта поворачиваются вперёд лицом к зрителям;
Музыка А – движения с 1 по 8 такты повторяются лицом к зрителям;
1 такт – показывают ладошки друг другу (руки держат ладонями вверх перед собой);
2 такт – прячут руки за спину;
3-8 такты – повторение движений 1-2 тактов;
9-16 такты – бегут парами друг за другом. К концу 16 такта останавливаются лицом к центру круга;
17-24 такты – повторение движений 1-2 тактов лицом к центру круга;
9-16 такты – бег по одному врассыпную, к концу 16 такта останавливаются лицом к зрителям;
Музыка А – движения повторяются лицом к зрителям. На последний такт – три притопа обе руки поднять вверх.
3. Слушание музыки
Педагог: Присаживайтесь ребята.
Обратите внимание на экран, это портрет композитора, зовут его Евгений Дога. Это молдавский и советский композитор. Родился он 1 марта в 1937 году. Он писал балеты, оперы, музыку для кино, песни, романсы. Так же писал инструментальную музыку и музыку для детей.
Сейчас, я предлагаю вам посмотреть и прослушать музыкальное произведение. Затем мы с вами поговорим о нём.
Педагог: Как вы думаете, как называется это музыкальное произведение?
Педагог: Верно, ребята. Какой же характер звучал?
Дети: Характер звучал ласковый, нежный, плавный, мечтательный, задумчивый.
Педагог: Какой оркестр исполняет это произведение?
Дети: Симфонический оркестр. В состав, которого входят струнные инструменты.
Педагог: Назовите эти инструменты.
Дети: Скрипка, альт, виолончель, контрабас.
4.Певческая деятельность
Педагог: Вот и настала пора разогреть голосовые связки.
Сядьте прямо, спинка должна быть ровная, не зажатая. Голову при пении не поднимайте вверх.
Предлагаю исполнить попевки о Зиме. Только пойте на улыбке, ведь Зима – прекрасное время года.
-Наша зимушка зима,
Нам забавы принесла.
Встретим скоро Новый год,
Встанем дружно в хоровод.
-И уже вот на стекле,
Словно буквы на листе.
Пение попевок вверх и вниз в разных тональностях
Педагог: Начинаем с вами петь,
Попрошу вас не галдеть!
Песню нужно спеть на улыбке, чистым не крикливым голосом. При этом старайтесь, чтобы рот открывался в высоту, а не в ширину. Когда рот открывается в высоту, во рту образуется купол и звук приобретает серебристое звучание.
Работа над чистотой мелодии, динамическими оттенками, артикуляцией и художественным образом
5.Танцевальное творчество
Педагог: Будем вместе танцевать
Раз, два, три, четыре, пять!
И.п – дети стоят по кругу
1 -4 такты - водящий подбегает к одному из детей, жестом приглашает на танец;
5-8 такты – водящий вместе с выбранным партнёром отбегают в центр круга;
9-12 такты – водящий вместе с партнёром пляшут, остальные дети хлопают в ладоши;
Повторение музыки: оба ребёнка подбегают к другим детям и приглашают их на танец;
Окончание танца
1-8 такты - все дети одновременно двигаются подскоками врассыпную, в конце 8 такта останавливаются лицом к зрителям;
9-16 такты – все пляшут по одному, импровизируя движения.
6.Музыкальные и дидактические игры
Педагог: Перед вами на доске расположены большие и маленькие снежинки.
Я буду проигрывать на фортепиано ритмический рисунок. А ваша задача: выложить на доске ритмический рисунок снежинками.
Педагог: С каким композитором вы сегодня познакомились на занятии?
Дети: Композитор Евгений Дога.
Педагог: Какую музыку он писал?
Дети: Балет, оперу, инструментальную музыку, писал музыку для кино, песни, романсы, песни для детей.
Педагог: Какую музыку, вы прослушали на занятии?
Дети: Зимний вальс.
Педагог: Вы сегодня были все активны, все старались, занимались.
Вот и подошло к завершению наше занятие, давайте дружно исполним заключительную попевку.
Если рядом появляется голос соперника, хозяин участка бросается и прогоняет его со своей территории.
А вот птицам другого вида селиться разрешается, потому что у таких соседей корм и материал для гнезда другие. С ними спорить не о чем.
Вот представьте, подыскал место для гнезда будущий папа и начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов. Услышит будущая птичья мама одну песенку, вторую, третью и выберет самую красивую и прилетит.
Давайте сейчас послушаем, как же поёт весной жаворонок. Петр Ильич Чайковский в этом произведении рассказал только об одной птичке, как он её услышал.
Над полем жаворонок вьется,
Во ржи синеют васильки,
И солнце весело смеется
В прозрачном зеркале реки.
Всех заглушил. На весь лесок
Звенит задорный голосок.
(Бережная С.)
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.
Читайте также: