Знакомство с музыкальным произведением конспект

Обновлено: 06.07.2024

Главная Занятия по Музыке

Цель:

Образовательные:

  • Продолжить работу над умением понимать, чувствовать настроение музыки. Передавать его в движениях;
  • Подбирать соответствующий характеру музыки музыкальный инструмент;
  • Продолжить формирование умения различать жанр танца в музыке.

Развивающие:

  • Развивать творческую фантазию, воображение.
  • Обогащать музыкальные впечатления детей.
  • Развивать чувство ритма.
  • Развивать умение соотносить настроение музыки с образом куклы.
  • Развивать речь детей, слуховое внимание, музыкальную память детей.

Воспитательные:

Игра на детских музыкальных инструментах.

Рассматривание портрета композитора.

Ноутбук, выставка кукол, портрет Д. Д. Шостаковича, различные музыкальные инструменты, USB — накопитель с записью музыки композитора.

Ход занятия:

- Ребята, а что необычного сегодня вы увидели в зале?

(Дети обращают внимание на кукол).

Сегодня к нам в гости пришли куклы. Давайте подойдем поближе и рассмотрим их.

На фоне музыки музыкальный руководитель рассказывает:

- Чтобы порадовать детей, взрослые всегда делали игрушки, в том числе и кукол. Их делали из тряпочек, глины, дерева, соломы, бумаги. А когда мне было столько же лет, сколько и вам сейчас, я со своими подружками делала кукол из корешков травы (подорожника). Мы очень любили этих кукол и играли с ними целыми днями. О куклах написано много и стихов, и сказок, и песен, и музыки. Вот и этот замечательный композитор (показывает на портрет) посвятил целый музыкальный альбом куклам.

Назовите, пожалуйста, имя этого композитора.

А как называется этот музыкальный альбом?

(показывает, дети отвечают)

Сегодня мы будем слушать произведения из этого альбома, а куклы помогут нам лучше понять настроение, характер музыки Д. Д. Шостаковича.

Давайте сейчас сядем на стульчики и послушаем одно из произведений композитора.

(дети садятся на места).

Когда будете слушать пьесу, попробуйте определить, какой характер у музыки, какое настроение? Как называется это произведение?

Музыкальный руководитель:

- Ребята, а какая из этих кукол могла бы станцевать этот вальс?

(ребенок выбирает куклу и объясняет, почему он выбрал именно эту куклу)

(дети танцуют вальс, затем садятся).

Музыкальный руководитель:

Музыкальный руководитель:

- Молодцы! А какую куклу вы выберете для этого танца?

(дети выбирают Петрушку и объясняют свой выбор)

Конечно, музыка напоминает ярмарочное гулянье. На ярмарках народ веселился, играл, и без Петрушки ни одно гулянье не обходилось.

Давайте и мы повеселимся — поиграем, как будто бы на ярмарке очутились.

(дети импровизируют под музыку)

Музыкальный руководитель:

  • А теперь мы подойдем к нашим куклам и придумаем им имена

только вы не просто имя называйте, а прохлопывайте его.

Музыкальный руководитель:

-Ребята, в детстве у меня была любимая игрушка.

Я очень любила играть с нею, слушать ее. Может быть, благодаря этой игрушке, я и стала музыкантом. А вот что это за игрушка, вам подскажет музыка. Давайте сядем и послушаем.

Музыкальный руководитель:

- Как называется эта пьеса? А что такое шарманка? Как звучит музыка

у Д. Д. Шостаковича в этой пьесе? А какой танец играет шарманщик? (польку).

Как вы определили, что это полька?

(дети отвечают на вопросы)

- Ребята, вы, наверно, обратили уже внимание на музыкальные инструменты, которые лежат на столе. Вспомните, как они называются?

Подумайте, звучание каких инструментов может украсить это произведение?

А кто руководит оркестром? (дирижер)

Сегодня нашим дирижером будет… (ребенок)

(Дети играют на музыкальных инструментах и садятся на стульчики).

Музыкальный руководитель:

- О музыке какого композитора мы сегодня говорили? (ответ)

А какие произведения слушали? (ответ)

А как называется музыкальный альбом, в который вошли все эти произведения? (ответ)

Продолжать знакомить детей с классической музыкой.

Развивать умение различать разнохарактерные произведения П. И. Чайковского по характеру их звучания.

Будить воображение детей, заданное изобразительным искусством и художественным словом.

Способствовать формированию навыка выразительной передачи танцевально-игровых образов, добиваться плавности при выполнении танцевальных движений. Развивать чувство ритма, мелкую моторику детей.

Приучать петь выразительно, согласованно, естественным голосом, используя мимику; чисто интонировать мелодию.

Продолжать знакомить с музыкальной грамотой, понятиями скрипичный ключ, нотный стан, ноты.

В музыкально-дидактической игре : закрепить знания детей о музыкальных жанрах; развивать тембровый слух, узнавая и называя музыкальный инструмент; узнавать на портретах знакомых композиторов.

Формировать доброе отношение друг к другу.

Воспитывать нормы культуры поведения.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята, я рада, что белая, снежная дорожка привела вас ко мне в музыкальный зал. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! С ними обязательно надо поздороваться. Но, т. к. мы с вами находимся в музыкальном зале, значит, здороваться мы будем песней.

Дети: Гости, гости, мы вас ждем!

Гости: Намочило нас дождем.

Дети: Ожидали мы гостей.

Гости: Мы промокли до костей.

Дети: Где ваш зонтик?

Дети: Где калоши?

Дети: Где перчатки?

Гости: Скушал пес!

Дети: Это, гости, не беда! Проходите в ворота, поднимайтесь на порог к нам на яблочный пирог!

(Звучит тревожная музыка)

Воспитатель: Слышите, звучит тревожная музыка, что-то случилось. Колдунья заколдовала домик, в котором живут нотки. Надо открыть его ключом. У меня 3 ключа, надо выбрать тот ключ, который открывает домик для нот. Какой ключ может открыть домик?

Муз. рук. : А почему?

Дети: Потому что это скрипичный ключ.

Муз. рук. : Молодцы, ребята, вы помогли нотам и открыли их дом, иначе мы никогда не смогли бы слушать музыку, а за это они дарят вам чудесное музыкальное произведение. Давайте мы развернемся к экрану, присядем на коврик и полюбуемся красивыми зимними пейзажами и послушаем музыку.

Ответы детей. (Красивая, сверкают снежинки)

Муз. рук. : А какая музыка по характеру?

Дети: Нежная, светлая.

Муз. рук. : Зимой природа так красива! Все вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые, белые, снежные одежды.

Закружила вальсом вьюга,

Все дорожки замела.

С белоснежным снегом-другом

И деревья тихо шепчут

Словно все околдовала

На три месяца она.

Муз. рук. : Посмотрите, а у нас тоже есть снежинки, давайте с ними потанцуем, чтобы у нас тоже получился настоящий снегопад.

(Танец со снежинками)

Муз. рук. : Чудесный снегопад получился. А сейчас давайте пройдем на стульчики.

(Дети под музыку проходят на стулья)

Муз. рук. : Ребята, скажите, как называется человек, который сочиняет музыку?

Муз. рук. : Портрет какого композитора вы сейчас видите?

Но для начала я вам открою секрет. Вы знаете, что поздно вечером, когда вы ложитесь спать и засыпаете, ваши игрушки оживают: куклы собираются на бал и устраивают красивые танцы, плюшевые мишки и зайцы им тихонечко подпевают, а игрушечные солдатики слушают приказ своего командира. Вот сейчас мы послушаем музыку, а вы тихонечко посидите и подумайте, о каких игрушках хочет нам рассказать эта музыка.

Муз. рук. : Как вы думаете, о каких игрушках рассказывает музыка?

Муз. рук. : А почему вы так думаете, как вы догадались?

Муз. рук. : А настоящие солдаты могли бы маршировать под такую музыку?

Муз. рук. : Скажите, как вам было удобно маршировать – пальчиками или ногами?

Муз. рук. : Я тоже думаю, пальчиками. Потому что они такие же маленькие, как солдатики, а ваши ножки побольше, чем у деревянных солдатиков. Ну и как вы теперь думаете, настоящие солдаты смогут шагать под эту музыку?

Муз. рук. : Скажите, а какой музыкальный инструмент исполнял этот марш?

Муз. рук. : А у меня есть для вас сюрприз.

Муз. рук. : Подумайте хорошо. А если много инструментов звучит, как это называется?

Муз. рук. : Правильно, оркестр. А ответьте мне, пожалуйста, еще на один вопрос. Вот сочинил композитор музыку, что он должен сделать, чтобы музыканты знали, как ее надо исполнять.

Муз. рук. : Да, он должен ее записать. А как называются знаки, которыми записывается музыка?

Муз. рук. : Правильно, музыка записывается нотами. Мы с вами сегодня уже говорили, что ноты живут в своем домике. Посмотрите, какой красивый дом (Слайд1). Но у этого дома есть название. Как называется домик для нот? (Слайд 2)

Дети: Нотный стан.

Муз. рук. : А сколько там этажей?

Ребенок: 5 линеек в нотной строчке

Мы назвали НОТНЫЙ СТАН,

И на нем все ноты-точки разместились по местам.

Муз. рук. : Действительно, 5 этажей, 5 линеек в нотном стане и все ноты-точки размещаются по местам. А скажите мне, сколько всего нот?

Муз. рук. : Правильно,7, а вы знаете все их имена?

Муз. рук. : А вот, чтобы вспомнить их, мы споем песенку про ноты, но вы должны вспомнить, как мы сидим, когда поем.

Дети: Если хочешь сидя петь,

Не сутулься, как медведь.

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри сильней.

(Песенка о нотах)

Муз. рук. : (Слайд 3) Посмотрите, ноты в своем домике располагаются не просто так, они выбрали там себе удобное место. Посмотрите, некоторые ноты сидят на линейках, а некоторые в окошечко глядят, между линейками.

(Слайд 4) Ноты До, Ми, Соль, Си – на линеечках сидят

(Слайд 5) Ноты Ре, Фа, Ля – в окошечко глядят.

Какие нотки сидят на линеечках?

А в окошечко глядят?

Да, не просто так нотки располагаются на своих местах, никогда не ссорятся, а точно знают, где они живут.

Из нот сочиняют очень много музыки, которую можно слушать, под которую можно танцевать и под которую можно петь. А вы знаете, что совсем недавно началась зима. Так давайте встретим ее веселой песней.

Муз. рук. : А сейчас я хочу с вами поиграть и узнать, что вы знаете о музыке и какими внимательными вы сегодня были. Подойдите, пожалуйста, поближе к экрану.

Муз. рук. : Молодцы, вы справились со всеми моими заданиями. Давайте попрощаемся с нашими гостями. Но прощаться мы будем песней.

(Дети встают на места)

Дети: Гости, мы вам были рады,

Но прощаться нам пора.

До свиданья, до свиданья,

Уезжаем со двора!

Первое знакомство с музыкой. Советы родителям В КАКОМ ВОЗРАСТЕ МОЖНО НАЧИНАТЬ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РЕБЕНКА? С момента рождения ребенок попадает в мир, полный звуков и из обширного.

Влияние классической музыки на детей Любовью к классической музыке могут похвастаться далеко не все взрослые. Большинству она кажется слишком скучной и сложной для ежедневного.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект музыкального занятия

для детей старшей группы

Автор: Шадрина Елена Дмитриевна, музыкальный руководитель.

Задачи: - развивать общую культуру детей дошкольного возраста, накопление опыта взаимодействия с музыкальным произведением;

- формировать у детей знания о музыке;

-совершенствовать певческие навыки детей старшего дошкольного возраста;

-воспитывать духовно – нравственные качества детей.

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие;

-художественно – эстетическое развитие;

-социально – коммуникативное развитие;

Методы и приёмы: 1.Наглядно – слуховой – применение ИКТ, восприятие музыки;

2 .Наглядно – зрительный – зрительная наглядность применяется для пробуждения детской фантазии;

3.Метод наблюдения за музыкой – метод не навязывать музыку, а убеждать ею;

4.Метод сопереживания;

5.Метод музыкального обобщения, забегания вперёд, возвращения к пройденному, размышления о музыке;

6.Практический метод – обучение пению, через показ приёмов дикции, правильного дыхания, звукообразования;

- освоение музыкально – ритмических движений через их выразительный показ;

- музыкальные и дидактические игры.

Оборудование: - фортепиано;

- ноутбук, экран, проектор;

-стульчики по количеству детей;

-5 снежинок больших, 5 снежинок маленьких;

-одна магнитная доска

Ход музыкального занятия

1.Организационный момент

Педагог: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Педагог: Вы будете стараться

Петь и заниматься.

Дети: Добрый день,

Заниматься нам не лень!

2.Музыкально – ритмические движения

Педагог: А теперь пришла пора

Двигаться вам всем друзья!

Дети стоят парами, лицом друг к другу в свободном расположении, руки держат за спиной

1 такт – показывают ладони друг другу (руки держат ладонями вверх перед собой);

2 такт – прячут руки за спину;

3- 8 такты – повторение движений 1-2 тактов;

9-15 такт – дети берутся за руки и кружатся в беге. К концу 15 такта поворачиваются вперёд лицом к зрителям;

Музыка А – движения с 1 по 8 такты повторяются лицом к зрителям;

1 такт – показывают ладошки друг другу (руки держат ладонями вверх перед собой);

2 такт – прячут руки за спину;

3-8 такты – повторение движений 1-2 тактов;

9-16 такты – бегут парами друг за другом. К концу 16 такта останавливаются лицом к центру круга;

17-24 такты – повторение движений 1-2 тактов лицом к центру круга;

9-16 такты – бег по одному врассыпную, к концу 16 такта останавливаются лицом к зрителям;

Музыка А – движения повторяются лицом к зрителям. На последний такт – три притопа обе руки поднять вверх.

3. Слушание музыки

Педагог: Присаживайтесь ребята.

Обратите внимание на экран, это портрет композитора, зовут его Евгений Дога. Это молдавский и советский композитор. Родился он 1 марта в 1937 году. Он писал балеты, оперы, музыку для кино, песни, романсы. Так же писал инструментальную музыку и музыку для детей.

Сейчас, я предлагаю вам посмотреть и прослушать музыкальное произведение. Затем мы с вами поговорим о нём.

Педагог: Как вы думаете, как называется это музыкальное произведение?

Педагог: Верно, ребята. Какой же характер звучал?

Дети: Характер звучал ласковый, нежный, плавный, мечтательный, задумчивый.

Педагог: Какой оркестр исполняет это произведение?

Дети: Симфонический оркестр. В состав, которого входят струнные инструменты.

Педагог: Назовите эти инструменты.

Дети: Скрипка, альт, виолончель, контрабас.

4.Певческая деятельность

Педагог: Вот и настала пора разогреть голосовые связки.

Сядьте прямо, спинка должна быть ровная, не зажатая. Голову при пении не поднимайте вверх.

Предлагаю исполнить попевки о Зиме. Только пойте на улыбке, ведь Зима – прекрасное время года.

-Наша зимушка зима,

Нам забавы принесла.

Встретим скоро Новый год,

Встанем дружно в хоровод.

-И уже вот на стекле,

Словно буквы на листе.

Пение попевок вверх и вниз в разных тональностях

Педагог: Начинаем с вами петь,

Попрошу вас не галдеть!

Песню нужно спеть на улыбке, чистым не крикливым голосом. При этом старайтесь, чтобы рот открывался в высоту, а не в ширину. Когда рот открывается в высоту, во рту образуется купол и звук приобретает серебристое звучание.

Работа над чистотой мелодии, динамическими оттенками, артикуляцией и художественным образом

5.Танцевальное творчество

Педагог: Будем вместе танцевать

Раз, два, три, четыре, пять!

И.п – дети стоят по кругу

1 -4 такты - водящий подбегает к одному из детей, жестом приглашает на танец;

5-8 такты – водящий вместе с выбранным партнёром отбегают в центр круга;

9-12 такты – водящий вместе с партнёром пляшут, остальные дети хлопают в ладоши;

Повторение музыки: оба ребёнка подбегают к другим детям и приглашают их на танец;

Окончание танца

1-8 такты - все дети одновременно двигаются подскоками врассыпную, в конце 8 такта останавливаются лицом к зрителям;

9-16 такты – все пляшут по одному, импровизируя движения.

6.Музыкальные и дидактические игры

Педагог: Перед вами на доске расположены большие и маленькие снежинки.

Я буду проигрывать на фортепиано ритмический рисунок. А ваша задача: выложить на доске ритмический рисунок снежинками.

Педагог: С каким композитором вы сегодня познакомились на занятии?

Дети: Композитор Евгений Дога.

Педагог: Какую музыку он писал?

Дети: Балет, оперу, инструментальную музыку, писал музыку для кино, песни, романсы, песни для детей.

Педагог: Какую музыку, вы прослушали на занятии?

Дети: Зимний вальс.

Педагог: Вы сегодня были все активны, все старались, занимались.

Вот и подошло к завершению наше занятие, давайте дружно исполним заключительную попевку.



Если рядом появляется голос соперника, хозяин участка бросается и прогоняет его со своей территории.
А вот птицам другого вида селиться разрешается, потому что у таких соседей корм и материал для гнезда другие. С ними спорить не о чем.
Вот представьте, подыскал место для гнезда будущий папа и начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов. Услышит будущая птичья мама одну песенку, вторую, третью и выберет самую красивую и прилетит.
Давайте сейчас послушаем, как же поёт весной жаворонок. Петр Ильич Чайковский в этом произведении рассказал только об одной птичке, как он её услышал.
Над полем жаворонок вьется,
Во ржи синеют васильки,
И солнце весело смеется
В прозрачном зеркале реки.
Всех заглушил. На весь лесок
Звенит задорный голосок.
(Бережная С.)


О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.

Читайте также: