Конспект занятия такие разные снежинки

Обновлено: 07.07.2024

Конспект НОД в старшей группе на тему:

Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, музыкальная.

Цель – продолжить знакомить детей со свойствами снега и льда.

Развивать психические процессы и познавательный интерес к окружающему миру, неживой природе. Вводить в словарь детей прилагательные, обозначающие свойства предметов. Воспитывать у детей чуткое отношение к окружающему.

Ход образовательной деятельности:

Звучит спокойная музыка. Воспитатель читает загадку:

В гости прилетела

На ладошку села –

От тепла растаяла.

(Снежинка) А. Алферова

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем речь в этой загадке? Почему звездочка хрустальная?

Воспитатель: Дети, а скажите, какое у нас сейчас наступило время года?

Дети. Наступила зима.

Воспитатель: А кто скажет, что бывает зимой, в какие забавы играют дети? Мы тоже с вами отправимся на прогулку!

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.

(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли.

(Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а что зимой падает с неба?

Дети. Снег, снежинки.

Воспитатель: А из чего состоит снег?

Дети. Из множества снежинок.

Воспитатель: Вот сейчас мы с вами и узнаем, откуда берутся снежинки.

На твою варежку легла снежинка – маленькая ледяная звездочка. И тебе стало интересно: откуда она прилетела? Может быть, из царства самой Снежной Королевы? Но пока ты рассматривал это ледяное чудо, согретая твоим дыханием снежинка растаяла и оставила после себя лишь капельку воды.

Но не нужно грустить из-за растаявшей снежинки. Лучше подумаем вместе: как они рождаются?

Когда-то люди считали, что снег или дождь – это водяные капельки. В теплое время года проливаются из туч дождиком, а зимой – вылетают снежинками. Но ученые доказали, что снежинки образовываются не из водяных капелек, а получаются из пара.

Этот пар содержится в воздухе постоянно. Он поднимается высоко в небо, туда, где очень холодно. Там водяной пар превращается в крошечные льдинки. Льдинки двигаются, сталкиваются и цепляются друг за друга. Так они растут, становятся все больше и больше. И начинают падать на землю красивыми снежными звездочками. Именно такая звездочка и легла тебе на ладошку.

Ты уже знаешь, как быстро тает снежинка. Ты едва успел рассмотреть ее узор. Но ученые с помощью особых приборов смогли не только рассмотреть, но и назвать разные формы снежинок. Бывают снежинки-звезды, снежинки-пластинки, иглы и пушинки. Есть даже снежинки-ежики, столбики и снежинки-запонки. (Я тебе подскажу, если ты не знаешь: запонки – это вид застежек)

В разные дни снег падает по-разному. Какие снежинки будут падать на землю именно сегодня, зависит от погоды. Ты, наверное, замечал, как медленно кружится снег, если день безветренный и морозный. Снежинки получаются крупными с заметным блеском. Если вдруг поднимается ветер, снежинки меняются. Сильный ветер заставляет их быстро кружиться, снежинки ударяются друг о друга, ломаются и превращаются в снежную пыль. А еще бывает снег, похожий на крупу или на кусочки ваты. Такое происходит, если мороз слабый или его совсем нет.

Снежинки, действительно, очень красивые. Настоящее чудо природы. Но они нужны не только для красоты. Снег – это мягкое одеяло, которым зимой укрывается земля. И под ним, легким и пуховым, надежно укрыты от холодов все травинки и корни деревьев. Укрыты до самой весны. Вот мы с вами сходим в лес и проверим, как снег укутал все растения, а пойдем не пешком, на лыжах поедем?

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

(Дети изображают ходьбу на лыжах.)

А потом – на коньках,

(Изображают бег на коньках.)

А потом снежки лепили,

(Стоят, сжимают воображаемый снежок.)

А потом снежки катили,

(Катят воображаемый комок.)

А потом без сил упали

И домой мы побежали.

(Бегут по кругу.)

Воспитатель: - Ребята, а что произойдет со снежинкой, если положить её на ладонь?

Воспитатель: А из чего образуются снежинки? (Из водяного пара).

А что такое водяной пар? (Это мельчайшие частички воды).

Вода – это необыкновенное вещество. Она дает нам не только возможность выжить, но и дарит такую красоту, как снежинки. Мы проводили с вами много опытов и выяснили, что вода имеет несколько состояний.

Назовите, какие это состояния? (Жидкое, твёрдое, парообразное).

Где мы можем увидеть воду в твёрдом состоянии? (На улице - это лёд и снег).

А в парообразном? (Когда вода закипает в чайнике и идёт пар).

Молодцы! Хотя снежинки и имеют одинаковую форму, но рисунок у каждой снежинки неповторим.

Давайте посмотрим фотографии снежинок, которые учёные сделали под микроскопом и полюбуемся ещё раз их красотой.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам посмотреть снежинки. (Дети смотрят и называют формы снежинок).

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы нарисовать снежинку? А какой она будет формы - зависит от вас. (Дети рисуют снежинки, дают им имена по желанию).

Воспитатель: Молодцы, что вам особенно понравилось в нашей сегодняшней игре? Что особенно запомнилось? (ответы детей).

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие.

Оборудование:

ТСО: компьютер, экран, проектор,

Материалы и инструменты: Бумага белая А-4, акварель, ластик, простой карандаш, тетрадь

Вводная беседа педагога

Ход занятия:

1.Организационный момент.

2. Вводная беседа педагога

Загадки. (Слайд 1)

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.

Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит

Я как песчинка мал,
А землю покрываю;
Я из воды,
А с воздуха летаю;
Как пух лежу я на полях
И как алмаз блещу
При солнечных лучах.

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке.

С неба падают зимою

И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые .

Белым-бела и холодна,
Когда одна - едва видна.
И от подруг, летящих мимо,
В пути совсем неотличима.

Снежинка — снежный или ледяной кристалл, звёздчатый многогранник, чаще всего в форме шестилучевых звёздочек или шестиугольных пластинок. (Слайд 4)

Эти удивительные снимки снежинок были сделаны с помощью сканирующего электронного микроскопа с 50.000 – кратным увеличением.

Каждый, кто пытался изучить их под микроскопом знает как трудно сфотографировать снежинку. Нужно работать быстро или в очень холодном месте.

Виды снежинок : (Слайды 8; 9)

Звездная ветвящаяся снежинка

Пластинка с секторами

А знаете ли Вы какая самая большая снежинка? Самая крупная снежинка была засвидетельствована 28 января 1887 года во время снегопада в Форт-Кео, Монтана, США. Эта снежинка имела диаметр около 38 см. Обычно же снежинки имеют размер диаметра около 5 мм при массе 0,004 г. (Слайд 10)

Как нарисовать снежинку (Слайды 11-14 )

3. Физкультминутка.

1. И.п.: о.в., руки вперед. Одновременные движения рук вперед-назад.

2. И.п.: о.с., правую руку вперед, левую назад. Попеременная смена положения рук.

3. И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Слегка приседая, правую руку вперед, левую назад, затем наоборот. Каждое упражнение комплекса выполнить 4 раза в медленном темпе в течение 1 мин.

Упражнения выполняются плавно, неторопливо. Следить за осанкой, выразительностью движений.


Самостоятельная работа.
Ну, что ребята отдохнули? А теперь давайте мы наденем наши фартуки, сядем за столы и начнем рисовать. У вас у каждого на столе лежит геометрическая фигура, что это? (шестиугольник). Как вы думаете на что это похоже, о чем мы сегодня с вами говорили? (на снежинку). И две кисти (тонкая и толстая). Толстую кисть мы будем использовать, как способ примакивания, на концах лучиков и в серединке снежинки, все остальное выполняется кончиком тонкой кисточки. Объясняю поэтапное выполнение рисования.
Итог занятия. Ой , какая красота получилась, все вы молодцы! Все рисунки выкладываю на один стол. Дети аккуратно выходят из-за столов и любуются снежинками других детей.


Данная разработка способствует расширению и уточнению представлений дошкольников об образовании снежинок в воздушном пространстве. В ходе НОД педагог создает условия и возможности для опытно – экспериментальной деятельности детей, развивает способность делать самостоятельные выводы, умозаключения, формирует умение детей выдвигать гипотезы, предположения, содействует попыткам аргументировать эти предположения.
Дети учатся самостоятельно создавать зимний декор – снежинку методом торцевания.
Всему этому способствует разнообразная деятельность педагога и детей.

Данный материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений при изучении темы "Зима" в старшей и подготовительной группе, педагогов начальных классов, педагогов дополнительного образования и заинтересованных родителей.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение.

Цель: обогащение знаний дошкольников о снежинках.

Задачи:
Обучающие:
1. Формировать умение детей выдвигать гипотезы, предположения, содействовать попыткам аргументировать эти предположения.
2. Продолжать развивать способность детей делать самостоятельные выводы, умозаключения.
3. Учить детей самостоятельно изготавливать декоративную снежинку из отдельных подготовленных деталей методом торцевания.
Развивающие:
1. Расширять представления детей о снежинках.
2. Продолжать развивать умение детей описывать снежинку, упражнять в подборе определений к заданному слову, активизировать словарь детей по данной теме. 3. Создавать атмосферу доверия, психологического комфорта, настраивать на продуктивную совместную деятельность, активизировать творческий интерес, устанавливать эмоциональный контакт между детьми, активизировать положительные эмоции,
4. Развивать слуховое, зрительное внимание и восприятие, развивать мелкую моторику рук, мышление, воображение.
5. Продолжать развивать умение отражать свои впечатления в оценке своей деятельности.

Воспитательные:
1.Поддерживать чувство коллективизма,сотрудничества,инициативности. 2. Продолжать воспитывать эстетические чувства, восторг, умение видеть красивое.
3. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Ход НОД
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение, поэтому я хочу улыбнуться вам. Улыбнитесь и вы мне в ответ. Молодцы! Теперь у нас у всех хорошее настроение. Я постараюсь, чтобы оно оставалось таким на протяжении всей нашей деятельности.
Воспитатель: Ребята, когда я шла в детский сад, я встретила Снежную Королеву, и она дала мне вот этот конверт и сказала, что обязательно придет к нам в гости. А пока давайте вместе посмотрим, что в конверте. Здесь загадка. Послушайте и отгадайте ее.
С неба падают пушинки,
Распушив лучи-ворсинки.



Как вы думаете, что может быть в тучке?
Ответы детей: (снег, снежинки)
Снежная Королева поднимает тучку вверх и из нее сыплются маленькие снежинки.
В это время она читает стихотворение-загадку:
Хмурая туча по небу плыла.
Чем же она недовольна была?
Что рассердило её в этот раз?
То, что она, как дырявый матрац!
Сыплются с дырки пушинки.
Эти пушинки — (сделать паузу и дать возможность ответить детям) снежинки.
Снежная Королева: Ребята, я обещаю вам, что сегодня вас ждет много интересного и загадочного. Я оставлю вам свою волшебную палочку. Она поможет вам в нужный момент. А мне пора возвращаться. У меня еще очень много дел. До свидания.
Снежная Королева уходит.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие сугробы намело. Это Снежная Королева постаралась. Наверное, они тоже волшебные. Нужно посмотреть. Подойду-ка я поближе. Ах, какие красивые снежинки здесь! (Показать несколько непохожих друг на друга снежинок.)


Воспитатель: Ребята, усаживайтесь поудобнее вот на эти коврики. Я предлагаю вам посмотреть, как выглядят настоящие снежинки в увеличенном размере и послушать мой рассказ о снежинках.
Показ слайдов на экране и рассказ воспитателя.


Наступили холода. Солнце стало светить слабее, и уже не поднимается так высоко. Воздух становится все холоднее и холоднее. Водяные пары, поднимаясь в небо, превращаются в маленькие льдинки-кристаллики. Попав в тучу, кристаллики кружатся в воздухе и, приблизившись, прилипают друг к другу. Они растут и становятся все больше и больше. У них появляются лучики, покрытые тоненькими льдинками-иголочками. У лучей появляются отростки. Вот так и образуются красивые, ажурные снежинки. У каждой снежинки шесть лучей, Каждая льдинка-иголочка на снежинке сверкает и переливается своим цветом, как только на нее падает солнечный лучик, и маленькая снежинка начинает блестеть, словно бриллиант всеми цветами радуги. Снежинки никогда не останавливаются, кружатся и кружатся. Приближаясь к земле, они становятся все тяжелее и тяжелее. Нет ни одной снежинки похожей друг на друга.




Давайте мы попробуем сделать ее такой же красивой. Сейчас я коснусь каждого из вас волшебной палочкой и превращу вас в маленьких волшебников. Ведь волшебники могут все. Думаю, у вас получится. Нужно только очень постараться. (Воспитатель дотрагивается до каждого ребенка волшебной палочкой)
Снежинки-пушинки,
Спускайтесь с небес.
Ребят превратите в волшебников здесь.
Дети садятся за столы.
Каждому из вас я дам по одному лучику от снежинки. Давайте начнем украшать лучики методом торцевания, и соберем из них красивую снежинку. Нам необходим для работы следующий материал: пластмассовые палочки и вот такие маленькие белые квадратики гофрированной бумаги.
Показ и объяснение приемов выполнения работы методом торцевания на пластилине:
На снежинки мы нанесли пластилин тонким слоем.
1.Возьмите квадратик гофрированной бумаги белого цвета в левую руку двумя пальчиками и поместите его на указательном пальчике. Определите середину квадратика и сверху в центре квадратика поставьте палочку, нажимая на подушечку указательного пальца палочкой. Концы квадратика поднимутся вверх.
2.Сомкните квадратик между большим и указательным пальцами, прижимая кончики квадратика к палочке и прокатайте палочку между пальцев – получится трубочка-торцовочка.
3.Строго вертикально втыкаем трубочки-торцовочки в пластилин на лучик нашей снежинки, после этого вынимаем палочку. Если палочка трудно вынимается, немного прокрутите ее в левую сторону, чтобы ослабить туго скрученную торцовочку.
4.Каждую следующую торцовочку ставим рядом с предыдущей. Стараемся, чтобы торцовочки плотно прилегали друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
5.Последовательно заполняем торцовочками каждый лучик снежинки.
Выполнение работы детьми. Звучит спокойная мелодия.


Читайте также: