Конспект урока по теме речь устная и письменная 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цели урока: 1) познакомить учащихся с признаками устной и письменной речи, видами речи по смене говорящего — слушающего, условиями, в которых протекает диалогическая и монологическая речь; 2) научить давать сравнительную характеристику устной и письменной речи, разграничивать форму и вид речи; 3) повторить постановку знаков препинания при диалоге.

II. Устная работа по § 1, 2.

Учащиеся отвечают на вопросы на с. 8, 10, анализируют теоретический материал на с. 8, 11 и делают вывод о разновидностях речи, видах речи по смене говорящего — слушающего (монолог — диалог).

Рекомендации учителю: следует обратить внимание на признаки устной и письменной речи. Письменная форма речи — речь, зафиксированная на письме. Устная форма речи — речь звучащая. Письменная речь характеризуется более строгим соблюдением литературной нормы. Устная речь более свободна по отношению к литературной норме. Не следует отождествлять письменную речь с книжным стилем, а устную — с разговорным. Книжный стиль не всегда воплощается в письменной речи (например, ораторская речь), а разговорный — в устной речи (например, диалогическая речь в художественном произведении).

Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд её особенностей, к которым относятся: краткость высказываний (преимущественно в вопросно-ответной форме диалога, в меньшей степени при смене предложений-реплик), широкое использование внеречевых средств (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие особых предложений неполного состава (чему способствует не только естественная опора на реплики собеседника, но и обстановка беседы), свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, заранее не подготовленного, преобладание простых предложений, характерное для разговорной речи вообще. Монологическая речь, в отличие от диалогической, характеризуется своей развёрнутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространённых конструкций, грамматической их оформленностью.

III. Тренировочные упражнения.

1. Выборочная работа.

Выписать из упр. 7 на с. 8 отдельно признаки устной и письменной речи.

2. В упр. 15 на с. 11 характеризуются тексты по таким параметрам, как форма и вид речи.

Рекомендации учителю: следует обратить внимание на текст 2, фрагмент из интервью, напечатанного в газете. Учитель проводит словарно-синтаксическую работу, приводит выдержки из «Словаря иностранных слова (англ. Interview):

2) в социологических и других социальных исследованиях — беседа лица, проводящего интервью по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для исследования и обобщения.

Со словом аксиома девятиклассники знакомятся в Толковом словаре учебника на с. 200.

Даётся фонетико-орфографическая характеристика слов Интернет, инфросфера, интервью, составляются с ними словосочетания, предложения.

3. Упр. 9, 10 на с. 9 выполняются устно, учащиеся находят в ответе одноклассника лишние слова, анализируют его устный ответ, делают вывод, почему лишние слова мешают слушателям воспринимать речь говорящего, читают вслух упр. 9, сохраняя найденные говорящим слова и опуская лишние слова и выражения.

4. В упр. 12 учащиеся составляют на основе текста краткую (из 5—7 пунктов) памятку о том, как писать письма.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


 Содержание 1.Устная и письменная речь. 2.Стили речи. 3.Типы речи.

Содержание 1.Устная и письменная речь. 2.Стили речи. 3.Типы речи.

Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями ,чувс.

Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями ,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить, рассмешить Предостеречь, посоветовать, Остановить. УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ ДИАЛОГ ПОЛИЛОГ МОНОЛОГ

УСТНАЯ РЕЧЬ 1.Те,кто говорят, видят и слышат друг друга. 2.Говорят, на ходу и.

УСТНАЯ РЕЧЬ 1.Те,кто говорят, видят и слышат друг друга. 2.Говорят, на ходу исправляя лишь те ошибки , которые заметят. 3.Говорящий видит реакцию собеседника

ХАРАКТЕРИСТИКИ устной речи 1.ТЕМП (скорость) 2.ГРОМКОСТЬ (сила звучания) 3.ТЕ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ устной речи 1.ТЕМП (скорость) 2.ГРОМКОСТЬ (сила звучания) 3.ТЕМБР (окраска голоса) 4.ТОН Агафонова Е.Е. ТЕМП Быстро Очень быстро Нормально Скороговоркой Замедленно Очень медленно Агафонова Е.Е.

Агафонова Е.Е. ГОЛОС ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ ЕХИДНЫЙ РОБКИЙ ВКРАДЧИВЫЙ ГРУБЫЙ 1.Прочит.

Агафонова Е.Е. ГОЛОС ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ ЕХИДНЫЙ РОБКИЙ ВКРАДЧИВЫЙ ГРУБЫЙ 1.Прочитайте диалог , учитывая окраску голоса: - Алло .Слушаю вас. - Павлик дома? - Нет, он ещё не приходил из школы. Возможны варианты: спокойный - резкий сердитый - робкий уверенный - испуганный. Варианты силы голоса : громко, слишком громко , шёпотом, тихо… Агафонова Е.Е.

Невербальные ( несловесные )средства общения очень часто используются в разго.

Невербальные ( несловесные )средства общения очень часто используются в разговоре , дополняя и разъясняя сказанное Жест – движение , что-то выражающее или сопровождающее речь. Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние. Реакция собеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то Невербальные средства Жест Мимика Реакция собеседника

Пожалуйста , потише… -В музее , кинотеатре и трамвае О том, о сём друг другу.

Пожалуйста , потише… -В музее , кинотеатре и трамвае О том, о сём друг другу говорим, Но часто одного не замечаем, Что ,как в лесу дремучем, мы кричим. О том, что мы вчера ходили в гости, Что папа подарил велосипед, У дедушки к дождю разнылись кости, А, между прочим, дождика всё нет. -Пожалуйста, потише! -Пожалуйста, потише! -Тсс! Тсс! Ччч! В какое бы общественное место Судьба сегодня вас не привела,- Учтите , никому не интересно Всё знать про ваши личные дела. 1.Прочитайте, продумывая силу голоса и интонацию, Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога. Агафонова Е.Е.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА 1. Говорите спокойно 2. Не размахивайте рук.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА 1. Говорите спокойно 2. Не размахивайте руками. 3. Следите за тем, какие слова вы подбираете. 4. Умейте слушать другого. 5. Говорите отчётливо, не спешите. Изменяйте интонацию, чтобы ваша речь не была монотонной. 6. Не разговаривайте слишком долго. 7. Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ и её разновидности Письмо Личный дневник Изложение Сочинение

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ и её разновидности Письмо Личный дневник Изложение Сочинение

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ 1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому обращаетс.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ 1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому обращается. 2.Пишут, при проверке исправляя все ошибки . 3.Пишущий реакцию собеседника не видит, может только предугадать

Речевая ситуация Где говорим? С кем ? С какой целью? В официальной обстановке.

Стили речи Артисты говорят в гримёрной, Твой друг беседует с тобой- Стиль эт.

Стили речи Артисты говорят в гримёрной, Твой друг беседует с тобой- Стиль это просто А не какой – нибудь иной. Рассказ читаешь или стих, Роман, поэму , пьесу – Знай в них стиль, Стиль очень интересный. Ещё есть стиль Статей в журнале политическом, Газетных очерков, заметок – Запомни также стиль и этот. А биографию открой – А правила когда мы учим, Употребляем стиль Разговорный Художественный Публицистический Официально - деловой Научный

Стили речи (где? с кем? зачем?) Книжные Разговорный Агафонова Е.Е. общение (р.

Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стой.

Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения.

Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестр.

Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. Из-за горы И нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод; Но не курится уж под ним Кадильниц благовонный дым, Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас. Теперь один старик седой, Развалин страж полуживой, Людьми и смертию забыт, Сметает пыль с могильных плит, Которых надпись говорит О славе прошлой - и о том, Как, удручён своим венцом, Такой-то царь, в такой-то год, Вручал России свой народ.

В XVI веке у Японских островов появились португальцы, первоначально выступивш.

Разговорный стиль Особенности разговорного стиля Агафонова Е.Е. Цель - общени.

Разговорный стиль Особенности разговорного стиля Агафонова Е.Е. Цель - общение Cфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми, сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных. Стилевые черты - Мы не всегда знаем, о чём будем говорить. - Мы не знаем , какие слова подберём. - Мы должны видеть и слышать участника разговора. Языковые средства: ограничен состав книжных слов,много просторечных слов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких предложений, богатство интонаций. Агафонова Е.Е.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Сфера употребления – язык художественной литератур.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Сфера употребления – язык художественной литературы. Цель использования – создание художественного образа, эмоционально – эстетическое воздействие. Языковые средства : 1.Эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола и т. д. 2.Стилистические фигуры ( фигуры речи) : анафора, антитеза ,бессоюзие ,градация , инверсия ,параллелизм ,риторический вопрос ,об- ращение ,умолчание ,эллипсис, эпифора. Художественный стиль отличается образностью, широким использованием изобразительно –вырази- тельных средств языка.

Художественный стиль речи 1 .Предназначен для создания художественных, поэтич.

Публицистический стиль Публицистика - особый тип литературных произведений, в.

Публицистический стиль Публицистика - особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно- политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Публицистический стиль Сфера употребления –стиль радио, телевидения, газетных.

Публицистический стиль Сфера употребления –стиль радио, телевидения, газетных , журнальных статей. Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя . Жанры: информация, критическая заметка, репортаж ,интервью ,статья, рецензия, зарисовка, очерк ,фельетон. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, СУДЕБНАЯ РЕЧЬ . ДОКЛАД.

Особенности публицистического стиля речи 1.ЛОГИЧНОСТЬ. 2.ОБРАЗНОСТЬ. 3.ЭМОЦИО.

Особенности публицистического стиля речи 1.ЛОГИЧНОСТЬ. 2.ОБРАЗНОСТЬ. 3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ. 4.ОЦЕНОЧНОСТЬ. 5.ПРИЗЫВНОСТЬ. 6.ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИ- ЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА Важнейшее качество –ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ: Она рассчитана на широкую аудиторию и долж- на быть понятна всем . Чтобы воздействовать на воображение и чув- ства читателя , исполь- зуются ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЯ , МЕТА- ФОРЫ, просторечные слова, фразеологизмы

ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ Сфера употребления - используется в официальной о.

Агафонова Е.Е. Официально – деловой стиль речи. Сфера употребления – правовые.

Стилистический эксперимент Задание : 1.Прочитайте текст два раза. При первом.

Стилистический эксперимент Задание : 1.Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым сино- нимом . Что получилось? 2.В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами? 3.Что получится, если прочитать текст ещё один раз, используя то первый, то второй синоним? У ручья ( выросла, вымахала) красавица Роза . На ветку перед ней (сел, взгромоз- дился) Соловей . С восхищением он( смотрел , уставился) на Розу, ( воспевая, расхваливая ) её красоту . Соловьиные ( трели, верещания ) звучали над ручьём , и тот ( вторил, поддакивал ) им тихим ( журчанием , бульканьем ). Но пришла осень.( Опали , отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей ( унёс, уволок ) их вдаль , и ( смолкла , заглохла ) соловьиная песня. А.Смирнов.

Стилистический эксперимент Задание: 1.В данном тексте встречаются синонимы к.

Стилистический эксперимент Задание: 1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза: глазёнки , гляделки. С какой целью использовал их автор ? 2.Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами? 3.Что , по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз, глазёнок , гляделок? Агафонова Е.Е. Глаза. Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазёнки: серые, плутоватые – всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят. Спросили глаза : - Что вы бегаете? Чего ищете ? Забегали глазёнки, засуетились, говорят : - Да так себе ,понемножечку ,полегонечку , нельзя – помилуйте , надо же – cами знаете . И были гляделки : тусклые, нахальные .Уставятся и глядят. Спросили глаза : - Что вы смотрите ? Что видите? Скосились гляделки , закричали : - Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы ? Да мы вас ! Искали глаза глаз таких же прекрасных , не нашли и сомкнулись. Ф. Сологуб. Агафонова Е.Е.

Типы речи Повествование Описание Рассуждение Что произошло? Несколько рисунко.

Типы речи Повествование Описание Рассуждение Что произошло? Несколько рисунков (фотографий) глаголы Какой? Один рисунок (фотография) прилагательные Почему? Нет рисунков, фотографий. наречия

Повествование и его структура вступление Завязка Развязка КУЛЬМИНАЦИЯ Заключе.

Повествование и его структура вступление Завязка Развязка КУЛЬМИНАЦИЯ Заключение Агафонова Е.Е.

Описание и его структура Описание – словесное изображение какого - либо явлен.

Описание и его структура Описание – словесное изображение какого - либо явления действитель – ности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель описания – сделать так , чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своём сознании. Композиция описания: 1.Общее представление о предмете. 2.Отдельные признаки предмета. (описание деталей, частей) 3.Авторская оценка, вывод ,заключение . Языковые особенности: 1. Широкое использование слов, обозначающих качест-ва , свойства предметов . 2. Употребление глаголов несовершенного вида в форме прошедшего времени, а для особой наглядности , изобразительности – в фор-ме настоящего времени. 3. Важную роль играют определения , назывные и неполные предложения .

 Объекты описания в зависимости от ситуации и целей могут быть самые разные

Объекты описания в зависимости от ситуации и целей могут быть самые разные

Рассуждение и его структура Рассуждение – это словесное изложение , разъяснен.

Рассуждение и его структура Рассуждение – это словесное изложение , разъяснение, подтверждение какой – либо мысли . Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить в чём – то, надо уметь рассуждать , доказывать , логически мыслить , делать обоснован- ные выводы . Это умение необходимо ,чтобы опровергнуть точку зрения оппонента , с которым вы не согласны. Композиция 1. Тезис ( высказывается какая – то мысль ) 2. Аргументы( доказательства или опровержение этой мысли). а)… б)… в)… Убедительные, сопровождаемые примерами 3. Вывод ( заключение )

Рассуждение и его характерные особенности Важно, чтобы а) тезис был доказуем.

Рассуждение и его характерные особенности Важно, чтобы а) тезис был доказуемым и чётко сформулированным б) аргументы были убедительными, их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса в) между тезисом и аргументами, а также отдельными аргументами устанавливалась логическая и грам - матическая связь г) каждый аргумент подтверждал именно выдвинутый вами тезис , а не что – то другое ( факт – самое бес – спорное доказательство). д) для грамматической связи между аргументами , а также между тезисом и аргументами использовались вводные слова: во – первых , во – вторых , наконец , итак , следовательно , таким образом Жанровые формы рассуждения Письмо Статья Рецензия Доклад Полемический диалог

Краткое описание документа:

Урок можно использовать при изучении нового материала в 5-8 классах. Подробно излагается о типах и стилях речи. А также с целью повторения в 9 классе, для подготовки к ГИА. Содержание. Устная и письменная речь. стили речи. Типы речи.Для чего нужна речь человеку.Характеристика устной речи. Письменная речь и ее разновидности.Особенности публицистического, научного, разговорного, научно-делового стилей.Сфера употребления стиля.Цель использования.основные черты. Языковые особенности.Типы речи : Описание. повествование. Рассуждение.

Цели: обобщить изученный в 5–8 классах материал; акцентировать внимание учащихся на устной и письменной речи; повторить сведения о монологе и диалоге.

I. Организационный момент.

1. Беседа с классом .

– Какая наука изучает законы языка?

– Из каких разделов состоит грамматика?

– Что изучает морфология?

– Какие части речи относятся к самостоятельным, какие – к служебным?

– Что изучается в синтаксисе?

– Синтаксис какого предложения мы изучали в 8 классе?

– Что такое пунктуация?

2. Анализ упр. 1, с. 8 учебного пособия, работа с таблицей.

Задание. Выпишите отдельно признаки устной и признаки письменной речи.

3. Повторение сведений о монологе и диалоге.

1) Что такое диалог?

Диалог (в переводе с греческого – разговор, беседа) – это разговор двух или нескольких человек на одну тему. Диалог отличается от прямой речи тем, что он не вводится в текст словами автора. Для диалога характерны краткие высказывания (реплики), преобладание простых предложений. Большую роль в диалоге играют интонация, внеречевые средства (мимика, жесты).

На письме реплика каждого собеседника пишется с красной строки, перед ней ставится тире.

3) Что такое монолог?

Монолог (в переводе с греческого – один, речь) – это ряд высказываний на определенную тему, речь одного лица, адресованная одному или нескольким лицам. В отличие от диалога, монологическая речь характеризуется развернутостью, наличием распространенных синтаксических конструкций.

«Подумать только, как быстро летит время!

III. Зрительный диктант.

Выполнение упр. 13, с. 10.

IV. Самостоятельная работа.

Выполнение упр. 7, 8, с. 8–9.

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 1, 2.

На протяжении 10 000 лет кошки ценятся челове ком, в том числе за с пособность ох отиться на грыз унов и других домаш них вредителе й.

У меня тоже есть кошечка. Я её обожаю. У неё пушистый хвос тик и мягкие лапочки . Как я люблю тебя, м оя милая Мурка!

Голова у кошки круг лая. На голове тор чат небольшие чуткие ушки. Глаза как будто расколоты посередине. Эта узкая щель рас ширяется в темноте, ч то помогает

Всё тело мягкое, гибко е. Хвост длинный и пушистый . Ноги короткие, но сильные. К аждый палец воор ужён острым выгнутым когтем. Кошк а умеет сделать свою

лапку бархатной. Она лов ко прячет коготки, чтобы не притупились. Ход ит на пальцах, но когтями по по лу не стучит.

Кошка высо ко прыгает и лазает по деревьям. Она аккур атная, не любит сыро сти и грязи. Она привязана к с воим детям и отва жно и х защищает. Кошка больше

Читайте также: