Синтаксис и пунктуация 8 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Конспект урока русского языка в 8 классе составлен по учебнику Л.А. Тростнецовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой. Тема повторения "Синтаксис и пунктуация". На уроке обучающиеся повторяют пройденный материал и пишут самостоятельную работу.

Оценить 1678 0

Цель: обобщить и углубить знания учащихся о пунктуации; выявить основные функции знаков препинания.

Познавательные: умение владеть смысловым чтением.

Регулятивные: уметь определять цель, проблему.

Коммуникативная: развитие монологической речи.

Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие поступки

Организационный момент.

Мотивационный этап.

-Начать наш урок я хочу с очень поучительного мультфильма. В ходу просмотра вы должны подумать, какова же тема нашего урока.

- А чему мы должны сегодня научиться и что узнать?

(Мы должны повторить правила пунктуации и роль знаков препинания)

-Ребята, а давайте представим, что все знаки препинания исчезнут? Что тогда будет?

(Мы не будем понимать смысл написанного, не поймем, с какой интонацией нужно произносить написанное и т.д.)

-Перед вами лежит текст с притчей о знаках препинания, давайте его прочитаем и подумаем, какую роль играют знаки препинания.

Читает один подготовленный ученик:

«Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

-Итак, какую же роль выполняют знаки препинания? И что же случится, если не будет знаков препинания? (Отвечают по тексту)

-Вот поэтому, ребята, я призываю вас думать, перед тем как поставить тот или иной знак препинания.

3. Отработка материала. Откройте страницу в учебнике 249 упр.438. Прочитайте самостоятельно инструкцию-алгоритм по расстановке знаков препинания. Какие пункты вам непонятны? ( Отвечают)

-Сейчас я вам предлагаю выполнить упражнение 439 и расставить пропущенные знаки препинания, опираясь на инструкцию из упражнения 438. (Первое предложение делаем вместе, второе самостоятельно)

-Проверяем(один ученик читает, объясняет постановку знаков, другие корректируют)

4. Самостоятельная работа. Упр. 440 самостоятельно на отметку.

5. Этап рефлексии.

- Что мы сегодня на уроке повторили?(Правила постановки знаков препинания и их роль в предложении).

-А для чего же нам нужны знаки препинания?(Чтобы понятен был смысл предложения и т.д.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока в игровой форме поможет закрепить учащимся сведения,полученные по курсу изучения синтаксиса в 8 классе.

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН ( внеклассное мероприятие).

Оборудование: доска, раздаточный материал.

Задание: Охарактеризуйте предложение, выделив его грамматическую основу, словосочетания, объясните расстановку знаков препинания.

1вариант: Громко залаяв, гончая бросилась вперед.

2 вариант: Под глубоким снегом спят реки, озера, пруды.

3вариант: На сено скосили траву, напоминающую своими душистыми запахами лето.

Задание: кто быстрее построит предложение и правильно расставит знаки препинания!

Слова для конструкции: ясно просто мысль и человеку надо передать свою музыку другому язык чтобы хорошо уметь надо говорить любить как мать как родной и

4.Работа с текстом(5 мин.). Задание А : Прочитайте текст, вставляя недостающие слова.

«В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. Чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась … - первый и основной знак членения текста. На основе … возникли другие знаки: … Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.

К концу 18 века сложился основной состав знаков препинания, которые принято называть знаками пунктуации.

Задание Б.(5-7 мин.) Запишите текст, отметив красную строку, расставляя знаки препинания.

Дорогие ребята читая этот текст вы убеждаетесь как помогли бы вам в работе знаки препинания что же мы знаем о них знаки препинания расставленные по правилам помогают точнее разобраться в написанном, быстрее понять текст прочитать его с нужной интонацией помогают они пишущему точно передать свои мысли и чувства сделать высказывание более выразительным и доступным знаки препинания наши помощники будем же относиться к ним очень внимательно

5.Физкультминутка(3 мин.)

Задание: Составьте словосочетания по группам в соответствии с приведенными схемами. Придумайте с ними предложения.

1)Прилагательное (зависимое слово) + существительное (главное).

2)Существительное (главное слово) + существительное в родительном падеже.

3)Глагол (главное слово) + существительное в винительном падеже.

4)Глагол (главное слово) + существительное в творительном падеже.

5)Наречие (зависимое слово) + глагол (главное).

6)Наречие (зависимое слово) + наречие (главное).

Задание: Вставьте словосочетания таким образом, чтобы в четверостишии А.К.Толстого не терялась рифма и ритм.

Осень! Обсыпается весь наш (прилагательное + существительное),

(Существительное + причастие страдательное) по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

(Существительное + сложное прилагательное, обозначающее цвет) вянущих рябин.

2. Беседа по тексту

– Догадались, какая тема урока? Да, мы сегодня говорим о пунктуации и о роли знаков препинания в предложении и тексте. Запишите тему урока. Слайд.
– Какова цель, по-вашему, нашего урока? (Формулирование целей урока)
– Ключевые слова урока?

3. Повторение

Проанализируйте роль знаков препинания в этом тексте.

Функции знаков препинания: завершения, разделения, выделения.

4. Работа по учебнику: § 20, упр. 145.

– Каково назначение знаков препинания?

Пунктуация– это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми

5. Словарная работа

– Для чего служит письменная речь? Для общения. Каким словом еще называется общение?

6. Работа с текстом

В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась____точка__ – первый и основной знак членения текста. На основе точки____ возникли другие знаки:__вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки "пунктум" – принято называть знаками пунктуации. (По "Энциклопедическому словарю юного филолога")

Анализ функций знаков препинания в данном тексте.

Знаки препинания появились не сразу. Двоеточие – в ХV веке, позднее появились запятые. Вопросительный и восклицательный знаки – в ХVI веке, тире, кавычки, многоточие – только к концу XVIII. Тире ввел Карамзин. Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале Х1Х века.

7. Работа с текстом

– Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, какие знаки выделительные, какие – разделительные?

Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить чтобы . передать свою мысль другому ясно и просто.
Будешь понимать людей и их мысли – легче будет жить, и умнее станешь, и тебя все сразу станут понимать, а это – хорошо.

М. Горький.

– Выразительно прочтите текст. Для этого определите тему и основную мысль высказывания М. Горького – это поможет вам выбрать нужный тон чтения. Покажите графически, где нужна пауза.

– Подумайте, какие родственные слова у слов препинание, запятая? (Препятствие, запинаться). Действительно, в создании термина знаки препинания отразилось понимание их как знаков остановок, пауз, каких-то перемен в плавном течении письменной речи

Вывод: одиночные знаки пунктуации разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные или двойные знаки пунктуации выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон.

8. Рекламная пауза

– Прочтите выразительно (по ролям). Прорекламируйте знаки препинания.

9. – Ученые-лингвисты говорят о наличии в современном письме пунктуационного алфавита:

10. Решите пунктуационную задачу: на месте каких цифр должны стоять запятые?

Бывают,(1) конечно,(2) и такие орфографические ошибки,(3) которые приводят к неверному пониманию текста,(4) тогда(5) как в пунктуации всякая ошибка (6)приводит в той или иной мере(7) к искажению смысла. (А.Б. Шапиро)

1) По словам одно немецкой газеты, благодаря неверно поставленной запятой, Соединенные Штаты Северной Америки понесли убыток в несколько десятков миллионов долларов. Дело в том, что при напечатании таможенного тарифа в 1864 году английским заводчикам удалось подкупить корректоров, и они в отделе жестяных изделий переставили одну запятую. Благодаря этому обстоятельству жестяное железо было причислено к жести и обложено низкой пошлиной. Ошибка эта была открыта только через 18 лет. Правительство понесло убытки в 48 395 766 долларов, т.е. почти в 100 миллионов рублей.

12. Слайд. Расставить знаки препинания.

Идя потихоньку напевал.

Идя, потихоньку напевал. Идя потихоньку, напевал.

Муму прижалась к стенке, когда вошла барыня и оскалила зубы.
Девушка перевела через улицу старушку, которая ее об этом попросила и убежала на дискотеку.
Дима бросил на парту покрашенную масляной краской тетрадь по геометрии.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многогранности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. (Д. Лихачев)

– От чего зависит постановка знаков препинания?
– Правила пунктуации – пунктограммы. Объясните знаки препинания в высказывании Д. Лихачева.
– Прочитайте стихотворение К. Бальмонта. Можно ли объяснить постановку знаков препинания пунктуационными правилами?
– Такие знаки препинания называются факультативные.

Я люблю далекий след – от весла,
Мне отрадно подойти – вплоть до зла,
И его не совершив – посмотреть,
Как костер вдали за мной – будет тлеть.
Если я в мечте поджег – города,
Пламя зарева со мной – навсегда.
О мой брат! Поэт и царь – сжегший Рим!
Мы сжигаем, как и ты, – и горим!

– Объясните значение тире в стихотворении Бальмонта.
– Попробуйте расставить знаки препинания в стихотворении М. Цветаевой.

Зверю берлога,
Страннику дорога,
Мертвому дроги,
Каждому свое.

– Зачем М. Цветаева использует тире в своем стихотворении?

13. Выводы по уроку


Гипермаркет знаний>>Русский язык 8 класс>> Русский язык: Понятие о синтаксисе и пунктуации.


Тема: Обобщение и закрепление изученного по теме: Синтаксис и пунктуация

Цель урока:

- уметь правильно определять словосочетания и указывать их способ связи
- уметь находить основу предложения;
- распознавать предложения по цели высказывания, по интонации;
- находить однородные члены; правильно ставить знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах;
- знать порядок синтаксического разбора простого предложения и уметь применять его;
- различать простое и сложное предложения;
- правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения;
- читать схемы простых и сложных предложений, составлять предложения по указанным схемам.

Оборудование: доска, карточки, задания на листах.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Здравствуйте, дети! (Дети в ответ кивают головой). Садитесь.
- Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей: дневник, тетрадь, пенал.
- Вы сегодня очень красивые. Нарядные. Перед Вами лежат три разных колокольчика. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению перед уроком, и прикрепите к столу. (Дети выбирают колокольчик и крепят).

2. Беседа по вопросам:
- Какой раздел лингвистики вы изучили? (Синтаксис и пунктуация.)
- Что изучает синтаксис? (Словосочетания, предложения.)
- Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки)
- Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)
- Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).
- Назовите способы связи слов в словосочетании? (Согласование, управление, примыкание).
- Какой способ связи называется управлением? Приведите пример.
- Какой способ связи называется примыканием? Приведите пример.
- Какой способ связи называется согласованием? Приведите пример.
- Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)
- Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)
- Какие основные признаки однородных членов предложения? (Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову)
- Что такое сложное предложение? Его основные признаки. (Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)
- Когда перед союзом И ставится запятая, а когда – нет?
- Какие виды сложных предложений вы знаете? (ССП, СПП, БСП.) Назовите их отличия друг от друга.
- Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!
(звучит музыка)

1 СТАНЦИЯ – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

1 вариант: согласование
2 вариант: управление
3 вариант: примыкание

- По одному человеку от группы к доске.

- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.

2 СТАНЦИЯ – ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

(чтение получившихся предложений с основой)
- Какие это предложения по цели высказывания? (Повествовательные)

6. Переделать повествовательные предложения в побудительные, записать их и выделить в них основу.
(чтение получившихся предложений с основой)

- Чем осложнены получившиеся предложения? (Обращением)
- Что мы знаем о знаках препинания при обращении? (Обращение с двух сторон выделяется запятыми).

7. Из данных учителем предложений выписать их основы, обозначить, чем выражены главные члены.

I вариант II вариант III вариант
1. Быстро растаял под лучами яркого солнца снег. 1. Радостна, шумна и пахуча весна!
1 .Земля – наш общий дом!
2. Липким запахом веет полынь.
2. Хороши летом глазастые ромашки! 2. Гранит – прочный камень.
3. Вышла на край леса старая волчиха. 3. Воздух чист и прозрачен. 3. Лес – наше спасение от засух и суховеев.

- Итак, чем же может быть выражено сказуемое? (Глаголом, существительным в именительном падеже, кратким прилагательным).
- Что нам нужно помнить, если сказуемое выражено существительным в именительном падеже? (Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.)

8. Сделать полный синтаксический разбор предложений. (по вариантам, три ученика к доске)
- Над городом стоял сплошной туман.
- Ветерок шелестит листьями и подгоняет цветные кораблики по пруду.
- Белая туча постепенно заволакивала весь горизонт.

- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.

3 СТАНЦИЯ – СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

- Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи. - ПП
- Распустилась черемуха, и над самой водой позеленели кусты смородины. - СП
- Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья.- ПП
- Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. СП
- Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам. -ПП
- Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер.- СП
- Семечко клена с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро понеслось. -ПП
- Кончается светлая лесная весна, и начинается лесное тенистое лето. - СП
- Но вот поднялось над лесом солнышко и прогнало туман. -ПП
- Листва сомкнулась, и потемнел лес. -СП
- Ветер раздувал снежинки, и они плясали под его музыку. - СП

10. Нарисовать схемы к предложениям (знаки препинания не расставлены)

11. Составить из двух простых предложений сложные (ССП и СПП).

I вариант II вариант
III вариант
1. Взошло солнце. Ожил каждый кустик.
1. Солнце поднялось. Вся окрестность озарилась светом.

1. Солнце светило ярко. Наташа пошла на прогулку.
2. Небо заволокло тучами. Началась гроза. 2. Болота уже начинали замерзать. Первыми тронулись болотные птицы.
2. Утром шёл дождь. Трава ещё была мокрая.

III. ИТОГ УРОКА.

- Наше путешествие подошло к концу. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

1. Выяснение достигнутых результатов.

- Ребята! Над чем же мы сегодня работали? Что повторили и закрепили? Помогут ли сегодняшние сведения Вам в будущем?

2. Выставление оценок за работу на уроке.

30-05-029.jpg

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- А теперь снова возьмите один из колокольчиков, который больше выражает ваше состояние и настроение сейчас, в данный момент, после работы на уроке, прикрепите рядышком с первым.
- Я рада, что Ваше настроение улучшилось. Спасибо за работу на уроке.
Желаю Вам успеха! Урок окончен. До свидания.

Читайте также: