Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста измерению

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

-(Обучающая ) Формировать представление об измерении объема с помощью условной мерки, о зависимости результата измерения от величины мерки, о зависимости результата измерения от величины мерки, закреплять навыки прямого и обратного счета, называть соседей числа, соотнесения числа с цифрой, временные представления.

-(Развивающая) Развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику рук, мыслительные операции, речевую активность. Развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, память, умение излагать результаты исследования.

(Воспитательная) Воспитывать аккуратность умение работать в коллективе, договариваться самостоятельно. Воспитать интерес к естественным наукам.

_(Коррекционная ) Устранения речевого негативизма, нарушений в согласовании речи с движением.

Предварительная работа: Экспериментальная деятельность.

Словарная работа: Объем, условная мерка, сыпучие , мерить, измерять, сыпать.

Оборудование: Различные мерки (стаканчики, ложечки) крупа, сосуды, наборы фишек и цифр

Воспитатель: Доброе утро ребята! Давайте улыбнемся друг другу, покажем мимикой своё настроение. Вот такое настроение с улыбкой мы оставим на весь день.

А сейчас, пожалуйста, присаживайтесь за столы

- Посмотрите на числовой ряд, начинаем прямой и обратный счет от заданного числа.

- А теперь по порядку. (Первый, второй . )

- Назовите соседей числа 3? (2,4)

- Какие числа живут рядом с 5? (4,6)

- Назовите соседа числа 6 справа? (7)

- Назовите соседа числа 7 слева? (6)

- Какое число живет слева от числа 8? (7)

- Назовите соседей числа 9? (8,10)

- Какой сейчас у нас месяц. (Апрель.)

- Какой сегодня день недели. (Среда.)

Воспитатель: Сегодня ребята мы будем учиться измерять объем сыпучих тел с помощью условной мерки.

-Какие тела мы можем назвать сыпучими?

Выбираем мерку- предмет ,который будет служить для измерения, а условной она называется потому что, мы условимся, договоримся, что измерять мы будем ею.

- Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения (Показ) .

- Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.

- Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку, чтобы не сбиться со счета.

- Какой должна быть мерка? – полной, ровно по краям.

- Что делаем, когда отмеряем полную мерку? – выставляем фишку.

- Сейчас вы будите самостоятельно измерять крупу у вас в посуде. Не забывайте правило измерения. Приступаем к работе. Воспитатель ставит миску с гречкой

- Стакан может помочь нам узнать, сколько здесь гречки? (Да.)

- Это будет наша мерка.

Воспитатель: Чем нам будет служить стакан? (Меркой.)

- Сейчас мы с вами измерим объём гречки в миске. Для того чтобы не забыть результат измерения, каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку, чтобы не сбиться со счета. Предложить это делать кому-либо из детей, показать, как надо наполнять мерку, чтобы измерение было правильным (стакан – мерка должен быть полным, но не с верхом).

Измерять надо точно и аккуратно, иначе результат будет неправильным.

- Веся ли гречка измерена? (Нет, только часть гречки.)

- До каких пор надо продолжать измерение? (Пока не будет измерена веся гречка.)

Окончив измерение, воспитатель спрашивает

- Как узнать, сколько получилось мерок крупы? – (надо сосчитать фишки) .

(дети считают количество фишек, обозначают цифрой)

- Я открою вам секрет, у всех в посуде было по 4 стакана крупы. Тот, у кого получилось 4 стакана, измерили правильно.

- Почему у вас получились разные ответы? – потому что неправильно измеряли, неправильно заполняли условную мерку. Результат зависит от правильного заполнения мерки

- Какие правила измерения вы узнали? (Можно измерять стаканом. Стакан – это условная мерка

- А ложка может быть меркой? Ложкой можно измерить гречку? (Можно, но долго).

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают.

- Сейчас я Вам загадаю загадку.

Братьев этих ровно семь,

Вам они известны всем,

Каждую неделю кругом,

Ходят братья друг за другом,

- Правильно. Дни недели. А сколько всего дней недели?

- Давайте повторим с вами названия дней недели.

- Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

ВложениеРазмер
konsp_izmerenie_.docx 21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию математических представлений в старшей дошкольной группе

- учить детей находить способы решения поставленной задачи – как измерить длину предмета;

- закреплять умение различать и правильно называть цифры и геометрические фигуры;

- учить сравнивать предметы по длине и ширине, измерять их с помощью мерки;

- развивать исследовательские умения ;

- развивать логическое мышление, воображение, память.

- воспитывать желание помогать друг другу, умение работать сообща, доводить начатое до конца.

Материалы : 2 набора геометрических фигур по числу детей

Восп. Давайте повторим правила поведения в автобусе. Что нельзя делать? Почему?

Восп. Итак, мы приехали с вами к Лизе Барбоскиной в гости, выходите пожалуйста (героиня мультфильма встречает их, дети здороваются).

На экране изображение Лизы Барбоскиной

Лиза: Ребята очень рада всех вас видеть. Прошу вас помогите мне измерить столы, чтобы я сходила в магазин и купила ткань. Посмотрите, как много у меня столов, посчитайте. Чтобы мы смогли измерить все столы предлагаю вам разбиться на группы необычным способом: каждый возьмёт у меня у меня карточку того цвета, который уму понравится. Переверните её и увидите номер стола, к которому надо подойти (дети подходят к столам с соответствующими номерами.)

Восп. Давайте-ка подумаем, с чего нам необходимо начать? (Снять мерку со стола – определить ширину и длину стола). Что нам для этого понадобится?

Восп. Ребята, чем же нам измерить длину и ширину стола? Предлагаю вам взять любую условную мерку и измерить.Одни измеряют длину, а другие ширину. А результаты мы запишем в дневник, Что получилось? Почему у нас у всех получились разные результаты?

Восп. Ребята, а как вы думаете, как и чем в старину измеряли предметы, ткани и многое другое? Давайте отправимся в прошлое и узнаем. Но чтобы туда попасть надо закрыть глаза, повернуться вокруг себя и сказать вот такие волшебные слова:

Вокруг себя обернись и в прошлое очутись!

На экране появляется картинка с красной девицей и изображением старинного русского быта.

Девушка: «Здравствуйте ребята. Рады видеть Вас у нас в гостях. Я хочу вам немного рассказать и показать старинные единицы измерения длины. В древности для измерения длин людьми использовались такие измерительные приборы, которые всегда были при себе. Это было очень удобно и практично. Посмотрите, изначально для измерения длины, как и сейчас вы при счете, пользовались руками, пальцами – пядью. ,Давайте попробуем пядью (показывает пядь – расстояние от большого пальца до указательного), измеряет длину стола. Считайте, сколько у меня получается пядей?

Теперь попробуйте сами ( дети измеряют по очереди столы пядями)

Этой единицей очень многие долго пользовались. Локтями богатые торговцы измеряли продаваемые ткани и шерстяные нитки наматывая их на руку. А теперь давайте измерим локтем ваши столы (показывает). А сколько у вас локтей поместилось в длину стола? (отмечают в дневнике). И ещё – померим аршином, это длина всей руки (показывает). Дети измеряют по очереди и записывают цифру в дневник.

Восп. Спасибо красная девица. А нам пора возвращаться. Закрываем глаза, поворачиваемся вокруг себя и говорим волшебные слова:

Вокруг себя обернись и в настоящее опять очутись!

Восп. Вот мы опять и вернулись к Лизе Барбоскиной.

Ребята, посмотрите внимательно, столы одинаковые, а результаты измерения получились разные? Если столы одинаковые, размер может быть разным? Давайте подумаем, мы же обещали помочь Лизе. Что же нам нужно чтобы правильно измерить длину? Да, ребята, для того, чтобы не ошибаться в измерениях, люди придумали линейки и другие измерительные приборы. Посмотрите, какие бывают измерительные приборы, назовите их (показ рулетки, метра, линейки разного размера, сантиметров). А что общего между ними? (есть измерительная шкала и отрезок от 0 до 1 – это сантиметр). Что можно измерять линейкой? Чем нам удобно будет измерить длину стола, давайте попробуем? Для измерения очень длинных предметов используется метр. С помощью метра можно измерить длину и высоту стола, стула, длину ковра, ткани. Я вам раздам метры, а вы сами попробуйте измерить. Лиза, посмотри, как нужно измерять длину и ширину стола. 1-ый стол, какая цифра у вас получилась? А у вас, второй стол? Третий? Четвёртый?

Давайте запишем в дневники на следующей странице (Дети выполняют задание). Дорогая Лизочка ты поняла, как и чем нужно измерять длину и ширину стола? Вот тебе точные размеры, можешь отправляться в магазин за тканью для скатертей.

Лиза: Спасибо, ребята, вы меня выручили. До свидания, побегу в магазин

Восп. Ребята, а вы выходите на полянку, немного отдохнём.

Речь с движением:

« Одна луна на небесах,

Две стрелки ходят на часах,

Три огонька у светофора,

Четыре лапки у Трезора,

Пять пальцев на одной руке,

Пять пальцев-братцев в кулачке,

Шесть быстрых лапок у жука.

Семь дней в неделе,

И восемь ног у паука,

А девять дырочек в свирели.

И десять пальцев на руках –

Восп. Ребята, Лиза оставила вам сладкие сюрпризы ( печенья в виде геометрических фигур).

Но чтобы до них добраться, надо выбрать самую короткую дорожку. ( на полу из самоклеющей бумаги сделаны 4 дорожки – зигзагообразная, волнистая, спираль , прямая). Как вы думаете, какая это дорожка? Давайте проверим, посчитаем, сколько шагов поместится в каждой из дорожек. Где меньше всего шагов окажется – та дорожка и есть короткая (дети проходят по дорожкам, называют число шагов, а воспитатель записывает на мольберте под каждой нарисованной дорожкой - 7, 10, 8, 3). Какое число меньше всех? (3). Давайте наш результат обозначим на мольберте - 3 меньше (знак

Итак, мы нашли самую короткую дорожку, а вот и угощение.

Пора возвращаться в садик. Пойдёмте к автобусу, занимайте свои места согласно купленным билетам.

Восп. Ну вот мы и приехали. Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? ( ехать на автобусе, ходить по дорожкам, измерять пядью, локтем, аршином…). Что мы с вами сегодня узнали?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе.

Учить детей классифицировать по цвету и форме. Закрепить умение считать до трех. Закрепить понятия: один - много, большой - маленький, широкий- узкий, длинный- короткий, лево - право, геометрические ф.


Проводит: Кононкова Любовь Фёдоровна.- формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным спосо.


Конспект ООД по формированию математических представлений в средней группе

конспект занятия по формированию математических представлений в средней группе. счёт до 5, ориентировка в пространстве.


Математические сказки. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе

Формировать умения ориентироваться во времени; развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина.


Конспект занятия по формированию математических представлений ( старшая группа)

Конспект занятия по формированию математических представлений .Возраст: Старшая группаТема: Повторение , счет до пяти, счет на слух , геометрические фигуры. Программное содержание.


Конспект занятия по формированию математических представлений ( старшая группа) Тема:" Счет предметов в разных направлениях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить представление детей о мерах длины, научить измерять с помощью линейки.

Цель: развить познавательную активность детей за счёт знакомства с мерами длины, существовавшими в древности и существующими в настоящее время, научить измерять с помощью линейки.

1. Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения.

2. Познакомить с измерительными приборами: линейка, сантиметровая лента, рулетка.

3. Научить измерять с помощью линейки

4. Развивать логическое мышление, умение наблюдать, стоить гипотезы и делать выводы.

5. Воспитывать любознательность.

Методы обучения: словесный, наглядный, поисково-исследовательский

Формы работы: индивидуальная, беседа, исследование.

1. Измерить длину можно любым предметом, меньшим по размеру, чем то, что измеряем.

2. Результаты измерения будут точными при использовании измерительных приборов.

Столы, стулья, коробка с линейками, палочки Кюизенера 8 шт по 6 см, цифры, лента сантиметровая, рулетка.

Ход образовательной ситуации

Беритесь за руки, мы с вами поздороваемся.

Вот собрался наш круг.

Руку дал друг другу друг!

Здравствуй, правая рука!

Здравствуй, левая рука!

Здравствуй, дружный - дружный круг!

Воспитатель: Какие вы дружные! А вы любите смотреть мультфильмы?

Ответы детей.

Воспитатель: Предлагаю посмотреть кадры из этого мультфильма, которые остались на диске.

Воспитатель демонстрирует слайд с изображением героев мультфильма, на котором попугай и слон измеряли удава шагами, а обезьянка закручивалась в него.

Воспитатель: Как вы думаете, что они делают? Зачем мартышка закрутилась в удава? Почему слон ходит вдоль удава своими большими шагами, а попугай ходит по удаву своими маленькими шажками.

Воспитатель: Ребята, а может они хотели его измерить? А как они это делали?

Ответы детей

Воспитатель: А вы умеете измерять? Как это интересно - измерять, особенно если неизвестно, чем измерять! Предлагаю что-нибудь измерить. Как вы думаете, чем можно измерять? Что у нас всегда с собой? Руки и ноги - это будут наши условные мерки.

А знаете ли вы, что в старину тоже измеряли руками. Например, измеряли вершками. Это верхняя часть указательного пальца. (Показ и выполнение детьми)

Расстояние между большим и указательным пальцем называли пядью? (Показ и выполнение детьми)

Расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба называли локоть (Показ и выполнение детьми)

Расстояние от конца среднего пальца до плеча называли - аршин (Показ и выполнение детьми)

Расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой называли – сажень (Показ и выполнение детьми)

Воспитатель: Какие вы молодцы. Давайте немного отдохнем и разомнемся

Чтобы что-то измерять

Надо мерки эти знать.

Все движенья повторяй.

В громко мерку называй.

Прыжки на месте скок – поскок

Небольшой всегда вершок.

Конь бежит и слышен цокот

Есть такая мерка локоть.

Руки вверх, до гор вершин,

Больше локтя был аршин.

Раза три скорее присядь

И запомни мерку пядь.

Бегать, прыгать нам не лень

Мерка старая сажень.

Спасибо математике за древнюю грамматику.

Воспитатель: Предлагаю этими древними мерками измерить предметы, которые нас окружают. Что мы можем измерить?

Дети предлагают, что можно измерить, выбирают мерку, которой будут измерять и проводят измерения.

Воспитатель: Для того, чтобы понять, у кого, какие результаты получились, возьмите со стола такую цифру, сколько получилось мерок. Итак, сравним результаты.

Маша, ты какой меркой измеряла высоту (ширину) стула? Какой результат у тебя получился?

Петя, а ты какой меркой измерял тот же стул? Какие результаты получились у тебя?

Маша, Катя, и Сережа вы измеряли ширину, у вас тоже получились разные результаты?

Почему у вас получились разные цифры?

Дети замечают разницу в результатах; рассуждают, что у кого-то из них рука (ладонь, локоть, аршин) больше, у кого-то меньше. Делают свои выводы.

Воспитатель: Поясняет выводы детей. При измерении одинаковой длины разными условными мерками получаются разные результаты. Чем больше мерка, тем меньше число, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число.

Ребята, как вы думаете, у героев нашего мультфильма получились одинаковые результаты? А почему? Дети делают выводы, поясняют.

Воспитатель: Чтобы у всех получались точные измерения, и между людьми не возникало споров 200 лет назад, придумали общую для всех мерку. Ее называли сантиметр. Эта первая в мире общая единица измерения. А потом, имея эту общую мерку изобрели измерительные приборы.

Воспитатель: Как вы думаете, что у меня в коробочке? Воспитатель достаёт из коробочки линейки, показывает детям, дает им в руки и предлагает измерить палочки Кюизенера7 см. длины, лежащие на столах. После того, как дети произвели замеры, воспитатель просит одного ребёнка взять цифру, которая соответствует его измерению. Воспитатель просит поднять правую руку тех, у кого получился такой же результат.

Воспитатель: Предлагаю снова сравнить, ваши результаты.

Дети делают выводы.

Воспитатель подводит итог: Совершенно верно, условная мерка удобна, ее всегда можно взять с собой или придумать, но она не даёт нам точных результатов.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если на надо измерить длину дивана, то вам будет удобно измерять диван линейкой?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда нам поможет рулетка (показывает) или сантиметровая лента.

Воспитатель: Чем мы будем пользоваться, если надо что-нибудь измерить.

Дети: При измерении надо пользоваться измерительными приборами : линейкой, сантиметровой лентой, рулеткой.

Воспитатель: Так как же измерить удава?

Ответы детей: линейкой, рулеткой, сантиметровой лентой.

Занятие по математике в старшей группе детского сада

Задачи:

1. Дать представление о числе как результате измерения длины.

• упорядочивать предметы по количеству, размеру;

• определять свое местонахождение среди объектов окружения.

Демонстрационный материал: 2 домика, 2 тропинки, условная мерка — полоска бумаги; 2 гнома (плоскостные); весы, 2 пакета с сахаром, совок.

Раздаточный материал: 5 кубиков; 5 мячей; предметные карточки; треугольники, четырехугольники.

Ход занятия

Воспитатель с детьми стоят полукругом перед доской. На доске прикреплены 2 домика, 2 тропинки, ведущие к ним, и два гнома (плоскостные).

Жили два веселых гнома,

Вот их два чудесных дома.

И тропинки к ним ведут,

Гномики домой идут.

Но один идет хохочет —

Его тропинка чуть короче.

А другой не унывает,

Что по длинной он шагает.


— В какой дом гном придет быстрее? Почему вы так решили?

Дети объясняют, что одна тропинка длинная, другая короткая.

— Как вы измерили эти тропинки? Вы определили это на глазок. А можно более точно определить длину. Чем измеряют длину? (Предположения детей.)

— Чем только ни измеряли раньше длину: пальцами, локтями, руками. Сейчас существуют линейки, сантиметровые ленты. А если нет линейки? Можно измерить меркой.

Воспитатель показывает мерку — полоску бумаги. Объясняет детям, что с помощью этой мерки можно измерить длину.

— Посмотрите, как я буду это делать. Кладу мерку в начале тропинки. Я один раз положила мерку. Отложите один кубик. Сразу же кладу еще раз мерку. Отложите еще один кубик. И еще раз вмещается мерка. Отложите еще кубик.

— Сколько раз поместилась мерка на этой тропинке? (3 раза.)

— Теперь измерим другую тропинку.

Воспитатель проделывает то же с другой тропинкой.

— Сколько раз поместилась мерка на этой тропинке? (2 раза.)

— Теперь сразу видно, что одна тропинка длиннее.

Сахар гномики купили,

Целый день его делили.

Скоро уж настанет ночь,

Надо гномикам помочь.

Дети проходят за столы. На столах лежат карточки с нарисованными на них предметами (от 1 до 5).

— Гномики решили убраться в квартире и положить разбросанные предметы в ряд. Положите в ряд карточки с предметами от 1 до 5, начиная с карточки с одним предметом.

Дети выполняют задание, воспитатель проверяет. Затем обращает внимание детей на мячи и кубики.

Гномики игрушки взяли,

Их, конечно, не убрали.

Скоро уж настанет ночь,

Надо гномикам помочь.

— Разложите, девочки, по порядку мячи: от самого большого до самого маленького.

— А мальчики разложат по порядку разбросанные кубики, начиная с самого маленького.

— А сейчас возьмите все по одной геометрической фигуре. Гномики приготовили их для вас и хотят с вами поиграть. Задание такое:

Читайте также: