Зимняя пора в живописи и графике 5 класс конспект
Обновлено: 03.07.2024
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3 Знакомство с новой темой.
4. Закрепление нового материала.
5. Динамическая пауза.
6. Самостоятельная работа.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия). Домашнее задание.
Цель урока: развитие творческого воображения детей через овладение приемами пейзажной живописи.
- активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу;
- познакомить с пейзажами художников, как жанром изобразительного искусства;
- учить учащихся передавать цветом состояние и настроение природы в живописи;
- расширять знания детей о работе над пейзажной композицией.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация по теме.
Для учащихся:
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые
Организационный этап
Долгожданный дан звонок,
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Красотой будем здесь мы любоваться,
И, конечно же, творчеством заниматься.
Настраиваются на работу.
Визуально контролируют свою готовность к уроку.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Регулятивные:
- правильность выбора учебных принадлежностей.
Этап мотивации и актуализации знаний
Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;
Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайн стоит.
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
В мягкой бархатной постели им отрадно почивать.
Ребята о чем говорится в стихотворении
Правильно, сегодня мы будем рисовать пейзаж.
Ученики формулируют содержание темы урока
о деревьях, о луне, о лесе, о ветре, о метели, о пейзаже зимнем.
Познавательные:
- умение структурировать знания;
- умение осознанно строить речевое высказывание;
- активно использовать язык изобразительного искусства.
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию).
Коммуникативные:
-доносить свою позицию до других.
Постановка учебной задачи
Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.
Как вы считаете, какие задачи мы сегодня поставим на уроке?
- активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу.
- познакомить с пейзажами художников, как жанром изобразительного искусства;
- научить передавать цветом состояние и настроение природы в живописи;
- расширить знания детей о работе над пейзажной композицией.
Живопись пейзажа весьма популярна в наше время. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая природная среда создают неисчерпаемую гармонию форм и красок
Картины, созданные мастерами пейзажа: А.К. Саврасовым, И.И. Левитаном, И. И. Шишкиным и другими замечательными мастерами, воспитывают у нас любовь к родине, к ее природе с безграничными пространствами, лесами и морями, с большими и малыми реками. Как оставаться равнодушным к этой замечательной красоте и не попробовать по мере своих сил и способностей отобразить ее в своем искусстве.
Ученики ставят перед собой задачи
- выполнять последовательно и аккуратно работу;
- проявлять фантазию и воображение
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;
Познавательные:
- самостоятельное выделение-формулирование учебных задач.
Регулятивные:
- учиться выделять и осознавать то, что уже и что ещё подлежит известно.
- понимание нравственных норм поведения.
Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Скажите, какое средство выразительности использовал Ванн Гог в своей картине.
Пейзаж – один из наиболее популярных жанров изобразительного искусства. Природа постоянно меняется. Один и тот же уголок выглядит по-разному не только зимой, весной, летом и осенью, но и в разное время дня. Можно рисовать его каждый день, и рисунки не будут повторять друг друга.
Ребята сегодня мы познакомимся с новым приемом таким, как импасто. Термин импасто, происходит от итальянского слова impasto, что в переводе означает тесто - способ густо накладывать краски. В живописи технический прием импасто часто использовали импрессионисты. Импрессионизм в переводе с французского означает впечатление. Слайд 4
Ученики отвечают на поставленный вопрос
- я вижу много штрихов;
- у меня создалось такое впечатление как будто в картине все двигается.
Коммуникативные:
- инициативное сотрудничества с учителем.
Познавательные:
-построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные:
- планирование и определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- положительное отношение и настрой на занятие.
Первичное закрепление
Как вы думаете, от чего зависит цвет?
Художник должен быть очень наблюдательным. А вы, наблюдательны? От чего зависит изменение цвета снега?
от состояния дня, времени дня и окружающей природы.
- если день пасмурный, то снег – серый, коричневый;
- если на дворе солнце, то снег - желтый, голубой, фиолетовый).
Коммуникативные:
- сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Познавательные:
- умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- отличать новое от уже известного.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися.
- контролировать и оценивать свои ответы.
Динамическая пауза
Мы немного отвлечемся
И гимнастикой займемся.
С места не вставая,
За цифрами в углах
Немного размялись, пора снова в путь
Внимание, старание с собою не забудь.
Учащиеся слушают музыку, делают зарядку.
Коммуникативные:
- учиться заботиться с одноклассниками о своем здоровье
Познавательные:
- научиться преобразовывать информацию.
Регулятивные:
- определять последовательность выполнения упражнений во время динамической паузы;
- контролировать свои действия.
Творческая практическая деятельность.
Учитель организует творческую деятельность.
Каждое время года имеет свои особенности, свое очарование, которые можно передать цветом. В чем же очарование зимы? Ведь на первый взгляд снег всегда белый, а где же цвет?
Каждый художник, изображая пейзаж, видит в нем свою красоту, свой цвет. Ребята, картина в технике импасто, должна выглядеть свободной и непринужденной. Густой краске можно придавать разные формы: накладывать ее длинными и точечными мазками. Начинаем работу с фона. Перед тем как нанести краску на бумагу, смешайте ее на палитре с другими красками и начинайте работать. Как говорят художники, все цвета дружат друг с другом, тогда, когда ни один цвет не вырывается из ряда.. Сначала наносите на бумагу цвет неба, затем в зависимости от, того, какое состояние дня вы хотите изобразить в своем пейзаже, добавьте в цвет снега другие краски, затем можно добавит и другие элементы пейзажа, например деревья.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы.
Учащиеся выполняют творческое задание.
Коммуникативные:
- учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- учиться ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
- определять последовательность действий в практической деятельности.
- создавать самостоятельно алгоритмы деятельности;
- развивать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
План-конспект
урока изобразительного искусства
Плохих Нина Владимировна
Технологическая карта урока.
Предмет: изобразительное искусство
Автор УМК: Шпикалова Т.Я.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: образовательная – развитие эстетического восприятия природы и её отображения в произведениях различных видов искусств; деятельностная- формировать умения выполнять рисунок пейзажа в графике.
Задачи урока:
-формировать навыки в изображении деревьев, составлении композиции пейзажа;
-совершенствовать навыки работы с различными графическими и живописными материалами;
-расширять представления детей о развитии жанра пейзажа в изобразительном искусстве;
-воспитывать чувство любви к родной природе.
Планируемые результаты.
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством; передают свои наблюдения в рисунке, демонстрирует способность изображать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию;
Метапредметные (УУД):
-регулятивные : умеет ставить учебную задачу; определяет последовательность этапов деятельности; анализирует и оценивает результат своего труда; осуществляет рефлексию собственной деятельности;
-познавательные: общеучебные - осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; умеет оценивать рисунок по заданным критериям; логические- умеет сравнивать, анализировать работы сверстников;
-коммуникативные: ведёт диалог;сотрудничает с учителем, с одноклассниками; осознаёт содержание своих действий; излагает своё мнение, выдвигает версии в дискуссии, делает выводы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.
Методы обучения: словесный, практический (показ приёмов учителем), творческий, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.
Педагогические технологии: личностно-ориентированные; здоровье-сберегающие, икт.
Основные понятия, изучаемые на уроке: живопись, графика, пейзаж, выразительные средства: линия, штрих, точка, тон, цвет, свет, колорит, контур, и др.
Материально-техническое оснащение урока.
Оборудование для обучающихся: бумага акварельная белая и загрунтованная, гуашь, кисти, баночки для воды, палитры, учебники.
- духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
- развивать способность смыслового восприятия произведений живописи;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач,
овладевать диалогической формой коммуникации;
- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
- адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности
Здравствуйте ребята. У нас урок изобразительного искусства. Мы отправимся в мир красоты. Готовы ли вы к уроку? Я вижу, вы к уроку готовы, все необходимое у вас есть.
Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь как это солнышко.
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с жанрами искусства. Давайте повторим, что такое жанр?
В изобразительном искусстве — картины с общим предметом изображения.
- Какие жанры живописи вы знаете?
(Жанры живописи: тематическая картина, натюрморт, портрет, пейзаж)
- Что означает тематическая картина, и какие виды тематической картины вы знаете?
В живописи – это картина написанная на определённую тему (историческое событие, сказочный сюжет или момент повседневной жизни).
Виды тематической картины: батальная, историческая, сказочно-мифологическая, анималистическая, маринистическая, бытовая)
- Что означает батальный жанр?
- Что означает исторический жанр?
(Исторический жанр посвящён изображению исторических событий прошлого)
- Что означает сказочно-мифологический жанр?
(Для картин этого вида используются сюжеты сказок, былин, мифов).
Что означает анималистический жанр?
- Что означает маринистический жанр?
(Маринисты изображают море, мужество людей, борющихся со стихией; мы видим в картинах необъятную, вечно изменчивую стихию моря).
- Что означает бытовой жанр?
(В бытовом жанре показана повседневная (обычно современная) частная и общественная жизнь).
Что такое натюрморт?
Что такое портрет?
Вместе с внешним сходством портрет показывает духовный мир человека.
-Какие цвета художник использовал для написания картины?
- Посмотрите на картину и скажите, что необычного вы видите?
- Времена года – любимейшая тема в искусстве поэтов, художников, музыкантов.
Портрет Ивана Захаровича Сурикова.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
И под утро снегом
Ребята, а кого вы знаете еще из поэтов, кто писал о Зиме?
Ответы детей : Портрет А.С. Пушкина
Мороз и солнце: день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры.
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
Ответы детей : Портрет М.Ю. Лермонтова
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она…
Ответы детей : Портрет С.Д. Дрожжина
Вьюга злится за окном,
Вся окутана кругом
- Ребята, а художники писали картины про Зиму?
Какие вы знаете картины, написанные о зиме.
Посмотрите на доску (на доске репродукции названных картин).
Скажите, что общего в этих картинах?
- на картинах изображено одно и то же время года – это зима.
Мы видим начало или конец зимы?
(Коровин, Крылов) (неглубокий, чистый, рыхлый, почти нетронутый снег, говорит о начале зимы)
Посмотрите и скажите
-Какое здесь состояние природы?
-спокойное, тихое, умиротворенное.
Какие цвета выбрали художники для картин?
белый, синий, черный.
Какие вы знаете выразительные средства живописи?
-перспектива, светотень, линия, силуэт.
Вывод: на картинах мы видим удивительное свойство живописи; художники передают зримые образы действительности, отмечают неподвижность живописного изображения, передающего один момент, одно состояние.
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она,
Раскрыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Назовите тему урока и поставьте цель, которую вы должны достигнуть в конце урока.
Повторим что такое пейзаж, живопись, последовательность изображения пейзажа.
Ребята, давайте выполним работу так, чтобы у всех были они разные т.е. каждый из вас проявит творчество, фантазию.
- Физминутка (музыкальная).
- Повторение знаний.
Что такое пейзаж?
-жанр, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы.
Что такое живопись?
-вид изобразительного искусства, в котором задачи образного отражения, познания явлений и предметов действительности решаются цветом; произведения живописи создаются красками.
Какие вы знаете виды пейзажного жанра?
Карточки (работа в парах)
Сельский пейзаж Городской пейзаж
Парковый пейзаж Морской пейзаж
Архитектурный пейзаж Индустриальный пейзаж
Героический пейзаж Декоративный пейзаж
Эпический пейзаж Исторический пейзаж
Романтический пейзаж Космический пейзаж Пейзаж настроения
Проверяем с помощью эталона.
Эталон на доске.
А теперь, давайте повторим последовательность изображения пейзажа:
Изображение пейзажного мотива:
Определение формата и положения листа бумаги.
Проведение линии горизонта, определяющей соотношение земли и неба.
Рисование на земле основных элементов пейзажа (самые важные и большие)
Отмечают обобщенную пространственную форму
по внешним контурам светлыми линиями по законам линейной перспективы.
Намеченное в обобщенном виде прорисовывается и детализируется по законам воздушной перспективы
-установление тоновых отношений между землей и небом;
-передаем тоновые различия между элементами первого плана и землей;
-потом между элементами первого плана и небом;
-переходим к тоновым отношениям между всеми планами и частями каждого плана.
Живописное изображение пейзажа:
-представляем себе цветовой строй пейзажа;
-цветовой строй пейзажа задается освещением (солнцем, луной, небом) и состоянием атмосферы;
-фиксируем основные цветовые отношения земли и неба и связанных с ними компонентов с учетом изменения цвета от плана к плану.
-передаем объем каждого элемента пейзажа;
-передаем объем обусловленными цветовыми оттенками, возникшими в результате взаимодействия всех элементов данного плана;
-устанавливаем цветовую связь между всеми планами пейзажа.
Ребята попрошу вас расслабиться, сесть как вам удобно, закрыть глаза, представьте, что вы на природе, у каждого из вас появляется своя картинка, попробуйте войти в эту картинку и почувствовать себя в образе какого-то элемента на картинке (дерева, сугроба, веточки, тучки, тени…).
Оставайтесь в этом же состоянии только откройте глаза, возьмите кисти в руки, краски и попробуйте написать на листе бумаги свою увиденную картинку.
- Самостоятельная работа учащихся. Тихо звучит музыка.
Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.
-На следующем уроке мы с вами продолжим эту работу.
-Для меня было открытием…
-У меня получилось…
- Было ли мне комфортно заниматься, с каким настроением я работал, доволен ли я собой?
Как вы думаете: достигли вы цели, которую поставили в начале урока?
Ответы детей : да.
В начале нашего урока мы говорили о том, что времена года - это любимейшая тема в творчестве поэтов, художников, еще это любимейшая тема в творчестве композиторов.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Научатся изображать пейзаж и передавать в рисунках основные признаки зимнего пейзажа. Развитие воображения и ассоциативного мышления учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников и различных видов искусства. Познакомятся с видами пейзажного жанра.
Конкпект урока по изобразительному искусству на тему "Русская зима. Пейзаж в графике".Учащиеся изображают русскую зиму в графике. Выполняют работу гуашью.
Содержимое разработки
Конспект урока по изобразительному искусству
Тема: Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. Разнообразные штрихи и линии.
Цель: формирование умения изображать зимний пейзаж в графике.
1. Раскрывать возможности графических средств в изображении красоты, состояний природы зимой.
2. Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию.
3. Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности.
Личностные: понимание красоты зимних пейзажей, умение проводить самооценку.
Предметные: уметь владеть графическими и композиционными навыками.
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные): выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу, формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.
Оборудование: альбом, карандаш, мультимедийная презентация.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Ребята, прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам отгадать одну загадку:
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Как только не называют люди нашу русскую зиму! Она и барыня, и чародейка, и красавица, и царица! Как вы думаете, почему?
Посмотрите на экран, что вы видите?
Верно, это зимние пейзажи.
Но сегодня мы будем изображать не просто пейзаж.
Коммуникативные (развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме).
Изложение нового материала
Художники запечатлели красоту родной природы в зимнюю пору. Ребята, а вы знали, что каждый художник, любуясь зимними картинами, выбирает свои художественные приемы для передачи ее красот?
Один работает цветом и его работы получаются живописные, а другой – использует краски, которые не содержат цвет и тогда работы называют графические.
Посмотрите, пожалуйста, как они изобразили пейзажи.
Ребята, обратите внимание, чем выполнены эти пейзажи? Вспомните, как называется этот вид изобразительного искусства?
Графика – это вид изобразительного искусства, используемый в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
С помощью, каких материалов можно изобразить зимний пейзаж в графике.
Какие краски использует художник график?
В этих графических работах, торжество и красота земли переданы с помощью черного и белого цветов.
Как я уже сказала, в графике используют такие средства, как линия, штрих, пятно и точка.
Читайте также: