Зимняя пора в живописи и графике 5 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3 Знакомство с новой темой.

4. Закрепление нового материала.

5. Динамическая пауза.

6. Самостоятельная работа.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия). Домашнее задание.

Цель урока: развитие творческого воображения детей через овладение приемами пейзажной живописи.

- активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу;

- познакомить с пейзажами художников, как жанром изобразительного искусства;

- учить учащихся передавать цветом состояние и настроение природы в живописи;

- расширять знания детей о работе над пейзажной композицией.

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация по теме.

Для учащихся:

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

Организационный этап

Долгожданный дан звонок,

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Красотой будем здесь мы любоваться,

И, конечно же, творчеством заниматься.

Настраиваются на работу.

Визуально контролируют свою готовность к уроку.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

- правильность выбора учебных принадлежностей.

Этап мотивации и актуализации знаний

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,

Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;

Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет

И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайн стоит.

Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,

В мягкой бархатной постели им отрадно почивать.

Ребята о чем говорится в стихотворении

Правильно, сегодня мы будем рисовать пейзаж.

Ученики формулируют содержание темы урока

о деревьях, о луне, о лесе, о ветре, о метели, о пейзаже зимнем.

Познавательные:

- умение структурировать знания;

- умение осознанно строить речевое высказывание;

- активно использовать язык изобразительного искусства.

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию).

Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других.

Постановка учебной задачи

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

Как вы считаете, какие задачи мы сегодня поставим на уроке?

- активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу.

- познакомить с пейзажами художников, как жанром изобразительного искусства;

- научить передавать цветом состояние и настроение природы в живописи;

- расширить знания детей о работе над пейзажной композицией.

Живопись пейзажа весьма популярна в наше время. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая природная среда создают неисчерпаемую гармонию форм и красок

Картины, созданные мастерами пейзажа: А.К. Саврасовым, И.И. Левитаном, И. И. Шишкиным и другими замечательными мастерами, воспитывают у нас любовь к родине, к ее природе с безграничными пространствами, лесами и морями, с большими и малыми реками. Как оставаться равнодушным к этой замечательной красоте и не попробовать по мере своих сил и способностей отобразить ее в своем искусстве.

Ученики ставят перед собой задачи

- выполнять последовательно и аккуратно работу;

- проявлять фантазию и воображение

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

Познавательные:

- самостоятельное выделение-формулирование учебных задач.

Регулятивные:

- учиться выделять и осознавать то, что уже и что ещё подлежит известно.

- понимание нравственных норм поведения.

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Скажите, какое средство выразительности использовал Ванн Гог в своей картине.

Пейзаж – один из наиболее популярных жанров изобразительного искусства. Природа постоянно меняется. Один и тот же уголок выглядит по-разному не только зимой, весной, летом и осенью, но и в разное время дня. Можно рисовать его каждый день, и рисунки не будут повторять друг друга.

Ребята сегодня мы познакомимся с новым приемом таким, как импасто. Термин импасто, происходит от итальянского слова impasto, что в переводе означает тесто - способ густо накладывать краски. В живописи технический прием импасто часто использовали импрессионисты. Импрессионизм в переводе с французского означает впечатление. Слайд 4

Ученики отвечают на поставленный вопрос

- я вижу много штрихов;

- у меня создалось такое впечатление как будто в картине все двигается.

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничества с учителем.

Познавательные:

-построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные:

- планирование и определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- положительное отношение и настрой на занятие.

Первичное закрепление

Как вы думаете, от чего зависит цвет?

Художник должен быть очень наблюдательным. А вы, наблюдательны? От чего зависит изменение цвета снега?

от состояния дня, времени дня и окружающей природы.

- если день пасмурный, то снег – серый, коричневый;

- если на дворе солнце, то снег - желтый, голубой, фиолетовый).

Коммуникативные:

- сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

- умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- отличать новое от уже известного.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися.

- контролировать и оценивать свои ответы.

Динамическая пауза

Мы немного отвлечемся

И гимнастикой займемся.

С места не вставая,

За цифрами в углах

Немного размялись, пора снова в путь

Внимание, старание с собою не забудь.

Учащиеся слушают музыку, делают зарядку.

Коммуникативные:

- учиться заботиться с одноклассниками о своем здоровье

Познавательные:

- научиться преобразовывать информацию.

Регулятивные:

- определять последовательность выполнения упражнений во время динамической паузы;

- контролировать свои действия.

Творческая практическая деятельность.

Учитель организует творческую деятельность.


Каждое время года имеет свои особенности, свое очарование, которые можно передать цветом. В чем же очарование зимы? Ведь на первый взгляд снег всегда белый, а где же цвет?

Каждый художник, изображая пейзаж, видит в нем свою красоту, свой цвет. Ребята, картина в технике импасто, должна выглядеть свободной и непринужденной. Густой краске можно придавать разные формы: накладывать ее длинными и точечными мазками. Начинаем работу с фона. Перед тем как нанести краску на бумагу, смешайте ее на палитре с другими красками и начинайте работать. Как говорят художники, все цвета дружат друг с другом, тогда, когда ни один цвет не вырывается из ряда.. Сначала наносите на бумагу цвет неба, затем в зависимости от, того, какое состояние дня вы хотите изобразить в своем пейзаже, добавьте в цвет снега другие краски, затем можно добавит и другие элементы пейзажа, например деревья.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

Учащиеся выполняют творческое задание.

Коммуникативные:

- учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- учиться ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм

деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

- определять последовательность действий в практической деятельности.

- создавать самостоятельно алгоритмы деятельности;

- развивать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект

урока изобразительного искусства

hello_html_mec2b9f7.jpg

Плохих Нина Владимировна

Технологическая карта урока.

Предмет: изобразительное искусство

Автор УМК: Шпикалова Т.Я.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: образовательная – развитие эстетического восприятия природы и её отображения в произведениях различных видов искусств; деятельностная- формировать умения выполнять рисунок пейзажа в графике.

Задачи урока:

-формировать навыки в изображении деревьев, составлении композиции пейзажа;

-совершенствовать навыки работы с различными графическими и живописными материалами;

-расширять представления детей о развитии жанра пейзажа в изобразительном искусстве;

-воспитывать чувство любви к родной природе.

Планируемые результаты.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством; передают свои наблюдения в рисунке, демонстрирует способность изображать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию;

Метапредметные (УУД):

-регулятивные : умеет ставить учебную задачу; определяет последовательность этапов деятельности; анализирует и оценивает результат своего труда; осуществляет рефлексию собственной деятельности;

-познавательные: общеучебные - осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; умеет оценивать рисунок по заданным критериям; логические- умеет сравнивать, анализировать работы сверстников;

-коммуникативные: ведёт диалог;сотрудничает с учителем, с одноклассниками; осознаёт содержание своих действий; излагает своё мнение, выдвигает версии в дискуссии, делает выводы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.

Методы обучения: словесный, практический (показ приёмов учителем), творческий, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.

Педагогические технологии: личностно-ориентированные; здоровье-сберегающие, икт.

Основные понятия, изучаемые на уроке: живопись, графика, пейзаж, выразительные средства: линия, штрих, точка, тон, цвет, свет, колорит, контур, и др.

Материально-техническое оснащение урока.

Оборудование для обучающихся: бумага акварельная белая и загрунтованная, гуашь, кисти, баночки для воды, палитры, учебники.

- духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

- вырабатывать способность различать способ и результат действия;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

- развивать способность смыслового восприятия произведений живописи;

- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач,

овладевать диалогической формой коммуникации;

- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

- адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности

Здравствуйте ребята. У нас урок изобразительного искусства. Мы отправимся в мир красоты. Готовы ли вы к уроку? Я вижу, вы к уроку готовы, все необходимое у вас есть.

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь как это солнышко.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с жанрами искусства. Давайте повторим, что такое жанр?

В изобразительном искусстве — картины с общим предметом изображения.

- Какие жанры живописи вы знаете?

(Жанры живописи: тематическая картина, натюрморт, портрет, пейзаж)

- Что означает тематическая картина, и какие виды тематической картины вы знаете?

В живописи – это картина написанная на определённую тему (историческое событие, сказочный сюжет или момент повседневной жизни).

Виды тематической картины: батальная, историческая, сказочно-мифологическая, анималистическая, маринистическая, бытовая)

- Что означает батальный жанр?

- Что означает исторический жанр?

(Исторический жанр посвящён изображению исторических событий прошлого)

- Что означает сказочно-мифологический жанр?

(Для картин этого вида используются сюжеты сказок, былин, мифов).

Что означает анималистический жанр?

- Что означает маринистический жанр?

(Маринисты изображают море, мужество людей, борющихся со стихией; мы видим в картинах необъятную, вечно изменчивую стихию моря).

- Что означает бытовой жанр?

(В бытовом жанре показана повседневная (обычно современная) частная и общественная жизнь).

Что такое натюрморт?

Что такое портрет?

Вместе с внешним сходством портрет показывает духовный мир человека.

-Какие цвета художник использовал для написания картины?

- Посмотрите на картину и скажите, что необычного вы видите?

- Времена года – любимейшая тема в искусстве поэтов, художников, музыкантов.

Портрет Ивана Захаровича Сурикова.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

И под утро снегом

Ребята, а кого вы знаете еще из поэтов, кто писал о Зиме?

Ответы детей : Портрет А.С. Пушкина

Мороз и солнце: день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры.

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Ответы детей : Портрет М.Ю. Лермонтова

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она…

Ответы детей : Портрет С.Д. Дрожжина

Вьюга злится за окном,

Вся окутана кругом

- Ребята, а художники писали картины про Зиму?

Какие вы знаете картины, написанные о зиме.

Посмотрите на доску (на доске репродукции названных картин).

Скажите, что общего в этих картинах?

- на картинах изображено одно и то же время года – это зима.

Мы видим начало или конец зимы?

(Коровин, Крылов) (неглубокий, чистый, рыхлый, почти нетронутый снег, говорит о начале зимы)

Посмотрите и скажите

-Какое здесь состояние природы?

-спокойное, тихое, умиротворенное.

Какие цвета выбрали художники для картин?

белый, синий, черный.

Какие вы знаете выразительные средства живописи?

-перспектива, светотень, линия, силуэт.

Вывод: на картинах мы видим удивительное свойство живописи; художники передают зримые образы действительности, отмечают неподвижность живописного изображения, передающего один момент, одно состояние.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она,

Раскрыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

Назовите тему урока и поставьте цель, которую вы должны достигнуть в конце урока.

Повторим что такое пейзаж, живопись, последовательность изображения пейзажа.

Ребята, давайте выполним работу так, чтобы у всех были они разные т.е. каждый из вас проявит творчество, фантазию.

  1. Физминутка (музыкальная).
  2. Повторение знаний.

Что такое пейзаж?

-жанр, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы.

Что такое живопись?

-вид изобразительного искусства, в котором задачи образного отражения, познания явлений и предметов действительности решаются цветом; произведения живописи создаются красками.

Какие вы знаете виды пейзажного жанра?

Карточки (работа в парах)

Сельский пейзаж Городской пейзаж

Парковый пейзаж Морской пейзаж

Архитектурный пейзаж Индустриальный пейзаж

Героический пейзаж Декоративный пейзаж

Эпический пейзаж Исторический пейзаж

Романтический пейзаж Космический пейзаж Пейзаж настроения

Проверяем с помощью эталона.

Эталон на доске.

А теперь, давайте повторим последовательность изображения пейзажа:

Изображение пейзажного мотива:

Определение формата и положения листа бумаги.

Проведение линии горизонта, определяющей соотношение земли и неба.

Рисование на земле основных элементов пейзажа (самые важные и большие)

Отмечают обобщенную пространственную форму

по внешним контурам светлыми линиями по законам линейной перспективы.

Намеченное в обобщенном виде прорисовывается и детализируется по законам воздушной перспективы

-установление тоновых отношений между землей и небом;

-передаем тоновые различия между элементами первого плана и землей;

-потом между элементами первого плана и небом;

-переходим к тоновым отношениям между всеми планами и частями каждого плана.

Живописное изображение пейзажа:

-представляем себе цветовой строй пейзажа;

-цветовой строй пейзажа задается освещением (солнцем, луной, небом) и состоянием атмосферы;

-фиксируем основные цветовые отношения земли и неба и связанных с ними компонентов с учетом изменения цвета от плана к плану.

-передаем объем каждого элемента пейзажа;

-передаем объем обусловленными цветовыми оттенками, возникшими в результате взаимодействия всех элементов данного плана;

-устанавливаем цветовую связь между всеми планами пейзажа.

Ребята попрошу вас расслабиться, сесть как вам удобно, закрыть глаза, представьте, что вы на природе, у каждого из вас появляется своя картинка, попробуйте войти в эту картинку и почувствовать себя в образе какого-то элемента на картинке (дерева, сугроба, веточки, тучки, тени…).

Оставайтесь в этом же состоянии только откройте глаза, возьмите кисти в руки, краски и попробуйте написать на листе бумаги свою увиденную картинку.

  1. Самостоятельная работа учащихся. Тихо звучит музыка.

Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

-На следующем уроке мы с вами продолжим эту работу.

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

- Было ли мне комфортно заниматься, с каким настроением я работал, доволен ли я собой?

Как вы думаете: достигли вы цели, которую поставили в начале урока?

Ответы детей : да.

В начале нашего урока мы говорили о том, что времена года - это любимейшая тема в творчестве поэтов, художников, еще это любимейшая тема в творчестве композиторов.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Научатся изображать пейзаж и передавать в рисунках основные признаки зимнего пейзажа. Развитие воображения и ассоциативного мышления учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников и различных видов искусства. Познакомятся с видами пейзажного жанра.


Конкпект урока по изобразительному искусству на тему "Русская зима. Пейзаж в графике".Учащиеся изображают русскую зиму в графике. Выполняют работу гуашью.

Содержимое разработки

Конспект урока по изобразительному искусству

Тема: Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. Разнообразные штрихи и линии.

Цель: формирование умения изображать зимний пейзаж в графике.

1. Раскрывать возможности графических средств в изображении красоты, состояний природы зимой.

2. Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию.

3. Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности.

Личностные: понимание красоты зимних пейзажей, умение проводить самооценку.

Предметные: уметь владеть графическими и композиционными навыками.

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные): выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу, формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

Оборудование: альбом, карандаш, мультимедийная презентация.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Ребята, прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам отгадать одну загадку:

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Как только не называют люди нашу русскую зиму! Она и барыня, и чародейка, и красавица, и царица! Как вы думаете, почему?

Посмотрите на экран, что вы видите?

Верно, это зимние пейзажи.

Но сегодня мы будем изображать не просто пейзаж.

Коммуникативные (развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме).

Изложение нового материала

Художники запечатлели красоту родной природы в зимнюю пору. Ребята, а вы знали, что каждый художник, любуясь зимними картинами, выбирает свои художественные приемы для передачи ее красот?

Один работает цветом и его работы получаются живописные, а другой – использует краски, которые не содержат цвет и тогда работы называют графические.

Посмотрите, пожалуйста, как они изобразили пейзажи.

Ребята, обратите внимание, чем выполнены эти пейзажи? Вспомните, как называется этот вид изобразительного искусства?

Графика – это вид изобразительного искусства, используемый в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

С помощью, каких материалов можно изобразить зимний пейзаж в графике.

Какие краски использует художник график?

В этих графических работах, торжество и красота земли переданы с помощью черного и белого цветов.

Как я уже сказала, в графике используют такие средства, как линия, штрих, пятно и точка.

Читайте также: