Научная организация труда 11 класс технология конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ." — Транскрипт:

1 НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

2 Кандидат экономических наук Суетина Л.М. 2 Основные задачи организации труда. ЭкономическиеПсихофизиологическиеСоциальные Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов. Повышение производительности (эффективности) труда. Обеспечение качества и конкурентоспособнос ти продукции (услуг). Создание условий для роста профессионального уровня работников. Обеспечение социально справедливых форм и систем оплаты и мотивации труда. Разработка и внедрение рациональных режимов труда и отдыха. оптимальной интенсивности труда; условий высокой работоспособности и сохранения жизнедеятельности работника; содержательности и привлекательности труда; культуры и эстетики труда. Обеспечение:

3 Кандидат экономических наук Суетина Л.М. 3 Организация труда на предприятии Организация труда – система мер, обеспечивающих функционирование труда с целью повышения его производительности (эффективности) и достижение наиболее полного использования средств производства (овеществленного труда). ГОСТ М. Изд. стандартов.

5 Кандидат экономических наук Суетина Л.М. 5 Научные основы организации труда Социально - экономические Основные положения экономики труда и других общественных наук. Технико – технологические Выводы инженерных и математических наук, достижения современной техники и технологий. Психо - физиологические Выводы и рекомендации физиологии и психологии труда, биомеханики, эргономики, инженерной психологии, санитарии и гигиены труда, производственной эстетики.

6 Кандидат экономических наук Суетина Л.М. 6 Элементы организации производства, взаимосвязанные с НОТ Современный менеджмент (управление производством на различных уровнях) Совершенствование подготовки и материально – технического обеспечения производства (логистика) Внедрение современной техники и прогрессивной технологии 1 4 Рациональная организация основного производственного процесса 2 Эффективная организация вспомогательных служб, обслуживающих основное производство 3 5

7 Кандидат экономических наук Суетина Л.М. 7 Основные направления НОТ Формы разделения и кооперации труда. Организация подбора, подготовки и повышения квалификации кадров. Организация и обслуживание рабочих мест. Организация трудовых процессов, внедрение эффективных методов труда. Нормирование труда. Формы и методы оплаты и мотивации труда. Условия и охрана труда. Дисциплина труда и развитие творческой активности работников

8 Кандидат экономических наук Суетина Л.М Содержание основных направлений НОТ Разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда. Технологическое, предметное, функциональное и профессионально - квалификационное разделение труда; Кооперация труда (межцеховая, внутрицеховая, бригадная); Совмещение профессий (функций), многостаночное /многоагрегатное/ обслуживание; Расстановка кадров. Улучшение организации подбора, подготовки и повышения квалификации кадров. Обеспечение профотбора и подготовки кадров в соответствии с потребностью современного предприятия; Систематическое повышение квалификации кадров; Совершенствование форм и методов обучения и повышения квалификации работников. 1 2

9 Кандидат экономических наук Суетина Л.М Содержание основных направлений НОТ Внедрение рациональной технологической и организационной оснастки, производственной мебели и др.; Обеспечение рациональной планировки рабочих мест. Внедрение эффективных систем обслуживания рабочих мест; Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест. Проектирование и внедрение рациональных трудовых процессов и методов их выполнения, обеспечивающих высокую производительность и оптимальную интенсивность труда работников. Рационализация трудовых процессов, внедрение эффективных методов труда. 3 4 На основе создания и внедрения Системы организации труда на рабочем месте.

10 Кандидат экономических наук Суетина Л.М Содержание основных направлений НОТ Расширение сферы нормирования труда. Аттестация, пересмотр и замена норм труда. Повышение качества норм, внедрение комплексно обоснованных норм труда. Создание современной нормативной базы по труду. Внедрение Системы организации нормирования труда на предприятии в соответствии с ТК РФ. Совершенствование нормирования труда Внедрение эффективных форм и методов оплаты и мотивации труда Совершенствование тарифной системы оплаты труда рабочих и схем должностных окладов специалистов и других служащих. Совершенствование форм и методов оплаты, стимулирования и мотивации труда. 5 6

11 Кандидат экономических наук Суетина Л.М Содержание основных направлений НОТ Обеспечение оптимальных санитарно-гигиенических, психофизиологических и пр. условий труда на каждом рабочем месте. Разработка и внедрение рациональных режимов труда и отдыха. Соблюдение законодательно- правовых требований охраны труда. Улучшение условий труда на каждом рабочем месте. Обеспечение условий для: - трудовой активности работников (совмещение профессий, функций; расширение зон обслуживания и пр.); - творческой активности; - обеспечения дисциплины труда; - удовлетворенности трудом (содержанием, условиями и организацией труда, оплатой, нормированием, социально- психологическим климатом в коллективе). Укрепление трудовой дисциплины и развитие активного отношения к труду. 7 8

12 Кандидат экономических наук Суетина Л.М. 12 Основные направления НОТ Формы разделения и кооперации труда. Организация подбора, подготовки и повышения квалификации кадров. Организация и обслуживание рабочих мест. Организация трудовых процессов, внедрение эффективных методов труда. Нормированиу труда. Формы и методы оплаты и мотивации труда. Условия и охрана труда. Дисциплина труда и развитие творческой активности работников

Изменения техники и технологии производства требуют соответствующего изменения или совершенствования орга­низации труда. Если производство чутко реагирует на все новое, что появляется в области организации труда, и систематически внедряет его в свою практику, то мы вправе говорить о науч­ной организации труда. Научный подход к организа­ции труда позволяет наилучшим образом соединить в про­цессе производства технику и людей, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, снижение трудоемкости и рост производительно­сти труда. Он направлен на сохранение здоровья работни­ков, обогащение содержания их труда.

Научная организация труда (НОТ) — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта.

– экономических (экономия ресурсов, повышение ка­чества продукции, рост результативности производства);

– психофизиологических (оздоровление производствен­ной среды, гармонизация психофизиологических нагрузок на человека, снижение тяжести и нервно-психической напря­женности труда);

– социальных (повышение разнообразия труда, его содержательности, престижности, обеспечение полноценной оплаты труда). Социальная задача НОТ - повышение степени удовлетворенности людей трудом, создание условий обеспечения их профессиональных знаний. Учитывая постоянное совершенствование и развитие технической базы, технологических процессов, необходимо добиваться динамичного развития и совершенствования форм организации труда. Поэтому НОТ и представляет собой творческий процесс, обеспечивающий приведение в соответствие организации труда изменяющемуся уровню развития техники и технологии производства

1 Ресурсосберегающая функция, в том числе трудосберегающая, на­правлена на экономию рабочего времени, эффективное ис­пользование сырья, материалов, энергии, т. е. ресурсов. Кро­ме того, экономия труда включает в себя не только эконо­мию средств производства, но и устранение всякого беспо­лезного труда. Это достигается рациональным разделением и кооперацией труда, применением рациональных приемов и методов труда, четкой организацией рабочих мест и хорошо отлаженной системой их обслуживания. Экономии ресурсов служит и направленность НОТ на повышение качества про­дукции: лучшее качество равносильно большему количеству. Ресурсосбережение – один из главных рычагов интенсифи­кации производства. В современных условиях прирост по­требности в топливе, энергии, металле и других материалах должен быть на 75–80 % удовлетворен за счет их экономии. На это необходимо нацелить не только технологию, но и ор­ганизацию труда. Следовательно, одним из критериев науч­ности организации труда становится ее способность обеспе­чивать всестороннюю экономию затрат живого и прошлого труда.

2 Оптимизирующая функция проявляется в обеспечении полного соответствия уровня организации труда прогрессив­ному уровню технического вооружения производства, в дос­тижении научной обоснованности норм труда и интенсивно­сти труда, в обеспечении соответствия уровня оплаты труда его конечным результатам. Оптимизация в современных ус­ловиях – центральное направление в поиске путей решения различных задач в области организации труда.

3 Функция формирования эффективного работника. Это осуществление на научной основе профессиональной ориента­ции и профессионального отбора работников, их обучения, систематического повышения квалификации. Требования к качеству подбора работников и к их профессиональному мас­терству в условиях перехода к рыночным отношениям суще­ственно возрастают. Увеличение сложности используемой техники ведет к росту ответственности исполнителей за свое­временные и правильные решения и действия. Научный под­ход к формированию кадров и к их подготовке – таково ве­ление времени, и это становится важной функцией НОТ.

4 Трудощадящая функция проявляется в создании благопри­ятных, безопасных и здоровых условий труда, в установле­нии рационального режима труда и отдыха, в использовании режима гибкого рабочего времени, в облегчении тяжелого труда до физиологически нормальной величины.

Забота общества об охране и укреплении здоровья лю­дей – дело первостепенной важности. Проблемы здоровья людей в значительной мере определяются производственны­ми условиями. Одна из функций НОТ в том и состоит, чтобы способствовать сохранению здоровья трудящихся на произ­водстве.

5 Функция возвышения труда. Это чрезвычайно важная функция организации общественного труда в цивилизован­ном государстве. Нельзя говорить о НОТ, сколь бы экономи­чен ни был труд, если при этом забывают о самом человеке с его социальными запросами и стремлением к высокосодержательному, престижному труду. Возвышает труд создание на производстве условий для гармоничного развития челове­ка, повышение содержательности и привлекательности тру­да, искоренение рутинных и примитивных трудовых процес­сов, обеспечение разнообразия труда и его гуманизации.

6 Воспитательная и активизирующая функции направлены на выработку дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы. Высокий уровень органи­зации труда способствует формированию этих качеств работ­ника, а чем выше качества исполнителей, тем выше и уро­вень организации труда.

Понимание функций НОТ позволяет обеспечить всесто­ронний, комплексный подход к решению проблем организа­ции труда на предприятии, более четко представить меха­низм воздействия НОТ на работника и само производство. Функции НОТ – это ее свойства и признаки.
Для научной организации труда должно быть характерным единство ука­занных функций.

Работа с кадрами относится к организа­ции труда, потому что без обеспечения определенного уров­ня умелости работника, без его профессионализма нельзя рассчитывать на сколько-нибудь эффективную деятельность на производстве.

Подготовке кадров должен предшествовать профессио­нальный отбор кандидатов на то или иное рабочее место. Задача профессионального отбора – определе­ние пригодности человека к выполнению конкретной рабо­ты и подбор наиболее эффективных исполнителей и руково­дителей если не для всех, то для большинства рабочих мест и должностей.

Профессиональная пригодность устанавливается путем проверки состояния здоровья, измерения определенных пси­хофизиологических параметров человека, необходимых для избранной им профессии, использования тестового и других методов контроля. При профессиональном отборе необходи­мо обращать особое внимание на наличие или отсутствие тех свойств личности, которые не поддаются изменению, трени­ровке, формированию и которые определяются генотипом человека в отличие от фенотипа – совокупности свойств че­ловека, которые можно формировать или изменять. Пере­чень необходимых для конкретной профессии личных ка­честв исполнителя отражается в профессиограммах – доку­ментах, в которых формулируются требования к предпола­гаемым исполнителям или работникам вообще. Подготовка рабочих для современного производства осуществляется через систему профессионально-технического образования и через обучение на производстве.

Профессиональное обучение на производстве охватыва­ет подготовку новых рабочих, переподготовку и обучение вто­рым профессиям, повышение их квалификации. Переподготовка преследует цель обучения рабочих но­вым профессиям в соответствии с требованиями научно-тех­нического прогресса. Обучение вторым профессиям направлено на расширение производственного профиля рабочих, на возможность совме­щения профессий в целях повышения производительности труда, его содержательности и привлекательно­сти.

Современное производство требует постоянного роста профессионального мастерства рабочих, совершенствования их знаний, навыков, умений. Этому способствует система повышения квалификации рабочих, которая осуществляется путем обучения на производственно-техни­че­ских курсах, кур­сах целевого назначения (или овладения новой техникой и технологией.

Эффективная организация труда не может быть достигнута без строгого соблюдения установленных правил и по­рядка на производстве, т. е. без дисциплины труда.

На практике различают дисциплину трудовую, произ­водственную, технологическую, плановую, финансовую, до­говорную и др. Такое разнообразие определяется тем, что различные правила, нормы, требования устанавливаются раз­ными органами и ведомствами, которые трактуют соблюде­ние установленных ими правил как соответствующую дисци­плину. Так, соблюдение работниками правил внутреннего трудового распорядка (своевременное начало и окончание рабочего дня, перерыва на обед и отдых), норм внутрипроиз­водственного поведения относится к трудовой дисциплине. Точное исполнение всех требований технологии по каждому производственному процессу составляет дисциплину техно­логическую. Своевременная и точная реализация производ­ственных заданий, выполнение должностных инструкции, бережное отношение к оборудованию, инструменту, оснаст­ке, сырью и материалам, соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, пожар­ной безопасности составляют производственную дисципли­ну. Понятие дисциплины труда объединяет перечисленные разновидности дисциплин и проявляется в сознательном выполнении работниками своих служебных обязанностей.

Организация труда на предприятии подкрепляется тру­довой активностью и творческой инициативой персонала.

Условия труда – это совокупность факторов внешней среды, оказывающих влияние на работоспособность и здо­ровье человека в процессе труда. Все фак­торы по своему происхождению могут быть разделены на две группы. Первая группа включает в себя факторы, не зависящие от особенностей производства. Они обусловлены географическим районом и климатической зоной размещения предприятия, а также зависят от социаль­но-экономического строя общества и определяют положе­ние трудящегося в обществе в целом. Такие факторы вы­ражаются в трудовом законодательстве, в совокупности соци­альных благ и гарантий.

Вторая группа включает в себя факторы, зависящие от особенностей производства и его коллектива. Эти факторы формируются, с одной стороны, под воздействием особен­ностей техники, технологии, экономики и организации про­изводства (производственно-технические), а с другой – под воздействием особенностей трудового коллектива (социаль­но-психологические).

По содержанию факторы подразделяются на санитарно-гигиени­че­ские, производственно-технические, психофизиологические, социально-психологические, эстетические.

К санитарно-гигиеническим условиям труда относят состояние микроклимата (температура и влажность воздуха, степень его запыленности и загазованности), уровень шума, вибрации, освещенности.

Технические условия труда характеризуются техническим уровнем средств труда (оборудование, машины, инструменты) и совершенством технологии производства. Один из важнейших показателей технических условий – уровень механизации и автоматизации производства, доля ручного труда в общих затратах труда.

Психофизиологические условия труда характеризуются физической и нервно-психической нагрузкой, монотонностью и травмоопасностью труда, применяемыми режимами труда и отдыха.

Социально-психологические условия труда – это традиции и сплоченность коллектива, характер взаимоотношений по вертикали и горизонтали.

Эстетические условия труда влияют на эмоциональную сторону трудовой деятельности. К ним относятся: цветовое оформление производственных помещений и оборудования, освещение рабочих мест, использование музыки в производственном процессе и т. д.

Необходимая часть организации труда – организация рабочих мест. Рабочее место – это первичное звено произ­водства, зона трудовой деятельности рабочего или группы рабочих (если рабочее место коллективное), оснащенная не­обходимыми средствами для выполнения производственного задания. Под организацией рабочего места понимается сис­тема его оснащения и планировки, подчиненная целям про­изводства. Эти решения, в свою очередь, зависят от характе­ра и специализации рабочего места, от его вида и роли в производственном процессе. Рабочее место должно быть приспособлено для конкретного вида труда с учетом предъявляемых к нему эргономических требований, антропометрических и психофизиологических особенностей человека, санитарно-гигиенических условий работы в соответствии с характером трудового процесса.

Чем совершеннее и технологичнее производство, тем значительнее участие в нем человека и ответственнее его задачи.


В системе мероприятий по улучшению эстетических условий труда немаловажная роль принадлежит спецодежде. Рабочая одежда должна быть удобной, простой, современной и отвечать требованиям промышленной санитарии и гигиены, техники безопасности. Важен уход за одеждой, правильное и удобное ее хранение.

Содержание НОТ как сферы практической деятельности определяется образующими его 10 элементами и направлениями. Рассмотрим каждый из них.

1. Разделение и кооперация труда. После того, как осуществлено разделение труда и продумана его кооперация в масштабе всего предприятия, необходимо произвести более глубокое разделение и кооперацию труда внутри него - разделить труд между отдельными участками, работниками, осуществить расстановку работников, обеспечить взаимосвязь и синхронизацию их деятельности.

2. Организация трудовых процессов. Организационное обеспечение трудовой деятельности предполагает организацию трудовых процессов, т.е. определение приемов и методов, с помощью которых может быть выполнен конкретный вид работы. Изучение трудовых процессов и определение необходимых затрат рабочего времени на его осуществление позволяют выявить и спроектировать наилучшие методы и приемы труда и рационально организовать рабочие места.

3. Нормирование труда. Организационное обеспечение деятельности персоналаневозможно без определения меры труда, средством установления которой является нормирование труда. Вместе с тем нормирование служит средством оценки различных вариантов организационного обеспечения деятельности персонала. Поскольку любое организационное изменение в той или иной степени сказывается на затратах рабочего времени, нормирование труда позволяет количественно оценить эти изменения и выбрать наиболее рациональный вариант.

4. Организация рабочих мест. Процесс труда осуществляется во времени и пространстве. Объектом пространственного приложения труда является рабочее место. Рабочее место - это первичное звено производственного процесса, его организационно-техническая основа. Именно здесь происходит соединение трех основных элементов этого процесса и достигается его главная цель - качественное изменение предмета труда. Поэтому для своевременного и качественного выполнения производственных заданий каждое рабочее место должно быть определенным образом организовано, в частности, его необходимо оснастить всем необходимым, спланировать и обслуживать в соответствии с характером конкретной работы.

5. Условия труда. Неотъемлемой частью организационного обеспечения деятельности персонала является создание условий труда. Условия труда - это существенный фактор, оказывающий большое влияние на здоровье и работоспособность человека, продолжительность его жизни. Они имеют важное экономическое значение, так как от них зависит эффективность осуществления трудовых процессов. Улучшение условий труда также играет большую социальную роль, повышая степень привлекательности работы, способствуя творческому отношению к труду.

6. Режимы труда и отдыха. Ряд авторов рассматривают вопросы совершенствования режимов труда и отдыха в рамках единой проблемы рационализации условий труда. Мы не возражаем против такого подхода, но представляется более целесообразным рассматривать эти вопросы в силу их известной специфики и относительной самостоятельности как отдельный элемент организационного обеспечения деятельности персонала.

7. Подбор, подготовка и повышение квалификации кадров. Для решения организационных задач большое значение имеют подготовка персонала и повышение уровня его деловой активности. Развитие рыночных отношений коренным образом меняет подход к подготовке и повышению квалификации персонала. В новых условиях необходима способность к гибкой перестройке кадров, т. е. профессиональная структура должна постоянно изменяться в соответствии с изменениями технического базиса производства.

8. Стимулирование труда. Создание системы материального и морального стимулирования труда предполагает использование различных форм и систем заработной платы, схем должностных окладов, разработку систем премирования и т.д. Организация стимулирования труда должна быть направлена на то, чтобы заинтересовать каждого работника в рациональном использовании рабочего времени, в овладении передовыми приемами и методами труда, в лучшей организации рабочих мест, в обеспечении необходимой четкости и организованности работы в целях достижения высоких личных и коллективных показателей трудовой деятельности.

10.Дисциплина труда. Результаты труда персонала предприятия зависят от результатов труда каждого работника. Поэтому для совместной деятельности людей необходимо поддержание определенного порядка (соблюдение начала и окончания работы, регламентированные перерывы и др.), а кроме того, нужен конкретный механизм поддержания дисциплины труда.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока.

2. Тема: Нормирование и оплата труда

Тема урока: Научная организация труда

Цели: ознакомить с понятием научной организации труда, условиями рациональной организации рабочего места; объяснить использование основных направлений НОТ при организации собственной учебной деятельности; научить анализировать состояние своего рабочего места, разрабатывать проект своего рабочего места в соответствии с требовани-ями НОТ

Оборудование: доска, раздаточный материал.

Ход занятия:

Организационный момент:

Актуализация опорных знаний:

Самостоятельная работа по теме: «Эффективность деятельности организации. Культура труда.

Изучение нового материала:

Задачи, которые решаются в рамках НОТ:

Совершенствование форм разделения труда;

Улучшение организации рабочих мест;

Рационализация методов труда;

Оптимизация нормирования труда;

Подготовка рабочих кадров.

История развития научной организации труда

Фредерик Тейлор, 1856—1915

Его опыты научного подхода к организации рутинного, тяжелого физического труда вызвали огромный интерес и положили начало поискам способов научной рационализации трудовых процессов путем тщательного изучения и проектирования приемов и методов труда с использованием хронометражных наблюдений, улучшения организации рабочих мест, установления обоснованных режимов труда и отдыха и других мер.

Гастев А. К., 1882—1939, основатель ЦИТ

В 1955 г. был создан Научно-исследовательский институт труда — НИИ труда, в проблематику исследований которого вошли вопросы организации, нормирования, оплаты и условий труда.

В период между 1948 и 1975 годами руководители компании Тойота Тайити Оно, Сигео Синго и Эйджи Тойода разработали принципы рационального управления производства позже названную Производственная система Тойоты.

В основе системы лежала ранее разработанная и внедренная концепция Точно в срок, дополненная философией и практикой управления названной Дао Тойота.

Производственная система Тойоты в свою очередь является предшественником более общей концепции Бережливое производство, которая внедряется множеством организаций.

НОТ и экономическая эффективность

Экономическая эффективность является одним из ключевых факторов для развития и внедрения инструментов научной организации труда. Большинство известных направлений и инструментов научной организации труда в том числе тэйлоризм, операционный менеджмент, исследование операций, Промышленная инженерия, логистика, реинжиниринг бизнес-процессов, бережливое производство, Six Sigma и др. направлены на повышение экономической эффективности.

Связь с механизацией и автоматизацией

Использование промышленных роботов является одним из инструментов Автоматизации производства

НОТ начала развиваться в эпоху, когда механизация и автоматизация уже применялись, но их использование было ещё в зачаточном состоянии. Развитие НОТ сыграло существенную роль в переходе от ремесленного производства к индустриальному, а также от производства, в котором рабочие были основными исполнителями, к внедрению производств с минимальным участием человека.

Закрепление изученного материала:

Провести самостоятельную работу по организации рабочего места людей, работающих инжеренерами-конструкторами, парикмахерами и т.д.

Подведение итогов:

Устная беседа о структуре НОТ, ее истории.

Выставление оценок за урок с обоснованием.


ЗНАТЬ: формы разделения и организации труда, формы оплаты, условия эффективности форм организации труда.

Проверка домашнего задания

Объяснение нового материала

формы разделения труда

формы организации труда

формы оплаты труда

Проверить готовность учащихся к уроку, наличие отсутствующих.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Проверка наличие плана проекта.

ОБЪЕСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Важным элементом организации труда является разделение труда, т.е. обособление видов трудовой деятельности между работниками, бригадами и другими подразделениями. Это — отправной пункт организации труда, который, исходя из целей производства, состоит в закреплении за каждым работником и за каждым подразделением их обязанностей, функций, видов работ, технологических операций. Решение этого вопроса предусматривает, наряду с требованием наиболее рационального использования рабочего времени и квалификации работника, такую его специализацию, чтобы сохранялась содержательность труда, не допускалась его монотонность, обеспечивалась гармонизация физических и психических нагрузок.

ФОРМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

Различают следующие формы разделения труда на предприятиях:

- функциональное — в зависимости от характера выполняемых работниками функций на производстве и участия их в производственном процессе. (записать в тетрадь) По этому признаку работники делятся на рабочих, служащих, младший обслуживающий персонал, сторожевую и пожарную охраны, учеников.

- технологическое — по фазам, видам работ, изделиям, узлам, деталям, технологическим операциям. (записать в тетрадь) Оно определяет расстановку работников в соответствии с технологией производства и в значительной степени влияет на уровень содержательности труда. Разновидностями этой формы разделения являются постадийное, предметное и пооперационное разделение труда;

- профессиональное — по специальностям и профессиям. Исходя из этой формы разделения труда, устанавливается потребная численность работников разных профессий; (записать в тетрадь)

- квалификационное — по сложности и точности работ в соответствии с профессиональными знаниями и опытом работы. Разделение труда здесь осуществляется по уровню квалификации работников исходя из требуемой квалификации работ.

Выбор формы организации труда в рамках отдельного производственного процесса определяет необходимость организации данной формы в ряду других форм такой работы. Так, например, выделяют разделение труда, которое на уровне предприятия означает фрагментацию общего задания на ряд заданий и их распределение между специализированными исполнителями.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

по способам установления плановых заданий и учета выполненной работы выделяют:

- индивидуальную форму организации труда, когда задание устанавливается каждому работнику отдельно, ведется индивидуальный учет выполненной работы и каждому работнику начисляется индивидуальный заработок;

- коллективную форму организации труда, когда производственное задание устанавливается всему коллективу в целом, учет выработки продукции также ведется по конечным результатам работы коллектива И всему коллективу начисляется заработок.

Коллективные формы организации труда по способу разделения и кооперации предусматривают образование разновидностей коллективов:

- с полным разделением труда, когда каждый работник занят только выполнением работы строго по своей специальности на одном рабочем месте;

- с частичной взаимозаменяемостью, когда работники владеют двумя или большим числом профессий и могут выполнять работы не только на своем рабочем месте, но и по совмещаемой профессии;

- с полной взаимозаменяемостью, когда каждый член коллектива может работать на любом рабочем месте или меняться рабочими местами по заранее продуманной схеме.

п способу формирования средств для осуществления деятельности различаются следующие формы организации труда:

индивидуальная трудовая деятельность

ФОРМЫ ОПЛАТЫ

Форма организации труда зависит также от формы его оплаты. Различают следующие формы оплаты труда и распределения заработка: индивидуальную, коллективную по тарифу, коллективную с использованием различных коэффициентов для распределения коллективного заработка (КТУ — коэффициент трудового участия, ККТ — коэффициент качества труда и др.).

По способам взаимодействия с вышестоящими органами могут быть следующие формы организации труда: прямое подчинение, договор подряда, договор аренды, контракт.

По способам управления коллективом различают: полное самоуправление, частичное самоуправление, без самоуправления.

По размерам трудовых коллективов и их месте в иерархии управления на предприятии коллективные формы организации труда могут быль: звеньевыми, бригадными, участковыми, цеховыми, групповыми, отделъскими и др.

Все указанные формы организации труда и их разновидности могут соединяться в различных комбинациях, например, бригадная форма организации труда с полной взаимозаменяемостью, бригадный подряд, аренда предприятия и др.

Каковы же условия эффективности форм организации труда? Для этого нужно выделить прогрессивные элементы, характерные для отдельных форм. Прогрессивными можно считать те элементы, которые обеспечивают автономию и свободу выбора средств для решения производственных задач, перемену труда и гармоничное развитие людей в процессе труда, создают условия для самоуправления, проявления творчества и инициативы, способствуют экономии времени, росту производительности труда, повышают ответственность за результаты труда.

К таким элементам относятся:

- частичная или полная взаимозаменяемость работников в коллективе;

- планирование по единому наряду и оплата только за конечный результат;

- подрядные и арендные отношения;

- самоуправление трудового коллектива;

- использование дополнительных средств в виде различных коэффициентов для распределения коллективного заработка между работниками трудового коллектива;

- планирование и учет не только выпуска продукции, но и тех средств, которые необходимо затратить на этот выпуск, поощрение за экономию эксплуатационных затрат;

- сквозное построение подразделений, работающих в многосменном режиме. Если формируются коллективы, в которых присутствуют все или большинство из названных элементов повышения эффективности труда, то можно быть уверенным, что работа их будет успешной. При этом не следует забывать, что необходимо предварительное обоснование принимаемых решений и проектирование разнообразных организационных новшеств.

Подведём итоги урока.

Итак как вы думаете для чего нужно разделение труда?

Какие формы организации труда можно применить при разработке собственного проекта?

Какую форму организации труда выбрали вы для выполнения проектов?

ДОМАШНЯЯ РАБОТА: Выучить формы организации труда, привести примеры организации труда в школе.

Выставление оценок учащимся.


-80%

Читайте также: