Конспект урока по информатике правила поведения в компьютерном классе

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: формировать первичные представления об основных составляющих компьютера; акцентировать внимание на устройствах работы с информацией: устройствах ввода, вывода информации; развивать целостное восприятие компьютера как системы обработки информации; развивать умение анализировать, умение выделять главное, существенное; воспитывать информационную культуру.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютеры, рабочая тетрадь, сигнальные карточки – светофор.

Структура урока

I. Организация класса.

II. Актуализация опорных знаний

III. Мотивация учебной деятельности

IV. Усвоение новых знаний. Физкультминутка

V. Закрепление материала

VI. Компьютерный практикум

VII . Подведение итогов урока.

I. Организационный этап

Посмотрите все на меня!

Сегодня экскурсоводом работаю я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

II. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

Мотивация учебной деятельности

Проблемный вопрос

Ты уже знаешь, что компьютер - это устройство для обработки данных. Как же она попадает в компьютер?

Усвоение новых знаний

Объяснение учителя с элементами демонстрации

Информация может вводиться в компьютер с помощью клавиатуры и мыши .

Они являются устройствами ввода.

как компьютер сообщает о результате своей работы? - Он выводит информацию на экран монитора. Монитор - это устройство вывода.

Для вывода результата работы на бумагу компьютер должен иметь еще одно устройство вывода - принтер.

системном блоке содержатся основные устройства компьютера: память,

которая хранит информацию, и процессор, который ее обрабатывает.

Основные составляющие компьютера:

системный блок, монитор, клавиатура, мышь.

Чтобы компьютер работал долго и надежно, его нужно правильно включать и выключать.

Для включения компьютера предназначена кнопка Power. Она расположена на передней панели системного блока. Там же есть лампочка, которая светится в течение всей работы компьютера.

После нажатия кнопки Power компьютер загружает специальную программу, под руководством которой работает. Эта программа называется операционная система Windows.

Физкультминутка

Закрепление материала

Какие составляющие компьютера ты знаешь? Каково их значение?

Какие ты знаешь устройства ввода информации?

Какие ты знаешь устройства вывода информации?

Где расположена кнопка Power?

Как корректно включить и выключить компьютер?

Работа в тетради

Компьютерный практикум

Инструктаж по технике безопасности.

Выполнение практического задания

Включи компьютер с разрешения учителя:

Нажми кнопку Power на системном блоке.

Следи за экраном монитора. Когда на нем появится изображение, это означает, что компьютер готов к работе.

Рассмотри изображение, которое появилось на экране монитора.

Корректно заверши работу с компьютером:

Установи указатель мыши на кнопку Пуск в левом нижнем углу экрана и нажми левую клавишу мыши.

В появившемся меню выберите Отключить компьютер. В окне Выключить компьютер нажми кнопку Выключение .


Знакомство с кабинетом информатики, правилами поведения и техникой безопасности.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

План-конспект урока по информатике

учитель информатики: Муравьева Л. В.

Тема урока: Техника безопасности в кабинете информатики

образовательные:

познакомить обучающихся с правилами техники безопасности и правилами поведения в компьютерном классе;

научить применять комплекс упражнений для глаз при работе за компьютером;

закрепить полученные знания;

воспитательные:

воспитание сознательной учебной дисциплины, организованности, ответственности;

развивающие:

развитие навыков учебно-познавательной деятельности;

развитие концентрации внимания и более прочного запоминания учебного материала;

развитие умения работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения,

развитие коммуникативных навыков.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Организационный момент. Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

Подведение итогов, выставление оценок.

Организационный момент. Актуализация знаний.

Кабинет информатики отличается от других кабинетов тем, что в нем установлена дорогая, современная техника. Как вы думаете, как же нужно вести себя в кабинете информатики? Что необходимо знать, чтобы сберечь и не нанести вреда технике и своему здоровью?

Необходимо знать и применять технику безопасности и правила поведения в кабинете информатики. Тема и цель урока. (презентация, слайд 1)

Изучение нового материала.

Изучение инструкции по правилам ТБ. (Приложение 1)

Обучающиеся ознакомившись с инструкцией, заполняют журнал инструктажа по ТБ.

Изучение комплекса упражнений для глаз при работе с компьютером (презентация, слайд 2)

Обучающиеся вместе с учителем проделывают упражнения для глаз. (Приложение 2)

Закрепление знаний

Вопросы классу (презентация, слайд 3)

Как ученики входят в компьютерный класс?

Как должны вести себя ученики за партами?

Правила поведения и техника безопасности за рабочими компьютеризированными местами.

Какую зарядку для глаз проводят после работы за компьютером?

Подберите к каждой картинке правило техники безопасности в кабинете информатики (презентация, слайд 4-15)


ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ РАБОТ ВНИМАТЕЛЬНО ИЗУЧИ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ


НЕ ТРОГАЙ ПРОВОДА И РОЗЕТКИ



НЕ ВХОДИ В КЛАСС В МОКРОЙ ОДЕЖДЕ И С ГРЯЗНЫМИ РУКАМИ


НЕ ВНОСИ В КЛАСС ПОСТОРОННИЕ ПРЕДМЕТЫ


НЕ ПЕРЕДВИГАЙСЯ ПО КЛАССУ ВО ВРЕМЯ УРОКА


НЕ ЕШЬ И НЕ ПЕЙ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ


НЕ УСТАНАВЛИВАЙ ПОСТОРОННЕГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


НЕ ПРИКАСАЙСЯ К ЭКРАНУ МОНИТОРА


СИДИ НА РАССТОЯНИИ 60 – 70 СМ ОТ ЭКРАНА КОМПЬЮТЕРА


ОБРАЩАЙСЯ С ОБОРУДОВАНИЕМ БЕРЕЖНО

Обучающимся раздаются карточки с заданием для индивидуальной работы. (Приложение 3)

Работа в группах

Обучающиеся делятся на группы по 2 – 3 человека. Каждой группе предлагается продумать ситуацию и ответить на вопросы. (Приложение 4)

Подведение итогов, выставление оценок

Закрепить компьютеры за учениками. Заполнить журнал по проведению инструктажа по технике безопасности и правилам поведения в кабинете информатики.

Домашнее задание

Приложение 1

Инструкция по правилам техники безопасности в кабинете информатики

1. В кабинете вычислительной техники установлена дорогостоящая, сложная техника - компьютеры, принтер и другие технические средства. Поэтому: бережно обращайтесь с этой техникой; спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, входите в кабинет и занимайте отведенное вам место, ничего не трогая на столах.

2. На вашем рабочем месте размещены составные части ЭВМ - клавиатура, монитор, системный блок, мышь. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и монитором может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры. Поэтому

С Т Р О Г О З А П Р Е Щ А Е Т С Я:

трогать разъемы соединительных кабелей;

прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;

прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры, системного блока;

включать и отключать аппаратуру без указаний учителя;

класть предметы на монитор и клавиатуру;

работать во влажной одежде и влажными руками.

3. При появлении запаха гари, огня немедленно прекратить работу, выключить аппаратуру и сообщить об этом учителю.

4. Перед началом работы убедитесь в отсутствии видимых причин повреждений рабочего места; сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию; разместите на столе учебные принадлежности так, чтобы они не мешали работе на ЭВМ; внимательно слушайте объяснения учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий, в случае необходимости обращайтесь к преподавателю; начинайте работу только по указанию учителя.

5. Следует работать от монитора на расстоянии 60 - 70 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь. Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения, быть в очках.

6. Работа на ЭВМ требует большого внимания, четких действий, поэтому нельзя работать при недостаточном освещении, при плохом самочувствии.

7. Во время работы:

строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания учителя;

следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры, немедленно сообщить о случившемся учителю;

плавно нажимайте клавиши;

не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение;

работайте чистыми руками;

не пытаться самопроизвольно отключать и исправлять неисправности.

8. Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы успешно овладеть знаниями, умениями, навыками; сберечь школьное имущество.

Вы отвечаете за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ - ГРУБЕЙШЕЕ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА И ДИСЦИПЛИНЫ.

(Приложение 2)

Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза доводить нельзя. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным путем проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.

4. Перевести взгляд быстро направо – вверх – налево - вниз и потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево – вверх - направо – вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

(Приложение 3)

На каком расстоянии следует работать за монитором?

Ученики, носящие очки для постоянного ношения…

а) при работе за компьютером должны снять очки;

б) при работе за компьютером должны быть в очках;

в) не должны работать за компьютером.

Во время работы за компьютером нельзя класть предметы на …

а) монитор и клавиатуру;

б) системный блок;

в) стол, на котором стоит компьютер.

Перечислите все верные ответы. Строго запрещается …

а) плавно нажимать клавиши;

б) включать и отключать компьютер без разрешения учителя;

в) трогать разъемы соединительных кабелей;

г) играть на компьютере в игрушки;

д) работать во влажной одежде и влажными руками.

При появлении запаха гари следует…

а) громко кричать;

б) позвать учителя по информатике;

в) отключить питание компьютера и вызвать помощь.

На перемене в кабинете информатики нужно…

а) спокойно ходить, играть за компьютером;

б) бегать, сидеть за партами и повторять домашнее задание;

в) выйти из класса и проветрить его.

При пожаре следует…

а) собрать портфель и спокойно, не торопясь покинуть помещение;

б) громко звать на помощь;

в) позвонить по телефону 01.

(Приложение 4)

Прилежный ученик, выполняя задание по карточке, прикрепил её скотчем к экрану монитора. Какие правила техники безопасности он нарушил?

Внимательная учительница на уроке информатики обнаружила, что рассеянный ученик жуёт жевательную резинку, и предложила ему с ней расстаться. Рассеянный ученик расстался с жевательной резинкой и прикрепил её к розетке. Какие правила техники безопасности он нарушил?

Шаловливые ученики весело резвились на перемене возле школы, обливая друг друга из водяных пистолетов. Прозвенел звонок, ученики пришли в кабинет информатики. Нарушили ли они правила техники безопасности? Если да, то, какие?

Перед уроком информатики у учеников 8 класса была физкультура. Спортивную форму и лыжи они принесли с собой на урок информатики. Нарушили ли они правила техники безопасности? Если да, то, какие?

Хвастливый ученик, решив показать свои глубокие познания своей однокласснице, стал отсоединять монитор и клавиатуру от компьютера. Нарушил ли он правила техники безопасности? Если да, то, какие?

Торопливый ученик, вбежав в кабинет информатики, включил компьютер себе и соседу и, ещё не зная, чем надо будет заниматься на уроке, стал нажимать на все клавиши. Нарушил ли он правила техники безопасности? Если да, то, какие?

Очень старательная ученица, выполняя задание на компьютере, придвинулась вплотную к экрану монитора и стала водить пальчиком по тексту на экране монитора. Нарушила ли она правила техники безопасности? Если да, то, какие?


-75%

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

сформировать:

• правила поведения в кабинете информатики

• правила техники безопасности

Структура урока

Организационный этап. Мотивация учебой деятельности

Проверка домашнего задания

III. Объявление темы урока

III. Изучения нового материала

• правила поведения и техники безопасности в кабинете информатики.

IV. Работа с рабочей тетрадью

V. Домашнее задание

VI. Подведение итогов урока

I. Организацийнный этап

На прошлом занятии мы с вами познакомились с разнообразием видов ПК. Но для работы с ними мы должны знать некоторые правила.

II. Объявление темы урока

III. Проверка домашнего задания

Ребятам задаются вопросы по параграфу заданному на дом. Они дают на них устные ответы.

II. Изучение нового материала

Учитель рассказывает правила по ТБ и поведения в кабинете информатики, после чего ребята смотрят презентацию, посвященную теме урока. К работе в кабинете информатики допускаются только учащиеся и преподаватели, прошедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указания преподавателя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктажа.

Необходимо неукоснительно соблюдать правила по технике безопасности, т.к. нарушение этих правил может привести к поражению электрическим током, вызвать возгорание и навредить вашему здоровью.

При эксплуатации оборудования необходимо остерегаться:
- поражения электрическим током;

- механических повреждений, травм.

Требования безопасности перед началом работы

1. Запрещено входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, с громоздкими предметами и едой
2. Запрещено входить в кабинет информатики в грязной обуви без бахил или без сменной обуви
3. Запрещается шуметь, громко разговаривать и отвлекать других учащихся
4. Запрещено бегать и прыгать, самовольно передвигаться по кабинету
5. Перед началом занятий все личные мобильные устройства учащихся (телефон, плеер и т.п.) должны быть выключены
6. Разрешается работать только на том компьютере, который выделен на занятие
7. Перед началом работы учащийся обязан осмотреть рабочее место и свой компьютер на предмет отсутствия видимых повреждений оборудования
8. Запрещается выключать или включать оборудование без разрешения преподавателя
9. Напряжение в сети кабинета включается и выключается только преподавателем

Требования безопасности во время работы

Запрещается

1. Эксплуатировать неисправную технику
2. При включённом напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера
3. Работать с открытыми кожухами устройств компьютера
4. Касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъёмов, соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры
5. Касаться автоматов защиты, пускателей, устройств сигнализации
6. Во время работы касаться труб, батарей
7. Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры
8. Нажимать на клавиши с усилием или допускать резкие удары
9. Пользоваться каким-либо предметом при нажатии на клавиши
10. Передвигать системный блок, дисплей или стол, на котором они стоят
11. Загромождать проходы в кабинете сумками, портфелями, стульями
12. Брать сумки, портфели за рабочее место у компьютера
13. Брать с собой в класс верхнюю одежду и загромождать ею кабинет
14. Быстро передвигаться по кабинету
15. Класть какие-либо предметы на системный блок, дисплей, клавиатуру.
16. Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде
17. Работать при недостаточном освещении
18. Работать за дисплеем дольше положенного времени

Запрещается без разрешения преподавателя

1. Включать и выключать компьютер, дисплей и другое оборудование
2. Использовать различные носители информации (дискеты, диски, флешки)
3. Подключать кабели, разъёмы и другую аппаратуру к компьютеру
4. Брать со стола преподавателя дискеты, аппаратуру, документацию и другие предметы
5. Пользоваться преподавательским компьютером

Требования безопасности по окончанию работы

1. По окончании работы дождаться пока преподаватель подойдёт и проверит состояние оборудования, сдать работу, если она выполнялась
2. Медленно встать, собрать свои вещи и тихо выйти из класса, чтобы не мешать другим учащимся

IV. Работа с рабочей тетрадью.

Далее ученики вместе с учителем выполняют задания, представленные в рабочей тетради на печатной основе.

V. Домашнее задание

Прочитать параграф 2, ответить на вопросы к параграфу

VI. Подведение итогов урока

Сегодня мы с вами познакомились с правилами поведения в компьютерном классе. Давайте повторим их. (Ребята называют правила поведения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: Правила ТБ при работе на ПК в компьютерном классе.

Вид занятия: ______________________________________________________

Цели занятия: познакомиться с группой, выяснить априорные знания учащихся о ПК, их использовании, дать представление о возможностях ПК, познакомить с правилами ТБ в кабинете информатики.

Актуализация знаний.

1. Общее представление об информации, способах работы человека с информацией.

2. Правила поведения в кабинете информатики, техника безопасности.

3. Приходилось ли вам раньше работать с ПК? Когда? Где?

4. Какие названия ПК вы знаете?

5. Где применяются ПК?

3. Основная часть.

Что такое информатика?

Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".

Инфоpматика - это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

Информатика как наука возникла во второй половине ХХ века вместе с появлением первых ЭВМ. Первоначально она занималась изучением потоков только научно-технической информации и методов ее сбора, анализа, обобщения и распространения среди специалистов.

В настоящее время информатика изучает методы представления, передачи и обработки информации в любых информационных системах. Управление определенным объектом связано с необходимостью получения информации о его состоянии, анализа поступившей информации, принятия решений и оперативной выдачи команд на управление. Успех в развитии производства на современном этапе зависит от службы информации. Поэтому в настоящее время более приемлемым можно считать определение информатики, данное А.П.Ершовым, одним из основоположников этой науки: информатика это наука, изучающая законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ, а также это область человеческой деятельности, связанная с применением ЭВМ.

Источником информации прежде всего являются природные объекты: планеты, звезды, животные, растения, люди. По мере развития техники источниками информации стали аппараты, машины, технологические процессы, научные эксперименты.

Начальный этап хранения и обработки информации связан с естественными физиологическими возможностями первобытного человека, его умением фиксировать информацию в виде знаков и передавать ее с помощью жестов и нечленораздельной речи. По мере усложнения производства, общественных отношений и развития сознания появляются членораздельная речь и язык как средство передачи информации. Далее возникают письменность, понятие числа, счет. Счет вначале на пальцах, затем на камешках и сливовых косточках. Затем появляются счеты и другие приборы, облегчающие счет; печатный станок, регистрирующий информацию; телеграф и телефонная связь, радио, телевидение и другие средства передачи информации, а также вычислительные машины для ее обработки.

Главная функция информатики заключается в разработке методов и средств преобразования информации и их использовании в организации технологического процесса переработки информации.

Задачи информатики состоят в следующем:

исследование информационных процессов любой природы;

разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов;

решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.

Информатика существует не сама по себе, а является комплексной научно-технической дисциплиной, призванной создавать новые информационные техники и технологии для решения проблем в других областях.

Правила техники безопасности и гигиены при работе на ПК

Требования по электрической безопасности.

Персональный компьютер — электроприбор. От прочих электроприборов он отличается тем, что для него предусмотрена возможность длительной эксплуатации без отключения от электрической сети. Кроме обычного режима работы компьютер может находиться в режиме работы с пониженным электропотреблением или в дежурном режиме ожидания запроса. В связи с возможностью продолжительной работы компьютера без отключения от электросети следует уделить особое внимание качеству организации электропитания.

Недопустимо использование некачественных и изношенных компонентов в системе электроснабжения, а также их суррогатных заменителей: розеток, удлинителей, переходников, тройников. Недопустимо самостоятельно модифицировать розетки для подключения вилок, соответствующих иным стандартам. Электрические контакты розеток не должны испытывать механических нагрузок, связанных с подключением массивных компонентов (адаптеров, тройников и т. п.).

Все питающие кабели и провода должны располагаться с задней стороны компьютера и периферийных устройств. Их размещение в рабочей зоне пользователя недопустимо.

Запрещается производить какие-либо операции, связанные с подключением, отключением или перемещением компонентов компьютерной системы без предварительного отключения питания.

Компьютер не следует устанавливать вблизи электронагревательных приборов и систем отопления.

Недопустимо размещать на системном блоке, мониторе и периферийных устройствах посторонние предметы: книги, листы бумаги, салфетки, чехлы для защиты от пыли. Это приводит к постоянному или временному перекрытию вентиляционных отверстий.

Запрещается внедрять посторонние предметы в эксплуатационные или вентиляционные отверстия компонентов компьютерной системы.

Особенности электропитания монитора. Монитор имеет элементы, способные сохранять высокое напряжение в течение длительного времени после отключения от сети. Вскрытие монитора пользователем недопустимо ни при каких условиях. Это не только опасно для жизни, но и технически бесполезно, так как внутри монитора нет никаких органов, регулировкой или настройкой которых пользователь мог бы улучшить его работу. Вскрытие и обслуживание мониторов может производиться только в специальных мастерских.

Особенности электропитания системного блока.

Все компоненты системного блока получают электроэнергию от блока питания. Блок питания ПК — это автономный узел, находящийся в верхней части системного блока. Правила техники безопасности не запрещают вскрывать системный блок, например при установке дополнительных внутренних устройств или их модернизации, но это не относится к блоку питания. Блок питания компьютера — источник повышенной пожаро-опасности, поэтому вскрытию и ремонту он подлежит только в специализированных мастерских.

Блок питания имеет встроенный вентилятор и вентиляционные отверстия. В связи с этим в нем неминуемо накапливается пыль, которая может вызвать короткое замыкание. Рекомендуется периодически (один - два раза в год) с помощью пылесоса удалять пыль из блока питания через вентиляционные отверстия без вскрытия системного блока. Особенно важно производить эту операцию перед каждой транспортировкой или наклоном системного блока.

Система гигиенических требований.

Длительная работа с компьютером может приводить к расстройствам состояния здоровья. Кратковременная работа с компьютером, установленным с грубыми нарушениям гигиенических норм и правил, приводит к повышенному утомлению. Вредное воздействие компьютерной системы на организм человека является комплексным. Параметры монитора оказывают влияние на органы зрения. Оборудование рабочего места влияет на органы опорно-двигательной системы. Характер расположения оборудования в компьютерном классе и режим его использования влияет как на общее психофизиологическое состояние организма, так и им органы зрения.

Требования к видеосистеме.

В прошлом монитор рассматривали м основном как источник вредных излучений, воздействующих прежде всего на глаза. Сегодня такой подход считается недостаточным. Кроме вредных электромагнитных излучений (которые на современных мониторах понижены до сравнительно безопасного уровня) должны учитываться параметры качества изображения, а они определяются не только монитором, но и видеоадаптером, то есть всей видеосистемы в целом.

Узнать о соответствии конкретной модели данным стандартам можно в сопроводительной документации. Для работы с мониторами, удовлетворяющими данным стандартам, специальные защитные экраны не требуется.

На рабочем месте монитор должен устанавливаться таким образом, чтобы исключить возможность отражения от его экрана в сторону пользователя источников общего освещения помещения.

Расстояние от экрана монитора до глаз пользователя должно составлять от 50 до 70 см. Не надо стремиться отодвинуть монитор как можно дальше от глаз, опасаясь вредных излучений (по бытовому опыту общения с телевизором), потому что для глаза важен также угол обзора наиболее характерных объектов.

Важным параметром является частота кадров, которая зависит от свойств монитора, видеоадаптера и программных настроек видеосистемы. Для работы с текстами минимально допустима частота кадров 72 Гц. Для работы с графикой рекомендуется частота кадров от 85 Гц и выше.

Требования к рабочему месту.
В требования к рабочему месту входят требования к рабочему столу, посадочному месту (стулу, креслу), Подставкам для рук и ног. Несмотря на кажущуюся простоту, обеспечить правильное размещение элементов компьютерной системы и правильную посадку пользователя чрезвычайно трудно. Полное решение проблемы требует дополнительных затрат, сопоставимых по величине со стоимостью отдельных узлов компьютерной системы, поэтому и биту и на производстве этими требованиями часто пренебрегают.
Несмотря на то, что школьники проводят в компьютерном классе сравнительно немного времени, обучить их правильной гигиене труда на достойном примере очень важно, чтобы полезные навыки закрепились на всю жизнь. Это не просто требование гигиены, а требование методики.

Монитор должен быть установлен прямо перед пользователем и не требовать поворота головы или корпуса тела.


Рабочий стол и посадочное место должны иметь такую высоту, чтобы уровень глаз пользователя находился чуть выше центра монитора. На экран монитора следует смотреть сверху вниз, а не наоборот. Даже кратковременная работа с монитором, установленным слишком высоко, приводит к утомлению шейных отделов позвоночника.


Если при правильной установке монитора относительно уровня глаз выясняется, что ноги пользователя не могут свободно покоиться на полу, следует установить подставку для ног, желательно наклонную. Если ноги не имеют надежной опоры, это непременно ведет к нарушению осанки и утомлению позвоночника. Удобно, когда компьютерная мебель (стол и рабочее кресло) имеют средства для регулировки по высоте. В этом случае проще добиться оптимального положения.

Клавиатура должна быть расположена на такой высоте, чтобы пальцы рук располагались на ней свободно, без напряжения, а угол между плечом и предплечьем составлял 100° — 110°. При использовании обычных школьно-письменных столов добиться одновременно правильного " положения и монитора, и клавиатуры практически невозможно. Для работы рекомендуется использовать специальные компьютерные столы, имеющие выдвижные полочки для клавиатуры. Если такой полочки нет и клавиатура располагается на том же столе, что и монитор, использование подставки для ног становится практически неизбежным, особенно когда с компьютером работают дети.

При длительной работе с клавиатурой возможно утомление сухожилий кистевого сустава. Известно тяжелое профессиональное заболевание — кистевой туннельный синдром, связанное с неправильным положением рук на клавиатуре. Во избежание чрезмерных нагрузок на кисть желательно предоставить рабочее кресло с подлокотниками, уровень высоты которых, замеренный от пола, совпадает с уровнем высоты расположения клавиатуры.

При работе с мышью рука не должна находиться на весу. Локоть руки или хотя бы запястье должны иметь твердую опору. Если предусмотреть необходимое расположение рабочего стола и кресла затруднительно, рекомендуется применить коврик для мыши, имеющий специальный опорный валик. Нередки случаи, когда в поисках опоры для руки (обычно правой) располагают монитор сбоку от пользователя (соответственно, слева), чтобы он работал вполоборота, опирая локоть или запястье правой руки о стол. Этот прием недопустим. Монитор должен обязательно находиться прямо перед пользователем.

Требования к организации занятий.
Экран монитора — не единственный источник вредных электромагнитных излучений. Разработчики мониторов достаточно давно и успешно занимаются их преодолением. Меньше внимания уделяется вредным побочным излучениям, возникающим со стороны боковых и задней стенок оборудования. В современных компьютерных системах эти зоны наиболее опасны.
Монитор компьютера следует располагать так, чтобы задней стенкой он был обращен не к людям, а к стене помещения. В компьютерных классах, имеющих несколько компьютеров, рабочие места должны располагаться по периферии помещения, оставляя свободным центр. При этом дополнительно необходимо проверить каждое из рабочих мест на отсутствие прямого отражения внешних источников освещения. Как правило, добиться этого для всех рабочих мест одновременно достаточно трудно. Возможное решение состоит в использовании штор на окнах и продуманном размещении искусственных источников общего и местного освещения.
Сильными источниками электромагнитных излучений являются устройства бесперебойного питания. Располагать их следует как можно дальше от посадочных мест пользователей.


4.Закрепление изученного материала.

Что такое информатика?

Какие задачи и функции выполняет информатика?

С какими правилами техники безопасности при работе на ПК вы ознакомились?

Читайте также: