Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность россии обж 9 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Репродукция биологическая – это воспроизведение организмами себе подобных, то же самое, что и размножение.

Существование любого вида живых существ возможно только через воспроизводство и смену поколений. Человек не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений.

Однако, если у всех живых видов воспроизводство и смена поколений происходят на основе биологических программ и зависят от внешних условий, то человек, наделённый разумом, может влиять на реализацию биологических программ, т. е. управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и не необходимое воспитание потомства с учётом социальных запросов общества.

Запомните! Воспроизводство населения включает в себя не только рождение ребёнка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена социума, способного выполнять необходимые функции, обеспечивающие социальное развитие общества.

Единая комплексная система воспроизводства населения, обеспечивающая рождение здорового ребёнка и воспитание здорового поколения, и определяет основное содержание уровня репродуктивного здоровья.

Уровень репродуктивного здоровья каждого индивидуального человека и общества в целом влияет на воспроизводство населения в нашей стране, определяет демографическую ситуацию и оказывает существенное, если не основное, значение на состояние национальной безопасности.

Уровень репродуктивного здоровья – это своего рода итог всего комплекса состояния репродуктивного здоровья человека и российского общества. Демографическое состояние страны характеризует в обобщённом виде здоровье граждан страны и общества в целом. Правящие силы многих государств и народов рассматривают рост демографического потенциала основной гарантией выживании в процессах мирового и регионального соперничества и борьбы.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ Численность населения Российской Федерации в 2003 г. составила 145,2 млн человек.

Современная демографическая ситуация в мире требует в интересах глобальной, региональной и внутренней безопасности стран выработки общих принципов отношения к динамике народонаселения. Демографическая безопасность занимает всё более приоритетное место в системе национальной и международной безопасности. Вопрос демографического развития каждой страны является её суверенным правом с учётом всех наличных и потенциальных ресурсов. Демографические процессы, происходящие в стране, должны соответствовать её социальному развитию и обеспечению благополучия и безопасности населения.

Статистика. В Российской Федерации начиная с 1992 г. наметилась тенденция к сокращению численности населения. Низкой остаётся продолжительность жизни населения России.

Оценка уровня репродуктивного здоровья с точки зрения демографических процессов, происходящих в России, также оставляет желать лучшего.

Для оценки состояния уровня репродуктивного здоровья нашего общества и возможностей, имеющихся в Российском государстве, по воспроизводству населения и обеспечению смены поколений рассмотрим два наиболее значимых условия, влияющие на уровень репродуктивного здоровья личности и общества.

Обеспечение устойчивой мотивации для человека на создание благополучной семьи и воспитание личностной модели хорошего семьянина.

Степень ответственности родителей и государства за воспитание детей, получение ими необходимого образования, состояние их здоровья, физическое и психическое, духовное и нравственное развитие.

Эти критерии наиболее полно характеризуют репродуктивное здоровье как основную составляющую общественного здоровья.

Устойчивая мотивация на создание благополучной семьи. Установлено, что лучшей социальной конструкцией, отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

Запомните! Семья – это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной и правовой ответственностью.

В современном обществе семья состоит из супругов и их детей и представляет собой морально-правовой союз мужчины и женщины.

Форма образования супружеских пар и характер взаимоотношений супругов подчиняются социальным и культурным нормам, вырабатываемым обществом в ходе исторического развития. Они в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностей конкретного исторического этапа развития общества.

Семейный кодекс РФ введён в действие с 1 марта 1996 г. Семейное законодательство РФ исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в её дела, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав.

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности в удовлетворении повседневных потребностей и развитии личности. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию – рождение и воспитание детей. В семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, окружающему миру, жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.

Таким образом, устойчивая мотивация человека на создание благополучной семьи и привлекательность для него личностной модели стать хорошим семьянином, а также его способность выбрать спутника жизни и создать счастливую семью, где во взаимоотношениях супругов будет больше гармонии, чем конфликтов, и характеризуют уровень репродуктивного здоровья человека.

Статистика. Начиная с 1990 г. сокращается число ежегодно заключаемых браков в России. Количество детей, находящихся в ситуации расторгнутых браков, постоянно увеличивается.

Анализ статистических данных и опросов молодёжи свидетельствует о том, что образец человека, способного создать благополучную семью и стать хорошим семьянином, резко теряет свою привлекательность. Падает значимость самой ценности счастливой семейной жизни. Среди молодёжи заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании будущей семьи юридическое оформление своих брачных отношений.

Внимание! Из всего сказанного можно сделать суровый вывод: уровень здоровья человека и его репродуктивного здоровья как составной части общественного здоровья за последнее время постоянно снижается.

Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей, за состояние их здоровья также характеризует уровень репродуктивного здоровья.

Семья как начальная ячейка общества и государства в целом, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребёнка физических, духовных и нравственных качеств, сформировать из него человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование, обеспечивая тем самым воспроизводство и развитие кадрового потенциала. Степень выполнения этой функции характеризует уровень репродуктивного здоровья семьи. Оценить этот уровень с определённой степенью достоверности можно также с учётом имеющейся статистики, характеризующей духовное, физическое и социальное благополучие детей.

Учитывая эти данные, оценить положительно общее состояние репродуктивного здоровья в России затруднительно.

В заключение отметим, что сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является важной задачей в целях повышения национальной безопасности России.

3.Заключительная часть.

4. Поведение итогов урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность.ppt

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность-презентация по ОБЖ для 9 класса.

План-конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности : Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Класс: 9
План-конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности : Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Класс: 9


Угрозы национальной безопасности России и национальная оборона

Угрозы национальной безопасности. национальная оборона. обеспечение национальной безопасности.


Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

презентайия 9-й класс.


. РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ.

Конспект открытого урока в 9 классе.


Презентация на тему "Военные угрозы национальной безопасности России и национальная безопасность"

Презентация для оказания помощи учителю, при проведении занятия по данной теме с учащимися 10-го класса.

Репродукция био логическая – это вос произведение о рганизмами себ е подобных, т о

Существование лю бого вида живы х существ возможно т олько через воспр оизводство

и смену поколений. Человек не является исклю чением. Исто рия человечества

Однако, есл и у всех живых вид ов воспроизводство и смена по колений происх одят на

основе биолог ических программ и зависят от внешн их условий, то челове к,

наделённый разу мом, может влиять на реализацию б иологически х программ, т. е.

управлять системой воспроизв одства, обеспечивая не только рож дение, но и не

необходимое в оспитание потомства с учётом с оциальных з апросов общества.

Запомните! Во спроизводство насел ения включает в се бя не только рож дение

ребёнка, но и его воспитание, подготовку полн оценного члена соци ума,

способного вып олнять необходимы е функци и, обеспечивающие социал ьное

Единая ком плексная система вос производства населения, обес печивающая рож дение

здорового ребё нка и воспита ние здорового поколен ия, и определяет основное

Уровень репр одуктивного здоровь я каждого индивидуального чел овека и общества в

целом влияет на в оспроизводство населения в нашей ст ране, определяет

демографичес кую ситуацию и оказыва ет су щественное, если не основ ное, значение на

Уровень репр одуктивного здоровь я – это своего рода итог всего к омплекса состоя ния

репродуктивног о здоровья человека и российского общества. Демографическое

состояние стра ны характеризу ет в обобщённом в иде здоров ье граждан стран ы и

общества в цел ом. Правящие сил ы многих госу дарств и наро д ов рассматрива ют рост

демографичес кого потенциала основной гарантие й выживании в п роцессах мир ового

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ Численнос ть населения Росс ийской Федерац ии в 2003 г.

Необходимо отмет ить, что руков одство различных госуд арств в критическ их

ситуациях демог рафического х арактера принима ет ряд админист ративных мер. Та к,

в СССР одно в ремя существов ал запрет на аборты, был а усложнен а процедура

расторжения б рака, ужесточён контр оль за выплатой али ментов в пользу же нщин,

установлены го сударственные награды и почётные звания за мн огодетное

одноимённый о рден для награжден ия женщин, род ивших и воспитавш их десять и

более детей). Комплекс таких мер п омог увеличить т емпы прироста

Современная д емографическая ситу ация в мир е требует в интере сах глобальн ой,

региональной и внутренней безо пасности стр ан выработки общих принципов

отношения к д инамике народонаселени я. Демографическая безопасность занимает

всё более при оритетное место в с истеме национ альной и между народной

безопасност и. Вопрос демограф ического развит ия каждой ст раны является её

суверенным правом с учётом всех нал ичных и потенци альных ресурсов.

Демографическ ие процессы, происх одящие в стране, должны соот ветствовать её

социальному развитию и обес печению благопол учия и безопасн ости населения.

Статистик а. В Российской Федера ции начиная с 199 2 г. наметилась тенден ция к

сокращению числ енности населения. Низкой остаётся п родолжительн ость жизни

Оценка у ровня репродуктивног о здоровья с точк и зрения де мографических пр оцессов,

происходящих в Р оссии, также оставляет желать л учшего.

Для оценки сост ояния уровня ре продуктивн ого здоровья нашего общества и

возможностей, им еющихся в Рос сийском госу дарстве, по воспр оизводству населения

и обеспечен ию смены поколений рассмотрим два н аиболее значимы х условия,

влияющие на у ровень репродукт ивного здоровья л ичности и обществ а.

1. Обеспечение у стойчивой мотива ции для человека на создание

благополу чной семьи и воспитание л ичностной м одели хорошег о

2. Степень ответств енности родит елей и госу дарства за воспитание детей,

получение им и необходимого образования, со стояние их здо р о вья,

физическое и пс ихическое, ду ховное и нравствен ное развитие.

Эти критерии н аиболее полно ха рактеризую т репродуктивное зд оровье как осн овную

Устойчивая мотив ация на создани е благополучной се мьи. Установлено, что

лучшей социаль ной конструкц ией, отвечающей интересам л ичности и обществ а и

обеспечивающей непрерывну ю смену поколен ий, является семья.

Запомните! С емья – это малая социа льная группа, основ анная на браке ил и

кровном родстве, ч лены которой св язаны общно стью быта, взаимной пом ощью и

В современном о бществе семья сост оит из су пругов и их детей и представляет соб ой

Форма образова ния су пружеских пар и характер взаимо отношений су пруг ов

подчиняются с оциальным и ку льтурным нормам, в ырабатываемым о бществом в ходе

исторического развития. Они в з начительной степе ни подвержен ы влиянию

социального у стройства и особе нностей конкретн ого историчес кого этапа развития

Семейный ко декс РФ введён в действ ие с 1 марта 1996 г. Се мейное зако нодательство

РФ исходит из не обходимости у крепления семьи, пост роения семейны х отношений на

чувствах взаимн ой любви и уважени я, взаимопомощи и от ветственности п еред семьёй

всех её членов, не допустимости п р оизвольног о вмешательства ког о - либо в её дела,

обеспечения бес препятственн ого осуществл ения членами семьи сво их прав.

Семья выпол няет функции, которые в о многом определяю т сохранение и укрепление

здоровья человека и общества. Только в семье человек п олучает устойчивые

возможности в у довлетворении повседневных пот ребностей и развитии личност и.

Семья наиболее полно выполня ет р епродуктивн ую функцию – рождение и воспита ние

детей. В семье р одители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам

поведения, окру жающему миру , жизни в обществе, вз аимодействию с дру гими

людьми, передают трудовые навыки. В семье реш ается досуговая функция,

обеспечивающая га рмоничное развит ие человека, и сексуальная функция,

обеспечивающая у довлетворение половой пот ребности су п ругов.

Таким образ ом, устойчивая мот ивация человека на с оздание благоп олучной семьи и

привлекатель ность для него личн остной модели стать хорошим семья нином, а также

его способность в ыбрать спутника ж изни и создать сча стливу ю семью, где во

взаимоотношен иях супру гов будет больше гармони и, чем конфликтов, и

характеризу ют уровень репр одуктивного зд оровья человек а.

Статистик а. Начиная с 1990 г. с окращается чи сло ежегодно заключ аемых браков в

России. Количе ство детей, находящих ся в ситуац ии расторгнутых браков ,

Анализ статисти ческих данных и оп росов молод ёжи свидетель ствует о том, что

образец чел овека, способного соз дать благоп олучную семью и стать хорошим

семьянином, резко теряет свою привле кательность. П адает значимость самой

ценности счастливо й семейной жизни. Среди молодё жи заметно у величивается доля

тех, кто не счита ет для себя необхо димым при соз дании буду щей семьи юриди ческое

Внимание! Из всег о сказанного м ожно сделать сур овый вывод: уровен ь здоровья

человека и ег о репродуктивног о здоровья как с оставной части общественного

здоровья за п оследнее время п остоянно сниж ается.

Ответственнос ть родителей и гос ударства за в оспитание и развитие детей, за

состояние их зд оровья также ха рактеризует у ровень репродуктивного здо ровья.

Семья как началь ная ячейка общ ества и государства в целом, выполня я

репродуктивну ю функцию, долж на обеспечить в оспитание и развитие у ребёнк а

физических, ду ховных и нравстве нных качеств, сфо рмировать из нег о человека и

гражданина, интег рированного в сов ременное ему общество и нацеле нного на его

совершенствов ание, обеспечива я тем самым восп роизводство и развит ие кадрового

потенциала. Сте пень выпол нения этой фу нкции характериз ует у ровень

репродуктивног о здоровья семь и. Оценить этот уровень с определённой степ енью

достоверности м ожно также с у чётом имеющейся стат истики, характеризу ющей

духовное, ф изическое и социальн ое благополу чие детей.

Учитывая эти да нные, оценить поло жительно общее со стояние репроду ктивного

В заключение отмет им, что сохране ние и у крепление здоровь я подрастающего

поколения являетс я важной задачей в ц елях повышен ия национальн ой безопасно сти

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке были созданы оптимальные условия для развития творческого мышления, устной речи, умения работать в группе, осуществлять взаимопроверку. Отрабатывались умения доказывать важность сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности; доказывать важность семейных отношений для сохранения репродуктивного здоровья населения; понимать свой гражданский долг как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации.

Репродуктивное здоровье населения и национальная

безопасность России 9 класс

Образовательная:

- изучить сущность репродуктивного здоровья как единой составляющей здоровья человека и общества;

- научиться различать основные факторы, влияющие на уровень репродуктивного здоровья в обществе;

- знать роль и значение семьи в укреплении репродуктивного здоровья и обеспечении национальной безопасности.

Развивать умения слушать, анализировать, делать выводы, думать, высказывать свою точку зрения, самостоятельно ставить перед собой цели работы на уроке, работать в паре, работать в группе, осуществлять взаимопроверку.

Воспитательная:

- развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

- развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Коррекция зрительного и физического переутомления.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук , раздаточный материал ( тесты)

Тип урока: комбинированный урок

1.Орг. момент

2. Актуализация (стадия вызова)

Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся знания о данной теме;

Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме;

Мотивировать к активной учебной деятельности на уроке и дома.

Учитель: ребята, какие ассоциации у вас связаны с этими словами?

Учащиеся: каждая команда в течении 2-3 мин. записывает свои ассоциации на доске




Учащиеся: делают общий вывод по выполненной работе.

Учитель: показываю первый слайд презентации (базы НАТО на карте Мира). А какие ассоциации вызывает у вас эта карта? (подвожу к понятию национальная безопасность России)



Учащиеся: анализируют, высказывают свою точку зрения.

Учащиеся: анализируют, высказывают гипотезы, делают вывод.

Учитель: Ребята как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Учащиеся: называют тему урока.

Учитель: Давайте запишем тему урока в тетрадь.(Слайд 2)

А что бы вы хотели узнать на этом уроке? Какую цель перед собой вы бы поставили на этом уроке?

Учащиеся: записывают тему урока в тетрадь. Каждый выдвигает свою цель.

Учитель: Все, что вы сказали можно объединить в единую цель. Сегодня мы обсудим значение семьи в укреплении репродуктивного здоровья и значение репродуктивного здоровья населения для обеспечения национальной безопасности России.(Слайд 3)

3. Изучение нового материала. (Стадия осмысления)

Цель: - дать учащимся новую информацию;

- дать возможность осмыслить ее;

- сравнить с уже имеющимися знаниями.

Учащиеся: читают, осмысливают, отвечают на вопрос, фиксируют новый материал в тетради в виде опорного конспекта.

Учитель: Вопросы к слайдам 4,5,6. Ребята, что вы понимаем под понятием репродуктивное здоровье населения? Какое влияние оказывает состояние репродуктивного здоровья человека и общества на национальную безопасность России?

Вопросы к слайдам 7,8,9. Какую численность населения в России предсказывал Д.И.Менделеев к 2000 году? Оправдался ли прогноз? Какие меры применялись в СССР для увеличения рождаемости?

Вопрос к слайду 10. Какие условия влияют на репродуктивное здоровье человека?

Вопросы к слайдам 11, 12, 13. Что такое Семейный кодекс в современной России? Для чего он необходим? Слайд 14 (решение ситуационной задачи)



Учитель: А сейчас давайте вернемся к нашей схеме (работа с доской). Что бы вы хотели добавить или убрать из этой схемы?

Учащиеся: делают записи на доске.

4. Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашего урока и ответим на вопросы теста. (Слайд 18)

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

1.Основным показателем, характеризующим состояние здоровья отдельных граждан и общества в целом, является уровень

Потребления лекарств на душу населения

Производство продуктов питания на душу населения

Репродуктивного здоровья 4) Психического здоровья

2.Критическое снижение рождаемости и сокращение численности населения являются угрожающими факторами для

Отдельных семей 3) Системы образования

Экономики страны 4)Национальной безопасности России

3.Где наиболее полно реализуются интересы личности и общества, а также осуществляется непрерывная связь поколений?

1)В государственных органах 2) Семье 3) Рабочем коллективе 4)Общине

4.Верны ли следующие суждения?

А) В современных условиях демографический потенциал страны является гарантией выживания государства.

Б) В России существует ряд государственных программ и проектов по поддержке семей в деле воспитания подрастающего поколения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Выберите четыре верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие меры предпринимаются для улучшения демографической ситуации в России?

1) повышение качества медицинского обслуживания

2) введение системы штрафов за бездетность

3) оказание социальной помощи матерям и детям

5) поддержка многодетных семей

6) расширение сети детских воспитательных учреждений

Учащиеся: отвечают.

5.Меняются работами и осуществляют взаимопроверку. Сайд 19.

6. Рефлексия. Слайд 20.

Что нового я узнал(а) на этом уроке?

Где в будущем могут пригодиться эти знания?

Сформулируйте собственное отношение к изученному материалу

7. Домашнее задание:

1 уровень сложности - Изучите § 9.3 учебника.
2 уровень сложности - Сформулируйте для себя и запишите в тетради

А что делается в моей семье для повышения уровня здоровья всех членов семьи?

Читайте также: