Конспект правописание не с причастиями проверочная работа

Обновлено: 30.06.2024

3 ( Не)подготовленный своевременно дом Еще (не)высохшая краска (Не)обоснованный вывод Ничем (не)объяснимое явление Повтори правило! ТЫ МОЛОДЕЦ! Далее НЕ пишется слитно в слове

4 (Не)скошенная на лугу трава (Не)вызубренные, а осознанные правила (Не)скошенная трава Сочинение (не)сдано Повтори правило! ТЫ МОЛОДЕЦ! Далее НЕ пишется слитно в слове.

5 (Не)погашенные, а зажженные огни (Не)изученные мною места (Не)навидящий взгляд Свет (не)выключен Повтори правило! ТЫ МОЛОДЕЦ! Далее

6 Билеты (не)куплены (Не)законченная, а начатая работа (Не)годующий человек (Не)высохшие к утру капли росы Повтори правило! ТЫ МОЛОДЕЦ! Далее НЕ пишется слитно в слове

7 (Не)написанный, а прочитанный роман Вещи (не)упакованы (Не)изученные места (Не)расчищенная вовремя дорожка Повтори правило! ТЫ МОЛОДЕЦ! Далее

8 (Не)разрешенный вход (Не)званый гость Продукты (не)испорчены (Не)взлюбивший меня Повтори правило! ТЫ МОЛОДЕЦ! Далее НЕ пишется раздельно в слове

9 (Не)растаявший снег (Не)расчищенная дорожка (Не)обдуманный, а опрометчивый поступок (Не)истовствующий ураган Повтори правило! ТЫ МОЛОДЕЦ! Далее

10 НЕ пишется раздельно в слове (Не)работающий двигатель (Не)доумевающий человек (Не)растаявший весной снег (Не)занавешенное окно Повтори правило! ТЫ МОЛОДЕЦ! Далее

11 НЕ пишется раздельно в слове (Не)высохшие капли росы (Не)прояснившийся небосклон Собрание (не)проведено (Не)тронутый завтрак Повтори правило! ТЫ МОЛОДЕЦ! Далее

12 НЕ пишется раздельно в слове (Не)вспаханное поле (Не)созревшая пшеница Еще (не)вспаханное поле (Не)проверенные факты Повтори правило! ТЫ МОЛОДЕЦ! Далее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная работа "Не с причастиями" составлена на основе изученного в 6 классе материала и может быть использована в старших классах.

Задание: Списать, раскрыть скобки.

По (не)зависящим причинам; (не)решаемая задача; трава (не)скошена; (не)убранное поле; никогда (не)знавшие страха; (не)останавливающийся ни перед какой преградой; никем (не)исследованный вопрос; дорожки (не)расчищены; (не)подоспевшие вовремя на помощь; сочинение (не)написано; (не)исправленная работа по математике; вещи (не) собраны; (не)написанное сочинение по литературе; (не)доумевающий по поводу поведения одноклассника; тропинка (не)освещена; (не)взволнованное, а успокоившееся море; далеко (не)решенный вопрос; (не)прекращающийся ливень; задача (не)решенная, а только начатая; (не)встреченный никем.

Задание: Списать, раскрыть скобки.

(Не)распечатанное письмо; (не)решенная задача по физике; (не)написанный, а отпечатанный текст; полы (не)покрашены; вовсе (не)продуманное решение; еще (не)заселенный дом; (не)покрашенные масляной краской; вода (не)пролита; (не)исправимый дефект; еще (не)засеянные поля;(не)знающий усталости; книга (не)прочитана; (не)заселенные дома на окраине; ( не)распечатанное отцом письмо; (не)прекращающийся ливень; (не)доумевающий по поводу поведения одноклассника; (не)убранное поле; дорожки (не)расчищены; письмо (не)распечатано; далеко (не)решенный вопрос.

Задание: Списать, раскрыть скобки.

По (не)зависящим причинам; (не)решаемая задача; трава (не)скошена; (не)убранное поле; никогда (не)знавшие страха; (не)останавливающийся ни перед какой преградой; никем (не)исследованный вопрос; дорожки (не)расчищены; (не)подоспевшие вовремя на помощь; сочинение (не)написано; (не)исправленная работа по математике; вещи (не) собраны; (не)написанное сочинение по литературе; (не)доумевающий по поводу поведения одноклассника; тропинка (не)освещена; (не)взволнованное, а успокоившееся море; далеко (не)решенный вопрос; (не)прекращающийся ливень; задача (не)решенная, а только начатая; (не)встреченный никем.

Задание: Списать, раскрыть скобки.

(Не)распечатанное письмо; (не)решенная задача по физике; (не)написанный, а отпечатанный текст; полы (не)покрашены; вовсе (не)продуманное решение; еще (не)заселенный дом; (не)покрашенные масляной краской; вода (не)пролита; (не)исправимый дефект; еще (не)засеянные поля;(не)знающий усталости; книга (не)прочитана; (не)заселенные дома на окраине; ( не)распечатанное отцом письмо; (не)прекращающийся ливень; (не)доумевающий по поводу поведения одноклассника; (не)убранное поле; дорожки (не)расчищены; письмо (не)распечатано; далеко (не)решенный вопрос.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет русский язык

Цель урока: познакомить учащихся со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями.

Планируемые результаты:

Предметные:

Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями.

Закрепить ранее изученные знания о причастии, правописании НЕ с другими частями речи.

Метапредметные:

Умение самостоятельно формулировать тему, цель урока.

Умение определять цель учебной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, перерабатывать и систематизировать информацию, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Владение всеми видами речевой деятельности.

Совершенствование умения работать в группах.

Личностные:

Формирование коммуникативных умений, положительного отношения и интереса к русскому языку.

Оборудование: учебник, тетради, персональный компьютер учителя, раздаточный материал.

I . Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Откройте тетради, запишите число, классная работа и пропустите строчку для написания новой темы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель приветствует учащихся.

Встаньте, пожалуйста, прямо, расправьте ваши плечи, поднимите головы, подарите мне ваши чудесные улыбки. Я желаю вам сегодня хорошей, плодотворной работы, успеха и удачи!

Подпишите ваши рабочие листы, запишите сегодняшнее число.

Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку, психологически настраиваются на урок.

Проверка домашнего задания

В этом вам поможет стихотворение, которое вы видите на экране.

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

Напомню вам правила игры:

Для ответа вы используете сигнальные карточки (красная – не согласен с утверждением, желтая – затрудняюсь ответить; зеленая – согласен с утверждением). Если вы не согласны, то должны дать правильный ответ.

Верно ли, что причастия обозначают постоянный признак предмета? (Нет).

Верно ли, что причастия образуются от существительных? (Нет).

Верно ли, что причастия склоняется как прилагательные? (Да).

Верно ли, что причастия бывают совершенного и несовершенного вида? (Да).

Верно ли, что у причастий нет формы будущего времени? (Да).

Верно ли, что страдательные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета? (Нет).

Верно ли, что причастия не имеют краткой формы? (Нет).

Верно ли, что действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов ИМ, ЕМ? (Нет).

Верно ли, что полная форма страдательного причастия пишется с двумя Н в суффиксе, краткая – с одной Н? (Да).

Верно ли, что причастный оборот – это причастие с определяемым словом (Нет).

Верно ли, что причастный оборот всегда обособляется (Нет).

Верно ли, что причастие бывает в предложении определением или сказуемым (Да).

Молодцы! Спасибо вам за активную работу. Вы показали хорошее знание изученного материала.

Учащиеся называют изучаемый раздел.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Подготовка к изучению нового материала.

Познакомьтесь с содержанием карточки №1. Сформулируйте задание, которое вам предстоит выполнить. (Даны примеры слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи, необходимо заполнить данными примерами таблицу и объяснить выбор орфограммы).

- Что для этого вам необходимо вспомнить? (Для успешного выполнения задания необходимо вспомнить, как пишется НЕ с именами существительными, прилагательными и глаголами).

Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант : правописание не с различными частями речи.

Запись на интерактивной доске

Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость, небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь.

Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.

Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.

Слитно, если: Раздельно, если:

- без НЕ не употребляется - есть противопоставление с союзом А

(неряха, невзгоды, небрежный); ( не правда, а ложь; не добрый, а злой)

- можно заменить с синонимом без НЕ - с существительными при отрицании

или близким по значению выражением (не волк);

(неправда – ложь); - с краткими прилагательными (не могуч);

- есть слова далеко не, вовсе не, совсем не; - зависимое слово – отрицательное местоимение (никому не интересный)

- прилагательное в сравнительной или превосходной степени ( не громче, не красивейший).

Выполнение задания в парах.

Проверка выполнения задания.

Проверка выполненной работы.

Подготовка к восприятию новой темы.

Создание проблемной ситуации.

Ребята, обратите внимание на данные примеры. (На слайде даны примеры слитного и раздельного написания НЕ с причастиями).

- Можете ли вы сейчас заполнить 4-ую колонку вашей таблицы?

- Почему у вас возникла трудность?

- Что необходимо для того, чтобы успешно закончить таблицу? (Необходимо знать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями)

Учащиеся фиксируют трудность и формулируют выход из проблемной ситуации.

Формулировка темы и цели урока.

- Сформулируем и запишем тему нашего урока. (Правописание не с причастиями).

- Какие цели мы можем поставить? Чему нам необходимо сегодня научиться?

Формулируют и записывают тему урока, формулируют цели урока:

- выяснить условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;

- научиться правильно писать НЕ с причастиями.

А теперь, ребята, встали,

Дружно ручки вверх подняли,

А теперь все вниз нагнулись,

Все присели, снова встали,

Голову нагнули, ручки встряхнули,

Вот и отдохнули! Присаживайтесь.

Учащиеся выполняют физические упражнения.

Открытие новых знаний.

Контроль первичного усвоения знания

В соответствии с поставленной целью вам необходимо самостоятельно сформулировать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Откройте учебники на стр. 67, найдите теоретический материал и выполните задание, ответив на вопросы:

1 вариант. При каких обстоятельствах Не пишется с причастиями слитно?

2 вариант. При каких обстоятельствах НЕ пишется с причастиями раздельно?

Итогом вашей работы является заполнение кластера и 4-ой колонки таблицы задания №1

Работа с материалом учебника и выполнение задания по вариантам.

1 группа: при каких обстоятельствах НЕ с причастиями пишется слитно.

2 группа: при каких обстоятельствах НЕ с причастиями пишется раздельно.

2. Ответ на вопрос по вариантам.

3. Составление кластера.

4. Заполнение 4-ой колонки таблицы.

Применение нового знания на практике.

Лингвистический футбол.

Несжатая полоса, не нарушаемая птичьим пением тишина, земля не вспахана, незабываемое впечатление, не замерзшая, а бурлящая река,

не прогретая солнцем земля , ненавидящий подлость человек, непроверенные данные, не покрытые снегом поляны, не утихающий, а усиливающийся ветер.

Невыполненное задание, незамеченная ошибка, незапечатанное письмо, негодующий человек.

Цифровой диктант (самостоятельная работа по вариантам)

(Не)прочитанная книга, посылка (не) получена, (не)завершенное в срок строительство, (не)доумевающий взгляд, никем (не)убранные вещи, (не)начатое, а законченное собрание.

(Не)исправленные, а подчеркнутые ошибки, контрольная работа (не)сдана, (не)замерзающий пруд, (не)раскрытая учеными тайна, (не)доумевающий собеседник, (не)исследованные пространства.

Выборочное письмо

(Не)изгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Светлая полоса ещё (не)закрытая чёрной тучей озаряла нашу спальню. Сквозь (не)занавешенные а открытые окна постоянно была видна молния. Он стоял на высоком берегу реки и был (не)защищён. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди.


Познакомить учащихся с правилами написания НЕ с причастиями, вырабатывать навыки применения полученных знаний на практике ,условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями; обучить учащихся способам применения изученного правила;

Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами;

Развитие памяти, воображения, монологической речи;

Совершенствование умения работать в группах.

Воспитательная:

воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы.

Тип урока: изучения нового материала

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1.Работа у доски

Задание: прочитать и записать данные примеры:

Неполадки в работе, мелкие невзгоды, неряшливый вид, отвратительный невежда, неподкупный человек, неумолчный шум:

Маленькая неточность, большое несчастье, непостоянный друг, невежливая девочка:

Не вежливость, а грубость: не добрый а равнодушный

2.Проблемное задание

Сформулируйте правила написание НЕ с именами существительными и прилагательными. Послушайте шутливое стихотворение, которое поможет вспомнить правило.

-Лепость катится за –веждой,

-уч – в погоне за надеждой

-взгоды стали на коньки –

Что за дивные деньки!

Учитель: Как вы думаете, как пишутся причастия с НЕ? Конечно, Причастия с НЕ пишутся тоже то слитно, то раздельно – в этом они подражают именам прилагательным. Но у причастия есть и свои пункты к правилу слитного и раздельного написания НЕ.

III.Работа над темой урока

- Среди данных слов на доске попробуйте найти причастия.

Ненастный, нелепый, негодующий, непоседа, невежа, ненавидящий, недоумевать, невзлюбила, недоумевающий.

-Почему вы выбрали именно эти слова? (Эти слова являются причастиями, потому что обозначают признак предмета по действию и отвечают на вопрос какой? Например, негодующий – от глагола негодовать, ненавидящий –ненавидеть. Это действительные причастия настоящего времени.)

- Что объединяет эти слова? (Эти слова объединяет то, что все они пишутся с не слитно).

- Почему они пишутся слитно? о.( Данные слова пишутся с не слитно, потому что без не не употребляются).

- А какое правило, ребята , мы с вами ещё не знаем?

Причастия, которые не употребляются без не, пишутся слитно).

- А можем ли мы с точностью сказать, как будут писаться данные причастия с НЕ?

(Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ, решение (не)продумано; работа (не)закончена; (не)законченное сочинение; ещё не прочитанная мною книга; (Не)обжитый строителями, а заброшенный край, (не)обозримая равнина; никем (не)нарушаемая тишина,(не)примятая трава; трава (не)примята, (не)забытая, а созданная снова песня.

Пока нам сделать это затруднительно. А можете ли вы сейчас сформулировать тему нашего урока? (слитное и раздельное написание не с причастиями).

_ Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Учитель. Конечно, мы не сможем сразу определить, как будут писаться данные причастия с не. Для этого необходимо знать правила написания.

Но сначала мы запишем тему урока: Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Учитель. Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во-вторых, причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму. Всё это влияет на написание не с причастиями. Рассмотрим возможные варианты. Ответим на вопросы. Сделаем записи в тетради.

Работа в группах.

Случаи слитного написания нес причастиями.

1.Негодующий взгляд, ненавидящий тон.

- От какого слова образовано причастие? ( от глагола негодовать)

- Возможно ли употребление причастия без не? (невозможно)

Вывод: если причастие без не не употребляется, то пишется слитно.

- Подберите однокоренные слова других частей речи (негодование, негодовать).

2. Невыраженный признак, нерешённая задача.

- Есть ли при причастиях зависимые слова?

Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.

Вывод: Если причастие не имеет при себе зависимых слов, то оно пишется с не слитно.

3.Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.

- Какое значение имеют наречия очень, весьма? (значения степени).

Вывод: Если причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно), то пишется с не слитно.

Случаи раздельного написания не с причастиями.

1.Не работающий, а сломанный телевизор. Не прибранные, а разбросанные вещи.

- Постарайтесь найти причину раздельного написания не с причастиями.

Вывод: если причастие имеет противопоставление , то пишется с не раздельно.

2.Давно не работающий телевизор. Не прибранные вовремя вещи.

- Есть ли у причастия зависимые слова, то есть образуют ли они причастные обороты?

Вывод: если причастие имеет зависимые слова, то пишется с не раздельно.

2.Реки ещё не скованы льдом. Обед ещё не приготовлен.

– В чём особенности этих причастий? (они краткие)

– Каким членом предложения они являются?(сказуемым)

Вывод: краткие причастия пишутся с не раздельно.

А теперь проговорите за столом все варианты слитного и раздельного написания не с причастиями. Назовите случаи слитного написания не с причастиями.

Случаи раздельного написания нам напомнит группа 1

IV.Закрепление

Учитель. Теперь, зная условия, при которых не с причастиями пишется слитно или раздельно, мы можем вернуться к упражнению, предложенному в начале нашей работы над темой. ( работа с карточками)

№1 - выписывает краткие причастия.

№2 – выписываем с противопоставлением.

№3 - выписываем причастия с зависимыми словами.

№4 – выписывает всё остальное.

1.Работа не закончена, решение не продумано, трава не примята.

2.Не обжитый строителями, а заброшенный край; не забытая , а созданная вновь песня.

3.Гласные, не проверяемые ударением; ещё не прочитанная мною книга; никем не нарушаемая тишина;

4.Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина, непримятая трава.

5. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали на уроке?

V.Домашнее задание: повторить правила,из текста выписать 6 предложений со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями

VI.Рефлексия.

- Какое задание на уроке было наиболее интересным?

- Какое задание оказалось самым трудным или просто вызвало затруднение?


-75%

Конспект
Частица НЕ пишется раздельно:
• с причастиями, имеющими при себе зависимые слова: не разобранные хозяином вещи, не возвращённая другу книга, не напечатанная в срок статья;
• с причастиями, если при них имеется или подразумевается противопоставление: не выдуманная, а действительная история; не продуманный, а опрометчивый поступок;
• с краткими причастиями: урок не выучен, работа не сдана, статья не отредактирована.
Частица НЕ пишется слитно:
• если причастия образованы от глаголов, не употребляющихся без не: негодующий, недомогающий, ненавидевший (негодовать, недомогать, ненавидеть);
• с действительными и полными страдательными причастиями, если при них нет зависимых слов: невыполненная работа, невычитанная рукопись, непрочитанная книга;
• при наличии наречий меры и степени в качестве зависимых: совершенно неподготовленное решение, абсолютно непродуманный ответ.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: