Географическая долгота географические координаты 6 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Задачи урока: в результате урока учащиеся научатся определять:

  • географическую широту;
  • географическую долготу;
  • географические координаты.

III. Методы обучения:

По источнику знания:
а) словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися о географической широте, географической долготе, географических координатах и их значении для практической жизни людей;
б) наглядные – работа с рисунками № 39, 40 в учебнике; с картами на доске, глобусом, контурной картой;
в) практические – выполнение заданий при формировании мотивации, умений определять географическую широту, географическую долготу, географические координаты.

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый;

По степени самостоятельности:
а) с учителем при получении нового знания;
б) в паре при решении пробного упражнения;
в) самостоятельно при закреплении умения определять географические координаты.

IV. Формы обучения:

V. Формы организации работы в классе:

  1. индивидуальная, при проверке ранее полученных знаний;
  2. парная, при выполнении пробного упражнения;
  3. индивидуальная, при закреплении новых знаний и умений.

VI. Ход урока:

1 этап: Организационный момент.

1. Учащиеся стоят около парт. Учитель здоровается и сажает за парты.

а б в г
1 +
2 +
3 +
4 +

Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках.

Вопросы:

  1. Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется:
    а) экватором;
    б) параллелью;
    в) полюсом;
    г) меридианом.
  2. Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется:
    а) экватором;
    б) параллелью;
    в) тропиком;
    г) меридианом.
  3. Направления запад → восток показывают:
    а) параллели;
    б) меридианы.
  4. Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет:
    а) 90°;
    б) 360°;
    в) 180°.

Учащиеся: Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру.

2. Основной этап. Введение нового материала.

Учитель: Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес тоже состоит из двух частей – широты и долготы. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определённой параллели, а долгота – место этой точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес – географические координаты.

Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение к другим объектам. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив его географические координаты с помощью приборов.

Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. И наша с вами задача научиться определять географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу.

Запишем тему урока в тетрадь.

Учитель: А что нужно сделать, для того чтобы определить координаты?

Учащиеся: Нужно научиться определять сначала географическую широту, а затем географическую долготу.

Учитель: Что значит определить географическую широту? Откройте учебник на странице 56 рис. 39. Найдите экватор – самую длинную параллель. Параллельно экватору на расстоянии 10° друг от друга проведены другие параллели до Северного и Южного полюсов. Широта отсчитывается от экватора. Все точки от экватора к северу будут иметь северную широту (с.ш.) а расположенные к югу от экватора – южную широту (ю.ш.). Так как наша страна находится к северу от экватора, то все географические объекты в нашей стране имеют северную широту. Запишем в тетрадь.

  • Параллель 23,5° с.ш. – это Северный тропик;
  • Параллель 23,5° ю.ш. – это Южный тропик;
  • Параллель 66,5° с.ш. – Северный полярный круг;
  • Параллель 66,5° ю.ш. – Южный полярный круг.

(Учащиеся по рисунку находят расположение, названных параллелей).

Учащиеся читают вслух.

Определяем географическую широту:

  1. Найти объект на карте.
  2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.
  3. Определить широту параллели, на которой расположен объект.

(Учащиеся находят г. Санкт-Петербург; определяют, что он находится в северном полушарии, определяют широту параллели – 60° с.ш.)

Учащиеся читают.

Если объект расположен между параллелями, следует:

  1. Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора (смотри выше шаги 1-3)
  2. Определить число градусов от этой параллели до объекта (Расстояние между параллелями на карте 10°, значит, 1° соответствует одна десятая часть этого расстояния)
  3. Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели. Так, ближайшая к Москве параллель со стороны экватора – 50° с.ш. Расстояние от этой параллели до Москвы равно 6°. Мы уже знаем, что Москва расположена севернее параллели, проведенной через заданную точку.

Учащиеся самостоятельно определяют географическую широту этих точек и записывают в тетради:

Затем учитель вызывает ученика и тот записывает ответы на доске. Проверяется правильность определения географической широты

Ученик у доски определяет и записывает м.Челюскин – 77°с.ш.

Вывод: Определить географическую широту точки это значит найти параллель, на которой она расположена.

Ученик: Мы не знаем, как определяется географическая долгота. Проектируем план действий.

Учитель: Что значит определить географическую долготу?

Работа с рис. 40 стр. 57 учебника.

Меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она расположена.

Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток. К западу от нулевого меридиана все точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота измеряются от 0° до 180°. Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.

Ученик: Определим долготу г.Санкт-Петербурга. Чтобы определить долготу объекта, необходимо:

  1. Найти объект на карте.
  2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.
  3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект. Так, Санкт-Петербург находится на меридиане, удалённом на 30° к востоку от начального (нулевого) меридиана, его долгота 30° в.д. (смотри рис.40 в учебнике).

Учащиеся работают с рисунком 40 учебника.

Ученик: Если объект располагается между меридианами, следует:

Учитель: Запишем в тетради географическую долготу г.Санкт-Петербурга и г. Москвы.

Учащиеся дописывают к г.Санкт-Петербургу и г. Москве географическую долготу.

Учащиеся определяют географическую долготу этих городов, записывают в тетради и называют географические координаты этих точек:

  • город Париж – 48° с.ш., 2° в.д.
  • город Кейптаун – 34° ю.ш., 18° в.д.

Учащиеся определяют географические координаты мыса Челюскин.

Вывод: Определить географическую долготу точки – это значит найти меридиан, на котором она расположена.

Учитель: А теперь мы уже можем определить, где же наш герой капитан Грант потерпел кораблекрушение.

Учитель: Вы научились определять географические координаты точек и по заданным координатам находить местоположение объекта.

3. Закрепление.

Учащиеся определяют, что это за остров Петра I (трое учащихся определяют точку на глобусах).

Учащиеся определяют, что шхуна находилась в точке с координатами 44° ю.ш. и 165°з.д. (т.к. 44°ю.ш. и 165°в.д. находятся острова Новая Зеландия)

  1. Учитель: Выполним задания на контурной карте.
  • В 1911 году группа норвежцев под командованием Руаля Амундсена достигла Южного полюса. Началось их путешествие в Китовой бухте (78°ю.ш., 165°з.д.). Отметьте на карте их маршрут и укажите направление движения.
  • Задание повышенной сложности.

В 1937 году В.П. Чкалов совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Северный полюс – Северная Америка (точка приземления – 49°с.ш., 123°з.д.). Обозначьте на карте маршрут перелёта, укажите его направление, координаты основных пунктов.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на контурной карте. Затем проводят взаимоконтроль.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Цель урока: сформировать представление о географической долготе, географических координатах и определять их.

Задачи:

Обучающие:

- теоретические: повторить понятия экватор, начальный меридиан, градусная сетка; отработать понятия широта, долгота, географические координаты.

- практические: научить определять географические координаты объектов;

определять объекты по географическим координатам.

Развивающие:

- формировать навыки работы с географическими картами;

- развивать представление о возможностях географических карт;

- развивать познавательную деятельность, умение применять полученные знания на практике;

- формировать умение слушать и оценивать ответы учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать умения радоваться собственным успехам и достижениям одноклассников.

Базовый уровень: знать основные географические понятия и термины; знать результаты выдающихся географических открытий и путешествий. Уметь определять географические координаты и местоположение географических объектов. Использовать знания и умения в повседневной жизни: читать физические карты; самостоятельно проводить поиск географической информации.

Повышенный уровень: знать вклад соотечественников в развитие географических открытий и путешествий; уметь определять расстояния по градусной сетке и географическим координатам; ориентироваться, определять стороны света и объекты относительно друг друга.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная.

Методическая разработка урока в 6 классе:

Открытый урок. Неделя географии.

Подготовила учитель географии: Головатая И.А.

Открытый урок. Неделя географии.

Подготовила учитель географии Головатая И.А.

Тип урока – комбинированный: изучение и первичное закрепления понятий, умений работы с картами; отработка способов деятельности определения географических координат

Форма урока проблемно-диалоговый с использованием ИКТ

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Цель урока: сформировать представление о географической долготе, географических координатах и определять их.

- теоретические: повторить понятия экватор, начальный меридиан, градусная сетка; отработать понятия широта, долгота, географические координаты.

- практические: научить определять географические координаты объектов;

определять объекты по географическим координатам.

Развивающие:

- формировать навыки работы с географическими картами;

- развивать представление о возможностях географических карт;

- развивать познавательную деятельность, умение применять полученные знания на практике;

- формировать умение слушать и оценивать ответы учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать умения радоваться собственным успехам и достижениям одноклассников.

Базовый уровень: знать основные географические понятия и термины; знать результаты выдающихся географических открытий и путешествий. Уметь определять географические координаты и местоположение географических объектов. Использовать знания и умения в повседневной жизни: читать физические карты; самостоятельно проводить поиск географической информации.

Повышенный уровень: знать вклад соотечественников в развитие географических открытий и путешествий; уметь определять расстояния по градусной сетке и географическим координатам; ориентироваться, определять стороны света и объекты относительно друг друга.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная.

Методы познания: картографический, исторический, сравнительный.

Средства обучения:

Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. М.: Дрофа, 2005.

Физическая карта полушарий, контурная карта полушарий.

Техническое и программное обеспечение: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Интернет – ресурсы:

Ресурс: Анимация "Определение географических координат"

Аннотация: Позволяет увидеть в трехмерном пространстве способ определения географических координат.

Ресурс: Анимация "Географическая долгота"

Аннотация: Позволяет увидеть в трехмерном пространстве, что такое географическая долгота, показано угловое расстояние между нулевым меридианом и выбранной точкой.

Ресурс: Анимация "Географическая широта"

Аннотация: Позволяет увидеть в трехмерном пространстве, что такое географическая широта, показано угловое расстояние между экватором и выбранной точкой.

Организационный момент на котором учитель устанавливает контакт с учащимися; формирует творческую, комфортную атмосферу, мотивирует учащихся на активную позицию в урочной деятельности.

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель.

Учитель: Что надо знать, чтобы письмо дошло до дедушки?

Ученик: Адрес, по которому можно точно найти, где ты живешь: город, название улицы, номер дома и номер квартиры.

Ученик: Сообщить свои координаты.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Ученик: Координаты. Географические координаты.

Учитель: Цель урока – научиться определять географические координаты.

Определите географическую широту следующих объектов:

(Условие: ученики, которые сидят на 1 варианте, определяют широту только объектов северного полушария, а сидящие на 2 варианте – объектов в южном полушарии)

г. Санкт-Петербурга (69 0 с.ш.)

Магелланова пролива ( 54 0 ю.ш.)

г. Берлина (53 0 с.ш.)

станции Мирный (70 0 ю.ш.)

влк. Фудзияма (35 0 с.ш.)

г. Лондон (52 0 с.ш.)

самой крайней южной точки Африки (34 0 ю.ш.)

влк. Котопахи (2 0 ю.ш.)

3. Теперь поговорим о другой важной характеристике местоположения – географической долготе. Она не менее важна, так как, чтобы найти неизвестный объект на глобусе, нужно знать не только широту, но и долготу точки.

Для определения географической долготы мы обратимся к линиям меридианов. Вспомним, что такое меридиан? (Это линии на глобусе и карте, соединяющие полюса Земли)

Какой меридиан географы считают самым важным, от которого начинают отсчёт всех долгот? (нулевой, он же Лондонский, начальный, Гринвичский) На каком меридиане долготы заканчиваются? (на 180 0 меридиане) Итак, все меридианы которые проведены на глобусе к востоку от нулевого и до 180 0 меридиана – обозначают восточные

долготы. Наоборот, западные долготы обозначают меридианы, западнее нулевого меридиана. Западные долготы тоже заканчиваются на 180-ом меридиане.

Схема в тетради: (слайд № 3)



З.Д. В.Д.

180 0 0 0 180 0

4. Первичное закрепление изученного. (слайды № 4, 5)

Определите географическую долготу следующих объектов:

(Условие: ученики, которые сидят на 1 варианте, определяют долготу только объектов восточного полушария, а сидящие на 2 варианте – объектов в западном полушарии)

г. Сан-Франциско (121 0 з.д.)

влк. Орисаба (97 0 з.д.)

г. Багдад (44 0 в.д.)

влк. Эребус (168 0 в.д.)

г. Буэнос-Айрес (59 0 з.д.)

Положение объекта относительно экватора и начального меридиана – это географические координаты. Две координаты – это широта и долгота. По ним можно точно определить любое место на земном шаре.

Аннотация: Позволяет увидеть в трехмерном пространстве определение географических координат.

Закрепление материала в форме викторины.

1. По физической карте мира определите географические координаты:

а) городов: Каир, Париж, Мельбурн, Вашингтон;

(слайды № 7,8,9,10)

б) Суэцкого и Панамского каналов; (слайд № 11)

в) вулканов: Камерун и Ключевская Сопка. (слайд № 12)

А) Каир – 31º с.ш. 32º в.д.;

Париж - 48º с.ш. 3º в.д.;

Мельбурн - 38º ю.ш. 146º в.д.;

Вашингтон - 39º с.ш. 77º з.д.

Б) Суэцкий канал – 31º с.ш. 33º в.д.;

Панамский канал - 9º с.ш. 79º з.д..

В) вулкан Камерун – 4º с.ш. 9º в.д.;

вулкан Ключевская Сопка – 57º с.ш. 162º в.д.

2. По физической карте мира определите координаты географических объектов: Кейптаун, вулкан Эребус, устье реки Амазонка.

ОТВЕТЫ:

Кейптаун - 33º ю.ш. 19º в.д.;

Эребус - 79º ю.ш. 169º в.д.;

устье реки Амазонка - 6º с.ш. 61º з.д..

3. Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре стороны будут обращены на юг?

ОТВЕТ: на Северном полюсе

4. Какие меридианы в западном полушарии являются продолжением

20-го 40-го 70-го меридианов восточного?

ОТВЕТ: меридианы 160 0 з.д 140 0 з.д. 110 0 з.д.

6. На 54 0 с.ш. и 27 0 в.д. находится столица дружественной нам страны. Какая? ОТВЕТ: Минск, столица Белоруссии.

7. Какие острова расположены между:

12 – 26 0 ю.ш. и 43 – 51 0 в. д. (Мадагаскар)

53 – 55 0 ю.ш. и 65 – 71 0 з.д. (Огненная Земля)

Ученики: работают с текстом учебника.

Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии - § 12-13).

Дополнительное задание:

Учитель: Какое кругосветное путешествие короче?

а) по экватору б)10* с.ш. в) 50*с.ш. г) 70*с.ш.

(если осталось время на уроке выполнить практическую работу на определение географических координат)

Учитель: Сообщи свои координаты…

Часто говорим мы в обычной жизни.

Географические координаты – определяют положение объекта на земном шаре.

Координаты используются не только в географии:

Математические координаты - задают положение точки на координатной плоскости.

Астрономические координаты - это величины, определяющие положение планет и звезд на небе.

Геодезические координаты - ширина, долгота и высота - задают положение точки на земной поверхности.

Сегодня пользуемся современными технологиями для определения координат: мобильные телефоны, навигаторы GPRS и GPS Учитель: прошло много времени с эпохи Великих географических открытий, но сегодня знания географических координат используется ежедневно людьми разных профессий.

И кто-то из вас свяжет свою судьбу с гражданскими профессиями, с военным делом,но кем бы вы ни стали, я желаю вам, чтобы в жизни вы отличались широтой души и долготой терпенья, как в стихотворении А. Прокопова:

Меня просили: "Русских опиши!"
Я в двух словах о них дал представленье:
Они известны широтой души
И долготой терпенья.


Электронное приложение к учебнику: Географическая широта. Географическая долгота. Определение географической долготы. Определение географических координат.

1. Географическая широта. 2. Определение географической широты заданной точки. 3. Географическая долгота. 4. Определение географической долготы заданной точки. 5. Определение географических координат.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальные, фронтальные

Основные понятия

Географическая широта. Географическая долгота. Гринвичский (нулевой, начальный) меридиан. Географические координаты.

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД: познавательные (П);

коммуникативные (К); регулятивные (Р)

Личностные УУД

Научатся называть и показывать на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан, географические координаты.

Получат возможность научиться определять географическую широту, географическую долготу и координаты заданной точки, географическое положение объекта.

Познавательные: выделяют главные существенные признаки понятий, сравнивают объекты по заданным критериям, аргументируют свою точку зрения.

Коммуникативные: высказывают суждения, подтверждая их фактами, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому материалу; овладевают навыками применения географических знаний в различных жизненных ситуациях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии 6 класс по теме "Географические координаты широта и долгота".

Цели: 1. дать учащимся знания о географической долготе и географической

широте и назначении градусной сетки на карте и глобусе.

2. показать и отработать приемы определения географических коор-

динат точек на карте и глобусе, а так же нахождение точек по

3. отметить практическое значение умения определять координаты

точек в жизни и деятельности людей.

МКОУ Новохарьковская СОШ

Мартыненко Николай Николаевич

Тема: Географические координаты широта и долгота.

Цели: 1. дать учащимся знания о географической долготе и географической

широте и назначении градусной сетки на карте и глобусе.

2. показать и отработать приемы определения географических коор-

динат точек на карте и глобусе, а так же нахождение точек по

3. отметить практическое значение умения определять координаты

точек в жизни и деятельности людей.

Межпредметные связи: координатный луч, оси координат, координаты точек,

координатная поясность, параллельные прямые, перпендикуляр.

Оборудование: глобусы, физическая карта полушарий, атласы, координатный

глобус, контурные карты.

Тип урока: комбинированный

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Какие специальные линии наносят на глобус при его создании?

а) что значит ориентироваться?

2. В чем отличие в изображении меридианов и параллелей на глобусе

а) дать определение географической карты.

Вывод: Меридианы и параллели - это линии на глобусе и карте проведенные

по направлениям основных сторон горизонта.

II. Изучение новых знаний, умений, навыков.

1. Постановка проблемной задачи:

“ Во время изучения вод Тихого океана океанографическое судно,

потерпевшее кораблекрушение при столкновении о подводный

риф, просит о помощи в телеграмме. Телеграмма, посланная эки-

пажем судна, сообщает: “SOS. ”Срочно помогите! На борту

люди, техника, ценная аппаратура. Наши координаты 10* южной

широты и 160* западной долготы. На доске записываются коорди-

наты и становится вопрос:

Прочитав параграф 13, научимся определять координаты.

2. Определение координат - комментированное чтение параграфа 13, по

ходу которого на доске составляется опорный конспект.

Географические координаты.



Географическая широта Географическая долгота

cеверная (с) южная (ю) западная (з) восточная (в)

Измеряется от 0* до 90* отсчи- Отсчитывается по экватору от нуле-

тывается от экватора по нулево- вого меридиана к востоку (в) и к за-

му меридиану, а на карте по ее паду (з),а на карте по ее рамке.

- По ходу чтения учащимися, показываются навыки в определении

координат, на примере нескольких пунктов.

3. Определение географических координат места бедствия судна.

Определение географических координат г. Воронежа и нанесение

местоположения города на к/к.

Значение и умение определений географических координат (рассказ)

(им было известно только 37*10ю.ш.)

б) в полярной авиации;

г) в морском транспорте;

д) в военном деле.

Вывод: Географические координаты позволяют быстро и точно определить

местоположение на земном шаре, а так же на карте и глобусе нового

IV. Закрепление:

Определить г. к. м. Челюскин (78* с.ш. 104* в.д.)

Какой географический объект имеет следующие координаты 42*ю. ш.

146*в.д. (о. Тасмания)

В каком направлении движется судно, если по мере его движения изменяется только широта, а долгота остается неизменной; если

Изменяется только долгота, а широта остается неизменной.

Общий итог урока:

V. Задание на дом. Выучить параграф 13, записи в тетради. Ответить на

Читайте также: