Лесная аптека на службе человека конспект занятия

Обновлено: 05.07.2024

Хором: ЛЕСНАЯ АПТЕКА НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКА.

Ведущий: Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека.

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать…
(В. Рождественский)

Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали.

Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли. Как же их называли, кто из вас ребята знает? (Ответы – предположения детей). Что бы узнать, как называли этих людей, давайте, решим кроссворд.

Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница)

Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)

Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек)

Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший … (Одуванчик)

Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,
Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер)

У забора живет, никого не признает,
Не собака, а кусается и погладить не дает. (Крапива)

Ведущий: Итак, решив кроссворд, мы с вами узнали, что людей, собирателей лекарственных растений, называли “травниками”. Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений.

Ребята, а вы хотели бы встретиться с травницей, которая бы рассказала вам о целебных свойствах растений, которые растут в окрестностях нашего города (села, поселка)? Давайте знакомится – бабушка Егоровна, знаток лекарственных растений (выходит бабушка Егоровна).

Бабушка Егоровна: Здравствуйте, мои милые внучата! Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада, что вы пригласили меня на эту встречу, о чем же вы хотели со мной поговорить? (Вопросы детей – короткая беседа.)

Бабушка Егоровна: Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы. Послушайте загадку, прежде чем мы с вами отправимся в путешествие.

Дом со вех сторон открыт, дом резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем (лес).

Ребята, а какие растения растут в наших лесах? (Ребята отвечают, за правильные ответы получают жетоны – силуэты елочек и цветов.)

А как вы думаете, почему лес называют “зеленой аптекой”? (Ответы.)

Почему врачи советуют чаще бывать в лесу, гулять по сосновому бору? (В лесу воздух чище, не слышно городского шума, можно послушать голоса леса, запах соснового бора – профилактика против заболеваний верхних дыхательных путей). Растения выделяют фитонциды (губители микробов). Недаром говорят, что в лесу чистый воздух, легче дышится.

Можно в лесу, на дачах встретить и черемуху, которая имеет лекарственное значение. Сильный, несколько опьяняющий аромат цветов, листьев очищают воздух от микробов.

Много на Руси народ придумал пословиц и поговорок про растения. Давайте попробуем сейчас собрать пословицы и их прочитать.

  1. Деревья – украшения земли.
  2. Дереву цена – по плодам, человеку – по трудам.
  3. Лес – богатство и краса, береги свои леса.
  4. В лесу много рябины – к дождливой осени.
  5. Ель не сосна – шумит неспроста.
  6. Сосна там красна, где взросла.
  7. Всякая сосна своему бору шумит.
  8. Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
  9. Перед ненастьем одуванчики закрываются, прячась от дождя.
  10. Пока лиственница иголки не осыплет, снегу не будет.

Примечание. Количество пословиц определяется по количеству участников праздника, содержание пословиц и поговорок должно учитывать знания и подготовленность ребят.

Бабушка Егоровна: Давайте, ребята, пройдем по нашей лужайке (полянке, лугу, опушке и т.д.), отыщем знакомые вам растения и вспомним их лекарственные свойства.

Участники праздника останавливаются около подорожника.

Бабушка предлагает рассказать об этом растении. Подорожник – умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется консервированный сок подорожника.

Ребята вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь приходили листья подорожника.

Ученик читает стихотворение Н. Матвеевой.

Подорожник – санитар испытанный,
Врачеватель ног, в пути пораненных,
Подошел к дороге, приготовился,
Может, думает, кому понадоблюсь….

Рассмотреть листья мать-и-мачехи. Кто из ребят знает, почему это растение так называется?

“…Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная а нижняя, покрыта белым пухом, – мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулась ласковая рука матери. А приложишь холодной стороной – станет неуютно, холодно…”

Отрывок из произведения А.Онегова “Мать-и-мачеха”.

– Ребята, вспомните народные сказки, в которых можно встретиться со злой мачехой. (“Морозко”, “Крошечка-Хаврошечка”, “Золушка”.)

Какими лекарственными свойствами обладает это растение, при каких заболеваниях его применяют? Листья мать-и-мачехи сушат, заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.

Ребенок: Бабушка Егоровна! А я знаю о Вас стихотворение. Послушайте, пожалуйста:

До чего ж упорная Бабушка Егоровна.
Примечает загодя, где какая ягода.
За какою просекой прямо в руки просится,
За какой тропинкою выросло черникою,
За какой низиною поросло малиною.
Наберет Егоровна ягоду отборную,
Триста раз наклонится, кто за ней угонится?
(Г. Абрамов)

Бабушка Егоровна: До чего же интересное стихотворение, действительно обо мне, я ведь не только люблю собирать лекарственные травы, но и ягоды. Ребята, назовите лесные и садовые ягоды, которые растут в нашем крае. Вспомните их целительные свойства (ребята вспоминают и рассказывают – о малине, смородине, бруснике, клюкве, чернике, морошке и т.д.)

Бабушка Егоровна: Ребята на нашей площадке есть еще одно лекарственное растение, которое вы хорошо знаете. Послушайте, я о нем расскажу. Это растение не бывает высоким, стебель у него тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак этого растения – приятный запах. У него мелкие цветы – желтая серединка, белые лепестки, они как маленькие солнышки выглядывают из травы. Если узнали о каком растении идет речь, найдите его.

(Ребята отыскивают аптечную ромашку, рассматривают ее.)

– Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает это растение? (Отвар ромашки применяют при головных болях, используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.)

Кажется солнце в ромашку вошло,
Желтое донце в лучах расцвело,
Вдоль по дорожкам, сзывая ребят,
Солнца на ножках, качаясь стоят.
Залит лучами зеленый лужок.
Солнце над нами и солнце – у ног!
(А. Мельникова)

Бабушка Егоровна: Ребята, а сейчас вы разделитесь на две команды “Малинка” и “Смородинка” и за 3 минуты на асфальте каждая команда напишет название лекарственных растений, о которых мы еще с вами не говорили. Но вы должны не только вспомнить и написать названия растений, но и рассказать о их лекарственных свойствах.

Ребята, разделившись на две команды, на асфальте (или листе ватмана) пишут названия лекарственных растений, после отведенного времени, они зачитывают названия растений и рассказывают о них.

Бабушка Егоровна: Молодцы, ребятишки, вы уже много знаете о лекарственных растениях. Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара. Лекарственные травы заготавливают в определенные сроки, вдали от дорог, выпаса скота. Собирая лекарственные растения нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.

Очень много полезного о лекарственных растениях вы можете узнать из книг, которые ждут вас в детской, в школьной библиотеках, а чтобы увидеть, как много разных лекарственных растений заготавливают, зайдите в любую аптеку и вам фармацевты расскажут очень много интересного о каждом растении.

Дети читают стихотворение:

С бабушкой нашей пойдем далеко мы
В луг, где ей всякие травы знакомы,
Руки мелькают, не путаясь в травах,
В тонких и острых, в густых и кудрявых.
Вот от простуды, а вот от надсады,
Это от боли спасет головной!
Мы поучиться у бабушки рады
Мудрой науке ее травяной.
Вырастем – травами с нашего луга
Будем лечить, избавлять от недуга.
(Е. Фейерабенд)

Ждем вас в гости! А на память о сегодняшней встречи я хочу подарить вам небольшие памятки – книжечки, которые вы прочитаете всей семьей и может быть, те советы, которые здесь находятся, пригодятся для вашей семьи.

Всего доброго! До скорой встречи!

Произведения для детского чтения

Нас много, ребята, пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада посадит сейчас.
Пусть лучше и краше, сама как весна,
Становится наша родная страна.
(З. Александрова)

Слышишь – не наслышишься

Слышишь – не наслышишься гомоном лесным,
Дышишь – не надышишься воздухом родным.
От земли, от травушки он летит, звеня,
Каждая былиночка здесь тебе родня.
Рядом с нею, ласковой, ты рожден и рос,
У зеленой елочки и седых берез.
Прохожу я по лесу и дышу полней,
Нет мне чище воздуха Родины моей!
(Н. Флеров)

Не хочется мне чаю с печеньем, с пирожным.
Я снова скучаю о чае таежном:
С душицей, с дымком, с земляничным листом,
Заваренным в медном большом котелке.
Чтоб сосны шептали и птицы кричали
О чем-то своем , на лесном языке.
(Ю. Могутин)

В лесу глубокой осенью везде, где мох растет,
Краснеет клюква – ягода по кочкам средь болот.
(Вл. Рождественский)

Ягода морошка попала мне в лукошко,
Глазом желтым подмигнула и
И тихонько мне шепнула:
Ты меня, морошку, бери понемножку,
Оставляй птицам, зверятам,
Да малым ребятам.
(Н. Ермакова, п. Горноправдинск, ХМАО)

Мать-и-мачехи цветы, вы ровесники весны,
Вы расселись на дорожках на красивых тонких ножках.
Нарисованы вы в книжках, вас не топчут ребятишки.
Так цветите, расцветайте, весну красную встречайте!
(Н. Ермакова, п. Горноправдинск, ХМАО)

Мы с бабушкой и мамой вышли по утру…
В кружку и корзинку ягодки беру.
Земляничку спелую в солнечном бору
Ягодку по ягодке я беру, беру…
До чего же весело в солнечном бору!
Мы набрали к вечеру ягод по ведру!
(И. Векшегонова)

На лугу растут ромашка, лютик едкий, клевер – кашка!
Что еще? Гвоздика, смолка, колокольчик, хвощ, как елка.
А еще? Кошачья лапка, подорожник, васильки, граммофончики – вьюнки…
Еще много разных травок у тропинок, у канавок,
У красивых и душистых, разноцветных и пушистых.
(Г. Лагздынь)

Путника друг, подорожник, скромный, невзрачный листок.
Ты на порезанный палец влажной заплаткою лег.
Путника друг, подорожник, многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство тут же, на тропке, у ног.
(В. Рождественский)

Одуванчик, одуванчик, легкий, белый сарафанчик.
И сыпучий, и колючий, и крылатый, и летучий.
Только дунет ветерок – разлетелся весь цветок.
(В. Егорова)

Он очень нежен, слаб и хрупок. И все, с кем стеблю по пути,
Ему протягивают руки, чтобы помочь быстрей расти.
(Ю. Горбунов)

На синем лугу распустилась ромашка. Какая на ней золотая рубашка!
Я глаз от нее отвести не могу. Да это же солнце на синем лугу!
(М. Найденова)

Мне лепетал любимый лес: “Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей. ”
(К. Некрасова)

Если сделался больной, быстро в баню – там в парной
Бабушки и деды лечили эти беды.
Когда кашель от мороза, парься веником березовым.

Кто пчеле подарит мед? Кто на солнышке цветет
И головкою цветной нам качает головой? (Цветок)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Жуковская Галина Алексеевна

Цель. Образовательная. Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.

Закреплять и расширять знания детей о лекарственных растениях, о пользе, которую они приносят человеку. Формировать у учащихся чувство любви к родной природе, бережное отношение к лекарственным растениям, к природе.

Развивающая. Развивать у детей интерес к предметам естественного профиля. Развивать познавательную активность и любознательность.

Воспитательная. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе, экологическую грамотность.

Ход занятия

Ученик 1.

Много трав растет полезных

На земле родной страны

Мята, пижма, зверобой

Мы растения эти знаем.

Бережём и охраняем.

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвем не на потеху,

отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди сделают лекарства.

Ученик 2.

Когда ты входишь в лес

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Давай пройдемся медленно по лугу

Ты должен над цветами наклониться

Не для того чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Звучит музыка.(звуки леса) Сценка.

Травница собирает растения, кладет их в корзину.

Учитель (удивленно).

Что делает эта девочка, подойду поближе…

Хорошая сегодня погода, неправда ли?

Травница.

Да, хороший для того, чтобы собирать травы.

Учитель

Травница.

Нет, разумеется, ведь в дождь это делать нельзя. Собранные во время ненастья травы теряют целительную силу.

Учитель

А что за траву вы собираете и как ее используете?

Травница (подойдя, показывает).

У доски стоят ученики, в руках у них иллюстрации лекарственных трав.

Травница. Вот это пион.

Ученик 1. Пион:

Семена мои целебны,

При гастритах пьют настой.

Корни убивают яды

И снижают в почках боль.

Травница. Вот это липа.

Ученик 2. Липа:

Липа-средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Травница. А это калина.

Ученик 3.Калина:

Собирать мою кору

Нужно раннею весною.

При кровотечениях мною.

Может пить и млад и стар!

Ну, а осенью подарок

Кисти ягод огневых

Рвите на зиму ребята,

Много витаминов в них.

Травница . Вот это подорожник.

Ученик 4.Подорожник:

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки.

Нам он как хороший друг:

Лечит ранки ног и рук.

Травница. А это ромашка аптечная.

Ученик 5.Ромашка аптечная:

Как только не зовут.

В ней для красы купаются,

А для здоровья пьют.

Травница . Вот это малина.

Ученик 6. Малина:

Летом рады свежей

А сушёная в запас

От простуды лечит нас.

Травница. А это земляника лесная.

Ученик 7. Земляника лесная

Ягодка лесная, тонкий аромат.

Шевелит усами, радует ребят.

Лечит почки, печень, атеросклероз.

Витамины детям, улучшает рост.

Учитель.

-Дети скажите, все лекарственные растения назвала травница?

-Какие еще лекарственные растения вы еще знаете?

-А как вы думаете, почему эти растения называются лекарственными?

-Интересно, а как люди узнали о целебных свойствах растений? (предположения детей)

Учитель.

Люди наблюдали за животными и видели, что больные животные ели, определенные растения и вылечивались. Если у вас есть кошка и вы выезжаете с ней на дачу или в деревню, то вы наверняка видели, что она часто ест какие-то травки.

Древний человек собирал ягоды, плоды, семена, сочные побеги и употреблял их в пищу. Постепенно люди поняли, что одни растения ядовитые и вредные, а другие полезные и даже лечебные.

В 1581 году по приказу Ивана Грозного на Руси была открыта первая аптека. В обязанности аптекарских работников того времени входил сбор и заготовка лекарственных растений.

Сейчас же для выращивания редких лекарственных растений, даже тех которые занесены в Красную книгу, организованны ботанические сады.

Чтобы получше узнать о лекарственных растений их свойствах о том, где они используются, какие болезни лечат мы с вами поиграем. Для этого вы разделены на две команды.

Конкурс первый. Опиши меня?

Каждой команде предлагается вытянуть лекарственное растение. Задача – как можно больше о нем рассказать.

Конкурс второй. Угадай по запаху.

Каждой команде предлагается мешочек с лекарственным растением. Задача – отгадать растение по запаху и рассказать о нём (мята, укроп)

Конкурс третий. Загадки.( загадки дети вытягивают)

Кисть ягоды прекрасная.

Желтая иль красная

Я достать ее боюсь

Но уважаю с детства

(боярышник)

Растет зеленый кустик

(крапива)

Семена как коготки

От горла помогают

Кто же их не знает

(календула)

Сидит на палочке

В красной рубашке

(шиповник)

Такого модника как этот

Еще не видела земля

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять

(одуванчик)

Поранил ты в походе ногу

Усталость не дает идти-

Нагнись… солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути

(подорожник)

Конкурс пятый. Кто я ? ..

Это растение можно встретить на опушках и лесных полянах. В мае – июне среди густой зелени травы, словно хлопья снега, сверкают белизной его цветы. Пройдет всего месяц и поплывет над полянами приятный аромат. Теперь же среди зеленой травы, словно драгоценные камни, рассыпаны ароматные ягоды. О каком растении идет речь? (земляника лесная)

Растение с золотисто желтыми цветами часто встречается в огородах и дворах. В народе его называют бородавочником. Если поранить растение из него вытекает ярко оранжевый сок. В старину верили, что ласточки собирают млечный сок растения, чтобы вернуть зрение слепым от рождения птенцам. Как называется это растение? (чистотел)

Какое растение в старину называли травой от недугов? (зверобой)

Какая ягода улучшает зрение? (черника)

Плоды какого колючего кустарника богаты витаминами? (шиповник)

Конкурс пятый. Лечебные свойства

Какое растение используют для укрепления и роста волос? ( Крапива)

Какое растение помогает при высокой температуре? (Брусника)

Какое растение помогает при кашле? (Мать-и-мачеха)

Какое растение быстро заживляет раны? (Подорожник)

Из плодов этого растения можно заварить полезный чай. (Шиповник)

Учитель. По фотографии надо узнать растение и найти его в гербарии.

Крапива шиповник ромашка подорожник

Тысячелистник брусника мать-и-мачеха

Конкурс шестой . Конкурс капитанов . Кто больше…( капитаны по очереди называют лекарственные растения)

Учитель.

Мы с вами много узнали о разных лекарственных растениях. Но как же собирать и хранить лекарственные растения?

Вот сейчас наша травница познакомит вас с основными правилами сбора лекарственных растений.

Основные правила сбора лекарственных растений.

Запрещается сбор лекарственных трав, занесенных в Красную книгу.

Качество лекарственных растений зависит от их обработки и хранения. Почти все лекарственные растения должны быть высушены.

Плоды и семена нужно собирать в период полного созревания (спелости).

Нельзя пробовать листья, плоды, корни, соцветия.

Растения срезают ножницами или ножом на уровне основания или нижних листьев. Их нельзя вырывать с корнем.

Нельзя рвать на одном месте много растений.

Нельзя собирать травы в городе вблизи дорог.

Цветки, листья и почки собирают вручную в перчатках, т.к. сок некоторых лекарственных растений ядовит для человека. После сбора трав обязательно нужно вымыть руки.

Растения собирают в сухую погоду после того как высохла роса.

Учитель.

Спасибо нашей травнице и вам ребята. Вот и подошло к концу наше занятие.

Травница предлагает отведать отвары из лекарственных трав

Список литературы:

Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. М.,1991.

Лучич М. В. Детям о природе. М.,1989.

Плешаков А. А. Как знакомить детей с природой. // Нач. школа. №8. 1988. с. 40-46.

Люнькова И. М. О чём поведали названия растений. М.,1972.

Некрасова С. Г. Лекарственные растения нашей местности. // Нач. школа. №8. 2009. с. 79-81.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с некоторыми видами лекарственных растений,с правилами сбора, применения и охраны лекарственных растенмй.

Учитель Михайленко Н.В.

Цели урока:

Познакомить детей с некоторыми видами лекарственных растений, с правилами сбора, применения и охраны лекарственных растений;

Учить беречь и ценить красоту природы;

Развивать речь, логическое мышление, память детей;

закрепить правила поведения детей в природе;

Воспитывать в детях любознательность, умение сравнивать, делать выводы.

II Объявление темы и цели урока:

-Сегодня мы с вами совершим заочную прогулку. Куда? Догадайтесь сами!

Есть у меня зеленый друг

Веселый друг, хороший

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек (Лес)

- Верно, мы в лес за наукой сегодня пойдем, смекалку, фантазию нашу возьмем. Дорогой с пути никуда не свернем.

Итак, мы идем в гости в лесное царство. Мы помним, что существуют определенные правила поведения в природе.

В лесу, в поле или на лугу мы в гостях, в гостях у природы, у тех, кто здесь живет. Здесь есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда мы приходим в гости к природе. Хотите вы узнать эти правила? (В дверь раздается стук и входит ребенок в костюме лесовичка)

- А вот и наш друг лесовичок – хозяин леса. Он хочет знать. Все ли из вас знают эти правила?

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Правил таких много, о них написаны целые книги, но сегодня я хочу, чтобы вы вспомнили несколько хотя и простых, но очень важных правил поведения в природе. Я вам буду показывать знак, а вы мне говорите, что он может обозначать.

(Лесовичок показывает природоохранительные знаки, которые развешаны на стенах в классе).

Бережно относитесь к деревьям.Не ломай ветки и деревья, не качайся на них!

Костёр разжигайте в определённых местах!

Разрушать муравейники запрещается!

Рвать растения для букетов нельзя!

5. Бабочки, шмели и другие насекомые приносят нам пользу.Не лови их.!

6.Загрязнять водоёмы запрещается!

7. Поджигать тополиный пух опасно!

8.Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много.Часть растений нужно оставлять в природе!

9. Оставлять после себя мусор нельзя!

10.В лесу соблюдай тишину! Шумом ты напугаешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.

- Молодцы! Вы хорошо знаете правила поведения в природе. Летом я смело

смогу пригласить вас и ваших родителей в лес.

Прочитайте, что написано на плакате.

ЛЕСНАЯ АПТЕКА НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКА

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Чтобы вы хотели узнать? – Хотите это узнать?

Мы с вами узнаем, как же могут помочь лекарственные травы здоровью человека?

Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали.

Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли…

- Как же их назвали, кто из вас ребята знает? (Ответы-предложения детей).

- Чтобы узнать, как называли людей, давайте, решим кроссворд

- Поработаем в парах. Обсудите свои ответы в парах. Проверим на доске. Используйте сигналы.

Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница

Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

Словно снегу них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)

Как зовут меня - скажи, часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок, синеглазый. (Василек)

Золотой и молодой за неделю стал седой, А денечка через два облысела голова. Спрячу-ка в карманчик бывший . (Одуванчик)

Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти, Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,

Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер)

8. У забора живет, никого не признает,

Не собака, а кусается и погладить не дает. (Крапива)

III Работа над новым материалом.

Представьте, ребята, мы на лесной поляне.

Посмотрите, кого мы встретили? Это наши доктора: Айболит и Медуница.Они раздали вам аннотации к лекарственным растениям

и предлагают нам сделать открытие. Предоставим слово нашим докторам.

МЕДУНИЦА

В лесу, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только надо их, ребята, знать и уметь пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. В нашем классе на выставке сегодня представлена лишь малая часть тех лекарственных растений, которые используют люди.

АЙБОЛИТ

Есть в травах и цветах целительные силы для всех, умеющих их разгадывать

Ваша задача изучить информацию о растениях и заполнить таблицу, которая вам будет помогать. Ставьте напротив каждого растения плюс (где оно используется).- Выберите докладчика в своей группе, который поделится своей информацией. Приступайте к работе.

Работа в группах.( жетоны) На партах аннотация о растениях. См.приложение.

- Расскажите, что вы запомнили о растениях?

1 группа – Кто у вас докладчик? – Пожалуйста!

2 группа – Кто у вас докладчик?

А у вас кто докладчик? 3 группа

4 группа – Расскажите о своём растении. – Кто у вас докладчик?

АЙБОЛИТ к 5 группе. Это растение не бывает высоким, стебель у него тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак этого растения – приятный запах. У него мелкие цветы – желтая серединка, белые лепестки как маленькие солнышки выглядывают из травы. Узнали о каком растении идет речь?

- Какими ещё лечебными свойствами обладает это растение? (ответы детей).

Ромашка. Мой отвар применяют при головных болях, используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивые и быстрее росли, не было перхоти. Ромашку используют как успокаивающее и противоспалительное средство. Наружно – при нарывах, фурункалах и для помывания глаз. Мы с моей подругой календулой помогаем при простуде, кашле и ангине.

Медуница 6 группа. – Пожалуйста, расскажите о своём растении?

- А теперь проверим, как ребята внимательно слушали? Обратитесь к своим таблицам и поделитесь вашими знаниями с гостями.

АЙБОЛИТ. К детям ( жетоны) – Допустим, у вашей бабушки болит сердце, чем его лечить?(настойка валерианы)

Учитель. Создадим домашнюю аптеку. Поместим лекарственные растения в домашнюю аптеку.( наборное полотно)

А если у вас плохой аппетит? Что делать?( поможет корень одуванчика)

Лесовичок( завязать горло)Можно я задам вопрос? Если часто болит горло? Какие растения помогут вылечиться?

Какое растение поможет вам в походе залечить ранку?

- А как вы думаете, почему так назвали это растение?

- Кто из вас пользовался листочком подорожника?

МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА! Хорошо слушали!

Продолжаем наше путешествие по лесу. Идем тихо, стараемся не спугнуть лесных жителей. Выходим мы цветочную чудо – поляну.Это путешествие с волшебными призами.

-Ой, ребята, смотрите, там ещё какие – то записки. Идите, сюда!

(Ученики из корзины достают загадки о растениях и зачитывают их. Отгадки находим на чудо-поляне и помещаем в домашнюю аптеку. Отыскать лекарственные растения на выставке, показать детям.

Он шипы свои выставил колко,

Шипы у него, как иголки

Но мы не шипы у него соберем,

Полезных плодов для аптеки нарвем

(Шиповник — витаминное средство, при авитаминозе, масло шиповника применяется как ранозаживляющее средство.

Найдите на нашей выставке плоды шиповника.

2. Бусы красные висят, у куста на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. ( Малина - средство от простуды. Очень полезно употреблять малину в свежем виде. В листьях малины витаминов в 10 раз больше, чем в плодах.

3.Он желтым цветком распускается,

А после цветения сдувается?

(Одуванчик— если выпить настой корней, то повысится аппетит, а молодые листочки содержат много витаминов, которые используют в салат, отвары сухой травы и корня используются при заболеваниях желудка, болях в животе. Масляная настойка корней одуванчика считается хорошим средством при лечении ожогов.

4. Жгусь, а не огонь, с листочками, а не дерево. ( Крапива - останавливает кровотечение, помогает при авитаминозе, при сахарном диабете, при радикулите, болях в суставах, ревматизме.)

5. Еще не успел сойти снег, а на пригретых солнцем пригорках появляются желтые цветки с чешуйчатыми стебельками, И только когда растение отцветет, и ветер унесет легкие плодики с летучками из волосков, начинают разворачиваться крупные листья. (Мать -и- мачеха - при кашле) – заваривают чай, свежий сок с сахаром рекомендуют больным туберкулёзом лёгких. Отвар из листьев мать – и - мачехи применяют при заболевании почек, мочевого пузыря.)

- Почему это растение называют именно так? (У него с одной стороны листочки мягкие, как мамины руки, а с другой — жесткие)

6. Какое дерево цветет в начале лета? (Липа — при простуде , для снижения температуры при простудных заболеваниях, а также при полоскании полости рта.)

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали и дали верные ответы. Да все растения, о которых мы говорили, лекарственные. С их помощью человек может лечить и предупреждать различные болезни. Лекарственные растения разнообразны. Их собирают и сдают в аптеки. Но собирать их нужно так, чтобы не нанести вред природе и только в тех местах, где их много. Часть растений нужно оставлять обязательно в природе.

Вам на память памятки сбора лекарственных растений. Помните эти правила.

Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.

Нельзя собирать растения вдоль дорог, на улицах города, в парках. Эти растения накапливают вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.

Цветки собирают в начале цветения, листья - перед цветением, корни - весной и осенью, кору - весной.

- О чём мы с вами говорили на уроке?

Какие лекарственные растения вы запомнили?

Какие лекарственные травы вы можете порекомендовать своим родителям, бабушкам, дедушкам, друзьям?

Вы, ребята, сегодня отлично поработали. Лесовичок доволен вами. Я думаю, что вы поняли, как могут помочь лекарственные травы, плоды растений здоровью человека.

- Давайте с вами договоримся, что мы продолжим работу по изучению лекарственных растений весной и в начале лета. Вместе с родителями мы совершим несколько походов в лесное царство с этой целью.

Чтобы вы не забыли о той полезной информации, которую мы обсуждали на уроке я вам даю маленькое домашнее задание. Лесовичок

заготовил для вас жетоны, на них чёрно – белые рисунки. Они все разные.

Вы определите, какое это растение и раскрасьте его. На следующий урок вы принесёте и расскажите о своём растении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛЕСНАЯ АПТЕКА

НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКА

Открытое воспитательное мероприятие.

учитель начальных

классов Печко О.Н.

Внеклассное мероприятие 3 класс

- расширить и обобщить знания детей о лекарственных растениях.

- дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения

- развивать у детей интерес к предметам естественного профиля

- формировать бережное отношение к природе

- воспитывать чувство прекрасного.

Ход мероприятия.

Звучит музыка.

Учитель:

…Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже много умеет.

- Дети как вы думаете, почему? (ответы учащихся).

Учитель:

Звучит музыка.(звуки леса) Сценка.

Травница собирает растения, кладет их в корзину.

Прохожий (удивленно).

Что делает эта девочка, подойду поближе…

Хорошая сегодня погода, неправда ли?

Травница.

Да, хороший для того, чтобы собирать травы.

Прохожий.

Травница.

Нет, разумеется, ведь в дождь это делать нельзя. Собранные во время ненастья травы теряют целительную силу.

Прохожий.

А что за траву вы собираете и как ее используете?

Травница (подойдя, показывает).

У доски стоят ученики, в руках у них иллюстрации лекарственных трав.

Травница. Вот это пион.

Ученик 1. Пион:

Семена мои целебны,

При гастритах пьют настой.

Корни убивают яды

И снижают в почках боль.

Травница. Вот это липа.

Ученик 2. Липа:

Липа-средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Травница. А это калина.

Ученик 3.Калина:

Собирать мою кору

Нужно раннею весною.

При кровотечениях мною.

Может пить и млад и стар!

Ну, а осенью подарок

Кисти ягод огневых

Рвите на зиму ребята,

Много витаминов в них.

Травница. Вот это подорожник.

Ученик 4.Подорожник:

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки.

Нам он как хороший друг:

Лечит ранки ног и рук.

Травница. А это ромашка аптечная.

Ученик 5.Ромашка аптечная:

Как только не зовут.

В ней для красы купаются,

А для здоровья пьют.

Травница. Вот это малина.

Ученик 6. Малина:

Летом рады свежей

А сушёная в запас

От простуды лечит нас.

Травница. А это земляника лесная.

Ученик 7. Земляника лесная

Ягодка лесная, тонкий аромат.

Шевелит усами, радует ребят.

Лечит почки, печень, атеросклероз.

Витамины детям, улучшает рост.

Учитель.

-Дети скажите, все лекарственные растения назвала травница?

-Какие еще лекарственные растения вы еще знаете?

-А как вы думаете, почему эти растения называются лекарственными?

-Интересно, а как люди узнали о целебных свойствах растений? (предположения детей)

Учитель.

Люди наблюдали за животными и видели, что больные животные ели, определенные растения и вылечивались. Если у вас есть кошка и вы выезжаете с ней на дачу или в деревню, то вы наверняка видели, что она часто ест какие-то травки.

Древний человек собирал ягоды, плоды, семена, сочные побеги и употреблял их в пищу. Постепенно люди поняли, что одни растения ядовитые и вредные, а другие полезные и даже лечебные.

В 1581 году по приказу Ивана Грозного на Руси была открыта первая аптека. В обязанности аптекарских работников того времени входил сбор и заготовка лекарственных растений.

Сейчас же для выращивания редких лекарственных растений, даже тех которые занесены в Красную книгу, организованны ботанические сады.

Чтобы получше узнать о лекарственных растений их свойствах о том, где они используются, какие болезни лечат мы с вами поиграем. Для этого вы разделены на три команды.

Конкурс первый. Разминка

(защитить название своей команды) Шиповник, подорожник, малина.

Конкурс второй. Расскажи обо мне

Каждой команде предлагается вытянуть лекарственное растение. Задача – как можно больше о нем рассказать.

Конкурс третий. Мешочек запахов.

Каждой команде предлагается мешочек с лекарственным растением. Задача – отгадать растение по запаху и рассказать о нём (корень валерьяны, мята, укроп)

Конкурс четвертый. Лесные загадки.(загадки дети вытягивают)

Кисть ягоды прекрасная.

Желтая иль красная

Я достать ее боюсь

Но уважаю с детства

(боярышник)

Растет зеленый кустик

(крапива)

Семена как коготки

От горла помогают

Кто же их не знает

(календула)

Сидит на палочке

В красной рубашке

(шиповник)

Такого модника как этот

Еще не видела земля

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять

(одуванчик)

Поранил ты в походе ногу

Усталость не дает идти-

Нагнись… солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути

(подорожник)

Конкурс пятый. Узнай меня..

(Команда поднимает сигнальный флажок)

Как по-другому называется это растение? (подорожник)

Это растение можно встретить на опушках и лесных полянах. В мае – июне среди густой зелени травы, словно хлопья снега, сверкают белизной его цветы. Пройдет всего месяц и поплывет над полянами приятный аромат. Теперь же среди зеленой травы, словно драгоценные камни, рассыпаны ароматные ягоды. О каком растении идет речь? (земляника лесная)

Растение с золотисто желтыми цветами часто встречается в огородах и дворах. В народе его называют бородавочником. Если поранить растение из него вытекает ярко оранжевый сок. В старину верили, что ласточки собирают млечный сок растения, чтобы вернуть зрение слепым от рождения птенцам. Как называется это растение? (чистотел)

Какое растение в старину называли травой от недугов? (зверобой)

Какая ягода улучшает зрение? (черника)

Плоды какого колючего кустарника богаты витаминами? (шиповник)

Конкурс шестой. Ай-болит.

Нужно оказать помощь больным используя лекарственные растения (задание вытягивают)

У вас болит горло. Что вы предложите? (полоскать горло отваром ромашки, шалфея, коры дуба, календулы)

У вас сильный кашель. (отвар мать и мачехи, чабреца, корень солодкий)

Вы купались в реке, простыли, вы мерзните даже под теплым одеялом (дадим теплый липовый или малиновый чай)

Вы в лесу поранили ногу. Чем помочь? (сорвать свежий листок подорожника, промыть водой, приложить к ране)

Конкурс седьмой. Как меня зовут..( команде необходимо угадать растение в гербарии)

Конкурс восьмой. Конкурс капитанов. Кто больше…(капитаны по очереди называют лекарственные растения)

Учитель.

Мы с вами много узнали о разных лекарственных растениях.

Но как же собирать и хранить лекарственные растения?

Вот сейчас мы познакомим вас с основными правилами сбора лекарственных растений.

Основные правила сбора лекарственных растений.

Растения собирают в сухую погоду после того как высохла роса.

Плоды и семена нужно собирать в период полного созревания (спелости).

Нельзя пробовать листья, плоды, корни, соцветия.

Растения срезают ножницами или ножом на уровне основания или нижних листьев. Их нельзя вырывать с корнем.

Нельзя рвать на одном месте много растений.

Запрещается сбор лекарственных трав, занесенных в Красную книгу.

Нельзя собирать травы в городе вблизи дорог.

Цветки, листья и почки собирают вручную в перчатках, т.к. сок некоторых лекарственных растений ядовит для человека. После сбора трав обязательно нужно вымыть руки.

Качество лекарственных растений зависит от их обработки и хранения. Почти все лекарственные растения должны быть высушены.

Читайте также: