Жизнь ратными подвигами полна 6 класс однкнр конспект и презентация

Обновлено: 04.07.2024

Колокола звонили и в великие праздники – благовесты , и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности.

КТО ТАКОЙ ГЕРОЙ? КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ? Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию

•В разные исторические периоды наша Родина подвергалась нападениям врагов. Даже в такие трудные времена в России рождались герои, память о которых мы храним веками. •-Кто такой герой? •- Какими качествами должен обладать герой? •Есть ли место для подвига в современной жизни?

Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в Посвящён Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу 1612 году.

•- О каких нравственных качествах человека говорят все приведенные в текстах примеры? •- Какую лепту вносили в победу над врагом люди разных народов и разных вероисповедований? •- Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? •- Что поддерживало людей в трудное для их страны время?

Источники: 1. Основы духовно­нравственной культуры народов России. 5 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана­Граф, 2013. 2. Иллюстрации взяты с электронной версии учебника­ Основы духовно­нравственной культуры народов России. 5 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана­Граф, 2013.

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

выполнять корректировку своей деятельности.

ориентироваться в своей системе знаний;

извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, индивидуальная, групповая

мультимедийная презентация к уроку;

I Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Вижу, все готовы к серьёзной работе. Займите рабочие места. (Парты предварительно поставлены для работы в группах).

II.Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

-Ребята, о чем стихотворение, которое сейчас прозвучало?

- Слушая, вы, наверняка, обратили внимание, что стихотворение читалось под звуки. Что это за звуки? Как их можно охарактеризовать (грустные, тревожные)?

- Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это, как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники, и в тяжелую минуту испытаний звучал особенный колокольный звон - набат, которые предупреждал людей о нависшей опасности.

- Ребята, а если мы обратились к стихотворению о войне под звуки набата, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

- Хорошо, а теперь обратите внимание на последнюю строку этого стихотворения.

Своих детей звала на смертный бой.

- Правильно. Значит, тогда о ком мы еще будем говорить на уроке?

Ответы учащихся: Будем говорить о героях-воинах, защищавших родную землю от нападения врагов.

- Есть ли в теме урока слова, которые вам понятны?

- - Есть ли в теме урока слова, которые вам непонятны?

- Как вы понимаете эту тему? Давайте вместе разберемся.

- Ребята, а подвиг может совершить каждый человек? Как называют таких людей?

Тогда какие цели мы поставим перед собой при изучении этой темы?

- Действительно, наша Родина в разные исторические периоды подвергалась нападениям врагов, которые хотели ее ослабить. Русь рождала множество героев, память о которых хранится веками. Давайте сегодня мы вспомним, а может кто-то и узнает впервые об этих людях и о тех подвигах, которые они совершили. Но рассказывать вы будете сами, работая в группе с текстом учебника.

III Работа по теме урока.

- Ребята, сейчас вы будете работать по группам. Вспомните правила, которых вы должны придерживаться, работая в группе. Прежде чем читать текст, данный на карточке, внимательно прочитайте те вопросы, ответы на которые нужно найти в тексте. Распределите обязанности и выберите тот вопрос, на который вы будете отвечать в группе. Время работы в группах- 10 мин. Время выступления- 2 мин.

Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.

V Продолжение работы по теме урока.

Итак, прежде чем каждая группа начнет выступать, я прошу вас, ребята, внимательно посмотреть один видеофрагмент

- Ребята, о каком Святом Сергии идет речь?

Будущий святой получил при рождении имя Варфоломей. Когда он подрос и ушел в монастырь, он взял имя Сергий. Он был таким же человеком, как и мы, но сама его жизнь была подвигом. Настолько была велика его вера в Бога, что еще при жизни он совершал чудеса, к нему шли люди за утешением и благословением. Как говорили про Сергия Радонежского современники, он мог тихими и кроткими словами действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца.

Обладая такими высокими духовно-нравственными качествами, как любовь к ближнему, безграничная доброта и терпение, смирение. Все эти качества позволили ему не только стать Великим Святым земли Русской (сейчас вы видите перед собой икону этого святого), но и примирять враждующихмежду собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, князю Дмитрию, рассказывать о котором продолжит 1 группа.

Также ответь на вопросы:

  1. Кто пришел в 1445 году на службу к московскому князю?
  2. К какому народу он принадлежал?
  3. Как долго служили татары российским государям? Оставались ли касимовские татары мусульманами? Найди подтверждение в тексте
  4. Оцени работу своей группы.
  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. К какому народу принадлежали герои текста?
  3. Что воины- башкиры делали для победы в войне 1812 года?
  4. Какими нравственными качествами обладали воины-башкиры? Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?
  5. Оцени работу своей группы.
  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. О каком народе говорится в тексте?
  3. Как помогли евреи одержать победу в Отечественной войне 1812 года? Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?
  4. Что говорил религиозный деятель Рабби Шнеур-Залман о Наполеоне?
  5. Оцени работу своей группы.
  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. Какой национальности ваш герой?
  3. Как зовут вашего героя, и какой подвиг он совершил?
  4. Какие качества помогли А.И Покрышкину, простому пареньку из Новониколаевска, стать национальным героем и гордостью России?
  5. Оцени работу своей группы.
  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. О каком народе говорится в тексте?
  3. Как помогли воины Калмыкии одержать победу в Великой Отечественной войне?
  4. Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?
  5. Оцени работу своей группы.

Слайд №11 с информацией о народах, участвовавших в ВОВ.

VI Подведение итогов урока.

- Ребята, мы выслушали все группы. Давайте подведем итог. Каждая группа представляла героя или народ. Ответьте мне на такой вопрос, а зависело ли отношение к войне, к победе над врагом от того, к какой национальности принадлежал человек? Или это зависело от нравственных качеств, которыми обладали люди?

- Какую лепту вносили в победу над врагом люди разных народов и разных вероисповедовании?

- О каких нравственных качествах человека говорят все приведенные в текстах примеры?

- Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?

- Что поддерживало людей в трудное для их страны время?

- Давайте сейчас переложим эту притчу на наш урок, на нашу жизнь.

Учитель раздает ученикам по веточке и просит сломать ее. Потом раздает по еще одной веточке и просит собрать в веник каждую группу. Далее учитель собирает веники от каждой группы и создает один большой веник. Просит одного из мальчиков сломать его.

Вывод: В вашем классе, ребята, все разные и по отдельности каждого можно легко сломать. Но когда мы все вместе сломать нас врагу невозможно. Но в тоже время чтобы одержать победу над врагом, надо всем нам обладать теми качествами, которыми обладали герои нашего урока, совершившими великий ратный подвиг во имя Отечества.

Я вам желаю, ребята, чтобы в вашей жизни тоже было место подвигу!

- Ребята, вы сегодня молодцы! Спасибо за работу на уроке!

VII Рефлексия. Слайд №14

сегодня я узнал…

урок дал мне для жизни…

Список используемой литературы

В тот колокол, что звал народ на вече,
Вися на башне у кривых перил,
Попал снаряд, летевший издалече,
И колокол, сердясь, заговорил.
Услышав этот голос недовольный —
Бас, потрясавший гулкое нутро,
В могиле вздрогнул мастер колокольный,
Смешавший в тигле медь и серебро.
Он знал, что в дни, когда стада тучнели
И закрома ломились от добра, —
У колокола в голосе звенели
Малиновые ноты серебра.
Когда ж врывались в Новгород соседи
И был весь город пламенем объят,
Тогда глубокий звон червонной меди
Звучал, как ныне. Это был набат!
Леса, речушки, избы и покосцы
Виднелись с башни каменной вдали.
По большакам сновали крестоносцы,
Скот угоняли и амбары жгли.
И рухнули перил столбы косые,
И колокол гудел над головой
Так, словно то сама душа России
Своих детей звала на смертный бой.

Подвиг — героический, самоотверженный поступок.

Ратный – военный, боевой.

Ратный подвиг – подвиг, совершенный на войне.

Герой - ч еловек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

(Толковый словарь Ожегова С.И.)

Также ответь на вопросы:

1.Кто пришел в 1445 году на службу к московскому князю?

2.К какому народу он принадлежал?

3.Как долго служили татары российским государям? Оставались ли касимовские татары мусульманами? Найди подтверждение в тексте.

4.Оцени работу своей группы.

Прочитайте текст на стр. 29-30

  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. К какому народу принадлежали герои текста?
  3. Что воины - башкиры делали для победы в войне 1812 года?
  4. Какими нравственными качествами обладали воины-башкиры? Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?
  5. Оцени работу своей группы.

Прочитайте текст на стр. 30-31

  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. О каком народе говорится в тексте?
  3. Как помогли евреи одержать победу в Отечественной войне 1812 года? Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?
  4. Что говорил религиозный деятель Рабби Шнеур-Залман о Наполеоне?
  5. Оцени работу своей группы

Прочитайте текст на стр. 32-33

  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. Какой национальности ваш герой?

3. Как зовут вашего героя, и какой подвиг он совершил?

4.Какие качества помогли А.И Покрышкину, простому пареньку из Новониколаевска, стать национальным героем и гордостью России?

5. Оцени работу своей группы.

Прочитайте текст на стр. 34

  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. О каком народе говорится в тексте?
  3. Как помогли воины Калмыкии одержать победу в Великой Отечественной войне?
  4. Оцени работу своей группы.

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программное содержание. Героические страницы из истории нашей страны.

Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма солдат. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества.

Цель урока: формировать представления учащихся о Героях Отечественной войны 1812 года.

Воспитательная: развивать нравственные личностные качества (любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за историческое прошлое своей страны);

Планируемые результаты:

Предметные - определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Личностные - анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Метапредметные - выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Самоопределение к деятельности (огр. момент).

Постановка учебной задачи.

Решение учебной задачи

Самостоятельная работа с самопроверкой

Итоги урока. Домашнее задание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности

2. Актуализация знаний

- Кто из вас не слышал о славнейших былинных богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче? (Отвечают).

- Что вы о них знаете ребята? (прославились подвигами).

- А кто опишет нам портрет Д.Донского? (слайд №2) Ведь он тоже совершил подвиг.

- А что объединяет эти две картины?

Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения.

3. Постановка учебной задачи и темы урока

- Что такое ратный подвиг? (Высказывают мнения)

Подвиг – героический поступок, в трудных условиях. Это конкретное проявление внутренней красоты и духовного богатства и высокой нравственности человека (слайд №3).

Ратный подвиг – это проявление мужества, героизм, самоотвержности в военной области, в боевой обстановке. Ратный подвиг совершается в интересах Родины, Отечества, родной земли (слайд №4).

- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

- Какова цель урока?

- Какие задачи будем выполнять в ходе нашего урока?

Отвечают на вопросы формируют тему и цели.

Тема урока: Жизнь ратными подвигами полна.

Цель: формировать представления о Героях войны.

-Познакомиться с ратными подвигами.

-Сформулируем понятие "Отечественная война".

-Узнать, какую лепту вносили в победу над врагом люди разных национальностей.

-Узнать что поддерживало людей в трудное для их страны время.

4. Решение учебной задачи

Интеллектуальная разминка (за каждый ответ по баллу отмечают учащиеся на листах Самооценивание).

1.Объединение, союз народов называется….

2.В России проживают народы разных национальностей поэтому она является

3. Что такое нравственность, помогает разобраться наука …

4. Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины называется….

5. Ратный подвиг означает …. (Слайд №6)

Обсудим вместе

- Вот какое толкование этого понятия дано в словаре С.И.Ожегова: (Читают ученики)

1. Федерация.

2. Многонациональной страной.

4. Патриотизм.

5. Воинский подвиг.

5. Первичное закрепление

Индивидуальная работа. Ответьте на вопросы

1. Какие два сильнейших государства участвовали в войне 1812 года?
(Россия и Франция)
2. Кто возглавил армии?
(Кутузов и Наполеон)
3. Кто помогал русской армии в разгроме врага?
(Ополченцы и партизаны)
4. Что заставило людей, никогда не служивших в армии, взяться за оружие?
(Любовь к Родине, патриотизм)
5. Как названа война 1812 года?
(Отечественная)
6. Почему война получила такое название?
(Всё отечество поднялось на защиту Родины)

В ходе беседы появляется схема:

Отечественная война 1812 года

Франция - Наполеон - Армия - Поражение
Россия - Кутузов - Армия Партизаны Ополчение – Победа (Слайд №8, 9)

Отечественной называется война, в которой все население, весь народ поднимается на защиту своего Отечества. В Отечественной войне 1812 года в боевых действиях против французов участвовала не только регулярная русская армия, но и многочисленные партизанские войска, простые крестьяне и горожане.

Народное ополчение формировалось и в смутное время, когда Россия оказалась перед угрозой полного уничтожения.

Вывод: Следовательно, Отечественная война - это война за свою страну, в тот момент, когда само существование страны оказывается под угрозой. Война всего народа.

Отечественная война 1812 года

Франция - Наполеон - Армия - Поражение
Россия - Кутузов - Армия Партизаны Ополчение – Победа.

Отечественной называется война, в которой все население, весь народ поднимается на защиту своего Отечества.


В основе презентации - героические страницы из истории нашей страны. Работа учащихся с информацией, представленной в тексте учебника.

Содержимое разработки

Жизнь ратными подвигами полна Рать – ? Ратный подвиг - ? Ратный подвиг - героический, самоотверженный подвиг на поле боя.

Жизнь ратными подвигами полна

Задача: доказать, что

народов России.

Чтение текста: учебник, стр. 25 - 26

Благословение Сергея Радонежского Выполните задание на стр. 25 Составьте: словесный портрет Дмитрия Донского

Благословение Сергея Радонежского

Составьте:

словесный портрет Дмитрия Донского

 Дмитрий Донской – 3мин.27 сек. https ://www.youtube.com/watch?v=M7e5kfqRCXw&feature=emb_imp_woyt Куликовская битва – 1мин. 48 сек. https://www.youtube.com/watch?v=IxXz084kpkU&list=TLPQMjYxMDIwMjGVsiPqhLu5Bg&index=1

Дмитрий Донской – 3мин.27 сек.

Куликовская битва – 1мин. 48 сек.

Надежда Дурова

Первая женщина – офицер, героиня Отечественной войны 1812 года, георгиевский кавалер, ординарец М.И.Кутузова, писательница

Чтение – стр. 28 – 29

Обсудим вместе . Стр. 29 – вопросы

Алексей Петрович Маресьев 1916 – 2001. Советский военный лётчик-истребитель. Герой Советского Союза. Полковник. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны у него были ампутированы обе ступни, но несмотря на это, он вернулся на службу . Чтение : стр. 31 – 32. Стр. 32 – обсудим вместе .

Алексей Петрович Маресьев

Александр Иванович Покрышкин

  • 1913 – 1985. Советский военачальник, маршал авиации, военный лётчик 1-го класса. Первый трижды Герой Советского Союза.

Чтение : стр. 32 – 33.

Стр. 33 - вопрос

Подведём итоги Мы перелистали героические страницы истории народов России. Докажите, что «В жизни всегда есть место подвигу (мини- сочинение) Подвиг - это такой поступок, который сделан во благо других людей, добровольно. Людей, совершивших подвиг, называют героями. Они готовы совершать добрые и отважные поступки, прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Подведём итоги

  • Мы перелистали героические страницы истории народов России.

Докажите, что

«В жизни всегда есть место подвигу (мини- сочинение)

  • Подвиг - это такой поступок, который сделан во благо других людей, добровольно. Людей, совершивших подвиг, называют героями. Они готовы совершать добрые и отважные поступки, прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.


-80%

Читайте также: