Конспект урока буква д 1 класс начальная школа 21 века

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок обучения грамоте

Дидактическая цель : создать условия для усвоения детьми новых знаний.

Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока :

2. Формирование навыка правильного, сознательного, выразительного чтения слов и предложений.

3. Создание условий по организации деятельности учащихся, направленных на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности; на умение разрешать поставленные проблемы.

4. Формировать умение писать заглавную букву П .

развивающие:

1. Развитие навыка самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля.

2. Развитие навыков каллиграфического почерка, внимания, умения анализировать и обобщать.

ориентированные на развитие личности учащегося:

1. Создание условий для развития у школьников основных психических процессов – памяти, внимания, мышления.

2. Создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; развития умения кратко излагать свои мысли.

3. Создание условий для развития фантазии, воображения, наблюдательности,

фонематического слуха, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

воспитательные :

1. Воспитывать положительную мотивацию к учению; чувство взаимоуважения, самостоятельность.

Используемое оборудование: презентация.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках,

- проявление интереса к новому;

- развитие способности адекватно судить о причинах своего успеха или

неуспеха в учении.

Регулятивные УУД :

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса;

- формирование умения читать слоги с изменением буквы гласного; объяснять значение слова; различать звучание слов; моделировать звуковой состав слова, устанавливать количество и последовательность звуков в словах; умение писать заглавную букву П.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и принимать точку зрения других;

- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им.

Конспект урока

1. Мотивация к деятельности.

УУД: личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание;

- Ребята, давайте подарим друг другу свои улыбки.

Произнесём наш девиз:

Мы — умные! Мы - дружные!

Мы - внимательные! Мы - старательные!

Мы отлично учимся! Всё у нас получится!

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности .

познавательные : логические - анализ объектов с целью выделения признаков. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

регулятивные: формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Посмотрите на ряд букв и скажите, что у них общего? Какая буква лишняя?

- Почему согласные в нашем домике заселились именно так?

- Назовите парные согласные, которые мы уже изучили.

3. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания.
УУД: познавательные : логические - анализ объектов с целью выделения общих признаков, выбор оснований для классификации.

коммуникативные : формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

личностные :формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- Произнесите первый звук в оставшихся словах.

– Какой это звук?– Как произносится?

- Кто догадался, какая тема урока? Давайте поставим цели на урок.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

УУД: познавательные: логические: - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; регулятивные : планирование, прогнозирование;

коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

- Как будем достигать поставленной цели?

Знакомство с новыми звуками.

- Найдите сходство и отличие в словах пирог, порог.

- Какие же первые звуки в этих словах?( [п], [п']).

- Дайте характеристику звуку[п] (согласный, твердый, глухой);

[п'] (согласный, мягкий, глухой).

Знакомство с буквами П п

– Кто знает, какой буквой обозначаются эти два звука?

– Давайте пофантазируем, на что похожа наша буква? (высказывания учащихся)

Слайд 5 Найдите слова на букву п.

Работа в букваре. стр.113

Физкульминутка.

Дифференцированная работа

Детям, хорошо умеющим читать, предлагается прочитать текст на стр.115

2. Чтение слогов.

па пя по пё пу пю пы пи пэ пе

по пё пы пи па пя пе пу пю

5. Чтение слов по столбикам, по строчкам.

пол папа липа поле полка

пил пара лапы лупа палка

пел лапа плот пила пилка

6. Чтение слов, в которых 1 слог, 2 слога.

Один из учащихся, который прочитал текст, всему классу сообщает краткое содержание. Дети, прочитавшие текст отвечают на вопросы, предложенные им перед чтением. Вопросы ко всему классу:

- О чём же этот рассказ? Кто поступил хорошо, а кто плохо? Какими нам с вами нужно быть?

Работа в прописях . стр.12 Письмо заглавной буквы П.

Показ на доске. Анализ элементов. Письмо в воздухе с подсчётом.

Я тетрадочку открою и как надо положу,

Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,(ножки,спинка) за работу я возьмусь.

Письмо в прописи: буква П, написание имён.

Сравнение букв П - Т, П - Г. Чем похожи? Чем отличаются?

Самооценка

УУД: регулятивные : контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

личностные: самоопределение .

- Поставьте внизу страницы круг, если работа выполнена аккуратно, без ошибок; квадрат, если работа выполнена хорошо, но есть ошибка; треугольник, если работа не аккуратна, много ошибок.

5. Первичное закрепление

УУД: познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

регулятивные :контроль, оценка, коррекция;

коммуникативные : управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

- Посмотрите, какие предметы могли находиться в посылке. Какие пары придумали такие слова? Какие ещё слова вы придумали, которых нет на картинке?

7. Рефлексия деятельности .

УУД: познавательные : рефлексия;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; личностные :смыслообразование.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

образовательные:

  • познакомить обучающихся с буквой Д, д и её звуками, овладевать умением давать характеристику звукам;
  • формировать навыки чтения слогов,слов, предложений с изученными буквами;

развивающие:

  • развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), фонематический слух, мышление;
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
  • умение работать с ЭОР;

воспитательные:

  • воспитывать прилежание, любознательность в процессе учения, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других.

Планируемые результаты обучения и формирование УУД:

Личностные УУД:

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные УУД:

  • анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование;
  • волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Методы обучения:

  • деятельностный метод обучения
  • создание проблемной ситуации;
  • частично-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • словесный
  • наглядный

Формы организации деятельности:

  • парная
  • индивидуальная
  • фронтальная
  • групповая

Средства обучения:

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

У. – Дети, вам тепло?

Д. - Да!

У. – В классе светло?

Д. – Да!

У. – Прозвенел уже звонок?

Д. – ДА!

У. – Уже закончился урок?

Д. – Нет!

У. - Только начался урок?

Д. – Да!

У. – Хотите учиться?

Д. – Да!

У. – Значит можно всем садиться!

У. – Настроенье каково?

Д. – Во!

У. – Все такого мнения?

Д. – Все без исключения!

У. – Чтение - наука!

Д. – Ему хотим мы научиться. И сегодня на уроке обещаем не лениться!

У. - Начнём урок с добрых пожеланий друг другу.

Д. В парах, стоя лицом друг к другу: - Я желаю тебе сегодня добра! (рука на своей груди)

- Ты желаешь мне сегодня добра! (рука на груди соседа)

- Мы желаем друг другу добра! (обнимаемся)

- Если тебе будет трудно, (рука на груди соседа)

- Я тебе помогу! (рука на своей груди)

Золото добывают из земли, а знания из книги.

- С чем сравнивают знания?

- От чего становится человек богатым?

- Откуда берутся знания?

- Значит чему мы должны научиться чтобы получать знания?

- Что мы изучаем на уроках чтения?

- Хотите продолжить знакомство с буквами?

- Тогда в путь! А с чего мы должны начать?

2. Актуализация знаний

- На какие две группы делятся все звуки?

- Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?

- Что вы можете сказать про согласные звуки, какие они бывают?

- Как называется значок, которым на письме обозначается звук?

- Что обозначают гласные буквы?

- Заселите буквы в их домики.


- Назовите каждую букву, определите лишнюю и объясните свой выбор.

Й Я Ю - (Й)
Р З Й - (З,Й)
Л Г С - (С)
А О Е – (Е)

Емеля Незнайка Карлсон

Гена Маугли Мойдодыр

- Из каких сказок эти герои?

К доске вызываются 3 ученика: задание первому обозначить в словах гласные звуки, второму – мягкие согласные звуки, третьему – твёрдые согласные звуки (остальные работают в парах).

- В каких словах все согласные твёрдые?

- В каких словах все согласные мягкие?

- Определите к какому слову составлена звуковая модель слова?


3. Постановка учебной задачи

- В каком слове встречается незнакомая буква?

- С какой буквой мы сегодня познакомимся?

- Тема нашего урока.

Составление плана урока.

  1. Звуко-буквенный анализ слов.
  2. Знакомство с новыми звуками и буквами.
  3. Чтение слогов.
  4. Чтение слов.
  5. Чтение предложений и текстов.

Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый.
На полу не видно луж,
Все ребята любят… (душ).

Все деревья я лечу
По деревьям я стучу.
Их спасаю от врагов
Вредных, маленьких жуков. (Дятел)

Рассмотрите схемы слов под рисунками. (работа по учебнику и фишками)

- Назовите согласные звуки в слове душ.

- Назовите звонкий согласный в этом слове, глухой.

- Назовите ударный слог в слове дятел.

- Назовите звонкие согласные в этом слове, глухие, мягкие, твёрдые.

- Какой звук обозначает буква я, е?

– Назовите звуки, указанные в схемах стрелочкой. (на доске выстраивается модель…)

– Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д’]. (буква ДЭ)


– Что же это за звуки? (Согласные, твёрдый парный, мягкий парный, звонкие парные.)

– Заменим первые фишки в моделях слов буквами.

- В русском языке звонкие согласные звуки [д], [д’] обозначают буквой Д.

– На что похожа буква Д?

Этот домик — буква Д.
В домике — окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке — кошка.

5. Первичное закрепление

1. Чтение слогов. (с.98)

2. Чтение слов. (с.98)

– Прочитайте строчку слов. (дом, дома, дома)

– Прочитайте предложения вставляя эти слова по смыслу.

У Хозяйки леса большой… .

У жителей леса уютные…. .

Зимой они часто проводят время… .

- Что нам помогло определить значение этих слов?

- Что такое ударение?

– Прочитайте слова по столбцам, по строкам.

– Прочитайте только имена.

– Прочитайте только слова, в которых один слог.

– Прочитайте только те слова, в которых два слога.

– Прочитайте слова, в которых буква Д, д обозначает мягкий согласный звук.

– Прочитайте слова, в которых буква Д, д обозначает твердый согласный звук.

3. Чтение предложений (с.99)

У Лиды и Нади корзинки с ягодами. У Лиды – земляника, а у Нади – малина.

– Объясните, как узнать, на каком рисунке Надя, а на каком – Лида.

– Прочитайте ту часть предложения, в которой говорится что у Лиды.

– Найдите на рисунке Лиду и расскажите, во что она одета.

– Прочитайте ту часть предложения, в которой говорится что у Нади.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой


– Прочитайте только те слова, в которых три слога.

– Прочитайте слова, в которых буква Д, д обозначает мягкий согласный звук.

– Прочитайте слова, в которых буква Д, д обозначает твердый согласный звук.

- Определите к какому слову составлена звуковая модель слова?


- Разместите зверей по вольерам:

- В первый поместите зверей, названия которых состоят из одного слога, во втором оставьте зверей, названия которых состоят из двух слогов, а в третий – названия которых состоят из трёх слогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепить знания учащихся об изученных буквах, познакомить с буквами И,и.

закрепить знания учащихся об изученных буквах;

закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова;

продолжить формировать умения работать с текстом;

продолжить формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;

формировать творческую активность учащихся;

формировать фонематический слух;

воспитывать любовь к птицам и животным;

содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

содействовать профилактике утомляемости учащихся;

развивать и обогащать речь учащихся;

развивать логическое мышление;

развивать познавательный интерес к чтению;

способствовать развитию эмоциональной сферы.

Оборудование:

схемы слов для звуко-буквенного анализа;

видео урок с тетушкой Совой

1. Организация начала урока

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

б) Слова учителя (к классу):

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которые пришли посмотреть, как вы занимаетесь и чему вы уже научились. Поэтому, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

2. Представление ученических проектов

-Мы с вами уже знаем некоторые буквы, покажите свои работы.

Учащиеся представляют творческие работы с ранее изученными буквами.

3. Артикуляционная гимнастика

Прежде чем перейти к новой теме мы должны разбудить голоса. Давайте это сделаем.

- Что записано на доске? (Буквы)

- Какие звуки они обозначают? (Гласные)

Давайте их пропоём:

Итак, голоса мы разбудили, теперь можно двигаться дальше.

1. Формулирование темы и цели.

А и Б сидели на трубе.

А - упало, Б - пропало,

Что осталось на трубе?

-Скажите, о чём пойдет речь на нашем уроке?

2. Работа по учебнику.(стр. 56-57)

(Работа дублируется на доске)

- С какого звука начинается слово? Дайте характеристику этому звуку. Какой он? (согласный) Твёрдый или мягкий? Каким квадратиком мы его обозначим?

-Какой вы слышите второй звук? Какой он? (гласный) Каким квадратиком его обозначим? И т.д.

Звук (И) обозначается буквой И (Показ печатных букв И.и)

Рассмотрите букву И, и.

-На что похожа эта буква?

-В каком ряду стоит буква И?

-Значит, что она обозначает? (мягкость согласного звука)

4. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

5. Заглавная буква.

А)Вспомните и назовите имена, которые начинаются со звука [и]. (Ира, Илья, Иван, Игнат).

-С какой буквы пишутся имена?

-А что ещё пишется с заглавной буквы?

Совсем не пустяк,

В букве большой -

- Придумайте предложения с этими словами.(Составление предложений по картине в учебнике, стр.56

Б) Чтение и объяснение пословицы:

Играть играй, да дело знай.

5. Упражнение в определении на слух звука [и].

- Посмотрите на с.57 и назовите картинки, где звук[и], стоит в начале слова.

- В середине слова.

- В конце слова.

-Индюк, книга, арбуз…и т.д.

7. Физминутка .

Проведём мы физминутку

Всем понравится она.

По дорожке, по дорожке

скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

скачем мы на левой ножке.

По тропинке пробежим

до лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

мы попрыгаем как зайки

Стоп. Немножко отдохнем.

И пешком домой пойдём.

8. Чтение текста. (Дифференцированная работа)

-В нашем классе есть ученики, которые читают не только слоги и слова, а уже целые тексты. Для них задания на карточках.

Вот ромашка - непростая.

А чудесная какая.

Букву лишнюю найдите.

Всем нам чудо покажите.

-Какая буква лишняя? (и).

10. Работа в тетради на печатной основе.

1. Раскрасьте все буквы И.

2. Прочитайте схемы к словам.

10.Видеоурок с тётушкой Совой.

-Какие слова вы запомнили на букву И

11. Итог урока.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

-Давайте подведём итог нашего урока.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

- Какой звук обозначает эта буква?

- Дайте характеристику этих звуков.

12. Самооценка учащихся. (Дерево настроения)

- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то прикрепите к дереву красное яблочко;


Цель: познакомить со звуками (д), (д*), их особенностями, с буквами Дд, с ролью звуков и буквы в русском языке.

Содержимое разработки

Урок обучения грамоте в 1 классе

Разработала и провела Маркарова Т.Р. – учитель начальных классов высшей категории

Цель: познакомить со звуками (д), (д*), их особенностями, с буквами Дд, с ролью звуков и буквы в русском языке.

Задачи: 1. Познакомить с согласными звуками (д), (д*), печатными буквами Д,д, строчной буквой д.

2.Учить дифференцировать согласные по твердости – мягкости.

3. Отработать элементы написания строчной буквы д.

4. Формировать навык чтения, обогащать словарный запас детей.

5. Развивать нравственные качества младших школьников.

Планируемые результаты:

Осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Ориентироваться в учебнике;

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Выразительно читать текст;

Учиться работать в паре;

Осмысленно, правильно читать целыми словами;

Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

Называть звуки, из которых состоит слово;

Определять роль букв гласных звуков, стоящих после согласных

Тип урока: комбинированный

Универсальные учебные действия.

Самостоятельное выделение и формулирование темы и познавательных целей.

Осознанное самостоятельное выделение новых звуков, соотнесение звука и буквы;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных).

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей).

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Групповая и индивидуальная оценка результатов работы.

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Оборудование: мультимедийная презентация, буквари, прописи №2.

1.Мотивационный

Ребята, здравствуйте. У нас на уроке присутствуют гости. Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению.

Нарисуйте и раскрасьте цветочек в ваших тетрадях (с.52) в соответствие с вашим настроением.

Рисуют и раскрашивают

Личностные (целеполагание), регулятивные

2. Определение темы урока.

- Сегодня к нам на урок пришли веселые ребята. Отгадайте их имена.

-Что общего в этих именах?

-На что похожа буква Д?

Д – это домик аккуратный Вот стоит дымок пуская,

С высокой крышею двускатной. Буква Д – труба печная.

- Какая тема урока?

Даша, Дима. Начинаются с буквы Д

Личностные (целеполагание), регулятивные

3. Целеполагание (1 мин)

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

- Вспомните, что мы обычно делаем для того, чтобы познакомиться с новой буквой?

- Молодцы, вы все правильно сказали.

Цель нашего урока познакомиться с буквой Д и звуками, которые она обозначает, а также узнать о ней как можно больше.

Изучать новые звуки и буквы.

Выделяем новый звук

Учимся читать и писать слова с этой буквой

Личностные (целеполагание), регулятивные

4.Актуализация знаний. (1 мин)

Что вы знаете о звуках русского языка?

Красным, синим, зеленым, колокольчик

Познавательные, регуля-тивные, коммуникативные

5.Открытие нового знания. (7 мин)

-Какие звуки слышим в начале слов Даша, Дима?

-Составьте схемы к словам

(Один у доски, остальные в тетрадях на с.52)

Даша и Дима предлагают вам речевую разминку:

Ду – до – да – гудят провода.

На с.98 прочитайте слова:

Да рад Ада Лида Андрей

Дам рада Дима Дина Александр

(Буквы Д, д, звуки д, д)

(Согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким)

Объясняют значение слов

Выделять звуки в слове, находить слова с заданными звуком, обозначать букву соответствующей схемой

6. Работа в прописи (3 мин)

С элементами каких букв схоже написание буквы Д

Отработка навыка письма

7. Физминутка (3 мин.)

8. Первичное закрепление (4+6)


Разделите слова на группы

Диме дала Мама ягоды

ягоды ел молоком с Дима

Делят на группы: твердые-мягкие

Записывают в тетрадь

Развивать навыки анализа и синтеза

Овладевать навыками самостоятельной работы

Наблюдать над значением слов

спринимать слово как объект изучения, материал для анализа

9. Самостоятельная работа

Соотнеси слово со схемой

Надя, Дима, дома, сады

Проверьте себя. У кого правильно – нарисуйте под схемами справа звездочку.

Выполняют в тетрадях на с.54

Закрепление

- Прочитайте слова (на доске).

- Какое слово может быть лишним и по какому признаку?

- На какие 2 группы можно разделить эти слова?

девочка, дятел, дерево, радио, дети, Дима, дудочка

Слово Дима может быть лишним, так как это имя собственное, а остальные нарицательные имена.

-одушевлённые и неодушевлённые

-слова, в которых 2 слога и 3 слога

-собственные и нарицательные

11.Рефлексия


Раскрасьте цветочек в ваших тетрадях (с.55) в соответствие с вашим настроением.

Читайте также: