Жидкое и твердое конспект занятия в старшей группе

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Мартьянова Мария Юрьевна

Населенный пункт: Республика Марий Эл, п. Советский

Цели:

  • Формирование представлений о твердых веществах и жидких.
  • Развитие умение наблюдать, сравнивать различные вещества.
  • Формирование действий превращения.

Материал: Кусочек льда, камень, стакан молока, стакан воды (на каждого ребенка). У воспитателя: стакан с водой, большой кусок льда квадратной формы, тазик с водой, камешек; картинка с изображением зимы и лета, корабля на волнах, водопада.

Ход занятия

Педагог показывает детям картинку с изображением зимы и спрашивает:

- Что это за время года?

В: а здесь какое время года?(показывает картинку с изображением лета).

В: Скажите, зима сразу превратится в лето?

Д: Нет, сначала зима, потом весна, потом лето.

В: Весной бывает холодно?

В: А тепло бывает?

Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна – это и зима, и лето одновременно: иногда холодно, но чаще тепло – солнышко светит, снег и лед начинают таять, все теплее и теплее на улице. А потом наступает …. (ЛЕТО). После лета наступает… (ОСЕНЬ). Осенью все холоднее и холоднее на улице, но иногда еще бывает тепло Осень – это уже не лето, но еще не зима – осень это и зима, и лето одновременно. А что бывает зимой? (СНЕГ, ЛЕД).

В: Они похожи? Можно камешком постучать по столу? А льдом можно постучать? Постучите по столу камешком, потом льдом. Какие они: камешек и лед?

В: теперь попробуйте сквозь кусочек льда посмотреть на свой пальчик. Возьмите лед, приложите его к глазу, посмотрите на пальчик. Вот так. (показать).

Дети смотрят сквозь лед на пальчик.

В: Видели пальчик? А теперь попробуйте также посмотреть через камешек. Что вы Видите?

Д: Ничего не видно.

В: Так чем отличаются камешек и лед?

Д: Лед прозрачный, а камешек не прозрачный.

Физкультминутка. Слова сопровождаются движениями.

Мы во двор пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную слепили,

Птичек крошками кормили.

А еще с горы катались.

А потом в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли

Педагог раздает детям стаканы с водой и молоком.

В: Что можно сказать про воду и молоко? Можно посмотреть сквозь молоко? Ну-ка, попробуйте.

А сквозь воду можно посмотреть? Что мы скажем про воду и молоко?

Д: Вода прозрачная, а молоко не прозрачное.

В: и так, вода прозрачная, как и лед. Давайте сравним лед и воду Кто скажет, какой лед? (ТВЕРДЫЙ). А вода какая? Давайте потрогаем воду и проверим.

Дети пробуют потрогать воду.

В: Ну что, получается? Можно потрогать воду. Пальцы проходят сквозь воду, и никак нельзя его пощупать. Что же можно сказать про воду?

В: Итак, лед твердый, вода жидкая. Что еще бывает жидким? (Компот, кисель, суп). А что бывает твердым? (Камнь, дерево). Где мы можем увидеть воду? На улице можем? (Да, когда идет дождь). А еще вода есть в речках, озерах, в море.

(Демонстрирует картинку, на которой изображен корабль на волнах.) В водопадах вода падает с большой высоты. (Демонстрирует картинку с водопадом.) Там, где много воды всегда есть волны. Давайте посмотрим на волны.

В: А теперь мы пощупаем лед и воду.

Кладет в тазик большой кусок льда. Лед плавает в оде. Дети трогают лед и воду.

Цели: Формирование представлений о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения.

Материалы: кусочек льда, камень, стакан воды (на каждого ребенка) . Картинки с изображением зимы и лета, схемы.

- Очень много превращений мы наблюдали в сказках. Иванушка превратился в козленочка, Снегурочка в облако. Превращения наблюдали и в живой природе: маленький ребенок -> взрослый человек; яйцо - > цыпленок -> курица т.д.

А есть ли превращения в неживой природе? Среди льда, камней снега, воды?

Давайте попробуем исследовать эту проблему и сделать определенный вывод.

Сравнение 2х времен года: зима и лето

- Перед вами, дети, 2 картинки с изображением разных времен года.

Что за время года вы видите на этой картинке? (Лето) – А здесь какое время года? (Зима) – Скажите зима сразу превратилась в лето? (Нет, сначала, наступает весна) . Весной бывает и тепло и холодно. Получается что весна это зима и лето одновременною. (Осень тоже)

Что бывает летом? (Тепло, купаемся, загораем)

- А зимой? (Холодно, снег, катаемся на санках, лед)

- Лед похож на камень? Он какой ?

3. Исследование свойств льда с помощью опытов.

Опыт 1 . – Дети, что перед вами? (лед, камушек) – Они похожи? Постучим по доске камушком, потом льдом. Какие они? (твердые)

Вывод: Лед твердый.

Опыт 2. – Возьмите кусочек льда приложите его к глазу, посмотреть на свой пальчик. – Видите пальчик? (Да) А теперь попробуйте так же посмотреть через камушек. Что вы видите? (Ничего не видно). – Так чем же отличается камень и лед?

Вывод: Лед прозрачный, а камешек не прозрачный.

Опыт 3. - Потрогаем лед рукой, какой он?(Холодный)

-Продолжаем. Проведите пальчиком по льду. Какой он? (Скользкий)

Вывод: Лед скользкий.

Опыт 4. –Подержите лед в руке. Что с ним происходит? (Он тает) – Почему? (Рука теплая)

Вывод: Лед при нагревании превращается в воду.

- А теперь узнает как лед ведет себя в воде?

- Вначале посмотрим через воду в стакане на пальчик. Что видим? Какая вода?

Вывод: Вода прозрачная, как лед.

Опыт 6. – Опускаем цветной лед в воду. Что видим? (Вода окрашивается)

-Почему? (Лед тает в воде, потому что она теплая. Лед плавает, так как легче воды.)

-Итак: Лед превращается в воду при нагревании; а вода превращается в лед при охлаждении, замерзании.

В виде схемы это превращение выглядит так:

Лед вода

Обобщение (по схемам)

Лед обладает свойствами: твердый, прозрачный, холодный, скользкий, плавает в воде, хрупкий. Лед при нагревании превращается в воду.

«Возьмите льдинку в ладошку, она стекает с пальцев тонкой струйк ой.

Лед – это замерзш ая твердая вода. Кубик льда, имеющ ий форму, при таянии

будет с кубиком льда, если ег о поместить в стакан с водо й? Он утонет, будет

плавать, может быть, сразу раствориться? Выслуша йте детей, а затем

проведите опыт. Л ед плавает в воде. Скажите д етям, что о н легче воды,

поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним

с водой , другой – пустой. И предложите аккуратно перелить воду из одного в

другой. Льется во да? Почему? Потом у, что она жидкая. Есл и бы вода не была

План - конспект по познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшей группы с показом презентации "Твердое - жидкое".

Оценить 1974 0

Интеграция образовательных областей:

Познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.

6. Формировать умение создавать льдинки из бумаги приемом обрывания, аккуратно и бережно относиться к материалам. (Художественно-эстетическое)

Методы и приемы:- практические: эксперименты, аппликация;

- наглядные: показ картинок;

- словесные: беседы, объяснение.

Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, дидактическое пособие; кусочки льда, камень, стакан молока, стакан воды (у каждого ребенка).

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование.

Логика образовательной деятельности

Подходят к компьютеру, включается презентация.

Дети рассматривают картинки

Беседа по картинкам:

Какое время года? (лето)

А здесь какое время года? (зима)

А что бывает зимой? (снег и лед) Снег какой? (белый, пушистый)

А лед, какой? (твердый, прозрачный)

Дети отвечают на вопросы.

Отвечают на поставленные вопросы

Лунтик пошел гулять и наши пальчики погуляют.

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

Выполняют движения по тексту.

Кто мне скажет, лед похож на камень? Давайте рассмотрим лед и решим на что он похож.

Раздает кусочки льда и камушки.

Они похожи? Можно камешком постучать по столу? А льдом можно постучать? Постучите по столу камешком, потом льдом. Какие они? (твердые).

Попробуйте, сквозь лед посмотреть на свой палец.

Видите палец? А теперь посмотрите через камешек? Что вы видите? (Ничего не видно.) Так чем же отличаются камешек и лед? (Лед прозрачный, а камешек непрозрачный.)

Дети рассматривают лед и камень.

Дети отвечают на вопросы.

Дети употребляют в речи прилагательное: твердый, прозрачный, непрозрачный.

Выражают свои мысли. Делают выводы.

Опускают и поднимают руки, находят к слову противоположное значение.

Находит к каждому слову противоположное слово

Беседа: (раздает стаканы с водой и молоком).

Можно посмотреть сквозь молоко? А сквозь воду можно посмотреть? Что можно сказать про воду и молоко? (вода прозрачная, молоко непрозрачное). Вода прозрачная как и лед.

Сравнивают лед и воду. Кто скажет: какой лед? (твердый),

А вода какая? (жидкая).

Давайте потрогаем воду. Можно потрогать воду? (Пальцы проходят сквозь воду и пощупать ее нельзя.) Что можно сказать про воду? (Вода жидкая) Что еще бывает жидким? (суп, кисель, сок, компот). А что бывает твердым? (камень, дерево, железо).

Дети рассматривают воду и молоко.

Отвечают на вопросы.

Дети обследуют жидкость и отвечают на вопросы.

Дети употребляют в речи прилагательное: твердый, прозрачная, непрозрачный, жидкая.

Выражают свои мысли. Делают выводы.

Называет слова: компот, кисель, вода, суп, сок, какао, чай, кубик, гвоздь, стульчик, бумага, пальто, подушка, одеяло и т. д.

Определяет жидкое и твердое состояние предметов.

Что интересного вы сегодня узнали? С чем познакомились?

Высказывают свое мнение.

Выражают свои мысли. Делают выводы.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: