Виды назначение и технические характеристики средств обнаружения пострадавших конспект

Обновлено: 05.07.2024

Глава 1. Общие сведения

Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС

Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)

Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим

Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций

Поиск пострадавших и оказание им первой помощи является главной задачей спасателей при ликвидации последствий ЧС. Поиск пострадавших начинается с ознакомления с результатами разведки, изучения зоны (места) проведения работ, характера ЧС и определения методики проведения поиска. При изучении места проведения работ используются географические и топографические карты, фотографии, проводится рекогносцировка изучаются метеосводки, животный и растительный мир, рельеф местности, дороги, перевалы, места стоянок пасек, пастбищ, водный режим, труднопроходимые места, населенные пункты, лавиноопасные участки, лесосеки. После изучения зоны проведения работ и характера ЧС спасатели выбирают оптимальную методику проведения поиска пострадавших. К числу основных способов поиска пострадавших относятся: визуальный, слуховой (звуковой), прочесывание местности, зондирование, поиск по следам, опрос очевидцев, поиск с воздуха, поиск с использованием специальных приборов, животных.

Слуховой (звуковой) способ. Когда визуальный поиск затруднен или не может использоваться, его проводят по получению звуковой информации от пострадавших. К основным звуковым сигналам относятся: разговор, крик, стон, плач, свист, дыхание, храп, хлопки в ладоши, топот, стук, выстрел, взрыв, звук двигателя, лай собаки, крик птицы.

Аварийно-спасательные средства – это специализированная техника и инструмент, оборудование и снаряжение, средства связи, защиты и оказания первой помощи пострадавшим и иные средства, предназначенные для спасения людей и проведения аварийно-спасательных работ. А.с.с. подразделяют на следующие группы: средства ведения спасательных работ, средства инженерного обеспечения, средства жизнеобеспечения, средства индивидуальной защиты.

Средства ведения спасательных работ включают: приборы связи и приборы поиска пострадавших, приборы радиационной и химической разведки, аварийно-спасательный инструмент и оборудование, спасательные транспортные средства, спасательные плавсредства.

Спасательные транспортные средства предназначены для сокращения сроков прибытия спасателей в зоны чрезвычайных ситуаций, обеспечения их работы различными средствами (аварийно-спасательными, медицинскими, противопожарными, приборами радиационной и химической разведки, средствами индивидуальной защиты и др. специальными средствами и оборудованием). К ним относятся:

  • мобильное аварийно-спасательное транспортное средство (МАСТС), поисково-спасательные машины (ПСМ-1П, ПСМ-1С, ПСМ-2П, ПСМ-2С), аварийно-спасательные машины (АСМ-41-01, АСМ-41-02, АСМ-45-03 идр.), разведывательно-спасательные машины (РСМ-41-02 и др.), машины специального назначения (водолазная станция АСМ-41-02АСВС и пиротехническая машина АСМ-41-02МПР), вездеходы-амфибии и снегоходы;
  • машины управлении и связи ППУ-41-03 (подвижный пункт управления), АСМ-41-02ОШ (оперативно-штабная), АСМ-41-02МССУ (специальной связи и оповещения), см. также Аварийно-спасательные машины.

Средства жизнеобеспечения используются для выполнения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых. В их число входят: быстровозводимые сооружения – пневмокаркасные модули, пневмокаркасные боксы, палатки каркасные модульные; нагреватели воздуха – жидкостные нагреватели воздуха, работающие на жидком топливе (дизельное, керосин); газовые нагреватели воздуха, работающие на газе (пропан, бутан); инфракрасные газовые нагреватели воздуха, работающие от бытовых газовых баллонов; средства водоснабжения: передвижные буровые установки (ПБУ-50М, ПБУ-200М), применяемые для устройства временных или постоянных скважин и колодцев с целью добычи подземных вод при ликвидации чрезвычайных ситуаций; передвижные фильтровальные станции (ВФС-2,5, ВФС-10, МАФС-3), используемые для очистки воды от естественных загрязнений, бактериальных средств, опасных химических и радиоактивных веществ с целью снабжения людей водой в полевых условиях, при ликвидации аварий, экологических катастроф, в зонах эпидемий; станции комплексной очистки воды (СКО-03БС, СКО-8БСК и др.); бытовые водоочистные установки, предназначенные для очистки природной и дополнительной очистки водопроводной воды; мотопомпы (МП-600А, МП-800Б и др.) для откачки воды из затопленных помещений и котлованов, забора и подачи ее из открытых водоисточников, используются при тушении пожара; резервуары для питьевой воды (РДВ-1300, РДВ-500 и др.); емкости для технических растворов (РДР-40, СБВ и др.).

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том I (А–И); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: Московская типография № 2, 2006.

ГОСТ Р 22.9.04-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

СРЕДСТВА ПОИСКА ЛЮДЕЙ В ЗАВАЛАХ

Классификация. Общие технические требования

Safety in emergencies. Means of finding people in the logjam. Classification. General technical requirements

Дата введения 2016-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ))

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает классификацию и общие технические требования к средствам поиска живых людей с различными принципами обнаружения, применяемым в завалах при проведении аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций (ЧС).

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.006 Система стандартов безопасности труда. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля

ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения

ГОСТ 12.1.010 Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.011 Система стандартов безопасности труда. Машины строительные, дорожные и землеройные. Общие требования безопасности

ГОСТ 20.39.108 Система общих технических требований по эргономике, обитаемости и технической эстетике. Номенклатура и порядок выбора

ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 27.003 Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 21964 Внешние воздействующие факторы. Номенклатура и характеристики

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 средства поиска людей в завалах, СПЛЗ: Технические устройства (приборы или системы) для распознавания и регистрации признаков живого человека, скрытого под слоем завала.

3.2 прибор поиска: Техническое средство, реализующее один из физических принципов поиска.

3.3 система поиска: Техническое средство, реализующее два и более физических принципа поиска.

3.4 аварийная среда: Среда, образованная действием разрушительных сил (факторов) на объекты в зоне чрезвычайной ситуации.

3.5 завалы: Аварийная среда из твердых элементов.

4 Общие положения

4.1 Классификация СПЛЗ построена на основе обобщения опыта нормативного обеспечения требований к СПЛЗ при их создании.

4.2 Целью классификации является распределение СПЛЗ по группам однородных признаков и свойственным им характеристикам для последующего их нормирования и формирования общих технических требований.

4.3 Отличительной особенностью типов СПЛЗ является распределение СПЛЗ по способу обнаружения.

4.4 Параметры типов определяют исходя из требований обеспечения наибольшей эффективности применения средств.

4.5 Применение (внедрение) классификационных характеристик проводят при обосновании следующих требований к СПЛЗ:

- требований назначения и эффективности;

- требований стойкости и живучести;

- требований функциональности - надежности, эргономичности, производительности;

- требований конструктивности [массы, мобильности, технологической оснащенности, способов применения (обнаружения), принципов поиска, исполнения].

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Safety in emergencies. Elimination of emergencies. General requirements

ПРЕДИСЛОВИЕ.

1. РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”.

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”.

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. № 654.

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

4. Стандарт разработан в обеспечение реализации Законов Российской Федерации “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”, “О пожарной безопасности”.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Нормативные ссылки

4. Общие положения

5. Общие требования

5.1 Разведка в зоне ЧС

5.2 Неотложные работы в зоне ЧС

5.3 Жизнеобеспечение населения в ЧС – по ГОСТ Р 22.0.02

5.4 Обеспечение процесса ликвидации ЧС

5.5 Организация и руководство ликвидацией ЧС

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к ликвидации природных, техногенных, биолого-социальных и военных чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Положения настоящего стандарта применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Настоящий стандарт применяется совместно с ГОСТ Р 22.2.04, ГОСТ Р 22.2.05, ГОСТ Р 22.3.01, ГОСТ Р 22.3.02, ГОСТ Р 22.3.03, ГОСТ Р 22.6.01, ГОСТ Р 22.9.02, ГОСТ Р 22.9.04.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.

ГОСТ Р 22.0.03-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.

ГОСТ Р 22.0.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.

ГОСТ Р 22.0.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.

ГОСТ Р 22.2.04-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила.

ГОСТ Р 22.2.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Нормируемые метрологические и точностные характеристики средств контроля и испытаний в составе сложных технических систем. Формы и процедуры их метрологического обслуживания. Основные положения и правила

ГОСТ Р 22.3.01-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования.

ГОСТ Р 22.3.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения. Общие требования.

ГОСТ Р 22.3.03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения.

ГОСТ Р 22.6.01-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования.

ГОСТ Р 22.9.02-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Режимы деятельности спасателей, использующих средства индивидуальной защиты при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования.

ГОСТ Р 22.9.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей в завалах. Общие технические требования.

3.1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1.1. биологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о биологической обстановке в зоне ЧС.

3.1.2. инженерная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных об инженерной обстановке в зоне ЧС.

3.1.3. медицинская разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о медицинской обстановке в зоне ЧС.

3.1.4. радиационная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о радиационной обстановке в зоне ЧС.

3.1.5. химическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о химической обстановке в зоне ЧС.

3.1.6. санитарно-эпидемиологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС.

3.1.7. пожарная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о пожарной обстановке в зоне ЧС.

3.1.8. санитарно-эпидемиологические мероприятия в зоне ЧС: поддержание санитарного состояния в зоне ЧС, проведение контроля за состоянием территории, в том числе систем водоснабжения, канализации, запасов продовольствия, канализирования объектов с применением средств экстренной профилактики, а также проведение в зоне ЧС работ по дезинфекции, детоксикации, дератизации и дезинсекции с целью предупреждения или ограничения возможности появления и распространения эпидемий и эпизоотий.

3.1.9. дезинфекция: Процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.

3.1.10. детоксикация: Разрушение во внешней среде токсинов, представляющих собой соединения бактериального, растительного и животного происхождения.

3.1.11. дератизация: Профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний или экономического ущерба от них.

3.1.12. дезинсекция: Процесс уничтожения вредных насекомых, сельскохозяйственных вредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими методами.

3.1.13. Остальные термины - по ГОСТ Р 22.0.02 – ГОСТ Р 22.0.05.

4.1. Ликвидацию ЧС проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны ЧС, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

4.2. Ликвидация ЧС включает следующие основные мероприятия:

- разведку с целью выявления вида ЧС, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне ЧС;

- анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне ЧС;

- принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- обеспечение процесса ликвидации ЧС;

- жизнеобеспечение населения и сил ликвидации ЧС.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.1.1. Основными видами разведки являются:

5.1.2. Общие требования к разведке, наблюдению и контролю:

- полнота и достоверность данных.

5.1.3. Биологическая разведка должна:

- определить масштабы и границы зон заражения;

- выявить источники, определить вид и характер заражения;

- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.

5.1.4. Инженерная разведка должна:

- определить состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;

- определить места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;

- определить состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;

- установить наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;

- установить нахождение пострадавших.

5.1.5. Медицинская разведка должна:

- выявить пораженных, их численность и состояние;

- наметить пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;

- определить районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.

5.1.6. Радиационная разведка должна:

- выявить источники радиоактивного загрязнения;

- определить характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;

- определить направления и районы с наименьшими уровнями радиации;

- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки;

- предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.

5.1.7. Санитарно-эпидемиологическая разведка должна:

- определить санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;

- предоставить необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина);

- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.

5.1.8. Химическая разведка должна:

- выявить источники химического загрязнения;

- определить вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;

- определить обходы участков химического заражения;

- предоставить необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;

- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.

5.1.9. Пожарная разведка должна:

- определить виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров;

- оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров;

- определить пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;

- выявить потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров;

- определить состояние систем противопожарного водоснабжения.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.2.1. Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью.

К аварийно-спасательным работам относят:

- работы, связанные с тушением пожаров;

- работы по ликвидации медико-санитарных последствий возникновения источников ЧС.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.2.2. Неотложные работы при ликвидации ЧС проводят с целью всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.2.3. Аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС проводят с целью локализации отдельных очагов повышенной опасности, устранения аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.2.4. Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС предусматривают:

- разведку в интересах проведения указанных работ;

- инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС;

- локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности;

- поиск, спасание, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;

- создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения в соответствии с ГОСТ Р 22.3.01;

- обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС;

- мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации ЧС.

5.2.5. Экстренную медицинскую помощь в зоне ЧС проводят с целью сохранения жизни и здоровья пораженных и предупреждения различных осложнений их состояния.

Экстренная медицинская помощь включает в себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных, лечебно-эвакуационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий.

Лечебно-диагностические и лечебные мероприятия предусматривают:

- проведение биологической и медицинской разведок;

- определение состояния пораженных, их диагностирование и сортировку;

- оказание пораженным первой медицинской помощи;

- оказание пораженным первой врачебной помощи;

- оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

- создание условий для последующего успешного лечения и реабилитации пораженных и больных в зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее;

- лечебно-эвакуационные мероприятия - по ГОСТ Р 22.3.02.

5.2.6. Санитарно-эпидемиологические мероприятия предусматривают:

- проведение санитарно-эпидемиологической разведки;

- установление характера инфекционной патологии;

- активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляцию и эвакуацию в инфекционные больницы из зоны ЧС;

- предупреждение заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС;

- выявление лиц, подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними;

- соблюдение мер, снижающих возможность рассеивания инфекции, предупреждения выноса инфекционных болезней из зоны ЧС;

- введение, при необходимости, системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации, карантина);

- проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации в зоне ЧС;

- осуществление экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям;

- проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения в зоне ЧС по предупреждению инфекционных заболеваний.

5.2.7. Охрана общественного порядка в зоне ЧС.

Охрану общественного порядка в зоне ЧС проводят с целью организации и регулирования движения транспортных средств, соблюдения установленного режима, а также воспрещения противоправных действий в зоне ЧС.

Мероприятия по охране общественного порядка предусматривают:

- организацию регулирования, обеспечение безопасности дорожного движения всех видов транспорта и техники в зоне ЧС, контроль за ее использованием;

- контроль за соблюдением установленного режима в зоне ЧС;

- пресечение массовых беспорядков, воровства и мародерства, распространения ложных слухов;

- охрану материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества населения;

- учет и передачу в соответствующие органы обнаруженных в зоне ЧС материальных ценностей;

- учет эвакуированного населения, пострадавших, погибших, опознание трупов.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.4.1. Обеспечение процесса ликвидации ЧС проводится с целью бесперебойного удовлетворения потребностей сил и населения при ликвидации ЧС, создания благоприятных условий для успешного выполнения мероприятий по ликвидации ЧС.

5.4.2. Основными видами обеспечения являются:

- радиационное и химическое;

5.4.3. Требования к обеспечению:

5.4.4. Инженерное обеспечение организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки для проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС.

5.4.5. Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведения комплекса медицинских мероприятий по ликвидации ЧС.

5.4.6. Противопожарное обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами.

5.4.7. Радиационное и химическое обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, с радиационным и химическим заражением и заражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный состав сил и население.

5.4.8. Транспортное обеспечение организуется в целях обеспечения беспрепятственного маневра силами и средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения.

5.4.9. Материальное обеспечение организуется в целях снабжения материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения.

5.4.10. Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в работоспособном состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации ЧС.

5.4.11. Финансовое обеспечение организуется в целях рационального и целенаправленного распределения финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия по ликвидации ЧС.

5.4.12. Метрологическое обеспечение организуется в целях поддержания в постоянной готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации ЧС.

5.4.13. Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрологических процессов, оценки их возможного влияния на действия сил и проведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС.

5.5.1. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется:

- в соответствии с планом предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых ими объектах и территориях;

- в соответствии с планом взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;

- установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС;

- по решению уполномоченных на то должностных лиц в соответствии с законодательными актами и субъектов Российской Федерации.

5.5.2. Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ. Их решения, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

5.5.3. Руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:

- о проведении эвакуационных мероприятий;

- об остановке деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;

- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;

Читайте также: