Социология труда конспект урока

Обновлено: 06.07.2024


2
УДК 331+658.3 (075.8)
ББК 65.24:60.5я73
Ш - 126 - Шабурова А.В. Экономика и социология труда: Конспект лекций. – Новосибирск, СГГА, 2006.
Данный конспект лекций подготовлен в соответствии с Государственным стандартом. Теоретические положения раскрываются по структурно- логической схеме; методологические основы современной экономики и социологии труда; экономические и социальные составляющие трудового процесса; планирование, аудит и социологические исследования в сфере труда.


11 1. Какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены?
(Труд как сознательная деятельность.)
2. Как эти продукты надо произвести, из каких ресурсов, с помощью какой технологии? (Труд как целесообразная, рациональная деятельность.)
3. Для кого эти продукты должны быть произведены? (Труд как общественно полезная деятельность.)
Итак, в самом общем виде труд можно определить как объективно присущую человеку сферу целенаправленной полезной деятельности по превращению природных, материальных и интеллектуальных ресурсов в продукт, необходимый для личного и общественного потребления.

Тип урока: урок-размышление.

I. Организационный момент

Поразмышляем и мы на эту тему.

1. Труд как вид человеческой деятельности.

2. Человеческий фактор производства.

3. Социальное партнерство.

II. Новый материал

Трудовая деятельность - явление многогранное. Попробуем сейчас убедиться в этом. Представьте себе, что вы, представители разных профессий, собрались на пресс-конференцию с целью рассмотреть процесс труда с точки зрения своей профессии. Как вы это сделаете?

Итак, представьте труд с позиции экономиста, психолога, правоведа, социолога, философа.

Конечно, никто таким образом трудовую деятельность не изучает, эти науки обязательно пересекаются между собой, необходимо комплексное исследование, чтобы получить объективную картину. Для успешности в работе разделимся на три творческие группы.

1. Труд как вид человеческой деятельности

- Группа 1, работая с п. 1 § 19, рассмотрите процесс труда как вид человеческой деятельности. Итоги работы представьте наглядно.

Труд как вид человеческой деятельности


Общие свойства трудовой деятельности:

• Набор трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах. В настоящее время в результате введения новой техники и современных технологий в содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонным и творческим, ручным и механическим.

• Трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности. Речь идет о профессионализме - хорошем владении своей профессией, квалификации - степени готовности к какому-нибудь виду труда, степени готовности. Чтобы стать профессионалом, человеку нужно:

• обладать деловой честностью;

• Характеризуется материально-техническими условиями труда:

• Характеризуется способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования. Люди трудятся сообща, коллективно, при этом возникает необходимость в разделении труда.

• Характеризуется структурой управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение участников. Речь идет о трудовой дисциплине, технологической дисциплине, договорной дисциплине. Важными составляющими являются инициатива и исполнительность.


2. Человеческий фактор производства


3. Социальное партнерство

В процессе трудовой деятельности возникают социально-трудовые отношения между работниками и работодателями. Они могут развиваться в двух направлениях:

- Группа 3, работая с п. 3 § 19, исследует природу социального партнерства и представят свою работу графически.

image60

Механизм социального партнерства дает возможность решать спорные вопросы посредством переговоров, на базе разумного компромисса.

Отличительные черты социального партнерства:

• участие наемных работников в управлении предприятиями в разных организационных формах;

• переговорный характер урегулирования возникающих между сторонами разногласий и противоречий;

• наличие механизмов и правовых институтов по согласованию интересов партнеров на разных уровнях;

• согласование между партнерами на высшем уровне разделения доходов и социально-экономической политики в целом;

• снижение уровня и смягчение трудовых конфликтов в форме забастовок и локаутов.

image61

- Представьте труд как вид деятельности.

- Почему в своей схеме вы на первое место поставили интересы, а не цели?

- Что может быть мотивом для трудовой деятельности?

- Почему в современных условиях меняются требования к человеческому фактору?

- Представьте, что вы руководитель предприятия. Что вы сделаете, чтобы улучшить работу своего предприятия? При ответе используйте материалы учебника на с. 202.

- Как происходит становление социального партнерства в России?

Выучите § 19, выполните задания.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Лекция №5 Социология труда

№ слайда 1

Лекция №5 Социология труда

План Социология труда: основные категории;Мотивация труда;Повышение эффективност

№ слайда 2

План Социология труда: основные категории;Мотивация труда;Повышение эффективности труда: проблемы, методы.

1) Социология труда: основные категории

№ слайда 3

1) Социология труда: основные категории

Социология труда — отрасль социологии, изучающая социально типичные процессы, ко

№ слайда 4

Социология труда — отрасль социологии, изучающая социально типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его социальной активности, взаимоотношениях людей и социальных групп в производственных коллективах.Социология труда исследует поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду (в узком смысле).

Предмет социологии труда – общественный труд.

№ слайда 5

Предмет социологии труда – общественный труд.


№ слайда 6

Отрасли социологии труда: Социология организации;Социология профессий;Социология

№ слайда 7

Отрасли социологии труда: Социология организации;Социология профессий;Социология производственного коллектива;Социально-психологические исследования трудовой деятельности…

Процесс труда включает: Деятельность человека, или сам труд;Предмет труда, т.е.

№ слайда 8

Процесс труда включает: Деятельность человека, или сам труд;Предмет труда, т.е. то, на что направлена эта деятельность;Орудия производства, которыми человек воздействует на этот предмет.

Индивидуальный труд – индивидуальное рабочее место, круг обязанностей и функций;

№ слайда 9

Индивидуальный труд – индивидуальное рабочее место, круг обязанностей и функций;Индивидуальная трудовая деятельность – элемент экономического разделения труда.


№ слайда 10

Организация труда – форма, способы и порядок соединения живого и овеществленного

№ слайда 11

Организация труда – форма, способы и порядок соединения живого и овеществленного труда.Содержательность труда – выражает социально-психологическую структуру труда.Стимулирование труда – система материального и морального поощрения, вознаграждение за трудовое усилие.

2) Мотивация труда

№ слайда 12

2) Мотивация труда

Мотивация труда (от франц. Motif – побуждение) – это побуждение к активной трудо

№ слайда 13

Мотивация труда (от франц. Motif – побуждение) – это побуждение к активной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении важных для человека потребностей.

Трудовая мотивация – это процесс выбора и обоснования способа участия человека в

№ слайда 14

Трудовая мотивация – это процесс выбора и обоснования способа участия человека в производственной деятельности.

Мотивы трудового поведения: Мотивы по обеспечению жизненно важных благ;Мотивы пр

№ слайда 15

Мотивы трудового поведения: Мотивы по обеспечению жизненно важных благ;Мотивы призвания;Мотивы престижа.

3) Повышение эффективности труда: проблемы, методы.

№ слайда 16

3) Повышение эффективности труда: проблемы, методы.

Прогрессивные методы организации труда: Расширение должностных обязанностей, отв

№ слайда 17

Прогрессивные методы организации труда: Расширение должностных обязанностей, ответственности и возможностей участия рабочего в принятии управленческих решений;Оперативная смена рабочих мест и функций в течение дня или недели;Расширение объема выполняемых операций и принятие более напряженных заданий;Свободная организация рабочего режима и применение гибкого графика рабочего дня;Периодические профессиональные перемещения и совмещения смежных профессий.

Социальные факторы, влияющие на экономические результаты деятельности коллектива

№ слайда 18

Социальные факторы, влияющие на экономические результаты деятельности коллектива: Улучшение санитарно-гигиенических и психофизиологических условий труда;Оснащение бытовых помещений, организация и культура рабочего места, развитие мед. обслуживания и системы питания;Рационализация режимов труда и его гуманизация, охрана труда и улучшение техники безопасности.

Социальное управление – сознательное, планомерное научное регулирование обществе

№ слайда 19

Социальное управление – сознательное, планомерное научное регулирование общественных отношений и социальных процессов.

Уровни управления: Превращение труда в жизненную потребность, развитие демократи

№ слайда 20

Уровни управления: Превращение труда в жизненную потребность, развитие демократии и самоуправления;Совершенствование общественных отношений.

Труд как объект социологического изучения.

Труд – это процесс целесообразной деятельности человека, который направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд есть основное условие сохранения и развития общества и жизнедеятельности человека. Воздействуя на окружающую среду и приспосабливая ее к своим потребностям, люди обеспечивают свое существование, а также создает условия для прогресса общества. Именно труд определяет положение индивида в обществе.

Процесс труда – явление сложное, многоаспектное и является предметом изучения целого ряда наук, каждая из которых рассматривает его под специфическим углом зрения. Социологический аспект исследования заключается в изучении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.

Рассматривая труд как базовый социальный процесс, социология труда раскрывает его социальный характер, формы организации и условия труда, в которых он протекает, изучает отношение человека к труду, ценностные ориентации людей, мотивацию и стимулирование труда, удовлетворенность людей этим процессом, социальную защиту работников и другие стороны труда.

Под социальными процессами в трудовой деятельности принято понимать функционирование и изменение социальных групп, коллективов и отдельных работников. На макроуровне принято выделять следующие социальные процессы: процесс преодоления различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, рабочим классом и крестьянством, процесс превращения труда в первую жизненную потребность. Важнейшими социальными процессами в сфере труда, по Дикаревой А.А. и Мирской Н.И., являются:

1.Сам труд, как базовый социальный процесс.

2.Интегративные процессы: образование, руководство, уровень сплоченности, стимулирование труда.

3.Ценностно-ориентационные процессы (мотивация, адаптация).

4.Изменяюще-поддерживающие процессы (трудовая мобильность).Социально-трудовые отношения, а также различные социальные явления и процессы в условиях труда и изучает социология труда.

Таким образом, предметом изучения социологии труда, как специальной социологической теории, является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные явления и процессы в сфере труда.

Цель данной социологической теории – исследование социальных процессов, разработка рекомендаций по регулированию, управлению и прогнозированию этих процессов, направленных на создание оптимальных условий для функционирования и развития общества, коллектива, индивида в сфере труда и достижение сочетания их интересов. Задач социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения социально-экономических проблем общества и личности.

Категории социологии труда.

Социология труда, также как и другие отрасли социологического знания имеет свой категориальный аппарат. Рассмотрим некоторые из них:

Характер труда отражает социальную сущность труда и выражает отношение человека к своей трудовой деятельности. Характер труда – это социально-экономическое качество труда, которое представляет собой связи и отношения, отражающие степень развития общественной природы труда. Т.е. это связи между индивидуальным и общественным трудом, способ соединения работника со средой производства, способ включения индивидуального труда в совокупно-общественный, взаимосвязь между отдельными видами труда, взаимоотношения работников по поводу труда. Характер труда воспроизводит социально-ролевые функции конкретного труда, т.е. формы, проявляющиеся в общественной определенности людей, принадлежащих к различным социальным группам. Индивид вступает в трудовые отношения, совершает трудовое действие не только для удовлетворения своих потребностей, но для удовлетворения потребностей других людей. И также получает возможность удовлетворить свои потребности за счет трудовой деятельности других индивидов. Качественные различия между профессиями, таким образом, фиксируют место индивида в общем производстве, следовательно характер труда выступает критерием межклассовых различий, обусловленных различием в различных сферах жизнедеятельности: культурно - техническом уровне, в участии в управлении производством и общественной жизни, в уровне материального благосостояния, способе проведения свободного времени и т.д.

Характер труда обусловлен его содержанием, т.е. функциональными особенностями конкретного вида трудовой деятельности, зависящими от предметов, средств и продуктов труда. Иными словами, содержание труда – это социально-техническая характеристика, которая учитывает вид труда (физический или умственный, организаторский или исполнительский, самоорганизованный или регламентированный, сложный или простой); степень разнообразия трудовых функций; уровень технической оснащенности; уровень творческих возможностей.

Содержание труда предъявляет определенные требования к способностям индивида, его образованию и квалификации. Содержание труда влияет на отношение к труду, удовлетворенность и мотивацию к труду и является одним из главных факторов, характеризующий возможности развития личности в трудовой деятельности и определяющий реализацию творческих, умственных и физических способностей человека.

Следующей важной социальной характеристикой труда является его условия. Условия труда – это совокупность особенностей орудий и предметов труда, состояние производственной среды и организации труда, оказывающих существенное влияние на здоровье, настроение и работоспособность индивидов. Социологи уделяют огромное значение изучению условий труда, поскольку именно они влияют на отношение работника к труду, на удовлетворенность трудом, на культуру труда, увеличение текучести кадров, падение престижа той или иной профессии, а порой даже и человеческие потери.

Процесс труда имеет и свою социально-психологическую структуру, которая включает такие важные категории как отношение к труду, мотивация труда, удовлетворенность трудом и др.

Не всякий результат трудовой деятельности зависит от уровня развития профессионального мастерства и физических возможностей. Он может зависеть от отношения человека к труду. В основе данной категории лежит ощущение осмысленности труда, то есть некий оценочный элемент. Здесь можно выделить положительное, отрицательное и индифферентное отношение. Хотя, разделение этой категории на вышеперечисленные виды условно. Отношение к труду характеризует стремление (или отсутствие его) человека максимально проявлять свои физические и духовные силы, использовать свои знания и опыт, способности для достижения определенных количественных и качественных результатов. Отношение к труду – сложное в структурном отношении явление и выражается внешне через реальное трудовое поведение работника, а также включает в себя внутреннюю мотивацию под влиянием осознанных потребностей и оценку трудовой деятельности.

Факторы формирования отношения к труду социологи делят на объективные и субъективные. Объективные факторы – это внешние условия, существующие независимо от желания человека. К ним обычно относят социальные и экономические условия, характер общественных отношений, форма собственности. Например, частная собственность, как доказывает практика, сказывается на положительном отношении к труду. Кроме того, это условия труда, его стимулирование, морально-психологическая обстановка в коллективе, средства массовой информации, самостоятельность деятельности и т.д.

Объективные факторы воздействуют на людей неодинаково. Именно поэтому, люди, работающие в рамках одной трудовой организации и находящиеся в одинаковых условиях, по-разному относятся к труду. Одни – с полной отдачей сил и реализацией творческих способностей, другие – с большой ленью, напряжением, безынициативно. Здесь сказываются субъективные факторы – жизненные идеалы, психотип человека, общая и профессиональная культура, предшествующий опыт, демографические характеристики (пол, возраст, национальность), социальные особенности (образование, семейное положение), степень осознания значимости своего места в коллективе и своей трудовой деятельности.

Следующей важной категорией является мотивация труда, под которой подразумевают процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации. Любой руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. А для этого они применяют в работе принципы мотивации. В основе мотивации лежат потребности человека. Мотивация через потребности сложна, так как структура потребностей человека определяется его местом в социальной структуре и ранее приобретенным опытом. Следовательно, между людьми существует множество различий в отношении тех потребностей, которые для них важны. Известный ученый А.Маслоу вывел 5 уровней потребностей: физиологические, экзистенциальные (в безопасности существования, стабильность условий жизнедеятельности, уверенность в завтрашнем дне), социальные (в принадлежности к группе, в общении, дружбе и т.д.), духовные (в самовыражении), престижные (в признании со стороны других).

При рассмотрении социально-психологических отношений в трудовом коллективе важным для социологов является проблема трудовой адаптации. Трудовая адаптация – социальный процесс освоения человеком трудовой ситуации, приспособление его к трудовой среде. Адаптированность человека обычно проявляется в эффективности его деятельности, росте социальной активности, удовлетворенности трудом и отношении к нему и т.д.

Трудовой коллектив. Специфика социологического подхода к его изучению.

Основным видом социальной общности в сфере труда выступает трудовой коллектив. Трудовой коллектив есть организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану, представляющая собой систему узаконенных требований и стандартов поведения, формально заданных и закрепленных ролевых предписаний.

По мнению Радугина А.А., “структура трудового коллектива - это пространственное, временное образование. Ее элементы распределены в организационном пространстве. Топография организационного пространства подразумевает четыре типа разделения:

1. Географическое распределение работников, по цехам, отделам и т.д., помещения которых отделены друг от друга.

2. Функциональное - каменщик, нормировщик и т.д. они могут размещаться в одном географическом пространстве, но функционально они разделены и, следовательно, у них разные роли и интересы.

3. Статусное - распределение по позициям, месту в социальной группе.

4. Иерархическое - по месту в управлении. Нормы формальной структуры предписывают обращаться за решением вопроса к непосредственному начальнику, а не через его голову” Функциями трудовых коллективов являются производственная, совладельческая (на средства производства), управленческая, социальная, воспитательная.

Специфика социологического изучения трудового коллектива состоит в использовании специальных социологических и социально-психологических методов при изучении процессов и явлений, протекающих внутри коллектива. Социологи изучают социальную структуру организации (функционально-производственную, профессионально-квалификационную, демографическую), ее изменение, выявляют позитивные и негативные тенденции в динамике социальных групп, разрабатывают меры, направленные на оптимизацию социальных процессов, прогнозируют потребности в кадрах, стабилизацию коллектива. Кроме того в круг изучаемых социологией трудовых коллективов проблем входят проблемы, связанные с условиями, содержанием и организацией труда, социальная защита работников, перспективы развития трудового коллектива, проблемы его выживания, трудовое поведение, трудовая адаптация работников в коллективе, неформальные отношения и морально-психологический климат. Также одной из важных проблем, возникающих в трудовом коллективе являются конфликты.

Трудовые конфликты.

Трудовой конфликт – это достаточно распространенное явление на предприятиях. Конфликт в трудовом коллективе есть неэффективный путь разрешения возникших в процессе труда противоречий. Такого рода конфликты внутри коллектива имеют множество негативных последствий – ухудшение морально-психологического климата, социального самочувствия человека в трудовой среде, отрицательное или индифферентное отношение к труду, снижение мотивации и удовлетворенности трудом, свертывание деловых контактов вопреки функциональной необходимости, умышленное и целенаправленное деструктивное поведение на разрушение определенных общественных связей, организации, культуры, традиций, установки на индивидуалистическое поведение, падение производительности труда и многое другое. Но конфликты можно рассматривать и в позитивном ключе. Например, через конфликты индивиды получают социальный опыт, знания, в конфликте разрешаются накопленные негативные настроения, благодаря конфликтам официально признается какая-либо проблема.

Причины конфликтов в коллективе делятся на объективные (т.е. объективные недостатки, слабости, ошибки в организации труда) и субъективные (особенности и настроения людей). Эти причины можно также рассматривать более конкретно, исходя из тех противоречий, которые лежат в их основе:

Проблемы распределительных отношений

Сложности функционального взаимодействия – чем сложнее дифференциация и кооперация трудовой деятельности, чем активнее и ответственнее отношение самих людей к ней, тем вероятнее столкновения.

Ролевые противоречия. Субъекты трудовых и организационных отношений, выполняющие противоположные задачи и функции, имеют свои представления по поводу ролей друг друга. Если исполнение своей роли одного человека не соответствует представлению о данной роли другого, то это приводит к конфликту.

Лидерство, т.е. борьба за власть, за выполнение престижных ролей, за сохранение работы и т.д.

Несовместимость, или существенные различия в характерах субъектов, которые препятствуют их нормальным отношениям.

Половозрастной состав коллектива, причем многие считают, что межполовые различия могут вызывать конфликтные ситуации, а другие, – что они способствуют улучшению этих отношений. Что касается возраста здесь могут возникнуть следующие конфликтные ситуации – недооценка опыта старшего поколения молодыми, и наоборот; ревностное отношение старших к успехам молодых; недопонимание молодыми специфику работы старшего поколения, обвинение их в излишнем консерватизме.

Социальные различия – сословно-классовые, национальные, расовые, политические, религиозные и др.

Разрешение конфликта – одна из главных задач социолога. Здесь можно применить как межличностные, так и структурные методы.

Таким образом, социология труда - наука и теоретическая и прикладная. Одна из главных задач ее - научить руководителя предприятия повышать эффективность производства за счет использования человеческого фактора. Сделать так, чтобы труд для человека был в радость, то есть был интересным и привлекательным.

Список используемой литературы:

1. Афонин А.С. Трудовое поведение: социолого-экономический анализ. - Киев, 1991.

2. Аитов Н.А., Раисов Е.Р. Отношение к труду в переходный период. Алматы, 1994.

3. Габдуллина К.Г. Социология труда. Алматы, 1996.

4. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. М., 1989.

1. Комозин В.Н., Кравченко А.И. Популярная социология. М., 1990.

2. Кравченко Л.И. Трудовые организации. Структура. Функции. Поведение. М., 1991.

Читайте также: