Конспект урока гуси лебеди 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

Познавательные универсальные учебные действия:
– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
– понимать фактическое содержание текста.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
– воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении;
– принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.

Личностные универсальные учебные действия:
– первоначальные представления об отраженных в литературных текстах нравственных понятиях, таких как доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность;
– способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
– доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

Регулятивные универсальные учебные действия:
– осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

Оборудование: учебник “Литературное чтение” В.Ю.Свиридова, текст сказки напечатанный на отдельном листке, дерево Добрых дел, мультимедиа.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души –
До чего ж мы хороши!

Актуализация знаний

– Посмотрите на рисунок. Что делает белочка?

(Угощает дятла шишкою.)

– Почему она решила поделиться шишкою с дятлом?

(Видно, что дятлу холодно и голодно.)

– Как вы думаете, почему радуются бельчата и солнышко?

(Они рады добрым делам белки.)

– Подумайте, какими вырастут бельчата?

(Они будут добрыми и отзывчивыми, как их мама.)

– По вашему мнению, добрые дела могут сделать злого человека добрее?

– Вчера мы познакомились с русской народной сказкой “Гуси – Лебеди”. Кто в этой сказке отрицательный герой?

Слайды 3, 4, 5

– А кто такая Баба – Яга?

– Как вы думаете, почему бабушка превратилась в Бабу – Ягу?

(В её жизни было мало добра.)

– Может ли этот герой стать лучше от добрых дел?

– Чему нам надо научиться сегодня?

(Находить нужные отрывки в тексте сказки.)

– Какую задачу поставим на урок?

(Превратить Бабу – Ягу в добрую бабушку при помощи наших добрых дел.)

3. Работа по тексту сказки.

– Выделите зелёным карандашом предложения, где говорится о первых мгновениях встречи с героями сказки, от помощи которых она сначала отказалась.

(Дети работают на листке с напечатанной сказкой, раскрашивая нужный отрывок заданным цветом.)

– Назовите их в порядке встречи с девочкой.

– Выделите красным карандашом предложения о том, что предлагали они девочке, и причину её отказа.
– Молодцы!

– Посмотрите, как похорошела Баба – Яга!

– А сейчас я предлагаю вам порадовать её букетиком цветов, какая женщина не любит цветы!

Слайд 8. Гимнастика для глаз.

– О, чудо! Посмотрите, разве эта бабушка похожа на Бабу – Ягу? (Слайд 9)

Давайте попробуем ещё порадовать нашу Бабушку – Ягу знанием русского народного творчества. Русский народ сложил много поговорок и пословиц о добре. Восстановите пословицы, выбрав одно из предложенных слов.

Слайды 10, 11, 12

– Посмотрите, что сделала наша забота с Бабой – Ягой! (Слайд 13)

Это теперь не Баба – Яга, а Бабулечка – Ягулечка!

Скажите, какой была бы сказка, если бы героиней была бы Бабулечка – Ягулечка!

(Доброй, она спасла бы братца, и привела его домой.)

– Объясните смысл пословицы, на примере волшебного превращения Бабы – Яги в добрую бабушку.

У заботливого садовника всякое деревце плоды приносит.

(Добрые дела способны даже из самого закоренелого злодея сделать милого человека.)

– Заботливым садовником может стать каждый из вас. Перед вами дерево Добрых дел, напишите одно доброе дело и прикрепите его на дерево.

(На доске висит большое дерево без листьев, у каждого ребенка на парте лежит листок, на котором он пишет одно доброе дело и прикрепляет его к стволу, получается одно большое дерево Добрых дел.)

– Спасибо. Дома, при желании, вы можете рассказать о волшебстве добра родителям, а кто хочет – написать рассказ, чтобы он заканчивался пословицей: Добро украшает человека.

Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей!

Конспект урока литературного чтения

Цель: Развивать внимание, память, навыки чтения, умения анализировать текст, отвечать на вопросы по тексту.

Задачи: Научиться читать и анализировать произведение.

Личностные УУД:

-осуществляют собственную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

Метапредметные:

а) регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, применяют правила в планировании способа решения.

б) познавательные: находят и выделяют необходимую информацию из различных источников в разных формах

в) коммуникативные: умение работать в парах, вести диалог, аргументируют свою точку зрения и оценку событий, признают различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение

--научатся читать, выражая настроение героев, характеризовать героев сказки, соотносить качества героев с их поступками, называть русские народные сказки и их героев:

- научатся рассказывать сказку по иллюстрации, соотносить пословицу и сказочный текст, оценивать свои достижения.

I. Организационный момент.

Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Сегодня мы продолжаем путешествие по дорогам сказок.

II. Проверка домашнего задания.

III. Постановка цели урока:

– Какие виды сказок, мы с вами знаем? (Бытовые, о животных)

– Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому…

Оценить 2699 0

Урок чтения в 1 классе

Цели: 1.способствовать расширению знаний у детей о волшебных сказках, о волшебных существах, о волшебных предметах;

2.содействовать формированию у детей навыков работы с текстом;

3.создавать условия для формирования у детей нравственных качеств: доброта, вежливость.

-Сегодня на уроке мы продолжим работать со сказками. С какими сказками мы познакомились на прошлых уроках?

2. Викторина.

- Назовите, из какой сказки этот зачин.

- Узнай, из какой сказки отрывок инсценируют дети.

- Кто автор этих сказок?

- Какие это сказки?

3. Рассказ о волшебных сказках.

Героиня сказки, с которой мы сейчас познакомимся, тоже оказалась в беде. Как это произошло, почему и кто ей помог, выручил её из беды, - обо всем этом вы узнаете, прослушав сказку.

4. Знакомство с содержанием сказки (чтение учителем).

5. Проверка первичного восприятия.

- Понравилась вам сказка?

- Какая беда случилась с братцем?

- Кто выручил его из беды?

- Кто помог девочке?

6. Словарная работа.

Кликала – громко кричала

Причитывала – плакала, приговаривая

Шкодить – озорничать, вредить чем-то

Жилиная – страшная, старая, вся в жилах

Устьице – отверстие в печке, через которое кладут в неё дрова, ставят чугун

(хоровое чтение по слогам)

7. Чтение сказки по частям, работа над содержанием.

- Почему случилась беда: гуси-лебеди унесли братца?

- Могло ли это не случиться?

- Старшие в сказках часто запрещают младшим что-то делать, чтобы с ними не случилось чего-либо плохого. Если младшие нарушают запрет, то происходит беда. Найдите в тексте народные слова и выражения, которые помогают почувствовать, как девочка переживает беду (выборочное чтение).

С этой беды, с переживаний девочки и начинаются события в сказке. Читая сказку дальше, мы понаблюдаем за поведением героини, за её отношением к окружающим, попытаемся разобраться, почему спасение братца для неё оказалось таким не простым делом. Сейчас послушаем следующий эпизод, в котором говорится о начале поисков братца, и найдите в тексте выражения, указывающие место, где происходит действие, куда полетели гуси-лебеди.

- Где происходит действие? (в чистом поле)

- Что же это за птицы такие странные гуси-лебеди? Посмотрите на красочные изображения гуся и лебедя и попытайтесь соединить их и представить, как могли бы выглядеть волшебные гуси-лебеди.

-
Нравятся ли вам эти птицы?

- Кто приказывал им творить зло?

- Эти злые силы вредят людям. Только ли гуси-лебеди и Баба-Яга виноваты в том, что произошло с братцем и девочкой, как же девочке удалось спасти братца и почему это произошло не сразу. На эти вопросы мы и попробуем ответить.

- Что повстречалось девочке в начале пути?

- Почему печка не помогла девочке?

- Каким тоном, как разговаривала девочка с печкой?

- Что повстречалось девочке после печки?

- Почему яблонь не помогла девочке?

- Как, каким тоном разговаривала девочка с яблонею?

- Что повстречалось девочке после яблони?

- Почему речка не помогла девочке?

- Каким тоном разговаривала девочка с речкою?

- Какие из волшебных предметов подходят к этим эпизодам по настроению? (демонстрация картин)

- Сколько волшебных предметов в этой сказке?

- В сказках часто встречается число три. И в этой сказке три волшебных предмета. Девочка неласково, пренебрежительно отвечала на просьбы волшебных предметов, обидела, огорчила их, какие они стали грустные.

- Как бы вы попросили печку, яблоньку и речку?

- Вот поэтому впереди её ждали серьёзные испытания, и от неё самой зависело, выдержит ли она эти испытания, изменит ли отношение к окружающим, сумеет ли спасти братца.

- Кого повстречала девочка?

- Почему еж помог девочке?

- Почему девочка так поступила? (она поняла, что ежик ей тоже не поможет, если она будет разговаривать с ним грубо). Девочка становится добрее.

- Где нашла девочка своего братца?- Страшно ли было девочке?

- Почему девочка пересилила свой страх?

- Ей, конечно, страшно, но ведь в избушке сидит братец, которого нужно спасти, во, что бы то ни стало. Сестра одерживает победу над собой: она пересиливает свой страх и спасает братца. И волшебные предметы тоже меня свое отношение к девочке., они становятся другие.

- Почему речка, яблоня, печка откликнулись на беду девочки, когда она бежала с братцем домой?

- Как она обращалась к ним?

- Обращение матушка – уважительное отношение, а сударыня с почтением. Чудесные предметы не просто помогают девочке спасти братца, они радуются за неё, довольны той победой, которую героиня одержала над собой. Волшебные предметы улыбаются нам с этих рисунков.

8. Актуализация знаний.

- Что же девочка испытала и поняла?

- О чем же эта сказка?

- Когда все откликаются на беду?

- Приведите примеры из жизни.

9. Итог урока. Домашнее задание.

- Подготовить рисунок к отрывку, по выбору.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Материал поможет расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Учащиеся познакомятся . Подробнее.

Спасибо большое за Ваш отзыв, нам очень приятно! Цели и задачи непосредственно прописаны в конспекте. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательные: формировать умения извлекать информацию из текста; развивать умения проводить наблюдения и делать самостоятельно выводы.

Коммуникативные: владеть диалогической речью.

Регулятивные: планировать свои действия.

Личностные: оценивать поступки героев, ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Организационный момент

Распрямитесь! Удивитесь! Улыбнитесь!

И за парты тихонько садитесь.

Проверка домашнего задания

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

Изучение нового материала

1. Подготовка к восприятию учащихся к изучению нового материала

Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)

2. Работа над сказкой

Выразительное чтение сказки учителем.

3. Первичная проверка понимания детьми сказки

Что в сказке было волшебного?

Назовите действующих лиц сказки.

Кто из них вам понравился?

Что велели родители девочке, уходя на работу?

Что сделала девочка?

Что случилось потом?

4. Работа над пословицей

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Не важно, как ты начнешь и

пройдешь путь, главное как ты его закончишь)

Какие еще пословицы подходят к сказке, которую мы сегодня изучаем?

Правильное начало — половина дела.

Зачин дело красит.

Не начавши — думай, а начавши — делай.

Хорошее начало — половина дела.

Не дорого начало, а похвален конец.

Сперва подумай, а потом начинай.

5. Составление плана сказки

На сколько частей можно разделить сказку?

Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее.

На доске появляется запись:

Потеря брата.

В избушке у Бабы Яги.

Возвращение домой.

V. Физкультминутка

Сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте у своих мест. Проверим,

насколько вы внимательны.

Учитель называет персонажи. Если этот персонаж использован в сказке «Гуси - лебеди, дети прыгают на месте два раза, если нет – хлопают два раза в ладоши (Печка, кошка, ложка, мышка, девочка, яблоня, утка, речка, каша, мальчик, гуси, лиса, волк, Баба Яга)

VI. Рефлексия

1. Беседа

Мы с вами прочитали сказку и из нее узнали, что происходит с братом и

сестрой. Но в сказке нет их описания, какие они. Какими они вам представляются?

Читайте также: