Искусство вокруг нас конспект урока 8 класс музыка

Обновлено: 07.07.2024

Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э. Кашековой.

Тема урока. Искусство вокруг нас.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие устойчивой потребности в общении с искусством;

- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности;

- общее представление о природе искусств, специфике выразительных средств;

- развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти зрительной и слуховой;

- осознанное применение специальной терминологии;

- иметь личностно- оценочные суждения о роли и месте искусства в жизни.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия;

- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания;

- взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Направленные на достижение личностных результатов:

- формирование основ уважительного отношения к мировой культуре;

- формирование целостного взгляда на мир;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.


Содержимое разработки

Искусство вокруг нас.

К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, — живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную, литературу, театр, танец, кино.

М. Врубель. Микула Селянинович и Вольга

Сцена из балета

Сцена из балета

В. Боровиковский. Портрет сестер Гагариных Все разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представления, верования людей — все это передается человеком в художественныхобразах. Искусство помогает человекув выборе идеалов и ценностей. И такбыло во все времена. Искусство — этосвоеобразный учебник жизни.

В. Боровиковский. Портрет сестер Гагариных

Все разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представления, верования людей — все это передается человеком в художественныхобразах. Искусство помогает человекув выборе идеалов и ценностей. И такбыло во все времена. Искусство — этосвоеобразный учебник жизни.

М.Клодт. Скульптура на Аничковом мосту. Санкт-Петерьург


 Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о комичности и трагичности жизни . Посмотрим ,как одну и ту же тему раскрывают художник , музыкант , поэт, танцор.

Каждый вид искусства говорит на

своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о комичности и трагичности жизни .

Посмотрим ,как одну и ту же тему раскрывают художник , музыкант , поэт, танцор.

Сквозь летние сумерки парка По краю искусственных вод Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывёт… Головка ее шелковиста, И мантия снега белей, И дивные два аметиста Мерцают в глазницах у ней. И светлое льется сиянье Над белым изгибом спины. И вся она как изваяние Приподнятой к небу волны Николай Заболоцкий

Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица, дева, дикарка –

Высокая лебедь плывёт…

Головка ее шелковиста,

И мантия снега белей,

И дивные два аметиста

Мерцают в глазницах у ней.

И светлое льется сиянье

Над белым изгибом спины.

И вся она как изваяние

Приподнятой к небу волны

Николай Заболоцкий

Михаил Врубель

Михаил Врубель

Сен-Санс

Сен-Санс

Анна Павлова

Анна Павлова

Покрова на Нерли То ли храм, то ли сказка, То ль поклон да привет Из стариной Руси, То ли белая лебедь Заснула случайно, И назвали ее – Покрова на Нерли.

Покрова на Нерли

То ли храм, то ли сказка,

То ль поклон да привет

Из стариной Руси,

То ли белая лебедь

Заснула случайно,

И назвали ее –

Покрова на Нерли.

 Задание : Опишите какие виды искусства окружают вашу жизнь

  • Опишите какие виды искусства окружают вашу жизнь


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: Искусство вокруг нас

ЦЕЛЬ : дать учащимся представление об искусстве, что оно вокруг нас.

Какие же виды искусства существуют?

Я предлагаю сейчас вам совершить путешествие в древние времена, когда человек только начинал осознавать себя, изобретал слова, окрылялся пропетой песней, вырезал на стене контуры животных.

В ту далёкую пору творческая деятельность человека не подразделялась на виды искусства – музыка была неразрывно со стихом, песня – с танцем, пантомимой и даже рисунком. Да, ребята, с рисунком. Ведь прежде, чем человек научился писать, он свои мысли изображал рисунками (предметы, явления, животных, да и самих себя). Существует историческое свидетельство о том, как

СКИФЫ ПРИСЛАЛИ ЦАРЮ ФАРИЮ ПИСЬМО С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПТИЦЫ, МЫШИ , ЛЯГУШКИ И ПЯТИ СТРЕЛ , ЧТО ОЗНАЧАЛО: ЕСЛИ ПЕРСЫ НЕ УМЕЮТ ЛЕТАТЬ, КАК ПТИЦЫ, ПРЯТАТЬСЯ В ЗЕМЛЕ, КАК МЫШИ, ПЕРЕПРЫГИВАТЬ ЧЕРЕЗ БОЛОТА, КАК ЛЯГУШКИ, ТО СКИФЫ ПЕРЕБЬЮТ ИХ СВОИМИ СТРЕЛАМИ

Требовалась большая работа ума, чтобы расшифровать такие послания, это сейчас достаточно быть просто грамотным человеком, чтобы прочесть любой текст. Однако и сейчас необходимо иметь мудрость и воображение, чтобы понять произведения искусства.

Долгие столетия прошли с тех пор, когда искусство начинало свой путь, облик его неузнаваемо преобразился. Дело не только в том, что совсем иными стали краски, которыми пользуются художники, что музыканты играют на других инструментах, а поэты пользуются совершенно новыми словосочетаниями. Изменился сам мир искусства. Каждое из его видов образовало как бы собственное гос-во, со своей историей, географией, населением и языком. И для того, чтобы изучить хотя бы один видов ис-ва, люди тратят многие и многие годы.

Никакая наука не даётся таким трудом, как наука творчества. Что же это означает?

Понимать искусство можно по разному. Если пытаться разгадать тайны мастерства, техники художника, для этого нужно много учиться, стать профессионалом. А если стремиться понять смысл произведения, то здесь требуется чуткость и внимание , воображение и наблюдательность . Вот почему не обязательно быть музыкантом, художником и писателем, чтобы любить хорошую музыку, с удовольствием ходить в музеи и читать книги.

Искусство может быть понято многими людьми. Давайте попробуем понять это.

ПЕРЕД ВАМИ РЯД РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА. НАЗОВИТЕ ИХ, ПОЖАЛЙСТА. (уч.стр.6-9)

А теперь внимательно посмотрим на экран. Какие виды искусства представлены здесь, что между ними общего.

Учитель. Обратите внимание, что искусства различны, а тема одна. Таким образом:

ТЕМА - ЭТО ТО, ЧТО ПРИСУТСТВУЕТ ВО ВСЕХ ВИДАХ ИС-ВА,ЭТО ИХ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ, ИДЕЯ.

РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ И ИСПОЛНЕНИЕ.

Что такое осень - это небо,
Плачущее небо под ногами.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был.

Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень - темная даль.

Что такое осень - это камни,
Верность над чернеющей Невою.
Осень вновь напомнила душе о самом главном,
Осень, я опять лишен покоя.
Осень вновь напомнила душе о самом главном,
Осень, я опять лишен покоя.

Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень - темная даль.

Что такое осень - это ветер
Вновь играет рваными цепями.
Осень, доползем ли, долетим ли до ответа
Что же будет с родиной и с нами?
Осень, доползем ли, долетим ли до рассвета,
Осень, что же будет завтра с нами?

Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень - темная даль.

Тает стаей город во мгле,
Осень, что я знал о тебе?
Сколько будет рваться листва,
Осень вечно права.

Каждый вид искусства говорит на своём языке. Он нам повествует о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира, красоте человеческой души, о высоте помыслов и устремлений.

Домашнее задание: Учебник – стр.6-9, текст песни наизусть, выучить любое стихотворении про осень.

Искусство - часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. Живопись, архитектура, скульптура, музыка, художественная литература, танец, кино - всё это виды искусства. По специфическим признакам искусство можно разделить на 3 группы:

1. Пластические (пространственные) виды искусства: изобразительные (живопись, графика, скульптура); конструктивные (архитектура, дизайн); декоративно-прикладные. Образцы этих видов искусств воспринимаются нами целиком в пространстве.

2. Временные: музыка (вокальная и инструментальная); литература (фольклор, поэзия, проза). Содержание произведений этого типа разворачивается во времени, мы не можем единовременно охватить всё произведение целиком.

3. Пространственно-временные: театр, кино, танец. В них объединяются черты первых двух типов произведений.

В процессе изучения курса мы будем больше внимания уделять музыке, но обращение к произведениям других видов искусства помогут нам в её понимании.

Говоря о любом из видов исусства, мы не можем обойтиcь без понятия "стиль". Это слово произошло от греческого "стилос" (палочка для письма) и означает почерк, совокупность характерных черт, приёмов, способов, особенностей творчества. Различают стили эпохи (исторический), национальный (стиль определённого народа), индивидуальный (принадлежащий отдельному мастеру).

Язык любого искусства помогает услышатьв произведении голос художника, многовековую удрость народа. Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись - цветом, графика - линией и пятном, скульптура - объёмом, музыка - звуком и интонацией, танец - пластикой, литература - словом. Есть и общие черты, присущие различным видам искусств. Это - композиция, форма, ритм, тон, интенсивность.

Чтобы научиться разбираться во всём многообразии искусств, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определённому стилю, направлению.

Послушайте фрагменты музыкальных произведений различного стиля. Какой эмоциональный отклик они у вас вызывают?


С. Прокофьев "Танец рыцарей" из балета "Ромео и Джульетта", 20-й век
_________________________________________________________________________________

Наука и искусство - две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всём протяжении его существования. Учёных и деятелей искусства объединяют мысль и творчество как историческкая память человечества. Однако наука и искусство решают разные задачи. Наука изучает объективные законы мироздания, искусство - отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.

В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Главной темой искусства во все времена был человек. Все искусства рассказывают нам о человеке своего времени тем языком и в том стиле, которые присущи времени их создание. И восприятие произведений искусства не может быть одинаковым у разных людей. В музыкальном произведении, стихотворении, картине каждый человек видит то, что близко именно ему.

Удивительна личность основоположника художественной культуры Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452 - 1519). В этом человеке соединилось множество талантов, относящихся к самым разным сферам науки и искусства. Более подробно об интересах и деятельности гениального итальянца можно узнать, перейдя по ссылке.

Всмотритесь в самую известную картину Леонардо да Винчи - "Джоконда". Этот шедевр произвёл ошеломляющее впечатление на современников художника. И до сих пор он считается символом загадки мира и внутренней жизни человека.Такой же загадки, как музыка Вольфганга Амадея Моцарта.

Читайте также: